24RS0031-01-2023-000034-97
Дело №2-263/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Курагино 12 июля 2023 г.
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Романовой А.В.,
при ведении протокола помощником председателя суда Назимовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Юдиной Ольги Ивановны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на перерасчет страховой пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Юдина О.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению –Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о перерасчете страховой пенсии, взыскании компенсации, мотивируя заявленные требования тем, что истец является получателем Страховой пенсии по старости с 02.06.2014 года, размер ее пенсии в настоящее время составляет 14771, 17 руб. В период с 19.08.1985 по 17.06.2022 истец состояла в трудовых отношениях с работодателем МБОУ Курагинская СОШ № 3 в должности учителя математики. Согласно приказа № 111-ЛС МБОУ Курагинской СОШ № 3 от 10.06.2022 истец была уволена из МБОУ Курагинской СОШ № 3 с 17.06.2022 на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по собственному желанию. В октябре 2022 г. истец индексацию пенсии не получила в связи с чем, 16.10.2022 она обратилась в Клиентскую службу в пгт. Курагино Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю с заявлением о перерасчете пенсии на основании того, что истец в период с 17.06.2022 по 22.08.2022 не была трудоустроена. Решением Ответчика в перерасчете пенсии истцу было отказано. Из ответа Отделения ПФ РФ по Красноярскому краю от 24.11.2022 года следовало, что согласно сведениям из АИС ПФР-2 Юдина О.И. уволена из Муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ Курагинская СОШ № 3 с 17.06.2022 и вновь принята в это учреждение с 23.08.2022. По сведениям информационного портала (ИПК ВИР) в июле 2022 года Юдина О.И. осуществляла работу к КГКСУ «Центр оценки качества образования». Согласно записям, содержащимся в представленной мною трудовой книжке, датой окончания трудовой деятельности в МБОУ Курагинская СОШ № 3 является 17.06.2022г., что также подтверждается приказом МБОУ Курагинская СОШ № 3 от 10.06.2022г. № 111-ЛС о прекращении (расторжении) трудового договора с истцом с 17.06.2022. С 23.08.2022 истец возобновила трудовую деятельность трудоустроившись в МБОУ Курагинская СОШ № 3, что также подтверждается приказом МБОУ Курагинская СОШ №3 от 23.08.2022г. №145- ЛС о приеме истца на работу. Таким образом, период отсутствия у истца какой-либо трудовой деятельности составляет один полный месяц — с 17.06.2022 по 23.08.2022. Согласно справке Краевого государственного казенного специализированного учреждения в «Центр оценки и качества образования» (далее — КГКСУ ЦОКО) от 07.11.2022 № 279, истец привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации в качестве организатора в пункте приема проведения экзамена с 07.06.2022 по 22.06.2022 на основании приказа Министерства образования Красноярского края от 19.05.2022 № 323-11-05 без заключения трудового договора и договора гражданско-правового характера с КГКСУ ЦОКО. В июле 2022 года на основании личного заявления и представленных документов в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации, Приказом КГКСУ ЦОКО № 274-гиа от 25.07.2022 года была назначена выплата в размере 3056 рублей 00 копеек за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации с 07.06.2022 по 22.06.2022 года. Выплата компенсаций производится в установленные Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п сроки. Соответственно ЮКСУ ЦОКО была подана отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ в августе 2022 года. Кроме того, согласно Справке о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 18.12.2022 № 101-22-004-3343-2511 суммарный размер страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (размер пенсии после прекращения трудовой деятельности работающего пенсионера) составляет 24400, 04 руб. Разница между фактически выплачиваемой страховой пенсией и вышеуказанной составляет: 24400,04 руб. - 14 771,17 руб. = 9628,87 руб. Таким образом, за период с 01.07.2022 по 31.12.2022 задолженность Ответчика перед истцом с учетом перерасчета составляет: 9628,87 руб. х 6 месяцев = 57773,22 руб. Просила признать право Юдиной Ольги Ивановны на перерасчет страховой пенсии в связи с прекращением осуществления трудовой деятельности с 01.07.2022, взыскать с Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в пользу Юдиной Ольги Ивановны: компенсации с учетом перерасчета страховой пенсии за период с 01.07.2022 по 31.12.2022, в размере 57773,22 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Определением Курагинского районного суда от 19.04.2023 произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ-ОПФ РФ по Красноярскому краю на надлежащего ответчика Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Красноярскому краю (далее – ОСФР по Красноярскому краю).
Определением Курагинского районного суда от 23.05.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Министерство образования и науки Красноярского края и МБОУ «Курагинская СОШ № 3».
Истец Юдина О.И. в судебное заседание не явилась, о дате рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в сообщении представленном в суд наставила на удовлетворении исковых требований в полном объеме, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, ранее в судебном заседании пояснила, что выплата КГКСУ «Центр оценки качества образования» был произведена Юдиной О.И. в связи с тем, что на экзаменах, 4 раза в мая и июне 2022 года, она была включена в комиссию по приему экзаменов в качестве организатора. Она осуществляла указанную деятельность до увольнения из МБОУ «Курагинская СОШ № 3», последний экзамен был 15.06.2022 года, а 17.06.2022 года она уволилась. КГКСУ «Центр оценки качества образования» перечислил ей компенсацию за участие в проведение государственной итоговой аттестации с 07.06.2022 по 22.06.2022 года в июле или августе 2022.
Представитель ответчика ОСФР по Красноярскому краю Рамбургер О.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя. Представила в суд письменные возражения из которых следует, что Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» наряду с условиями назначения страховой пенсии по старости и фиксированной выплаты к ней предусматривает механизмы ежегодной корректировки размера страховой пенсии и ежегодной индексации фиксированной выплаты к ней (ч. 20 - 22 ст. 15, ч. 6, 7 ст. 16 и ч. 10 ст. 18 Закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ размер страховой пенсии в 2019 - 2024 годах корректируется с 1 января каждого года. Пунктом 3 ч. 2 ст. 18 Федерального загона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального загона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии но старости, при ее назначении, предыдущее перерасчете предусмотренном настоящим пунктом. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года. В соответствии с н. 4 указанной статьи максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при данном перерасчете страховой пенсии учитывается в размере 3,0. Порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной 1 деятельности определен статьей 26.1 Федерального закона от.28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Так, согласно часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-1 ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5-8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном ч. 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получены сведения, представленные страхователем (ч.6 ст. 26.1 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ). Согласно п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Указанные сведения заполняются по утвержденной форме. Порядок заполнения формы «Сведения о застрахованных лицах» (СЗВ-М) утвержден постановлением Правления ПФР от 15 апреля 2021 № 103п (ранее действовало постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п). Кроме того, в целях реализации ст. 19 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 № 211н утверждена Инструкция «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах» (ранее действовала Инструкция от 21.12.2016 г. N 766н). Таким образом, исходя из нормативно-правового регулирования следует; что сведения о работающих застрахованных лицах предоставляются страхователями ежемесячно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в установленные сроки, по определенной форме, как правило, в электронной виде. На территории Российской Федерации на каждое застраховавши лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет (п.1 ст. 6Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательною пенсионною страхования»). Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательною пенсионного страхования» сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица (п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федераций»). Частью 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» на страхователя возложена обязанность в Пенсионный фонд Российской Федерации предоставить сведения о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федераций о налогах и сборах начисляются страховые взносы). В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на оснований приказов и других документов по учету кадров. Согласно ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РоссийскойФедерации» страховые взносы - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Статьей 14 Федерального закона от 15.12.2001№ 167-ФЗ«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов. Согласно п. 2ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объект обложения взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховки порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых. взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В силу Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование” полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 1 января 2017 г. переданы налоговым органам. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездной и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому застрахованному лицу в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете страховых взносов, которые за период его трудовой деятельности уплачивались страхователями (Определение КС РФ от 5 февраля 2004 г. N 28-0 и от 4 марта 2004 г. N 49-0). Положениями Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Инструкции «О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 766н, предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» н установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях до их обнаружена пенсионным фондом и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные). Кроме того, в настоящее время действует Порядок осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет утвержден постановлением Правления РФ от 15.10.2019 № 519п, а также Административный регламент предоставлении Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от зарегистрированных лиц заявлений о корректировке сведений индивидуальной (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденный постановлением Правления ПФР от 28.06.2021 № 232п. В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплате к страховой пенсии учетом повышения индексированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуальной (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Пунктом 9 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена. Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п утвержден размер и Порядок выплаты компенсации педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, основного государственного экзамена, государственного выпускного экзамена (далее по тексту - Порядок от 07.08.2018 № 452-п). В соответствии с Порядком от 07.08.2018 № 452-п выплату компенсации осуществляет краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования» (далее по тексту - КГКСУ «ЦОКО»). Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности КГКСУ «ЦОКО» является деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность. В качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию КГКСУ «ЦОКО» зарегистрировано 02.12.2009 года. Учредителем данной организации выступает Министерство образования Красноярского края. Компенсация выплачивается педагогическим работникам КГКСУ «ЦОКО» на основании приказа министерства образования Красноярского края в соответствии с поданным работником заявлением и необходимыми документами. Перечень документов определен п.3 Порядка от 07.08.2018 № 452-п. Срок подачи работником заявления и документов зависит от времени участия в проведении ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ (пункты 2,4,19 Порядка от 07.08.2018 № 452-п): с 20 февраля по 15 мая - заявление и документы подаются в срок до 15 июня, при этом выплата осуществляется до 15 июля; с 25 мая по 15 июля - в срок до 15 августа (выплата до 15 сентября); с 1 сентября по 15 октября - в срок до 15 ноября (выплата до 15 декабря). В соответствии с п.17 Порядка от 07.08.2018 № 452-п выплата работнику компенсации осуществляется КГКСУ «ЦОКО» за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на его финансовое обеспечение в соответствии с бюджетной сметой, в пределах средств, выделенных на проведение ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ. При расчете размера компенсации КГКСУ «ЦОКО» учитывает фактически отработанное работниками время (количество часов) на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представленных в КГКСУ «ЦОКО». Письмом ФНС России от 15.10.2019 № БС-4-11/21184@ даны разъяснения нижестоящим налоговым органам по вопросу начисления страховых взносов на сумму компенсации, выплачиваемой педагогическим работникам образовательных организаций за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. В указанном письме разъясняется следующее. Денежная компенсация является платой за выполнение педагогическим работником работ (оказание услуг) по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по договорам гражданско-правового характера, которые, в частности, должны быть документально подтверждены. Следовательно, указанные компенсации признаются объектом обложения страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом у которых является выполнение работ (оказание услуг), независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения е педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме. Страхователь КГКСУ «ЦОКО» обязан сдать сведения по форме «СЗВ-М» по факту работы застрахованного лица (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в систему обязательного пенсионного страхования»). Юдина Ольга Ивановна, 02 июня 1959 года рождения является получателем досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 17 декабря 1998 года. Согласно информации, имеющейся в распоряжении Отделения, сведения по форме я "СЗВ-М" о факте работы Юдиной О.И за период с мая 2022 по декабрь 2022 были сданы следующими страхователями: за май, июнь 2022 года МБОУ «Курагинская СОШ № 3», за июль 2022 года КГКСУ «ЦОКО», за август 2022 года по декабрь 2022 года МБОУ «Курагинская СОШ № 3». Таким образом, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета-— Юдина Ольга Ивановна являлась работающим пенсионером и права на индексаций фиксированного размера пенсии не имела. Наличие записи об увольнении в трудовой книжке не является подтверждением отсутствия факта работы (оказания услуг) у другого работодателя. Истец не обращалась в ОСФР по Красноярскому краю сзаявлением о корректировке своего индивидуального лицевого счета. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требование нет. Просили в удовлетворении заявленных исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель КГКСУ «Центр оценки качества образования», в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом, просил суд о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель Министерства образования Красноярского края, в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом.
Представитель МБОУ «Курагинская СОШ № 3» в судебное заседание не явился, будучи извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, ознакомившись с исковым заявлением, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 01.05.2022 года, на момент возникновения спорных правоотношений,) - Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Частью 4 и 6 статьи 26.1 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно ч.7 ст.26.1 ФЗ «О страховых пенсиях», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (ч.8).
Таким образом, увеличение размера страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в связи с ее индексацией поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» ( в ред. от 28.06.2022) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 казанного Федерального закона, страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации
Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановление Правления ПФ РФ от 15.04.2021 N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Порядка заполнения формы указанных сведений" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.05.2021 N 63505).
Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (ст.28 ФЗ «О страховых пенсиях»).
Пунктом 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказ Минтруда России от 22.04.2020 N 211н (ред. от 05.10.2021) "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах" Страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации, в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, а также сведения о трудовой деятельности <6> в отношении работающих у него зарегистрированных лиц за периоды работы по трудовому договору, периоды замещения государственных и муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, а также в отношении отдельных категорий зарегистрированных лиц иные периоды профессиональной служебной деятельности, в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ.
Судом установлено, подтверждается справкой о назначенных пенсиях и социальных выплатах от 18.12.2022 года, истец с 17.11.2006 годя является получателем пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере 17179,30 руб.
Как следует из сведений о трудовой деятельности, представленных из информационных ресурсов Пенсионного Фонда РФ Юдина О.И. с 17.06.2022 годя была уволена из МБОУ «Курагинская СОШ № 3» с должности учителя математики по собственному желанию, приказ № 111-лс от 10.06.2022. Приказом № 154-лс от 23.08.2022 года Юдина О.И. с 23.08.2022 года принята на должность учителя математики МБОУ «Курагинская СОШ № 3». Указанные факты также подтверждаются имеющимися в материалах дела выписками из приказов № 111-ЛС от 10.06.2022 и № 145-лс от 23.08.2022.
Согласно выписки из индивидуального лицевого счета (для назначения индивидуальной страховой пенсии) Юдина О.И. в период с 19.02.2022 по 17.06.2022 года и с 23.08.2022 по 31.12.2022 была трудоустроена в МБОУ «Курагинская СОШ № 3», в период с 01.07.2022 по 31.07.2022 была трудоустроена в КГКСУ «ЦОКО».
Из ответа ГУ ОПФ РФ по Красноярскому краю от 24.11.2022 следует, что в отношении Юдиной О.И. имеются следующие сведения: МБОУ «Курагинская СОШ № 3» (регистрационный номер в ПФР 034-043- 1000008) предоставило сведения о трудовой деятельности с указанием кадрового мероприятия «УВОЛЬНЕНИЕ» (дата кадрового мероприятия - 17.06.2022) и с указанием кадрового мероприятия «ПРИЕМ» (дата кадрового мероприятия — 23.08.2022); за отчетный период «июль 2022 года» отчетность о трудовой деятельности представлена страхователем КГКСУ «ЦОКО» (регистрационный номер в ПФР 034-005- 1068642). Таким образом, согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Юдина О.И. является работающей, выплата пенсии производится без учета сумм индексации.
Как следует из справки КГКСУ «ЦОКО» от 07.11.2022 № 279 Юдина Ольга Ивановна 02.06.1959 года рождения, не является работником КГКСУ «ЦОКО» и ранее в КГКСУ «ЦОКО» не работала, На основании приказа министерства образования Красноярского края от 05.05.2022 № 296-11-05 без заключения трудового договора и договора гражданско-правого характера с КГКСУ «ЦОКО» привлекалась для организации и проведения государственной итоговой аттестации а качестве члена государственной экзаменационной комиссии в пункте проведения экзамена (далее ППЭ) с 07.06.2022 по 22.06.2022 года в соответствии с ведомостью учета времени исполнения функций в ППЭ. Юдиной О.И. на основании личного заявления и представленных документов в соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п из средств краевого бюджета, выделенных на проведение государственной итоговой аттестации, приказом КГКСУ «ЦОКО» № 274-гиа от 25.07.2022 года была назначена выплата компенсации, в размере 3056 рублей 00 копеек за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации с 07.06.2022 по 22.06.2022 года. Указанная выплата компенсации за вычетом НДФЛ проведена КГКСУ «ЦОКО» в установленные Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п сроки. В соответствии с ответом ПФР по Красноярскому краю ЕМ-835/003-19 о включении лиц, привлекаемых к подготовке и проведению ГИА в формы СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ КГКСУ «ЦОКО» обязан указанных лиц включать в отчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ не взирая на то, что привлеченные лица не являются работниками КГКСУ «ЦОКО» и не работают, то есть фактически могут являться безработными или неработающими пенсионерами. КГКСУ «ЦОКО» не имеет информации о лицах привлечённых к исполнению функций в ППЭ состоят они трудовых отношениях с какими-либо организациями или нет, уволились ли они, вышли ли на пенсию.
Согласно ответа КГКСУ «ЦОКО» от 10.05.2023 № 311 табель учёта рабочего времени работников ИГО составляется и ведется руководителем ППЭ. КГКСУ «ЦОКО» не ведёт табель рабочего времени работников ППЭ, так как они не являются работниками КГКСУ «ЦОКО». У КГКСУ «ЦОКО» нет таких полномочий вести учёт рабочего времени работников ППЭ, так как КГКСУ «ЦОКО» не является работодателем для лиц, привлекаемых для организации и проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) в том правовом смысле которое закреплено в нормах Трудового кодекса РФ. Лица, участвующие в проведении Государственной итоговой аттестации (ГИА) направляются в ППЭ уполномоченным Правительством Красноярского края органом исполнительной власти Красноярского края и сфере образования (Министерство образования Красноярского края) приказами. Эти приказы министерства образования находятся в каждом ППЭ и в каждой школе, у непосредственного работодателя лиц. Руководитель ППЭ назначается приказом Министерства образования (не КГКСУ «ЦОКО») и не является работником КГКСУ «ЦОКО». Табель учёта рабочего времени работников ППЭ находится у руководителя ППЭ.
Суду представлен приказ Министерство образования Красноярского края от 05.05.2022 №296-11-05, в рамках которого Юдина участвовала в проведении ГИА в пункте проведения экзамена (ППЭ) в качестве организатора.
Согласно табеля учета рабочего времени работников ППЭ с 19.05.2022 по 09.07.2022 Юдина О.И. –организатор ППЭ за май-июнь-июль 2022 года отработала 16 часов, 07.06.2022, 08.06.2022, 22.06.2022. В июле рабочих дней не указано.
Согласно платежного поручения № 1065918 от 29.07.2022 Юдиной О.И. произведена выплата за проведение ГИА.
Из представленных табелей учета использования рабочего времени в МБОУ «Курагинская СОШ № 3» за май-июнь 2022 года, усматривается, что под порядковым номером № 1 в должности учителя математики значится Юдина О.И. в должности учителя ей учитываются 26 часов.
Из представленного табеля учета использования рабочего времени в МБОУ «Курагинская СОШ № 3» за август-сентябрь 2022 года, усматривается, что под порядковым номером № 56 в должности учителя математики значится Юдина О.И., в должности учителя ей учитываются 30,5 часов.
Судом установлено, что истец прекратила осуществление работы с 17.06.2022 по 22.08.2022 года (на 1-ое число месяца, следующего за месяцем прекращения работы, то есть с 01.07.2022), она с учетом ч.3 ст.26.1 ФЗ «О страховых пенсиях», имела право на перерасчет размера пенсии (страховой части и фиксированной выплаты) как неработающий пенсионер, на эту дату истица не была трудоустроен, прием истца на работу имел место 23.08.2022 года, а по норме ч.8 ст.26.1 ФЗ «О страховых пенсиях» при последующем трудоустройстве выполненный в связи с прекращением работы перерасчет пенсии не аннулируется, суд приходит к выводу, что требования истца о праве на перерасчет с 01.07.2022 года размера пенсии по ч.3 ст.26.1 ФЗ «О страховых пенсиях» являются правомерными и подлежат удовлетворению.
Доводы ответчика, изложенные в отказах истцу в перерасчете размера пенсии со ссылкой на то обстоятельство, что в период с 01.07.2022 по 31.07.2022 она являлась работающим пенсионером нельзя признать дающими основания к отказу в осуществлении перерасчета пенсии, поскольку право на перерасчет размера пенсии в соответствии с ч.3 ст.26.1 ФЗ «О страховых пенсиях» возникает у прекратившего работу пенсионера, такой перерасчет производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы, в этой норме не установлен ни минимальный срок, в течение которого пенсионер должен сохранять статус неработающего, ни невозможность перерасчета при возобновлении трудовой деятельности пенсионером после 1-го числа месяца, следующего за месяцем увольнения.
Фактов злоупотребления истцом своим правом (на действия в обход закона при индексации пенсии и продолжении работы), фиктивности увольнения истца (исключительно с целью получения индексации пенсии, которая не предусмотрена для работающих граждан), не установлено.
При изложенных обстоятельствах, принимая во внимание, что истец имеет право на перерасчет размера пенсии (включая страховую часть пенсии и фиксированную выплату) с 01.07.2022 года по ч.3 ст.26.1 ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировке размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления истцом работы до 17.06.2022.
При этом суд не находит оснований для взыскания с ответчика в пользу истца денежной суммы в размере 57773,22 рублей (недоплаченная за период с 01.07.2022 по 31.12.2022 года пенсия) поскольку при проведении перерасчета размера пенсии с 01.07.2022 её размер подлежит выплате в бесспорном порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При подаче искового заявления истцом была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., что подтверждается чеком по операции 19.12.2022.
В связи с чем, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Юдиной Ольги Ивановны (<...> к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Красноярскому краю (ИНН 2466001885) о признании права на перерасчет страховой пенсии, взыскании недополученных сумм пенсии удовлетворить частично.
Признать право Юдиной Ольги Ивановны на перерасчет страховой пенсии в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с прекращением осуществления трудовой деятельности с 01.07.2022.
Взыскать с Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации Красноярскому краю в пользу Юдиной Ольги Ивановны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Курагинский районный суд.
Председательствующий Романова А.В.
Мотивированное решение изготовлено и подписано 28.07.2023
Судья Романова А.В.