НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснотуранского районного суда (Красноярский край) от 23.08.2022 № 2-139/2022

Дело № 2-139/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Краснотуранск 23 августа 2022 года

Краснотуранский районный суд Красноярского края в составе:

Председательствующего судьи Швайгерта А.А.,

При секретаре Шаленко А.С.,

С участием помощника прокурора Краснотуранского района Красноярского края Сергеевой К.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Плотниковой Галины Владимировны к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому края о признании решения о взыскании выплаченной пенсии, взыскании незаконно удержанных средств из пенсионных выплат,

УСТАНОВИЛ:

Плотникова Г.В. обратилась в суд с исковым заявление, с учетом его уточнения в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Государственному учреждению -Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по красноярскому краю в котором просит признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю от 01.12.2021 года о взыскании с Плотниковой Галины Владимировны суммы пенсий и социальных выплат в размере 179283 рубля 91 копейки за период с 01.01.2020 года по 31.10.2021 года, взыскать с Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в пользу Плотниковой Галины Владимировны незаконно удержанные из пенсии Плотниковой Г.В. денежные средства за период с 01.12.2021 года по дату фактического исполнения решения суда, взыскать с Государственного учреждения-Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в пользу Плотниковой Галины Владимировны расходы по оплате государственной пошлины в размере 700 рублей.

Требования мотивированы тем, что 19.12.2019 года Плотникова Г.В. сотрудниками клиенткой службы в Краснотуранском районе Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в телефонном режиме была приглашена в территориальное подразделение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в Краснотуранском районе (на момент обращения УПРФ в Курагинском районе Красноярского края) в целях назначения пенсии. 23.12.2019 года при обращении в территориальное подразделение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю в Краснотуранском районе Плотниковой Г.В. были предъявлены специалисту все имеющиеся документы подтверждающие личность заявителя, семейное положение, трудовую деятельность ( паспорт, трудовая книжка, свидетельства о рождении детей, справка с места работы). Специалист клиентской службы, рассмотрев представленные документы, сообщила о наличии оснований для назначения Плотниковой Г.В. страховой пенсии по старости. Затем специалист ОПРФ составила от имени Плотниковой Г.В. заявление в электронном виде о назначении пенсии с 01.01.2020 года с которым Плотникова Г.В. ознакомлена не была, заявление не подписывала. В дальнейшем Плотниковой Г.В. была назначена страховая пенсия по старости с 01.01.2020 года бессрочно. В связи с назначением Плотниковой Г.В. страховой пенсии по старости Плотникова Г.В. была уволена из КГБУСО «КЦСОН «Краснотуранский» в связи с сокращением численности штата, как работник имеющий иной доход кроме заработной платы, размер страховой пенсии был пересчитан и составил 10700 рублей, с 01.07.2021 года размере пенсии был увеличен в связи с перерасчетом до 11100 рублей. В январе 2022 года истцу стало известно, что из средств пенсионных выплат производятся удержания в размере 20 %, в связи с тем что страховая пенсия по старости за период с 01.01.2020 года по 31.10.2021 год выплачивалась без наличия законных оснований, денежные средства в размере 179283 рубля 91 копейки подлежат возврату как незаконно выплаченные. Уведомление без даты согласно доводов истца получено ею в феврале 2022 года, с решением о удержании из пенсионных выплат Плотникова Г.В. не согласна, так как назначении страховой пенсии было инициировано должностными лицами ответчика, специальных познаний в сфере пенсионного законодательства у истца не имеется, для назначении пенсии истцом должностным лицам отвечающим за прием документов и назначении пенсии были представлены все запрошенные специалистами документы, дополнительных документов не запрашивалось, в дальнейшем неоднократно производись перерасчеты назначенной пенсии. Из-за ненадлежащего исполнения своих обязанностей сотрудниками ГУ ОПРФ по Красноярскому краю истец потеряла работу и, в настоящее время в связи с производимыми удержаниями из пенсии, поставлена в трудное материальное положение.

От представителя ответчик Рамбургер О.А., действующей на основании доверенности от 01.10.2021 (л.д. 37) в суд поступил письменный отзыв на исковое заявление, в которых представитель ответчика просит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований по тем основаниям, что решение об удержании денежных средств из пенсии Плотниковой Г.В. принято обосновано, неправомерное назначение пенсии вызвано виновными действиями Плотниковой Г.В. выразившимися в несвоевременном предоставлении гражданином информации влияющим на право, о наличии переплаты Плотникова Г.В. была уведомлена (л.д. 34-37).

В судебном заседании истец Плотникова Г.В. уточненные исковые требования поддержали в полном объёме по доводам, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об уточнении исковых требований, добавив, что первоначально она была вызвана в пенсионный фонд Краснотуранского отделения по инициативе работников фонда, которые также самостоятельно заполнили в компьютере от её имени заявление на выплату пенсии. При этом те документы которые она принесла с собой, в том числе и свидетельства о рождении детей, работники фонда не брали и первоначально заявление она не подписывала. Второй раз она вновь была вызвана работниками фонда, в её присутствии самостоятельно работники заполнили заявление и дав его подписать, сказали, что это будут дополнительные выплаты. На следующий день после заполнения второго заявления попросили принести свидетельства о рождении детей, что она и сделала. Действительно размер пенсии хоть и с задержкой, но ей выплатили два раза в более увеличенном виде, но затем пришло оспариваемое решение. Никаких действий по сокрытию достоверной информации она не предпринимала. Всегда приносила с собой все имеющиеся у неё документы, но работники фонда заполняли на своем компьютере от её имени заявления самостоятельно, а она не обладая познаниями в компьютерной техники, думала, что так все и должно быть. Работники фонда её ввели в заблуждение, так как она еще могла работать два года, но её на работе сократили как пенсионера.

Представитель ответчика ГУ ОПРФ по Красноярскому краюРамбургер О.А.,представитель УФК по Красноярскому краю Мизгерт Я.В. представили заявления о рассмотрении гражданского дела без их участи (л.д. 164,169).

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о дате, месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, заслушав пояснения истца, заключение по делу данное помощником прокурора Краснотуранского района Сергеевой К.Ю., которая просила суд удовлетворить заявленные исковые требования, по изложенным в иске основаниям, а также с учетом проведенной прокуратурой района по заявлению Плотниковой Г.В. проверки, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).

Частями 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 1 указанного федерального закона, далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").

В соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" устанавливаются следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6 названного федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях".

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11, 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях".

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ). Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях"). Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ).

Пунктом 19 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению" утвержденного Постановлением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что для предоставления государственной услуги гражданином представляются следующие документы: заявление; документы, удостоверяющие личность, подтверждающие возраст, гражданство гражданина; документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению гражданином, предусмотренные пунктами 22 - 38, 40 - 42, 48 Административного регламента (далее - документы, необходимые для предоставления государственной услуги).

Согласно п. 43, п. 94 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, утв. Постановлением Правления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в случае согласия гражданина на назначение страховой пенсии, накопительной пенсии на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного Фонда Российской Федерации, дополнительные документы о стаже и заработке не истребуются. При рассмотрении представленных документов должностное лицо дает оценку правильности оформления указанных документов, полноты содержащихся в них сведений. В случае обращения гражданина за назначением страховой пенсии, накопительной пенсии должностное лицо разъясняет гражданину о возможности назначения указанных пенсий с его согласия по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Из содержания заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), поданного Плотниковой Г.В. 23.12.2019 года в УПФР в Курагинском районе Красноярского края (межрайонное) следует, что заявитель Плотникова Г.В. просила о назначении страховой пенсии по старости, а так же установлении федеральной доплаты к пенсии. Отметкой сделанной заявителем в пункте «п» раздела 3 заявления Плотникова Г.В. выразила согласие на принятие решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного Фонда РФ сведениям индивидуального (персонифицированного учета) без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке. Подпись подтверждающая ознакомление с заявлением, достоверность указанных в нем заявителем сведений отсутствует(л.д.122, оборотная сторона л.д. 124).

По результатам рассмотрения заявления о назначении пенсии от 23.12.2019 года руководителем территориального органа Пенсионного фонда РФ принято решение о назначении Плотниковой Г.В. страховой пенсии по старости с 01.01.2020 года бессрочно в размере 4103,72 руб., и установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии с 01.01.2020 года бессрочно в размере 5686,25 руб. (л.д. 131).

Распоряжениями от 13.07.2020 года, от 14.12.2020 года, от 16.09.2021 года был произведен перерасчет размера страховой пенсии и фиксированной выплаты, размер страховой пенсии составил 4598,57 руб., размер фиксированной выплаты составил 6044,48 руб. (л.д. 131-135).

Решением об обнаружении ошибки, допущенной при назначении страховой пенсии по старости от 29.09.2021 года установлено неправомерное включение в страховой стаж Плотниковой Г.В. периодов ухода за детьми (л.д. 136).

Решением о прекращении выплаты пенсии от 30.09.2021 года выплата пенсии Плотниковой Г.В. установленной ст. 8 Закона № 400-ФЗ прекращена в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 25 Закона РФ , п. 3 ч. 1 ст.12 Закона , п. 29 Правил (пр.339н) (л.д. 135 оборотная сторона).

30.09.2021 года Плотниковой Г.В. подано заявление о назначении пенсии (переводом с одной пенсии на другую) в которой заявитель просила о назначении страховой пенсии по старости. Отметкой сделанной заявителем в пункте «п» раздела 3 заявления Плотникова Г.В. выразила согласие на принятие решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного Фонда РФ сведениям индивидуального (персонифицированного учета) без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке Заявление подписано Плотниковой Г.В. которая подтвердила достоверность ведений указанных в заявлении (л.д. 139-140).

Решением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другу) Плотниковой Г.В. с 30.09.2021 года по бессрочно назначена страховая пенсия в размере 5057,38 руб., фиксированная выплат к страховой пенсии с 30.09.2021 по бессрочно в размере 6044,48 руб. (л.д. 149).

Решением об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии от 23.11.2021 года отменено решение о назначении страховой пенсии по старости от 13.10.2021 года с 30.09.2021 года и назначена указанная пенсия с момента приобретения на нее права с 01.07.2021 г. (л.д. 150 оборотная сторона)

Решением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другу) от 01.12.2021 года б/н Плотниковой Г.В. с 01.07.2021 года по бессрочно назначена страховая пенсия в размере 5057,38 руб., фиксированная выплат к страховой пенсии с 30.07.2021 по бессрочно в размере 6044,48 руб. (л.д.106).

Согласно данных о стаже при принятии решения о назначении пенсии учтены имеющиеся в распоряжении органа пенсионного фонда имеющие сведения о стаже Плотниковой Г.В. с 09.12.1982 г. по 23.03.2011 г., а так же с 24.03.2011 г. - по 22.12.2019 г. (л.д. 128).

Из содержания данных о результатах расчета заработка Плотниковой Г.В. имеющихся в распоряжении территориального органа пенсионного фонда следует, что данные о заработной плате Плотниковой Г.В. за 1986,1987 гг. отсутствуют (л.д. 143 оборотная сторона).

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ выявлен факт излишней выплаты Плотниковой Г.В. пенсии за период с 01.01.2020 года по 31.102021 года в размере 179283 рубля 91 копейки (л.д. 115 лицевая сторона).

Решением о взыскании суммы пенсии и социальных выплат, излишне выплаченных пенсионеру от ДД.ММ.ГГГГ ОПРФ по Красноярскому краю принято решение производить удержание из сумм пенсии с 01.12.2021 года ежемесячно в размере 20% (л.д. оборотная сторона).

Из исследованной судом справки данной 11.08.2022 заместителем УВПиСВ Артамовой М.В. и заместителем начальника ОВПиСВ Шабановым А.Ю. (л.д. ) следует, что с декабря 2021 г. по 11.08.2022 г. на основании протокола УПФР о выявленной переплате от ДД.ММ.ГГГГ с Плотниковой Г.В. удержано в общей сложности 15309,16 руб.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании: 1) исполнительных документов; 2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 названного закона; 3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке. Удержано может быть не более 50 процентов, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях не более 70 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 3 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ).

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ "По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Н.Н. Горностаевой" (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ), содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям. Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.

В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что судебные органы, рассматривая в каждом конкретном деле вопрос о наличии оснований для взыскания денежных сумм в связи с перерасходом средств Пенсионного фонда Российской Федерации, обусловленным выплатой пенсии по инвалидности, назначенной на основе решения уполномоченной организации, признанного впоследствии недействительным ввиду допущенных при его принятии процедурных нарушений, обязаны, не ограничиваясь установлением одних лишь формальных условий применения взыскания, исследовать по существу фактические обстоятельства данного дела, свидетельствующие о наличии либо отсутствии признаков недобросовестности (противоправности) в действиях лица, которому была назначена пенсия. Это соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и др. Иной подход приводил бы к нарушению вытекающих из статей 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципов справедливости, правовой определенности и поддержания доверия граждан к действиям государства, препятствуя достижению баланса частных и публичных интересов, и в конечном итоге - к несоразмерному ограничению конституционного права на социальное обеспечение (статья 39, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) (абзац девятый пункта 4 Постановления). С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права и изложенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации с гражданина, которому пенсионным органом назначены страховая (трудовая) пенсия по старости и фиксированная выплата, не может быть произведено взыскание излишне выплаченных ему денежных средств без установления факта недобросовестности в действиях такого гражданина. При этом бремя доказывания недобросовестности со стороны гражданина при получении им денежных сумм лежит на пенсионном органе, требующем их возврата.

Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Плотниковой Г.В) при разрешении требований истца о признании незаконным решения пенсионного органа о взыскании с лица излишне выплаченных ему сумм пенсии презюмируется, бремя доказывания недобросовестности Плотниковой Г.В. при получении пенсионных выплат возложена на ответчика.

Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости и иных пенсионных выплат осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении пенсионных выплат со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за назначением пенсионных выплат, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения пенсионных выплат документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении пенсионных выплат или об отказе в их назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Как следует из исследованного судом содержания заявления о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую), поданного Плотниковой Г.В. 23.12.2019 в УПФР в Курагинском районе Красноярского края (межрайонное) в пункте «п» раздела 3 заявления Плотникова Г.В. выразила согласие на принятие решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного Фонда РФ сведениям индивидуального (персонифицированного учета) без предоставления дополнительных сведений о стаже и заработке.

Ответчиком не представлено доказательствтого, что Плотникова Г.В. былаознакомлена с содержанием заявления от 23.12.2019 года, составленного специалистом пенсионного органа в электронном виде, подпись Плотниковой Г.В. подтверждающая достоверность ведений указанных в заявлении отсутствует. В заявлении отсутствуют графы таблицы для заполнения сведений о детях, что не позволяет заявителю корректно заполнить заявление.

Ответчиком не представлено доказательств разъяснения Плотниковой Г.В. перечня документов необходимых для назначения страховой пенсии, предложения Плотниковой Г.В. представить дополнительные документы, отказа Плотниковой Г.В. в предоставлении сведений (в том числе свидетельств о рождении детей), которые, по мнению ответчика, имеют определяющее значение для назначения досрочной пенсии, как не представлено и доказательств принятия мер ответчиком в истребовании всех необходимых сведений, в том числе направления запросов в государственные органы, органы местного самоуправления иные организации, в распоряжении которых находятся документы, не представленные заявителем.

Таким образом, решение о назначении пенсии от 27.12.2019 года, содержащее согласие Плотниковой Г.В. о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке, принято территориальным органом без принятия достаточных мер к получению дополнительных сведений необходимых для принятия законного решения по заявлению.

Таким образом, ответчиком на которого возложено бремя доказывания недобросовестности, не представлено доказательств наличия фактов корысти, недобросовестного поведения Плотниковой Г.В. при получении ею денежных сумм страховой пенсии по старости. При таких обстоятельствах, исковые требования Плотниковой Г.В. к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому края о признании решения о взыскании выплаченной пенсии, взыскании незаконно удержанных средств из пенсионных выплат подлежат удовлетворению

В силу статьи 98 (часть 1) ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в данной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В случае, если иск удовлетворен частично, а ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой ему отказано (часть 3 статьи 103 ГПК РФ).

В случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета (часть 4 статьи 103 ГПК РФ).

Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 Налоговом кодексе Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

В силу статьи 93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае-уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.

Согласно абзацу седьмому пункта 3 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Верховным Судом Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения или справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. Таким образом, излишне уплаченная Плотниковой Г.В. при подаче иска государственная пошлина при подаче иска в размере 700 рублей подлежит возврату в полном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Плотниковой Галины Владимировны к Государственному учреждению-Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о признании незаконным и отмене решения о взыскании сумм выплаченной пенсии, взыскании денежных средств незаконно удержанных из пенсии, взыскании государственной пошлины удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения -Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю о взыскании сумм пенсии и социальных выплат, излишне выплаченных пенсионеру от ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда по красноярскому краю (ОГРН ) в Пользу Плотниковой Галины Владимировны ДД.ММ.ГГГГ (страховой номер индивидуального лицевого счета ) денежные средства, удержанные из пенсии Плотниковой Галины Владимировны ДД.ММ.ГГГГ на основании решение ОПРФ по Красноярскому краю о взыскании сумм пенсии и социальных выплат, излишне выплаченных пенсионеру от ДД.ММ.ГГГГ за период с 01.12.2021 года по дату фактического исполнения решения суда.

Возвратить Плотниковой Галине Владимировне ДД.ММ.ГГГГ (страховой номер индивидуального лицевого счета ) сумму излишне уплаченной государственной пошлины размере 400 рублей, оплаченную по чек-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (КБК , ОКТМО ).

Возвратить Плотниковой Галине Владимировне ДД.ММ.ГГГГ (страховой номер индивидуального лицевого счета ) излишне уплаченной государственной пошлины размере 300 рублей, оплаченную по чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ (КБК , ОКТМО ).

В остальной части заявленных исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд, через Краснотуранский районный суд в течение 1 (одного) месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий: судья А.А. Швайгерт

Мотивированное решение составлено 23.08.2022 года