НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснотурьинского городского суда (Свердловская область) от 14.03.2022 № 2А-184/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2022 года г. Краснотурьинск

Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Коробач Е.В.,

при секретаре судебного заседания Старцевой Д.П.,

с участием административного истца Коробейниковой Е.Н.,

представителей административного ответчика МИФНС №14 по Свердловской области Мелешко Д.В., действующего на основании доверенности от <дата обезличена>, предоставившего диплом ВСБ , регистрационный от <дата обезличена>, Цыпушкина П.В., действующего на основании доверенности от <дата обезличена>, предоставившего диплом , регистрационный от <дата обезличена>,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснотурьинского городского суда административное дело по административному исковому заявлению Коробейниковой Е.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Свердловской области о признании незаконными решений налогового органа, возврате суммы налога,

установил:

Коробейникова Е.Н. обратилась в суд с административным иском к МИФНС России №14 по Свердловской области о признании незаконными решений налогового органа от <дата обезличена>, от <дата обезличена>, которыми ей было отказано в предоставлении социального вычета за 2017 год в размере 12 869 руб.

Впоследующем административный истец уточнила требования, кроме первоначально заявленных требований, просила признать незаконным и отменить решение МИФНС №14 по Свердловской области от <дата обезличена> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обязать МИФНС №14 по Свердловской области осуществить возврат излишне уплаченного налога за 2017 год в размере 12 869 руб. на основании ранее поданных документов в соответствии с п. 10 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Восстановить срок для возврата излишне уплаченного налога в сумме 12 869 руб. в случае, если данный срок будет признан судом пропущенным.

Определением от <дата обезличена> к участию в деле в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области.

В обоснование требований Коробейникова Е.Н. пояснила, что заявление на предоставление социального вычета в сумме 12 869 руб. было подано ею в рамках трехлетнего срока, первичная декларация, подтверждающая право на получение вычета в сумме 12 869 руб. также подана в рамках трехлетнего срока. Уточненная декларация от <дата обезличена> была подана за пределами трехлетнего срока из-за того, что административный ответчик не своевременно уведомил её о том, что первоначально поданное заявление и декларация не рассмотрены и по первоначально поданной декларации прекращена камеральная проверка. И заявление и декларация имеют одно предназначение, однако, порядок и сроки их предоставления различны ( п.8 ст. 78 НК РФ и ст. ст. 80, 81 НК РФ). Административный ответчик утверждает, что ею пропущен трехлетний срок, предусмотренный НК РФ для возврата излишне уплаченного налога, однако, в определенных случаях при наличии уважительных причин данный срок подлежит восстановлению. О нарушении прав и наступивших в связи с этим последствий в виде необходимости подачи уточненной декларации за пределами трехлетнего срока она узнала <дата обезличена>, после подачи жалобы <дата обезличена>. Не получив в установленный законом срок решение на поданное <дата обезличена> заявление, она не могла знать об отказе в предоставлении вычета. Декларация, поданная ею <дата обезличена>, в личном кабинете налогоплательщика имела статус «на рассмотрении», в связи с чем, она находилась в заблуждении, поскольку об ошибках в декларации или об отказе в предоставлении вычета её не уведомили. Полагает, что имеются уважительные причины для восстановления срока возврата излишне уплаченного налога в сумме 12 869 руб. Полностью поддерживает доводы, изложенные в иске, в заявлении об уточнении требований, в письменных пояснениях.

Просит признать незаконными и отменить решения МИФНС №14 по Свердловской области от <дата обезличена>, от <дата обезличена>, которыми ей было отказано в предоставлении социального вычета за 2017 год в размере 12 869 руб., а также решения МИФНС №!4 по Свердловской области от <дата обезличена> об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обязать МИФНС №14 по Свердловской области осуществить возврат излишне уплаченного налога за 2017 год в размере 12 869 руб. на основании ранее поданных документов в соответствии с п. 10 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Восстановить срок для возврата излишне уплаченного налога в сумме 12 869 руб. в случае, если данный срок будет признан судом пропущенным.

