Красносельский районный суд Костромской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Красносельский районный суд Костромской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2011 год
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Сморчкова С.В.,
при секретаре Иконниковой И.А.,
рассмотрев в п. Красное на Волге в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степичева С.С. к ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по Красносельскому району Костромской области о назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Степичев С.С. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Красносельскому району Костромской области о включении в его специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя в АТП и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда. Свои требования истец обосновывает тем, что с ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности водителя линейного автобуса. ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 55 лет. Его общий трудовой стаж составляет 36 лет 11 месяцев. В ноябре 2010 года он обратился в УПФ РФ по Красносельскому району с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии. Однако, в назначении пенсии ему было отказано. УПФ не включило в его специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 лет 7 месяцев 19 день), поскольку установить являлся ли автобус, на котором он работал, автобусом регулярных городских пассажирских маршрутов не представляется возможным. В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173 - ФЗ от 17.12.2001 г. (ред. от 30.12.2008 г) досрочная трудовая пенсия устанавливается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеющих страховой стаж не менее 25 лет. Считает, что отказ ГУ - УПФ РФ по Красносельскому району Костромской области необоснован, поскольку его пенсионные права, предусмотренные законодательством РФ, не могут быть нарушены в связи с невозможностью установления каких-либо фактических обстоятельств.
В судебном заседании Степичев С.С. исковые требования поддержал в полном объеме, пояснения дал аналогичные, изложенных в исковом заявлении, дополнив, чтоГосударственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Красносельскому району Костромской области не включило 19 лет 2 месяца 13 дней в стаж его работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. При рассмотрении его заявления о назначении трудовой пенсии, по непонятным причинам, не принято во внимание наличие приказа автотранспортного предприятия № от ДД.ММ.ГГГГ о создании бригады № 3 для обслуживания городских пассажирских маршрутов №№ 5, 6, 7. В то время в бригаде № 3 он работал водитель автобуса. Об этом приказе прямо сказано в Акте № от ДД.ММ.ГГГГ проверки обоснованности выдачи Архивной выписки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Архивом документов по личному составу , уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда в качестве водителя линейного автобуса. Собранные по делу документы и полученные свидетельские показания однозначно доказывают наличие у него стажа работы водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии. Продолжительность общего трудового стажа у него 36 лет 11 месяцев. Стаж работы водителем автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах составляет 23 года 3 месяца 8 дней. В то время в автотранспортном предприятии всем водителям автобусов, принимаемым на работу на регулярные городские пассажирские маршруты, присваивалось наименование профессии (должности) -водитель линейного автобуса. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал на одном предприятии в одних и тех же условиях труда, только на автобусе марки ЛиАЗ в бригаде № 3, позднее в бригаде № 1. Все бригады, в которых он работал, обслуживали только регулярные городские пассажирские маршруты №№ с 1 по 10. автотранспортное предприятие использовало автобусы марок: ЛиАЗ - на регулярных городских пассажирских маршрутах; ЛАЗ - на междугороднем маршруте ; ПАЗ - на пригородных маршрутах. В отличие от пригородных и междугородных маршрутов на регулярных городских пассажирских маршрутах не всегда работали кондукторы, поэтому водителям автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах производились «бескондукторские» доплаты в соответствующие периоды. В 1992 и 1993 годах, работая без кондукторов, водители продавали абонементные талоны. За продажу абонементных талонов также производились доплаты. В представленных книгах и расчетных листах по начислению заработной платы зафиксированы факты начисления ему «бескондукторских» доплат и доплат за продажу абонементных талонов. Из книг по начислению заработной платы, из расчетных листов по начислению заработной платы, видно, что он выполнял свои трудовые обязанности постоянно в течение полного рабочего дня. Норма рабочего времени в месяц при 40-часовой рабочей неделе от 143 до 184 часов. Он полностью отрабатывал норму рабочего времени, нередко работал сверхурочно. Сверхурочные часы работы оплачивались, что отражено в книгах и расчетных листах по начислению заработной платы.
