Дело № 2а-476/2021 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 мая 2021 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Калиной Е.Д.,
при секретаре Галкиной А.А.,
с участием прокурора Загуляева А.В.,
представителя административного ответчика Петровой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар административное дело по административному исковому заявлению Кудымкарского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию «Городской округ-город Кудымкар» в лице Администрации города Кудымкара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить осуществление работ по приведению автомобильных дорог в нормативное состояние и обустройству тротуаров,
установил:
Кудымкарский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Муниципальному образованию «Городской округ-город Кудымкар» (далее – МО «Городской округу-город Кудымкар») в лице Администрации города Кудымкара о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить осуществление работ по приведению автомобильных дорог в нормативное состояние. Заявленные требования мотивировал тем, что на основании обращения начальника отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кудымкарский» (далее – ОГИБДД МО МВД России «Кудымкарский») от 06.04.2021 года Кудымкарской городской прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией города Кудымкара требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения в границах городского округа. В ходе проверки установлено, что автомобильные дороги по ул. Хорошева, Загородная и Яковкина г. Кудымкара Пермского края выполнены в асфальтобетонном исполнении, включены в перечень автомобильных дорог местного значения МО «Городской округ - город Кудымкар», соответственно бремя содержания их в нормативном состоянии лежит на Администрации города Кудымкара. Вместе с тем, обязанность административным ответчиком не исполняется, согласно акту проверки от 06.04.2021 года на указанных автомобильных дорогах выявлены недостатки, а именно: по ул. Хорошева (от ул. Ленина до пер. Пролетарский) г. Кудымкара Пермского края имеются выбоины глубиной от 6 до 11 см, диной от 0,4 до 1,2 м, площадью от 0,2 до 0,8 кв. м, при этом дефекты дорожного покрытия составляют более 50 % от общей площади дорожного покрытия данного участка автомобильной дороги; ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная) г. Кудымкара Пермского края имеются выбоины глубиной от 5 до 12 см, длиной от 0,3 до 0,7 см, площадью от 0,15 до 0,6 кв. м, при этом дефекты дорожного покрытия составляют более 50 % от общей площади дорожного покрытия данного участка автомобильной дороги; ул. Яковкина г. Кудымкара Пермского края имеются выбоины глубиной от 6 до 13 см, длиной от 0,6 до 1,3 м, площадью от 0,3 до 1,2 кв. м, при этом дефекты дорожного покрытия составляют более 50 % от общей площади дорожного покрытия данного участка автомобильной дороги. Кроме того, согласно акту от 13.04.2021 года по нечетной стороне нумерации домов автомобильных дорог по ул. Загородная г. Кудымкара Пермского края (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная), ул. Яковкина г. Кудымкара Пермского края (от ул. Данилова до ул. Давыдова) отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки). Выявленные недостатки указанных автомобильных дорог, отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек) стали возможными в результате бездействия Администрации города Кудымкара не в полной мере осуществляющей контроль за состоянием автомобильных дорог местного значения, влияют на общую безопасность дорожного движения, создают угрозу для безопасного движения транспортных средств, что может послужить причиной и условием для наступления дорожно-транспортных происшествий с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
С учетом уточнений и дополнений Кудымкарский городской прокурор просит:
- признать незаконным бездействие МО «Городской округ - город Кудымкар» в лице Администрации города Кудымкара в части не своевременного принятия мер, направленных на приведение автомобильных дорог по ул. Хорошева (от ул. Ленина до пер. Пролетарский), ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная), ул. Яковкина г. Кудымкара Пермского края в нормативное состояние;
- обязать МО «Городской округ – город Кудымкар» в лице Администрации города Кудымкара в срок до 01.09.2022 года обеспечить осуществление работ, направленных на приведение автомобильных дорог по ул. Хорошева (от ул. Ленина до пер. Пролетарский), ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная), ул. Яковкина г. Кудымкара Пермского края в нормативное состояние, соответствующее требованиям п.п. 5.2.4, 5.3.1, 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 года № 1245- ст;
- обязать МО «Городской округ – город Кудымкар» в лице Администрации г. Кудымкара в срок до 01.09.2022 года обеспечить осуществление работ по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) по нечетной стороне нумерации домов автомобильных дорог по ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная), ул. Яковкина (от ул. Данилова до ул. Давыдова) г. Кудымкара Пермского края, в соответствии с требованиями п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года № 270-ст.
