НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноуральского городского суда (Свердловская область) от 29.07.2022 № 2А-307/2022УИД

Дело № 2А-307/2022 УИД: 66RS0034-01-2022-000557-19 КОПИЯ

Решение изготовлено в совещательной комнате.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноуральск 29 июля 2022 года

Красноуральский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Солобоевой О.А.,

при секретаре Мальгиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Кик ФИО4 о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области обратилась в суд с иском к Кик ФИО5. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование иска указано, что административный ответчик не исполнил обязательство по уплате страховых взносов на ОПС в ПФ РФ за 2020 год в сумме 30965,16 рублей, пени – 62,31 рубль, на ОМС за 2020 год – 8040,94 рублей, пени – 42,16 рублей, НДФЛ за 2017 год – 1950 рублей, пени – 17,56 рублей, по налогу на имущество за 2018, 2019 годы в размере 346 рублей, пени – 3,94 рубля, земельному налогу за 2018,2019 – 1090 рублей, пени 12,46 рублей; всего на сумму 42630,92 рублей.

Таким образом, у административного ответчика Кик ФИО6. имеется задолженность по налогам и начисленных пени.

Информация времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Красноуральского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области не явился, просили дело рассмотреть без их участия, на административном иске настаивают.

Административный ответчик Кик ФИО7. в судебном заседании участия не принимала, о дате уведомлен надлежащим образом и своевременно по адресу регистрации.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с требованиями ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу части 3 статьи 75 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

На основании ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

Как следует из административного искового заявления, административный ответчик не исполнил обязательство по уплате страховых взносов на ОПС в ПФ РФ за 2020 год в сумме 30965,16 рублей, пени – 62,31 рубль, на ОМС за 2020 год – 8040,94 рублей, пени – 42,16 рублей, НДФЛ за 2017 год – 1950 рублей, пени – 17,56 рублей, по налогу на имущество за 2018, 2019 годы в размере 346 рублей, пени – 3,94 рубля, земельному налогу за 2018,2019 – 1090 рублей, пени 12,46 рублей; всего на сумму 42630,92 рублей.

В связи с этим обстоятельством, в адрес Кик ФИО8. было направлено налоговое уведомление № 40603826, 31344541 и требования № 2567, 10478 об уплате налога.

Кик ФИО10., как налогоплательщик обязан уплачивать налоги, однако, указанные требование Кик ФИО9 до сих пор не исполнены.

При этом срок обращения налогового органа в суд с заявлением о взыскании подлежит определению в соответствии с правилами абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Инспекция обратилась к мировому судьей за выдачей судебных приказов в апреле 2021 года, и в декабре 2021 года. 28.10.2021 вынесены определения об отмене судебного приказа, таким образом, срок для обращения с административным исковым заявлением истек в апреле 2022 года.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций; пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и указанной нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пени, штрафов. При пропуске установленных сроков судебная процедура взыскания недоимки не может быть реализована без восстановления срока для обращения в суд.

В обоснование уважительности причин пропуска срока исковой давности, административный истец ссылается на большую загруженность сотрудников инспекции, связанной с администрированием значительного количества налогоплательщиков. При этом, административный истец просит учесть, что инспекцией последовательно принимались меры по взысканию неуплаченной суммы налога в принудительном порядке

Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В связи с тем, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может и несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

Как следует из искового заявления, материалов дела, административный истец знал о неисполнении налогоплательщиком Кик ФИО11. обязанности по уплате налогов.

Принимая во внимание то, что с административным иском в суд Межрайонная ИФНС России № 27 по Свердловской области обратились только 20.06.2022, суд полагает о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд. Уважительности причин пропуска срока давности административным истцом не приведено. Отсутствуют документальные доказательства, что он в установленный срок был лишен возможности обратиться в суд. Представленные доводы административного истца об уважительности пропуска срока обращения в суд иском, являются необоснованными и надуманными. Срок обращения с иском в суд нарушен существенно. Следовательно, в удовлетворении ходатайства административного истца о восстановлении пропущенного срока исковой давности следует отказать.

Таким образом, у суда нет оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца за пропуском срока давности обращения с иском в суд. В удовлетворении административного иска необходимо отказать в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст.62, 175, 177-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Кик ФИО12 о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей жалобы через Красноуральский городской суд.

Председательствующий: подпись

Копия верна.

Судья Красноуральского

городского суда: О.А. Солобоева