Красносельский районный суд города Санкт-Петербурга Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Красносельский районный суд города Санкт-Петербурга — Судебное делопроизводство - банк судебных актов
Дело № 2-886/11 05. 07. 2011 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Красносельский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи- Новиковой Н.В.,
при секретаре Власовой О.В.,
с участием прокурора Завьяловой Т.С., представителя ответчиков по доверенности от 03.11.2010, выданной Главой МА МО Красное Село,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красносельского района города Санкт-Петербурга, действующего в интересах внутригородского муниципального образования г. Красное Село и неопределенного круга лиц - жителей Муниципального образования Муниципального округа "г. Красное Село" к Латыпову А.Ш., Ентель А.Н., Коломиец Н.В., Сушенковой В.П. о взыскании денежных средств, полученных в качестве неосновательного обогащения, судебных расходов по уплате госпошлины,
установил:
Первоначально прокурор Красносельского района города Санкт-Петербурга обратился в суд с исками к мировому судье, действуя в защиту интересов внутригородского муниципального образования г. Красное Село (л.д.3 т.1,т.2,т.3,т.4).
В дальнейшем прокурор уточнил требования и указал, что дополнительно иск предъявлен и в интересах неопределенного круга лиц - жителей Муниципального образования Муниципального округа "г. Красное Село".
По ходатайству прокурора дела были переданы в суд 1 инстанции для рассмотрения по существу, приняты к производству и объединены (л.д.75).
В ходе слушания делу прокурор уточнил правовое основание иска и просил суд признать полученные денежные средства неосновательным обогащением и взыскать их с ответчиков (л.д.79-96).
Исследовав доводы сторон, письменные доказательства по делу, суд считает иск не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
По уточненному иску, прокурор Красносельского района города Санкт-Петербурга, действуя в порядке ст. 45 ГПК РФ, ст. 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге", обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц - жителей Муниципального образования Муниципального округа «г. Красное Село» к ответчикам о взыскании вышеуказанных денежных средств, ссылаясь на положения ст. 1102 ГК РФ, указав, что, в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", п. 3 ч. 1 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом от 30.12.2008, все хозяйственные операции, проводимые учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства, должны оформляться оправдательными документами, которыми являются первичные учетные документы. Прокурор указал, что выплата денежной компенсации расходов депутатам МС МО в отсутствие первичных учетных документов является необоснованным расходованием средств местного бюджета, влекущим излишние расходы местного бюджета (л.д.79-95).
Иных правовых оснований по делу прокурором не приведено.
Ответчики возражали против удовлетворения требований, ссылаясь на правомерность получения денежных средств, в связи с осуществлением ими депутатской деятельности на непостоянной основе.
Материалами дела подтверждается, что Латыпов А.Ш., Ентель А.И., Коломиец Н.В., Сушенкова В.П. являются депутатами МС МО «г. Красное Село», осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе.
Решением МС МО «г. Красное Село» от 30.10.2008 N 70-Ш-3 (в редакции от 21.07.2010) разработано и утверждено Положение «О выплате денежной компенсации расходов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования «г. Красное Село» Санкт-Петербурга, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе», п.п. 1.2, 2.1, 2.2, 2.3 установлена выплата денежной компенсации в связи с осуществлением ими своего мандата в размере, не превышающем 12 расчетных единиц в год, размер которой устанавливается Законом Санкт-Петербурга от 23.06.2005 г. N 347-40 "О расчетной единице". Выплата денежной компенсации депутатам в связи с осуществлением депутатами своего мандата производится ежемесячно или ежеквартально на основании представленных документов, указанных в п. 2.1 и распоряжений Главы МО «г. Красное Село». Расходы на выплату вознаграждения осуществляются за счет средств, предусмотренных местным бюджетом на содержание Муниципального совета в текущем году.
На основании данного решения и распоряжений № 9 от 05.08.2009, № 14/1 от 08.12.2009, № 5 от 16.04.2010 МС МО «г. Красное Село» произведено начисление денежной компенсации: Латыпову А.Ш. – 11260 руб; Коломийцу Н.В.- 15610 руб; Ентель А.И.- 13610 руб; Сушенковой В.П.- 13610 руб. Данная сумма выплачена депутатам, что подтверждается расчетно-платежными ведомостями и не оспаривается сторонами.
Согласно Европейской хартии местного самоуправления, вступившей в силу для Российской Федерации 01.09.1998, ратифицированной ФЗ от 11.04.98 55-ФЗ, стороны обязуются соблюдать следующие статьи в том порядке и объеме, как это предусмотрено статьей 12 настоящей Хартии (статья 1).
В пункте 2 ст. 7 Европейской хартии местного самоуправления содержится условие о том, что статус местных выборных лиц должен предусматривать надлежащую денежную компенсацию расходов в связи с осуществлением ими своего мандата, а также, при необходимости, денежную компенсацию за упущенный заработок или вознаграждения за проделанную работу и соответствующее социальное обеспечение.
Данное положение относится исключительно к выборным лицам.
В соответствии со ст. 4 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ч.1, правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Пунктом 5 ст. 31 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 г. N 420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" предусмотрено, что выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом и уставом муниципального образования. Депутаты муниципального совета осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности муниципального совета муниципального образования, а если численность муниципального совета муниципального образования составляет менее 10 человек - 1 депутат. Депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе, может выплачиваться денежная компенсация расходов в связи с осуществлением им своего мандата (далее - денежная компенсация). Размер и порядок выплаты денежной компенсации устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом муниципального совета муниципального образования и не могут превышать 12 расчетных единиц в год (размер расчетной единицы устанавливается Законом Санкт-Петербурга от 23 июня 2005 года N 347-40 "О расчетной единице").
В соответствии с частью 5.1 ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ (введена Федеральным законом от 04.11.2007 г. N 253-ФЗ) гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.12 ст. 47 Устава МО МО «г. Красное Село» депутатам Муниципального совета, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе, выплачивается денежная компенсация расходов в связи с осуществлением ими своего мандата. В целях настоящего Устава осуществлением депутатом своего мандата, понимается исполнение обязанностей, указанных в пункте 14 настоящей статьи.
Решение МС МО «г. Красное Село» от 30.10.2008 N 70-Ш-3 (в редакции от 21.07.2010), которым утверждено Положение «О выплате денежной компенсации расходов депутатов Муниципального Совета внутригородского муниципального образования «г. Красное Село», обладает признаками нормативного правового акта, поскольку содержит правовые нормы обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, в предусмотренном порядке никем не оспаривалось, было опубликовано в средствах массовой информации и на сайте МО Красное Село (л.д.107).
Учитывая изложенное, суд не может согласиться с позицией прокурора о том, что выплата денежной компенсации депутатам МС МО в отсутствие первичных учетных документов является нарушением.
Ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 3 ч. 1 Инструкции по бюджетному учету не могут быть в настоящем случае применены, поскольку данные положения устанавливают порядок оформления хозяйственных операций, проводимых организациями, учреждениями, финансовыми органами, органами казначейства.
Вместе с тем, выполнение депутатами муниципального образования депутатской деятельности на непостоянной основе осуществляется вне рамок трудовых и гражданско-правовых отношений и, в рассматриваемом случае, по мнению суда, аналогия неприменима.
Неоднозначность правовой природы и назначения предусмотренных выплат для депутатов представительных органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, подтверждена Уставным судом Санкт-Петербурга, который пришел к выводу о неопределенности правовых норм, содержащихся в положениях абз. 5 п. 6 ст. 31 Закона Санкт-Петербурга N 237-30, что не соответствует положениям п. 1 ст. 3 Устава Санкт-Петербурга.
Таким образом, по мнению суда, основанием для данных выплат, согласно указанным нормам законодательства, явилась проделанная депутатами работа, а не расходы или затраты.
В силу положений ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Разрешая спор, суд установил, что суммы денежной компенсации не являются неосновательным обогащением и не подлежат возврату.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 3,11, 55-60, 167, 67,194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска прокурора Красносельского района города Санкт-Петербурга, действующего в интересах внутригородского муниципального образования г. Красное Село и неопределенного круга лиц - жителей Муниципального образования Муниципального округа "г. Красное Село" к Латыпову А.Ш., Ентель А.И., Коломиец Н.В., Сушенковой В.П. - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней.
Судья: