НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснотурьинского городского суда (Свердловская область) от 20.12.2018 № 12-90/18

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

20 декабря 2018 года гор. Краснотурьинск

Судья Краснотурьинского городского суда Свердловской области Химченко В.В. (Свердловская область, гор. Краснотурьинск, ул. Карпинского, 16),

с участием должностного лица - инспектора Контрольного органа городского округа Краснотурьинск <ФИО>1,

лица, привлекаемого к административной ответственности, Бершауэра Е.И.,

рассмотрев жалобу инспектора Контрольного органа городского округа Краснотурьинск <ФИО>1 на постановление мирового судьи судебного участка № 3 Краснотурьинского судебного района Свердловской области от 26 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Краснотурьинского судебного района Сёмкиной Т.М. от 26 октября 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Коммунальный стандарт» Бершауэра Е. И. в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Названным постановлением мирового судьи установлено, что в соответствии с планом работы контрольного органа была проведена проверка соблюдения порядка предоставления субсидии из бюджета ГО Краснотурьинск на компенсацию выпадающих расходов по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек и оплату дополнительных услуг по содержанию муниципального специализированного жилищного фонда. В ходе проверки было установлено, что управление муниципальным специализированным жилищным фондом осуществляется ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» на основании договора от 31.08.2016 года. В целях предоставления субсидии из бюджета городского округа Краснотурьинск был утвержден порядок её предоставления на 2016, 2017 и 2018 годы. В нарушение вышеуказанных норм ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» не ведет раздельный бухгалтерский учет расходов и доходов от оказания услуг по управлению, содержанию и ремонту муниципального специализированного жилищного фонда и бухучет расходов и доходов от оказания дополнительных услуг по содержанию муниципального специализированного жилищного фонда. Предприятию были перечислены следующие суммы субсидии: 30.12.2016 года - в сумме 1 943 000 руб., 29.05.2017 года - в сумме 4 219 000 руб., 25.05.2018 года - 1 979 754 руб. 55 коп., 25.06.2018 года - в сумме 494 853 руб. 07 коп. Данные субсидии получены предприятием с нарушением условий их предоставления. Директор предприятия - Бершауэр Е.И., обращаясь за получением субсидий, осознавал, что предприятие не соответствует предъявляемым требованиям в части отдельного ведения бухгалтерского учета. Соответственно, директор предприятия -получателя субсидии, не осуществил должный контроль за соблюдением предприятием требований законодательства в части соблюдения условий получении субсидии из муниципального бюджета. По мнению судьи, в действиях должностного лица - директора ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» Бершауэра Е.И. не имеется состава вменяемого административного правонарушения, поскольку установление каких-либо условий в части порядка ведения предприятием - получателем субсидии бухгалтерского учета, не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Соответственно, поведение должностного лица нельзя расценить как противоправное. При этом, требования к отчетности ООО УК «Коммунальный стандарт» не нарушались.

Должностное лицо - инспектор Контрольного органа городского округа Краснотурьинск <ФИО>1 обратилась в суд на указанное постановление с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи от 26 октября 2018 года отменить, которым было прекращено производство по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица- директора ООО Управляющая компания «Коммунальный Стандарт» Бершауэра Е. И. и возвратить дело на новое рассмотрение, указав в обоснование, что между ОМС по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» и ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» были заключены соглашения на предоставление субсидий на 2016, 2017 и 2018 год, в которых прописана обязанность ведения отдельного бухгалтерского учета расходов и доходов в части обслуживания общежитий и отдельного бухгалтерского учета дополнительных услуг при обслуживании муниципального специализированного жилого фонда. В нарушение вышеуказанных норм ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» не ведет раздельный бухгалтерский учет расходов и доходов от оказания услуг по управлению, содержанию и ремонту муниципального специализированного жилищного фонда и бухучет расходов и доходов от оказания дополнительных услуг по содержанию муниципального специализированного жилищного фонда (п.п.2.3.3 п.п.2.3 п.2 Соглашения 2016 и аналогичные пункты в соглашениях последующих лет). Таким образом, предприятие добровольно приняло на себя оговоренную обязанность и должно было её исполнять, а Комитет - требовать её исполнения. В судебном заседании директор ООО УК «Коммунальный Стандарт» Е.И. Бершауэр не отрицал, что раздельный бухгалтерский учет доходов и расходов основных от дополнительных услуг не велся, но настаивал на невозможности и нецелесообразности такого разделения. Судом не была исследована невозможность такого ведения. Более того, в отчетах, которые предприятие предоставляло в Комитет, предприятие показывало отдельной формой все затраты по дополнительным услугам, поименованным примечанием к приложению Постановления . Однако, поступления от нанимателей жилых помещений части суммы от затрат по оказанию дополнительных услуг в 2,5% предприятием не дифференцировались, а учитывались общей суммой, включающей оплату основных и дополнительных услуг. Все вышеописанные обстоятельства были подтверждены документально в судебном заседании и эти доказательства четко свидетельствуют, что ООО Управляющая компания «Коммунальный Стандарт» не вела раздельный учет доходов и расходов основных от дополнительных услуг, хотя такой раздельный учет является обязательным критерием для предоставления субсидии, а директором компании Е.И. Бершауэром ненадлежащим образом исполнялись служебные обязанности. В связи с вышеизложенным, считает, что дело об административном правонарушении судом рассмотрено неполно, постановление мирового судьи от 26 октября 2018 года является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Судом неверно определен круг юридически значимых обстоятельств по делу, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, не были исследованы.

В судебном заседании должностное лицо контрольного органа <ФИО>1 поддержала доводы жалобы, просила признать незаконным и отменить постановление от 26 октября 2018 года, возвратить дело на новое рассмотрение.

Директор ООО Управляющая компания «Коммунальный Стандарт» Бершауэр Е. И. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, указав, что Контрольный орган считает, что договор управления специализированным жилищным фондом сам по себе не является основанием для получения субсидии. Договор управления (пункт 3.3.1 договора) предусматривает для Комитета обязанность по возмещению разницы в тарифах, установленных для нанимателей жилых помещений в спецжилфонде, и стоимостью услуг управляющей организации по договору управления. Принимаемые органом местного самоуправления нормативно-правовые акты должны обеспечивать получение субсидии управляющей организацией с целью выполнения расходных обязательств местного бюджета, обусловленных принятием нормативно-правовых актов по вопросам местного значения. Контрольный орган считает необходимым условием получения субсидии ведение предприятием раздельного бухгалтерского учета доходов от оказания основных и «дополнительных» услуг. В понимании Контрольного органа, «дополнительные» услуги - это услуги, перечисленные в примечании к Приложению № 2 Постановления Администрации городского округа Краснотурьинск № 613 от 17.06.2016. Просит оставить постановление мирового судьи судебного участка № 3 Краснотурьинского судебного района Свердловской области 26 октября 2018 года без изменения, жалобу инспектора Контрольного органа - без удовлетворения.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Административная ответственность по ч.2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, являющимися получателями субсидий, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - и влечен наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1,2,3 ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В целях реализации данной нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации принято Постановление Правительства Российской Федерации №887 от 06.09.2016 года «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг».

При этом, в данном Постановлением предусмотрен перечень условий, которые могут быть указаны в нормативно-правовом акте, определяющем порядок и условия предоставления субсидии, среди которых:

а) перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю как получателю бюджетных средств для получения субсидии, а также при необходимости требования к указанным документам;

б) порядок и сроки рассмотрения главным распорядителем как получателем бюджетных средств документов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

в) основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии;

г) размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения;

д) условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии;

е) требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом: у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов; у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии; получатели субсидий - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя; получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц в совокупности превышает 50 проценто;

ж) иные требования, определенные правовым актом, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения или на иную дату, определенную правовым актом;

з) установление показателей результативности и (или) порядка расчета показателей результативности и право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении конкретные показатели результативности на основании указанного порядка (при необходимости);

и) сроки (периодичность) перечисления субсидии;

к) счета, на которые перечисляется субсидия;

л) иная информация, определенная правовым актом.

Требования к отчетности получателей субсидии также устанавливаются п. 5 Требований, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации № 887 от 06.09.2016 года. Установлено, что требования к отчетности предусматривают определение порядка, сроков и формы предоставления получателем субсидии отчетности о достижении показателей результативности.

Таким образом, законодателем не предоставлена возможность органам муниципальной власти предъявлять требования к получателю субсидии в части ведения самостоятельным юридическим лицом бухгалтерского учета.

Общие требования к ведению бухгалтерского учета в организации установлены Федеральным Законом №402-ФЗ от 06.12.2011 года «О бухгалтерском учете».

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ст. 4 данного Федерального Закона).

Одним из основополагающих принципов регулирования бухгалтерского учета является единство системы требований к бухгалтерскому учету (п. 2 ст. 20 названного Федерального Закона).

К документам в области регулирования бухгалтерского учета относятся:

федеральные стандарты;

отраслевые стандарты;

2.1) нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

рекомендации в области бухгалтерского учета;

стандарты экономического субъекта (ч. 1 ст. 21 приведенного Федерального закона).

При этом, органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган (Министерство Финансов Российской Федерации) и Центральный банк Российской Федерации (ст. 22 указанного выше Федерального Закона).

Таким образом, законом не отнесено регулирование правоотношений в области правил ведения бухгалтерского учета сторонними организациями - получателями субсидии к компетенции органов местного самоуправления. Аналогичная позиция была высказана допрошенным в качестве свидетеля специалистом юридического отдела Администрации городского округа Краснотурьинск.

Из общего смысла указанных выше нормативно-правовых актов следует, что требования, которые могут предъявляться к получателю субсидии, касаются общего финансового состояния юридического лица (отсутствие задолженностей по платежам в бюджет, отсутствие статуса ликвидируемого юридического лица, регистрация юридического лица в Российской Федерации), а не порядка ведения им бухгалтерского учета.

В данном случае, нарушений со стороны ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» при предоставлении отчетности не имеется, о чем пояснили в суде апелляционной инстанции допрошенные специалисты органов местного самоуправления - Комитета по управлению имуществом и Комитета по экономике и стратегическому развитию, которые занимаются непосредственно расчетом субсидии и проверкой отчетности, предоставленной получателями субсидии.

Кроме того, в судебное заседание лицом, привлекаемым к административной ответственности, предоставлены отчеты, предоставляемые предприятием в части обслуживания общежитий, из которых видно, что ежегодно формируется отчет, содержащий сведения о доходах и расходах предприятия на содержание муниципального специализированного жилого фонда. Данные отчеты соответствуют требованиям к отчетности, установленным для получателя субсидии, что подтверждено в судебном заседании специалистами органов местного самоуправления, занимающихся предоставлением субсидии и контролем за использованием субсидии.

Вопреки доводам жалобы, судья находит, что мировым судьей верно сделан вывод, что в действиях должностного лица - директора ООО Управляющая компания «Коммунальный стандарт» Бершауэра Е.И. не имеется состава вменяемого административного правонарушения, поскольку установление каких-либо условий в части порядка ведения предприятием - получателем субсидии бухгалтерского учета, не входит в компетенцию органов местного самоуправления. Соответственно, поведение должностного лица нельзя расценить как противоправное.

Кроме того, бухгалтерский учет на предприятии ведется отдельно в части обслуживания общежитий, что подтверждается отчетностью предприятия, ежегодно предоставляемой органам местного самоуправления. При этом, для расчета размера предоставляемой субсидии используются постоянные и переменные величины, которые связаны с размером площади занятых нанимателями помещений специализированного муниципального жилищного фонда.

Все собранные по делу доказательства получили в постановлении мирового судьи оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Коммунальный стандарт» Бершауэра Е. И. к административной ответственности вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

При назначении наказания должностному лицу мировой судья учел характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность.

При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу постановления, как об этом поставлен вопрос в жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Краснотурьинского судебного района от 26 октября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Коммунальный стандарт» Бершауэра Е. И., оставить без изменения, а жалобу инспектора Контрольного органа городского округа Краснотурьинск <ФИО>1 - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Судья (подпись) Химченко В.В.