Дело № 12-12/2018
РЕШЕНИЕ
20 сентября 2018 г. с.Краснотуранск
Судья Краснотуранского районного суда Красноярского края при секретаре Гросс О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Межрайонной ИФНС №10 по Красноярскому краю на постановление мирового судьи судебного участка № 45 в Краснотуранском районе Красноярского края от 10.07.2018 по делу об административном правонарушении,предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 45 в Краснотуранском районе Красноярского края от 10.07.2018 по делу об административном правонарушении,предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено производство в отношении ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Межрайонной ИФНС №10 по Красноярскому краю обратилось с жалобой в Краснотуранский районный суд Красноярского края на указанное постановление. В жалобе просит постановление мирового судьи от 10.07.2018 отменить, привлечь ФИО1 к административной ответственности предусмотренной ст.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивируя свои возражения тем, что должностная инструкция утверждена Главой администрации Кортузского сельсовета ФИО2 23.12.2013, ФИО1 ознакомлена с ней под роспись. Исходя из положений ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обязанностей, возложенных на ФИО1 должностной инструкцией, она является должностным лицом, наделенным административно-хозяйственными функциями. Кроме того, исходя из положений раздела 5 должностной инструкции, ФИО1 несет установленную законодательством ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей. Следовательно, ФИО1, как должностное лицо, ответственное за представление администрацией Кортузского сельсовета в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций в налоговый орган по месту учета, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностное лицо в отношении, которого вынесено постановление об административном правонарушении ФИО1 и представитель административного органа Межрайонной ИФНС №10 по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административная ответственность по ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
На основании п.4 ст.289 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В ходе рассмотрения дела мировым судьей установлено, что приказом № от 30.12.2005 ФИО1 переведена на должность бухгалтера администрации Кортузского сельсовета с 01.01.2006. Согласно должностной инструкции бухгалтера Кортузского сельсовета ФИО1 организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями не обладает. В соответствии с п. 20 должностной инструкции ФИО1 обязана своевременно предоставлять отчетность в налоговый орган. Но данная обязанность не является организационно-распорядительной или административно-хозяйственной функциями. ФИО1 распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от нее не обладает. В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. На этом основании производство по делу прекращено.
С выводами мирового судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.
Административная ответственность по ст. 15.5 КоАП РФ предусмотрена за нарушение должностным лицом установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
На основании ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечению к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в названном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 указанного Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при наличии в штате юридического лица должности главного бухгалтера (а при его отсутствии бухгалтера), при наличии надлежащей организации бухгалтерского учёта со стороны руководителя, именно главный бухгалтер (бухгалтер) несет административную ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, как должностное лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Данный вывод подтверждается разъяснениями, изложенными п.24 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Как следует из материалов дела, на основании приказа главы Кортузского сельсовета № от 20.12.2005, ФИО1 переведена на должность бухгалтера администрации Кортузского сельсовета.
В соответствии с п.п. 5, 8, 10, 13 и 20 п. 3.1 должностной инструкции ФИО1 отвечает за ведение бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, материальных запасов, учет расходов по заработной плате); отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, материальных запасов; начисляет заработную плату, больничные, отпускные всем работникам бюджетной сферы, выписывает ведомости на получение зарплаты, выдает документы на работников, уходящих на пенсию, оформляет справки, касающиеся заработной платы, на нее возложена обязанность своевременно предоставлять отчетность в налоговый орган.
Должностная инструкция утверждена главой администрации Кортузского сельсовета ФИО2 23.12.2013, ФИО1 ознакомлена с ней под роспись.
На основании изложенного следует, что бухгалтер ФИО1 является работником администрации Кортузского сельсовета, на которого в силу закона и должностной инструкции возложены организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, в том числе обязанности по ведению бухгалтерского учета, своевременному представлению полной и достоверной бухгалтерской отчетности, в связи, с чем она является субъектом административного правонарушения, как должностное лицо.
По сведениям главы администрации Кортузского сельсовета от 07.09.2018, налоговая декларация по земельному налгу была заполнена и готова к направлению в налоговый орган 12.02.2018.
При изложенных выше обстоятельствах, выводы мирового судьи о том, что бухгалтер ФИО1 не является должностным лицом, а соответственно и не является субъектом правонарушения, не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Поскольку указанное нарушение не позволило полно и всесторонне рассмотреть дело в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является существенным нарушением процессуальных требований, влекущим отмену определения должностного лица по делу об административном правонарушении и возвращение материалов на новое рассмотрение должностному лицу.
Исходя из положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 45 в Краснотуранском районе Красноярского края от 10.07.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежат отмене и возвращению дела на новое рассмотрение в тот же суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу Межрайонной ИФНС №10 по Красноярскому краю на постановление мирового судьи судебного участка № 45 в Краснотуранском районе Красноярского края от 10.07.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 45 в Краснотуранском районе Красноярского края от 10.07.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 - отменить.
Дело направить в судебный участок №45 в Краснотуранском районе Красноярского края на новое рассмотрение.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения, но может быть обжаловано или опротестовано в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья М.М. Славкин