НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 28.06.2018 № 3А-287/18

Дело № 3а – 287/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск. 28 июня 2018 года.

Красноярский краевой суд в составе судьи Малякина А.В.,

при секретаре Анеховой Я.В.,

с участием прокурора Даценко О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Рыбинский коммунальный комплекс» о признании не действующими абзацев 5, 6, 7 пункта 2.1 Условий предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 9 апреля 2015 года № 165-п,

установил:

постановлением Правительства Красноярского края от 9 апреля 2015 года № 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» утверждены Условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее – Условия).

Данное постановление размещено 28 апреля 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru, а также опубликовано 1 мая 2015 г. в периодическом печатном издании «Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края», № 16(696).

Согласно пункту 2.1 Условий компенсация части платы граждан за коммунальные услуги предоставляется исполнителям коммунальных услуг при соблюдении ряда условий, в числе которых указаны: отсутствие задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающего порядок предоставления компенсации) (абзац 5); отсутствие просроченной задолженности по возврату в местный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающего порядок предоставления компенсации), и иная просроченная задолженность перед местным бюджетом (абзац 6); исполнитель коммунальных услуг не должен находиться в процессе реорганизации (за исключением индивидуального предпринимателя), ликвидации, банкротства и не должен иметь ограничения на осуществление хозяйственной деятельности (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающего порядок предоставления компенсации) (абзац 7).

Общество с ограниченной ответственностью «Рыбинский коммунальный комплекс» (далее – ООО «РКК») обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании абзацев 5, 6, 7 пункта 2.1 Условий не действующими со дня их принятия, полагая, что они противоречат нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку не позволяют ресурсоснабжающей организации в предусмотренных оспариваемыми положениями случаях возместить экономические потери, вызванные применением тарифа в размере ниже экономически обоснованного.

Правительство Красноярского края в письменных возражениях на административное исковое заявление сослалось на то, что Условия приняты уполномоченным органом в установленном законом порядке, а их оспариваемые положения соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и права административного истца не нарушают.

Выслушав объяснения представителя ООО «РКК» Лазицкой И.В., поддержавшей заявленное требование, представителя Правительства Красноярского края Сироты И.А., возражавшей против административного иска, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора
Даценко О.А., полагавшей административное исковое заявление необоснованным, Красноярский краевой суд находит административный иск ООО «РКК» не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Указом Губернатора Красноярского края от 26 декабря 2017 г. № 325-уг, принятым в соответствии со статьёй 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на 2018 год (далее – предельные индексы).

Согласно положениям статьи 2 Закона Красноярского края от 1 декабря 2014 г. № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» в случае если плата граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанная по ценам (тарифам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации на текущий год в порядке, определенном законодательством, превышает плату граждан за коммунальные услуги в текущем месяце, рассчитанную с применением предельного индекса, производится компенсация части платы граждан за коммунальные услуги (пункт 1); такая компенсация предоставляется исполнителям коммунальных услуг в форме субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг (пункт 3); условия предоставления указанной компенсации устанавливаются Правительством края (пункт 6).

Во исполнение пункта 6 статьи 2 названного закона края Правительство Красноярского края утвердило Условия, отдельные положения которых оспариваются ООО «РКК».

Условия приняты уполномоченным органом, процедура их принятия и введения в действие не нарушена.

При этом Условия не регулируют порядок предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги.

Из пункта 2.1 Условий прямо вытекает, что условия предоставления компенсации, указанные в абзацах 5, 6, 7 данного пункта, применяются, если это предусмотрено правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим порядок предоставления компенсации.

Такое правовое регулирование согласуется с Законом Красноярского края от 1 декабря 2014 г. № 7-2839 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги», которым предусмотрено, что порядок предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги утверждается органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края, а предоставление этой компенсации осуществляется указанными органами местного самоуправления в форме субсидий за счёт средств соответствующих местных бюджетов, источниками финансового обеспечения которых являются субвенции из краевого бюджета на исполнение переданных государственных полномочий (пункт 2 статьи 1, пункт 7 статьи 2, подпункт «б» пункта 1, подпункт «а» пункта 2 статьи 3, пункт 1 статьи 4).

Из вышеизложенного следует, что порядок предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливают органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края, которые вправе предусмотреть условия, указанные в оспариваемых административным истцом нормативных положениях, либо отказаться от их применения.

Как усматривается из материалов дела и подтверждается объяснениями представителя ООО «РКК» Лазицкой И.В., административный истец оказывает коммунальные услуги на территории Рыбинского и Нижнеингашского районов Красноярского края. Для получения в 2018 году компенсации части платы граждан за коммунальные услуги он обратился с соответствующими заявлениями в уполномоченные органы муниципальных образований. При этом компенсация за исполнение услуг на территории Рыбинского района была получена, тогда как заявление о предоставлении компенсации за коммунальные услуги, оказываемые в Нижнеингашском районе, было отклонено на основании пункта 4.3.2 Порядка предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги на территории Нижнеингашского района, утвержденного постановлением администрации Нижнеингашского района от 20 апреля 2015 г. № 444, в связи с наличием у заявителя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и просроченной задолженности по возврату в местный бюджет субсидий на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги за 2016, 2017 годы (л.д. 42).

При таких обстоятельствах необходимо признать, что оспариваемые положения Условий права административного истца не нарушают. Они регулируют преимущественно бюджетные отношения и соответствуют бюджетному законодательству.

Так, в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования (статья 8); органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования денежных средств своего бюджета, обеспечивая его сбалансированность и эффективность использования бюджетных средств (статья 31).

Из пунктов 1, 2 статьи 78 названного кодекса следует, что законом субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации предусматриваются случаи и порядок предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом третьим данной статьи предусмотрено, что нормативные правовые акты, регулирующие предоставление таких субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять в числе прочего: категории и (или) критерии отбора лиц, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. № 887 (далее – Общие требования).

В подпункте «е» пункта 4 Общих требований в качестве условий предоставления субсидий установлены требования, которым должны соответствовать получатели субсидий, в частности: у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом); у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом); получатели субсидий - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий -индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).

Таким образом, абзацы 5, 6, 7 пункта 2.1 Условий, в которых почти дословно воспроизводятся указанные выше положения Общих требований, не противоречат каким-либо нормативным правовым актам, имеющим большую силу. Вопреки доводам административного истца не противоречат они и статье 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», содержащей перечень общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения, пункту 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещающему создание дискриминационных условий, а также статьям 157, 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующим вопросы определения размера платы граждан за коммунальные услуги.

На основании части второй статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Рыбинский коммунальный комплекс» о признании не действующими абзацев 5, 6, 7 пункта 2.1 Условий предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных постановлением Правительства Красноярского края от 9 апреля 2015 года № 165-п, отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Красноярский краевой суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: