К делу № 2-1679/2023 г.
УИД: 23RS0022-01-2023-003088-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кропоткин 28 ноября 2023 года
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Волошина Г.Д.,
при секретаре Алексеевой А.Ю.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца, адвоката Рудюк И.В., представившей удостоверение № 6290 от 11.04.2017 года и ордер № 690476 от 28.11.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю», третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации о взыскании недоплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
В Кропоткинский городской суд обратилась с иском ФИО1 к ФКУ «УФО МО РФ по Краснодарскому краю» о взыскании недоплаченной заработной платы за период с февраля по сентябрь 2020 года в размере 2 233 рубля 29 копеек; за период февраль 2021 года – 390 рублей 35 копеек; за период с февраля по ноябрь 2022 года – 14 605 рублей 23 копейки; за период с февраля по июль 2023 года – 16 917 рублей, всего 34 145 рублей 87 копеек.; морального вреда в размере 10 000 рублей; судебных расходов на оплату услуг адвоката по оформлению искового заявления в суд и представление интересов истца в суде – 35 000 рублей.
Истец свои требования мотивировала тем, что 01 ноября 2015 года между войсковой частью 57229 и ею, ФИО1 был заключен трудовой договор №120, согласно которому я принята на работу на должность заведующего хранилищем отдела хранения склада (по хранению материальных и технических средств связи) войсковой части 57229 (г. Кропоткин, Краснодарский край) на неопределенный срок, на основании чего был издан приказ о приеме на работу и относится к гражданскому персоналу войсковой части 57229. Войсковая часть № 57229, в том числе её гражданский персонал, находится на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по Краснодарскому краю». В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2001 № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации» и приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации» ей полагаются ежемесячные премии, однако выплачивается заработная плата в размере минимального размера оплаты труда. Согласно ответу ФКУ «УФО МО РФ по Краснодарскому краю» № 2269 от 17.07.2023 на имя начальника склада войсковой части 57229 на обращение, премии лицам гражданского персонала выплачиваемые в соответствии с ПМО № 1010 являются частью заработной платы и на основании этого учитываются при расчете размера доплаты до МРОТ, однако в этом же ответе на стр. 3 указано, что премии, выплачиваемые гражданскому персоналу на основании ПМО №1010, не входят в систему оплаты труда, а выплачиваются в соответствии с отдельными решениями Министра обороны Российской Федерации и соответственно не включаются в расчет среднего заработка. Полагает, что премия лицам гражданского персонала выплачиваемая в соответствии с ПМО № 1010 незаконно учитывается при расчете размера доплаты до МРОТ, что противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснениям, данным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 01.10.2009 № 1160-О-О, в определении от 17.11.2011 № 1605-О-О, в постановлении от 07.12.2017 № 38-П. Минимальный размер оплаты труда, установлен Федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и подлежит ежегодной индексации, так в 2020 году МРОТ составлял 12130 руб. в месяц, в 2021 году - 12792 руб. в месяц, в 2022 году с января по май - 13890 руб. в месяц, с июня по декабрь 2022 года – 15 279 руб., в 2023 году - 16242 руб. в месяц. В соответствии с п. 4 трудового договора от 01.11.2015 № 120 ей установлены следующие оплаты труда: должностной оклад – 6600 руб. (в последующем размер оклада изменялся согласно Соглашениям об изменении условий трудового договора), форма оплаты труда – премиальная, надбавка за работу со сведениями составляющими государственную тайну 10% от оклада, ежемесячная премия в пределах ФОТ 25% от оклада, надбавка за выслугу лет 30% (с 2021 года 40%) от оклада, совмещение вакантной должности фиксированная сумма для доплаты, премия ПМО №1010. Из представленных расчетных листков следует, что в период с января по декабрь 2020 года, 2021 года, 2022 года, с января по июль 2023 года ей начислялись: премиальные выплаты по итогам работы за месяц, премия в соответствии с приказом Министра обороны РФ №1010. В составе заработной платы ей было начислено и выплачено премиальных выплат по итогам работы за месяц в размере 25% (с учетом отработанного времени): за январь 2020 г., февраль 2020 г., март 2020 г., апрель 2020 г., май 2020 г., июнь 2020 г., июль 2020 г. - 1790 руб. в месяц, за август 2020 г. – 852,38 руб., за сентябрь 2020 г. – 1057,73 руб., за октябрь 2020 г., ноябрь 2020 г., декабрь 2020 г. – 1843,75 руб. ежемесячно; за январь 2021 г., февраль 2021 г., март 2021 г., апрель 2021 г., май 2021 г., июнь 2021 г., июль 2021 г. – 1843,75 руб. в месяц, за август 2021 г. – 838,07 руб., за сентябрь 2021 г. – 1173,30 руб., за октябрь 2021 г., ноябрь 2021 г., декабрь 2021 г. – 1843,75 руб. ежемесячно; за январь 2022 г. – 1843,75 руб., февраль 2022 г. – 1067,44 руб., март 2022 г., апрель 2022 г., май 2022 г., июнь 2022 г., июль 2022 г. – 1843,75 руб. в месяц, за август 2022 г. – 1202,45 руб., за сентябрь 2022 г. – 838,07 руб., за октябрь 2022 г., ноябрь 2022 г., декабрь 2022 г. – 1917,50 руб. ежемесячно; за январь 2023 г., февраль 2023 г., март 2023 г., апрель 2023 г., май 2023 г., июнь 2023 г., июль 2023 г. – 1917,50 руб. в месяц. В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. №1010 ей была начислена премия (с учетом отработанного времени): в феврале 2020 года в размере 2000 руб., в марте 2020 года в размере 2000 руб., в апреле 2020 года в размере 2000 руб., в мае 2020 года в размере 2000 руб., в июне 2020 года в размере 2000 руб., июле 2020 года в размере 2000 рублей, в августе 2020 года в размере 2000 руб., в сентябре 2020 года в размере 2000 руб., в октябре 2020 года в размере 2000 руб., в ноябре 2020 года в размере 2000 рублей, в декабре 2020 года в размере 16000 руб.; в феврале 2021 года в размере 2200 руб., в марте 2021 года в размере 2200 руб., в апреле 2021 года в размере 2200 руб., в мае 2021 года в размере 2200 руб., в июне 2021 года в размере 2200 руб., июле 2021 года в размере 2200 рублей, в августе 2021 года в размере 2200 руб., в сентябре 2021 года в размере 2200 руб., в октябре 2021 года в размере 2200 руб., в ноябре 2021 года в размере 2200 рублей, в декабре 2021 года в размере 16400 руб.; в феврале 2022 года в размере 3300 руб., в марте 2022 года в размере 3300 руб., в апреле 2022 года в размере 3300 руб., в мае 2022 года в размере 3300 руб., в июне 2022 года в размере 3300 руб., июле 2022 года в размере 3300 рублей, в августе 2022 года в размере 3300 руб., в сентябре 2022 года в размере 3300 руб., в октябре 2022 года в размере 3300 руб., в ноябре 2022 года в размере 6000 рублей, в декабре 2022 года в размере 24000 руб.; в феврале 2023 года в размере 25000 руб., в марте 2023 года в размере 3600 руб., в апреле 2023 года в размере 25000 руб., в мае 2023 года в размере 3600 руб., в июне 2023 года в размере 3600 руб., июле 2023 года в размере 3600 рублей. Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы). Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации (далее - Порядок). Пункт 2 Приказа от 26 июля 2010 г. N 1010 предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил. В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Исходя из указанных положений, премия, выплачиваемая на основании Приказа от 26 июля 2010 г. N 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части №57229, поскольку является дополнительным материальным стимулированием. Соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации МРОТ. Таким образом, фактически у нее заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, поскольку при начислении заработной платы подлежащие выплате суммы премий и доплат включены ответчиком в состав минимального размера оплаты труда. Премия, установленная Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, была включена работодателем в состав минимальной заработной платы, соответственно фактически заработная плата (МРОТ) не была выплачена ей в полном размере. С учетом вышеприведенных норм закона за норму отработанного времени в феврале 2020 г. должна быть начислена заработная плата в размере 12 130 рублей (316 руб. доплата до МРОТ + 10% за секретность + 25% ежемесячная премия в пределах ФОТ + должностной оклад + 30% за стаж). И уже сверх этой суммы должна быть начислена премия и доплата за совмещение вакантной должности. Таким образом, должно быть начислено в феврале 2020 года 12 130 рублей (12 130 рублей заработная плата + 3580 рублей доплата за совмещение вакантной должности + 2000 премия ПМО №1010). Фактически было начислено с учетом премии и доплаты 17394 рублей, а должно было начислено 17 710 рублей. Таким образом, не доначислено 316 рублей (17 710 руб. -17 394 руб.). Так в марте 2020 года не доначислено 316 рублей; в апреле 2020 года – 316 рублей; в мае 2020 года – 316 рублей; в июне 2020 года – 316 рублей; в июле 2020 года – 316 рублей; в августе 2020 года – 150,48 рублей; в сентябре 2020 года – 186,81 рубль, всего за 2020 год не доначислено и не доплачено 2 233,29 рубля. С учетом вышеприведенных норм закона за норму отработанного времени в феврале 2021 г. должна быть начислена заработная плата в размере 12 792 рубля (390,35 руб. доплата до МРОТ + 10% за секретность + 25% ежемесячная премия в пределах ФОТ + должностной оклад + 40% за стаж). И уже сверх этой суммы должна быть начислена премия и доплата за совмещение вакантной должности. Таким образом, должно быть начислено в феврале 2021 года 18 679,5 рублей (12 792 рублей заработная плата + 3687,5 рублей доплата за совмещение вакантной должности + 2200 премия ПМО №1010). Фактически было начислено с учетом премии и доплаты 18 289,15 рублей, а должно было начислено 18 679,5 рублей. Таким образом, не доначислено 390,35 рублей (18 679,5 руб. -18 289,15 руб.). Таким образом, всего за 2021 год не доначислено и не доплачено 390,35 рубля. С учетом вышеприведенных норм закона за норму отработанного времени в феврале 2022 г. должна быть начислена заработная плата в размере 13 476,44 рублей (569,52 руб. доплата до МРОТ + 10% за секретность + 25% ежемесячная премия в пределах ФОТ + должностной оклад + 40% за стаж). И уже сверх этой суммы должна быть начислена премия и доплата за совмещение вакантной должности. Таким образом, должно быть начислено в феврале 2022 года 13 476,44 рублей (8041,57 рублей заработная плата + 2 134,87 рублей доплата за совмещение вакантной должности + 3300 премия ПМО №1010). Фактически было начислено с учетом премии и доплаты 12 906,92 рублей, а должно было начислено (за 11 рабочих дней) 13 476,44 рублей. Таким образом, не доначислено 569,52 рублей (13 476,44 руб. – 12 906,92 руб.). Так в марте 2022 года не доначислено 983,75 рубля; в апреле 2022 года – 983,75 рубля; в мае 2022 года – 983,75 рубля; в июне 2022 года (МРОТ 15279 рублей) – 2372,75 рубля; в июле 2022 года – 2372,75 рублей; в августе 2022 года – 1547,44 рублей; в сентябре 2022 года – 1078 рублей, в октябре 2022 года – 1856,50 рублей; в ноябре 2022 года – 1856,50 рублей, всего за 2022 год не доначислено и не доплачено 14 605,23 рублей. С учетом вышеприведенных норм закона за норму отработанного времени в феврале 2023 г. должна быть начислена заработная плата в размере 13 422,5 рублей (2819,50 руб. доплата до МРОТ + 10% за секретность + 25% ежемесячная премия в пределах ФОТ + должностной оклад + 40% за стаж). И уже сверх этой суммы должна быть начислена премия и доплата за совмещение вакантной должности. Таким образом, должно быть начислено в феврале 2023 года 13 422,5 рублей (13 422,5 рублей заработная плата + 3835 рублей доплата за совмещение вакантной должности + 25000 премия ПМО №1010). Фактически было начислено с учетом премии и доплаты 42 257,50 рублей, а должно было начислено 58 499,5 рублей. Таким образом, не доначислено 2819,50 рублей (16 242 руб. – 13 422,5 руб.). Так в марте 2023 года не доначислено 2819,50 рублей; в апреле 2023 года – 2819,50 рублей; в мае 2023 года – 2819,50 рублей; в июне 2023 года - 2819,50 рублей; в июле 2023 года – 2819,50 рублей, всего за 2023 год не доначислено и не доплачено истцу 16 917 рублей. Таким образом, считает, что в ее пользу с ответчика подлежит взысканию невыплаченная заработная плата в размере 34 145 руб. 87 коп. Ответчиком в своем ответе на обращение не оспаривается тот факт, что дополнительное материальное стимулирование установленное приказом Министра обороны РФ № 1010 не входит в систему оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Таким образом, заработная плата гражданского персонала войсковой части №57229 с учетом всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда, должна быть не меньше предусмотренного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Соответственно установленная приказом Министра обороны РФ № 1010 премия не может быть учтена при исчислении размера минимальной заработной платы работника. Размер компенсации морального вреда, причиненного в результате систематической недоплаты заработной платы, она оценивает в 10 000 рублей. Считает, что взысканию с ответчика подлежат понесенные ею расходы по делу, а именно расходы на оплату услуг адвоката – 35 000 рублей.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель истца, адвокат Рудюк И.В. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФКУ «УФО МО РФ по Краснодарскому краю» уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в суд не явился, просил в заявлении рассмотреть дело в его отсутствие, представил суду письменные возражения, согласно которым ФКУ «УФО МО РФ по Краснодарскому краю» является юридическим лицом, созданным на основании приказа Министра обороны Российской Федерации 2010 года № 1144 «О реорганизации федеральных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации», в соответствии со статьей 11.1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» для осуществления оперативной, тактической или иной функции управления войсковым звеном некоммерческого характера. Управление не является правопреемником воинских частей, зачисленных на финансовое обеспечение. Согласно Уставу Управления, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации № 777 от 22 апреля 2019 г., учреждение реализует государственную, финансовую, налоговую и социальную политику в сфере деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляет финансовое обеспечение объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации. Одной из основных функций учреждения является начисление и обеспечение заработной платой гражданского персонала воинских частей, состоящих на финансовом обеспечении. Кроме того, Порядком организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - Порядок), утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 марта 2017 г. № 150 (раздел II «Организация взаимодействия с органами военного управления по вопросам финансового обеспечения войск (сил)») определено, что: Финансовое обеспечение воинских частей, не имеющих лицевых счетов в органах Федерального казначейства, осуществляется через УФО по территориальному принципу вне зависимости от их подчиненности главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов (Северным флотом), родами войск Вооруженных Сил; Перечни воинских частей, состоящих на финансовом обеспечении в УФО, утверждаются приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации, отвечающего за организацию финансового обеспечения войск (сил). Разделом VI «Организация взаимодействия с обслуживаемыми воинскими частями» Порядка регламентировано, что: УФО обеспечивает начисление и выплату заработной платы гражданскому персоналу в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации. При этом, для осуществления начисления и выплаты заработной платы воинской частью в УФО направляются: копии (выписки из) приказов о назначении (перемещении, увольнении, приеме дел и должности, о поступлении на службу, приеме на работу, установлении выплат) на воинские должности (должности) военнослужащих (работников); табели учета использования рабочего времени; листки нетрудоспособности; документы, связанные с расчетами по денежному довольствию, заработной плате, социальными выплатами, пособиями и компенсациями; исполнительные документы, послужившие основанием для производства удержаний сумм из заработной платы. Одновременно с этим, статьей 20 ТК РФ установлено, что сторонами трудовых отношений является работник и работодатель. Работодатель - это физическое лицо, либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Приказом Министра обороны Российской Федерации 2012 года № 3910, определено, что работодателями для гражданского персонала воинских частей, являются командиры (начальники) воинских частей (организаций). Склад (по хранению материальных и технических средств связи) войсковая часть 57229-47 является структурным подразделением войсковой части 57229, соответственно, по отношению к гражданскому персоналу войсковой части 57229-47 полномочиями работодателя наделен командир войсковой части 57229. Войсковая часть 57229-47 зачислена на финансовое обеспечение в Управление с 1 ноября 2014 г. на основании приказа Заместителя Министра обороны Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1050дсп «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации». Командир войсковой части 59227 (работодатель) своими приказами устанавливал доплату до уровня минимального размера оплаты труда гражданскому персоналу войсковой части 59229-47 за счет фонда экономии заработной платы этой воинской части (копии выписок прилагаю). Так как истцом, вопреки статьи 56 ГПК РФ, не представлено доказательств о допущении Управлением нарушений при начислении и выплате ей заработной платы, производимых на основании приказов командира войсковой части 57229, считаю, что привлечение Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» в качестве ответчика по делу необоснованно и в качестве ответчика должна быть привлечена войсковая часть 57229, дислоцирующаяся по адресу: Ленина ул., д. 42, г. Ростов-на-Дону, 344011. Частью 1 статьи 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (часть четвертая статьи 129 ТК РФ). Согласно части 3 статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ). В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части 1 статьи 349 ТК РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (часть 2 статьи 349 ТК РФ). Исходя из приведенных нормативных положений, заработная плата (включая должностные оклады, доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера) работникам, заключившим трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, определяется нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, также ведомственными нормативными правовыми актами (например, приказами Министра обороны Российской Федерации), трудовым договором в соответствии с действующей в ведомстве системой оплаты труда. В своем заявлении истец ссылается на приказ Министра обороны Российской Федерации от 2 марта 2001 г. № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации», которым ей предусмотрена выплата ежемесячных премий. Однако, оплата труда гражданского персонала войсковой части 57229-47 осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 г. № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - приказ ПМО № 545). Право работодателя на поощрение работника за добросовестный и эффективный труд закреплено в статье 22 ТК РФ. При этом на выбор способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника законодательством не ограничены. Другие виды поощрений работников за труд определяются как статьей 191 ТК РФ, так и коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Пунктом 21 ПМО № 545 предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты стимулирующего характера, в том числе, премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54). Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (пункт 22). Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (пункт 23). Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда. Одним из видов премирования (стимулирования) гражданского персонала воинских частей является дополнительное материальное стимулирование установленное приказом Министра обороны Российской от 26 июля 2010 г. № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее - ПМО № 1010), изданный во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов». В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного ПМО № 1010, расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил РФ в пределах, доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала. При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (пункт 7 Порядка). Исходя из анализа положений ПМО № 1010 следует, что дополнительное материальное стимулирование лиц гражданского персонала воинских частей, производимое в соответствии с этим приказом, осуществляется за счёт средств экономии фонда оплаты труда и ежемесячно выплачивается в связи с исполнением непосредственных трудовых обязанностей, соответственно, дополнительное материальное стимулирование является составной частью заработной платы, которая зависит от квалификации работника, сложности, объёма, качества и условий выполняемой им работы. Законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающей в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При таких обстоятельствах считает, что совокупный размер оплаты труда ФИО1 в спорные месяцы обеспечивался не только до, но и сверх минимального размера оплаты труда за счёт соответствующих доплат, расчет заработной платы производился работодателем, исходя из размера установленного должностного оклада, процентной надбавки за выслугу лет, с учетом стимулирующих выплат, премий. Аналогичная позиция изложена в определениях СК по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 июля 2023 г. по делу № 8Г-6182/2023[88-6898/2023], Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 марта 2023 г. по делу № 8Г-1960/2023 [88-4425/2023]. Одновременно с этим, представляет контррасчет цены иска и обращает внимание суда на то, что в соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации заработная плата является доходом истца, с которого подлежит удержание НДФЛ по ставке 13%. В случае удовлетворения требований истца и определения размера денежной суммы, подлежащей взысканию прошу, учесть сумму налога на доходы физических лиц, подлежащую перечислению в налоговые органы. Полагает, что заявленные истицей требования о возмещении расходов по оплате услуг адвоката, также не подлежат удовлетворению в связи со следующим: исходя из пунктов 10 и 12 Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. № 1 (далее - Постановление № 1) следует, что взыскание судебных издержек возможно в пользу стороны по делу, в пользу которой принят судебный акт, которая должна доказать одновременно два факта: что стороной по делу понесены расходы и что между этими понесенными расходами и делом, рассматриваемым в суде с ее участием, имеется связь. Кроме того, в соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Если между сторонами не согласован предмет обязательства, отсутствуют условия, позволяющие индивидуализировать оказываемые услуги, такой договор считается незаключенным. Так как истцом в качестве подтверждения расходов на оплату адвоката приложена только квитанция на сумму 35 000 рублей и отсутствуют иные документы, подтверждающие факт оказания услуг (например: акт оказания услуг) в том объеме, в котором он был с ней согласован (договор на оказание услуг), считаю такие расходы не подтвержденные и не подлежащие оплате. В случае удовлетворения исковых требований и предоставления документов, подтверждающих взаимосвязь между понесенными расходами и гражданским делом № 2-1694/2023 прошу, при определении размера расходов на оплату услуг адвоката, подлежащих взысканию, исходить из разумности, с учетом объема заявленных требований, сложности дела, объема оказанных представителем услуг, времени, необходимого на подготовку им процессуальных документов, продолжительности рассмотрения дела и другие обстоятельства (ст. 100 ГПК РФ), так как считаю заявленную сумму чрезмерно завышенной. Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 № 33, потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав, либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Таким образом, обязательным условием удовлетворения требования о возмещении морального вреда является факт причинения потерпевшему физических и нравственных страданий в результате незаконных действий причинителя вреда, который должен быть доказан потерпевшим с определенной степенью достоверности. Истцом не представлены доказательства причинения ему нравственных или физических страданий, с учетом его индивидуальных особенностей, а также конкретные обстоятельства, свидетельствующие о тяжести перенесенных им страданий и возникновения психоэмоционального стресса; причинной связи между противоправным поведением причинителя вреда и моральным вредом (который в дальнейшем может повлиять на его здоровье). На основании изложенного в удовлетворении требования о компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. просит отказать. Также просит привлечь к рассмотрению дела в качестве ответчика войсковую часть 57229, исключить из числа ответчиков ФКУ «УФО МО РФ по Краснодарскому краю», отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица, Министерство обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суду не сообщили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, и приходит к выводу, что необходимо отказать в удовлетворении заявленного ходатайства ответчиком об исключении ФКУ «УФО МО РФ по Краснодарскому краю» из числа ответчиков и привлечении в качестве ответчика войсковую часть № 57229, поскольку распорядителем бюджетных средств является ФКУ «УФО МО РФ по Краснодарскому краю» и войсковая часть не может отвечать по заявленным исковым требованиям.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав истца, доводы представителя истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в части, по следующим основаниям.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Судом установлено, что 01 ноября 2015 года между войсковой частью 57229 и ФИО1 был заключен трудовой договор №120, согласно которому она принята на работу на должность заведующего хранилищем отдела хранения склада (по хранению материальных и технических средств связи) войсковой части 57229 (г. Кропоткин, Краснодарский край) на неопределенный срок, на основании чего был издан приказ о приеме на работу и относится к гражданскому персоналу войсковой части 57229.
Войсковая часть № 57229, в том числе её гражданский персонал, находится на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО РФ по Краснодарскому краю».
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2001 № 90 «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации» и приказом Министра обороны Российской Федерации от 26.07.2010 № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации» ему полагаются ежемесячные премии.
Система оплаты труда гражданского персонала в воинских частях и организациях Министерства обороны Российской Федерации устанавливается коллективными договорами или положениями об оплате труда, разработанными в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 18.09.2019 № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».
Согласно ответу ФКУ «УФО МО РФ по Краснодарскому краю» № 2269 от 17.07.2023 на имя начальника склада войсковой части 57229 на обращение, премии лицам гражданского персонала выплачиваемые в соответствии с ПМО № 1010 являются частью заработной платы и на основании этого учитываются при расчете размера доплаты до МРОТ, однако в этом же ответе на стр. 3 указано, что премии, выплачиваемые гражданскому персоналу на основании ПМО №1010, не входят в систему оплаты труда, а выплачиваются в соответствии с отдельными решениями Министра обороны Российской Федерации и соответственно не включаются в расчет среднего заработка.
В силу статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право, в том числе, на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (статья 22 ТК РФ).
Как следует из части 1 статьи 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно части 3 статьи 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда, установлен Федеральным законом от 19.06.2000 №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» и подлежит ежегодной индексации, так в 2020 году МРОТ составлял 12130 руб. в месяц, в 2021 году - 12792 руб. в месяц, в 2022 году с января по май - 13890 руб. в месяц, с июня по декабрь 2022 года – 15 279 руб., в 2023 году - 16242 руб. в месяц.
В силу частей 1 и 2 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 4 трудового договора от 01.11.2015 № 120 ФИО1 установлены следующие оплаты труда: должностной оклад – 6600 руб. (в последующем размер оклада изменялся согласно Соглашениям об изменении условий трудового договора), форма оплаты труда – премиальная, надбавка за работу со сведениями составляющими государственную тайну 10% от оклада, ежемесячная премия в пределах ФОТ 25% от оклада, надбавка за выслугу лет 30% (с 2021 года 40%) от оклада, совмещение вакантной должности фиксированная сумма для доплаты, премия ПМО №1010.
Из представленных расчетных листков следует, что в период с января по декабрь 2020 года, 2021 года, 2022 года, с января по июль 2023 года ФИО1 начислялись: премиальные выплаты по итогам работы за месяц, премия в соответствии с приказом Министра обороны РФ №1010.
В составе заработной платы ФИО1 начислено и выплачено премиальных выплат по итогам работы за месяц в размере 25% (с учетом отработанного времени): за январь 2020 г., февраль 2020 г., март 2020 г., апрель 2020 г., май 2020 г., июнь 2020 г., июль 2020 г. - 1790 руб. в месяц, за август 2020 г. – 852,38 руб., за сентябрь 2020 г. – 1057,73 руб., за октябрь 2020 г., ноябрь 2020 г., декабрь 2020 г. – 1843,75 руб. ежемесячно;
за январь 2021 г., февраль 2021 г., март 2021 г., апрель 2021 г., май 2021 г., июнь 2021 г., июль 2021 г. – 1843,75 руб. в месяц, за август 2021 г. – 838,07 руб., за сентябрь 2021 г. – 1173,30 руб., за октябрь 2021 г., ноябрь 2021 г., декабрь 2021 г. – 1843,75 руб. ежемесячно.
за январь 2022 г. – 1843,75 руб., февраль 2022 г. – 1067,44 руб., март 2022 г., апрель 2022 г., май 2022 г., июнь 2022 г., июль 2022 г. – 1843,75 руб. в месяц, за август 2022 г. – 1202,45 руб., за сентябрь 2022 г. – 838,07 руб., за октябрь 2022 г., ноябрь 2022 г., декабрь 2022 г. – 1917,50 руб. ежемесячно.
за январь 2023 г., февраль 2023 г., март 2023 г., апрель 2023 г., май 2023 г., июнь 2023 г., июль 2023 г. – 1917,50 руб. в месяц.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. №1010 ФИО1 начислена премия (с учетом отработанного времени): в феврале 2020 года в размере 2000 руб., в марте 2020 года в размере 2000 руб., в апреле 2020 года в размере 2000 руб., в мае 2020 года в размере 2000 руб., в июне 2020 года в размере 2000 руб., июле 2020 года в размере 2000 рублей, в августе 2020 года в размере 2000 руб., в сентябре 2020 года в размере 2000 руб., в октябре 2020 года в размере 2000 руб., в ноябре 2020 года в размере 2000 рублей, в декабре 2020 года в размере 16000 руб.;
в феврале 2021 года в размере 2200 руб., в марте 2021 года в размере 2200 руб., в апреле 2021 года в размере 2200 руб., в мае 2021 года в размере 2200 руб., в июне 2021 года в размере 2200 руб., июле 2021 года в размере 2200 рублей, в августе 2021 года в размере 2200 руб., в сентябре 2021 года в размере 2200 руб., в октябре 2021 года в размере 2200 руб., в ноябре 2021 года в размере 2200 рублей, в декабре 2021 года в размере 16400 руб.;
в феврале 2022 года в размере 3300 руб., в марте 2022 года в размере 3300 руб., в апреле 2022 года в размере 3300 руб., в мае 2022 года в размере 3300 руб., в июне 2022 года в размере 3300 руб., июле 2022 года в размере 3300 рублей, в августе 2022 года в размере 3300 руб., в сентябре 2022 года в размере 3300 руб., в октябре 2022 года в размере 3300 руб., в ноябре 2022 года в размере 6000 рублей, в декабре 2022 года в размере 24000 руб.
в феврале 2023 года в размере 25000 руб., в марте 2023 года в размере 3600 руб., в апреле 2023 года в размере 25000 руб., в мае 2023 года в размере 3600 руб., в июне 2023 года в размере 3600 руб., июле 2023 года в размере 3600 рублей.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти" в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 г. N 1010 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации", которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Пункт 2 Приказа от 26 июля 2010 г. N 1010 предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Исходя из указанных положений, премия, выплачиваемая на основании Приказа от 26 июля 2010 г. N 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала войсковой части №57229, поскольку является дополнительным материальным стимулированием. Соответственно подлежит начислению сверх заработной платы, которая не может быть меньше установленного в Российской Федерации МРОТ.
Таким образом, фактически у истицы заработная плата ниже минимального размера оплаты труда, поскольку при начислении заработной платы подлежащие выплате суммы премий и доплат включены ответчиком в состав минимального размера оплаты труда. Премия, установленная Приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010 № 1010, была включена работодателем в состав минимальной заработной платы истицы, соответственно фактически заработная плата (МРОТ) не была выплачена ФИО1 в полном размере.
С учетом вышеприведенных норм закона истице за норму отработанного времени в феврале 2020 г. должна быть начислена заработная плата в размере 12 130 рублей (316 руб. доплата до МРОТ + 10% за секретность + 25% ежемесячная премия в пределах ФОТ + должностной оклад + 30% за стаж). И уже сверх этой суммы должна быть начислена премия и доплата за совмещение вакантной должности. Таким образом, истцу должно быть начислено в феврале 2020 года 12 130 рублей (12 130 рублей заработная плата + 3580 рублей доплата за совмещение вакантной должности + 2000 премия ПМО №1010). Истцу фактически было начислено с учетом премии и доплаты 17394 рублей, а должно было начислено 17 710 рублей. Таким образом, истцу не доначислено 316 рублей (17 710 руб. -17 394 руб.). Так в марте 2020 года истцу недоначислено 316 рублей; в апреле 2020 года – 316 рублей; в мае 2020 года – 316 рублей; в июне 2020 года – 316 рублей; в июле 2020 года – 316 рублей; в августе 2020 года – 150,48 рублей; в сентябре 2020 года – 186,81 рубль, всего за 2020 год не доначислено и не доплачено истцу 2 233,29 рубля.
С учетом вышеприведенных норм закона истице за норму отработанного времени в феврале 2021 г. должна быть начислена заработная плата в размере 12 792 рубля (390,35 руб. доплата до МРОТ + 10% за секретность + 25% ежемесячная премия в пределах ФОТ + должностной оклад + 40% за стаж). И уже сверх этой суммы должна быть начислена премия и доплата за совмещение вакантной должности. Таким образом, истцу должно быть начислено в феврале 2021 года 18 679,5 рублей (12 792 рублей заработная плата + 3687,5 рублей доплата за совмещение вакантной должности + 2200 премия ПМО №1010). Истцу фактически было начислено с учетом премии и доплаты 18 289,15 рублей, а должно было начислено 18 679,5 рублей. Таким образом, истцу не доначислено 390,35 рублей (18 679,5 руб. -18 289,15 руб.). Таким образом, всего за 2021 год не доначислено и не доплачено истцу 390,35 рубля.
С учетом вышеприведенных норм закона истице за норму отработанного времени в феврале 2022 г. должна быть начислена заработная плата в размере 13 476,44 рублей (569,52 руб. доплата до МРОТ + 10% за секретность + 25% ежемесячная премия в пределах ФОТ + должностной оклад + 40% за стаж). И уже сверх этой суммы должна быть начислена премия и доплата за совмещение вакантной должности. Таким образом, истцу должно быть начислено в феврале 2022 года 13 476,44 рублей (8041,57 рублей заработная плата + 2 134,87 рублей доплата за совмещение вакантной должности + 3300 премия ПМО №1010). Истцу фактически было начислено с учетом премии и доплаты 12 906,92 рублей, а должно было начислено (за 11 рабочих дней) 13 476,44 рублей. Таким образом, истцу не доначислено 569,52 рублей (13 476,44 руб. – 12 906,92 руб.). Так в марте 2022 года истцу не доначислено 983,75 рубля; в апреле 2022 года – 983,75 рубля; в мае 2022 года – 983,75 рубля; в июне 2022 года (МРОТ 15279 рублей) – 2372,75 рубля; в июле 2022 года – 2372,75 рублей; в августе 2022 года – 1547,44 рублей; в сентябре 2022 года – 1078 рублей, в октябре 2022 года – 1856,50 рублей; в ноябре 2022 года – 1856,50 рублей, всего за 2022 год не доначислено и не доплачено истцу 14 605,23 рублей.
С учетом вышеприведенных норм закона истице за норму отработанного времени в феврале 2023 г. должна быть начислена заработная плата в размере 13 422,5 рублей (2819,50 руб. доплата до МРОТ + 10% за секретность + 25% ежемесячная премия в пределах ФОТ + должностной оклад + 40% за стаж). И уже сверх этой суммы должна быть начислена премия и доплата за совмещение вакантной должности. Таким образом, истцу должно быть начислено в феврале 2023 года 13 422,5 рублей (13 422,5 рублей заработная плата + 3835 рублей доплата за совмещение вакантной должности + 25000 премия ПМО №1010). Истцу фактически было начислено с учетом премии и доплаты 42 257,50 рублей, а должно было начислено 58 499,5 рублей. Таким образом, истцу не доначислено 2819,50 рублей (16 242 руб. – 13 422,5 руб.). Так в марте 2023 года истцу не доначислено 2819,50 рублей; в апреле 2023 года – 2819,50 рублей; в мае 2023 года – 2819,50 рублей; в июне 2023 года - 2819,50 рублей; в июле 2023 года – 2819,50 рублей, всего за 2023 год не доначислено и недоплачено истцу 16 917 рублей.
Таким образом, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию невыплаченная заработная плата в размере 34 145 рублей 87 копеек.
Конституционный Суд РФ в своих Постановлениях от 27.11.2008 N 11-П, от 07.12.2017 N 38-П, определениях от 01.10.2009 N 1160-О-О и от 17.12.2009 N 1557-О-О сформулировал правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; положения ст. ст. 129 и 133 Трудового кодекса РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Ответчиком в своем ответе на обращение не оспаривается тот факт, что дополнительное материальное стимулирование установленное приказом Министра обороны РФ № 1010 не входит в систему оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Таким образом, заработная плата гражданского персонала войсковой части №57229 с учетом всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда, должна быть не меньше предусмотренного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда. Соответственно установленная приказом Министра обороны РФ № 1010 премия не может быть учтена при исчислении размера минимальной заработной платы работника.
Относительно указаний ответчика в своем возражении, что в случае удовлетворения требований истца и определения размера денежной суммы, подлежащей взысканию просит суд учесть сумму налога на доходы физических лиц, подлежащую перечислению в налоговые органы.
Согласно п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Суд, принимая решение по заявленным истцом требованиям, не вправе в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ определять размер заработной платы, подлежащей взысканию с работодателя - налогового агента, - с учетом удержания НДФЛ и перечислять эту сумму налога в бюджетную систему Российской Федерации, поскольку ответчик является налоговым агентом в силу ст. 24 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно, обязан исполнять предписания п. 4 ст. 226 НК РФ, то есть обязанность по начислению и удержанию подоходного налога возложена на налогового агента, которым суд не является, вопрос об исчислении налога на доходы физических лиц подлежит разрешению в ходе исполнения решения, подоходный налог подлежит учету и отчислению в доход государства при исполнении решения суда либо работодателем, либо самим налогоплательщиком, решение суда о взыскании заработной платы считается исполненным, когда работодателем перечислена работнику денежная сумма, взысканная по решению суда.
При таких обстоятельствах, определяя сумму, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца на основании ст.140 ТК РФ, суд исходит из фактических начислений таких сумм ответчиком, без удержания подоходного налога (налога на доходы физических лиц - НДФЛ), подлежащего удержанию налоговым агентом при фактической выдаче указанной суммы истцу, поскольку порядок уплаты налога налоговыми агентами в бюджетную систему РФ регулируется НК РФ, в частности, ч. 4 ст. 226 НК РФ, в соответствии с которой налоговые агенты - организации обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
На основании вышеизложенного, судом не может быть произведено удержание из предполагаемого дохода истца налога в размере 13% от суммы, что будет противоречить положениям НК РФ.
Более того, судом в судебном заседании исследовались представленные ежемесячные расчеты истца недоплаченной заработной платы за спорный период.
Судом установлено, что ответчик систематически не доначислял и не оплачивал работнику заработную плату в полном размере.
Статьей 1099 ГК РФ установлено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Таким образом, суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований о взыскании морального вреда в пользу истца, и считает, что учитывая индивидуальные особенности настоящего спора, личность истца необходимо взыскать с ответчика в пользу истца моральный вред в размере 5 000 рублей.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу расходы.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела", разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13 Постановления Пленума ВС РФ N 1 от дата).
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Именно поэтому в части первой статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
При определении размера оплаты услуг представителя за участие в суде, суд учитывает все значимые для разрешения этого вопроса обстоятельства: объем совершенных представителем действий в рамках рассматриваемого дела, конкретные обстоятельства рассмотренного гражданского дела, его категорию, объем и сложность выполненной представителем работы, время, затраченное представителем на подготовку.
Таким образом, принимая во внимание положения ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, исходя из позиции Конституционного Суда РФ, степени сложности дела, сроков его рассмотрения в суде, не участия представителя истца в судебных заседаниях, принципа разумности и справедливости, суд полагает размер судебных расходов на оплату услуг представителя завышенными, на основании изложенного считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы на оплату услуг адвоката – по составлению иска, участие представителя в подготовке дела к рассмотрению, участие и представление интересов истца в суде в размере 25 000 рублей, что будет соответствовать требованиям разумности.
Согласно ст.393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются, в том числе истцы - по искам о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, а также по искам о взыскании пособий.
В связи с тем, что истец при обращении в суд по трудовому спору освобожден от судебных расходов, государственная пошлина в силу ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход государства пропорционально удовлетворенной части исковых требований, что составляет сумму в размере 1 224 рубля.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО1 к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю», третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации о взыскании недоплаченной заработной платы удовлетворить в части.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» в пользу ФИО1 недоплаченную заработную плату за период с февраля по сентябрь 2020 года в размере 2 233 рубля 29 копеек; за период февраль 2021 года – 390 рублей 35 копеек; за период с февраля по ноябрь 2022 года – 14 605 рублей 23 копейки; за период с февраля по июль 2023 года – 16 917 рублей, всего 34 145 рублей 87 копеек.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» в пользу ФИО1 денежную сумму в счет компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» в пользу ФИО1 сумму расходов на оплату услуг адвоката – 25 000 рублей.
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Краснодарскому краю» в доход государства государственную пошлину в размере 1 224 рубля.
В остальной части требований – отказать.
Мотивированное решение изготовлено 28 ноября 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий