НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 24.05.2019 № 2А-2415/19

Дело № 2а-2415/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2019 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Белоусовой О.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по Курчатовскому району г. Челябинска к Лимаренко Алексею Викторовичу о взыскании задолженности по налогу, пени,

установил:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Курчатовскому району г. Челябинска (далее по тексту ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Лимаренко А.В. о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 642 руб., пени в размере 12,43 руб., налога на имущество за 2015 год в размере 12 руб., пени в размере 0,23 руб., транспортного налога за 2016 год в размере 5752 руб., пени в размере 111,40 руб., земельного налога за 2014,2015 года в размере 81 руб., пени в размере 7,84 руб.

Дело на основании пункта 2 статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из имеющихся материалов дела установлено, что Лимаренко А.В. является собственником автомобиля Мицубиси Лансер, государственный номер , Мицубиси Оутлендер 3, государственный номер земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, садового дома, расположенного по адресу: <адрес><адрес> квартиры, расположенной по адресу: <адрес><адрес>

На имя Лимаренко А.В. ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска составлялось налоговое уведомление от 06 августа 2016 года, в котором ему предлагалось произвести оплату до 01 декабря 2016 года: транспортного налога за 2015 год в размере 17255 руб. (за Мицубиси Лансер, государственный номер , исходя из расчета 98 *7,70 руб. (налоговая ставка) =755 руб., за Мицубиси Оутлендер 3, государственный номер исходя из расчета 220 руб. *75 руб. (налоговая ставка) =16500 руб.), а также оплату земельного налога за 2015 год за земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, в размере 69 руб., исходя из расчета 30880 руб. (налоговая база) *0,3% /12 мес. *9 мес., а также имущественный налог за 2015 год за два садовых дома, расположенный по адресу: <адрес> в размере 21 руб., исходя из расчета (16049 руб. *0,1%) + (5305 руб.*0,1%), за квартиру. расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, в размере 2085 руб., исходя из расчета 359473 руб. *0,22/12/3 мес. +359473 руб. *0,7%/12/9 мес., а также за квартиру, расположенную по адресу: <адрес><адрес>75 (л.д.9).

Также на имя Лимаренко А.В. ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска составлялось налоговое уведомление № 20549880 от 12 октября 2017 года, в котором ему предлагалось произвести оплату до 01 декабря 2017 года: транспортного налога за 2016 год в размере 5752 руб. за транспортные средства Мицубиси Лансер, государственный номер и Мицубиси Оутлендер 3, государственный номер , земельный налог за 2016 год в размере 12 руб. (3841 руб. *0,3%), налог на имущество за 2016 года за квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в размере 642 руб. (641716 руб. *0,1%), также был пересчитан налог на имущество по налоговому уведомлению , налог за садовый дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> в размере 12 руб. (л.д. 10).

В адрес Лимаренко А.В. направлено требование об уплате недоимки по земельному налогу в размере 69 руб. и пени по земельному налогу в размере 7,61 руб. (л.д. 7), сроком уплаты до 10 января 2018 год (л.д. 7).

Также в связи неоплатой налогов Лимаренко А.В. было выставлено требование об уплате налога по состоянию на 14 февраля 2018 года, в котором указывалось на необходимость в срок до 03 апреля 2018 года произвести уплату транспортного налога за 2016 год в размере 5752 руб., пени за неуплату транспортного налога в размере 111,40 руб., а также налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 642 руб. (за квартиру) и за садовый участок размере 12 руб., а также пени по налогу на имущество за квартиру в размере 12,43 руб. и за садовый домик в размере 0,23 руб., а также земельный налог за 2016 год в размере 12 руб. и пени по земельному налогу в размере 0,23 руб. (л.д. 8).

Данные уведомления и требования были направлены ответчику в личный кабинет налогоплательщика (л.д.11).

На основании заявления о вынесении судебного приказа, поступившего в адрес мирового судьи судебного участка Курчатовского района г. Челябинска, поступившего на судебный участок 21 сентября 2018 года, мировым судьей 21 сентября 2018 года был вынесен судебный приказ о взыскании с Лимаренко А.В. в пользу ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска недоимки по транспортному налогу в размере 5752 руб., пени по транспортному налогу в размере 111,40 руб., недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 642 руб. и 12 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 12,43 руб. и 0,23 руб., земельный налог в размере 81 руб. и пени в размере 7,84 руб., в общей сумме 6618,90 руб.

Определением этого же мирового судьи от 09 октября 2018 года судебный приказ от 21 сентября 2018 года отменен ввиду поступления от должника заявления о его отмене (л.д. 25).

Статьей 57 Конституции РФ предусмотрена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили (ст. 358 НК РФ).

В статье 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Подпункт 2 п. 1 ст. 401 НК РФ к объектам налогообложения относится расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) жилое помещение (квартира, комната).

Соответственно, поскольку Лимаренко А.В. в 2014-2016 году принадлежали на праве собственности объекты недвижимого имущество, земельные участки и транспортные средства, следовательно, в силу упомянутых выше правовых норм, он является плательщиком транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные судна, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно ч. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 года № 2015-0 Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, что само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков.

Таким образом, продажа (утрата) транспортного средства без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статей 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

В пункте 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 ГК РФ).

В пункте 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) закреплено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной названным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (п. п. 2 и 3 ст. 2 названного Федерального закона).

Аналогичные положения содержит Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Исходя из указанных правовых норм, по общему правилу, поскольку государственная регистрация прав на недвижимые объекты является единственным доказательством существования зарегистрированного права, то плательщиком земельного налога является лицо, которое в ЕГРН указано как обладающее правом собственности на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним права на соответствующий земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на данный земельный участок.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Исходя из положений ст. ст. 363, 409 НК РФ транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2014-2016 года подлежали уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 01 октября 2016 года и 01 декабря 2017 года (л.д. 9,10).

При этом, поскольку на основании ст. ст. 362, 408 НК РФ сумма транспортного налогов, земельного налога и налога на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом, на последнего в соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ возлагается обязанность не позднее 30 дней до наступления срока платежа направить налогоплательщику налоговое уведомление, которое в силу п. 4 ст. 52 НК РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Также в порядке п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

С учетом пп. 1, 6 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Из материалов дела усматривается, что налоговые уведомления и требования направлялись в адрес налогоплательщика через личный кабинет налогоплательщика (л.д. 11).

В порядке п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с абз. 2 приведенного пункта, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абз. 3 этого же пункта).

Таким образом, правовым обстоятельством для разграничения применения вышеуказанных норм и соответственно исчисления срока для обращения в суд является установление наличия отсутствия превышения общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов 3000 руб. в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования.

Абзацем 2 п. 3 ст. 48 НК РФ также предусмотрено, что требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Принимая во внимание, что сумма недоимки по налогам за 2014-2016 год и задолженности по пеням превысила 3000 руб. по требованиям об уплате налога в срок до 03 апреля 2018 года, то в силу абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ срок для взыскания общей задолженности истекал 03 октября 2018 года.

Как указывалось выше, с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился к мировому судье 21 сентября 2018 года, т.е. в предусмотренный законом срок. В районный суд с настоящим административным иском налоговый орган обратился 01 апреля 2019 года - также в течение шести месяцев после отмены мировым судье 09 октября 2018 года судебного приказа.

Таким образом, сроки для обращения налогового органа в суд, установленные ст. 48 НК РФ, не нарушены.

На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции недоимка по налогу и задолженность по пеням Лимаренко А.В. не оплачены.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней (ст. 72 НК РФ). В ч. 3 ст. 75 НК РФ определено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Поскольку материалы дела не содержат сведений об уплате административным ответчиком взыскиваемой с него недоимки по налогам, а также задолженности по пеням, арифметический расчет суммы которых последним не оспорен, проверен судом первой инстанции и признан верным, требование ИФНС России по Курчатовскому району г. Челябинска о взыскании задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2016 год в размере 642 руб., пени в размере 12,43 руб., налога на имущество за 2015 год в размере 12 руб., пени в размере 0,23 руб., транспортного налога за 2016 год в размере 5752 руб., пени в размере 111,40 руб., земельного налога за 2014,2015 года в размере 81 руб., пени в размере 7,84 руб., подлежит удовлетворению.

Поскольку исковые требования ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска к Лимаренко А.В. удовлетворены, то суд считает необходимым взыскать с административного ответчика госпошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск Инспекции Федеральной налоговой службы России по Курчатовскому району г. Челябинска к Лимаренко Алексею Викторовичу о взыскании задолженности по налогу, пени удовлетворить.

Взыскать с Лимаренко Алексея Викторовича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 642 руб., пени в размере 12,43 руб., налога на имущество (садовый дом) за 2015 год размере 12 руб., пени в размере 0,23 руб., транспортный налог за 2016 год в размере 5752 руб., пени в размере 111,40 руб., земельный налог за 2014,2015 год в размере 81 руб., пени в размере 7,84 руб.

Взыскать с Лимаренко Алексея Викторовича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Курчатовский районный суд г. Челябинска в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий О.М. Белоусова

Курчатовский районный суд г.Челябинска

Дело № 2а-2415/2019.

Копия верна. Мотивированное решение изготовлено 24.05.2019

Решение не вступило в законную силу 24.05.2019 г.

Судья:

Секретарь: