Красноуфимский городской суд Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Красноуфимский городской суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Красноуфимск 14 октября 2010 года
Судья Красноуфимского городского суда Свердловской области Терехина Т.А., с участием прокурора Красноуфимской межрайонной прокуратуры Антропова М.В., при секретаре Швалевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноуфимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к главе городского округа Красноуфимск, директору Муниципального автономного учреждения городского округа Красноуфимск «Жилищно-коммунальное управление» о признании бездействия незаконным, об обязывании устранить нарушения трудового законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Красноуфимский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к главе городского округа Красноуфимск, директору Муниципального автономного учреждения городского округа Красноуфимск «Жилищно-коммунальное управление» о признании бездействия незаконным, об обязывании устранить нарушения трудового законодательства, указав, что Красноуфимской межрайонной прокуратурой в августе 2009 года проведена проверка соблюдения законодательства при организации работы муниципального автономного учреждения городской округ Красноуфимск «Жилищно-коммунальное управление».
В ходе данной проверки установлено, что согласно квалификационных требований заместитель директора МАУ «ЖКУ» должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности в ЖКХ не менее 5 лет. Однако заместитель директора ФИО1 не имеет ни высшего профессионального образования, ни стажа работы по специальности.
Аналогичные нарушения выявлены и в отношении работника ФИО2, которая занимает должность главного бухгалтера, не имеет высшего профессионального образования.
Изложенное свидетельствует о том, что при формировании штата работников МАУ «ЖКУ» директор не учел требования, предъявляемые к занимаемым должностям в возглавляемом им учреждении, а это повлекло за собой наличие указанных нарушений, что недопустимо.
В соответствии с п.8.1 ч.1 ст. 17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
8.1) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, а также профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений;
На основании ч.2 ст.1 Закона местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
На основании статьи 65 Трудового Кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации и Постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.
Требования к квалификации, предъявляемые кандидатам на должность заместителя директора: высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности в жилищно-коммунальном хозяйстве не менее 5 лет.
Заместитель директора МАУ «ЖКУ» ФИО1 окончила в году ГОУ ВПО «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А.Шолохова», диплом СВБ , высшее образование, присуждена квалификация педагог-психолог, социальный педагог по специальности «Педагогика и психология».
Требования к квалификации, предъявляемые кандидатам на должность главного бухгалтера: высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее 5 лет.
Главный бухгалтер МАУ «ЖКУ» ФИО2 окончила в году Режевской сельскохозяйственный техникум, диплом X №, среднее техническое образование, присуждена квалификация бухгалтера, по специальности «Бухгалтерский учет в сельскохозяйственном производстве».
Требования к квалификации соответствуют Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, являющийся нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37.
Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - Квалификационный справочник), утвержденный Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37 (с последующими изменениями и дополнениями), является нормативным документом, который рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров.
Квалификационные характеристики, содержащиеся в Квалификационном справочнике, являются нормативными документами, предназначенными для обоснования рационального разделения и организации труда, правильного подбора, расстановки и использования кадров, обеспечения единства при определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, а также принимаемых решений о соответствии занимаемым должностям при проведении аттестации руководителей и специалистов. На основе квалификационных характеристик разрабатываются должностные инструкции для конкретных работников.
Требования к квалификации работников определяются их должностными обязанностями, которые в свою очередь, обусловливают наименования должностей.
Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.
Требования к квалификации руководителя: Высшее профессиональное образование (техническое или инженерно-экономическое) образование и стаж работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли не менее 5 лет.
В соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к должности главного бухгалтера, для замещения данной должности не предусмотрено наличие высшего профессионального образования (в том числе и до изменений, внесенных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 75).
Вместе с тем, Квалификационным справочником предусмотрено, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиям к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией в соответствии с применяемым в организации положением о порядке проведения аттестации. Такие решения аттестационная комиссия никогда не принимала и не обращалась в порядке исключения назначить на соответствующие должности заместителя директора и главного бухгалтера МАУ «ЖКУ».
В соответствии со ст. 6 Устава городского округа Красноуфимск одним из вопросов местного значения является организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Глава ГО Красноуфимск в соответствии с Уставом наделен полномочиями по решению вопросов местного значения, в частности назначает на должности и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации городского округа, а также руководителей иных органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и муниципальных учреждений.
Красноуфимским межрайонным прокурором ДД.ММ.ГГГГ внесено представление на имя Главы МО ГО Красноуфимск ФИО3, где одним из требований прокурора было безотлагательно рассмотреть данное представление и принять необходимые меры к устранению выявленных нарушений, обеспечив строгое соблюдение требований, предъявляемых к лицам, замещающим должности в МАУ «ЖКУ» .
Главой МО ГО Красноуфимск ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ дан ответ, что пенсионный возраст ФИО2, отсутствие у нее высшего профессионального образования, по соглашению сторон условия трудового договора ФИО2 с МАУ «ЖКУ» были изменены, в частности, был установлен срок окончания трудовых отношений ДД.ММ.ГГГГ, после чего новый трудовой договор с ФИО2 продлен не будет. В отношении ФИО1 в ответе указано, что в настоящее время в должностную инструкцию заместителя директора МАУ «ЖКУ» внесены изменения, но изменения внесены в нарушении квалификационных требований. При этом в п. 2 новой должностной инструкции указано, что на должность заместителя директора назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж руководящей работы не менее 5 лет. У заместителя директора ФИО1 такого стажа руководящей работы нет.
ФИО1 на время отсутствия директора МАУ «ЖКУ» исполняет обязанности директора МАУ «ЖКУ». Для выполнения этих требований нужна соответствующая квалификация и специальные знания. ФИО1 имеет высшее образование, ей присуждена квалификация педагог-психолог, социальный педагог по специальности «Педагогика и психология».
Нахождение на должности заместителя директора ФИО1 и главного бухгалтера МАУ «ЖКУ» ФИО2, которые не соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемыми к должности заместителя директора и главного бухгалтера, для замещения данных должностей предусмотрено наличие высшего профессионального образования (в том числе и до изменений, внесенных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. N 75), не допустимо.
Некачественное и не профессиональное выполнение своих должностных обязанностей на должностях, где требуются наличие квалификации или наличии специальных знаний, отрицательно влияет на основную деятельность МАУ «ЖКУ»: обеспечение решения вопросов местного значения по организации в границах городского округа Красноуфимск тепло и водоснабжения населения, водоотведения и своевременного сбора денежных средств за тепло, водоснабжение, а также содержание муниципального жилого фонда.
А некачественное и не профессиональное обеспечение решения вопросов местного значения по организации в границах городского округа Красноуфимск тепло и водоснабжения населения, водоотведения и своевременного сбора денежных средств за тепло, водоснабжение, а также содержание муниципального жилого фонда ущемляет права неопределенного круга граждан МО ГО Красноуфимск.
При повторной проверке в апреле-мае месяце 2010 года выявлено, что требования прокурора не выполнены, заместителем директора МАУ «ЖКУ» является ФИО1, главным бухгалтером МАУ «ЖКУ» является ФИО2
Согласно объяснения директора МАУ «ЖКУ» ФИО4 вышеуказанные лица не уволены по причине отсутствия других кандидатур, которые соответствовали бы квалификационным требованиям.
Таким образом, главой городского округа Красноуфимск ФИО3 не приняты меры, которые направлены на обеспечение соблюдения Трудового Кодекса Российской Федерации, Постановления Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37 (с последующими изменениями и дополнениями).
В связи с чем, прокурор просит признать бездействие главы городского округа Красноуфимск ФИО3 по непринятию мер, направленных на обеспечение соблюдения Трудового Кодекса Российской Федерации, Постановления Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 37 (с последующими изменениями и дополнениями) незаконными; обязать директора МАУ «ЖКУ» привести штат работников МАУ «ЖКУ» в соответствии требованиям Трудового Кодекса Российской Федерации, Постановления Министерства труда Российской Федерации от 21 августа 1998 г. N 37 (с последующими изменениями и дополнениями).
В уточненных исковых требованиях Красноуфимский межрайонный прокурор просит признать бездействие главы ГО Красноуфимск ФИО3 по непринятию мер, направленных на обеспечение соблюдения Трудового Кодекса Российской Федерации, Постановления Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 37 (с последующими изменениями и дополнениями) незаконными и нарушающими права и законные интересы жителей ГО Красноуфимск, а именно главой МО ГО Красноуфимск ФИО3 п. 2 ответа от ДД.ММ.ГГГГ не выполнен и ФИО2 до настоящего времени занимает должность главного бухгалтера; обязать директора МАУ ГО Красноуфимск «ЖКУ» устранить нарушения требований ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями и дополнениями), имеющих место в МАУ «ЖКУ», а именно, назначить на должность заместителя директора МАУ «ЖКУ» и главного бухгалтера МАУ «ЖКУ» лиц, соответствующим требованиям Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, являющимся нормативным документом, разработанным Институтом труда и утвержденным Постановлением Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании прокурор Антропов М.В. исковые требования поддержал в полном объеме, обосновал их доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель ответчика Муниципального автономного учреждения городского округа Красноуфимск «Жилищно-коммунальное управление» ФИО8, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и показал, что в соответствии с Уставом МАУ «ЖКУ» одним из направлений основной деятельности учреждения является организация в границах городского округа Красноуфимск своевременного сбора денежных средств по тепло, водоснабжению, водоотведению.
В целях выполнения данных задач в структуре МАУ «ЖКУ» была введена должность заместителя директора, в обязанности которого включены следующие функции: организация работы по сбору платежей населения, разработка мероприятий по повышению собираемости платежей. Данные виды деятельности не требуют специального образования. Для замещения указанной должности были установлены следующие квалификационные требования: высшее образование и стаж руководящей работы не менее 5 лет.
ФИО1 имеет высшее образование и необходимый стаж работы. ФИО1 полностью соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к кандидатам на замещение данной должности.
В соответствии с Постановлением Главы ГО Красноуфимск от ДД.ММ.ГГГГ № была проведена реорганизация Красноуфимского муниципального учреждения «Служба единого заказчика» путем выделения из его состава самостоятельного юридического лица МАУ «ЖКУ». В соответствии со ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. На основании чего ФИО2, работающая до реорганизации главным бухгалтером МУ «СЕЗ», была переведена на должность главного бухгалтера МАУ «ЖКУ». Трудовой договор с ФИО2 был заключен до ДД.ММ.ГГГГ. Дальнейшее продление трудовых отношений с ФИО2 не планировалось. МАУ «ЖКУ» предпринимались меры по подбору подходящей кандидатуры на замещение должности главного бухгалтера. Однако по причине отсутствия кандидатур, соответствующих предъявляемым квалификационным требованиям и деловым качествам, учитывая многолетний опыт работы главным бухгалтером и доскональное знание специфики работы МАУ «ЖКУ», трудовые отношения с ФИО2 были продлены. В 2000 году ФИО2 проходила обучение на курсах профессиональных бухгалтеров. ФИО2 неоднократно объявлялись благодарности за работу. К дисциплинарной ответственности ФИО2 и ФИО1 не привлекались. Муниципальными служащими работники МАУ «ЖКУ» не являются, поэтому у них нет аттестационной комиссии, которая могла аттестовать данных работников. Никаких льгот у работников МАУ «ЖКУ», предусмотренных федеральными законами и другими нормативными актами, не имеется.
Представитель главы городского округа Красноуфимск ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора не признал и показал, что глава ГО Красноуфимск является ненадлежащим ответчиком по иску, поскольку глава ГО Красноуфимск назначает на работу руководителя МАУ «ЖКУ». Трудовые договоры с работниками, в том числе с ФИО2 и ФИО1 заключает работодатель – МАУ «ЖКУ». Глава ГО Красноуфимск не может расторгнуть трудовые договоры с ФИО2 и ФИО1 В связи с чем, никакого бездействия со стороны главы ГО Красноуфимск ФИО3 не имеется.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчика ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласилась и показала, что на должность главного бухгалтера была приглашена в году в МУ «Служба единого заказчика», затем произошла реорганизация учреждения. У нее имеется аттестат профессионального бухгалтера, который приравнивается к высшему образованию. На курсах она повышала свой профессиональный уровень. У нее общий трудовой стаж составляет 42 года, из них 37 лет бухгалтерского стажа, из которых 30 лет она работает главным бухгалтером.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, на стороне ответчика ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора на согласилась и показала, что она имеет высшее гуманитарное образование. Она и преподаватель музыки, педагогики, социальной педагогики, психологии. Истец предполагает, что у нее должно быть высшее техническое образование, однако ни в одном ВУЗе не обучают жилищно-коммунальному хозяйству. Работа, которой она занималась ранее, ей помогает в настоящее время. В течение 17 лет она занималась управленческой деятельностью, работала директором Красноуфимской детской школы искусств. Кроме того, в течение восьми лет являлась депутатом Красноуфимской городской Думы, поэтому решала вопросы, касающиеся содержания жилищного фонда, тарифов, возглавляла комиссию в Думе по социальной политике, также принимала участие в комиссии жилищно-коммунального хозяйства. Ей приходилось вникать в каждый тариф, объяснять это жителям города. Оценив свой жизненный опыт, она приняла предложение и стала работать заместителем директора МАУ «ЖКУ». Кроме того, по работе ей часто приходится общаться с гражданами, в этом ей помогает ее педагогическое образование, так как с людьми нужно уметь общаться. Ее основными должностными обязанностями является организация работы по сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги, а для этого в первую очередь требуется гуманитарное образование.
Суд, выслушав прокурора, представителей ответчиков, третьих лиц на стороне ответчика, не заявляющих самостоятельных требований, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю: паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; трудовую книжку; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования; документы воинского учета – для военнообязанных; документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.
Из трудовой книжки ФИО2 следует, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята в порядке перевода в МУ «Служба единого заказчика» главным бухгалтером.
Согласно приказа №к от ДД.ММ.ГГГГ руководителя МАУ «ЖКУ» ФИО4, ФИО2 принята на работу переводом из МУ «Служба единого заказчика» главным бухгалтером. В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ с главным бухгалтером ФИО2 заключен трудовой договор № сроком на 10 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказом и.о. директора МАУ «ЖКУ» ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №к трудовой договор с главным бухгалтером ФИО2 продлен на неопределенный срок. Из дополнительного соглашения № к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что в пункт 1.3 трудового договора внесены изменения о том, что трудовой договор с ФИО2 заключается на неопределенный срок.
Согласно п.1.1, п. 1.2, п. 1.3 Должностной инструкции главного бухгалтера МАУ «ЖКУ» главный бухгалтер относится к категории руководителей. На должность главного бухгалтера назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование и стаж финансово-бухгалтерской работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Назначение на должность главного бухгалтера и освобождение от нее производится приказом директора.
Из диплома № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 в году окончила Режевской сельскохозяйственный техникум по специальности «Бухгалтерский учет в сельскохозяйственном производстве», ей присвоена квалификация бухгалтера. Таким образом, ФИО2 имеет среднее специальное образование.
Согласно приказа директора МАУ «ЖКУ» ФИО4 №к от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на должность заместителя директора. В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен трудовой договор № на неопределенный срок.
В соответствии с п.1, п.2, п.3 Должностной инструкции заместителя директора МАУ «ЖКУ» заместитель директора относится к категории руководителей. На должность заместителя директора назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж руководящей работы не менее 5 лет. Назначение на должность заместителя директора и освобождение от нее производится приказом директора учреждения. Согласно раздела 2 Должностной инструкции заместитель директора: организует работу по сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Обеспечивает разработку мероприятий по повышению собираемости платежей с населения за жилищно-коммунальные услуги. Осуществляет контроль за совершенствованием системы обслуживания населения по обеспечению доставки платежных документов по платежам за жилищно- коммунальные услуги. Проводит информационную, разъяснительную, профилактическую работу с населением, рассматривает обращения и жалобы граждан по вопросам начисления и сбора платежей за ЖКУ. Осуществляет сбор, обобщение и анализ информации по вопросам, касающимся платежей населения за ЖКУ. Принимает меры к укреплению материально-технической базы учреждения и эффективной эксплуатации автоматизированных информационно-вычислительных комплексов. Обеспечивает своевременное представление в вышестоящие органы планов, отчетов, касающихся платежей населения за ЖКУ. Принимает меры по изучению опыта работы в сфере жилищно-коммунального хозяйства по вопросам, входящим в его компетенцию и внедрению современных методов деятельности по организации и осуществлению сбора платежей населения за жилищно-коммунальные услуги.
Из диплома № ВСБ , регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 окончила государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный открытый педагогический университет имени М.А. Шолохова» и решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей присуждена квалификация педагог-психолог, социальный педагог по специальности «Педагогика и психология». Таким образом, ФИО1 имеет высшее образование.
Из трудовой книжки ФИО1 следует, что последняя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала директором Красноуфимской детской школы искусств, то есть занимала руководящую должность в течение 18 лет.
Свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности, а также равенство прав и возможностей работников относятся к признаваемым в ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Исходя их этих основополагающих принципов и ст. ст. 9, 56 Трудового кодекса Российской Федерации, стороны трудового договора как свободные субъекты рыночных отношений вправе самостоятельно устанавливать по взаимному соглашению условия трудового договора, в том числе связанные с трудовой функцией.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы гражданина могут быть ограничены Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации допустимо установление таких различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
«Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденный Постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, с последующими изменениями и дополнениями, является нормативным документом, разработанным Институтом труда. Справочник рекомендован для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров, то есть квалификационный справочник носит рекомендательный, а не обязательный характер.
Федерального закона, устанавливающего требования к трудовой функции главного бухгалтера, заместителя директора Муниципального автономного учреждения «Жилищно-коммунальное управление» не имеется.
Согласно вышеуказанного квалификационного справочника требования, предъявляемые к квалификации главного бухгалтера: высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет. Данные требования содержатся и в должностной инструкции главного бухгалтера МАУ «ЖКУ» ФИО2 Квалификационных требований к заместителю директора жилищно-коммунального управления квалификационный справочник не содержит, в силу п. 7 Квалификационного справочника, должностные обязанности заместителей руководителей подразделений, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей. В связи с чем, требования к квалификации заместителя директора: высшее профессиональное образование и стаж работы по специальности на руководящих и других должностях не менее 5 лет. В должностной инструкции заместителя директора МАУ «ЖКУ» ФИО1 содержится требование, что на эту должность назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж руководящей работы не менее 5 лет.
В соответствии со ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации одним из существенных, то есть обязательных для включения в трудовой договор условий является трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Поскольку главному бухгалтеру, заместителю директора, а также и другим работникам МАУ «ЖКУ» Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации не предусмотрено предоставление компенсаций и льгот в связи с выполняемой ими работой, то соответственно обязывать директора МАУ «ЖКУ» назначить на должность главного бухгалтера МАУ «ЖКУ» и заместителя директора МАУ «ЖКУ» лиц, соответствующих квалификационным требованиям, указанным в «Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37 (с последующими изменениями и дополнениями), у суда оснований не имеется.
Более того, заместитель директора МАУ «ЖКУ» ФИО1 соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к ней должностной инструкцией: имеет высшее образование и стаж руководящей работы не менее 5 лет.
У главного бухгалтера МАУ «ЖКУ» ФИО2 отсутствует высшее профессиональное (экономическое, финансово-экономическое) образование, в связи с чем, ее квалификационные требования не соответствуют занимаемой должности, так как она имеет среднее специальное образование. Однако в судебном заседании установлено, что ФИО2 имеет стаж работы бухгалтера 37 лет, из них работала в должности главного бухгалтера более 30 лет, что подтверждается ее трудовой книжкой, то есть имеет многолетний опыт работы главным бухгалтером, за время работы неоднократно поощрялась администрацией, к дисциплинарной ответственности не привлекалась, является грамотным специалистом, знающим специфику работы МАУ «ЖКУ», имеет квалификационный аттестат профессионального бухгалтера № от ДД.ММ.ГГГГ, диплом почетного сертифицированного бухгалтера за активное участие в международных программах повышения квалификации и профессиональной аттестации, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор работодателем с ней был продлен на неопределенный срок.
Согласно п. 10 «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
В МАУ «ЖКУ» аттестационной комиссии не имеется, в связи с чем, директором МАУ «ЖКУ» было принято решение о приеме на работу на должность главного бухгалтера МАУ «ЖКУ» ФИО2, о продлении с ней трудового договора на неопределенный срок, поскольку она выполняет возложенные на нее обязанности качественно и в полном объеме и обладает достаточным практическим опытом. Кроме того, главному бухгалтеру МАУ «ЖКУ» не предоставляются компенсации и льготы в связи с выполняемой работой, в связи с чем, в силу ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации квалификационные требования, предусмотренные «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37 могут не соответствовать квалификационным требованиям, предъявляемым работодателем к трудовой функции главного бухгалтера.
На основании вышеизложенного, в удовлетворении исковых требований прокурора об обязывании директора МАУ «ЖКУ» назначить на должность заместителя директора МАУ «ЖКУ» и главного бухгалтера МАУ «ЖКУ» лиц, соответствующих требованиям «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37, следует отказать. Тем более, что исковых требований о расторжении трудовых договоров с главным бухгалтером и заместителем директора МАУ «ЖКУ» прокурор не заявлял.
Кроме того, прокурор не представил в судебное заседание доказательств того, что из-за выполнения должностных обязанностей главного бухгалтера МАУ «ЖКУ» - ФИО2 и заместителя директора МАУ «ЖКУ» - ФИО1 страдает неопределенный круг лиц и какими действиями ФИО2 и ФИО1 нарушены права неопределенного круга лиц.
Помимо этого, в удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия главы городского округа Красноуфимск ФИО3 по непринятию мер, направленных на обеспечение соблюдения Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Министерства труда Российской Федерации от 21.08.1998 года № 37, в частности, что ФИО3 не выполнен п. 2 ответа от ДД.ММ.ГГГГ исх. № и ФИО6 до настоящего времени занимает должность главного бухгалтера, также следует отказать, поскольку суд не усматривает незаконного бездействия со стороны главы ГО Красноуфимск ФИО3 На представление Красноуфимского межрайонного прокурора от № на имя Главы МО ГО Красноуфимск ФИО3 в части, касающейся главного бухгалтера МАУ «ЖКУ» ФИО2 и заместителя директора МАУ «ЖКУ» ФИО1, ФИО3 дан ответ ДД.ММ.ГГГГ №.
Кроме того, в соответствии со ст. 28 Устава МО ГО Красноуфимск Глава городского округа Красноуфимск назначает на должности и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации городского округа, а также руководителей иных органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и муниципальных учреждений, то есть Глава МО ГО Красноуфимск ФИО3 назначает на должность директора МАУ «ЖКУ», а не работников МАУ «ЖКУ».
В соответствии со ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В силу ст. 20 Трудового кодекса Российской Федерации сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Глава МО ГО Красноуфимск ФИО3 по отношению к главному бухгалтеру МАУ «ЖКУ» ФИО2 и заместителю директора МАУ «ЖКУ» ФИО1 не является работодателем, трудовые договоры с ними не заключал, на работу их не принимал, поэтому не вправе решать вопрос о расторжении трудовых договоров с данными работниками. Работодателем ФИО2 и ФИО1 является МАУ «ЖКУ» в лице его директора ФИО4, взаимоотношения между работниками и руководителем МАУ «ЖКУ» в силу п. 5.3.5 Устава МАУ «ЖКУ», возникающие на основе Трудового договора, регулируются законодательством о труде. Полномочий у Главы МО ГО Красноуфимск ФИО3 вмешиваться в трудовые отношения между работником и руководителем МАУ «ЖКУ» не имеется.
В связи с чем, в удовлетворении исковых требований Красноуфимского межрайонного прокурора о признании незаконным бездействия Главы МО ГО Красноуфимск ФИО3 по непринятию мер, направленных на обеспечение соблюдения Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Министерства труда РФ от 21 августа 1998 года № 37 в МАУ «ЖКУ», следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Красноуфимского межрайонного прокурора, заявленных в интересах неопределенного круга лиц к главе Муниципального образования Красноуфимск ФИО3 о признании незаконным его бездействия по непринятию мер, направленных на обеспечение соблюдения Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Министерства труда РФ от 21 августа 1998 года № 37 в Муниципальном автономном учреждении городского округа Красноуфимск «Жилищно-коммунальное управление», а именно в той части, что ФИО2 до настоящего времени занимает должность главного бухгалтера, отказать.
В удовлетворении исковых требований Красноуфимского межрайонного прокурора, заявленных в интересах неопределенного круга лиц к директору Муниципального автономного учреждения городского округа Красноуфимск «Жилищно-коммунальное управление» ФИО4 об обязывании устранить нарушения трудового законодательства, а именно назначить на должность заместителя директора МАУ «ЖКУ» и главного бухгалтера МАУ «ЖКУ» лиц, соответствующих требованиям «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 года № 37, отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение десяти дней через Красноуфимский городской суд.
Судья: Терехина Т.А.