НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 23.01.2018 № 2-2090/18

№ 2-353/2019 г. Изг05 07 2019г

УИД: 76RS0023-01-2018-003046-96

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2019 года г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Донцовой Н.С.

при секретаре Зайцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саловой Светланы Алексеевны к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле о назначении пенсии,

у с т а н о в и л :

Салова С.А. обратилась с исковым заявлением к ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле о назначении пенсии, указывая, что решением пенсионного органа от 26.11.2018г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответсвии с п. 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ № 400-фз «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа. В ее специальный стаж не включены периоды работы в ООО ПКФ «Силуэт» в должности ткача, а именно: с 10.11.2006г. по 02.07.2013г., с 06.05.2014г. по 31.12.2017г., поскольку в выписке из индивидуального лицевого счета указанные периоды работы отражены без кода льготной работы. Полагает указанное решение пенсионного органа незаконным. Поскольку государственной экспертизой условий труда о качестве проведения специальной оценки условий труда проведенной Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области установлено, что анализ карты специальной оценки условий труда работников № 67А, выявил, что не указано в п. 6 строки 040 право на досрочное назначение трудовой пенсии ткача, ссылаясь на основание: Список производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах не менее 20 лет, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 года № 130 «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет» при соответствующих условиях труда. Сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС.Ред.2). В документе имеются сведения о дополнительных видах деятельности, в том числе код и наименование деятельности - 13.20.3 Производство тканей, за исключением специальных тканей, из химических нитей и штапельных волокон. Таким образом, полагает. что на момент исполнения 50 летнего возраста – 03.12.2018г. составляет суммарно более 20 лет. Просит:

- признать решение Государственного учреждения УПФР в г. Ярославле от 26.11.2019г. № 397005/18 (СНИЛС 047-423-623.51 Дзержинский район) незаконным,

- обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы ткачом в ООО ПФК «Силуэт» с 10.11.2006г. по 02.07.2013г., с 06.05.2014г. по 31.12.2017г.,

- назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответсвии с пунктом 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с даты достижения 50-летнего возраста, то есть с 03.12.2018г.

В судебном заседании истец Салова С.А., ее представитель Селиванов А.А., действующий на основании устного ходатайства, требования поддержали по основаниями изложенным в иске. Ранее в судебных заседаниях поясняли, что спорные периоды работы истца подлежат включению в ее специальный стаж, поскольку в 2015 году была проведена оценка условий труда. Факт осуществления работ с повышенной интенсивностью и тяжестью с 2006г. по 2013г. подтверждается заключением государственной экспертизы условий труда от 14.05.2018г. Полагали, что действие заключения распространяются на периоды работы с 2006г. по 2013г. так как условия труда истца не изменились. Была проведена экспертиза и составлено заключение в котором пришли к следующим выводам: выявлено два нарушения. В отношении каждого рабочего места проводится его аттестация, проверяются условия труда. У истца карта 67а. После сравнения карты и условий труда было выявлено, что работодателю необходимо было указывать основания для назначения досрочной пенсии по старости. При составлении заключения исследовалась карта за 2015г., которая распространяется на второй период, по периоду с 2006г. по 2013г. ничего не исследовалось. Факт того, что условия труда не изменялись подтверждается должностной инструкцией работника за 2006г., за 2015г. № 21.

Кроме того, пояснили, что согласно ОКВЭД, код группировки № 17 от 2017 г. указано текстильное производство. По данному коду группировки есть подгруппировки, в частности, 17.2 – ткацкое производство. То есть по видам экономической деятельности ткацкое производство входит в текстильное производство. В постановлении Правительства РФ №130 указаны текстильные цеха. По ОКВЭД текстильное производство входит в ткацкое. Согласно сведений с сайта ООО ПКФ «Силуэт», в перечне этапов производства указано следующее: производство швейной нити, производство полимерного шнура, ламинирование тканей, раскрой и комплектовка полуфабрикатов, нанесение печати, производство рукавной пленки и т. д. Истец вырабатывает тканый рукав и плоское полотно из полипропилена и полиэтилена или других композиций. Это относится к производству искусственных и синтетических тканей (производство полипропиленовых и полиэтиленовых тканей). Иных сведений работодатель не представил.

Представители ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле Сиротина Ю.А., Черпалова О.Н., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали. Представлен отзыв на исковое заявление, согласно которого при определении права на досрочное пенсионное обеспечение в соответсвии со Списком № 130 следует установить в каком производстве и какой профессии была занята женщина – текстильщица. Вопрос отнесения конкретного производства к текстильному, в том числе предусмотренным Списком рассматривается в соответсвии с Общероссийским классификатором экономической деятельности введенным в действие с 01.01.2003г.Спорные периоды работы Саловой С.А. с 10.11.2006г. по 02.07.2013г., с 06.05.2014г. по 31.12.2017г. отражены в выписке из индивидуального лицевого счета без кода льготной работы. До настоящего времени работодатель ООО ПКФ «Силуэт» не представил в УПФР откорректированные сведения с кодом льготной работы. Кроме того, откорректированы могут быть сведения о периодах работы не ранее даты заключения государственной экспертизы. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих текстильное производство в ООО ПКФ «Силуэт» в котором она была занята, о том к какому виду текстильного производства относился цех № 1, о выполняемых должностных обязанностях. Таким образом, вывод об отнесении работ выполняемым Саловой С.А. к работам с повышенной тяжестью и интенсивностью в текстильной промышленности, предусмотренным Списком № 130 на основании одного лишь заключения государственной экспертизы условий труда не может быть сделан.

В судебном заседании пояснили, что заключение государственной экспертизы не является документом, подтверждающим наличие вредных условий труда, поскольку законом не предусмотрено подтверждение вредных условий труда актами Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области. Для назначения пенсии необходимы результаты специальной оценки, то есть карты специальной оценки условий труда. В картах нет сведений о вредности. Дополнительное установление интенсивности и тяжести работы не требуется, так как пенсионный орган руководствуется списками, в которые включены все производства и должности с повышенной интенсивностью и тяжестью, они автоматически характеризуются как производства и должности с повышенной интенсивностью и тяжестью. Государственная экспертиза проводится для установления класса опасности, а не для целей пенсионного обеспечения. В паспорте станка указано, что на нем работает не ткач, а оператор, то есть выявлено несовпадение по должности. Наименование производства не подходит, так как должно быть производство искусственного и синтетического волокна в текстильном цехе, а истец работает в ткацком цехе.

Представитель третьего лица ООО ПКФ «Силуэт» Бултачеева О.С., действующая на основании доверенности пояснила, что полипропилен не является искусственным, синтетическим веществом. Это органика, изготавливается из нефти. ООО ПКФ «Силуэт» не перерабатывает материалы, только меняет их форму. К текстилю он не относится. Срок годности у продукции 1 год, она распадается под влиянием солнечного света. Упаковка, которую мы производим, не может относиться к текстилю. Производство ООО ПКФ «Силуэт» не является текстильным, во время производства ничего не синтезируется.

Представитель третьего лица Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области – Василевич Е.В., в судебном заседании пояснила, что экспертиза условий труда была проведена на основании представленных документов, протокола, карт специальной оценки условий труда. При проведении проверки установлена напряженность 3.1, этот параметр можно приравнять к интенсивности. Отдельно в качестве параметра при проверке интенсивность не производится. Исходя из этого работодателю сделано замечание. Тяжесть и напряженность не устанавливается во время проведения экспертизы, она устанавливается при составлении списков. Класс опасности выставляется по наиболее высокому показателю. Кроме того, результатом заключения являются замечания, а не утверждения, они носят рекомендательный характер. Не было установлено, работает ли истец на текстильном производстве.

Представитель третьего лица Государственная инспекция труда в ЯО в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в соответсвии с п. 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости ранее достижения возраста установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они не менее 20 лет проработали в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.

Согласно записям трудовой книжки Салова С.А. работала в ООО ПКФ «Силуэт»: с 10.11.2006г. принята на должность ученика ткача цеха № 1, 20.12.2006г. переведена на должность ткача, 02.07.20163г. трудовой договор расторгнут, 06.05.2014г. принята на должность ткача, работает по настоящее время.

Решением ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле от 26.11.2018г. № 397005/18 Саловой С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответсвии с п. 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа работы.

В специальный стаж Саловой С.А. не включены периоды: с 10.11.2006г. по 02.07.2013г., с 06.05.2014г. по 31.12.2017г. в связи с отсутствием факта льготной работы в должности ткача в ООО ПКФ «Силуэт» (перечни льготных профессий организацией не предоставлялись, в выписке из ИЛС периоды работы в ООО ПКФ «Силуэт» отражены без кода льготной работы).

Подпунктом «в» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначаются досрочная страховая пенсия» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости женщинам, занятым в текстильной промышленной на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью применяются Список производств и профессий текстильной промышленности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01 марта 1992 года № 130.

Списком утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 марта 1992 г. N 130 «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет» предусмотрена работа в должности ткача текстильного цеха (участка, отделения) в производствах искусственного и синтетического волокна. Для работниц указанных профессий не предусмотрено дополнительных условий, поэтому достаточно установить их занятость в указанном производстве.

Таким образом, в Список № 130 от 01 марта 1992 года включены не все существующие производства текстильной промышленности, а только производства с повышенной интенсивностью и тяжестью труда.

При указанных обстоятельствах, установлено, что для назначении страховой пенсии по старости по п. 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимо соблюдение следующих условий: работа в текстильном цехе в производствах искусственного и синтетического волокна в должности ткача.

Согласно п. 2.1 должностной инструкции ткача от 23.06.2006г., утвержденной директором ООО ПКФ «Силуэт» к должностным обязанностям ткача относится: вырабатывать тканый рукав или плоское полотно из полипропилена или других композиций полиолефинов на ткацких станках и стропы на станках ЛТБ.

Согласно сведениям содержащимся в Википедии полипропилен –органическое вещество, ненасыщенный углеводород из класса алкенов.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Салова С.А. не работала в текстильном цехе (участка, отделения) в производствах искусственного и синтетического волокна, в связи с чем спорные периоды работы не могут быть включены в ее специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости.

Также по этим же основаниям не подлежит включению в стаж период работы Саловой С.А. в должности ученика ткача, кроме того поскольку в соответствии с п. 8 Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" (в редакции от 01.10.1999) период начального профессионального обучения на рабочих местах включается в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, в тех случаях, когда в Списках указаны производства и работы без перечисления профессий и должностей работников или предусмотрены работники (рабочие), выполняющие определенные работы без перечисления их профессий и должностей. Время начального профессионального обучения на рабочих местах профессиям, которые прямо предусмотрены Списками, в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, не включается. При таких обстоятельствах, с учетом того, что профессии ткача, прямо предусмотрены Списком производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на досрочную пенсию, в связи с чем период работы Саловой С.А. в должности ученика ткача не подлежит включению в специальный стаж дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда.

Приходя к указанному выводу суд также оценивает карту № 67А специальной оценки условий труда составленную ООО Производственно- коммерческая фирма «Силуэт», согласно которой: производство- ткацкий цех, используемые материалы и сырье: полипропиленовые нити. Оценка условий труда по вредным (опасным) факторам:

- химический фактор производственной среды и трудового процесса – 2 класс (подкласс) условий труда, 2 класс (подкласс) условий труда при эффективном использовании СИЗ,

- тяжесть трудового процесса- 2 класс (подкласс) условий труда,

- напряженность трудового процесса – 3.1 класс (подкласс) условий труда.

В соответсвии с Федеральным законом от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

- подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.

Таким образом, условия работы, необходимые для назначения пенсии лицу работающему в должности ткача в части такого показателя фактора производственной среды и трудового процесса как тяжесть трудового процесса, не соответствует вредным условиям труда, поскольку относится к 2 классу, тогда как необходимо установление вредного класса условий труда– 3.1. При этом суд учитывает то обстоятельство, что для работниц указанных в Списке профессий не предусмотрено дополнительных условий, так как достаточно установить их занятость в указанном производстве.

В обоснование заявленных требований Саловой С.А. представлено заключение № 05-СОУТ/2018 государственной экспертизы условий труда в качестве проведения специальной оценки условий труда на рабочем месте ткача ООО ПКФ «Силуэт» составленное Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области, согласно которого: специальная оценка условий труда рабочих мест ООО ПУФ «Силуэт» была проведена в ноябре 2015 года инженерами ООО «Центр аттестации» г. Ярославль. Анализ карты специальной оценки условий труда работников № 67А выявил следующие несоответствия:

- не указано в п. 6 строки 040 право на досрочное назначение трудовой пенсии ткача. Основание: 1. Список производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 года №130 «Об утверждении Списка производств и профессий текстильной промышленности, работа в которых дает женщинам право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет и при стаже работы в этих производствах и профессиях не менее 20 лет» при соответствующих условиях труда. 2. сведения о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД.ОК 029-2014 КДЕС. Ред.2). В документе имеются сведения о дополнительных видах деятельности, в том числе код и наименование деятельности – 13.20.3 Производство тканей, за исключением специальных тканей, из химических комплексных нитей и штапельных волокон.

Оценивая представленное истцом, заключение Департамента труда и социальной поддержки населения ЯО в части указания на право на досрочное назначение трудовой пенсии, суд приходит к выводу, что оно не может влиять на право истца для назначения пенсии досрочно, поскольку заключение было составлено на основании изучения карты специальной оценки условий труда № 67А, в которой указано, что тяжесть трудового процесса не превышает 2 класс условий труда, при этом принимает во внимание пояснения представителя Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области о том, что во время проведения экспертизы не устанавливалась тяжесть и напряженность условий труда с учетом пенсионного законодательства, а также то, что Департамент труда и социальной поддержки населения ЯО не относится к учреждениям на которых законодательством РФ возложена обязанность по оценке условий труда.

Также суд учитывает пояснения представителя ООО «Центр аттестации» Резуева ВН, который пояснил, что согласно оценки условий труда, оснований для отнесения работы истца к условиям работы, которую можно отнести к специальному стажу, не имеется.

При указанных обстоятельствах, оснований для признания решения ГУ – Управление пенсионного фонда РФ в г. Ярославле об отказе Саловой С.А. в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400- ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» недействительным, включении в специальный стаж периодов работы с 10.11.2006г. по 02.07.2013г., с 06.05.2014г. по 31.12.2017г. и назначении досрочной страховой пенсии по старости не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Саловой Светланы Алексеевны к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ярославле о:

- признании решения Государственного учреждения УПФР в г. Ярославле от 26.11.2019г. № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (СНИЛС 047-423-623.51 Дзержинский район) незаконным,

- обязании Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ярославле включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии период работы ткачом в ООО ПФК «Силуэт» с 10.11.2006г. по 02.07.2013г., с 06.05.2014г. по 31.12.2017г.,

- назначении досрочной трудовую пенсию по старости в соответсвии с пунктом 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с даты достижения 50-летнего возраста, то есть с 03.12.2018г. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца путем подачи жалобы через Красноперекопский районный суд.

Судья Н.С. Донцова