24OS0000-01-2022-000346-37
Дело № 3а-17/2023
011а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 октября 2023 г. г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Славкина М.М.,
при ведении протокола помощником судьи Калининой У.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» к министерству тарифной политики Красноярского края об оспаривании приказов Министерства тарифной политики Красноярского края,
установил:
АО «КрасЭко» обратилось в суд с административным иском к Министерству тарифной политики Красноярского края, в котором просило (с учетом уточнений и дополнений) признать недействующими с момента принятия столбец 4 строки 32 приложения № 1, строку 29 приложения № 2 Приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» в редакции приказов Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 № 94-э и от 28.02.2022 № 15-э «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» для АО «КрасЭКо».
Просят признать недействующими с момента принятия столбец 4 строки 32 приложения № 1, строку 29 приложения № 2 Приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» в редакции приказов Министерства тарифной политики Красноярского края № 94-э от 29.12.2021 г. и № 15-э от 28.02.2022 г. «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» для АО «КрасЭКо».
Признать недействующими с момента принятия строки 7, 8, 69, 70, 105, 106,111, 112,115-118,121-128,163,164,167,168,185,189-192,195,196, 203,204, 209-212,227,228, 247-249 приложения № 8; строки 9, 10, 41, 42, 79, 80, 115, 116, 121, 122, 125-128, 131- 138, 165, 166, 169, 170, 185, 186, 191, 192, 197, 198, 201, 202, 209, 210, 213, 214, 217, 218, 231, 232 приложения № 9 Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края № 445-п от 19.12.2013 г. «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в редакции приказа Министерства тарифной политики Красноярского края № 66-э от 29.12.2020г. «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»; приказа Министерства тарифной политики Красноярского края № 4-э от 28.01.2021 г. «Об исправлении технических ошибок в Приказе Министерства тарифной политики Красноярского края № 66-э от 29.12.2020г. «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»; приказа Министерства № 18-э от 28.05.2021г. «Об исправлении технической ошибки в Приказе Министерства тарифной политики Красноярского края № 66-э от 29.12.2020 г. «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»; приказа Министерства № 93-э от 29.12.2021 г. «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»; приказа Министерства тарифной политики Красноярского края № 3- э от 28.01.2022 г. «Об исправлении технических ошибок в Приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края № 445-п от 19.12.2013 г. «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» для АО «КрасЭКо».
Обязать Министерство тарифной политики Красноярского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять заменяющий нормативный правовой акт в части столбца 4 строки 32 приложения № 1, строки 29 приложения № 2 Приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» в редакции приказов Министерства тарифной политики Красноярского края № 94-э от 29.12.2021 г. и № 15-э от 28.02.2022 г.
Заявленные требования мотивированы тем, что обществом 30.04.2020 в адрес Министерства тарифной политики Красноярского края было направлено заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 г. Данное заявление содержало расчеты и обосновывающие материалы для установления тарифа на 2022 г. долгосрочного периода 2021-2025 гг., предложение общества об установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии, в соответствии с предложением общества размер необходимой валовой выручки на 2022 г. составил 3 519 203,36 руб., между тем, приказом Министерства от 29.12.2021 № 93-э размер НВВ на 2022 г. был определен в размере существенно ниже предложения общества 2 460 301,19 руб. С учетом данного размера необходимой валовой выручки министерством были также рассчитаны индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями, утверждённые Приказом № 66-э от 29.12.2020. Кроме того, Приказом № 15-э от 28.02.2022 для АО «КрасЭКо» долгосрочные параметры регулирования и необходимая валовая выручка на 2021-2025 гг. были вновь существенно снижены. Так, размер необходимой валовой выручки был снижен на 2021 г. с 2 343 143, 99 руб. до 1 920 984,75 руб.; на 2022 г. - с 2 460 301,19 руб. до 1 976 664,30 руб. По мнению общества, снижение необходимой валовой выручки нарушает права административного истца и является необоснованной.
