Кропоткинский городской суд Краснодарского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Кропоткинский городской суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
К делу № 2-992/2011
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кропоткин. 24 июня 2011 года.
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Волошина Г.Д.
при секретаря Ефановой М.В.
с участием представителя заявителя Симанчук О.Л., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ., представителя заинтересованного лица старшего государственного налогового инспектора юридического отдела Козбановой Н.Н.., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ. №№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Кириченко на действия должностных лиц налогового органа.
У С Т А Н О В И Л:
Кириченко Н. Е. обратилась в суд с жалобой на действия должностных лиц налогового органа и просит признать незаконными действия должностных лиц МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю по применению в 2008 году Распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года» и налоговой базы для расчета земельного налога за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года - кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для обслуживания и эксплуатации зданий и строений кирпичного завода, площадью 117899 кв.м. с кадастровым номером: №, расположенного в Краснодарском крае Кавказского района в сумме 20 853 975 рублей.
В обоснование поданной жалобы Кириченко Н.Е. указала, что являлась собственником земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для обслуживания и эксплуатации зданий и строений кирпичного завода, площадью 117899 кв.м. с кадастровым номером: №, расположенного в Краснодарском крае Кавказского района , в период с 25.05.2007 года по 07.05.2009 года, что подтверждается Договора купли-продажи земельного участка № № от 25.04.2007 года между нею и муниципальным образованием Кавказский район Краснодарского края, свидетельством о государственной регистрации права собственности от 25.05.2007 года, а также договор купли-продажи между нею и ООО «», согласно которому зарегистрирован переход права собственности к ООО «» 07.05.2009 года. За весь период владения земельным участком она уплачивала земельный налог по налоговым уведомлениям, выставляемым налоговым органом, в указанных там размерах. После реализации ею земельного участка, т.е. после 07.05.2009 года, налоговый орган произвел перерасчет земельного налога за земельный участок, находившийся в ее собственности, за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года, изменив при расчете налоговую базу - кадастровую стоимость земельного участка. Согласно налоговому уведомлению № № от 11.12.2008 года налоговая база для расчета земельного налога за 2008 год по спорному земельному участку со сроком уплаты до 16.02.2009 года составляла 1638796 рублей, соответственно сумма налога за 2008 год по уведомлению составила 24581,94 рубля. Данная сумма налога ею была уплачена 12.03.2009 года по квитанции № №. Налоговое уведомление № № ей было направлено 02.07.2009 года, согласно которому расчет земельного налога за 4 месяца 2009 года был произведен с учетом налоговой базы в 20853975 рублей, соответственно сумма налога составила 104269,88 рублей. По данному уведомлению ею были уплачены суммы 34756,80 рублей по квитанции № № от ДД.ММ.ГГГГ, 34756,80 рублей по квитанции №№ от 23.12.2009 года, в общей сумме 69513,60 рублей. Документ на перерасчет налога за 2008 год она не получала, но налоговым органом был произведен перерасчет земельного с учетом налоговой базы равной кадастровой стоимости земельного участка в сумме 20853975 рублей, соответственно сумма налога за 2008 год, по мнению налогового органа, составила: 312809,63 рублей. На сегодняшний день она выплачивает задолженность по земельному налогу за 2008 год. При приобретении ею земельного участка был получен кадастровый план земельного участка, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка составляла 1638796 рублей. Данная кадастровая стоимость земельного участка соответствует сведениям органа, ведущего земельный кадастр, и сведениям муниципальных органов, утверждающих результаты государственной оценки земельных участков, т.к. исходя из данной кадастровой стоимости налоговый орган первоначально рассчитал земельный налог за 2008 год. Полагает, что за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года налоговый орган необоснованно произвел перерасчет земельного налога, взяв за основу кадастровую стоимость земельного участка в сумме 2085 975 рублей, что у налогового органа нет оснований для изменения налоговой базы за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года и исчисления земельного налога в большем размере. Передача органом кадастрового учета в налоговую инспекцию информации о кадастровой стоимости земельного участка, которая не соответствует действующему земельному и налоговому законодательствам, не может являться основанием к ее применению, т.к. осуществляется в рамках соглашения об обмене информацией и не может подменять собой императивные нормы налогового кодекса. Считает действия должностных лиц налогового органа по применению новой налоговой базы - кадастровой стоимости земельного участка за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года незаконными, противоречащими действующим земельному и налоговому законодательствам, влекущими за собой нарушение ее прав на оплату законно установленного земельного налога, а также влекущие необоснованное взыскание с нее сумм земельного налога в размере, превышающим размер, установленный законом, и пени. О том, что действия должностных лиц налогового органа по изменению налоговой базы и расчету земельного налога в большем размере нарушают ее права, ей стало известно 03.11.2010 года при вынесении решения Мировым судьей судебного участка Аксайского района Ростовской области по делу № № Узнать о нарушении своих прав своевременно она не могла, т.к. постоянно проживает по месту прописки в Ростовской области, на территории которой не распространяются печатные издания Краснодарского края, в которых производятся публикации нормативных актов местного значения. Кроме того, ее поиски нормативного акта в печатных изданиях за 2008 год результата не дали, т.к. такой публикации в этот период не было, и только при вынесении вышеуказанного решения она узнала, что нормативный акт был опубликован позже налогового периода, в котором была применена новая налоговая база. Руководствуясь главами 23, 25 ГПК РФ, Постановлением Пленума ВС РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» просит признать незаконными действия должностных лиц МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю по применению в 2008 году Распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года» и налоговой базы для расчета земельного налога за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года - кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для обслуживания и эксплуатации зданий и строений кирпичного завода, площадью 117899 кв.м. с кадастровым номером: №, расположенного в Краснодарском крае Кавказского района в сумме 20853975 рублей.
Представитель заявителя Симанчук О.Л., действующая по доверенности, в судебном заседании настаивала на заявленных требованиях, в обоснование которых, ссылалась на те же доводы, что изложены в жалобе, пояснила, что налоговый орган обязан руководствоваться нормами земельного законодательства, т.е. публикациями нормативных актов муниципальных органов об утверждении кадастровой стоимости земельных участков на территории конкретного муниципального образования. Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. С даты приобретения права собственности на земельный участок и до даты прекращения такого права Кириченко Н.Е. каких-либо уведомлений об изменений кадастровой стоимости земельного участка не получала. Нормативные акты по утверждению результатов кадастровой оценки земельных участков действуют на территории всей Российской Федерации одинаково и для государственных органов, в том числе налоговых инспекций, и для налогоплательщиков - физических лиц. Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с НК РФ. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Налоговый орган принимает за налоговую базу кадастровую стоимость земельного участка, которая, по его мнению, утверждена Распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» по состоянию на 1 января 2007 года. Данное распоряжение было опубликовано в газете «Кубанские новости» от 13.03.2009 года №37. Публикация Распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р не содержит информации о кадастровой оценке ни спорного земельного участка, ни о земельных участках вообще на территории населенных пунктов Краснодарского края, т.е. не содержит данных необходимых для определения налоговой базы при исчислении земельного налога по спорному участку. Распоряжение утверждает состав видов разрешенного использования и средний уровень кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Краснодарского края. Данное распоряжение было опубликовано 13 марта 2009 года - после 1 марта отчетного года, т.е. информация была доведена до налогоплательщика позднее срока, установленного налоговым кодексом и соответственно не может применяться к отношениям, возникшим в налоговом периоде 2008 года. Также прокуратурой Краснодарского края, при осуществлении надзора за соблюдением земельного законодательства в деятельности органов, наделенных полномочиями по проведению и утверждению государственной кадастровой оценке земель, выявлены нарушения законодательства при утверждении указанной оценки распоряжением главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р, в связи с чем, внесены соответствующие представления в администрацию Краснодарского края и Управление Роснедвижимости по Краснодарскому краю. Информация об этом размещена на официальном сайте прокуратуры Краснодарского края www.prokuratura-krasnodar.ru за 18 марта 2010 года. Таким образом, Распоряжение № 1202-р не может применяться, как принятое с нарушением действующего законодательства. Просит заявленные требования удовлетворить в полном объеме - признать незаконными действия должностных лиц МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю по применению в 2008 году Распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года» и налоговой базы для расчета земельного налога за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года - кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для обслуживания и эксплуатации зданий и строений кирпичного завода, площадью 117899 кв.м. с кадастровым номером: №, расположенного в Краснодарском крае Кавказского района в сумме 20853975 рублей.
Представитель заинтересованного лица старший государственный налоговый инспектор юридического отдела Дрюкова Е.В. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №№ требования заявителя не признала, представила письменные возражения, указав, что доводы жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям: с 25.04.2007г. по 07.05.2009г. Кириченко Н.Е. являлась собственником земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край, Кавказский район, , с кадастровым номером №, площадь земельного участка составляет 117 899 кв.м., категория земельного участка - земли населенных пунктов - для обслуживания и эксплуатации зданий и строений кирпичного завода. В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Пунктом 1 ст. 390 НК РФ определено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 390 НК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. № 316 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. № 316 установлены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель. Пунктом 1 Правил установлено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Таким образом, налоговые органы (должностные лица налогового органа) не наделены полномочиями участвовать в проведении государственной кадастровой оценки земель, и не наделены полномочиями по утверждению результатов такой оценки соответственно, не имеют законного права по определению правомерности и законности размера кадастровой стоимости земельных участков, установленного по результатам государственной кадастровой оценки земель. Другими словами, налоговый орган (должностные лица налогового органа) кадастровую стоимость не определяют при исчислении налога на землю используют кадастровую стоимость, полученную от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра предоставляющие сведения о земельных участках, в соответствии с налоговым законодательством. В соответствии с п. 11 и п. 12 ст. 396 НК РФ, информационная база данных по объектам налогообложения и налогоплательщикам земельного налога формируется в соответствии с информацией, получаемой налоговыми органами от органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, которые предоставляют сведения о земельных участках, содержащиеся в Едином государственном реестре земель. Постановлением Правительства РФ от 07.02.2008г. № 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» установлено, что территориальные органы Роснедвижимости бесплатно представляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со ст. 388 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007г № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». При этом до 1 марта 2008г. указанные сведения предоставляются в порядке, установленном, ст. 22 Федерального закона от 02.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет. Таким образом, обязанность по получению информации о кадастровой стоимости земельных участков возложена на налогоплательщика. Мероприятия налогового контроля, поименованные в гл. 14 НК РФ осуществляются на основании сведений о земельных участках и их правообладателях представляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований по формам, утвержденным Министерством Финансов Российской Федерации (п. 13 ст. 396 НКРФ). Федеральное Государственное Учреждение «Земельная Кадастровая Палата» по Краснодарскому краю в соответствии с п. 12 ст. 396 НК РФ представило в налоговый орган сведения по установленной форме по земельному участку №, согласно которым, кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 года составила - 20853975 руб. Следовательно, при исчислении земельного налога за 2008 год необходимо применять кадастровую стоимость в размере 20853975 руб. Поскольку определение налоговой базы и исчисление земельного налога подлежащего уплате в бюджет налоговыми органами осуществляется на основании сведений, представляемых в электронном виде в налоговый орган органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами муниципальных образований и органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, Инспекцией при исчислении земельного налога за 2008г. правомерно применена кадастровая стоимость земельного участка, установленная по состоянию на 01.01.2008 г. в размере 20853975 руб. Доводы Кириченко Н.Е. о том, что пропуск срока для обращения в суд с жалобой, является обоснованным, также подлежит отклонению по следующим причинам: согласно п. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Кириченко Н.Е. стало известно о нарушенных правах 21.04.2010г., ни каких действий для восстановления нарушенных прав она не произвела. Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р опубликовано в средствах массовой информации Краснодарского края (газета "Кубанские новости" от 09.02.2008 N 21 (4160), от 13.03.2009 N 37 (4400)). В соответствии с п. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Таким образом, нормативный правовой акт может быть признан недействующим только судом и если налогоплательщик не согласен с принятым нормативным правовым актом, то он вправе оспорить его положения в судебном порядке. До вынесения судебного решения нормативный правовой акт считается правомочным и гражданин, организация, чьи права, интересы и свободы он затрагивает, обязаны исполнять установленные этим нормативным актом положения. Имеется вступившее в законную силу Решение Аксайского районного суда Ростовской области от 21.04.2010г. по делу № 2-432/10, о взыскании с Кириченко Н.Е. задолженности по земельному налогу за 2008г., за земельный участок с кадастровым номером №. В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Руководствуясь ч. 2 ст. 61, гл. 25 ГПК РФ, ст. 142 НК РФ просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав представленные доказательства, суд находит, что требование жалобы подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Кириченко Н.Е. являлась собственником земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для обслуживания и эксплуатации зданий и строений кирпичного завода, площадью 117899 кв.м. с кадастровым номером: №, расположенного в Краснодарском крае Кавказского района , в период с 25.05.2007 года по 07.05.2009 года, что подтверждается Договором купли-продажи земельного участка № № от ДД.ММ.ГГГГ года между нею и муниципальным образованием Кавказский район Краснодарского края, свидетельством о государственной регистрации права собственности от года, а также договор купли-продажи между нею и ООО «», согласно которому зарегистрирован переход права собственности к ООО «» 07.05.2009 года.
При приобретении заявителем земельного участка был получен кадастровый план земельного участка, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка составляла 1638796 рублей. Данная кадастровая стоимость земельного участка соответствует сведениям органа, ведущего земельный кадастр, и сведениям муниципальных органов, утверждающих результаты государственной оценки земельных участков, т.к. исходя из данной кадастровой стоимости налоговый орган первоначально рассчитал земельный налог за 2008 год. Между тем, налоговым органом в качестве налоговой базы взята стоимость земельного участка в сумме 20853975 руб.
Согласно ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В соответствии с ч. 1 ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая база.
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 390 НК РФ если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 11-13 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса. Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения, указанные в пункте 12 названной статьи, представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно Приказу Минфина РФ от 07.09.2005г. №112н «Об утверждении формы «Сведения о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения» и Рекомендаций по ее заполнению» сведения, предоставляемые в налоговый орган органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований не содержат информации о кадастровой стоимости земельных участков в качестве основного вида сведений.
Между тем, органы муниципальных образований утверждают результаты кадастровой оценки земель, которые подлежат обязательной публикации и являются общедоступными.
В соответствии с п. 3 ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия. Орган кадастрового учета в срок не более чем пять рабочих дней со дня завершения кадастрового учета, который осуществлялся в связи с изменением указанных в пункте 7, 11, 13, 14, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости на основании поступивших в орган кадастрового учета в по рядке информационного взаимодействия документов, направляет уведомление об осуществленном кадастровом учете по почтовому адресу.
Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ, введенного в действие с 29.10.2001г., для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с п. 4 ст. 17 Федерального закона от 02.01.2000г. № 28 -ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ) сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999г. № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» органам государственной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике рекомендовано принимать нормативные правовые акты, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, а также утверждать ее результаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), применимые ко всем категориям земель на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
Согласно пункту 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами (далее - Роснедвижимость). По представлению Роснедвижимости результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2 Правил). В соответствии с пунктом 3 Правил (в редакции постановления Правительства от 11 апреля 2006 г. № 206) государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года. Согласно пунктам 10 и 11 Правил (в редакции до 25 апреля 2006 года) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Государственного комитета РФ по земельной политике утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель; методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель определяется Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004 № 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» функции по проведению государственной кадастровой оценки всех категорий земель на территории Российской Федерации возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости для целей последующего налогообложения и иных целей, установленных законом. Согласно Положению о Федеральной службе земельного кадастра, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2001 года № 22, в полномочия Федеральной службы земельного кадастра (Росземкадастра), являвшейся федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами, входило осуществление деятельности, связанной с государственной кадастровой оценкой земель, обеспечение разработки и совершенствования методик государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с приказом Росземкадастра от 20 февраля 2001 года № П/21 «Об организации работ по государственной кадастровой оценке земель» на его территориальные органы была возложена обязанность по проведению работ по государственной кадастровой оценке земель поселений субъектов Российской Федерации.
Распоряжением главы администрации Краснодарского края о т 29.12.2007 г. №1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» рекомендовано Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю внести в установленном порядке результаты государственной кадастровой оценки земель в государственный земельный кадастр, Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края обеспечить опубликование настоящего Распоряжения в средствах массовой информации Краснодарского края в изложении.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 г. №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо изменение или прекращение существующих правоотношений.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. №1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» по своей форме и содержанию отвечает признакам нормативного правового акта, так как в нем изложены правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, и рассчитанные на неоднократное применение.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения с удами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.
Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» опубликовано в средствах массовой информации Краснодарского края (газета «Кубанские новости» от 09.02.2008 № 21 (4160), от 13.03.2009 № 37 (4400)). При этом в газете «Кубанские новости» от 09.02.2008 № 21 (4160) опубликована информация о подписании губернатором Краснодарского края Ткачевым А.Н. указанного распоряжения, но не сам текст распоряжения.
09.02.2008 г. в газете «Кубанские новости» №21 (4160) опубликована официальная информация следующего содержания: «Губернатор Кубани Александр Ткачев подписал распоряжение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории края. Согласно документу необходимо утвердить результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов и средний уровень кадастровой стоимости земли на территории края по состоянию на 1 января 2007 года. Также управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю рекомендуется внести результаты оценки земель населенных пунктов на территории края в государственный земельный кадастр».
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со ст. 44, 45 Закона Краснодарского края «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края» от 06.06.1995 г. №7–КЗ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Никто не может быть подвергнут правоограничениям на основании нормативного акта края, который официально не опубликован для всеобщего сведения.
Порядок опубликования нормативных актов определен ст. 46 Закона, согласно которому Глава администрации (губернатор) края в установленном порядке подписывает и обнародует законы. Официальным опубликованием нормативных правовых актов края признается первая публикация их полного текста в газете «Кубанские новости» или Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края.
Опубликованные в официальном порядке нормативные правовые акты края после вступления их в силу подлежат применению всеми государственными органами края, органами местного самоуправления в крае, должностными лицами, а также исполнению находящимися на территории края предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами. Данное распоряжение было опубликовано 13.03.2009г., то есть после 1 марта отчетного периода. Таким образом, информация была доведена до налогоплательщика позднее срока, установленного налоговым кодексом.
Таким образом, применение налоговым органом в период 2008 года нормативного акта – Распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года» не опубликованного в установленном законом порядке в данный налоговый период не является законным.
Кроме того, распоряжение от 29.12.2007 № 1202-р утратило с илу в связи с принятием главой администрации (губернатором) Краснодарского края распоряжения от 05.02.2010 № 57-р.
Так, за период с 01.01.2008 г. по настоящее время было опубликовано два нормативных акта, утверждающих результаты кадастровой стоимости земельных участков из земель поселений на территории Краснодарского края: Распоряжение Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 г. № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» по состоянию на 1 января 2007 г. было опубликовано в газете «Кубанские новости» от 13.03.2009 г. № 37; и Постановление Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 г. № 58 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края» по состоянию на 1 января 2007 г. опубликовано в газете «Кубанские новости» от 08.02.2010 г. № 21.
Постановлением Главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.02.2010 г. № 58 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края» по состоянию на 1 января 2007 г. утверждены кадастровые стоимости земельных участков на территории Краснодарского края.
Сведений об утверждении новой кадастровой стоимости, отличительной от стоимости, предоставленной органом кадастрового учета, и используемой для исчисления земельного налога за 2008 г., по земельному участку с кадастровым номером № в постановлении не содержится. Кроме того, данное Постановление опубликовано 08.02.2010 г. и не может быть применено к налоговому периоду – за 2008 г.
В связи с чем, действия должностных лиц заинтересованного лица (налогового органа) по применению налоговой базы для расчета земельного налога за период с 01.01.2008г. по 31.12.2008г – кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для обслуживания и эксплуатации зданий и строений кирпичного завода, площадью 117899 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного в Краснодарском крае Кавказского района в сумме 20853975 руб. являются незаконными.
С доводами заинтересованного лица (налогового органа) о том, что имеется вступившее в законную силу Решение Аксайского районного суда Ростовской области от 21.04.2010г. по делу № № о взыскании с Кириченко Н.Е. задолженности по земельному налогу за 2008г., за земельный участок с кадастровым номером № и в соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда, указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, суд не может согласиться, поскольку в рамках указанного дела судом была взыскана с Кириченко Н.Е. в пользу МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю сумма задолженности по оплате земельного налога за 2008г. в размере 251665,14 руб., пени за несвоевременную оплату земельного налога в размере 12690,96 руб., а Решением мирового судьи судебного участка №4 Аксайского района Ростовской области от 03.11.2010г. МРИ ФНС России №5 по Краснодарскому краю г. Кропоткин, отказано в удовлетворении исковых требований с заявительницы задолженности по земельному налогу за 1 квартал 2009г. в общей сумме 41013,89 руб. В рамках указанного дела (Решение от 03.11.2010г.) судом было установлено незаконное начисление налоговым органом земельного налога за период с 01.01.2009г. по 31.03.2009г., в связи с незаконным применением налоговым органом в данный налоговый период налоговой базы – кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной Распоряжением Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007г. № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года». Копия указанного решения от 03.11.2010г. заявителем была предоставлена в суд как приложение, подтверждающего дату, когда Кириченко Н.Е. узнала о нарушениях своих прав должностными лицами налогового органа.
Таким образом, утверждение заинтересованного лица (налогового органа) о наличии вступившего в законную силу решения суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям опровергается материалами дела.
Оценивая представленные сторонами доказательства в совокупности и в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что заявленное заявителем требование обосновано и подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Требование Кириченко удовлетворить.
Признать незаконными действия должностных лиц МРИ ФНС России № 5 по Краснодарскому краю по применению в 2008 году Распоряжения Главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 года № 1202-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края по состоянию на 1 января 2007 года» и налоговой базы для расчета земельного налога за период с 01.01.2008 года по 31.12.2008 года - кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с разрешенным использованием: для обслуживания и эксплуатации зданий и строений кирпичного завода, площадью 117899 кв.м. с кадастровым номером: №, расположенного в Краснодарском крае Кавказского района в сумме 20853975 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Кропоткинский городской суд в течение 10 дней.
Председательствующий: