НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Крыловской районного суда (Краснодарский край) от 11.07.2016 № 2-557/2016

По делу № 2-557/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Станица Крыловская 11 июля 2016 года

Крыловской районный суд Краснодарского края в составе:

судья Кальная Л.А.

при секретаре Шайхутдиновой Л.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к ОМВД России по Крыловскому району Краснодарского края о взыскании денежных средств за сверхурочную работу

установил:

В суд обратился с иском ФИО1 к ОМВД по Крыловскому району о взыскании денежных средств за сверхурочную работу. Указывает о том, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в органах внутренних дел Крыловского отдела МВД в различных должностях, последняя должность - полицейский водитель группы обслуживания дежурной части. Уволен со службы по п. 2 ч.2 ст. 82 Федерального закона от 30.1.2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», по инициативе сотрудника, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа начальника ОМВД России по Крыловскому району . В период работы, он продолжительное время привлекался к выполнению работы сверхурочно, что подтверждается табелями учета рабочего времени, книгой постовых ведомостей, работал сутки через сутки, сутки через двое, в одно и тоже время являясь водителем ГНР и водителем дежурной части, в свободное время осуществлял пропускной режим на посту . Согласно ст. 37 ФЗ РФ «О полиции» для сотрудников полиции устанавливается норма продолжительного служебного времени не более 40 часов в неделю. В соответствии со ст. 47 вышеуказанного Закона, за сверхурочную работу сотрудникам полиции предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о труде.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением из органов внутренних дел он обратился с рапортом в порядке ст.72 ФЗ № 342 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» о выплате денежной компенсации за работу сверхустановленной продолжительности рабочего времени за период с 2014 года по март 2016 года, с предоставлением табелей учета рабочего времени. ДД.ММ.ГГГГ он снова обратился с рапортом о предоставлении ответа по ранее поданному рапорту и оплате переработанного времени в сумме 2164 часа, однако до настоящего времени ответ им не получен.

Согласно табелям учета рабочего времени в 2014 году по состоянию на декабрь месяц переработка составила в суммированном виде 1039 часов, денежная компенсация была выплачена в размере 120 часов, остаток составил 980 часов, в денежном выражении сумма компенсации составила 99778,91 руб. По состоянию на декабрь 2015 года, переработка составила в суммированном виде 878 часов, денежная компенсация не выплачивалась, дополнительные дни отдыха предоставлялись в количестве 15 дней, в денежном выражении компенсация составила 89610,54 руб. По состоянию на апрель 2016 года переработка в суммированном виде составила 302 часа, в денежном выражении невыплаченная компенсация составила 99778,91 руб., дополнительные дни отдыха не предоставлялись.

Считает, что согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора ему должны были быть выплачены все суммы, причитающиеся работнику от работодателя и произведены в день увольнения. В связи с нарушением срока выплаты заработной платы, выплаты сумм подлежат взысканию с учетом процентов. Указанием Центрального банка России от 13.09.2012 года № 2873-У с 14.09.2012 года установлена ставка рефинансирования 8,25 %, таким образом, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составила за 2014 год в размере 12116,25 руб.; за период 2015 год с учетом установленной ставки 11% в размере 7556,80 руб.; за 2016 год-390,52 руб. Полагает, что неправомерными действиями работодателя по несвоевременной выплате всех сумм, причитающихся работнику при увольнении, ему причинен моральный вред, который он оценивает в 50 тыс. рублей.

Просит взыскать с ОМВД России по Крыловскому району денежную компенсацию за сверхурочную работу за период с апреля 2014 года по март 2016 года в размере 220503,83 руб.; взыскать денежную компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в размере 20063,67 руб.; взыскать моральный вред в сумме 50 тыс. руб.; взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 25 тыс. руб.