Представитель административного ответчика МИФНС №14 по Свердловской области Мелешко Д.В. ранее в судебном заседании пояснил, что с требованиями Коробейниковой Е.Н. административный ответчик не согласен, просит в удовлетворении требований отказать. Применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц является правом налогоплательщика, носит заявительный характер, путем предоставления налоговой декларации. Налогоплательщиком в первичной налоговой декларации за 2017 год, предоставленной <дата обезличена>, заявлен налоговый вычет, предусмотренный п.п.3 п.1 т. 219 НК РФ, в размере понесенных расходов на лечение и медикаменты в сумме 98 990 руб., с суммой налога к возврату в размере 12 869 руб. Позднее <дата обезличена> Коробейниковой Е.Н. была предоставлена уточненная налоговая декларация за 2017 год, в которой заявлен налоговый вычет, предусмотренный п.п.3 п.1 ст. 219 НК РФ, в размере понесенных расходов на лечение и медикаменты в сумме 5 864 руб., с суммой налога к возврату в размере 763 руб. Согласно п. 9.1. ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации была прекращена, начата новая камеральная проверка уточненной налоговой декларации. При наличии расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме данным учета налоговых органов первоначально предоставленное заявление возвращается без исполнения. После этого налогоплательщик предоставляет новое заявление возврате излишне уплаченных налоговых платежей, что было сделано Коробейниковой Е.Н. при предоставлении уточненной налоговой декларации от <дата обезличена> вместе с заявлением о возврате сумме налога в размере 763 руб. Камеральная проверка уточненной декларации завершена с учетом выходных и праздничных дней <дата обезличена>. По результатам проведенной камеральной налоговой проверки <дата обезличена> принято решение о возврате излишне уплаченного налога, заявленного в уточненной декларации формы 3-НДФЛ за 2017 год и <дата обезличена> денежные средства возвращены на счет, указанный в заявлении. <дата обезличена> Коробейниковой Е.Н. предоставлена уточненная налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год в связи с увеличением суммы социального налогового вычета, предусмотренного п.п. 3 п.1 ст. 219 НК РФ. Налогоплательщик, заявляя социальный налоговый вычет, <дата обезличена> в уточненной налоговой декларации за 2017 год за пределами трехлетнего срока после окончания налогового периода, в котором произведены расходы, утрачивает право на соответствующий налоговый вычет. Подлежит установлению вопрос не только о том, когда заявитель узнал или мог узнать о наличии переплаты, но и когда узнал или мог узнать о нарушении права на её возврат. Незнание порядка предоставления и заполнения налоговой декларации не может являться обстоятельством, определяющим момент, когда налогоплательщик узнал или мог узнать о факте излишней уплаты налога, равно как и о праве на заявление социального налогового вычета. Налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Коробейникова Е.Н. с заявлениями по вопросам разъяснения порядка предоставления деклараций в МИФНС №14 по Свердловской области не обращалась. На решение от <дата обезличена> административным истцом <дата обезличена> подана жалоба, в данный момент производство по жалобе приостановлено в связи с подачей ходатайства Коробейниковой Е.Н. Ответы на обращения административного истца от <дата обезличена>, <дата обезличена>, <дата обезличена> носят информационный характер, не являются решениями об отказе в предоставлении социального налогового вычета либо отказом в проведении камеральной налоговой проверки. Нарушений прав налогоплательщика со стороны МИФНС №14 по Свердловской области не имеется. Просит в удовлетворении административного иска Коробейниковой Е.Н. отказать в полном объеме.

Представитель административного ответчика МИФНС №14 по Свердловской области Цыпушкин П.В. в судебном заседании пояснил, что полностью поддерживает доводы, изложенные в письменном отзыве, а также изложенные ранее представителем административного ответчика, просит в удовлетворении административного иска Коробейниковой Е.Н. с учетом уточнений отказать в полном объеме.

Выслушав административного истца, представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела 03 и <дата обезличена> Коробейникова Е.Н. посредством заполнения в личном кабинете налогоплательщица (далее по тексту – ЛКН) представила в МИФНС России №14 по Свердловской области две налоговые декларации (3-НДФЛ), заявив о предоставлении социальных налоговых вычетов за 2017 год по расходам на основании подп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации соответственно в размере 12 869 руб. и в размере 763 руб. (л.д. 87-89 т.1).

Одновременно Коробейниковой Е.Н. подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (л.д. 112-115 т.1).

При этом, одна из деклараций была отклонена в связи с наличием ошибок, однако, какая именно из деклараций отклонена, как утверждает административный истец, она в ЛКН увидеть не могла, по одной декларации Коробейниковой Е.Н. поступило уведомление о принятии и регистрации декларации, статус «на рассмотрении» в ЛКН имелся по состоянию на дату обращения административного истца через ЛКН в МИФНС России №14 по Свердловской области с жалобой <дата обезличена> (л.д. 96 т.1).

<дата обезличена> Коробейникова Е.Н. посредством заполнения в личном кабинете налогоплательщица (далее по тексту – ЛКН) представила в МИФНС России №14 по Свердловской области налоговую декларацию (3-НДФЛ), заявив о предоставлении социального налогового вычета за 2017 год по расходам на основании подп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 763 руб. (л.д. 90-92 т.1).

Одновременно Коробейниковой Е.Н. подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (л.д. 116, 117 т.1).

Сообщениями МИФНС России №14 по Свердловской области от <дата обезличена> (л.д. 118, 119 т.1) указано, что приняты решения от <дата обезличена>, 14776 об отказе в возврате налогоплательщику налога в сумме 763 руб., 12 869 руб., поскольку решения о возврате излишне уплаченного налога по декларации 3-НДФЛ за 2017 год будет принято по заявлению, предоставленному через ЛКН <дата обезличена>.

На л.д. 120 т.1 имеется сообщение МИФНС России №14 по Свердловской области от <дата обезличена>, согласно которому принято решение от <дата обезличена> возврате налогоплательщику налога в сумме 763 руб.

Ответ на заявление Коробейниковой Е.Н. от <дата обезличена> о предоставлении социального налогового вычета за 2017 года по расходам в размере 12 869 руб. направлен административному истцу не был.

В марте 2021 года административный истец через ЛКН узнала о завершении камеральной проверки по декларации, предоставленной <дата обезличена>, <дата обезличена> МИФНС России №14 по Свердловской области было принято решение по заявлению Коробейниковой Е.Н. о предоставлении социального налогового вычета за 2017 года по расходам в размере 763 руб.

<дата обезличена> Коробейникова Е.Н. посредством заполнения в личном кабинете налогоплательщица (далее по тексту – ЛКН) представила в МИФНС России №14 по Свердловской области налоговую декларацию (3-НДФЛ), заявив о предоставлении социального налогового вычета за 2017 год по расходам на основании подп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 13 631 руб. (л.д. 93-95 т.1).

Одновременно Коробейниковой Е.Н. подано заявление о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога.

Административный истец обратилась в МИФНС России №14 по Свердловской области с требованиями о разъяснении, на что ею получены ответы – решения от <дата обезличена>, от <дата обезличена>, которыми ей было отказано в предоставлении социального вычета за 2017 год в размере 12 869 руб. со ссылкой на пропуск установленного законом срока на обращение с заявлением о предоставлении социального налогового вычета.

В деле также имеется акт налоговой проверки от <дата обезличена> (л.д. 139-143 т.1), из которого усматривается, в привлечении Коробейниковой Е.Н. к ответственности отказано ввиду отсутствия события административного правонарушения, Коробейниковой Е.Н. отказано в предоставлении социального налогового вычета в сумме 12 869 руб.

Из решения от 18.112-21 (л.д. 107-110 т.2) МИФНС России №14 по Свердловской области которого усматривается, в привлечении Коробейниковой Е.Н. к ответственности отказано ввиду отсутствия события административного правонарушения, Коробейниковой Е.Н. отказано в предоставлении социального налогового вычета в сумме 12 869 руб.

Плательщиками НДФЛ в силу п. 1 ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13% (пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218-221 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики могут получить социальный вычет по отдельным видам расходов.

Так, согласно п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговых баз в соответствии с п. 3 или 6 ст. 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение в том числе следующих социальных налоговых вычетов, в частности в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему самому (подпункт 3).

Административным истцом в первоначально поданной <дата обезличена> налоговой декларации был заявлен социальный налоговый вычет в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 12 869 руб.

Административным ответчиком размер социального вычета за 2017 год не оспаривается, как и сумма НДФЛ, подлежащая зачету (возврату).

Согласно п. 2 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Таким образом, налоговая декларация за 2017 год с заявлением о предоставлении социального налогового вычета административным истцом могла быть подана, начиная с <дата обезличена>. Заявить о своем праве на налоговый вычет налогоплательщики могут в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором были произведены расходы. В связи с чем, Коробейникова Е.Н. могла заявить о предоставлении социального налогового вычета за 2017 год по расходам на основании подп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации, до <дата обезличена>.

Согласно позиции административного ответчика в возврате суммы НДФЛ в размере 12 869 руб. было отказано на основании п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В соответствии с п.п. 3, 6, 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Суд полагает, что у налогового органа имелись основания для отказа в возврате суммы НДФЛ в связи с подачей Коробейниковой Е.Н. налоговой декларации (3-НДФЛ), где был заявлен социальный налоговый вычет в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 12 869 руб. только <дата обезличена>, то есть с пропуском трехлетнего срока на его подачу.

Вместе с тем, учитывая правовую позицию, изложенную в Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 №173-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО на нарушение ее конституционных прав п. 8 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации», установленные фактические обстоятельства дела, считает возможным восстановить пропущенный административным истцом срок для получения социального налогового вычета.

Согласно положениям п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право:

получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения (подпункт 1) ;

на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (подпункт 5);

требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (подпункт 10);

обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (подпункт 12).

Указанному праву налогоплательщика корреспондирует обязанность налоговых органов:

соблюдать законодательство о налогах и сборах;

бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (подпункты 1, 4, 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации).

При этом, суд принимает во внимание, что первоначальная налоговая декларация была подана Коробейниковой Е.Н. <дата обезличена>, то есть в пределах указанного выше трехлетнего срока.

В силу абз. 6 п. 4 ст. 229 Налогового кодекса Российской Федерации представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации является правом налогоплательщиков, а не обязанностью.

К уважительным причинам пропуска срока суд полагает возможным отнести то, что Коробейникова Е.Н. впервые подавала налоговую декларацию в электронном виде, добросовестно заблуждаясь, что с каждым пакетом документов заявление на вычет и декларация заполняется на сумму расходов, понесенных в каждом конкретном случае прохождения лечения, а не за весь год в целом.

Кроме того, причиной пропуска административным истцом срока на своевременную подачу надлежащим образом оформленных документов, является то, что МИФНС России №14 по Свердловской области ненадлежащим образом исполнены обязанности, предусмотренные налоговым законодательством, так как в нарушение п. 3 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган не сообщил налогоплательщику о факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Учитывая изложенное, суд полагает возможным пропущенный срок восстановить, в связи с чем, имеются удовлетворить требования административного истца Коробейниковой Е.Н. о возложении на административного ответчика обязанности по возврату Коробейниковой Е.Н. суммы налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 12 869 руб.

Вместе с тем, оснований для удовлетворения требований Коробейниковой Е.Н. о признании незаконными решений МИФНС России №14 по Свердловской области не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административный иск Коробейникова Е.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №14 по Свердловской области о признании незаконными решений налогового органа, возврате суммы налога удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №14 по Свердловской области по возврату Коробейникова Е.Н. суммы налога на доходы физических лиц за 2017 год в размере 12 869 руб.

В остальной части Административный иск Коробейникова Е.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Свердловской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Краснотурьинский городской суд.

Председательствующий: судья (подпись) Е.В. Коробач

Решение в окончательной форме изготовлено с использованием компьютерной техники 24.03.2022.