НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 19.09.2023 № 3А-266/2023

24OS0000-01-2023-000165-14

Дело № 3А-266/2023

015а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 сентября 2023 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Субботиным А.Ю.,

с участием представителя административного истца муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Илимпийские теплосети» Рублевской Т.В., представителя министерства тарифной политики Красноярского края Морозова А.М., прокурора Киршиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-266/2023 по административному иску муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Илимпийские теплосети» о признании не действующим в части приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 16 ноября 2022 года № 818-в «Об установлении долгосрочных тарифов на техническую воду для потребителей муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Илимпийские теплосети» (Эвенкийский район, п. Тура, ИНН 8801011048)»,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 16 ноября 2022 года № 818-в «Об установлении долгосрочных тарифов на техническую воду для потребителей муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Илимпийские теплосети» (Эвенкийский район, п. Тура, ИНН 8801011048)» (далее – Приказ от 16 ноября 2022 года № 818-в) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района (далее – МП ЭМР «Илимпийские теплосети») на долгосрочный период регулирования 2023-2027 годы для формирования тарифов на техническую воду с использованием метода индексации согласно приложению № 1 и долгосрочные тарифы на техническую воду для потребителей МП ЭМР «Илимпийские теплосети» на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2027 года согласно приложению № 2.

Приказ от 16 ноября 2022 года № 818-в опубликован 22 ноября 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru, а также 18 ноября 2022 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край», № 86/1. В соответствии с пунктом 6 данного Приказа он вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования.

МП ЭМР «Илимпийские теплосети» обратилось с административным иском (с учетом уточнения) о признании не действующим приложение № 1 к Приказу от 16 ноября 2022 года № 818-в в части установления по СЦВ № 1 «Для потребителей п. Тура Эвенкийского района» базового уровня операционных расходов в размере 35 350,92 тыс. руб.; в части установления по СЦВ № 2 «Для потребителей п. Нидым Эвенкийского района» базового уровня операционных расходов в размере 1 025,17 тыс. руб.; приложение № 2 к Приказу от 16 ноября 2022 года № 818-в в части установления тарифов на техническую воду на 2023 - 2027 годы.

Требования (с учетом уточнений и дополнений) мотивированы тем, что МП ЭМР «Илимпийские теплосети» в обоснования необходимости несения расходов для осуществления регулируемой деятельности представило в министерство тарифной политики Красноярского края все необходимые документы, однако орган регулирования, в нарушение требований Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», необоснованно не учел расходы в размере, предложенном МП ЭМР «Илимпийские теплосети» по поселку Тура по следующим статьям затрат: «Расходы на оплату труда основного производственного персонала», «Расходы на отчисления на социальные нужды основного производственного персонала», «Общехозяйственные расходы» (расходы на оплату труда цехового персонала, расходы на отчисления на социальные нужды цехового персонала), «Административные расходы» (услуги связи и интернет, аудиторские услуги, услуги по вневедомственной охране объектов и территории, расходы на оплату труда управленческого персонала, отчисления на социальные нужды управленческого персонала, расходы на служебные командировки, расходы на обучение персонала, оплата льготного проезда, транспортные расходы, расходы на охрану труда, расходы на опубликование официальной информации, расходы на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем пожарной сигнализации и оповещения, расходы на программное обеспечение, расходы на медицинский осмотр), «Расходы на электрическую энергию», «Расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами».

По мнению административного истца, орган регулирование необоснованно не учел расходы в размере, предложенном МП ЭМР «Илимпийские теплосети» по поселку Нидым по следующим статьям затрат: «Расходы на оплату труда ремонтного персонала», «Расходы на отчисления на социальные нужды ремонтного персонала», «Административные расходы» (услуги связи и интернет, аудиторские услуги, услуги по вневедомственной охране объектов и территории, расходы на оплату труда управленческого персонала, отчисления на социальные нужды управленческого персонала, расходы на служебные командировки, расходы на обучение персонала, оплата льготного проезда, транспортные расходы, расходы на охрану труда, расходы на опубликование официальной информации, расходы на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем пожарной сигнализации и оповещения, расходы на программное обеспечение, расходы на медицинский осмотр), «Расходы на электрическую энергию».

Отказ органа регулирования во включение операционных расходов в предложенном размере, нарушает права административного истца, поскольку повлекло установление тарифов в экономически необоснованном размере, ведет к осуществлению убыточной деятельности, к снижению качества и объема оказываемых услуг.

Представитель административного истца МП ЭМР «Илимпийские теплосети» Рублевская Т.В., действующая на основании доверенности, настаивала на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнения.

Представитель министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) Морозов А.М., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на то, что оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Прокурор – прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Киршина Е.А. в своем заключении полагала административный иск подлежащим удовлетворению.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относятся к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно части 2 статьи 31 указанного Федерального закона в сфере водоснабжения подлежат государственному регулирования тарифы на техническую воду.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 3.15 данного Положения к компетенции Министерства отнесено утверждение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, в частности, являются: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (подпункты 4 и 5 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»).

На основании части 1 статьи 33 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеприведенных положений Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).

Судом установлено, что МП ЭМР «Илимпийские теплосети» оказывает услуги водоснабжения на территории Эвенкийского муниципального района Красноярского края.

Основанием для принятия Приказа от 28 марта 2022 года № 123-в явилось заявление (предложение) МП ЭМР «Илимпийские теплосети» от 26 апреля 2022 года об установлении тарифов на техническую воду на 2023-2027 годы.

На основании пунктов 25 и 26 Правил регулирования тарифов орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении, которое должно содержать, в частности, анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг; обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов.

Анализ экономической обоснованности предложения регулируемой организации приведен в экспертном заключении по делу об установлении тарифов (цен) № 24/1-22в на 2023-2027 годы (далее – Экспертное заключение).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования тарифы на водоснабжение устанавливаются на основании необходимой валовой выручки (далее – НВВ), определённой для регулируемого вида деятельности и расчётного объёма отпуска воды, оказываемых услуг.

Под НВВ понимается экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимый в течение очередного периода регулирования регулируемой организации для осуществления регулируемого вида деятельности и обеспечения достижения плановых значений показателей надёжности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1 Основ ценообразования).

Кроме того, как следует из пунктов 74 и 76 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает, в частности текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования.

К текущим расходам регулируемой организации относятся операционные расходы, которые определяются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Методическими указаниями и включает производственные расходы (за исключением расходов на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и другие виды энергетических ресурсов), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 21 - 23, 39 - 42, 48 - 52 Основ ценообразования (пункты 58, 60 и 61 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 18 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам России от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее – Методические указания) в составе производственных расходов учитываются:

1) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение;

2) расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду;

3) расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

4) расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда основного производственного персонала;

5) расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль;

6) общехозяйственные расходы;

7) прочие производственные расходы, непосредственно связанные с содержанием и эксплуатацией объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, не учитываемые в составе ремонтных расходов, включая расходы на амортизацию автотранспорта, используемого регулируемой организацией.

Производственные расходы должны покрывать расходы на осуществление производственной программы регулируемой организации в полном объеме, в том числе расходы, связанные с выполнением регулируемой организацией функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

расходы на обезвоживание, обезвреживание и захоронение осадка сточных вод;

расходы на осуществление производственного контроля качества воды и производственного контроля состава и свойств сточных вод, включая расходы на оборудование лабораторий, приобретение приборов, используемых для анализа качества воды, состава и свойств сточных вод (за исключением расходов на контроль состава и свойств сточных вод абонентов);

расходы на аварийно-диспетчерское обслуживание.

По статье «Расходы на оплату труда основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы» МП ЭМР «Илимпийские теплосети» предлагало принять расходы в размере 13 394,16 тыс. руб., которые уменьшены Министерством на 599,57 тыс. руб. и определены в размере 12 794,59 тыс. руб.

Уменьшение расходов по данной статье было обусловлено исключением предлагаемых расходов на резерв отпусков, премии на выплаты за работу в ночное время и праздничные дни.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Законодательством в сфере тарифного регулирования водоснабжения не предусмотрен учет в составе расходов на оплату труда отдельных расходов на создание резерва по отпускам, в том числе социальные выплаты от резерва на отпуск.

Из содержания пунктов 2.8.2 и 2.8.2.1 Федерального отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы № 12/23-25 от 7 июня 2022 года (далее – Отраслевое тарифное соглашение) следует, что премия на доплаты за работу в ночное время, праздничные дни, которые отнесены к выплатам стимулирующего и компенсирующего характера, не начисляется.

Кроме того, МП ЭМР «Илимпийские теплосети» не были представлены в материалы тарифного дела коллективный договор, предусматривающий выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату; копии трудовых договоров, предусматривающих такие условия; не представлено обоснования самой необходимости выполнения работы за отсутствующего работника.

При этом, вопреки утверждениям административного истца, расходы на оплату работы в ночное время и праздничные дни учтены Министерством при определении общего размера расходов на оплату труда.

С учетом правомерного уменьшения расходов по статье «Расходы на оплату труда основного производственного персонала», Министерство также правомерно уменьшило расходы по статье «Расходы на отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы», определив их данные расходы в сумме 3 863,95 тыс. руб., исходя из расчета: 30% тариф страховых взносов; 0,2 % размер страхового взноса на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Уведомлением о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонда социального страхования Российской Федерации.

По аналогичным основаниям Министерство правомерно уменьшило расходы по статьям затрат «Расходы на оплату труда цехового персонала», «Расходы на отчисления на социальные нужды цехового персонала» по поселку Тура; «Расходы на оплату труда управленческого персонала», «Отчисления на социальные нужды управленческого персонала» по поселку Тура и по поселку Нидым.

Также, Министерством правомерно не были учтены расходы на 13-ю заработную плату, в связи с их экономической необоснованностью, поскольку доказательств фактического несения данных расходов за предыдущие периоды регулирования административным истцом не представлено.

В соответствии с пунктом 25 Методических указаний к административным расходам относятся:

1) расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, за исключением расходов, отнесенных к производственным расходам;

2) расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда административно-управленческого персонала;

3) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

4) расходы на служебные командировки;

5) расходы на обучение персонала;

6) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль;

7) прочие расходы, которые включают в себя:

расходы на амортизацию непроизводственных активов;

расходы на оплату услуг сторонних организаций по обеспечению безопасности функционирования объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, в том числе расходы на защиту от террористических угроз.Экономическое и правовое обоснование предлагаемых административных расходов по поселкам Тура и Нидым являются аналогичными, равно как и являются аналогичными правовые и экономически обоснования исключения либо уменьшения данных расходов Министерством.

По статье «Расходы на услуги связи интернет» МП ЭМР «Илимпийские теплосети» предлагало принять расходы в размере 1 165,12 тыс. руб., которые уменьшены Министерством на 34,38 тыс. руб. и определены в размере 1 130,74 тыс. руб. в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, исходя из плановых показателей на 2022 год, с учетом прогнозного индекса потребительских цен на 2023 год – 106%, что является правомерным, поскольку МП ЭМР «Илимпийские теплосети» не представило договоры, распространяющие свое действие на 2023 год, не представило сведений о намерении заключить договор, фактические расходы по данной статье за 2022 год, по состоянию на дату принятия оспариваемого приказа не были достоверно известны, а представленные документы не обосновывали запрашиваемую сумму расходов.

По статье «Расходы на аудиторские услуги» МП ЭМР «Илимпийские теплосети» предлагало принять расходы в размере 83,2 тыс. руб., которые правомерно отклонены Министерством, поскольку не были представлены принятое собственником имущества решение о проведении аудиторской проверки деятельности предприятия в 2023 году, доказательства заключения или начала проведения конкурсных процедур на заключение контракта на проведение аудита, также не представлено постановление администрации Эвенкийского муниципального района от 26 ноября 2020 года № 589-п «Об утверждении Положения о порядке проведения обязательного аудита муниципальных предприятий Эвенкийского муниципального района».

Суд соглашается с такой позицией Министерства, поскольку статья 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» не предусматривает проведение ежегодного обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности муниципального предприятия, а пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» предусматривает, что бухгалтерская (финансовая) отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором. Решение собственника имущества унитарного предприятия, в соответствии с которым, бухгалтерская (финансовая) отчетность МП ЭМР «Илимпийские теплосети» подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором административным истцом также не представлено. Также, суду не представлено постановление администрации Эвенкийского муниципального района от 26.11.2020 года № 589-п, на которое административный истец ссылается в обоснование своей позиции по данной статье расходов, на официальном сайте администрации Эвенкийского муниципального района данное постановление отсутствует.

По статье «Расходы на вневедомственную охрану» МП ЭМР «Илимпийские теплосети» предлагало принять расходы на 2023 год в размере 192 тыс. руб., которые правомерно отклонены Министерством в полном размере, поскольку в нарушение требований Основ ценообразования и Методических указаний, МП ЭМР «Илимпийские теплосети» не доказало экономическую обоснованность данных расходов, а именно не представило заключенный договор на 2023 год, срок действия представленного договора об охране № 1-ТС-2022 от 18 января 2022 года истекал 30 июня 2022 года, пролонгации он не предусматривает. Кроме того, Министерством обоснованно учтено наличие в штатном расписании МП ЭМР «Илимпийские теплосети» 13,23 ставки сторожей, что в свою очередь исключает необходимость привлечения вневедомственной охраны, доказательств обратного суду не представлено.

По статье «Расходы на служебные командировки» МП ЭМР «Илимпийские теплосети» предлагало принять расходы в размере 572,54 тыс. руб., которые правомерно уменьшены Министерством на 433,49 тыс. руб. и приняты в размере 139,05 тыс. руб. в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, исходя из плановых показателей на 2022 год с учетом прогнозного индекса потребительских цен на очередной год – 106%, поскольку представленный МП ЭМР «Илимпийские теплосети» расчет расходов не содержит обоснование численности работников, что исключает возможность проверить экономическое обоснование данных затрат.

По статье «Расходы на льготный проезд» МП ЭМР «Илимпийские теплосети» предлагало принять расходы в размере 1 497,78 тыс. руб., которые правомерно были уменьшены Министерством на 1 348,27 тыс. руб. и определены в размере 583 тыс. руб. в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования, исходя из плановых показателей на 2022 год с учетом прогнозного индекса потребительских цен на очередной год – 106%, поскольку фактически данные расходы административным истцом не понесены и отсутствуют доказательства их размера на 2023 год.

В то же время суд не может согласиться с исключением Министерством расходов на оплату дополнительного багажа.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.

Федеральные государственные органы, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, федеральные государственные учреждения оплачивают работнику стоимость проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, а также стоимость проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

Из положений статей 1 и 33 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 5420-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» во взаимосвязи с вышеприведенными нормами Трудового кодекса Российской Федерации, следует, что для всех без исключения работников, постоянно или временно работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, законом предоставлена гарантия по оплате работодателем один раз в два года стоимости их проезда и провоза багажа весом до 30 килограммов в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

По статье «Охрана труда» МП ЭМР «Илимпийские теплосети» предлагало принять расходы в размере 66,33 тыс. руб. (на приобретение спецодежды и средств индивидуальной защиты для административного персонала), представив в обоснование плановый расчет затрат по охране труда на 2023 год, копию договора поставки тмц №12/зк/06/20 от 26 июня 2020 года с дополнительным соглашением от 26 октября 2020 года, счета-фактуры.

Министерство правомерно уменьшило предлагаемые расходы на 13,42 тыс. руб. и определило в размере 52,91 тыс. руб., исходя из фактических затрат за 2021 год с учетом индексации за 2022 и 2023 годы, поскольку МП ЭМР «Илимпийские теплосети» не доказали экономическую обоснованность данных расходов в заявленном размере, в частности не представлен приказ о выдаче спецодежды.

По статье «Транспортные расходы» МП ЭМР «Илимпийские теплосети» предлагало принять расходы в размере 12 670,53 тыс. руб., которые были уменьшены Министерством на 3 444,46 тыс. руб. и определены в размере 9 226,07 тыс. руб., исходя из плановых показателей на 2022 год с учетом прогнозного индекса потребительских цен на очередной год – 106%,

Суд не может согласиться с позицией Министерства о правомерности снижения расходов по данной статье, которая аргументирована тем, что копия одного паспорта транспортного средства (ПТС) на автомобиль была не читаема, а также тем, что отсутствие путевых листов не позволило установить цель использования автотранспорта и проверить представленные сведения о фактическом пробеге автомобилей.

Вопреки доводам Министерства, копия ПТС на автомобиль УАЗ ПАТРИОТ является читаемой. Кроме того, учитывая, что представление путевых листов напрямую не предусмотрено законодательством, Министерство при необходимости проверить представленные сведения о пробеге автомобилей и использовании их в регулируемой деятельности, было обязано известить об этом регулируемую организацию, предоставив возможность представить дополнительные подтверждающие документы.

По статье «Расходы на обучение персонала» МП ЭМР «Илимпийские теплосети» предлагало принять расходы в размере 138,17 тыс. руб., по статье «Опубликование официальной информации» - 282,253 тыс. руб., по статье «Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем пожарной сигнализации и оповещения» - 11,8 тыс. руб., по статье «Программное обеспечение» - 430,61 тыс. руб., по статье «Медицинский осмотр» - 63,68 тыс. руб.

Расходы по вышеуказанным статьям затрат были исключены Министерством в полном объеме со ссылкой на то, что не подтверждена их экономическая обоснованность, с чем суд не может согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами 4.4. и 4.4.8 Отраслевого тарифного соглашения работодатель в установленном порядке производит расходы на обеспечение нормальных, безопасных условий труда, реализацию мер по охране труда, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе расходы на обучение и проверку знаний работников Организации ЖКХ требований охраны труда.

По состоянию на дату принятия оспариваемого приказа Министерства действовали Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2013 года № 6, которые предусматривали раскрытие регулируемой организацией информации, посредством печатного издания, а именно в газете «Эвенкийская жизнь».

В соответствии с положениями статей 163, 209 и 226 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан обеспечит нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, в частности условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что руководители организации обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Согласно части 1 статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются в том числе программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ).

В соответствии со статьей 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации, правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя.

Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность работодателя за допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, не прошедшего в установленном порядке обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены).

В соответствии с абзацем 2 статьи 220 Трудового кодекса Российской Федерации, работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Согласно пункту 20 Правил проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью 4 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 января 2021 года № 29н, периодические медицинские осмотры проходят работники организаций водопроводных сооружений.

Таким образом, поскольку обучения персонала, опубликование официальной информации, поддержание средств противопожарной защиты в исправном состоянии, оплата программ для электронных вычислительных машин, проведение медосмотров работникам обусловлено осуществлением регулируемой деятельности и является обязательным, постольку полное исключение расходов на указанные цели является неправомерным, учитывая, что орган регулирование в целях исполнения обязанности по установлению экономически обоснованных тарифов был вправе самостоятельно определить названные расходы в экономически обоснованном размере либо в случае недостаточности обосновывающих документов должен был предложить административному истцу представить дополнительные обосновывающие представленные расчеты материалы.

По статье «Расходы на электрическую энергию» МП ЭМР «Илимпийские теплосети» предлагало принять расходы в размере 4 370,41 тыс. руб., которые уменьшены Министерством на 324,81 тыс. руб. и правомерно определены в размере 4 045,6 тыс. руб., исходя из плановых показателей 2022 года (цены на электрическую энергию 46,23 руб/кВт без НДС) с учетом индексации (106%).

Вопреки доводам административного истца на дату принятия оспариваемого Приказа от 16 ноября 2022 года № 818-в, приказ Министерства от 17 ноября 2022 года № 68-э устанавливающий цену на электрическую энергию на 2023 год в размере 46,67 руб/кВт без НДС, еще не был принят, в связи с чем, не мог быть учтен при принятии оспариваеого тарифного решения.

По статье «Расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами» МП ЭМР «Илимпийские теплосети» предлагало принять расходы в размере 435,86 тыс. руб., которые правомерно уменьшены Министерством на 120,82 тыс. руб. и определены в размере 315,04 тыс. руб., исходя из фактических расходов за 2021 год с учетом прогнозных индексов потребительских цен на 2022 и 2023 годы.

Относительно исключения Министерством расходов на дополнительный багаж выводы суда приведены выше.

Пунктом 23 Методических указаний предусмотрено, что в составе ремонтных расходов учитываются:

1) расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

2) расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем;

3) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда.

Аналогичные положения закреплены в пункте 40 Основ ценообразования.

По статье «Расходы на оплату труда ремонтного персонала» (по поселку Нидым) МП ЭМР «Илимпийские теплосети» предлагало учесть расходы в размере 218,12 тыс. руб., которые исключены Министерством в полном объеме со ссылкой на то, что административным истцом не представлено обоснование численности ремонтного персонала в количестве 0,3 шт. ед. для насосной станции, не представлены документы в отношении насосной станции, что является неправомерным, поскольку само по себе наличие насосной установки для подкачки воды и ее использование в регулируемой деятельности Министерством не оспаривается, при утверждении тарифа на предшествующие периоды регулирования, представленный административным истцом расчет, выполненный на основании Приказа Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политики от 22 марта 1999 года № 66, под сомнение не ставился.

В этой связи, в случае недостаточности документов в отношении насосной станции Министерству надлежало известить об этом регулируемую организацию и предложить представить дополнительные документы.

Неправомерное исключение вышеуказанных расходов повлекло уменьшение расходов по статье «Расходы на отчисления на социальные нужды ремонтного персонала».

Все вышеприведенные нарушения законодательства в сфере тарифного регулирования существенным образом повлияли на базовый уровень операционных расходов, на размер НВВ регулируемой организации и повлекли установление экономически необоснованных тарифов на техническую воду, чем нарушены права административного истца.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Учитывая изложенное, Приказ от 16 ноября 2022 года № 818-в следует признать не действующим, как противоречащий вышеприведенным нормам законодательства в сфере тарифного регулирования.

Поскольку действие тарифов, утвержденных оспариваемым нормативным правовым актом, ограничено периодом времени, часть которого на момент рассмотрения дела уже истекла, то признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В этой связи, суд полагает необходимым признать Приказ от 16 ноября 2022 года № 818-в не действующим с момента принятия данного Приказа.

Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», суд полагает необходимым возложить на Министерство обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом недействующим Приказ от 16 ноября 2022 года № 818-в, установив срок для принятия такого акта в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный иск муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Илимпийские теплосети» – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия:

- приложение № 1 к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 16 ноября 2022 года № 818-в «Об установлении долгосрочных тарифов на техническую воду для потребителей муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Илимпийские теплосети» (Эвенкийский район, п. Тура, ИНН 8801011048)» в части установления базового уровня операционных расходов по СЦВ № 1 «Для потребителей п. Тура Эвенкийского района» и по СЦВ № 2 «Для потребителей п. Нидым Эвенкийского района»;

- приложение № 2 к приказу министерства тарифной политики Красноярского края от 16 ноября 2022 года № 818-в «Об установлении долгосрочных тарифов на техническую воду для потребителей муниципального предприятия Эвенкийского муниципального района «Илимпийские теплосети» (Эвенкийский район, п. Тура, ИНН 8801011048)» в части установления долгосрочных тарифов на техническую воду на 2023 - 2027 годы.

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять заменяющий нормативный правовой акт.

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 29 сентября 2023 года