В судебном заседании истец ФИО1 и его представитель ФИО2, действующий на основании , удостоверенной ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Крыловского нотариального округа Краснодарского края ФИО3, зарегистрированной в реестре за , заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске. При этом представитель истца ФИО2 пояснил, что истцом не пропущен срок исковой давности, о нарушении прав и законных интересов, ФИО1 стало известно в марте 2016 года, когда он обратился в отдел МВД по Крыловскому району с рапортом о выплате денежной компенсации за сверхурочную работу за 2014,2015 и три месяца 2016 года, но, не получив ответ, обратился с настоящим иском в суд. ДД.ММ.ГГГГФИО1 был уволен, окончательный расчет в срок с ним не произведен, в связи с чем, ответчиком было нарушено трудовое законодательство. Просят исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика отдела МВД России по Крыловскому району ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования ФИО1 не признала в полном объеме, пояснила суду, что ФИО1 проходил службу в Отделе МВД России по Крыловскому району в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности полицейского водителя группы обслуживания дежурной части, уволен по собственной инициативе на основании приказа . За весь период работы истцу на основании поданных им рапортов за работу в ночное время, в соответствии с приказами отдела МВД России по Крыловскому району от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ выплачена компенсация в количестве 970 часов. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 выплачена компенсация за исполнение служебных обязанностей установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 120 часов за 2014 год. Рапортов о предоставлении дополнительного времени и отдыха или дополнительных дней за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в выходные и праздничные дни, истец не подавал, начисления ему не производились по независящим от работодателя причинам. На основании п.п. 56,58 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.01.2013 года № 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение сверхурочной работы. Получая регулярно денежное довольствие, с 20 по 25 число текущего месяца, истцу были известны суммы выплаченной заработной платы. О возможном нарушении его права на получение компенсации за сверхурочно отработанные часы истец узнавал не позднее 25 числа ежемесячно, в связи с чем, срок для обращения в суд за разрешением спора по выплатам денежного довольствия за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени за период с марта 2014 года по февраль 2016 года, истек ДД.ММ.ГГГГ. В связи с тем, что в действиях работодателя не усматривается неправомерных действий или бездействий, согласно ст. 237 ТК РФ, требования истца о взыскании морального вреда несостоятельны. Полагает, что при увольнении ФИО1 осуществлены все выплаты в полном объеме, в соответствии с действующим законодательством, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям:

В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Положениями ч.2 ст.132 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что не допускается какая бы то ни было дискриминация при установлении условий оплаты труда.

Согласно ч.1 ст. 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел"; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с ч. 2 названной нормы в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в ч. 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства. Аналогичные положения содержатся также в ч.2 ст. 34 ФЗ "О полиции", предусматривающей распространение действия трудового законодательства Российской Федерации на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.

Положениями абз. 5 ч.8 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы; членов советов директоров (наблюдательных советов) организаций (за исключением лиц, заключивших с данной организацией трудовой договор); лиц, работающих на основании договоров гражданско-правового характера; других лиц, если это установлено федеральным законом.

В силу положений ст. 44 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 следует, что на сотрудников органов внутренних дел распространяется установленная законодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени. В необходимых случаях сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.

Согласно ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

В соответствии со ст. ст. 152-154 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Каждый час работы в ночное время оплачивается в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя (ч. 2 ст. 53 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Согласно ч. 6 ст. 53 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, а также в ночное время в порядке, определяемом федеральным органом внутренних дел исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.

В соответствии с ч. 10 ст. 53 названного Федерального закона порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены ч. 6 данной статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере органов внутренних дел.

Порядок привлечения сотрудников к сверхурочной службе регулируется приказом МВД России от 19 октября 2012 года № 961 "Об утверждении Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха", согласно п. 2 которого в случае необходимости сотрудник ОВД может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Привлечение к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени осуществляется на основании приказа руководителя (начальника) территориального органа МВД. Руководитель, привлекший сотрудника к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, несет ответственность за законность и обоснованность такого привлечения.

Согласно п.п. 4, 5 вышеуказанного Порядка в целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в подразделениях МВД составляются табели учета служебного времени сотрудников ОВД. Ответственными за ведение табеля назначаются лица из сотрудников МВД на основании правового акта руководителя, они несут ответственность за правильность и полноту заполнения табеля. Порядок предоставления сотруднику компенсации за переработку в виде дней отдыха регулируется п. 9 названного Порядка. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным начальником. Дополнительные дни отдыха сотрудник волен использовать по собственному усмотрению, в том числе присоединить их к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России (п. 15 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного приказом МВД России от 19 октября 2012 года № 961).

В соответствии с приказом МВД России от 27 июня 2012 года № 638 "Об утверждении Порядка выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации", с 1 января 2012 года сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации по их просьбе, изложенной в рапорте, может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (п. 1 Порядка).

Денежная компенсация выплачивается на основании приказа Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителя подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа МВД России, образовательного учреждения, научно-исследовательской, медико-санитарной и санаторно-курортной организации системы МВД России, окружного управления материально-технического снабжения системы МВД России, а также иной организации и подразделения, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (п.2 Порядка).

В соответствии с п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней, за которое в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (п. 58 Порядка).

Таким образом, специальное законодательство, регламентирующее порядок выплаты денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни сотрудникам органов внутренних дел установило ограничение по выплате указанной компенсации в размере не более 120 часов в год.

Как следует из материалов дела, ФИО1 проходил службу в отделе МВД России по Крыловскому району в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в должности полицейского водителя группы обслуживания дежурной части отдела МВД России по Крыловскому району. ФИО1 осуществлял исполнение служебных обязанностей на основании графика сменности, ежемесячно утверждаемого начальником отдела МВД России по Крыловскому району, с установлением суммированного учета рабочего времени, действительно в спорный период привлекался к исполнению служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и праздничные дни. Объем часов сверхурочного времени за 2014 год составил 980 часов, за 2015 год – 878 часов, на апрель 2016 года – 302 часа, что подтверждается табелями учета использования служебного (рабочего) времени сотрудников дежурной части и водителей СОГ отдела МВД России по Крыловскому району.

Согласно приказам отдела МВД по Крыловскому району от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГФИО1 выплачена компенсация за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве 970 часов. На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 выплачена компенсация за исполнение служебных обязанностей установленной нормальной продолжительности служебного времени в количествен 120 часов за 2014 год.

Исходя из прямого указания ст. 53 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", п. 15 Порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха, утвержденного приказом МВД России от 19 октября 2012 года № 961, п. 56 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 года № 65, выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени вместо предоставления дополнительных дней отдыха может осуществляться только по просьбе сотрудника, изложенной в рапорте, то есть носит заявительный характер.

Как установлено, с просьбой, изложенной в рапорте, о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также за работу в праздничные и выходные дни за спорный период истец обратился ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГФИО1 снова обратился с рапортом о разрешении спора в связи с выплатой денежной компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также за работу в праздничные и выходные дни с апреля 2014 года и на день подачи рапорта.

В материалах дела отсутствуют ответы руководства Отдела МВД России на поданные истцом рапорта, однако имеется рапорт главного бухгалтера ФИО5, датированный ДД.ММ.ГГГГ на имя Врио начальника ОМВД России по Крыловскому району ФИО6 о том, что ДД.ММ.ГГГГ в бухгалтерию Отдела поступил рапорт прапорщика ФИО1 на согласование выплаты денежной компенсации за сверхурочную работу, а также за работу в выходные и праздничные дни с апреля 2014 года. В данном рапорте указано, что по итогам 2014 года ФИО1 получена компенсационная выплата за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в размере 120 часов. Для компенсационной выплаты за 2015 год необходимо было предоставить нормативно-правовой документ на привлечение сотрудника к сверх нормальной продолжительности служебного времени.

Обращаясь ДД.ММ.ГГГГ с рапортом о предоставлении части основного отпуска за 2016 год в количестве 30 календарных дней с ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением из органов внутренних дел, ФИО1 не воспользовался правом на включение ему в часть основного отпуска дополнительных дней отдыха за сверхурочную работу.

Данные учета рабочего времени, в том числе при выполнении сверхурочной работы, а также работы в ночное время, выходные и праздничные дни, отражены в табелях учета рабочего времени ОМВД России по Крыловскому району. Доводы ответчика в своих возражениях относительно сведений о количестве отработанного времени, неверно отраженных в табеле учета служебного времени, являются несостоятельными, поскольку приведенные в них данные учета рабочего времени достоверными и допустимыми доказательствами не опровергнуты.

Отказывая в части удовлетворения исковых требований, суд приходит к выводу о пропуске истцом срока для обращения в суд для разрешения трудового спора за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как ведется суммированный учет рабочего времени с учетным периодом в 1 год. Кроме того, о нарушении своих прав и законных интересов, истец не мог не знать, поскольку им же в ходе судебного заседания были представлены копии книг нарядов, книг постовых ведомостей, книг выдачи и приема вооружения и боеприпасов за 2014-2015 г.г. и частично за 2016 г., которые подтверждают факт отработанных сверхурочных часов, о которых истец знал, получая ежемесячно заработную плату, и не воспользовался своим правом на получение компенсационных выплат или дополнительных дней отдыха к отпуску.

Поскольку прохождение службы в органах внутренних дел является реализацией гражданами принадлежащего им права на труд, при рассмотрении дел по искам сотрудников органов внутренних дел, в том случае, если последние обращаются с требованиями материального характера, подлежат применению положения ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Согласно положениям п.56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 года № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.

По смыслу вышеуказанного пункта следует, что для признания нарушения трудовых прав длящимся необходимо соблюдение определенного условия: заработная плата работнику должна быть начислена, но не выплачена. Таким образом, работник, зная, что работодатель исполнил свою обязанность по начислению соответствующей оплаты за труд, в период действия трудового договора вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы, и именно такие правоотношения носят длящийся характер.

Как следует из материалов дела, за период 2014-2015 годы ФИО1 производились начисления и оплата за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, за 2014 год произведены начисления и оплата за сверхурочно выполненную работу в сумме 120 часов, за 2015 год начисления не производились. Получая денежное довольствие за 2014 год и 2015 год своевременно и в размере, соответствующем производимым работодателем расчетах, истцу, полагавшему, что такие начисления производятся не в полном объеме, было известно о нарушении его прав, поскольку выплата заработной платы осуществлялась ежемесячно, расчетные листы выдавались. В данном случае начало течения срока для обращения в суд за защитой нарушенного права должно исчисляться с момента окончания учетного периода (1 год), применяемого при несении службы на основании графика сменности. Однако истец обратился в суд лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении срока исковой давности.

Пропуск, предусмотренного ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации срока для обращения в суд за разрешением трудового спора, является самостоятельным основанием для отказа в иске. Расчет по денежной компенсации за отработанное сверх установленной продолжительности рабочего времени должен быть произведен сотрудником по итогам работы за год.

Требования истца о взыскании оплаты за сверхурочную работу за 2016 год суд полагает подлежащими удовлетворению.

Согласно положениям ст. 99 ТК РФ, сотрудник органов внутренних дел не может привлекаться к сверхурочной работе более 120 часов в год, но если он фактически отработал больше установленной нормы продолжительности сверхурочной работы, то его труд должен быть оплачен в полном объеме. Из предоставленных табелей учета рабочего времени за январь, февраль, марта 2016 года следует, что за период с января 2016 года по март 2016 года истцом отработано 302 часа, за январь 2016 года переработка составила 54 часа, за февраль 2016 года-60 часов, за март 2016 года- 68 часов, при норме рабочего времени за указанный период - 120 часов, то есть у ФИО1 сверхурочно отработанное время за указанный период составляет 182 часа. Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени в размере 9955,4 руб. (9000:164,5х 182 часа).

Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Таким образом, с ответчика подлежит взысканию компенсация за задержку данной выплаты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в размере 276 руб. 82 коп., из расчета средней ставки банковского процента 11 %, суммы взысканных денежных средств в счет компенсационной выплаты за сверхурочную работу и количества календарных дней использования чужих денежных средств, которое составило 91 день.

Кроме того, механизм расчета компенсации за сверхурочную работу, указанный истцом, противоречит Порядку обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 65, в частности, разделу IX Порядка, содержащего методику расчета денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, согласно п.п. 59 - 60 которого размер денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется путем умножения количества дней, за которые выплачивается денежная компенсация, на дневное денежное довольствие. Дневное денежное довольствие определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия сотрудника за тот месяц, в котором производится выплата, на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

Учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, в силу ст. ст. 21,237 Трудового Кодекса суд вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействиями работодателя, в том числе и при задержке заработной платы при увольнении и невыплате компенсации за сверхурочную работу. С учетом принципа разумности и справедливости, суд приходит к выводу, о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 500 рублей, так как имеет место нарушение со стороны работодателя по невыплате при увольнении сумм отработанных часов сверх установленной нормы с ДД.ММ.ГГГГ

Исковые требования ФИО1 о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 25 тыс. рублей удовлетворению не подлежат, поскольку взыскание расходов на представителя регулируется ст. 100 ГПК РФ. Согласно данной статье стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Таким образом, правило о взыскании судебных расходов пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, как предусмотрено ст. 98 ГПК РФ, не применяется к расходам на оплату услуг представителя, поскольку определение данных расходов регулируется нормой ст. 100 ГК РФ, которая устанавливает право на взыскание расходов только одной стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к ОМВД России по Крыловскому району Краснодарского края о взыскании денежных средств за сверхурочную работу удовлетворить частично.

Взыскать с ОМВД России по Крыловскому району Краснодарского края в пользу ФИО1 денежную компенсацию за сверхурочную работу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9955,4 руб.; компенсацию за несвоевременную выплату заработной платы в размере 276,82 руб., в счет компенсации морального вреда 500 рублей.

В остальной части исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Крыловской районный суд.

Срок изготовления мотивированного решения 15 июля 2016 года.

Судья