НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красносулинского районного суда (Ростовская область) от 31.08.2021 № 12-182/2021

Дело № 12-182/2021

61RS0017-01-2021-001993-19

РЕШЕНИЕ

г. Красный Сулин Ростовской области 31 августа 2021 года

Судья Красносулинского районного суда Ростовской области Галаганова О,В., рассмотрев жалобу ПАО «Россети Юг» на постановление начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ФИО5 от 30 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении ПАО «Россети-Юг»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ФИО5 от 30 апреля 2021 г. ПАО «Россети-Юг» признано виновным в свершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.

ПАО «Россети-Юг» обратилось в суд с жалобой, в которой просит отменить постановление, указывая на то, что административный орган посчитал, что заявитель, не исполнив требования представления от 10.02.2021, при эксплуатации линии электропередачи ВЛ 110 кВ ШГРЭС Лесостепь, проявил бездействие по содержанию просек в безлесном состоянии и не обеспечил рубку лесных насаждений, обнаружив в охранной зоне поросль от 1,5 до 4 метров.

Заявитель обращает внимание на то, что им не использовался лес для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов для того, чтобы прокладывать и содержать просеки в безлесном состоянии. Содержание просек в безлесном состоянии Приказом Минприроды от 10.01.2020 не предусмотрено.

В материалах дела отсутствует ссылка на какие-либо нормы, устанавливающие, что произрастающая в охранной зоне линейного объекта электроэнергетики поросль является лесным насаждением и отнесена к той группе лесных насаждений, которая требует сплошной рубки до безлесного состояния лесного земельного участка.

Заявитель со ссылкой на постановление Правительства РФ от 24.02.2009 указывает, что вырубка лесных насаждений до 4 м не проводится. Сплошная вырубка поросли до 4 м, не препятствующая эксплуатации линии, не предусмотрена.

Из протокола об административном правонарушении следует, что нарушение выявлено в 12-00 час. 13.04.2021, а из представленного предостережения следует, что нарушение было выявлено еще 09.02.21.

В дополнении к жалобе заявитель указывает на отсутствие в материалах дела достоверных, однозначных и обоснованных данных о высоте поросли в охранной зоне и наличии горючих материалов, порубочных остатков. Отнесение поросли к этой категории не основано на нормах права, и является чрезмерно широким толкованием. Из материалов дела невозможно определить с помощью какого измерительного прибора, каким методом и/или способом проводилось измерение, изображенной на фото растительности. Отсутствуют достоверные сведения о высоте обнаруженной растительности.

В судебном заседании защитник ПАО «Россети-Юг» по доверенности Горбенко А.В. поддержал жалобу, по основаниям указанным в ней, просил удовлетворить. Просил обратить внимание на то, что ОСТ-56-108-98 не предусматривает такого понятия как «поросль», указанного в обжалуемом постановлении. В обжалуемом постановлении, протоколе об административном правонарушении идет смешение понятий «просека» и «охранная зона». Безлесное состояние установлено Правилами эксплуатации линий электропередач. В пункте 10 Правил пожарной безопасности в лесах таких требований нет.

Представители административного органа Алферов С.В. и Волошин М.А. просили постановление оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве и дополнении к нему.

Алферовым С.В. представлены фотоизображения опор линии ВЛ110 кВт ШГРЭС Лесостепь, полученные с помощью квадракоптера, согласно которым ПАО «Россети-Юг» по состоянию на 30.08.2021 не устранили выявленные нарушения между указанными опорами.

В судебном заседании обозревался Проект организации и ведения лесного хозяйства ФГУ «Учебно-опытное лесное хозяйство «Донское» Новочеркасской Государственно мелиоративной академии Министерства сельского хозяйства РФ. Таксационное описание Донского лесничества, из которого следует, что

Нормативно-правового акта, который бы закреплял способ измерения высоты деревьев в лесу, в настоящее время нет, имеется методика практикум «Таксация леса», разработанный Новочеркасской Государственной мелиоративной академией.

В судебном заседании в качестве специалиста допрошен государственный инспектор, специалист первой категории Каменского межрайонного отдела Управления лесного хозяйства ФИО6, который пояснил, что участвовал в проверки 13.04.2021 с помощью высотомера определял высоту лесных насаждений и назвал их «порослью» Представил цветные фотографии, и пояснил, что он фотографировал растительность на свой мобильный телефон во время проверки.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам

Часть 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 21 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ для обеспечения безаварийного функционирования и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства в охранных зонах сетевыми организациями или организациями, действующими на основании соответствующих договоров с сетевыми организациями, осуществляются:

а) прокладка и содержание просек вдоль воздушных линий электропередачи и по периметру подстанций и распределительных устройств в случае, если указанные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях;

б) вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон для сетевых организаций установлена обязанность содержания просек в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах (подпункт «а» пункта 23).

Тем самым, установлен приоритет требований пожарной безопасности, содержащихся в лесном законодательстве, над нормами, содержащимися в Правилах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 , устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с пунктом 45 Правил пожарной безопасности в лесах при эксплуатации линий электропередачи, а также при содержании проложенных вдоль таких объектов просек обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков.

Согласно ГОСТ Р 57938 противопожарное обустройство лесов представляет собой комплекс мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей пожарную безопасность в лесах.

В силу п. 4.2 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 57972-2017 «Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования» (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21.11.2017 № 1792-ст) к объектам противопожарного обустройства лесов относятся искусственные и естественные противопожарные барьеры, в том числе противопожарные разрывы, заслоны, минерализованные полосы, канавы, просеки и пожароустойчивые опушки, полосы, очищенные от пожароопасных сухой травяной растительности, валежа, хвороста, кустарниковой растительности.

В пункте 3.1.38 Стандарта отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения» (утв. приказом Рослесхоза от 03.12.1998 № 203) просеки - очищенные от деревьев и кустарников или специально не занятые ими при лесовыращивании полосы в лесу, имеющие различное назначение и относящиеся к нелесным землям.

В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ Р 57972-2017 одними из основных задач при планировании и создании объектов противопожарного обустройства лесов являются: обеспечение оптимального режима пожарной безопасности в лесах; предупреждение возникновения загораний и пожаров в лесах; препятствование продвижению пожаров на отдельных участках в лесах с целью снижения возможного ущерба и/или создания условий для их тушения необходимым количеством сил и средств пожаротушения; и другие.

Следовательно, просеки в лесах являются важнейшим объектом противопожарного обустройства лесов, предупреждающим возникновение загораний и пожаров в лесах, а также их распространение.

Нормы пожарной безопасности в лесах, в том числе содержатся и в Лесном кодексе Российской Федерации и в Правилах использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 10.07.2020 № 434 (Правила использования лесов).

Использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута (ч. 1 ст. 45 ЛK РФ).В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута (ч. 4 ст. 45 JIK РФ).

Правила использования лесов распространяются на граждан, юридических лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

В соответствии с пунктом 8 Правил использования лесов в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ) гражданами, юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении линейные объекты, осуществляются:

а) прокладка и содержание в безлесном состоянии просек вдоль и по периметру линейных объектов.

Ширина просеки для линий электропередачи определяется в соответствии с требованиями и размерами охранных зон воздушных линий электропередачи, предусмотренными пунктом «а» приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 № 160 ;

б) обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки вертикальной проекции линейного объекта, увеличенное на 2 метра;

в) вырубка сильноослабленных, усыхающих, сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев, угрожающих падением на линейные объекты.

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению (пункт 5 Правил установления охранных зон).

Согласно подпункту «а» приложения к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон охранные зоны устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи - в виде части поверхности участка земли и воздушного пространства (на высоту, соответствующую высоте опор воздушных линий электропередачи), ограниченной параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии электропередачи от крайних проводов при неотклоненном их положении на следующем расстоянии: для проектного номинального класса напряжения 110 кВ - 20 метров.

В Примечании, содержащемся в приложении к Правилам установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, требования, предусмотренные подпунктом «а» настоящего документа, применяются при определении размера просек.

В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов, осуществляется использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута (пункт 9 Правил использования лесов).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Перечня случаев использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов без предоставления лесных участков, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута, использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации, в том числе при капитальных и текущих ремонтах линейных объектов, осуществляется без предоставления лесных участков, установления сервитута, публичного сервитута, в том числе при проведении выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, в том числе в охранных зонах линейных объектов.

При этом безопасность граждан и необходимые условия для эксплуатации линейных объектов обеспечиваются прокладкой и содержанием в пожаробезопасном состоянии просек соответствующего размера вдоль воздушных линий электропередачи в соответствии с требования пожарной безопасности в лесах.

Постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2021 № 313 на территории Ростовской области с 29 апреля до 17 октября 2021 г. установлен особый противопожарный режим.

