НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноярского краевого суда (Красноярский край) от 10.11.2021 № 7Р-1063/2021

Председательствующий Мельникова И.Н. Дело № 7р- 1063/2021

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск 10 ноября 2021г.

Судья Красноярского краевого суда Жихарев Ю.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Дмитрюкова Н.А. на решение судьи Пировского районного суда Красноярского края от 23 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отдела государственного лесного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края от 11 февраля 2021 года №32-02-пст/лн ПАО «Россети Сибирь» привлечено к административной ответственности по ч.4 ст.8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Согласно постановлению ПАО «Россети Сибирь» в нарушение требований п.п. 9(1),34 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417, не обеспечило очистку от горючих материалов просеки под линию электропередач, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , вдоль границы с кварталом № 19 (выделы №№ 1, 2), кварталом № 8 (выдел № 22) землепользования СПК «Победа» Пировского сельского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество». Допущенное нарушение послужило причиной возникновения 22 мая 2020 года лесного пожара.

Решением судьи Пировского районного суда Красноярского края от 23 сентября 2021 года постановление оставлено в силе.

В жалобе, с которой обратился в Красноярский краевой суд, защитник ПАО «Россети Сибирь» - Дмитрюков Н.А. просит постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи районного суда отменить, указывает, что вина юридического лица в возникновении лесного пожара материалами дела не подтверждается, выводы в этой части носят вероятностный характер и не основаны на имеющихся доказательствах.

В судебном заседании защитник Зуйченко А.М. жалобу поддержал.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу, что постановление по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Сибирь» и решение суда подлежат изменению по следующим основаниям.

Часть 1 ст.8.32 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Частью 2 ст.8.32 КоАП РФ предусмотрено административное наказание за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 были утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее Правила).

Согласно п. 9 (1) названных Правил, в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

В соответствии с п.34 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.

Из буквального содержания указанных норм следует обязанность лица, осуществляющего эксплуатацию линии электропередач, очищать просеку, на которой такая линия расположена, от любых горючих материалов, в том числе от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и т.п.

Аналогичные требования сохранены в п.10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614 и в п.17 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных Приказом Минприроды России от 10.07.2020 N 434. Перечисленные нормативные акты действуют с 01 января 2021 года.

Таким образом, несмотря на изменение правового регулирования, обязанность, по противопожарной очистке просек под линиями электропередач сохранена, а следовательно, оснований для применения положений ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ не имеется.

То обстоятельство, что ПАО «Россети Сибирь» по состоянию 22 мая 2020 года не обеспечило должной очистки просеки под линию электропередач, расположенной на земельном участке с кадастровым номером , вдоль границы с кварталом № 19 (выделы №№ 1, 2), кварталом № 8 (выдел № 22) землепользования СПК «Победа» Пировского сельского участкового лесничества, КГБУ «Пировское лесничество» от горючих материалов, сухой растительности, убедительно подтверждается материалами дела, в том числе протоколом осмотра места возникновения лесного пожара с фотоматериалами на которых видно, что просека покрыта высокой травянистой растительностью, кустарниками.

В то же время, необходимым условием привлечения лица к административной ответственности по ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ является наличие причинно-следственной связи между допущенным таким лицом нарушением требований пожарной безопасности и лесным пожаром.

Однако, в материалах рассматриваемого дела доказательства того, что нарушение ПАО «Россети Сибирь» п.п. 9(1) и 34 Правил пожарной безопасности в лесах повлекло возникновение 22 мая 2020 года лесного пожара, отсутствуют.

Так, согласно ч.3 ст.26 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

В соответствии с правовой позицией, отражённой в п.18 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений свидетелей которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч.3 ст. 25.6 КоАП РФ, а также если свидетели не были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснений по ст. 17.9 КоАП РФ,

Соответственно, не могут быть признаны допустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении полученные в ходе административного расследования и имеющиеся в деле объяснения свидетелей Ускова М.В., Дзюрмана В.К., Чернова А.Н., Дорошко А.С. Чиж А.С., на которые имеется ссылка в обжалуемых постановлении и судебном решении.

Записи о том, что причиной возникновения лесного пожара послужило замыкание линии электропередач в акте №7 о лесном пожаре от 25 мая 2020 года, противоречат иным материалам дела, в том числе приобщённому техническому заключению № 92-12/2020 выполненному экспертом АНО ЦИСЭ «Эксперт-Групп», которым отмечено отсутствие при осмотре места пожара характерных признаков короткого замыкания, таких как контакт проводов с землёй, разрывы, оплавление проводов. Объективных доказательств того, что причиной возгорания послужило короткое замыкание на линии электропередач, в деле не имеется.

Содержащийся в указанном выше техническом заключении вывод о том, что возникновение возгорания сухой травянистой растительности, древесно-кустарниковых насаждений, лесных насаждений от контакта с ними линии электропередач 10 кВ возможно вследствие образования токов утечки между проводами и контактирующими с ними ветвями кустарников и деревьев, а также высокорослой травы, носит не более чем вероятностный характер, как и схожий вывод о причинах пожара, изложенный в протоколе осмотра места его возникновения.

Как следует из предоставленного ПАО «Россети Сибирь» листка осмотра линии электропередач от 13 февраля 2019 года на проводах между опорами 182-183 были выявлены следы коротких замыканий. Недостоверность данной информации при производстве по делу не установлена. Таким образом, обнаруженные при осмотре места пожара черные пятна на проводах, не являются безусловным основанием для вывода о том, что провис проводов явился причиной лесного пожара.

Бесспорных доказательств того, что возгорание повлекли действия (бездействия) ПАО «Россети Сибирь», не имеется.

При таких обстоятельствах действия ПАО «Россети Сибирь» подлежат переквалификации с ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ на ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в рамках санкции указанной нормы.

Существенного нарушения установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

Решение судьи Пировского районного суда Красноярского края от 23 сентября 2021 года и постановление заместителя начальника отдела государственного лесного надзора в лесах и противодействия незаконным рубкам министерства лесного хозяйства Красноярского края от 11 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении публичного акционерного общества «Россети Сибирь» изменить:

переквалифицировать действия ПАО «Россети Сибирь» с ч.4 ст. 8.32 КоАП РФ на ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ, по которой назначить ПАО «Россети Сибирь» наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В остальном постановление и решение оставить без изменения, жалобу защитника Дмитрюкова Н.А. - без удовлетворения.

Судья

Красноярского краевого суда Ю.А.Жихарев