НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кстовского городского суда (Нижегородская область) от 23.07.2020 № 2А-3461/19

Дело №2а-518/2020 РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июля 2020 года г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Водяницкой А.Х., при секретаре Захряпиной М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 6 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС России № 6 обратилась в суд с настоящим административным иском и просит взыскать с ФИО1 транспортный налог 6616 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу 1232 рубля 95 копеек, а всего 7848 рублей 95 копеек, ссылаясь на то, что Межрайонная ИФНС России №6 по Нижегородской области обратилась в с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО1 транспортного налога, пени за несвоевременную уплату транспортного налога.

(дата обезличена) мировым судьей судебного участка №6 Кстовского судебного района Нижегородской области был вынесен судебный приказ № 2а-2631/19 о взыскании с ФИО1 транспортного налога, пени за несвоевременную уплату транспортного налога.

(дата обезличена) мировой судья судебного участка №6 Кстовского судебного района Нижегородской области вынес определение об отмене судебного приказа на основании заявления должника, так же было разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.

В соответствии со ст.357 Налогового кодекса РФ ФИО1 является плательщиком транспортного налога, так как на нем зарегистрировано транспортное средство:

- Автомобили легковые, государственный регистрационный знак: (номер обезличен), марка/модель: ДАЙХАЦУ TERIOS, VIN: (номер обезличен), год выпуска 2007, дата регистрации права (дата обезличена), дата утраты права (дата обезличена), указанное в налоговом уведомлении от (дата обезличена)(номер обезличен).

На основании сведений о транспортных средствах налогоплательщику был начислен транспортный налог с физических лиц за 2016,2017 гг. со сроком уплаты (дата обезличена) в сумме 6616.00 руб., налог не был уплачен в установленный законодательством срок, на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени в сумме: 106,95 руб. За неоплату транспортного налога за 2014,2015 гг. были начислены пени в сумме 1126,00 руб.

Неуплата налогоплательщиком указанных налогов, послужила основанием направления налоговым органом в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ требований об уплате налога от (дата обезличена)(номер обезличен), от (дата обезличена)(номер обезличен).

Однако, обязанность, предусмотренную п. 1 ст.23 Кодекса, по уплате налогов налогоплательщик не выполнил и нарушил тем самым нормы налогового законодательства.

До настоящего времени вышеуказанные суммы ответчиком в бюджет не внесены.

Административный истец и административный ответчик в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Административным истцом направлены письменные пояснения, согласно которым в соответствии с Постановлением Правительства от (дата обезличена)(номер обезличен) обязанность по регистрации транспортных средств и изменению регистрационных данных в органах, осуществляющих регистрацию транспортных средств, возложена на собственников транспортных средств, а также лиц, от имени собственнике в владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами.

Кроме того, названным Постановлением Правительства Российской Федерации закреплено, что юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в органах, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств, либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке (п. 3 Постановления).

Налоговые органы являются только пользователями поступающей из регистрирующих органов информации о зарегистрированных объектах налогообложения и их правообладателях и не могут самостоятельно вносить изменения в регистрационные данные.

В соответствие ст. 362 НК РФ основанием для прекращения исчисления суммы налога за транспортное средство является снятие его с регистрационного учета в органах ГИБДД.

Таким образом, налоговый кодекс к закон о транспортном налоге Нижегородской области содержит исчерпывающий перечень оснований для прекращения начисления транспортного налога. Согласно сведениям, поступившим из регистрирующих органов, в соответствии со ст.85 НК РФ, ФИО1 был начислен транспортный налог за 2014,2015,2016,2017 гг. за: ДАЙХАЦУ TERIOS, VIN: (номер обезличен), год выпуска 2007, Дата регистрации права (дата обезличена), дата утраты права (дата обезличена). Налоговым органом направлены налоговые уведомления, в установленный законодательством срок налог оплачен не был.

Транспортный налог за 2014 г. был исчислен Инспекцией Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода, сведения по взысканию недоимки в судебном порядке в Межрайонную ИФНС России № 6 по Нижегородской области не поступали. В ходе подготовки к судебному заседанию налоговым органом было выявлено отсутствие сведений подтверждающих взыскание транспортного налога за 2014 г. в судебном порядке. В связи с чем на основании п. 1 ст. 95 КАС РФ просит восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности по ТР (номер обезличен) в части взыскания пеней за 2014 год в сумме 613.17 руб.

Транспортный налог за 2015 г. был взыскан судебным приказом № 2а-831/2017, (дата обезличена) судебный приказ направлен в ФССП, до настоящего времени не исполнен.

Транспортный налог за 2016 г. в сумме 3 308.00 руб., за 2017 г. в сумме 3 308.00 руб., указанный в налоговом уведомлении от (дата обезличена)(номер обезличен), ТР (номер обезличен) от (дата обезличена) взыскивается в настоящем заявлении.

Пленум ВАС РФ в п. 51 Постановления от 30.07.2013 № 57 напомнил, что пени уплачиваются налогоплательщиком либо одновременно с перечислением налога либо после его уплаты (п. 5 ст. 75 НК РФ). Поэтому срок направления требования об уплате пеней исчисляется с момента уплаты задолженности по налогу, а именно:

- с момента уплаты всей суммы недоимки, на которую были начислены пени;

- с момента уплаты последней части задолженности по налогу при ее перечислении частями.

По требованию (номер обезличен) от 27.08 2018 г. сумма задолженности по пени составила 1126,00 руб., за 2014 г. в сумме 613.17 руб., и за 2015 г. в сумме 512.83 руб. сумма менее 3000,00 руб.).

По требованию (номер обезличен) от (дата обезличена) сумма задолженности составила 6616,00 руб. по налогу (за 2016 г. в сумме 3308,00 руб. и за 2017 г. в сумме 3308,00 руб.) и 106,95 руб. (за 2016 г. в сумме 53.48 руб. и за 2017 г. в сумме 53,47 руб.) по пени (сумма взыскания более 3000 руб.) +, требование должно быть исполнено в срок до (дата обезличена), 6 месяцев на подачу заявления, т.е. налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в срок до (дата обезличена).

(дата обезличена) мировым судьей судебного участка №6 Кстовского судебного района Нижегородской области был вынесен судебный приказ № 2а-2631/2019 о взыскании с ФИО1. задолженности по транспортному налогу.

(дата обезличена) мировой судья судебного участка №6 Кстовского судебного района Нижегородской области вынес определение об отмене судебного приказа на основании заявления должника, так же было разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.

В соответствии со ст. 48 НК РФ срок для подачи в порядке административного искового производства истекает (дата обезличена) налоговым органом административное исковое заявление было подано в установленный срок.

Административный ответчик ФИО1 ранее в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что заочным решением Павловского городского суда от (дата обезличена) удовлетворен иск ПАО «Банк Уралсиб» о взыскании кредитной задолженности и обращении взыскания на заложенное транспортное средство. Автомобиль, за который начислен транспортный налог, передан судебными приставами-исполнителями на торги. Им фактически утрачено право собственности на указанный автомобиль.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п.1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

В силу статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно ст.75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно ч.1 ст.357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 3 статьи 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

В силу статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Судом установлено, что в соответствии со ст.357 Налогового кодекса РФ ФИО1 является плательщиком транспортного налога, так как на нем зарегистрировано транспортное средство:

- Автомобили легковые, государственный регистрационный знак: (номер обезличен), марка/модель: ДАЙХАЦУ TERIOS, VIN: (номер обезличен), год выпуска 2007, дата регистрации права (дата обезличена), дата утраты права (дата обезличена), указанное в налоговом уведомлении от (дата обезличена)(номер обезличен).

На основании сведений о транспортных средствах налогоплательщику был начислен транспортный налог с физических лиц за 2016,2017 гг. со сроком уплаты (дата обезличена) в сумме 6616.00 руб., налог не был уплачен в установленный законодательством срок, на основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику были начислены пени в сумме: 106,95 руб.

За неоплату транспортного налога за 2014,2015 гг. были начислены пени в сумме 1126,00 руб.

Неуплата налогоплательщиком указанных налогов, послужила основанием направления налоговым органом в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ требований об уплате налога от (дата обезличена)(номер обезличен), от (дата обезличена)(номер обезличен).

Судом также установлено, что заочным решением Павловского городского суда от (дата обезличена) удовлетворен иск ПАО «Банк Уралсиб» о взыскании кредитной задолженности и обращении взыскания на заложенное транспортное средство. Автомобиль, за который начислен транспортный налог, арестован (дата обезличена) передан судебными приставами-исполнителями на торги. Постановлением судебного пристава-исполнителя Кстовского МРО от (дата обезличена) указанный выше автомобиль передан взыскателю в связи с тем, что не был реализован в принудительном порядке.

Транспортный налог за 2014 г. был исчислен Инспекцией Федеральной налоговой службы по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода, сведения по взысканию недоимки в судебном порядке не представлены, согласно ответу Кстовского МРО на исполнение указанный исполнительный документ не поступал.

В своих письменных пояснениях представитель административного истца указал, что в ходе подготовки к судебному заседанию налоговым органом было выявлено отсутствие сведений подтверждающих взыскание транспортного налога за 2014 г. в судебном порядке. В связи с чем, на основании п. 1 ст. 95 КАС РФ просит восстановить пропущенный срок для взыскания задолженности по требованию (номер обезличен) в части взыскания пеней за 2014 год в сумме 613.17 руб.

Транспортный налог за 2015 г. был взыскан судебным приказом № 2а-831/2017, (дата обезличена) судебный приказ направлен в ФССП, до настоящего времени не исполнен.

Транспортный налог за 2016 г. в сумме 3 308.00 руб., за 2017 г. в сумме 3 308.00 руб., указанный в налоговом уведомлении от (дата обезличена)(номер обезличен), требование (номер обезличен) от (дата обезличена) взыскивается в настоящем заявлении.

По требованию (номер обезличен) от 27.08 2018 г. сумма задолженности по пени составила 1126,00 руб., за 2014 г. в сумме 613.17 руб., и за 2015 г. в сумме 512.83 руб. сумма менее 3000,00 руб.).

По требованию (номер обезличен) от (дата обезличена) сумма задолженности составила 6616,00 руб. по налогу (за 2016 г. в сумме 3308,00 руб. и за 2017 г. в сумме 3308,00 руб.) и 106,95 руб. (за 2016 г. в сумме 53.48 руб. и за 2017 г. в сумме 53,47 руб.) по пени (сумма взыскания более 3000 руб.) +, требование должно быть исполнено в срок до (дата обезличена), 6 месяцев на подачу заявления, т.е. налоговый орган должен обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности в срок до (дата обезличена).

Однако, обязанность, предусмотренную п. 1 ст.23 Кодекса, по уплате налогов налогоплательщик не выполнил и нарушил тем самым нормы налогового законодательства.

(дата обезличена) мировым судьей судебного участка №6 Кстовского судебного района Нижегородской области был вынесен судебный приказ № 2а-2631/2019 о взыскании с ФИО1. задолженности по транспортному налогу.

(дата обезличена) мировой судья судебного участка №6 Кстовского судебного района Нижегородской области вынес определение об отмене судебного приказа на основании заявления должника, так же было разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.

До настоящего времени вышеуказанные суммы ответчиком в бюджет не внесены. Доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

Предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 48 НК РФ сроки обращения налогового органа в суд с иском о взыскании транспортного налога не были нарушены, в связи с чем, основания для взыскания недоимки по транспортному налогу имеются.

Довод административного ответчика о том, что он фактически утратил право собственности на автомобиль в связи с судебным решением об обращении на транспортное средство взыскания, ввиду чего он не является плательщиком транспортного налога, а, следовательно, и административным ответчиком по настоящему делу, суд находит несостоятельным и не основанным на законе.

Как следует из положений статей 69, 80, 84 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обращение взыскания на имущество должника является многоэтапной процедурой, которая начинается с изъятия имущества и завершается его реализацией либо передачей нереализованного имущества взыскателю.

При этом арест имущества должника в исполнительном производстве выполняет обеспечительные функции и направлен на ограничение прав должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом. Одновременно изъятие имущества само по себе не влечет прекращения права собственности должника на арестованное имущество, а означает лишь ограничение полномочий собственника по владению и пользованию принадлежащим ему имуществом.

В силу пункта 2 статьи 237 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество.

Таким образом, позиция административного ответчика о прекращении у него в права собственности на транспортное средство, являвшееся предметом залога на основании решения суда, основана на неверном толковании норм права, поскольку в данном случае право собственности ФИО1 на автомобиль сохранялось до момента его реализации и перехода права собственности к покупателю.

Кроме того, согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах. В силу пункта 3 той же статьи Кодекса начисление транспортного налога прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия транспортного средства с регистрационного учета. Таким образом, в случае, когда действующее налоговое законодательство связывает момент возникновения обязанности по уплате налога либо прекращения такой обязанности с действиями налогоплательщика и на последнего возлагается обязанность, в том числе по обращению в компетентные органы с заявлением о постановке или снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то есть регистрация носит заявительный характер, риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий лежат именно на налогоплательщике.

Доказательств, подтверждающих снятие ФИО1 транспортного средства с регистрации или факт регистрации данного транспортного средства за другим лицом ранее 2018 года, административным ответчиком не представлено.

Что касается пени, то требования в данной части подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии со статьей 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки налогоплательщик должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 этого Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Из анализа вышеприведенных положений следует, что обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.

В ходе разбирательства по делу налоговым органом в нарушение закона не было представлено доказательств обращения в установленном порядке в суд с заявлением о выдаче судебного приказа либо с исковым заявлением о взыскании с ответчика транспортного налога за 2014 г., за который были начислены пени 613.17 руб.

Исходя из вышеизложенного, суд находит требования административного истца о взыскании транспортного налога законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а пени подлежит частичному взысканию в сумме 619 рублей 78 копеек.

В соответствии с положениями НК РФ с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Кстовского муниципального района Нижегородской области в размере 400 рублей 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Нижегородской области удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Межрайонной ИФНС России № 6 транспортный налог 6616 рублей 00 копеек, пени по транспортному налогу 619 рублей 78 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.

Судья (подпись) А.Х.Водяницкая

Копия верна:

Судья:

Секретарь: