НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кстовского городского суда (Нижегородская область) от 12.07.2021 № 2-1625/2021

Дело (номер обезличен)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 июля 2021 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Выборнова Д.А., при секретаре Решетниковой А.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к Создашовой ФИО9 Ибрагимову ФИО8 о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» в лице представителя обратился в суд с иском к Создашовой Н.Х., о возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, по следующим основаниям.

04.04.2018 г. на стационарном пункте весового контроля «ЛЕВЫЙ БЕРЕГ» ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», расположенном на автомобильной дороге «Казань-Ульяновск» - «Ульяновск-Самара» км 12 + 740, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством – Ивеко, г.н. (номер обезличен), с полуприцепом - Шмитц, г.н. (номер обезличен), принадлежащим на праве собственности Создашевой Н.Х., под управлением водителя, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: от гр. с Самарской обл. - Высокий Колок - а/д «Ульяновск-Димитровград-Самара» - Нижняя Якушка - а/д «Ульяновск-Самара» на участке обхода г. Димитровграда - Мулловка - Чердаклы - Мирный - до г.Ульяновск - а/д «Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара» (пройденное расстояние 120,248 км), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 05.02.2018 №08-од «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» (далее - Приказ).

Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденным Приказом Министерства транспорта России от 12.08.2011 №211, предусмотрено, что временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий: вводятся в весенний период (с 1 апреля по 25 июня, с учетом природно-климатических условий территорий, по которым проходит такая автомобильная дорога) в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.

При издании акта о введении ограничения владельцы автомобильных дорог в соответствии с Приказом Министерства транспорта России от 12.08.2011 №211, обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничений информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах сроках таких ограничений.

Приказ от 27.02.2017 № 05-од был опубликован в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах: dorogi.ru, build.ulgov/ru, и в средствах массовой информации (газете «Ульяновская правда» от 28.02.2017 № 14).

На основании изложенного, информация о временном ограничении движения транспортных средств являлась общедоступной в силу опубликования акта о временном ограничении движения на официальных сайтах и в средствах массовой информации, в связи с чем ответчик мог и должен был знать об установлении ограничений.

Следовательно, перевозя тяжеловесные грузы, он обязан был принять необходимые меры по получению необходимого разрешения на их перевозку, согласовав маршрут движения, а также ознакомиться с размещенными в сети Интернет, и средствах массовой информации распорядительными актами о введении временных ограничений движения. Владелец транспортно средства является лицом, ответственным за оформление необходимой документации на перевоз грузов.

Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.

Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с применением весового оборудования - весов RW-15P, 20520-06, 1 пл. № 0111ВО3871, 2 пл. № 0111ВО3872, поверенных 27.03.2018 г., свидетельство №016135/13-18.

По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен Акт (номер обезличен) от (дата обезличена) о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее - Акт), согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.

Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средства осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок определения размера так вреда установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее - Правила возмещения вреда).

В Акте (номер обезличен) от (дата обезличена) зафиксирован факт превышения установленных ограничений по нагрузке на ось: перегруз по нагрузке на 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю оси.

На участке (номер обезличен) (маршрут движения - 111,984 км (1,11984 сот. км. - для формулы)).

Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: от гр. с Самарской обл. - Высокий Колок - а/д «Ульяновск-Димитровград-Самара» - обхода г. Димитровграда - Мулловка - Чердаклы - Мирный - поворот на птицефабрику (пройденное расстояние 111,984 км).

Расчет произведен по специальной формуле Правил возмещения вреда.

Размер причиняемого ущерба на участке № 1 в момент составления акта составил 192 511 (руб.)

На участке №2 (маршрут движения - 8,264 км (0.08264 сот. км. - для формулы)):

Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет 3,5-4,2-1,32-1,32 метра.

