Дело №2а-811/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Крымск 01 апреля 2021 г.
Крымский районный суд Краснодарского края в составе судьи Серомицкого С.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Краснодарскому краю к ФИО1, действующему в интересах несовершеннолетнего ФИО2, о взыскании задолженности по уплате пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №17 по Краснодарскому краю обратилась в Крымский районный суд с административным иском к ФИО1, действующему в интересах несовершеннолетнего ФИО2, о взыскании задолженности по уплате пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу.
Свои требования мотивирует тем, что на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №17 по Краснодарскому краю в качестве налогоплательщика состоит ФИО2, №, который в соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации и с п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги. Обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Согласно п.1 ст.388, п.11 ст.396 и ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации ФИО2 является плательщиком имущественных налогов физических лиц (в том числе земельного налога с физических лиц и налога на имущество физических лиц), на основании сведений, представляемых государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, государственными органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в налоговые органы в соответствии с п.4 и п.11 ст.85 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со сведениями, поступившими из регистрирующих органов, ФИО2 в 2015г. являлся собственником следующих объектов налогообложения имущественными налогами физического лица: - земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, дата регистрации права 14.11.2012; - жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, дата регистрации права 14.11.2012; - жилого дома, расположенного по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, дата регистрации права 14.11.2012. Инспекция, руководствуясь положениями Налогового кодекса Российской Федерации, исчислила в отношении имущества, принадлежащего ФИО2 на праве собственности, имущественные налоги физических лиц за 2015г. и направила в адрес административного ответчика единое налоговое уведомление № от 17.07.2016. Налоговое уведомление было направлено в адрес административного ответчика по почте заказным письмом и в соответствии с п.4 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. ФИО2 суммы исчисленных имущественных налогов физических лиц в установленные сроки не уплатил. В силу п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Административным ответчиком суммы исчисленных имущественных налогов в установленные сроки уплачены не были, в связи с чем на сумму недоимки, в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации, были начислены пени, в том числе пени по земельному налогу с физических лиц за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в сумме 3 рубля, пени по налогу на имущество физических лиц за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 по ОКТМО 03625410 в сумме 45 копеек, по ОКТМО 03625101 в сумме 48 копеек. Инспекцией в отношении ФИО2 проведены мероприятия налогового контроля по выявлению недоимки, в результате которых выставлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № от 22.12.2016, в котором сообщалось о наличии задолженности по имущественным налогам физических лиц за 2015г. по видам платежа «налог» и «пени». Требование направлено в адрес административного ответчика в виде почтового отправления – заказного письма и в соответствии с п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации, считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Административным ответчиком требование инспекции об уплате взыскиваемых денежных сумм в установленные сроки в добровольном порядке не исполнено. Инспекция предприняла все меры для надлежащего извещения налогоплательщика об обязанности уплаты налогов, однако до настоящего времени добровольное погашение налогоплательщиком задолженности по уплате налогов не произведено. Руководствуясь положениями ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации, в пределах установленного срока инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №70 г.Крымска Краснодарского края с заявлением от 02.07.2020 № о вынесении судебного приказа. Мировым судьей судебного участка №70 г.Крымска Краснодарского края 10.08.2020 был вынесен судебный приказ № о взыскании с ФИО2 недоимки и задолженности по пени по имущественным налогам физических лиц, который определением мирового судьи судебного участка №70 г.Крымска Краснодарского края от 31.08.2020 был отменен в связи с поступившими от должника возражениями. Законодательством не установлены особенности взыскания с несовершеннолетних задолженности по имущественным налогам физических лиц. Вместе с тем в силу возраста несовершеннолетние налогоплательщики участвуют в налоговых отношениях через своих законных представителей, к которым относятся их родители, усыновители или опекуны (п.1 ст.26, п.2 ст.27, п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации, ст.26, п.1 ст.28, п.2 ст.32, ст.33 Гражданского кодекса Российской Федерации). При выявлении задолженности по имущественным налогам физических лиц в отношении имущества, принадлежащего несовершеннолетнему, требование о взыскании недоимки по налогу и пеней в судебном порядке налоговый орган предъявляет к законным представителям несовершеннолетнего (Апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.2019 по делу №33а-8369/2019). В настоящее время сумма задолженности ФИО2 по первоначально заявленному требованию инспекции по виду платежа «пени» не оплачена, что подтверждается расшифровкой задолженности. По состоянию на 15.01.2020 сумма задолженности административного ответчика по земельному налогу с физических лиц по виду платежа «пени» составляет 206 рублей 66 копеек, по налогу на имущество физических лиц по ОКТМО 03625101 по виду платежа «пени» составляет 26 рублей 12 копеек, по ОКТМО 03625410 по виду платежа «пени» составляет 24 рубля 27 копеек. На основании изложенного, просит суд взыскать с ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, задолженность по пени, начисленной на недоимку по налогу за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в общей сумме 3 рубля 93 копейки, в том числе: - по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО 03625410 в размере 45 копеек; - по пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений по ОКТМО 03625101 в размере 48 копеек; - по пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений по ОКТМО 03625101 в размере 3 рубля.
Поскольку указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей, в соответствии с п.3 ч.1 ст.291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, данное административное дело на основании определения суда от 02.02.2021 рассматривалось в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик ФИО1, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО2, в установленный судом срок каких-либо возражений по существу заявленных административным истцом требований не представил.
Исследовав представленные доказательства, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В силу п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации - рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации и п.п.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации – налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Как следует из п.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации – налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п.2 и п.6 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации – если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п.2 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации – при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п.1, п.2, п.3, п.4 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации – пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации – налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст.401 Налогового кодекса Российской Федерации – объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу п.1 и п.5 ст.403 Налогового кодекса Российской Федерации - налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.
В соответствии с п.1 ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации – налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно п.1 ст.389 Налогового кодекса Российской Федерации - объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
В силу п.1 ст.390 Налогового кодекса Российской Федерации – налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно сведений, предоставленных в налоговые органы государственными органами, осуществляющими кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, судом установлено, что ФИО2 с 14.11.2012 по настоящее время является собственником недвижимого имущества: - 1/5 доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым номером №; - 1/5 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым номером №; - 1/5 доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу <адрес>, с кадастровым номером №, следовательно, является плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских и сельских поселений, и плательщиком земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений.
В отношении вышеуказанных объектов налогообложения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №17 по Краснодарскому краю были исчислены подлежащие уплате суммы налогов за 2015г. в общем размере 589 рублей, в том числе: земельный налог с физических лиц в размере 450 рублей, и налог на имущество физических лиц в размере 139 рублей, со сроком уплаты до 01.12.2016.
Расчет суммы земельного налога и налога на имущество физических лиц за указанный период налоговым органом произведен верно, проверен судом.
Налоговым органом в адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление на уплату имущественных налогов физических лиц № от 17.07.2016, что подтверждается налоговым уведомлением № от 17.07.2016 и Списком заказных писем № от 27.07.2016.
Поскольку в установленный срок ФИО2 обязанность по уплате имущественных налогов не была исполнена, на сумму не оплаченных своевременного имущественных налогов, за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 начислена сумма пени в общей сумме 3 рубля 93 копейки, в том числе: по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО 03625410, в размере 45 копеек; по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений по ОКТМО 03625101, в размере 48 копеек; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений по ОКТМО 03625101, в размере 3 рубля, расчет которой также произведен верно и проверен судом.
В адрес должника Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России №17 по Краснодарскому краю было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № по состоянию на 22.12.2016 со сроком на добровольное его исполнение до 30.01.2017, что подтверждается требованием об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) № и Списком заказных писем № от 29.12.2016.
В связи с тем, что задолженность административным ответчиком в указанный в требовании срок погашена не была, Межрайонная ИФНС России №17 по Краснодарскому краю в установленный законом срок обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по уплате земельного налога, налога на имущество физических лиц и пени.
Определением Мирового судьи судебного участка №70 г.Крымска Краснодарского края от 31.08.2020 вынесенный по вышеуказанному заявлению 10.08.2020 судебный приказ № о взыскании с ФИО2 задолженности по уплате имущественных налогов и пени был отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
До настоящего времени задолженность административным ответчиком в полном объеме не погашена, и с учетом частичного погашения составляет 3 рубля 93 копейки, в том числе: - пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО 03625410 в размере 45 копеек; - пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений по ОКТМО 03625101 в размере 48 копеек; - пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений по ОКТМО 03625101 в размере 3 рубля, что подтверждается налоговым уведомлением, представленным расчетом, требованием об уплате налога, и расшифровкой задолженности налогоплательщика.
Административным ответчиком каких-либо возражений относительно заявленных требований и доказательств отсутствия у него указанных объектов налогообложения (снятия с регистрационного учета), наличия оснований для освобождения его от уплаты указанных видов налогов либо погашения вышеуказанной задолженности, суду не представлено.
Административное исковое заявление подано в суд административным истцом с соблюдением предусмотренных законом сроков.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования о взыскании с административного ответчика ФИО1, являющегося отцом и соответственно законным представителем несовершеннолетнего налогоплательщика ФИО2, задолженности по уплате пени по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Как следует из разъяснений, изложенных в п.40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» - при разрешении коллизий между ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно абз.10 п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации – в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины – по нормативу 100% по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
При подаче иска в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем с административного ответчика, как с лица, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствии с положениями п.п.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 400 рублей с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район Краснодарского края.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.175-180, ст.290, ст.ст.293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Краснодарскому краю к ФИО1, действующему в интересах несовершеннолетнего ФИО2, о взыскании задолженности по уплате пени по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу - удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, проживающего по адресу <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №17 по Краснодарскому краю: - задолженность по уплате пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений по ОКТМО 03625410 за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в размере 45 копеек; - задолженность по уплате пени по налогу на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений по ОКТМО 03625101 за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в размере 48 копеек; - задолженность по уплате пени по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений по ОКТМО 03625101 за период с 02.12.2016 по 21.12.2016 в размере 3 рубля, а всего взыскать 3 (три) рубля 93 копейки.
Взыскать с ФИО1, действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО2, государственную пошлину в размере 400 (четыреста) рублей с зачислением в бюджет муниципального образования Крымский район Краснодарского края в соответствии с правилами ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С.А. Серомицкий