Из обжалуемого постановления следует, что в результате патрулирования, проведенного 13.04.2021, на основании приказа министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 25.12.2020 № ПР-296 «О патрулировании территории лесного фонда Ростовской области», в целях обеспечения соблюдения лесного законодательства, заместителем старшего государственного лесного инспектора, главным специалистом Каменского межрайонного отдела управления лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ФИО7 выявлено следующее нарушение лесного законодательства.

- в охранной зоне линии BЛ 110 кВ ШГРЭС Лесостепь, проходящей через выдел 2 квартала 52, выдел 14 квартала 65, выдел 3 квартала 66, выделы 16, 6 квартала 80, выдел 46 квартала 81, выдел 24 квартала 82, выдел 3 квартала 90 Красносулинского участкового лесничества Шахтинского лесничества не обеспечена прокладка и содержание в безлесном состоянии просеки вдоль линейного объекта, что подтверждается наличием поросли лиственных древесных пород «ясень» и «клен»:

Выдел 2 квартала 52:

- между опорами № 120 и № 121 поросль высотой от 1,5 м до 2 м;

- между опорами № 120 и № 119 поросль высотой от 2.5 м до 4 м, имеется наличие порубочных остатков;

- между опорами № 119 и № 118 поросль высотой от 2.5 м до 4 м.

Выдел 14 квартала 65:

- между опорами № 118 и № 117 поросль высотой до 3м;

- между опорами № 117 и № 116 поросль высотой до 3м;

- между опорами № 116 и № 115 поросль высотой до 3м.

Выдел 3 квартала 66:

- между опорами № 115 и № 114 поросль высотой 4 м.

Выдел 6 квартала 80:

- между опорами № 112 и № 111 поросль высотой от 4 до 5 м;

- между опорами № 111 и № 112 поросль высотой от 4 до 5м;

- между опорами № 110 и № 109 поросль высотой от 3до 5м.

Выдел 46 квартала 81:

- между опорами № 109 и № 108 поросль высотой от 2 до 4м;

- между опорами № 198 и № 107 поросль высотой от 2 до 4м;

- между опорами № 197 и № 106 поросль высотой от 2 до 4м;

- между опорами № 196 и № 195 поросль от 2 до 4 м;

- между опорами № 105 и № 104 поросль высотой от 2 до 4 м.

Выдел 24 квартала 82:

- между опорами № 104 и № 103 поросль высотой от 2 до 4м.

Выдел 3 квартала 90:

- между опорами № 103 и № 102 поросль высотой от 2 до 3м.

10.02.2021 западным электрическим сетям филиала ПАО «Россети Юг» - «Ростовэнерго» внесено предостережение от 09.02.2021 № <данные изъяты> о недопустимости нарушения обязательных требований.

Информация об исполнении указанного предостережения от юридического лица в установленный срок (11.04.2021) в министерство природных ресурсов и экологии Ростовской области не поступало.

Вина ПАО «Россети-Юг» в несоблюдении требования правил пожарной безопасности, образовавшего состав вмененного ему правонарушения, полностью доказана материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении; актом осмотра, обследования охранной зоны линии электропередач в границах лесного фонда и фототаблицей; предостережением об устранении нарушения лесного законодательства; а также представленными в ходе рассмотрения жалобы пояснениями специалиста ФИО6 о том, что высота деревьев, молодого поколения древесных растений им измерялась с помощью высотомера на основании практикума «Таксация леса». В акте осмотра он указал о наличии поросли между опорами, тогда как в соответствии с ОСТ-56-108-98 имелся ярус насаждения ( 3.2.51) – ярус древостоя или совокупность других растений, занимающих определенное положение в вертикальной структуре насаждений…, подрост ( 3.2.52) – молодое поколение древесных растений под пологом древостоя.

Действия ПАО «Россети-Юг» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.

Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Административное наказание назначено в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

ПАО «Россети-Юг» привлечено к административной ответственности за нарушение пп. «а» п. 23 вышеуказанных Правил, согласно которому сетевыми организациями обеспечивается содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах, поэтому доводы заявителя о том, что сетевые организации обязаны обеспечивать вырубку или обрезку крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра, несостоятельны.

Доводы жалобы о смешении понятий «просека» и «охранная зона» в протоколе об административном правонарушении, неверном применении понятия «поросль» не являются основанием для отмены постановления, поскольку могут быть устранены путем вынесения определения об устранении описок (ст.29.12.1 КоАП РФ).

С учетом изложенного, оснований для отмены вынесенного постановления не имеется.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах управления лесного хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области ФИО5 от 30 апреля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 КоАП РФ в отношении ПАО «Россети-Юг» оставить без изменения, жалобу Общества – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 сток со дня получения его копии.

Судья О.В. Галаганова