В судебном заседании представители административного истца ООО «КрасЭко» - Малай В.М., Чередников Г.Г., действующие на основании доверенности заявленные требования поддержали в полном объеме, просили иск с учетом уточнения и дополнения удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства тарифной политики Красноярского края Якоби Д.Ф.. действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним, в которых указано на то, что оспариваемые приказы полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, приняты в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Представитель заинтересованного лица ООО «РСК» Мантуровская А.Д., действующая на основании доверенности, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Прокурор отдела прокуратуры Красноярского края Даценко О.А. в своем заключении полагала, что требования административного искового заявления подлежат удовлетворению.
Представители иных заинтересованных лиц, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, своевременно и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливаются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
На основании пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают цены (тарифы), указанные в ст. 23.1 данного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденном Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 г. 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере электроэнергетике в части государственного регулирования тарифов.
Пунктом 3.6 данного Положения к компетенции Министерства отнесено установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Поскольку необходимая валовая выручка является одним из основных экономических показателей, учитываемых при формировании единого (котлового) тарифа и индивидуальных тарифов, оспариваемый Приказ от 29 декабря 2020 г. № 67-э обладает признаками нормативного правового акта, приведенными в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 5 июня 2008 г. № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Учитывая, что федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая и органы тарифного регулирования, не предусмотрено принятие иных правовых актов, оспариваемые нормативные правовые акты приняты и оформлены приказами, что соответствует положениям части 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 5 июня 2008 г. № 5-1777.
На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре принятия, порядку опубликования и вступления в силу.
В силу пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение вышеприведенных положений федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчета цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), а также Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования).
При государственном регулировании цен (тарифов), в числе прочих, должны соблюдаться принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчётных) себестоимости и прибыли при расчёте и утверждении цен (тарифов); принцип обеспечения экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; принцип учета результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов) (пункт 2 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»).
Согласно пункту 3 Основ ценообразования, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в том числе, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между 2 сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче.
Пунктом 63 Основ ценообразования установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке тарифы взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями.
Тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний органы регулирования на розничном рынке устанавливают:
единые на территории субъекта Российской Федерации тарифы на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированные по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее - котловые тарифы);
индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы).
Индивидуальные тарифы определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, то есть выручкой по котловым тарифам, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций), то есть выручкой утвержденной регулирующим органом на период регулирования.
Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых ей услуг по передаче электрической энергии прочими сетевыми организациями включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы от предоставления услуги сетевой организации, предоставляющей услугу по передаче электрической энергии, и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны суммарно обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Пунктом 52 Методических указаний определено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный.
Расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок:
- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВА (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям;
- ставки на оплату технологического расхода (потерь)электрической энергии на ее передачу в расчете на МВт-ч без разбивки по напряжениям.
В случае, если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом необходимая валовая выручка любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Как следует из пункта 2 Основ ценообразования под необходимой валовой выручкой (далее – НВВ) понимается экономически обоснованный объём финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчётного периода регулирования.
Определение состава расходов, включаемых в НВВ, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учёта. В НВВ включаются планируемые на расчётный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения) (пункты 16, 17 Основ ценообразования).
В силу требований пункта 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчётов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Судом установлено, что Министерством тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 вынесен приказ № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы».
Приказ от 29.12.2020 N 69-э опубликован 30.12.2020 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с пунктом 2 данного Приказа он вступил в силу со дня его подписания.
29.12.2021 вынесен приказ № 94-э «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы».
Приказ от 29.12.2021 N 94-э опубликован 29.12.2021 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с пунктом 3 данного Приказа он вступил в силу в день, следующий за днем его официального опубликования.
Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.02.2022 вынесен приказ № 15 «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» для АО «КрасЭКо».
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 66-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края.
Приказ от 29.12.2020 N 66-э опубликован 30.12.2020 на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 20.01.2021 в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" N 3. В соответствии с 3 данного Приказа он вступил в силу со дня его подписания.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 N 4-э "Об исправлении технических ошибок в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 N 66-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" в Приказ от 29 декабря 2020 года N 66-э внесены изменения.
Приказ от 28 января 2021 года N 4-э опубликован 2 февраля 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 10 февраля 2021 года в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" N 9. В соответствии с 4 данного Приказа он вступил в силу со дня его подписания и распространяет свое действие на отношения, возникшие со дня вступления в силу Приказа от 29 декабря 2020 года N 66-э.
Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29 декабря 2021 года N 93-э "О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п "Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями" (далее - Приказ от 29 декабря 2021 года N 93-э) утверждены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Красноярского края.
Приказ от 29 декабря 2021 года N 93-э опубликован 30 декабря 2021 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru и 19 января 2022 года в краевой государственной газете "Наш Красноярский край" N 3. В соответствии с 3 данного Приказа он вступил в силу в день, следующий за днем официального опубликования.
Пунктами 7, 8, 69, 70, 105, 106,111, 112, 115-118, 121 - 128, 163, 164, 167, 168, 185, 189 - 192, 195, 196, 203, 204, 209 - 212, 227, 228, 247 -249 (приложение N 8 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для АО «КрасЭко» на 2021 год.
Пунктами 9, 10, 41, 42, 79, 80, 115, 116, 121, 122, 125-128, 131- 138, 165, 166, 169, 170, 185, 186, 191, 192, 197, 198, 201, 202, 209,210, 213, 214, 217, 218, 231, 232 (приложение N 9 к приказу Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19 декабря 2013 года N 445-п) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для АО «КрасЭко» на 2022 год.
Как следует из представленных суду документов, АО «Красноярская региональная энергетическая копания» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края в отношении которой тарифы на услуги по передачи электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности на 2021-2025 годы.
Регулирование тарифов на вышеуказанные услуги АО «Красноярская региональная энергетическая копания» осуществляется методом долгосрочной индексации НВВ. Долгосрочным периодом определен 2021-2025 годы.
Анализ экономической обоснованности расходов регулируемой организации приведен в заключении об установлении тарифов (цен) на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Красноярская региональная энергетическая копания», а также заключении о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям АО «Красноярская региональная энергетическая копания» на 2022 год.
Согласно с предложением АО «КрасЭком» размер необходимой валовой выручки на 2021 год заявлен 3 600 756,53 руб., приказом № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» размер необходимой валовой выручки на 2021 г. был определен в размере существенно ниже предложения Общества - 2 343 143, 99 руб.
В соответствии с предложением Общества размер необходимой валовой выручки (далее «НВВ») на 2022 г. составил 3 519 203,36 руб., между тем, приказом Министерства № 93-э размер необходимой валовой выручки на 2022 г. был определен в размере - 2 460 301,19 руб.
Приказом № 15-э для АО «КрасЭКо» долгосрочные параметры регулирования и необходимой валовой выручки на 2021 -2025 гг. были определены на 2021 г. - 1 920 984,75 руб.; на 2022 г. - 1 976 664,30 руб.
Определением суда от 01.12.2022 по административному делу назначена судебная бухгалтерская и финансово-экономическая экспертиза, производство которой поручено ООО «ИТЦ Энергоэффект».
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Определить на основании документов, представленных АО «Красноярская региональная энергетическая компания» в материалы тарифного дела в отношении тарифов на 2021 год: - экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих расходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования»; экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы на оплату труда»; экономически обоснованный размер расходов по статье «Плата за аренду имущества и лизинг»; экономически обоснованный размер расходов по статье «Отчисление на социальные нужды (ЕСН)»; экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли»; экономически обоснованный размер расходов по статье «Амортизация»; размер корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию; размер корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности; размер корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений.
2. Определить на основании документов, представленных АО «Красноярская региональная энергетическая компания» в материалы тарифного дела в отношении тарифов на 2022 год: экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих расходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования»; экономически обоснованный размер расходов по статье «Амортизация»; экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы на оплату труда»; экономически обоснованный размер расходов по статье «Плата за аренду имущества и лизинг»; экономически обоснованный размер расходов по статье «Отчисление на социальные нужды (ЕСН)»; экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли»; экономически обоснованный размер расходов по статье «Прочие незапланированный расходы»; размер корректировки подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов в соответствии с Методическими указаниями №98-э; размер корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию; размер корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности; размер корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений.
Согласно представленному заключению от 05.06.2023 отвечая на вопросы судебной бухгалтерской и финансово-экономической экспертизы эксперт пришел к выводам, что в отношении тарифов на 2021 год:
- экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих расходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования» - составляет 56 429,71 тыс. руб.;
- экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы на оплату труда» - составляет 695 914, 98 тыс. руб.;
- экономически обоснованный размер расходов по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» - составляет 125 931,41 тыс. руб.;
- экономически обоснованный размер расходов по статье «Отчисление на социальные нужды (ЕСН)» - составляет 211 558,15 тыс. руб.;
- экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли» - составляет 176 782, 00 тыс. руб.;
- экономически обоснованный размер расходов по статье «Амортизация» - составляет 308 440,81 тыс. руб.;
- размер корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию - составляет 83 088,24 тыс. руб.;
- размер корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности - составляет 10 121,76 тыс. руб.;
- размер корректировки неподконтрольных расходов, исходя из фактических значений составляет - 30 238,16 тыс. руб.
В отношении тарифов на 2022 год:
- экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы, связанные с компенсацией выпадающих расходов, предусмотренных пунктом 87 Основ ценообразования» - составляет 87 966,59 тыс. руб.;
- экономически обоснованный размер расходов но статье «Амортизация» - составляет 337 836,20 тыс. руб.;
- экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы на оплату труда» - составляет 727 392,89 тыс. руб.;
- экономически обоснованный размер расходов по статье «Плата за аренду имущества и лизинг» - составляет 85 948,80 тыс. руб.,
- экономически обоснованный размер расходов по статье «Отчисление на социальные нужды (ЕСН)» - составляет 221 127,44 тыс. руб.;
- экономически обоснованный размер расходов по статье «Расходы на финансирование капитальных вложений из прибыли» - составляет 226 051, 00 тыс. руб.;
- экономически обоснованный размер расходов по статье «Прочие незапланированные расходы» - составляет 115 331,29 тыс. руб.;
- размер корректировки подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов в соответствии с Методическими указаниями №98-э - составляет 5 970,05 тыс. руб.;
- размер корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию - составляет 55 162,56 тыс. руб.;
- размер корректировки НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности - составляет 126 810,02 тыс. руб.;
- размер корректировки неподконтрольных расходов, исходя из фактических значений составляет - 3 086,81 тыс. руб.
Вместе с тем, суд принимает возражения административного истца в части расчета экспертом корректировки подконтрольных расходов на 2022 год, поскольку эксперт при использовании в соответствии с п. 11 Методических указаний №98-э формулы №5, применил индекс эффективности подконтрольных расходов в размере 2%, тогда как индекс эффективности подконтрольных расходов как один из долгосрочных параметров регулирования утверждён приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 №69-э в редакции приказа от 28.02.2022 №15-э в размере 1%, на стр. 23 дополнительного заключения корректировки тарифов на 2022 год также указано значение индекса эффективности подконтрольных расходов в размере 1%, в связи с чем применение экспертом иного значения (2%) является не обоснованным, что привело к неверным расчетам корректировки подконтрольных расходов на 2022 год.
Суд также полагает обоснованным довод заинтересованного лица ООО «Региональная сетевая компания» в части определения экспертом размера экономически обоснованные расходы по статье «Аренда объектов электросетевого хозяйства (ЭСХ)».
По мнению эксперта, экономически обоснованный размер расходов на аренду объектов электросетевого хозяйства составил 38 770,91 тыс. рублей. Вместе с тем, в составе объектов, учтенных экспертом в таблице 5 (строки 16, 17) содержатся договоры, которые не могли быть учтены при расчете обоснованной величины расходов на аренду объектов электросетевого хозяйства. Так, в частности, в строке 16 приведен договор № 2-10/14 от 01.01.2014 с величиной амортизации и налога на имущество на 2021 год в размере 19 005 тыс. рублей.
При этом предметом договора аренды движимого имущества №2-10/14 от 01.01.2014, заключенного между АО «КрасЭко» и Государственным предприятием Красноярского края «Центр транспортной логистики», является оборудование, инструмент и инвентарь объекта ПС 110/10 кВ «Университет». Однако, как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (отчет КУВИ-001/2023-193428682, представлен заинтересованным лицом) право собственности на ПС 110/10 кВ «Университет» 11.04.2016 было зарегистрировано за ОАО «КрасЭко».
Кроме того, в строке 17 таблицы 5 приведен договор № 1197-16/16 от 19.08.2016 с величиной амортизации и налога на имущество на 2021 год в размере 12 000 тыс. рублей. Предметом договора аренды движимого имущества №1197-16/16 от 19.08.2016, заключенного между АО «КрасЭко» и Государственным предприятием Красноярского края «Центр транспортной логистики», является оборудование объекта ПС 110 кВ Город, ЛЭП 110 кВ «Узловая-Город». Как следует из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и отчета КУВИ-001/2023-194457709 право собственности ГП КК «Центр транспортной логистики», ИНН: 2466083888 на объект недвижимого имущества «ПС 110 кВ Город», расположенного по адресу: Российская Федерация, Красноярский край, ЗАТО Железногорск, г. Железногорск, ул. Транзитная, coop. 9, кадастровый номер 24:58:0355001:2422 было прекращено 20.12.2020, право собственности на «ПС 110 кВ Город» было зарегистрировано за ОАО «КрасЭко» 19.04.2021.
Таким образом, по статье расходов «Аренда объектов электросетевого хозяйства (ЭСХ)», экспертом допущено завышение экономически обоснованных расходов на 2021 год, что также не оспаривается стороной административного истца.
По тем же основаниям, экспертом допущено завышение экономически обоснованных расходов по статье «Аренда объектов электросетевого хозяйства (ЭСХ)» на 2022 год.
Суд также принимает во внимание доводы заинтересованного лица ООО «Региональная сетевая компания» в части определения экспертом экономически обоснованных расходов по статье «Плата по концессионному соглашению». Так, по мнению эксперта, экономически обоснованный размер расходов на аренду объектов концессионного соглашения на 2021 год составил 9 864,00 тыс. рублей (страница 41 заключения, абз. 2), на 2022 год - 9 864,00 тыс. рублей (страница 86 заключения, абз. 5). Вместе с тем, указав, что договор концессии должен учитываться по правилам, установленным для договоров аренды, экспертом не приведены расчеты амортизации и налога на прибыль, подлежащих установлению для определения экономически обоснованного размера платы, весь размер концессионной платы эксперт отнес к экономически обоснованным расходам, что противоречит пп.5 п. 28 Основ ценообразования.
Суд критически относится к выводам эксперта по статье «Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию» на 2021 год, поскольку размер корректировки по данной статье рассчитана по формуле, отличной от формулы, указанной в п. 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передачи электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России № 98-э, (формула № 8) и принимает, с учетом мнения сторон, расчет корректировки, представленный административным ответчиком на стр. 277 дополнительного экспертного заключения.
В остальной части, у суда нет оснований для сомнений в достоверности вышеприведенного экспертного заключения по следующим основаниям.
Компетенция эксперта у суда сомнений не вызывает, поскольку эксперт имеет соответствующее профильное образование, экспертные специальности по производству судебных бухгалтерской и финансово-экономической экспертиз, длительный стаж экспертной работы по специальности. Экспертное исследование проведено в соответствии с компетенцией эксперта, определяемой его образованием и стажем работы. Ответы на поставленные вопросы даны в пределах компетенции эксперта. Исходя из поставленных вопросов, привлечение экспертов других специальностей не требовалось. Какие-либо сведения о прямой или косвенной заинтересованности эксперта в исходе дела в пользу одной из сторон у суда отсутствуют. До начала экспертизы эксперт был предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем имеется подпись эксперта. В экспертном заключении отсутствуют сведения об использовании при проведении экспертизы каких-либо дополнительных материалов (документов), помимо тех, которые были представлены им в установленном порядке. Экспертное заключение содержит описание проведенных исследований в виде информационного анализа, сопоставления данных, содержащихся во взаимосвязанных документах, документарного контроля, математического контроля, встречной проверки, а также мотивированные, последовательные и ясные выводы, к которым пришел эксперт в ходе проведенных исследований.
Иные возражения относительно выводов эксперта стороны административного ответчика и заинтересованного лица ООО «Региональная сетевая компания» судом не принимаются, как несостоятельные.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемые нормативные правовые акты, в оспариваемой части, не соответствуют нормативным правовым актам большей юридической силы, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания», в связи с чем, административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, то оспариваемый нормативный правовой признается не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны не действующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемые приказы министерства тарифной политики Красноярского края противоречат вышеприведенным положениям законодательства в сфере регулирования тарифов, данные Приказы следует признать не действующими со дня их принятия.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пользу административного истца надлежит взыскать понесенные им судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 9000 рублей, расходы на проведение судебной экспертизы в размере 400 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» - удовлетворить.
Признать недействующими с момента принятия столбец 4 строки 32 приложения № 1, строку 29 приложения № 2 Приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» в редакции приказов Министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2021 № 94-э и от 28.02.2022 № 15-э «О внесении изменений в приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 69-э «Об утверждении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Красноярского края, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на 2021-2025 годы» для АО «КрасЭКо».
Признать недействующими с момента принятия строки 7, 8, 69, 70, 105, 106,111,112,115-118,121 -128,163,164,167, 168,185,189- 192, 195, 196, 203, 204, 209 - 212, 227, 228, 247 - 249 приложения № 8; строки 9, 10, 41, 42, 79, 80, 115, 116, 121, 122, 125-128, 131- 138, 165, 166, 169, 170, 185, 186, 191, 192, 197, 198, 201, 202, 209, 210, 213, 214, 217, 218, 231, 232 приложения № 9 Приказа Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» в редакции приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»; приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2021 № 4-э «Об исправлении технических ошибок в приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.10.2020 № 66-э «О внесении изменений в приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 № 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»; приказа министерства от 28.05.2021 № 18-э «Об исправлении технической ошибки в Приказе министерства тарифной политики Красноярского края от 29.12.2020 № 66-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»; приказа министерства от 29.12.2021 № 93-э «О внесении изменений в Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 19.12.2013 N 445-п «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями»; приказа Министерства тарифной политики Красноярского края от 28.01.2022 № 3-э «Об исправлении технических ошибок в Приказе Региональной энергетической комиссии Красноярского края № 445-п от 19.12.2013 «Об установлении (пересмотре) индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями» для АО «КрасЭКо».
Обязать министерство тарифной политики Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные судом, не действующими нормативные правовые акта.
Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru., в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с министерства тарифной политики Красноярского края за счет казны Красноярского края в пользу акционерного общества «Красноярская региональная энергетическая компания» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 9000 рублей, расходы на производство судебной экспертизы в размере 400 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Председательствующий М.М. Славкин
Решение в окончательной форме принято 17.10.2023.