К делу № 2а-366/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Крымск «12» января 2021 года.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Корныльева В.В.,
при секретаре Митько Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Крымского городского поселения Крымского района об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации Крымского городского поселения Крымского района об оспаривании решения органа местного самоуправления.
Свои требования мотивирует тем, что на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ он (ФИО1) на правах аренды пользуется и владеет земельным участком, с кадастровым номером №, площадью 1 334 кв.м., по адресу: Российская Федерация, <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – авторемонтные и сервисные мастерские, автомойки. На указанном земельном участке он намерен построить склад строительных материалов. Он получил технические условия на подключение коммуникаций, своевременно ухаживает за земельным участком, владеет и пользуется указанным недвижимым имуществом, своевременно оплачивает арендную плату за участок. Он намерен получить разрешение на строительство в установленном законом порядке, для чего, начал собирать для этого необходимые документы, в том числе им получено заключение Министерства обороны РФ войсковой части 75386 на согласование размещения и высотности объекта – склада строительных материалов от ДД.ММ.ГГГГ№. В процессе подготовки документов выяснилось, что для получения разрешения на строительство необходимо произвести изменение вида разрешённого использования земельного участка с «авторемонтные и сервисные мастерские, автомойки» на «склады». Он (ФИО1) обратился в администрацию Крымского городского поселения <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка, с кадастровым номером №, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Крымского городского поселения <адрес>, утвержденных решением Совета Крымского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно указанных Правил землепользования и застройки, земельный участок, с кадастровым номером №, расположен в территориальной зоне ИТ-2, зона транспортной инфраструктуры, где в основных видах разрешенного использования присутствует вид – «склады». Однако, администрация Крымского городского поселения <адрес> своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ отказала ему (ФИО1) в изменении вида разрешённого использования, ссылаясь на п. 17 ст. 39.8, ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. 260 Гражданского кодекса РФ. С данным отказом он (ФИО1) не согласен, считает нарушающим его права, как арендатора земельного участка, по следующим основаниям. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 и ст. 41 Земельного кодекса РФ, собственники и арендаторы земельных участков имеют право в том числе, возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Пунктом 8 статьи 1 Земельного кодекса РФ, одним из основных принципов законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правовое регулирование деления земель на категории определяется Земельным кодексом РФ, а разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий относится к предмету регулирования Градостроительного Кодекса РФ. Градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки. Согласно Правил землепользования и застройки Крымского городского поселения <адрес>, земельный участок, по адресу: РФ, <адрес> находятся в соответствующей зоне застройки – ИТ-2 (зона транспортной инфраструктуры). Фактически вид предполагаемого его (ФИО1) использования указанного участка не нарушает Правила землепользования и застройки, а отказ ответчика в изменении вида разрешённого использования земельного участка является препятствием для осуществления им прав на использование указанного земельного участка. Предоставлялся указанный участок с торгов под автомойку, однако, в получении разрешения на строительство автомойки администрацией Крымского городского поселения <адрес>, ему отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, что само собой делает договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№ неисполнимым, с указанным в нём видом разрешённого использования. Земельный участок, на котором планируется строительство здания склада, имеет площадь 1 334 кв.м., с кадастровым номером №, имеет категорию земель – земли населённых пунктов, вид разрешенного использования авторемонтные и сервисные мастерские, автомойки, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, хотя фактически рациональнее его использовать под строительство склада, так как в непосредственной близости от участка находятся жилые дома, и использование указанного земельного участка под склады не затрагивает права и законные интересы третьих лиц, не нарушает баланс публичных интересов, не понижает привлекательность использования территории.
На основании изложенного, просит суд: признать незаконным отказ администрации Крымского городского поселения <адрес> в изменении вида разрешённого использования земельного участка по адресу: <адрес>, №, с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ№; обязать администрацию Крымского городского поселения <адрес> изменить вид разрешённого использования земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 1 334 кв.м., по адресу: <адрес>, №, с вида «авторемонтные и сервисные мастерские, автомойки» на вид «склады», указав в решении суда, что оно является основанием для внесения изменений в вид разрешённого использования земельного участка, с кадастровым номером № Управлением «Росреестра» по <адрес> на вид «склады».
Административный истец ФИО1 в судебном заседании не участвовала. О времени, дате и месте рассмотрения административного дела своевременно надлежащим образом уведомлена. От него (ФИО1) в суд поступило письменное заявление, в котором он просит суд рассмотреть административное дело в своё отсутствие, при этом, на удовлетворении своих административных исковых требованиях настаивает в полном объёме. Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие ФИО1.
Представитель административного ответчика – администрации Крымского городского поселения Крымского района в судебном заседании не участвовал. О времени и месте рассмотрения административного дела был своевременно надлежащим образом уведомлен. Сведений о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении административного дела в своё отсутствие не ходатайствовал, каких-либо возражений относительно административных исковых требований не предоставил. Суд определил рассмотреть административное дело в отсутствие представителя администрации Крымского городского поселения Крымского района.
Исследовав письменные материалы дела, всестороннее оценив обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
Статья 1 Гражданского кодекса РФ устанавливая основные начала гражданского законодательства, определяет, что оно основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица, действуя свободно, приобретают и осуществляют гражданские права своей волей и в своем интересе.
Как следует из положений п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Законодатель (ст. ст. 9. 10 ГК РФ), предполагая разумность действий и добросовестность участников гражданских отношений, определил, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, однако они должны не допускать таких действий, которые осуществляются исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является арендатором земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 1 334 кв.м., категории земель – земли населённых пунктов, с видом разрешённого использования – авторемонтные и сервисные мастерские, автомойки, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, на основании договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ, копия которого находится в материалах дела.
Как следует из административного иска, на указанном земельном участке ФИО1 намерен построить склад строительных материалов, для чего, он получил технические условия на подключение коммуникаций. Кроме того, ФИО1 своевременно ухаживает за земельным участком, владеет и пользуется указанным недвижимым имуществом, своевременно оплачивает арендную плату за участок.
Судом установлено, что ФИО1 намерен получить разрешение на строительство в установленном законом порядке, для чего, начал собирать для этого необходимые документы, в том числе им было получено заключение Министерства обороны РФ войсковой части 75386 на согласование размещения и высотности объекта – склада строительных материалов от ДД.ММ.ГГГГ№. В процессе подготовки документов выяснилось, что для получения разрешения на строительство необходимо произвести изменение вида разрешённого использования земельного участка с «авторемонтные и сервисные мастерские, автомойки» на «склады».
20.10.2020 года ФИО1 обратился в администрацию Крымского городского поселения <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с Правилами землепользования и застройки Крымского городского поселения <адрес>, утвержденных решением Совета Крымского городского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ№. Согласно указанных Правил землепользования и застройки, земельный участок, с кадастровым номером №, расположен в территориальной зоне ИТ-2, зона транспортной инфраструктуры, где в основных видах разрешенного использования присутствует вид – «Склады».
Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ администрация Крымского городского поселения <адрес> уведомила заявителя ФИО1 об отказе в изменении вида разрешенного использования.
С данным решением администрации Крымского городского поселения Крымского района, суд не может согласиться, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Пунктом 8 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из основных принципов законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Правовое регулирование деления земель на категории определяется Земельным кодексом Российской Федерации, а разрешенное использование в соответствии с зонированием территорий относится к предмету регулирования Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Градостроительный регламент устанавливает в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков. Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки.
В соответствии с положениями ст. 85 Земельного кодекса РФ, градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков. Правовой режим указанного земельного участка нашел отражение в градостроительном плане земельного участка, который выполняется на основании Правил. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным и предназначенным для строительной реконструкции объектов капитального строительствам земельным участкам.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В рассматриваемом случае, отсутствуют регламентированные основания для отказа административному истцу ФИО1 в изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно Правил землепользования и застройки Крымского городского поселения земельный участок по адресу: Российская Федерация, <адрес> находятся в соответствующей зоне застройки – ИТ-2 (зона транспортной инфраструктуры). Фактически вид предполагаемого ФИО1 использования указанного участка не нарушает Правила землепользования и застройки, а отказ администрации Крымского городского поселения <адрес> в изменении вида разрешенного использования земельного участка является препятствием для осуществления им прав на использование указанного земельного участка. Предоставлялся указанный участок с торгов под автомойку, однако, в получении разрешения на строительство автомойки администрацией Крымского городского поселения <адрес> ФИО1 отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, что само собой делает договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, неисполнимым с указанным в нём видом разрешённого использования.
Земельный участок, на котором ФИО1 планируется строительство здания склада, имеет площадь 1 334 кв.м., с кадастровым номером №, имеет категорию земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – авторемонтные и сервисные мастерские, автомойки, по адресу: Российская Федерация, <адрес>, хотя фактически рациональнее его использовать под строительство склада, так как в непосредственной близости от участка находятся жилые дома, и использование указанного земельного участка под склады не затрагивает права и законные интересы третьих лиц, не нарушает баланс публичных интересов, не понижает привлекательность использования территории.
Гражданское и земельное законодательство допускают ограничение прав арендатора земельным участком только в предусмотренных законом случаях. В частности, исходя из содержания п. 2 и 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ и п. 1 ст. 260 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилье в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением градостроительных регламентов. Ограничения прав собственника должны быть предусмотрены в законе и известны собственнику. По аналогии закона можно говорить и о правах арендатора на земельный участок.
Кроме того, в рассматриваемом случае в отношении земельного участка, принадлежащего ФИО1 на праве аренды (Российская Федерация, <адрес>), какие-либо ограничения прав не существуют, отсутствуют сведения об ограничении прав и в кадастровой выписке на земельный участок, ограничения (обременения) права не зарегистрированы.
Градостроительные регламенты устанавливаются с учётом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны. Правила землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района определяют правовой режим земельного участка для застройки и не содержит ограничения права собственника по возведению объектов капитального строительства на предусмотренных законом основаниях.
В положениях статьей 2, 18 и 51.1 Градостроительного кодекса РФ также не содержится запрет на осуществление и возведение жилого дома, но предусмотрено, что строительство должно осуществляться на основе градостроительных норм, правил землепользования и застройки.
С учётом изложенного, суд приходит к выводу, что у органа местного самоуправления отсутствуют основания для запрета в изменении вида разрешенного использования, что свидетельствует об ограничении права арендатора без предусмотренных на то законных оснований. Оснований к принятию такого решения администрацией Крымского городского поселения Крымского района не имеется, поскольку в администрацию Крымского городского поселения Крымского района представлен необходимый и достаточный пакет документов, отвечающих требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, суд считает, что для восстановления нарушенного права административного истца ФИО1 на изменение вида разрешённого использования спорного земельного участка требуется не только отмена незаконного решения компетентного органа, но и соответствующее обязание административного ответчика – администрации Крымского городского поселения Крымского района к его выдаче.
При таких обстоятельствах, установленных в судебном заседании, административные исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Крымского городского поселения Крымского района об оспаривании решения органа местного самоуправления – удовлетворить в полном объёме.
Признать незаконным решение администрации Крымского городского поселения <адрес>, изложенное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в изменении вида разрешённого использования земельного участка по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с кадастровым номером №.
Обязать администрацию Крымского городского поселения <адрес> изменить вид разрешённого использования земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 1 334 квадратных метра, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, с вида «авторемонтные и сервисные мастерские, автомойки» на вид «склады».
Настоящее решение суда является основанием для внесения изменений в вид разрешённого использования земельного участка, с кадастровым номером № Управлением «Росреестра» по Краснодарскому краю, с указанием вида разрешённого использования – «склады».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Крымский районный суд Краснодарского края.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 12.01.2021 г.
Судья: подпись.