Дело № 2а-19/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Крутиха 31 января 2020 г.
Судья Крутихинского районного суда Алтайского края Торопицына И.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий массовых коммуникаций в лице Управления по Алтайскому краю и Республике Алтай, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Крутихинского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указав, что посредством выхода в телекоммуникационную сеть Интернет установлено, что в свободном доступе на Интернет-сайте <данные изъяты> размещена информация с предложением продажи «левых», поддельных бланков обязательного страхования гражданской ответственности без прохождения техосмотра.
В соответствии с требованиями ст.15 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В части 6 статьи 10 названного закона содержится запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п.2 ст.927 Гражданского кодекса РФ обязательное страхование – страхование в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц.
Пункт 4 ст.3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в российской Федерации» устанавливает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Согласно ст.4.1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) основными принципами обязательного страхования являются: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших в пределах, установленных настоящим Федеральным законом; всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств; недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
В статье 4 Закона об ОСАГО закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Так, при мониторинге Интернет-сайта <данные изъяты> установлено, что на главной странице содержатся объявления с конкретными предложениями неопределенному кругу лиц приобрести за деньги «левые», поддельные пустые либо заполненные бланки полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – полис ОСАГО). Текстовая информация в совокупности с изображениями недвусмысленно направлена на продажу указанного продукта.
Таким образом, сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования поддельных бланков полисов ОСАГО, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, содержат информацию о «плюсах» и выгоде использования таких бланков.
Хостинг-провайдер <данные изъяты> находится за пределами территории Российской Федерации – в Нидерландах, в связи с чем, установить администратора доменного имени невозможно.
Поскольку информация, размещенная на интернет-сайте <данные изъяты> прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а так же сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к вышеуказанному сайту необходимо запретить.
Основываясь на приведенных доводах и обстоятельствах, прокурор просит признать информацию, размещенную на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации.
Административное дело на основании ч.7 ст.150 и ст.292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.
Исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, посредством выхода в телекоммуникационную сеть Интернет. В ходе проверки установлено, что на Интернет-сайте https://osagoblank.org/ размещена информация с предложением продажи «левых», поддельных бланков обязательного страхования гражданской ответственности без прохождения техосмотра.
В силу положений ст.265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
В статье 29 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Согласно ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации») информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу п.1 ст.9 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ч.1 ст.10 указанного закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.15 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. В части 6 статьи 10 названного закона содержится запрет на распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с п.2 ст.927 Гражданского кодекса РФ обязательное страхование – страхование в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц.
Пункт 4 ст.3 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в российской Федерации» устанавливает, что условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Согласно ст.4.1 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» деятельность субъектов страхового дела подлежит лицензированию.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) основными принципами обязательного страхования являются: гарантия возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших в пределах, установленных настоящим Федеральным законом; всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств; недопустимость использования на территории Российской Федерации транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную настоящим Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности.
В статье 4 Закона об ОСАГО закреплено, что владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Так, при мониторинге Интернет-сайта <данные изъяты> установлено, что на главной странице содержатся объявления с конкретными предложениями неопределенному кругу лиц приобрести за деньги «левые», поддельные пустые либо заполненные бланки полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – полис ОСАГО). Текстовая информация в совокупности с изображениями недвусмысленно направлена на продажу указанного продукта.
Таким образом, сведения, размещенные на указанном выше интернет-сайте, вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования поддельных бланков полисов ОСАГО, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, содержат информацию о «плюсах» и выгоде использования таких бланков.
В соответствии со ст. 15.1 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее реестр).
В реестр включаются:
- доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
-сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в частности, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 4 Правил принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти решений в отношении отдельных видов информации и материалов, распространяемых посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет, распространение которых в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее по тексту - Роскомнадзор) принимает решения, являющиеся основаниями для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, в отношении:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетнихи (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителейдля участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера,распространяемых посредством сети Интернет;
б) информации, указанной в пунктах 2 и 3 настоящих Правил, в случае ееразмещения в продукции средств массовой информации, распространяемойпосредством сети Интернет;
в) информации, распространяемой посредством сети Интернет, решение озапрете к распространению которой на территории Российской Федерациипринято уполномоченными органами или судом. информация, размещенная на Интернет-сайте <данные изъяты> прямо не отнесена к информации, в отношении которой, Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а также сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению.
Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
В целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к вышеуказанному сайту необходимо запретить.
Пунктом 17 статьи 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определено, что владелец сайта в сети «Интернет» - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте.
Частью 8 статьи 15.1 Закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» в течение суток.
Хостинг-провайдер <данные изъяты> находится за пределами территории Российской Федерации – в Нидерландах, в связи с чем, установить администратора доменного имени невозможно.
Поскольку информация, размещенная на интернет-сайте <данные изъяты>/ прямо не отнесена к информации, в отношении которой Роскомнадзор вправе самостоятельно принять решение, являющееся основанием для включения доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети Интернет, а так же сетевых адресов в единый реестр, необходимо признание такой информации в каждом конкретном случае запрещенной к распространению. Иной порядок ограничения доступа к данной информации не предусмотрен.
С учетом изложенного, суд полагает возможным заявление прокурора удовлетворить и признать информацию, содержащую сведения о возможности приобретения официальных документов в сфере образования, размещенную на сайте <данные изъяты> запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч.4 ст.265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Крутихинского района Алтайского края в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию, размещенную на <данные изъяты>.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Крутихинский районный суд Алтайского края в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья И.А. Торопицына