НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кстовского городского суда (Нижегородская область) от 04.08.2022 № 2-1165/2022

Дело (номер обезличен) г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2022 года г.Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Выборнова Д.А., при секретаре Решетниковой А.Е., с участием помощника Кстовского городского прокурора Сидневой О.А., представителей ответчика Игошевой Ю.В., Щукиной Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кстовского городского прокурора в интересах Агафоновой ФИО8 к Межрайонной ИФНС России №6 по Нижегородской области об обязании произвести перерасчет и осуществить выплату компенсации, взыскании неустойки,

УСТАНОВИЛ:

Кстовский городской прокурор, действующий в интересах в интересах Агафоновой С.В., обратился в Кстовский городской суд с иском к Межрайонной ИФНС России №6 по Нижегородской области об обязании произвести перерасчет и осуществить выплату компенсации, взыскании неустойки, с учетом уточненных в ходе судебного разбирательства в порядке ст.39 ГПК РФ требований, просит суд: обязать ответчика произвести перерасчет положенной к выплате при увольнении в связи с сокращением должностей компенсации, включив в расчет средства материального стимулирования, просит взыскать недоплаченную компенсацию, пеню.

В обоснование иска ссылается, что Агафонова С.В. приказом начальника Межрайонной ИФНС России от 21.06.2021 уволена с должности старшего государственного налогового инспектора отдела работы с налогоплательщиками в связи с сокращением должностей гражданской службы. При увольнении ей выплачена компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца – 73 559,31 руб., а также дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечении срока предупреждения об увольнении – 18 520,26 руб. в которую не были включены средства материального стимулирования - премии, выплачиваемые Агафоновой С.В. в ходе службы.

В судебном заседании помощник Кстовского городского прокурора Сиднева О.А. заявленные требования поддержала.

Представители ответчика Игошева Ю.В., Щукина Т.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали, согласно доводов письменных возражений.

Представитель третьего лица – Государственной инспекции труда в Нижегородской области, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Суд, руководствуясь ч.3 ст.167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст.2 ТК РФ, к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда.

Согласно ст.11 ТК РФ все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со ст.15 ТК РФ, трудовые отношения, отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Судом установлено, что Агафонова С.В. приказом начальника Межрайонной ИФНС России от 21.06.2021 г. (номер обезличен) уволена с должности старшего государственного налогового инспектора в связи с сокращением должностей гражданской службы. При увольнении Агафоновой С.В. выплачена компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца – 73559,31 руб., а также дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечении срока предупреждения об увольнении – 18520,26 руб. в которую не были включены средства материального стимулирования – премии, выплачиваемые Агафоновой С.В. в ходе службы.

Указанные обстоятельства установлены материалами дела.

Положением ч.2 ст.50 ФЗ РФ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

В соответствии с частью 5 той же статьи к дополнительным выплатам относятся, в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Положением ч.10 данной статьи предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с п. 6 указанных Правил.

Согласно первому абзацу п.6 Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Согласно п. 8 Правил, в случаях, предусмотренных п/п «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за 4 месяца.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных п/п «а» - «г» п. 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных п/п «д» - «ж» п. 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В свою очередь, в п.2 Правил воспроизведены положения частей 2 и 5 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего.

Положения о порядке формирования фонда оплаты труда гражданских служащих содержатся в ч. 2 ст. 51 ФЗ РФ № 79-ФЗ, в силу чего при таком формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.

В соответствии с ч.3 ст.51 ФЗ РФ №79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента (коэффициента); на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Согласно ч.6 указанной статьи порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

Положением п.п. 8 и 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п.8 Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

В составе денежного содержания гражданского служащего (в целях определения размера компенсационных выплат) подлежат учету только выплаты, производимые за счет фонда оплаты труда.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, было принято постановление Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

На основе анализа этих нормативных положений необходимо сделать вывод о том, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч.10 ст.50 ФЗ РФ от 27.07.2004 №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Согласно позиции Министерства финансов РФ, отраженной в письме от 15.07.2014 №14-04-05/34482, следует, что формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7, а потому для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п.6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 ФЗ РФ №79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением № 238-7.

Из вышеприведенных положений, следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст.51 ФЗ РФ №79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, к которым относится и материальное стимулирование гражданских служащих.

Из обстоятельств дела следует, что выплаченное истице материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.

Разрешая спор, суд руководствуется положениями ст. 11 ТК РФ, ФЗ РФ № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента РФ от 25.07.2006 №763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Доводы стороны ответчика о том, что средства материального стимулирования не относятся к иным выплатам, предусмотренным законом, поскольку являются денежными средствами, предоставляемыми органом государственной власти сверх установленного фонда оплаты труда, а также о том, что данные выплаты являются единовременным поощрением и направлены на повышение эффективности труда и укрепление стабильности состава кадров налоговых органов, судом отклоняются, поскольку они основаны на субъективном толковании ответчиком норм материального права.

Расчет недоплаченной суммы компенсации судом проверен и признан верным, сумма недоплаты, в части расчета, стороной ответчика не оспаривалась.

Таким образом, с ответчика в пользу Агафоновой С.В. следует взыскать сумму недоплаченной компенсации при увольнении в размере 68 707 руб. 96 коп.

В соответствии с п.1 ст.395 ГК РФ, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Истец просит взыскать неустойку с ответчика за незаконное удержание денежных средств за период времени с 05.07.2021 по день вступления в законную силу решения суда.

По смыслу ст.330 ГК РФ, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ). Данная позиция закреплена в п.65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 №7 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств». Законом или договором может быть установлен более короткий срок для начисления неустойки, либо ее сумма может быть ограниченна (п.6 ст.16.1 ФЗ РФ от 25.04.2002 №40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").

Присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства.

Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем, а в случаях, установленных законом, - иными органами, организациями, в том числе органами казначейства, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами (ч.1 ст.7, ст.8, п.16 ч.1 ст.64 и ч.2 ст.70 Закона об исполнительном производстве). В случае неясности судебный пристав-исполнитель, иные лица, исполняющие судебный акт, вправе обратиться в суд за разъяснением его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (ст. 202 ГПК РФ). При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета неустойки.

Согласно расчету, с 05.07.2021 по день решения (04.08.2022 г.) сумма неустойки, исходя из ставки ЦБ РФ, составила 7482 руб. 58 коп. Данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу Агафоновой С.В.

Также обоснованным и подлежащим удовлетворения является требование о взыскании неустойки по день фактического исполнения обязательства, начиная со дня, следующего за днем судебного решения, от не выплаченной суммы, исходя из ставки ЦБ РФ.

С учетом вывода суда о необходимости взыскания с ответчика недоплаченной суммы компенсации при увольнении, требование об обязании ответчика произвести перерасчет, является излишним и удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кстовского городского прокурора в интересах Агафоновой ФИО9 Межрайонной ИФНС России №6 по Нижегородской области об обязании произвести перерасчет и осуществить выплату компенсации, взыскании неустойки, удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России №6 по Нижегородской области, ИНН 5250028086, ОГРН 525001001, в пользу Агафоновой ФИО10(дата обезличена) г.р., ИНН (номер обезличен) сумму невыплаченной компенсации в размере 68 707 руб. 96 коп., пени, в соответствии со ст.395 ГК РФ, за период с 05.07.2021 по 04.08.2022 в размере 7 482 руб. 58 коп., всего 76 190 (семьдесят шесть тысяч сто девяносто) руб. 54 (пятьдесят четыре) коп.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России №6 по Нижегородской области в пользу Агафоновой ФИО11, пени, в соответствии со ст.395 ГК РФ, исходя из ставки ЦБ РФ от невыплаченной суммы, за период с 05.08.2022 по день вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении требований Кстовского городского прокурора в интересах Агафоновой ФИО12 к Межрайонной ИФНС России №6 по Нижегородской области об обязании произвести перерасчет размера компенсации, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд.

Судья Д.А. Выборнов