Согласно Акту ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы:

- по первой оси - фактическая масса - 6,415 тонн, допустимая - 6,000 тонн, превышение - 0,415 тонны или 7%;

- по третьей оси - фактическая масса - 4,275 тонн, допустимая - 4,000 тонн, превышение - 0,275 тонны или 7%;

- по четвертой оси - фактическая масса - 4,275 тонн, допустимая - 4,000 тонн, превышение - 0,275 тонны или 7%.

Размер вреда при превышении допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (таблица 1).

Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению № 431-П и схеме дорог Ульяновской области.

Расчет произведен по формуле Правил возмещения вреда.

Размер причиняемого ущерба на участке №2 составляет: 2 238 руб.

Размер причиняемого ущерба по акту №118 от 04.04.2018 составляет: 194 749 руб.

С результатами измерений и Актом №118 от 04.04.2018 водитель транспортного средства был ознакомлен, от подписания и получения акта отказался.

Порядок, правила и условия движения по автомобильным дорогам транспортных средств осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, устанавливаются и регулируются Законом №257-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

В качестве соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, письмами в адрес ответчика была направлена претензия от 08.11.2018 № 294-ю, которой было предложено в добровольном порядке возместить сумму, в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов.

В претензии истец просил выслать в свой адрес квитанцию об оплате и уведомлял ответчика о том, что в случае предъявления иска в суд, с последнего будет взыскана государственная пошлина.

Ответчик до настоящего времени не возместили причиненный вред, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Истец считает, что доказан факт противоправности поведения ответчика, причинной связи между его противоправными действиями и причиненными убытками, а также размера причиненных убытков.

Вина ответчика заключается в неисполнении требований законодательства Российской Федерации об установлении допустимой нагрузки транспортного средства при передвижении по дороге общего пользования регионального значения.

Размер ущерба определен на основании постановления Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 № 331-П.

Причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками заключается в причинении дорожному полотну повреждений (в том числе способствующих разрушению полотна) ввиду нарушения ответчиком требований законодательства о перевозке тяжеловесных грузов (перевозка с превышением предельно допустимой осевой нагрузки и с отсутствием специального разрешения на такую перевозку).

В своем исковом заявлении просит взыскать с Создашевой Н.Х. в пользу областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» 194 749 рублей платы в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам.

Определением суда к участию в деле соответчиком был привлечен Ибрагимов Р.Х., как собственник полуприцепа - Шмитц, г.н. АУ 3896 02.

В судебное заседание представитель истца не явился, о месте и времени судебного заседания извещался надлежащим образом, в своем заявлении просит о рассмотрении дела в свое отсутствие, также представил письменные пояснения по делу (л.д.63-69).

Ответчики Создашова Н.Х., Ибрагимов Р.Х. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, от ответчика Ибрагимова Р.Х. поступили письменные возражения по иску, в которых просил в иске отказать.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.15 Гражданского Кодекса РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с ч.1,2 ст.1064 Гражданского Кодекса РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно материалов дела, Создашова Н.Х. является собственником транспортного средства – Ивеко, г.н. (номер обезличен), Ибрагимов Р.Х. собственник полуприцепа - Шмитц, г.н. (номер обезличен) (л.д.96-98).

Как установлено судом, 04.04.2018 г. на стационарном пункте весового контроля «ЛЕВЫЙ БЕРЕГ» ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», расположенном на автомобильной дороге «Казань-Ульяновск» - «Ульяновск-Самара» км 12 + 740, была проведена проверка весовых параметров транспортного средства и установлен факт нарушения правил перевозки тяжеловесных грузов, а именно несанкционированного (без специального разрешения) провоза тяжеловесного груза транспортным средством – Ивеко, г.н. (номер обезличен) 102, с полуприцепом - Шмитц, г.н. (номер обезличен), под управлением водителя, который осуществлял перевозку тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования Ульяновской области по маршруту: от гр. с Самарской обл. - Высокий Колок - а/д «Ульяновск-Димитровград-Самара» - Нижняя Якушка - а/д «Ульяновск-Самара» на участке обхода г. Димитровграда - Мулловка - Чердаклы - Мирный - до г.Ульяновск - а/д «Казань-Ульяновск-Ульяновск-Самара» (пройденное расстояние 120,248 км), с превышением предельно допустимых значений нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период, утвержденных Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 05.02.2018 №08-од «О введении временных ограничений движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» (далее - Приказ).

Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что временные ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденным Приказом Министерства транспорта России от 12.08.2011 №211, предусмотрено, что временные ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий: вводятся в весенний период (с 1 апреля по 25 июня, с учетом природно-климатических условий территорий, по которым проходит такая автомобильная дорога) в целях предотвращения снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, вызванной их переувлажнением.

При издании акта о введении ограничения владельцы автомобильных дорог в соответствии с Приказом Министерства транспорта России от 12.08.2011 №211, обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничений информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах сроках таких ограничений.

Приказ от 27.02.2017 № 05-од был опубликован в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайтах: dorogi.ru, build.ulgov/ru, и в средствах массовой информации (газете «Ульяновская правда» от 28.02.2017 № 14).

На основании изложенного, информация о временном ограничении движения транспортных средств являлась общедоступной в силу опубликования акта о временном ограничении движения на официальных сайтах и в средствах массовой информации, в связи с чем ответчик мог и должен был знать об установлении ограничений.

Следовательно, перевозя тяжеловесные грузы, он обязан был принять необходимые меры по получению необходимого разрешения на их перевозку, согласовав маршрут движения, а также ознакомиться с размещенными в сети Интернет, и средствах массовой информации распорядительными актами о введении временных ограничений движения. Владелец транспортно средства является лицом, ответственным за оформление необходимой документации на перевоз грузов.

Специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов, при наличии которого допускается движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, полученного в установленном законом порядке водителем транспортного средства сотрудникам весового контроля не представлено.

Взвешивание транспортного средства было произведено работниками весового контроля ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» с применением весового оборудования - весов RW-15P, 20520-06, 1 пл. № 0111ВО3871, 2 пл. № 0111ВО3872, поверенных 27.03.2018 г., свидетельство №016135/13-18.

По факту выявленного нарушения сотрудниками стационарного пункта весового контроля был составлен Акт № 118 от 04.04.2018 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось (далее - Акт), согласно которому по результатам взвешивания выявлены нарушения в виде превышения нагрузок на оси.

Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средства осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, а также порядок определения размера так вреда установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» (далее - Правила возмещения вреда).

Согласно пункту 2 Правил возмещения вреда осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.

Распоряжением Правительства Ульяновской области от 28.11.2011 №835-пр создано областное государственное казённое учреждение «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» путём переименования, которому переданы функции по управлению автомобильными дорогами общего пользования регионального и межмуниципального значения, проходящими по территории Ульяновской области.

Включенные в Перечень автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 30.12.2009 № 431-П (далее - Постановление № 431-П) и закреплены на праве оперативного управления за ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области".

В соответствии с п.2.3.3. Устава ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" к основным целям деятельности относится обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них.

Для достижения указанных целей ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет следующие виды деятельности:

- обеспечивает взвешивание транспортных средств (п. 2.4.25 Устава);

- производит расчет вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами и взимание платы за возмещение вреда с владельцев или пользователей указанных транспортных средств (п. 2.4.27 Устава).

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 №934 «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2011 № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» (далее -Постановление №272) ОГКУ "Департамент автомобильных дорог Ульяновской области" осуществляет расчет, начисление и взимание возмещения вреда, на основании Актов о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и/или нагрузке на ось.

Согласно п.17 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон №257-ФЗ), тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Постановлением № 272.

Предельно допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временного ограничения движения в весенний период утверждены Приказом от 05.02.2018 №08-од.

В Акте № 118 от 04.04.2018 зафиксирован факт превышения установленных ограничений по нагрузке на ось: перегруз по нагрузке на 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 5-ю оси.

На участке № 1 (маршрут движения - 111,984 км (1,11984 сот. км. - для формулы)).

Нарушения предельно допустимой массы транспортного средства не выявлено, поэтому размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, в формулу не подставляется и при подсчете ущерба не учитывается.

Согласно пункту 5 Правил возмещения вреда размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет 3,5-4,2-1,32-1,32 метра.

Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 № 05-од.

Согласно Акту ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы:

- по первой оси - фактическая масса - 6,415 тонн, допустимая - 5,000 тонн, превышение - 1,415 тонны или 28%;

- по второй оси - фактическая масса - 6,015 тонн, допустимая - 5,000 тонн, превышение - 1,015 тонны или 20%.

- по третьей оси - фактическая масса - 4,275 тонн, допустимая - 3,000 тонн, превышение - 1,275 тонны или 43%;

- по четвертой оси - фактическая масса - 4,275 тонн, допустимая - 3,000 тонн, превышение - 1,275 тонны или 43%;

- по пятой оси - фактическая масса - 4,010 тонн, допустимая - 3,000 тонн, превышение - 1,010 тонны или 34%.

Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области 25.07.2008 № 331-П «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствам осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской облает (далее – Постановление № 331 -П).

Размер вреда при превышении допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (таблица 1):

- свыше 10% до 20% - 2 430 руб. (7 047 руб. - 2 430 * 2,9) за 100 км (вторая ось);

- свыше 20% до 30% - 3 887 руб. (11 272 руб. = 3 887 * 2,9) за 100 км (первая ось);

- свыше 30% до 40% - 5 874 руб. (17 035 руб. = 5 874 * 2,9) за 100 км (пятая ось);

- свыше 40% до 50% - 8 377 руб. (24 293 руб. = 8 377 * 2,9) за 100 км (третья и четвертая ось).

Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению № 431-П и схеме дорог Ульяновской области.

Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: от гр. с Самарской обл. - Высокий Колок - а/д «Ульяновск-Димитровград-Самара» - обхода г. Димитровграда - Мулловка - Чердаклы - Мирный - поворот на птицефабрику (пройденное расстояние 111,984 км).

Расчет произведен по специальной формуле Правил возмещения вреда.

Ттг 2009 г. (компенсационный индекс на 2009 г.) = 1 (базовый компенсационный индекс 2008 г * 1,052 (индекс-дефлятор 2009 г.) = 1,052

Ттг 2010 г. (компенсационный индекс на 2010 г.) = 1,052 (базовый компенсационный индекс 2009 г. * 1,127 (индекс-дефлятор 2010 г.) = 1,186

Ттг 2011 г. (компенсационный индекс на 2011 г.) = 1,186 (базовый компенсационный индекс 2010 г.) * 1,171 (индекс-дефлятор 2011 г.) = 1,389

Ттг 2012 г. (компенсационный индекс на 2012 г.) = 1,389 (базовый компенсационный индекс 2011 г.) * 1,113 (индекс-дефлятор 2012 г.) = 1,546

Ттг 2013 г. (компенсационный индекс на 2013 г.) = 1,546 (базовый компенсационный индекс 2012 г.) * 1,012 (индекс-дефлятор 2013 г.) = 1,564

Ттг 2014 г. (компенсационный индекс на 2014 г.) = 1,564 (базовый компенсационный индекс 2013 г.) * 1,064 (индекс-дефлятор 2014 г.) = 1,664

Ттг 2015 г. (компенсационный индекс на 2015 г.) = 1,664 (базовый компенсационный индекс 2014 г.) * 1,050 (индекс-дефлятор 2015 г.) = 1,747

Ттг 2016 г. (компенсационный индекс на 2016 г.) = 1,747 (базовый компенсационный индекс 2015 г.) * 1,053 (индекс-дефлятор 2016 г.) = 1,839

Ттг 2017 г. (компенсационный индекс на 2017 г.) = 1,839 (базовый компенсационный индекс 2016 г.) * 1,058 (индекс-дефлятор 2017 г.) = 1,945.

Ттг 2018 г. (компенсационный индекс на 2018 г.) = 1,945 (базовый компенсационный индекс 2017г.) * 1,053 (индекс-дефлятор 2018 г.) = 2,048.

Размер причиняемого ущерба на участке (номер обезличен) в момент составления акта составил 192 511 (руб.)

Пр = (3 887*2,9 + 2 430*2,9 + 8 377*2,9 + 8 377*2,9 + 5 874*2,9) * 1,11984 * 2,048 = (11 272 + 7 047 + 24 293 + 24 293 + 17 035) * 1,11984 * 2,048 = 192 511 руб.

На участке №2 (маршрут движения - 8,264 км (0.08264 сот. км. - для формулы)).

Согласно Акту зафиксированное расстояние между осями (колесами) составляет 3,5-4,2-1,32-1,32 метра.

Максимально допустимые значения нагрузок на ось транспортного средства в период введения временных ограничений движения транспортных средств в весенний период на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области, утверждены Приказом Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области от 27.02.2017 № 05-од.

Согласно Акту ответчиком допущены превышения допустимых ограничений осевой массы:

- по первой оси - фактическая масса - 6,415 тонн, допустимая - 6,000 тонн, превышение - 0,415 тонны или 7%;

- по третьей оси - фактическая масса - 4,275 тонн, допустимая - 4,000 тонн, превышение - 0,275 тонны или 7%;

- по четвертой оси - фактическая масса - 4,275 тонн, допустимая - 4,000 тонн, превышение - 0,275 тонны или 7%.

Показатели размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения утверждены Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 №331-П «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Ульяновской области» (далее - Постановление № 331 -П).

Размер вреда при превышении допустимых осевых нагрузок на ось транспортного средства (таблица 1):

- свыше 10 % до 20 % - 2 430 руб. (7 047 руб. = 2 430 * 2,9) за 100 км (вторая ось).

Протяженность маршрута рассчитана согласно Постановлению № 431-П и схеме дорог Ульяновской области.

Перевозка груза с превышением допустимых нагрузок на ось осуществлялась транспортным средством по маршруту: поворот на птицефабрику - г. Ульяновск (пройденное расстояние 8,264 км).

Расчет произведен по формуле Правил возмещения вреда:

Базовый компенсационный индекс 2018 года составляет – 2,048.

Размер причиняемого ущерба на участке №2 составляет: 2 238 руб.

Размер причиняемого ущерба по акту №118 от 04.04.2018 составляет: 194 749 руб.

Размер причиняемого ущерба на участке № 2 составляет:

Пр = (1 520*2,9 + 1 520*2,9 + 1 520*2,9) * 0,08264 * 2,048 = (4 408 + 4408 + 4 408) * 0,08264 * 2,048 = 2 238 руб.

Размер причиняемого ущерба по акту № 118 от 04.04.2018 составляет:

Пр= 192 511 руб. + 2 238 руб. = 194 749 руб.

С результатами измерений и Актом №118 от 04.04.2018 водитель транспортного средства был ознакомлен, от подписания и получения акта отказался.

Порядок, правила и условия движения по автомобильным дорогам транспортных средств осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, устанавливаются и регулируются Законом №257-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 № 934, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» осуществляет весовой контроль на основании распоряжения Министерства промышленности и транспорта Ульяновской области от 18.06.2012 №103-р «Об осуществлении весового контроля».

В качестве соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, письмами в адрес ответчика была направлена претензия от 08.11.2018 № 294-ю, которой было предложено в добровольном порядке возместить сумму, в счет компенсации ущерба, причиненного автомобильным дорогам Ульяновской области при осуществлении перевозки тяжеловесных грузов.

В претензии истец просил выслать в свой адрес квитанцию об оплате и уведомлял ответчика о том, что в случае предъявления иска в суд, с последнего будет взыскана государственная пошлина.

Истец ссылается, что ответчик до настоящего времени не возместил причиненный вред, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.07.1998 №22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в ст. 15, 1064 Гражданского кодекса РФ.

Соответственно, у истца отсутствует обязанность доказывания размера ущерба причинённого конкретным нарушением установленного порядка осуществления перевозки тяжеловесных грузов, поскольку размер такого ущерба определён заранее и фактически равен плате за провоз груза с превышением установленных весовых нагрузок.

Обязательность платы за провоз в данном случае предполагается в отношении неограниченного круга перевозчиков, осуществляющих перевозку грузов массой, превышают допустимую.

Перевозя тяжеловесные грузы, ответчик обязан был принять необходимые меры по получению необходимого разрешения на их перевозку, согласовав маршрут движения. Владелец транспортного средства является лицом, ответственным за оформление необходимой документации на перевозку грузов.

Доказательств наличия у ответчика на момент осуществления перевозки Специального разрешения, выданного в соответствующем порядке, ответчиком не представлено.

Весовое оборудование при проведении взвешивания эксплуатировалось согласно Федеральному закону № 102-ФЗ «Об обеспечении единства средств измерений».

В силу статьи 13 данного закона, средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки и (или) свидетельством о поверке.

Весовое оборудование, используемое ОГКУ «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области», прошло сертификацию и поверено надлежащим образом. Соответствующие сертификаты и свидетельства о поверке к материалам дела приложены.

В связи с этим не доверять показаниям весового оборудования нет оснований.

Суд приходит к выводу, что доказан факт противоправности поведения ответчика, причинной связи между его противоправными действиями и причиненными убытками, а также размера причиненных убытков.

Вина ответчика заключается в неисполнении требований законодательства Российской Федерации об установлении допустимой нагрузки транспортного средства при передвижении по дороге общего пользования регионального значения.

Размер ущерба определен на основании постановления Правительства Ульяновской области от 25.07.2008 № 331-П.

Причинно-следственная связь между действиями ответчика и возникшими убытками заключается в причинении дорожному полотну повреждений (в том числе способствующих разрушению полотна) ввиду нарушения ответчиком требований законодательства о перевозке тяжеловесных грузов (перевозка с превышением предельно допустимой осевой нагрузки и с отсутствием специального разрешения на такую перевозку).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком не представлено.

В соответствии со ст.1080 Гражданского Кодекса РФ, лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.

Как установлено судом, Создашова Н.Х. является собственником транспортного средства – Ивеко, г.н. (номер обезличен), Ибрагимов Р.Х. собственник полуприцепа - Шмитц, г.н. (номер обезличен) (л.д.96-98).

В связи с изложенным, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, а именно следует взыскать с ответчиков Создашовой Н.Х., Ибрагимова Р.Х. солидарно в пользу истца сумму ущерба, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, в размере 194 749 руб.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исходя из суммы удовлетворенных требований, с ответчиков следует взыскать госпошлину в бюджет в размере 5 094 руб. 98 коп., или по 2 547 руб. 49 коп. с каждого.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» к Создашовой ФИО10, Ибрагимову ФИО11 возмещении вреда, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, удовлетворить.

Взыскать с Создашовой ФИО12 Ибрагимова ФИО13 солидарно в пользу Областного государственного казенного учреждения «Департамент автомобильных дорог Ульяновской области» сумму ущерба, причиненного транспортным средством, осуществлявшим перевозку тяжеловесного груза при движении по автомобильной дороге, в размере 194 749 (сто девяносто четыре тысячи семьсот сорок девять) руб. 00 коп.

Взыскать с Создашовой ФИО14 в бюджет в размере 2 547 (две тысячи пятьсот сорок семь) руб. 49 (сорок девять) коп.

Взыскать с Ибрагимова ФИО15 госпошлину в бюджет в размере 2 547 (две тысячи пятьсот сорок семь) руб. 49 (сорок девять) коп.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.

Судья Выборнов Д.А.