В судебном заедании прокурор Загуляев А.В. заявленные требования поддержал по вышеизложенным доводам, административным ответчиком какие-либо меры, направленные на приведение заявленных автомобильных дорог в надлежащее состояние и обустройству тротуаров (пешеходных дорожек), не предпринимаются. Отсутствие денежных средств в бюджете, основанием для освобождения административного ответчика от исполнения обязанностей по приведению автомобильных дорог в нормативное состояние, обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) не является.
Представитель административного ответчика Петрова Г.В. с административными исковыми требованиями не согласилась. Пояснила, что заявленные прокурором автомобильные дороги включены в перечень автомобильных муниципальных дорог, находящихся на территории МО «Городской округ – город Кудымкар». Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что в отношении данной автодороги необходимо провести работы по капитальному ремонту, административным истцом не предоставлено. Указанные административным истцом нарушения могут быть устранены в рамках работ по содержанию автомобильных дорог, в ходе исполнения муниципального контракта на содержание дорог, заключенного с Муниципальным автономным учреждением «Кудымкарские муниципальные автодороги». Администрацией города Кудымкара содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с Порядком содержания, ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах МО «Городской округ – город Кудымкар». Действия Администрации города Кудымкара в отношении указанных участков автомобильных дорог полностью соответствуют данному порядку, проводятся сезонные осмотры, время производства сезонного осмотра в 2021 году еще не наступило, осмотр не проводился. Акты проверки от 06.04.2021 года и 13.04.2021 года являются недопустимыми доказательствами, т.к. Кудымкарский городской прокурор не вправе проводить проверку по вопросам безопасности дорожного движения, фактически подменил собой иной орган уполномоченный проводить проверки по вопросам надзора за безопасностью дородного движения, т.е. проверка проведена неуполномоченным лицом, ее результаты не могут быть использованы в качестве доказательств. Срок устранения нарушений, указанный административным истцом, является недостаточным для устранения нарушений, поскольку в настоящий момент определить вид и характер работ не представляется возможным, отсутствует соответствующее бюджетное финансирование, которое возможно будет предусмотреть только на более поздний срок. Кроме того, требования прокурора по приведению автомобильных дорог по улицам Загородная и Яковкина г. Кудымкара в нормативное состояние заявлены преждевременно, до 2023 года запланировано строительство хирургического корпуса больницы, работы по строительству здания ведутся, к указанной строительной площадке подвозятся строительные материалы на большегрузных машинах, что приводит дорогу в негодность. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД МО МВД России «Кудымкарский» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, письменные возражения по существу требований, ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие либо об отложении судебного заседания не представил.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежаще извещенного о месте и времени судебного заседания, участие которого обязательным судом не признавалось.
Выслушав участвующих в деле лиц, пояснения свидетеля Зубова Д.С., исследовав доводы административного искового заявления, возражений, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 12 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Статьей 4 ФЗ от 10.12.1995 года № 196-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. К элементам обустройства автомобильных дорог относятся объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (п. 1 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
Владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 3 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 9 ст. 6 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ).
Исходя из положений ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 5 Устава МО «Городской округ – город Кудымкар» предусмотрено, что к вопросам местного значения относится дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 ст. 33 Устава МО «Городской округ – город Кудымкар» предусмотрено, что Администрации города Кудымкара осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом, постановлением Администрации города Кудымкара от 11.08.2017 года № 934-01-02 Пермского края в казну МО «Городской округ – город Кудымкар» включены автомобильные муниципальные дороги, находящиеся на территории МО «Городской округ – город Кудымкар», в том числе автомобильные дороги по ул. Хорошева (от ул. Ленина до пер. Пролетарский), ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная), ул. Яковкина г. Кудымкара Пермского края.
Следовательно, с учетом приведенного законодательства, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения по ул. Хорошева (от ул. Ленина до пер. Пролетарский), ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная), ул. Яковкина г. Кудымкара Пермского края должно обеспечиваться Администрацией города Кудымкара.
Статья 17 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ закрепляет, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений установлены «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 года № 1245- ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Согласно п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4.
В силу п. 6.3 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Требования к элементам обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений установлены «ГОСТ Р 52766-2007 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года № 270-ст (далее - ГОСТ Р 52766-2007).
В соответствии с п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий (ГОСТ Р 52398) тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
В соответствии с п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
Все требования стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Установленные стандартами требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Порядок содержания, ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах МО «Городской округ - город Кудымкар» утвержден постановлением Администрации города Кудымкара от 06.03.2018 года № 221-01-02 (далее - Порядок содержания автодорог).
