НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куединского районного суда (Пермский край) от 07.02.2017 № 2-53/2017

Дело № 2-53/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

7 февраля 2017 года п. Куеда

Куединский районный суд Пермского края

В составе:

Председательствующего судьи Ермаковой О.В.,

При секретаре Котовой А.В.

С участием истца <ФИО>1,

Представителя ответчика Совета депутатов Куединского сельского поселения Сухаревой Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <ФИО>1 к Совету депутатов Куединского сельского поселения о признании незаконными действий, выразившихся в неправомерном перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ.г., о возложении обязанности откорректировать индивидуальные сведения о застрахованном лице <ФИО>1 в части отчислений страховых взносов с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельностью с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ, к Управлению пенсионного фонда в Куединском районе Пермского края о выплате индексации страховой пенсии по старости

установил:

Истец <ФИО>1 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями к УПФ РФ мотивируя тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она является депутатом Совета депутатов Куединского сельского поселения Пермского края 3 созыва. На основании решения Совета депутатов от 05.02.2008 г. № 175 «Об утверждении Положения о компенсационных выплатах депутатам Куединского сельского поселения» ей выплачивалась денежная компенсация за время исполнения полномочий, связанных с депутатской деятельностью.

Управлением Пенсионного фонда в Куединском районе Пермского края с ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в выплате индексации страховой пенсии по старости, т.к. пенсионный фонд решил, что она являясь депутатом Совета депутатов Куединского сельского поселения получала компенсационные выплаты за депутатскую деятельность и эти выплаты должны облагаться страховыми взносами в пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Она написала заявление в Совет депутатов Куединского сельского поселения об отказе компенсационных выплат. С ДД.ММ.ГГГГ ей, как депутату, не выплачивают за депутатскую деятельность компенсационные выплаты. Она предоставила в ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный фонд справку о том, что ей не начисляют компенсационную выплату за депутатскую деятельность, но пенсионный фонд ей сделал перерасчет размера страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Истец считает что, осуществление депутатами своих полномочий на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции, осуществление депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий на непостоянной основе не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений, соответственно, суммы ежемесячной компенсационной выплаты, поименованный в статье 8 Закона Пермского края № 767-ПК, не признаются объектом обложения страховыми взносами в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного Медицинского страхования", а потому пенсионный фонд неправомерно включает в свою базу для исчисления страховых взносов сумму, выплаченную ей, как депутату, осуществляющему свою деятельность на непостоянной основе в период с 2014 по 2016 год.

Истец просит признать действия Совета депутатов Куединского сельского поселения, выразившееся в неправомерном перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельностью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, незаконными. Обязать Совет депутатов Куединского сельского поселения откорректировать индивидуальные сведения о застрахованном лице <ФИО>1 в части отчисления страховых взносов с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельностью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное Учреждение) в Куединском районе Пермского края произвести ей выплату индексации страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 718 рублей 02 копейки.

В судебном заседании истец <ФИО>1 исковые требования уточнила, просит признать действия Совета Депутатов Куединского сельского поселения, выразившиеся в неправомерном перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности за периоде ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ, незаконными. Обязать Совет депутатов Куединского сельского поселения откорректировать индивидуальные сведения о застрахованном лице <ФИО>1 в части отчислений страховых взносов с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ год. Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное Учреждение) в Куединском районе Пермского края возвратить ей выплату индексации страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 062 рубля 60 копеек, т.к. с заявлением о перерасчете пенсии она обратилась ДД.ММ.ГГГГ, а перерасчет пенсии производится со следующего месяца после обращения в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии. Суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ годя является получателем пенсии. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подрабатывала в школе педагогам. Обратилась в УПФР Куединском районе по вопросу перерасчета размера страховой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ в связи с индексацией пенсии как неработающему пенсионеру. В перерасчете пенсии в связи с индексацией с ДД.ММ.ГГГГ г. ей было отказано, отказ пенсионного фонда считает незаконным, т.к. осуществление депутатами своих полномочий на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции и не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений, соответственно, суммы ежемесячной компенсационной выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Совета депутатов Куединского сельского поселения Сухарева Е.В. в судебном заседании пояснила, что исковые требования <ФИО>1 о признании незаконными действий Совета депутатов Куединского сельского поселения, выразившееся в неправомерном перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, незаконными, считают обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ по Куединскому району Пермского края в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела в отсутствии представителя. В письменном отзыве с иском не согласны, пояснили, что решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан №25 от 28.03.2016 г. <ФИО>1 было отказано в перерасчете пенсии, поскольку при исчислении размера пенсии были учтены страховые взносы начисленные Советом депутатов Куединского сельского поселения. Согласно законодательству действующему с 01.02.2016 года индексация пенсии не производилась пенсионерам осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального персонифицированного учета. По данным выписки из индивидуального лицевого счета <ФИО>1 за период деятельности Советом депутатов Куединского сельского поселения в территориальный орган ПФР Пермского края представлены сведения о произведенных выплатах заявительнице, начисленных страховых взносах и о страховом стаже. Как работающему пенсионеру, ей ежегодно производился перерасчет пенсии за счет начисленных работодателем страховых взносов. Так как <ФИО>1 является работающим пенсионером, индексация пенсии с ДД.ММ.ГГГГ ей не производилась. Считают решение комиссии по реализации пенсионных прав граждан №25 от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец <ФИО>1 является депутатом Совета депутатов Куединского сельского поселения.

Решением Совета депутатов Куединского сельского поселения Куединского района Пермского края от 5 февраля 2008 г. № 175 утверждено положение о компенсационных выплатах депутатам Совета депутатов Куединского сельского поселения. Данное положение предусматривает установление денежной компенсации депутатам Совета депутатов Куединского сельского поселения, работающим без отрыва от основной работы, на период полномочий представительного органа.

ДД.ММ.ГГГГ Решением Совета депутатов Куединского сельского поселения Пермского края № 74 внесены изменения в Положение о компенсационных выплатах депутатам Совета депутатов Куединского сельского поселения, в соответствии с которым Компенсационные выплаты является материально-финансовым обеспечением гарантий деятельности депутата Совета депутатов Куединского сельского поселения и направлены на компенсацию возможных или произведенных организационно-технических затрат, канцелярских, транспортных и других расходов.

Согласно Справок Совета депутатов Куединского сельского поселения, а также выписки из лицевого счета застрахованного лица, <ФИО>1. на денежную компенсацию, выплаченную как депутату Совета депутатов Куединского сельского поселения были начислены налоги на доходы физического лица и начисления в соответствующие фонды, в том числе Пенсионный Фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования.

С ДД.ММ.ГГГГ года на основании личного заявления депутата <ФИО>1 денежная компенсация не начисляется.

С ДД.ММ.ГГГГ истец <ФИО>1 является получателем трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>1 обратилась в УПФР в Куединском районе Пермского края с заявлением о факте прекращения работы для индексации страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления ПФ в Куединском районе, оформленном протоколом № 25 от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете размера страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ<ФИО>1 отказано, поскольку установлено, что <ФИО>1 является работающим пенсионером. По данным Выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица <ФИО>1 за период депутатской деятельности, Советом депутатов Куединского сельского поселения в территориальный орган ПФР Пермского края предоставлены сведения о произведенных ей выплатах, начисленных страховых взносов и о страховом стаже с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

С ДД.ММ.ГГГГ УПФ произведена индексация страховой пенсии <ФИО>1.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

В случае прекращения работы и (или) иной деятельности в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года пенсионер вправе не позднее 31 мая 2016 года представить в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, заявление и документы, подтверждающие факт прекращения (возобновления) работы и (или) иной деятельности, в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".( часть 2 ст. 7)

При представлении пенсионером заявления в соответствии с частью 2 настоящей статьи орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, определяет суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с применением положений частей 1 и 3 статьи 5 и части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, подлежащие выплате с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера.(часть 3 ст. 7).

Судом установлено, что <ФИО>1 являлась работающим пенсионером, а именно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала временно в МБОУ « Куединская средняя общеобразовательная школа» педагогам. В соответствии с положением ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация пенсии ей должна производится по ее письменному заявлению о прекращении ею работы.

Такое заявление <ФИО>1 было подано в Пенсионный орган 29 февраля 2016 г., соответственно индексация пенсии ей должна производится в соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерльного закона № 385-ФЗ с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера, т.е. с 1 марта 2016 г.

