Дело № 2-689/2020 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 августа 2020 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Аккуратного А.В.,
при секретаре Ладановой Н.В.,
с участием представителя истца Боталовой М.В.,
ответчика Иванова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по исковому заявлению Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края к Иванову М.В. о взыскании сумм неправомерно полученной пенсии,
установил:
Администрация Юсьвинского муниципального округа Пермского края (далее – Администрация Юсьвинского МО) обратилась в суд с иском к Иванову М.В. о взыскании неправомерно полученной пенсии, мотивируя тем, что в соответствии со ст.3 Закона Пермского края от 09.12.2009 года №546-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края и муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и пенсиям, назначенным досрочно на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации". В соответствии со ст. 7 указанного закона пенсия за выслугу лет устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий по государственной должности и назначения страховой пенсии. Ответчик с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал выборную должность главы <адрес> сельского поселения <адрес>. Полномочия прекращены в связи с неизбранием на должность в соответствии с п.3 ст.83 ТК РФ. 18.12.2017 года ответчиком подано заявление об установлении пенсии за выслугу лет к пенсии, назначенной досрочно в соответствии с Законом «О занятости населения». Решением Администрации Пожвинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ Иванову М.В. с ДД.ММ.ГГГГ установлена муниципальная пенсия за выслугу лет в размере 2 865 рублей 17 копеек. В качестве основания для назначения принята пенсия за выслугу лет, получаемая Ивановым М.В. в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей". На момент назначения муниципальной пенсии за выслугу лет возраст Иванова М.В. составлял 48 лет. В результате перерасчета решением администрации Пожвинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ Иванову М.В. установлена пенсия за выслугу лет в размере 3 067 рублей 17 копеек. Таким образом, назначение муниципальной пенсии за выслугу лет произошло с нарушением действующего законодательства, которое было выявлено в ходе перерасчета размера пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ. Излишне уплаченная сумма в размере 71 187 рублей 96 копеек подлежит взысканию.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Попов П.Д.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала, дополнительно пояснила, что доводы изложенные в исковом заявлении поддерживают в полном объеме. Администрация Юсьвинского муниципального округа является правопреемником сельских поселений, ранее входивших в Юсьвинский муниципальный район, данные сельские поселения, в том числе Пожвинское сельское поселение, ликвидированы. В связи с указанными обстоятельствами личное дело на ответчика поступило только в ноябре-декабре 2019 года и проверкой был установлен факт неправомерного назначения пенсии, которая назначена лицу, не являющемуся получателем страховой пенсии по старости, поскольку ответчик не достиг возраста получения данной пенсии. Возможно обстоятельств недобросовестности в действиях ответчика нет, но был причинен ущерб бюджету. Со стороны Иванова М.В. как таковых нарушений не было, нарушения допущены Администрацией Пожвинского сельского поселения в момент установления пенсии, так как оснований для назначения пенсии не было. Вместе с тем, излишне выплаченная пенсия подлежит возврату и соответственно подлежит взысканию.
Ответчик Иванов М.В. в судебном заседании поддержал письменные пояснения, согласно которых является военным пенсионером с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ работал на гражданской службе. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещал выборную должность главы <адрес> сельского поселения. После окончания полномочий им подано заявление о назначении пенсии за выслугу лет. Решением администрации Пожвинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ ему установлена пенсия за выслугу лет, размер которой впоследствии индексировался. Выплаты по пенсии производились до ДД.ММ.ГГГГ и были прекращены как неправомерно начисленные. О неправомерном начислении пенсии он узнал только из уведомления о прекращении выплаты и необходимости возмещения суммы полученной пенсии за выслугу лет. Считает, что в неправомерном назначении пенсии отсутствует его вина, поскольку все документы, которые послужили основанием для назначения пенсии, подлежали проверке со стороны сотрудников бухгалтерии, финансового отдела, советом депутатов и КСП Юсьвинского района. Считает что в силу положений п.3 ст.1109 ГК РФ неправомерно выплаченная пенсия не подлежит возврату. Просит учесть наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка на иждивении, статус ветерана труда с непрерывным стажем работы и пробел в законодательстве в части права на получение муниципальной пенсии лицами, являющимися военными пенсионерами. Деньги, которые выплачены были заложены в бюджет, а бюджет принимался Советом депутатов Пожвинского сельского поселения.
Третье лицо Попов П.Д. в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения представителя истца, ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество, за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
Согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с назначением и выплатой гражданам пенсий, в том числе муниципальные пенсии по выслуге лет.
В соответствии с преамбулой Закона Пермского края от 09.12.2009 N 546-ПК "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края и муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края" (далее Закон о пенсии за выслугу лет) настоящий Закон определяет условия и порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края, а также правовые основы пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Пермского края.
В соответствии со ст.1 Закона о пенсии за выслугу лет муниципальные должности - муниципальные должности и выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермского края, выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях Пермской области, выборные муниципальные должности в муниципальных образованиях Коми-Пермяцкого автономного округа.
В соответствии с ч.1 ст. 3 Закона о пенсии за выслугу лет пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и пенсиям, назначенным досрочно на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - страховые пенсии).
В соответствии с ч.1 ст.7 Закона о пенсии за выслугу лет пенсия за выслугу лет устанавливается со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем прекращения полномочий по государственной должности и назначения страховой пенсии.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон о страховых пенсиях) в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца.
Согласно ч.1 ст.8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с ч.2 ст.32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".В соответствии с ч.1 ст.10 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии: а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации; б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.
В соответствии ч.1 ст.7 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч.3 ст.14 Закона о пенсии за выслугу лет порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности, устанавливается муниципальными правовыми актами.
Порядок назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления Пожвинского сельского поселения назначается в соответствии с «Положением о пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления Пожвинского сельского поселения», утвержденного решением Совета депутатов Пожвинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Положение о пенсии за выслугу лет)
В соответствии со ст.1 Положения о пенсии за выслугу лет пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и пенсиям, назначенным досрочно на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - страховые пенсии). Лицу, получающему пенсию в соответствии с другими законодательными актами Российской Федерации, пенсия за выслугу лет может быть установлена после перехода на страховую пенсию.
В соответствии со ст.5 Положения о пенсии за выслугу лет «Заявление об установлении пенсии за выслугу лет с приложением необходимых документов подается лицом, замещавшим выборную должность, в администрацию Пожвинского сельского поселения. Решение о назначении пенсии принимается на основании:
- документов представляемых заявителем: паспорта, документа, подтверждающего срок полномочий лица на выборной муниципальной должности, копии документа об освобождении лица от выборной муниципальной должности, заверенной работником кадровой службы органа местного самоуправления Пожвинского сельского поселения, справки о размере месячного денежного вознаграждения лица, замещавшего выборную муниципальную должность, выданной органом местного самоуправления Пожвинского сельского поселения, в котором лицо замещало выборную муниципальную должность, по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению;
- документа, подтверждающего назначение лицу страховой пенсии, запрашиваемого администрацией Пожвинского сельского поселения, в органе, уполномоченном на назначение страховой пенсии, в распоряжении которого находится указанный документ, если заявитель не представил указанный документ самостоятельно. Заявитель вправе представить все документы, необходимые для установления пенсии за выслугу лет, по собственной инициативе».
В соответствии с ч.2. ст.5 Положения о пенсии за выслугу Администрация Пожвинского сельского поселения в течение 15 дней со дня получения всех документов, обязательных для представления заявителем, принимает решение об установлении пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему государственную должность, по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению с одновременным уведомлением получателя о размере установленной ему пенсии за выслугу лет по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению. В случае отказа в установлении пенсии за выслугу лет администрация Пожвинского сельского Поселения в установленный срок извещает об этом заявителя в письменной форме с указанием причин отказа.
Из материалов дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик избран главой <адрес> сельского поселения и уволен с указанной муниципальной должности <адрес> сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ в связи с не избранием на должность. Указанный факт не оспаривается ни истцом, ни ответчиком.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком подано заявление об установлении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости, назначенной досрочно в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", указанную пенсию заявитель получает в отделе пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел России по Пермскому краю.
К заявлению приложены: копия паспорта ответчика, копия трудовой книжки, свидетельство ИНН, копия страхового свидетельства государственного пенсионного страхования, копия удостоверения Главного управления внутренних дел по Пермскому краю о назначении пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение об увольнении, справка о размере месячного денежного вознаграждения.
Решением Администрации Пожвинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ Иванову М.В. с ДД.ММ.ГГГГ установлена муниципальная пенсия за выслугу лет в размере 2 762 рубля 93 копейки. В качестве основания для назначения принята пенсия за выслугу лет.
В соответствии с Решением Администрации Пожвинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ Иванову М.В. с ДД.ММ.ГГГГ установлена муниципальная пенсия за выслугу лет в размере 2 865 рублей 17 копеек. В качестве основания для назначения принята пенсия за выслугу лет.
Решением администрации Пожвинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№ Иванову М.В. установлена пенсия за выслугу лет в размере 3 067 рублей 17 копеек. В качестве основания для назначения принята пенсия за выслугу лет.
В соответствии со ст.1 Закона Пермского края от 20.06.2019 N 427-ПК "Об образовании нового муниципального образования Юсьвинский муниципальный округ Пермского края" в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) преобразовать Архангельское сельское поселение, Купросское сельское поселение, Майкорское сельское поселение, Пожвинское сельское поселение, Юсьвинское сельское поселение, входящие в состав Юсьвинского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование.
В силу ч.1 ст.3 названного Закона органы местного самоуправления Юсьвинского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Юсьвинского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами.
Таким образом, истец является правопреемником администрации Пожвинского сельского поселения.
В соответствии с ответом Пенсионного фонда РФ на запрос истца от ДД.ММ.ГГГГ ответчику страховая пенсия не назначалась, получателем страховой пенсии он не является.
В соответствии с решением администрации Юсьвинского муниципального района выплата пенсии Иванову М.В. прекращена.
Всего за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ответчик получил муниципальную пенсию за выслугу лет в общей сумме 71 187 рублей 96 копеек.
Таким образом, муниципальная пенсия за выслугу лет ответчику назначена в нарушение порядка, предусмотренного Законом о пенсии за выслугу лет и Положения о пенсии за выслугу лет, поскольку ответчику страховая пенсия не назначалась, а ее назначение является обязательным условием для назначения муниципальной пенсии за выслугу лет.
Вместе с тем, истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что со стороны ответчика имелись недобросовестные действия при назначении муниципальной пенсии за выслугу лет или имелась счетная ошибка.
В соответствии с Положением о пенсии за выслугу лет при решении вопроса о возможности назначения муниципальной пенсии за выслугу лет обязанность по установлению факта назначения страховой пенсии заявителю лежала на администрации Пожвинского сельского поселения, то есть на стороне истца.
Из материалов дела установлено, что сотрудниками администрации Пожвинского сельского поселения сведения из Пенсионного фонда не запрашивались, были истребованы лишь сотрудниками администрации Юсьвинского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ, а обязанности предоставлять такие сведения у ответчика не имеется. Также судом установлено, что ответчик сведений о назначении ему страховой пенсии по старости (инвалидности) не предоставлял, то есть не совершал действий, свидетельствующих о недобросовестности с его стороны.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Иванова М.В.) по требованиям о взыскании сумм излишне полученной пенсии за выслугу лет презюмируется, именно истец обязан доказать факт недобросовестности Иванова М.В. при назначении данной пенсии, но таких доказательств суду не представлено, что исключает возможность возврата соответствующих сумм.
Таким образом, при отсутствии доказательств, подтверждающих факт недобросовестности действий ответчика и счетной ошибки исковые требования Администрации Юсьвинского района к Иванову М.В. о взыскании излишне уплаченной пенсии не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Администрации Юсьвинского муниципального округа Пермского края к Иванову М.В. о взыскании сумм неправомерно полученной пенсии - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда через Кудымкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20.08.2020 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья А.В. Аккуратный