НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Куединского районного суда (Пермский край) от 04.02.2020 № 12-2/20

Дело № 12-2/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

пос. Куеда 4 февраля 2020 г.

Судья Куединского районного суда Пермского края Ермакова О.В.

при секретаре Крутиковой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ в отношении директора общества с ограниченной ответственности «Альтернатива» ФИО1,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды отдела геологического надзора управления минеральных ресурсов Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО2 от 29 октября 2019 г. директор общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» (далее ООО «Альтернатива») ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ФИО3 обратился с жалобой, в поданной жалобе просит отменить постановление о назначении административного наказания, прекратить производство по делу. Мотивирует тем, что в материалах дела отсутствует достаточно доказательств, подтверждающих, что Общество производило добычу песчано-гравийной смеси (далее - ПГС) с нарушением лицензии на Кармалинском месторождении в период с июля по август 2019 года, полагает, что Министерством факт производства работ не доказан.

Старший государственный инспектор в области охраны окружающей среды ФИО2 в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на заявление, копии материалов административного дела. ФИО2 с заявленными требованиями не согласен, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на заявление, полагает, что привлечение к административной ответственности произведено правомерно, оснований для признания оспариваемого постановления незаконным не имеется.

Лицо, привлеченное к административной ответственности ФИО3 в судебное заседание не явился, в телефонограмме представитель по доверенности ФИО4 просит о рассмотрении дела в их отсутствии.

Исследовав материалы дела, судья пришел к следующим выводам.

Как следует из представленных доказательств, на основании поступившего из отдела МВД России по Куединскому району материала КУСП от 25.06.2019 № 2451 и полученной информации, по факту выявления признаков совершения административного правонарушения, влекущего ответственность по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 17 октября 2019 г. № 30-04-03/82.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, вынесено постановление от 29 октября 2019 г. № 30-04-03/82, исходя из содержания которого, заявитель привлечен к ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.

Как следует из содержания оспариваемого постановления, основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ послужили выявленные обстоятельства, указывающие на проведение обществом «Альтернатива», имеющим выданную Министерством лицензию на право пользования недрами ПЕМ 80220 TP с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаной смеси и строительного песка на Кармалинском месторождении, расположенном в Куединском муниципальном районе Пермского края, с привлечением иных хозяйствующих субъектов, работ по добыче и вывозу гравийно-песчаной смеси на Кармалинском месторождении, расположенном в Куединском муниципальном районе Пермского края без соблюдения подпункта «г» пункта 4.1, подпункта «а» пункта 4.2 приложения № 1 к лицензии ПЕМ 80220 TP (условия пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаной смеси и строительного песта на Кармалинском месторождении в Куединском районе Пермского края). В нарушение пункта 54 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 06.06.2003 №71 (далее - Правила охраны недр №71) Общество не согласовало в установленном порядке план развития горных работ на 2019 год в Западно-Уральском Управлении Ростехнадзора.

Как указано административным органом, приступить к добычным работам на Кармалинском месторождении гравийно-песчаной смеси и строительного песка общество «Альтернатива» могло только после соблюдения следующих условий пользования недрами к лицензии ПЕМ 80220 TP: - подпункта «г» пункта 4.1, предусматривающего обязанность подготовить и представить в установленном порядке документы для оформления уточненных границ горного отвода - не позднее 01.10.2020 года; - подпункта «а» пункта 4.2, предусматривающего обязанность соблюдать законодательство, нормы и правила в области использования и охраны недр.

В связи с тем, что заявителем не выполнены условия лицензии ПЕМ 80220 TP, предшествующие проведению добычных работ на Кармалинском месторождении, в Куединском муниципальном районе Пермского края, общество «Альтернатива» не вправе проводить добычные работы на данном участке.

Не согласившись с постановлением старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 октября 2019 г. № 30-04-03/82, заявитель обратился с жалобой о признании указанного постановления незаконным и его отмене.

Судья, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, полагает, что оснований для признания незаконным и отмены постановления старшего государственного инспектора не имеется.

В силу части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из преамбулы Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) следует, что недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии-ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В соответствии с пунктом 2 «Требований к планам и схемам развития горных работ в части подготовки, содержания и оформления графической части и пояснительной записки с табличными материалами по видам полезных ископаемых, графику рассмотрения планов и схем развития горных работ, решению о согласовании либо отказе в согласовании планов и схем развития горных работ, форме заявления пользователя недр о согласовании планов и схем развития горных работ», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому и атомному надзору от 29.09.2017 №401, требования являются обязательными для Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, осуществляющих рассмотрение и согласование планов и схем развития горных работ (далее - орган государственного горного надзора), юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, пользование недрами на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного нрава.

Согласно пункту 4 Правил подготовки, рассмотрения и согласования планов и схем развития горных работ по видам полезных ископаемых, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 814, планы и схемы развития горных работ составляются в отношении следующих видов горных работ - вскрышные, подготовительные, рекультивационные, маркшейдерские, работы по добыче полезных ископаемых и работы, связанные с первичной переработкой минерального сырья.

Под добычей полезных ископаемых понимается извлечение полезных ископаемых из недр (Инструкция о порядке списания полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденная постановлением Госгортехнадзора России от 17.09.1997 № 28).

Основанием возникновения права пользования участками недр является принятое в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации решение органа государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении права пользования участком недр (статья 10.1 Закона о недрах).

Недра, в соответствии со статьей 11 Закона о недрах, предоставляются в пользование на основании лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В силу пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Пунктом 54 Правил охраны недр № 71 запрещается производство горных работ без согласованного с органами Госгортехнадзора России годового плана, а также с отступлениями от согласованного годового плана.

Исходя из Перечня общераспространенных полезных ископаемых по Пермскому краю, утвержденного распоряжением Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 71-р, Правительства Пермского края № 1-р от 07.12.2009, общераспространенными полезными ископаемыми являются, в частности, пески, песчано-гравийные, гравийно-песчаные, валунно-гравийно-песчаные, валунно-глыбовые породы, доломиты (щебень, гравий, валуны), известняки (кроме используемых в цементной, металлургической, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и сахарной промышленности, для производства глинозема, минеральной подкормки животных и птицы).

Таким образом, песок, песчано-гравийная смесь являются общераспространенными полезными ископаемыми и их добыча должна осуществляться на основании специального разрешения - лицензии.

Исходя из статьи 1.2 Закона о недрах, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 18 Закона о недрах, порядок предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, порядок пользования недрами юридическими лицами и гражданами в границах предоставленных им земельных участков с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нарушение положений нормативных требований в сфере недропользования, в частности пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Из материалов дела следует, что между обществом «Альтернатива» (Заказчик) и обществом «СК-Строй» (Подрядчик) заключен договора подряда от 10 января 2019 г. № 1-2019, согласно которому Заказчик привлекает Подрядчика к пользованию недрами на Кармалинском месторождении, расположенном в Куединском районе Пермского края, для проведения работ по добыче инертных материалов, образованных от вскрышных работ.

В соответствии с условиями договора от 10.01.2019 № 1-2019, общество «СК-Строй» обязуется выполнить следующие работы:

- геологоразведочные работы, в состав работ входят данные для поиска и оценки месторождения, утверждение запасов твердых полезных ископаемых;

- разработка карьера;

- добыча инертных материалов па Кармалинском месторождении, в Куединском районе Пермского края (по лицензии на право пользования недрами ПЕМ 80220 TP) и по плану горных работ.

В свою очередь, между обществом с ограниченной ответственностью «Куединекая ПМК» (далее - общество «Куедииская ПМК») (Исполнитель) и обществом «СК-Строй» (Заказчик) заключён договор от 1 апреля 2019 г. № 4, по условиям которого Исполнитель обязался оказывать транспортные услуги. Стоимость транспортных услуг определена в зависимости от вида транспортного средства (бульдозер, трактор, автомобили, экскаватор VOLVO, экскаватор-погрузчик JCB и др.).

Факты проведения обществом «Альтернатива», имеющим выданную Министерством лицензию на право пользования недрами ПЕМ 80220 TP с целью геологического изучения, разведки и добычи гравийно-песчаной смеси и строительного песка на Кармалинском месторождении в Куединском муниципальном районе Пермского края, с привлечением иных хозяйствующих субъектов, работ по добыче гравийно-песчаной смеси и строительного песка без соблюдения подпункта «г» пункта 4.1, подпункта «а» пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии ПЕМ 80220 TP, пункта 54 Правил охраны недр №71, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами:

- протоколом осмотра места происшествия отдела МВД России по Куединскому району от 25.06.2019, из которого следует, что произведен осмотр карьера в 4 км к юго-востоку от д. Каскасал Куединского муниципального района Пермского края. На указанном карьере зафиксирован экскаватор марки «VOLVO» при отсутствии водителя. В карьере имеются многочисленные следы большегрузных транспортных средств, следы добычи гравийно-песчаной смеси;

- протоколом осмотра места происшествия отдела МВД России по Куединскому району от 26.06.2019, из которого следует, что произведен осмотр карьера, расположенного примерно в 3 км юго-восточнее д. Каскасал Куединского муниципального района Пермского края. К карьеру ведет накатанная дорога через территорию общества с ограниченной ответственностью «Меркурий» (далее - общество «Меркурий»). На карьере производится добыча гравийно-песчаной смеси открытым способом, имеются многочисленные следы большегрузных транспортных средств. Зафиксирован экскаватор марки «VOLVO» (гос. регион);

- актом смотра земельного участка от 14.08.2019, № 1, произведенным комиссией в составе: майора полиции УУП <ФИО>8; заведующей отделом по регулированию земельных отношений управления имущественных отношений администрации Куединского района <ФИО>9, участковым Большекустовского сельского поселения <ФИО>10 В результате осмотра земельного участка по адресу: Пермский край, Куединский муниципальный район, примерно в 2,2 км в северо-западном направлении от шлагбаума общества «Меркурии» (кадастровый квартал ) установлено, что произведена выемка гравийно-песчаной смеси. На момент осмотра на участке находился экскаватор марки «VOLVO»;

- объяснениями машиниста экскаватора общества «Куединская ПМК» <ФИО>2 от 26.06.2019, из которых следует, что примерно с 17.06.2019 он работал на Кармалинском месторождении, расположенном вблизи территории общества «Меркурий». На указанном карьере <ФИО>2 осуществлял добычу гравийно-песчаной смеси и строительного песка по указанию директора общества «Куединская ПМК» <ФИО>3;

- объяснениями директора общества «Куединская ПМК» <ФИО>3 от 08.07.2019, из которых следует, что общество «Куединская ПМК» оказывает транспортные услуги обществу «СК-Строй» по договору от 01.04.2019 на оказание транспортных услуг. Общество «Куединская ПМК» обслуживает автомобильную дорогу Куеда - Б. Уса до Кармалинского месторождения. Вывоз гравийно-песчаной смеси производился только в границах данной дороги;

- объяснениями директора общества «СК-Строй» <ФИО>4 от 11.08.2019, из которых следует, что на основании договора от 10.01.2019 № 1-2019 общество «СК-Строй» занимается реализацией гравийно-песчаной смеси и производит вскрышные работы. Гравийно-песчаная смесь является полезным ископаемым, поэтому с добытого объема обществом «Альтернатива» уплачивается НДПИ;

- объяснениями оператора общество «Меркурий» <ФИО>11, который показал, что через территорию полигона, принадлежащей указанной организации, по дороге, которая ведёт к карьеру, расположенного примерно в 4 км за полигоном, неоднократно проезжали грузовые автомобили, принадлежащие обществу «Куединская ПМК». Названные автомобили вывози ПГС с карьера.

Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства и установленные по делу обстоятельства, судья полагает, что должностным лицом представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что на Кармалинском месторождении, расположенном в Куединском муниципальном районе Пермского края, общество «Альтернатива» с привлечением иных хозяйствующих субъектов, организовало проведение работ по добыче и вывозу гравийно-песчаной смеси.

Принимая во внимание, что исходя из условий лицензии ПЕМ 80220 TP, общество «Альтернатива» могло приступить к добыче ПГС только после выполнения следующих условий пользования недрами к лицензии ПЕМ 80210 TP: - подпункта «г» пункта 4.1, фиксирующего обязанность подготовить и представить в установленном порядке документы для оформления уточненных границ горного отвода - не позднее ДД.ММ.ГГГГ; - подпункта «а» пункта 4.2, предусматривающего обязанность соблюдать законодательство, нормы и правила по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, что заявителем выполнено не было, соответственно, в действиях должностного лица, директора Общества имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Доказательств принятия необходимых и достаточных мер по соблюдению требований действующего законодательства и недопущению административного правонарушения заявителем суду не представлено. Приведенные в заявлении доводы не исключают нормативно установленные обязанности заявителя, не подтверждают факта принятия им зависящих от него мер по недопущению правонарушения и не свидетельствуют об отсутствии вины в его совершении.

Кроме того, само Общество привлечено к административной ответственности за данное нарушение, которое вступило в законную силу в соответствии с Решением Арбитражного суда Пермского края от 17 января 2020 г.

Таким образом, вина директора ООО «Альтернатива» в совершении правомерно вмененного административного правонарушения, установлена должностным лицом в ходе производства по делу об административном правонарушении и доказана.

Следовательно, заявитель правомерно привлечен к административной ответственности при наличии в его действиях состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности должностным лицом не допущено.

Постановление о назначении директору ООО «Альтернатива» ФИО3 административного наказания по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ вынесено в пределах срока давности (один год со дня выявления), установленного статьей 4.5 КоАП РФ.

Дело рассмотрено, и наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ. Оснований полагать об излишней назначенного строгости наказания не усматривается.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйств и экологии Пермского края - старшим государственным лесным инспектором Пермского края в соответствии с требованиями ст. 28.2, п. 9 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ.

Дело рассмотрено, и постановление вынесено должностным лицом в соответствии с полномочиями, предоставленными ему п. 2 ч. 2 ст. 23.24.1 КоАП РФ уполномоченным должностным лицом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйств и экологии Пермского края - старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды.

При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления должностного лица, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление старшего государственного инспектора Пермского края в области охраны окружающей среды - консультанта отдела геологического надзора управления минеральных ресурсов Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 29 октября 2019 г. № 03-04-03/82 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Куединский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: подпись

Копия верна

Судья О.В. Ермакова