Представители ответчиков - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Красносельскому району Костромской области по доверенности ФИО1 и ФИО2 требования истца не признали, в письменном отзыве указали, что 25 ноября 2010 года к ним с заявлением о назначении досрочной пенсии обратился Степичев С.С.. Проверив все представленные документы, комиссия пришла к выводу, что в назначении Степичеву такой пенсию должно быть отказано. В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ (в ред. от 27.12.2009 г.) досрочная трудовая пенсия устанавливается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах не менее 20 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27 - ФЗ от 01.04.1996 г (в ред. от 27.12.2009 г) и п. 2 ст. 13 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. По представленным документам стаж Степичева на соответствующих работах, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, составляет 4 года 25 дней. Это периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 7 месяцев 9 дней) - в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах КОГУП АТП; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 2 месяца 4 дня) - в должности водителя регулярных городских пассажирских маршрутах ООО «»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 мес. 12 дн.) - в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах ООО «». При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 г (в ред. от 27.12.2009 г) и п. 1 ст. 13 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ», подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателям или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Исходя из этого, в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (16 лет 7 мес. 19 дн.) в должности водителя линейного автобуса, поскольку не предоставляется возможным установить, являлся ли автобус, на котором работал Степичев С.С. - автобусом регулярных городских пассажирских маршрутов. В соответствии с п. 5 Разъяснений от 22.05.1996 г (в ред. постановления Минтруда РФ от 01.10.1999 г № 36) «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» и Постановления Правительства № 516 от 11.07.2002 г (в ред. от 26.05.2009 г.) «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях», право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 % рабочего времени. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с особыми условиями труда не засчитаны периоды работы, во время которых работник не отработал на городском маршруте 80 % рабочего времени. Это периоды работы в должности водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах ООО «», ООО «», водителем линейного автобуса КОГУП АТП. Итого не засчитано в стаж 2 года 6 месяцев 3 дня. Всего не засчитано в стаж, дающий право на досрочное обеспечение 19 лет 1 месяц 22 дня. Продолжительность общего трудового стажа по трудовой книжке составила 36 лет 11 месяцев. Поэтому просят исковое заявление Степичева С.С. оставить без удовлетворения.
Выслушав истца Степичева С.С., представителя истца по доверенности М.А. Пучкова, представителей ответчика по доверенности ФИО1 и ФИО2, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу:
Статьей 39 п. 1 Конституции РФ, каждому гарантировано право на социальное обеспечение по возрасту. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (п.2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлен ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ РФ «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
В соответствии со ст. 27 п. 1 пп. 10 Закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25.
Как следует из материалов дела, 24 ноября 2010 года Степичев С.С. обратился в ГУ -УПФ РФ по Красносельскому району Костромской области с заявлением о назначении пенсии (заявление Степичева), но 01.12.2010 года получил отказе в предоставлении досрочной трудовой пенсии по старости (протокол № 52). Всего не засчитано в стаж Степичева, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение, 19 лет 01 месяц 22 дня.
Согласно записям в трудовой книжке истца: ДД.ММ.ГГГГ принят в АТП слесарем по ремонту автомобилей и направлен в учебный комбинат на курсы водителей автобусов; ДД.ММ.ГГГГ переведен водителем 3 класса на линейный автобус; ДД.ММ.ГГГГ год присвоен второй класс водителя; ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в ООО «»; ДД.ММ.ГГГГ принят в порядке перевода из КОГУП « АТП» водителем 2 класса для работы на всех марках автобусов на регулярных городских пригородных и междугородних маршрутах; ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в ООО «»; принят в ООО «» в порядке перевода водителем 2 класса для работы на всех марках автобусов на регулярных городских пригородных и междугородних маршрутах; ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию.
По мнению суда, ответчик необоснованно не включил в специальный стаж Степичева С.С. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (19 лет 1 месяц 22 дня) в АТП в качестве водителя автобуса на регулярных городских пассажирских маршрутах.
Указанные обстоятельства, кроме объяснений истца, подтверждаются исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами:
Так свидетель ФИО10 пояснила, что с 1982 года ее муж Степичев С.С. постоянно работал в АТП водителем автобуса «Лиаз». У него были городские маршруты, работал в бригаде № 3. Ранее у всех водителей писались линейные автобусы, такие были приказы. По трудовой книжке мужа видно, что он ни куда с работы водителя автобуса не уходил.
Свидетель ФИО4 пояснил, что он с ДД.ММ.ГГГГ года работал в АТП бригадиром на городских маршрутах. Проработал там 17 лет. В 1981 году приехал к нему брат Степичев С.С., выучился на водителя автобуса и стал работать на городских маршрутах. Работа заключалась в перевозке пассажиров по городу. У него в трудовой книжке написано, что он тоже работал на линейных маршрутах, хотя в действительности он и его брат перевозили пассажиров по регулярным городским маршрутам. Степичев С.С. всегда работал на одном месте и ни куда с должности водителя не уходил.
Свидетель ФИО3 пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года работала в АТП в качестве диспетчера. Степичев С.С. в то время работал на автобусе «Лиаз» на городских маршрутах № 2 и 6. Ни какой работы, кроме перевозки пассажиров по городу, Степичев С.С. не выполнял.
районным судом по судебному поручению Красносельского районного суда по настоящему гражданскому делу были допрошены свидетели, которые в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ показали:
Свидетель ФИО5 показала, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года она работала на АТП на различных должностях: табельщика, экономиста, инспектором по отделу кадров. С ДД.ММ.ГГГГ года на предприятии работал Степичев С.С. сначала в должности слесаря, после окончания курсов, переведен на линейный автобус водителем. Ранее была такая запись в трудовой книжке. Хотя фактически Степичев работал только на городских пассажирских маршрутах, на автобусе марки «Лиаз» и обслуживал все городские маршруты с 1 по 10. Водители категории «Д», которая была у Степичева, работали только на городских маршрутах, на пригород их не посылали.
Свидетель ФИО6 показал, что с ДД.ММ.ГГГГ года он работал на КОГУП « АТП» водителем ЛиАЗ на городских маршрутах. Вместе с ним постоянно работал Степичев С.С.. Был он водителем автобуса ЛиАЗ на городских пассажирских маршрутах. Автобус ЛиАЗ предназначен только для перевозки пассажиров по городским маршрутам. У него в трудовой книжке также записано - водитель линейного автобуса. Однако он по решению суда вышел на льготную пенсию.
Аналогичные показания дал при допросе свидетель ФИО7, а так же в части подтверждения работы Степичева С.С. в качестве водителя на городских маршрутах, дали показания свидетели ФИ8 и ФИО9.
В соответствии с «Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, пункт 6, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца. Продолжительность общего трудового стажа Степичева С.С. составляет 36 лет 11 месяцев, что не оспаривается ответчиком.
Как следует из трудовой книжки Степичева С.С. - ДД.ММ.ГГГГ принят в АТП слесарем по ремонту автомобилей и направлен в учебный комбинат на курсы водителей автобусов; ДД.ММ.ГГГГ переведен водителем 3 класса на линейный автобус. Эти записи в трудовой книжке Степичева С.С. подтверждаются Приказами по личному составу по АТП № 402 от ДД.ММ.ГГГГ о принятии Степичева на работу в предприятие и Приказом № 211 от ДД.ММ.ГГГГ о переводе Степичева С.С. водителем линейного автобуса с ДД.ММ.ГГГГ. Именно с этой даты необходимо исчислять трудовой стаж истца в качестве водителя. Согласно трудовой книжке Степичева С.С. до 2004 года, кроме записей о реорганизации предприятия и присвоения Степичеву классности, каких либо иных записей о переводе на другую должность, кроме как водителя, не имеется. Кроме этого, работа Степичева С.С. в качестве водителя на регулярных городских пассажирских маршрутах подтверждается показаниями вышеуказанных свидетелей и у суда нет оснований не доверять их показаниям. Показания свидетелей суд признает правдивыми и достоверными поскольку они согласуются с другими доказательствами по делу.
Согласно книг по начислению заработной платы по предприятию за 1982 по 1994 года, расчетными листами по заработной плате работников предприятия за 1995 - 2004 года, предоставленные истцом из архива документов по личному составу муниципального образования «Город , подтверждается выплата заработной платы Степичева С.С. как водителю, а так же работа Степичева в течение полного рабочего дня. С учетом справки о расшифровки сокращений, имеющихся в книгах, сокращение «Б/К» - это доплата за работу без кондуктора. Так при осмотре книг о начислении заработной платы за 1982 -1991 года, видно, что в каждом месяце Степичев С.С. получал «бескондукторские» в пределах 01-12 рублей. При этом видно, что режим работы был в условиях полной занятости в течение рабочего дня, так как время выработки в часах ежемесячно составляло 170-220. Для водителей это является переработкой, что подтверждается регулярной выплатой Степичеву С.С. «сверхурочных» в пределах 5-16 рублей, отраженных в лицевых счетах.
Таким образом, сопоставив показания свидетелей, объяснения истца, исследовав лицевые счета о начислении заработной платы и иных доплат, суд приходит к выводу, что за все время работы в АТП Степичев работал водителем автобуса городских маршрутов. Этот вывод основан на том, что Степичев работал в бригаде, обслуживающей городские автобусы, получал надбавку за работу без кондуктора, что характерно именно для городских автобусов, на автобусе «ЛиАЗ», предназначенном для перевозки пассажиров только по городу.
Ссылка ответчика на то, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени, не состоятельны, так как в данном случае «СПИСКИ ДОЛЖНОСТЕЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ, РАБОТА В КОТОРЫХ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ В СТАЖ РАБОТЫ, ДАЮЩЕЙ ПРАВО НА ДОСРОЧНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ» не применимы, а занятость Степичева в течение полного рабочего дня доказана материалам дела: ведомостям о начислении заработной плате, а так же Актом документальной проверки № 277 от 09.11.2010 года, в котором специалисты Управления ПФ РФ в не отрицают занятость Степичева на выполнении работ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в течении полного дня. Так же не принимаются судом доводы ответчика об исключении из специального стажа Степичева С.С. 2 года 6 месяцев 03 дней, поскольку они не подтверждены ни какими доказательствами, ответчиком не представлено обоснование за какой период исключается этот стаж, не указано по каким основаниям.
При таких обстоятельствах период работы Степичева С.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (19 лет 02 месяца 07 дней) в качестве водителя автобуса с АТП подлежит включению в стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Как следует из протокола № 52 от 01.12.2010 года ГУ-УПФ РФ по Красносельскому району, на дату обращения с заявлением Степичева, его специальный стаж составляет 4 года 25 дней, продолжительность общего трудового стажа составляет 36 лет 11 месяцев.
С учетом включения спорного периода, специальный стаж Степичева составляет более 20 лет, страховой стаж более 25 лет.
Таким образом, судом установлено, что на момент обращения Степичева С.С. в ГУ - УПФ РФ по Красносельскому районе - 24 ноября 2010 года истец достиг возраста 55 лет, имеет специальный стаж более 20 лет, страховой стаж составляет более 25 лет, и соответственно Степичев С.С. имеет право на назначение досрочной трудовой пенсии по ст. 27 п. 1 пп. 10 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА РФ «О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
Учитывая, что Степичев С.С. обратился с заявлением о назначении такой пенсии в ГУ - УПФ РФ по Красносельскому району 24 ноября 2010 года, то он приобрел право на назначение пенсии со дня подачи этого заявления.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Степичева С.С. удовлетворить.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по Красносельскому району Костромской области включить в специальный стаж Степичева С.С., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости, периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве водителя в АТП, и назначить Степичеву С.С. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии пп. 10 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года с 24 ноября 2010 года.
Решение в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Костромской областной суд с подачей жалобы в Красносельский районный суд.
Судья: