Кудымкарский городской суд Пермского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кудымкарский городской суд Пермского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело 2-99/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2010 года Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
Председательствующего федерального судьи В.С.Никитиной
С участием прокурора Н.А.Михалевой
При секретаре Н.Г.Лесниковой
Рассмотрев открытом судебном заседании в г.Кудымкар гражданское дело по иску Ярусова В.М. к Думе муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» о признании трудового договора недействительным и расторжения недействительного трудового договора незаконным, признания трудового договора недействительной сделкой и восстановления в должности заместителя председателя Городской Думы,
У С Т А Н О В И Л:
Ярусов В.М. обратился в суд с иском к Думе муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» о признании трудового договора недействительным и расторжения недействительного трудового договора незаконным, мотивируя свои требования тем, что он 26 февраля 2006 года был избран заместителем председателя Думы муниципального образования «Городской округ-город Кудымкар» на постоянной основе. Согласно решения Думы городского округа «Об утверждении Положения о статусе депутата Думы муниципального образования «Городской округ-город Кудымкар» в ст. 7 п. 2 записано. .. «Основанием для работы в Думе городского округа на постоянной (штатной) основе являются личное письменное заявление депутата и решение Думы городского округа». В соответствии с частями Зи4 ст. 43 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган принимает решения по вопросам организации своей деятельности, а глава муниципального образования, в случае если он является председателем представительного органа муниципального образования, издаёт постановления и распоряжения по вопросам деятельности представительного органа. Кроме того, часть 15 ст.35 Федерального закона устанавливает порядок отражения в местном бюджете расходов на обеспечение деятельности представительного органа. В соответствии с ч.13 ст. 35 ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования. Однако, мэр городского округа не подписал и не исполнил решение Думы о его избрании на должность заместителя председателя Думы на постоянной основе, а обратился в мае 2006 года в суд с просьбой об отмене данного решения. Суд отказал мэру городского округа в удовлетворении его заявления, признав, что решение принято согласно действующему законодательству. Впоследствии мэр обратился в суд с заявлением о приостановлении решения Думы. 17 октября 2006 года судебная коллегия по гражданским делам оставила в силе решение Кудымкарского городского суда о приостановлении решения Думы о его - Ярусова В.М. избрании до 1 января 2007 года. К исполнению своих обязанностей на постоянной основе он приступил с 1 января 2007 года. С ним на срок выполнения данных полномочий, в нарушение ст. 56 ТК РФ, был заключён трудовой договор Номер обезличен от Дата обезличена года на срок полномочий Думы с началом действия с 01.01.2007г. Полномочия депутата, работающего на постоянной основе, не предполагает возникновения правоотношений «работник - работодатель », которые регулируются нормами трудового кодекса. Следовательно, трудовой договор с ним, как выборным должностным лицом местного самоуправления, был заключён незаконно. В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения, а п. 1 ст. 167 ГК РФ предусматривает, что недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения. В настоящее время отсутствует специальный федеральный закон, который регулировал бы вопросы, связанные со статусом депутатов представительного органа местного самоуправления, действующих на постоянной основе, и они не являются по закону муниципальными служащими. Для них предопределён особый правовой статус. Как уже указывал Конституционный Суд РФ в Определении от 8 февраля 2001 года... то обстоятельство, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), само по себе не означает, что правовая позиция Конституционного Суда РФ в отношении государственных служащих не может быть применена к муниципальным служащим, исполняющим обязанности по муниципальной должности муниципальной службы. 29 февраля 2008 года решением Думы № 34 он отстранен от должности заместителя председателя Думы городского округа, в связи с нарушением норм ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (занятие иной оплачиваемой деятельностью). Мэру городского округа рекомендовано вышеупомянутым решением в установленном порядке провести процедуру, связанную с его увольнением по п. 14 ст. 81 ТК РФ, хотя поскольку он являлся выборным должностным лицом местного самоуправления, то к нему не может быть применена ст.81 ТК РФ. 31 марта 2008 года, по истечении месячного срока со дня принятия решения о его отстранении распоряжением мэра с ним расторгнут трудовой договор, который является недействительным в силу закона. Трудовой договор Номер обезличен от Дата обезличена года был заключён в нарушение действующего законодательства, соответственно расторжение его по основаниям п. 14 ст. 81 ТК РФ является незаконным. В соответствии с п. 1 ст. 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. О нарушении своих прав, связанных с незаконным заключением трудового договора он узнал в 2009 году с момента ознакомления с Разъяснением Комитета Государственной Думы по местному самоуправлению, содержащихся в журнале «Государственная власть и местное самоуправление» Номер обезличен 11 за 2007 год. Срок исковой давности о признании сделки недействительной, не истёк. Полагает, что трудовой договор, заключённый с ним, как с заместителем председателя Думы городского округа, выборным должностным лицом местного самоуправления, является недействительным и расторжение недействительного договора незаконным.