В соответствии с п. 1.5. Порядка содержания автодорог для организации деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах МО «Городской округ - город Кудымкар» Администрацией города Кудымкара доводится муниципальное задание до подведомственных учреждений.
В соответствии с п. 1.6 Порядка содержания автодорог мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог включают в себя обследование автомобильных дорог, разработку сметной документации, а при необходимости - проектно-сметной документации, планирование, финансирование и выполнение дорожных работ, организацию контроля производства и качества работ, приемку выполненных работ.
Согласно разделу 2 Порядка содержания автодорог обследование автомобильных дорог осуществляется комиссией, утверждаемой постановлением Администрации города Кудымкара, в составе представителей Администрации города Кудымкара, МКУ «ОКС города Кудымкара», Государственной инспекции безопасности дорожного движения (по согласованию), организаций, специализирующихся на выполнении дорожно-строительных и ремонтных работ согласно муниципальным контрактам (договорам, муниципальным заданием), в соответствии с установленными требованиями (п. 2.1).
Обследование автомобильных дорог проводится путем визуального осмотра два раза в год, в начале осеннего и в конце весеннего периодов (весенний и осенний осмотры), в соответствии с нормативными документами («Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения. ОДН 218.006-2002», утвержденные распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 03.10.2002 года № ИС-840-р, и «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», принятые письмом Росавтодора от 17.03.2004 года № ОС-28/1270-ис) (п. 2.2).
В ходе визуального осмотра автомобильных дорог определяются: состояние полосы отвода, земляного полотна и водоотвода; состояние покрытия проезжей части, его дефекты; состояние искусственных дорожных сооружений; состояние элементов обустройства автомобильных дорог (п. 2.3).
По результатам визуального осмотра комиссией выявляются участки автомобильных дорог, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию, и определяются виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня (п. 2.4).
Результаты визуального осмотра оформляются актом обследования, в котором отражаются выявленные недостатки автомобильной дороги и предложения комиссии по их устранению с указанием необходимых мероприятий (п. 2.5).
На основании актов обследования автомобильных дорог Администрация города Кудымкара планирует виды работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, а также определяет объемы и очередность их выполнения (п. 2.6).
При невозможности визуальной оценки отдельных параметров состояния автомобильной дороги (прочность дорожной одежды и покрытия, шероховатость и коэффициент сцепления колеса с покрытием, состояние мостов и водопропускных труб) может проводиться диагностика, инструментальный контроль автомобильных дорог, обследование искусственных сооружений специализированными организациями (п. 2.7).
В соответствии с разделом 3 Правил диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения. ОДН 218.006-2002, утвержденных распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 03.10.2002 года № ИС-840-р (далее - Правила диагностики и оценки автомобильных дорог) диагностика автомобильных дорог – обследование, сбор и анализ информации о параметрах, характеристиках и условиях функционирования дорог и дорожных сооружений, наличии дефектов, и причин их появления, характеристиках транспортных потоков и другой необходимой оценки и прогноза состояния дорог и дорожных сооружений в процессе дальнейшей эксплуатации.
Качество дороги – степень соответствия всего комплекса показателей технического уровня, эксплуатационного состояния, инженерного оборудования и обустройства, а также уровня содержания нормативным требованиям.
Оценка транспортно-эксплуатационного состояния - определение степени соответствия нормативным требованиям фактических потребительских свойств автомобильных дорог, их основных параметров и характеристик.
Эксплуатационное состояние - степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик дороги, инженерного оборудования и обустройства, изменяющихся в процессе эксплуатации в результате воздействия транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания.
В соответствии с п.п. 4.1.1. - 4.1.4 Правил диагностики и оценки автомобильных дорог цель диагностики и оценки состояния автомобильных дорог состоит в получении полной, объективной и достоверной информации о транспортно-эксплуатационном состоянии дорог, условиях их работы и степени соответствия фактических потребительских свойств, параметров и характеристик требованиям движения. Систематический мониторинг является основой управления состоянием автомобильных дорог и исходной базой для эффективного использования средств и материальных ресурсов, направляемых на реконструкцию, ремонт и содержание дорожной сети. Диагностика и оценка состояния автомобильных дорог и дорожных сооружений производится систематически через установленные промежутки времени на протяжении всего срока службы дорог и дорожных сооружений. Общая оценка качества и состояния автомобильных дорог производится по показателям потребительских свойств, обеспечиваемых фактическим уровнем эксплуатационного содержания, геометрическими параметрами, техническими характеристиками, инженерным оборудованием и обустройством.
Согласно п. 4.1.6. Правил диагностики и оценки автомобильных дорог по результатам диагностики и оценки состояния дорог в процессе эксплуатации выявляют участки дорог, не отвечающие нормативным требованиям к их транспортно-эксплуатационному состоянию и, руководствуясь «Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», определяют виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию, ремонту и реконструкции с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня.
В соответствии с п. 4.1.7 Правил диагностики и оценки автомобильных дорог результаты диагностики и оценки дорог являются предпроектными материалами и информационной базой для разработки в установленном порядке проектов реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания эксплуатируемых дорог. В отдельных случаях, предусмотренных «Классификацией работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», допускается взамен проекта разработка сметной документации на ремонт и содержание дорог на основании результатов диагностики и оценки их состояния.
Таким образом, совокупный анализ вышеперечисленных норм в их системной взаимосвязи свидетельствует о том, что Администрация города Кудымкара являясь постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, в процессе дорожной деятельности обязана проводить мероприятия, направленные на поддержание автомобильных дорог в полном соответствии нормативным требованиям не только посредством устранения возникающих дефектов, но и посредством систематического мониторинга состояния автодороги, установления причин возникновения дефектов и принятия надлежащих мер по их устранению, посредством планирования видов работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, а также определению объемов и очередности их выполнения, а также по установлению фактов несоответствия дорожной инфраструктуры требованиям действующих нормативов.
Из имеющихся в материалах дела документов следует, что на основании обращения начальника ОГИБДД МО МВД России «Кудымкарский» от 06.04.2021 года Кудымкарской городской прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией города Кудымкара требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогих общего пользования местного значения в границах городского округа.
В ходе проверки установлено, что автомобильные дороги по ул. Хорошева, Загородная и Яковкина г. Кудымкара Пермского края выполнены в асфальтобетонном исполнении, обязанность по содержанию их в нормативном состоянии Администрацией города Кудымкара не исполняется. Согласно акту проверки от 06.04.2021 года, составленному государственным инспектором ДН ОГИБДД МО МВД России «Кудымкарский» Зубовым Д.С., на указанных автомобильных дорогах выявлены недостатки, а именно: по ул. Хорошева (от ул. Ленина до пер. Пролетарский) г. Кудымкара Пермского края имеются выбоины глубиной от 6 до 11 см, диной от 0,4 до 1,2 м, площадью от 0,2 до 0,8 кв. м, при этом дефекты дорожного покрытия составляют более 50 % от общей площади дорожного покрытия данного участка автомобильной дороги; ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная) г. Кудымкара Пермского края имеются выбоины глубиной от 5 до 12 см, длиной от 0,3 до 0,7 см, площадью от 0,15 до 0,6 кв. м, при этом дефекты дорожного покрытия составляют более 50 % от общей площади дорожного покрытия данного участка автомобильной дороги; ул. Яковкина г. Кудымкара Пермского края имеются выбоины глубиной от 6 до 13 см, длиной от 0,6 до 1,3 м, площадью от 0,3 до 1,2 кв. м, при этом дефекты дорожного покрытия составляют более 50 % от общей площади дорожного покрытия данного участка автомобильной дороги.
13.04.2021 года в отношении автомобильных дорог по улицам Хорошева, Загородная и Яковкина г. Кудымкара государственным инспектором ДН ОГИБДД МО МВД России «Кудымкарский» Зубовым Д.С. и помощником Кудымкарского городского прокурора Щербининым И.В. повторно проведено обследование, составлен акт.
Согласно акту от 13.04.2021 года в ходе проведенной проверки выявлены недоставки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, в нарушение п.п. 5.2.4, 5.3.1, 6.3 ГОСТ Р 50597-2017, п.п. 4.5.1.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, подп. 2 п. 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 года № 402, а именно:
- по ул. Хорошева (от ул. Ленина до пер. Пролетарский) г. Кудымкара Пермского края на всем протяжении проезжей части в асфальтобетонном исполнении имеются выбоины (глубиной от 6 до 11 см, диной от 0,4 до 1,2 м, площадью от 0,2 до 0,8 кв. м), просадки дорожного полотна (глубиной от 7 до 10 см, длиной от 0,9 до 1,6 м, площадью от 0,6 до 1,2 кв. м), трещины (одиночные, сетки трещин, раскрытые трещины – необработанные трещины, ширина раскрытия более 3 мм), дефекты дорожного покрытия составляют более 50 % от общей площади дорожного покрытия данного участка автомобильной дороги, отсутствует горизонтальная дорожная разметка (1.1, 1.14.1);
- по ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная) г. Кудымкара Пермского края на всем протяжении проезжей части в асфальтобетонном исполнении имеются выбоины (глубиной от 5 до 12 см, длиной от 0,3 до 0,7 см, площадью от 0,15 до 0,6 кв. м), просадки (глубиной от 6 до 8 см, длиной от 0,6 до 1,1 м, площадью от 0,3 до 0,9 кв. в), трещины (одиночные, сетки трещин, раскрытые трещины – необработанные трещины, ширина раскрытия более 3 мм), дефекты дорожного покрытия составляют более 50 % от общей площади дорожного покрытия данного участка автомобильной дороги, отсутствует горизонтальная дорожная разметка (1.1, 1.14.1), по нечетной стороне нумерации домов отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки);
- по ул. Яковкина г. Кудымкара Пермского края на всем протяжении проезжей части в асфальтобетонном исполнении имеются выбоины (глубиной от 6 до 13 см, длиной от 0,6 до 1,3 м, площадью от 0,3 до 1,2 кв. м), просадки (глубиной от 6 до 12 см, длиной от 0,9 до 2,3 м, площадью от 0,8 до 1,6 кв. м), трещины (одиночные, сетки трещин, раскрытые трещины – необработанные трещины, ширина раскрытия более 3 мм), дефекты дорожного покрытия составляют более 50 % от общей площади дорожного покрытия данного участка автомобильной дороги, имеется занижение обочины от 5 до 11 см, отсутствует горизонтальная дорожная разметка (1.1, 1.14.1), по нечетной стороне нумерации домов отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки) от ул. Данилова до ул. Давыдова.
Выявленные в ходе проверки недостатки на указанных выше участках автомобильных дорог на день рассмотрения дела не устранены. По существу административным ответчиком каких-либо доказательств, опровергающих наличие выявленных дефектов и подтверждающих соответствие дорожного полотна, а также элементов обустройства автомобильных дорог требованиям нормативов не представлено. В своих пояснениях представитель административного ответчика указал, что комиссионное обследование заявленных автомобильных дорог с целью определения перечня недостатков, определения мероприятий направленных на приведение их в нормативное состояние в соответствие с требованиями ГОСТ не проводилось.
Из показаний свидетеля Зубова Д.С. судом установлено, что им, как государственным инспектором ОГИБДД МО МВД России «Кудымкарский» ответственным за надзор за безопасностью дорожного движения проведено обследование автомобильных дорог по улицам Хорошева, Загородная и Яковкина г. Кудымкара, в ходе которого выявлены дефекты дорожного покрытия. Выявленные дефекты в рамках сезонного содержания автодороги устранить невозможно, необходим капитальный ремонт.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что Администрация города Кудымкара, являясь постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, не выполняет возложенные на нее обязанности в сфере дорожной деятельности, в целях своевременного устранения дефектов дорожного покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 и несоответствия элементов обустройства автомобильных дорог требованиям ГОСТ Р 52766-2007, меры, направленные на приведение автомобильных дорог по ул. Хорошева (от ул. Ленина до пер. Пролетарский), ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная), ул. Яковкина г. Кудымкара Пермского края в нормативное состояние и осуществлению работ по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) своевременно не принимаются, обязательные сезонные осмотры автомобильных дорог не проводятся, причины и условия несоответствия заявленных участков автомобильных дорог требованиям не устанавливаются, виды и состав основных работ и мероприятий по содержанию и ремонту автомобильных дорог в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, с целью повышения их транспортно-эксплуатационного состояния до требуемого уровня с учетом конкретных выявленных обстоятельств не определяются, объемы и очередность проведения необходимых работ не устанавливаются. Доказательств обратного представителем административного ответчика не представлено.
Представленные административным ответчиком муниципальное задание на выполнение работы Муниципальному автономному учреждению «Кудымкарские муниципальные автодороги», техническое задание на выполнение муниципального задания муниципальной работы «Организация капитального ремонта, ремонта и содержания закрепленных автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе» по своему составу работ, их объему и распространенности на все автомобильные дороги муниципального значения не подтверждает в должной мере принятие Администрацией города Кудымкара всех необходимых мер, направленных на соответствие автомобильных дорог по ул. Хорошева (от ул. Ленина до пер. Пролетарский), ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная), ул. Яковкина г. Кудымкара Пермского края требованиям ГОСТ.
Довод административного ответчика о том, что административное исковое заявление подано ненадлежащим лицом, поскольку прокурор не является субъектом надзорной деятельности в области безопасности дорожного движения во внимание судом не принимается, поскольку в соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является, в том числе соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Таким образом, подача прокурором административного искового заявления в интересах неопределенного круга лиц на основании обращения должностного лица органа, на который постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2013 года № 716 возложены полномочия по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, с информацией об имеющихся нарушениях для принятия мер прокурорского реагирования произведена в полном соответствии с требованиями закона.
В части доводов административного ответчика о признании недостоверным доказательством акта осмотра от 13.04.2021 года, суд отмечает, что указанное письменное доказательство получено стороной в соответствии с положениями КАС РФ и не может быть признано недопустимым.
Таким образом, со стороны административного ответчика допущено необоснованное бездействие, которое не способствует поддержанию бесперебойного движения транспортных средств и безопасному движению для всех участников дорожного движения, т.е. неопределенного круга лиц. Недостатки заявленных автомобильных дорог, отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек) могут послужить причиной и условием для наступления дорожно-транспортных происшествий с причинением вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, заявленные прокурором административные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ установлено, что в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Анализируя заявленный административным истцом способ устранения нарушений, суд приходит к выводу, что под обеспечением осуществления работ, направленных на приведение автомобильных дорог в нормативное состояние, понимается не столько фактическое выполнение работ, сколько выполнение действий, направленных на выявление недостатков автомобильной дороги, определение способов их устранения, планирование видов необходимых работ, определение объемов и очередности выполнения соответствующих работ, а также фактическое выполнение необходимых работ в рамках существующих или новых муниципальных контрактов.
С учетом указанной процессуальной нормы, времени и объемов работ, возложенных решением суда на Администрацию города Кудымкара, с учетом соблюдения баланса интересов сторон, суд считает заявленный прокурором срок 01.09.2022 года для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности разумным, установление данного срока будет способствовать восстановлению нарушенного права неопределенного круга лиц.
Довод административного ответчика о том, что заявленный срок, т.е. до 01.09.2022 года не является достаточным для выполнения возлагаемых на него действий, признается судом несостоятельным, т.к. каких-либо доказательств подтверждающих необходимость более длительного срока для устранения нарушений суду не предоставлено.
Те обстоятельства, что в настоящее время ведется строительство хирургического корпуса больницы, к указанной строительной площадке подвозятся строительные материалы на большегрузных машинах по автомобильным дорогам по улицам Загородная и Яковкина г. Кудымкара, от чего разрушается дорога, судом не принимаются. Основанием для отложения работ по приведению автомобильных дорог в нормативное состояние не являются. Неудовлетворительным состоянием названных автомобильных дорог нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение. Адресная инвестиционная программа Пермского края сама по себе факт окончания строительства хирургического корпуса до 2023 года не подтверждает.
Доводы об отсутствии возможности финансирования дополнительных работ судом во внимание не принимаются, поскольку отсутствие возможности финансирования необходимых работ не освобождает административного ответчика от обязанности по разрешению вопросов дорожной деятельности.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Кудымкарского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» в лице Администрации города Кудымкара в части не своевременного принятия мер, направленных на приведение автомобильных дорог по ул. Хорошева (от ул. Ленина до пер. Пролетарский), ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная), ул. Яковкина г. Кудымкара Пермского края в нормативное состояние.
Обязать Муниципальное образование «Городской округ – город Кудымкар» в лице Администрации города Кудымкара в срок до 01.09.2022 года обеспечить осуществление работ, направленных на приведение автомобильных дорог по ул. Хорошева (от ул. Ленина до пер. Пролетарский), ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная), ул. Яковкина г. Кудымкара Пермского края в нормативное состояние, соответствующее требованиям ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 года № 1245- ст.
Обязать Муниципальное образование «Городской округ – город Кудымкар» в лице Администрации г. Кудымкара в срок до 01.09.2022 года обеспечить осуществление работ по обустройству тротуаров (пешеходных дорожек) по нечетной стороне нумерации домов автомобильных дорог по ул. Загородная (от пер. Школьный до дома № 14 по ул. Загородная), ул. Яковкина (от ул. Данилова до ул. Давыдова) г. Кудымкара Пермского края, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 года № 270-ст.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
Судья Е.Д. Калина
Решение в окончательной форме принято 25 мая 2021 года.