Отказ пенсионного органа в индексации пенсии <ФИО>1 на основании ее заявления о прекращении работы является незаконным в виду следующего.

Истец, осуществляя деятельность в органе местного самоуправления на непостоянной основе, не может быть отнесена к числу застрахованных лиц в соответствии с положениями статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", компенсационные выплаты, которые ей выплачивались, не являются объектом обложения страховыми взносами по смыслу положений статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". При таких обстоятельствах к истцу неприменимы положения части 1 статьи 7 Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", на которую ссылается ответчик.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в редакции, действовавшей в спорный период, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

По смыслу статьи 9 в совокупности со статьей 7 Закона N 212-ФЗ, в редакции, действующей в спорный период не подлежат обложению страховыми взносами не только выплаты, прямо перечисленные в статье 9 Закона N 212-ФЗ, но и выплаты прямо не поименованные в пункте 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, то есть осуществленные вне рамок трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.

В качестве критериев, предусмотренных в статье 7 Закона N 212-ФЗ, для определения облагаемых страховыми взносами выплат, произведенных в результате выполнения функций именно по трудовому договору (в рамках трудовых отношений), не указаны такие критерии, как зависимость выплаты вознаграждения депутатам от времени осуществления ими своих полномочий, гарантии включения депутатам в трудовой стаж времени осуществления ими своих полномочий, принятие за основу для расчета величины вознаграждения среднего заработка депутата по месту его основной работы. Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате избрании на должность, назначения на должность или утверждения в должности.

Согласно ст. 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Осуществление депутатом представительного органа местного самоуправления своих полномочий на непостоянной основе не предполагает возникновения трудовых или гражданско-правовых отношений. Трудовая функция в данном случае не осуществляется. Выплата в пользу таких депутатов вознаграждения и компенсации за счет средств местного бюджета осуществляется не по трудовому договору и не по гражданско-правовому договору, и не является вознаграждением за труд. В рассматриваемом деле трудовые отношения между Советом депутатов и депутатами, осуществляющими свои полномочия на непостоянной основе, не возникают, трудовой договор не заключается. Осуществление депутатами своих полномочий на непостоянной основе не является выполнением трудовой функции.

Таким образом, эта выплата не является объектом обложения страховыми взносами и не подлежит включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем действия Совета депутатов Куединского сельского поселения по отчислению с ДД.ММ.ГГГГ страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности, незаконными.

Требования <ФИО>1 о возложении обязанности на Совет депутатов Куединского сельского поселения откорректировать индивидуальные сведения о застрахованном лице <ФИО>1 в части отчислений страховых взносов с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежат удовлетворению, поскольку установлено, что отчисления производились неправомерно.

В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" работодатель - страхователь в порядке и в сроки, указанные в данном законе предоставляет в Пенсионный фонд сведения о работнике- застрахованном лице. Предоставляемые сведения по смыслу закона должны быть достоверными, ответственность за достоверность представленных сведений также возлагается на работодателя.

Необходимость внесение изменений в индивидуальные сведения при выявлении расхождений также предусмотрена и Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 года № 987-н « Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного ) учета сведений о застрахованных лицах», а соответствующие формы утверждены Постановлением правления ПФ РФ от 31.07.2006 года № 192-п « О формах документов индивидуального (персонифицированного ) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».

Таким образом, нарушенные права истца <ФИО>1 могут быть восстановлены путем внесения соответствующих изменений в индивидуальные сведения о застрахованном лице.

С учетом установленных обстоятельств, требования <ФИО>1 к Пенсионному Фонду о возложении обязанности на УПФ в Куединском районе произвести выплату индексации страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-197, 199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования <ФИО>1 удовлетворить.

Признать действия Совета Депутатов Куединского сельского поселения, выразившиеся в неправомерном перечислении страховых взносов в Пенсионный фонд с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности за периоде ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ, незаконными.

Обязать Совет депутатов Куединского сельского поселения откорректировать индивидуальные сведения о застрахованном лице <ФИО>1 в части отчислений страховых взносов с компенсационных выплат, связанных с осуществлением депутатской деятельности с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ год.

Обязать Управление пенсионного фонда в Куединском районе Пермского края произвести выплату индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в апелляционном порядке в месячный срок со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна

Судья

Куединского районного суда О.В. Ермакова

.

.

.

.