НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Курчатовского районного суда г. Челябинска (Челябинская область) от 11.11.2016 № 2А-7142/2016

Дело № 2а - 7142/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2016 года г. Челябинск

Курчатовский районный суд г. Челябинска в составе:

председательствующего судьи Мещерякова К.Н.,

при секретаре Лемберг О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Корневой С. В. к ГУ УПФР РФ по Курчатовскому району г. Челябинска о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Корнева С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к ГУ УПФР РФ по Курчатовскому району г. Челябинска, согласно которого просит признать недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного ГУ УПФР РФ по Курчатовскому району г. Челябинска.

В обоснование административного иска Корнева С.В. указала на то, что в отношении её, как предпринимателя, незаконно вынесено оспариваемое постановление о взыскании страховых взносов, поскольку она в спорный период предпринимательской деятельностью не занималась, кроме того, находилась в декретном отпуске по уходу за ребенком (л.д. 7-10).

Административный истец Корнева С.В. судебном заседании поддержала требования, по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель ГУ УПФР РФ по Курчатовскому району г. Челябинска –Щурова Н.А. с административным иском не согласилась, просила в удовлетворении административного иска отказать, считает, что заявителем пропущен срок обращения в суд с административным иском, административным ответчиком предоставлен письменным отзыв на административное исковое заявление Корневой С.В.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, на

деленные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований. Исходя из положений ч. 1 ст. 227 КАС РФ, суд

принимает одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (п.п. 1) или об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными (п.п. 2).

Исходя из положений ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанности по доказыванию нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, соблюдение сроков обращения в суд лежит на лице, обратившемся в суд, а обязанность по доказыванию соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения лежит на органе, организации, лице, наделенных государственными или иными публич

ными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 212 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» индивидуальным предпринимателем является физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование – это индивидуально-возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является установление трудовой пенсии.

Исходя из положений ст.ст. 18, 28 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Согласно свидетельства Корнева С.В.ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 26).

Таким образом, Корнева С.В., как лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, в силу положений ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» являлся страхователем по пенсионному и социальному страхованию и плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» вышеперечисленная категория страхователей уплачивает соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В силу ч. 3 ст. 16 вышеуказанного Закона, сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", плательщиками страховых взносов являются индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Согласно п. 2 ст. 60 Федерального закона N 212-ФЗ взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами ПФ РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов осуществляет ПФ РФ и его территориальные органы (ст. 3).

Согласно п. 8 ст. 15 Закона, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.

Поскольку Корнева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, состояла на учете в Пенсионном фонде, она, в соответствии с подп. 2 п.1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу п. 2 ст. 14 обязан был своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Как следует из материалов дела, ввиду невыполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на сумму 24 179 руб. 22 коп., в отношении Корневой С.В. административным ответчиком вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании общей суммы страховых взносов в размере сумму 24 179 руб. 22 коп. (л.д. 62,63).

Обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса, не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов и прекращается с даты государ

ственной регистрации прекращения деятельности. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган

с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с ней прав и обязанностей.

В силу положений ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регистрация прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня предоставления документов. При добровольном прекращении предпринимательской деятельности государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу со дня внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Налоговая инспекция выдает свидетельство о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 года N 211-О, в случаях, когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.

Вместе с тем, допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что такие обстоятельства исключительного характера, не позволившие Корневой С.В. отказаться от статуса индивидуального предпринимателя после фактического прекращения своей деятельности, в том числе нахождение Корневой С.В. в декретном отпуске по уходу за ребенком, имели место в спорный период, истцом не представлено.

Процедура прекращения статуса индивидуального предпринимателя, установленная Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" истцом не соблюдена, с заявлением о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в налоговый орган Корнева С.В. обратилась лишь в сентябре 2015 года, ввиду чего снята с учета в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 48).

Периоды освобождения от уплаты страховых взносов, в том числе уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет, предусмотрены ст. 14 Закона № 212-ФЗ.

Однако, освобождение от уплаты страховых взносов по вышеназванным основаниям носят заявительный характер и должны быть подтверждены соответствующими документами.

Кроме того, ребенок административного истца – Корнев С.В., ДД.ММ.ГГГГ

г.р. достиг полутора лет в 2013 году, а не в период 2014 года, за который взыскивались страховые взносы.

В связи с тем, что истец в спорные периоды не подавал заявлений об освобождении его от уплаты страховых взносов по вышеназванным основаниям и таких доказательств суду не представлено, а обязанность по уплате страховых взносов законодателем увязывается только с наличием у физического лица статуса индивидуального предпринимателя, то в силу вышеприведенных норм истец обязан был платить страховые взносы в пенсионный фонд, независимо от того, что фактически деятельность в качестве индивидуального предпринимателя им не осуществлялась.

Нарушений действующего законодательства при вынесении оспариваемого постановления судом не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется.

Других доводов, свидетельствующих о неправильности вынесенных административным ответчиком оспариваемого постановления, в административном исковом заявлении не содержится.

Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости отказа Корневой С.В. в удовлетворении административного искового заявления.

Поскольку судом не установлено, что административным истцом пропущен срок подачи административного искового заявления в соответствии со ст. 219 КАС РФ, у суда нет оснований для отказа в удовлетворении иска по основаниям, предусмотренным пропуском срока обращения в суд с настоящим иском.

Руководствуясь ст. ст. 14, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении административного иска Корневой С. В. к ГУ УПФР РФ по Курчатовскому району г. Челябинска о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца, через Курчатовский районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>