Также Ярусов В.М. обратился с дополнительным исковым заявлением о признания трудового договора недействительной сделкой и восстановления в должности заместителя председателя Городской Думы, мотивируя дополнительные требования тем, что он в своём исковом заявлении сослался на ст.200 ГК РФ полагая, что признание договора недействительной сделкой не подпадает под действие норм трудового законодательства, поскольку ГК РФ не устанавливает сроки исковой давности для обжалования трудовых договоров, как недействительных сделок. Иск о признании трудового договора недействительным идентичен иску о незаконном увольнении. Полагает, что срок исковой давности по иску о признании сделки недействительной, как таковой составляет 3 года, а он не истёк. В случае признания сделки - трудового договора недействительным, увольнение с выборной должности по п. 14. ст.81 ТК РФ - незаконно. Депутат, выборное должностное лицо местного самоуправления, приступают к осуществлению своих полномочий в результате избрания населением, то есть в результате проведения выборов, которые по своей правовой природе не могут рассматриваться в качестве соглашения, а население при этом не является работодателем.
Кроме того, осуществление полномочий депутата, выборного должностного лица местного самоуправления - это представление интересов избирателей, имеющее публично - правовой характер, поэтому осуществление полномочий депутата либо выборного должностного лица местного самоуправления не имеет характера трудовой функции в том значении, о котором говорится в Трудовом кодексе. Реализация полномочий депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления не регламентируется также правилами внутреннего трудового распорядка. Организация деятельности любого представительного органа регулируется принимаемым им регламентом, который, однако, нельзя назвать аналогом внутреннего трудового распорядка. В отношении депутата, выборного дoлжностного лица местного самоуправления действует норма о том, что ему должны обеспечиваться условия для беспрепятственного осуществления полномочий (ч.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»). Данное требование распространяется на неограниченный круг лиц, а не конкретного работодателя. В соответствии со ст. 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а не в результате избрания, на основании которого депутат либо выборное должностное лицо местного самоуправления приступают к осуществлению полномочий. В отдельных случаях трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность, но только если избрание на должность предполагает выполнение работником определённой трудовой функцией. Данная норма к депутатам и выборным должностным лицам местного самоуправления не применима. Условия, при которых он был отстранён от должности, отпали, соответственно он должен быть восстановлен в должности заместителя председателя Думы городского округа. Просит признать трудовой договор от Дата обезличенаг. недействительной сделкой и восстановить его в должности заместителя председателя Думы городского округа.
Ответчик с иском не согласился по мотивам того, что факт заключения Думой городского округа в лице мэра МО «Городской округ - город Кудымкар» и Ярусовым В.М. трудового договора не противоречит требованиям федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и трудовому законодательству, так как Ярусов В.М., работая на постоянной основе заместителем председателя Думы муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар», осуществлял эту деятельность профессионально, получал денежное вознаграждение, ежегодный оплачиваемый отпуск, медицинское обслуживание, пенсионное обеспечение. В соответствии со ст. 20 ТК РФ работодателем признается - физическое лицо либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работником. В случае, предусмотренных Федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными актами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами. В соответствии с п. 1 ст. 36 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», глава муниципального образования является высшим должностным лицом и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 27 Устава муниципального образования « Городской округ - город Кудымкар», мэр городского округа является высшим должностным лицом городского округа, входит в состав Городской думы с правом решающего голоса и является ее председателем, а также наделяется настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и соответственно, был вправе заключить трудовой договор с Ярусовым В.М. Статья 17 ТК РФ предусматривает, что трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной функции. Положением о заместителе председателя Думы муниципального образования, утвержденного решением Думы №13 от 26.02.2006 года (в редакции от 14.04.2006 г. №42) предусматривает определенные трудовые функции по руководству аппарата Думы, по планированию работы Думы и иным направлениям деятельности. Поэтому обоснованно заключен трудовой договор с Ярусовым В.М. от Дата обезличена г. Применять к трудовым отношениям нормы гражданского права о недействительности договоров, невозможно. В трудовом законодательстве отсутствуют нормы о признании трудового договора недействительной сделкой. В связи досрочным прекращением полномочий заместителя Думы городского округа трудовой договор был обоснованно расторгнут. По восстановлению в должности заместителя председателя Думы городского округа Ярусова В.М. уже были приняты решения Кудымкарским городским судом Пермского края: Дело № 2-278/2008 от 23.04.2008 г. Вынесенное решение вступило в законную силу, не отменено и неизменно. В соответствии со ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Учитывая изложенное, просят в иске к Думе муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» о признании трудового договора недействительным и его расторжение незаконным, признания трудового договора недействительной сделкой и восстановления в должности заместителя председателя Городской думы отказать.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, заключение прокурора, полагавшего в иске Ярусову В.М. отказать, суд приходит к следующему.
В суде установлено, что Ярусов В.М. 26 февраля 2006 года был избран заместителем председателя Думы муниципального образования «Городской округ-город Кудымкар» на постоянной (профессиональной) основе и к исполнению своих обязанностей он приступил с 1 января 2007 года. С ним на срок выполнения данных полномочий был заключён трудовой договор Номер обезличен от Дата обезличена года на срок полномочий Думы. 29 февраля 2008 года решением Думы Номер обезличен Ярусов В.М. отстранен от должности заместителя председателя Думы городского округа в связи с нарушением норм ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, мэру городского округа рекомендовано вышеупомянутым решением в установленном порядке провести процедуру, связанную с его увольнением. Распоряжением мэра МО «Городской округ - город Кудымкар» №7-л от 31.03.2008 года с ним расторгнут трудовой договор в соответствии с п.14 ст.81 ТК РФ в связи с досрочным прекращением полномочий заместителя председателя Думы городского округа.
Данные обстоятельства подтверждаются решением Думы Номер обезличен от 26.06.2006 года, трудовым договором Номер обезличен от Дата обезличена года, решением Думы Номер обезличен от Дата обезличена года, распоряжением мэра МО «Городской округ - город Кудымкар» Номер обезличенл от Дата обезличенагода.
Решением Кудымкарского городского суда от 23.04.2008 года в иске Ярусову В.М. к Думе МО «Городской округ - город Кудымкар» о признании Решения Думы Номер обезличен от Дата обезличена года и восстановлении его в должности заместителя председателя Думы отказано, решение вступило в законную силу.
Данным решением суда дана оценка заключению трудового договора, как не противоречащего требованиям ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» и обоснованности расторжения трудового договора в соответствии с п.14.ст.81 ТК РФ.
А в данном иске Ярусов В.М. в качестве основания для его восстановления в должности заместителя указывает на недействительность трудового договора со ссылкой на то, что он являлся выборным должностным лицом органа местного самоуправления и соответственно, с ним не должен был заключаться трудовой договор и полномочия депутата, работающего на постоянной основе, не предполагает возникновения правоотношений « работник - работодатель », которые регулируются нормами трудового кодекса.
Однако данные доводы не могут быть приняты во внимание и не могут служить основанием для восстановления Ярусова В.М. в должности заместителя председателя Городской Думы, т.к. ко всем соответствующим лицам, участвующим в осуществлении публичной власти, положения трудового законодательства применяются субсидиарно, т.е. постольку, поскольку иное не следует из законодательства о статусе этих лиц. Кроме того, 1)довод об отсутствии в рассматриваемой ситуации работодателя является неверным. Работодателем для выборных лиц местного самоуправления является само муниципальное образование как субъект права. Согласно ст. 27 Устава муниципального образования « Городской округ - город Кудымкар», мэр городского округа является высшим должностным лицом городского округа, входит в состав Городской думы с правом решающего голоса и является ее председателем, а также наделяется уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и соответственно, был вправе заключить трудовой договор с Ярусовым В.М., при этом, как следует из заявления Ярусова В.М. на имя мэра МО «Городской округ - город Кудымкар» он просит принять его на работу в качестве заместителя председателя Думы городского округа на постоянной основе; 2) осуществление полномочий выборного лица местного самоуправления на постоянной основе и на условиях возмездной оплаты имеет характер трудовой функции именно в том значении, о котором говорится в ст. 15 ТК РФ. Кодекс дает широкую трактовку этого понятия, включая в том числе работу по должности в соответствии со штатным расписанием. Ярусов В.М., работавший в должности заместителя на постоянной основе, имел конкретные обязанности и получал денежное вознаграждение именно за выполнение конкретной работы по решению вопросов местного значения, а не за сам факт занятия им соответствующей должности. 3) денежное содержание выборного лица Ярусова В.М. являлось не чем иным, как его заработной платой. Финансовое право квалифицирует соответствующие бюджетные расходы исключительно как расходы по оплате труда. Именно об оплате труда депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, говорит Бюджетный кодекс РФ (ч. 4 ст. 86, ч. 2 ст. 136); 4) ст. 17 ТК РФ, - согласно которой трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение работником определенной трудовой функции, - в полной мере применима к выборным лицам местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе. Трудовые отношения возникают на основе юридического состава, включающего в себя избрание (главный юридический факт) и оформление трудового договора (дополнительный юридический факт - действие обеспечительного характера). Предусмотренные трудовым законодательством права и гарантии должны предоставляться каждому лицу, фактически осуществляющему трудовую деятельность, если иное прямо не установлено федеральным законом. Статья 11 ТК РФ указывает лиц, на которых действие трудового права не распространяется: военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы; члены советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лица, работающие на основании договоров гражданско-правового характера; другие лица, если это установлено федеральным законом. Ни в указанной статье ТК РФ, ни в иных федеральных законах нет прямого указания на то, что трудовое право не распространяется на выборных лиц местного самоуправления. Следовательно, до появления в федеральном законе такого прямого указания никто не вправе ограничивать сферу действия трудового права.
Как указывалось выше, заключение трудового договора являлось дополнительным юридическим фактом и носило обеспечительный характер - дополнительно гарантировало соблюдение прав и гарантий Ярусова В.М. и никоим образом не нарушало права Ярусова В.М., и, следовательно, заключение и расторжение трудового договора, его действительность и(или) недействительность, не могут служить основанием для восстановления Ярусова В.М. в должности заместителя председателя Думы муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар».
Довод Ярусова В.М. о том, что условия, при которых он был отстранён от должности, отпали, соответственно он должен быть восстановлен в должности заместителя председателя Думы городского округа, судом не принимается, т.к. данные обстоятельства установлены решением Кудымкарского городского суда от 23.04.2008 года, вступившим в законную силу.
Довод Ярусова В.М., что данный трудовой договор является незаконной сделкой, судом не может быть принят во внимание, как не основанный на законе.
Учитывая изложенное, суд не установил оснований для удовлетворения иска и восстановления Ярусова В.М. в должности заместителя председателя Думы муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар».
Руководствуясь ст.ст. 191-194 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Ярусову В.М. к Думе муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» о признании трудового договора недействительным и расторжения недействительного трудового договора незаконным, признания трудового договора недействительной сделкой и восстановления в должности заместителя председателя Городской Думы, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Пермского края через Кудымкарский городской суд в течение 10 дней.
...
...
Федеральный судья В.С.Никитина