НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 16.02.2024 № 2А-2118/2023

Дело № 2а-219/2024

УИД 76RS0023-01-2023-002382-34

Мотивированное решение изготовлено 16 февраля 2024 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 февраля 2024 года г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе судьи Бачигиной С.В., при секретаре судебного заседания Петрутис В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антонова Егора Валерьевича к Ярославскому таможенному посту Владимирской таможни ЦТУ ФТС РФ, Владимирской таможне о признании незаконным решения, оформленного ответом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

у с т а н о в и л :

Антонов Е.В. обратился в Красноперекопский районный суд г. Ярославля с административным исковым заявлением к Ярославскому таможенному посту Владимирской таможни ЦТУ ФТС РФ о признании незаконным решения, оформленного ответом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, возложении обязанности по устранению допущенных нарушений.

В обоснование требований указано, что в единоличной собственности Антонова Е.В. находится легковой автомобиль Mitsubishi Delica, 2006 года выпуска, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН гос.рег.знак НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (Автомобиль). Указанное транспортное средство приобретено Антоновым Е.В. для личного пользования в республике Армения в 2019 году, поставлено там на государственный регистрационный учет (свидетельство НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА). В начале 2021 года Антонов Е.В. на автомобиле въехал на территорию РФ из республики Армения через республику Грузия, после чего эксплуатировал транспортное средство на территории РФ.

В сентябре 2023 Антонов Е.В. начал процедуру оформления документов для постановки автомобиля на государственный регистрационный учет в РФ. После изготовления 14.09.2023 электронного паспорта транспортного средства НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на автомобиль Антонов Е.В. обратился на Ярославский таможенный пост Владимирской таможни ЦТУ ФТС РФ (Таможенный орган) с расчетом суммы утилизационного сбора на данное транспортное средство (Расчет), приложив необходимые подтверждающие документы, в т.ч., сведения об авансовой уплате суммы сбора (5 200 руб.) на депозитный счет Таможенного органа. Принятие (учет) уплаты поименованного сбора Таможенным органом с подачей им соответствующих сведений для внесения в электронный паспорт транспортного средства является обязательным условием для последующей постановки автомобиля на государственный регистрационный учет РФ на имя Антонова Е.В., его беспрепятственной эксплуатации на территории России, уплаты налоговых платежей на него, как на имущественный объект.

Ответом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Таможенный орган отказал Антонову Е.В. в принятии расчета суммы утилизационного сбора на автомобиль, что повлекло отказ в принятии (учете) внесенной в его уплату денежной суммы, отказ в подаче сведений об уплате утилизационного сбора для внесения в электронный паспорт транспортного средства на автомобиль

Антонов Е.В. полагает, что решение Таможенного органа, оформленное ответом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, является незаконным, поскольку базируется на неверном толковании норм права, принято вопреки фактическим сведениям о дате ввоза автомобиля на территорию РФ, доказанным представленными Антоновым Е.В. с Расчетом документами, вынесено в нарушение норм о возможных основаниях отказа гражданину в принятии расчета об уплате рассматриваемого сбора. Оспариваемым решением нарушены права, свободы и охраняемые законом интересы. В частности, по причине данного обстоятельства Антонов Е.В. лишен возможности надлежащим образом зарегистрировать за собой объект своей собственности, подлежащий обязательному государственному учету на территории РФ, что препятствует ему в осуществлении добросовестного и свободного пользования им, т.к. в соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в РФ» от 03.08.2018 №283-Ф3, государственный учет транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, является обязательным».

Порядок исчисления и уплаты утилизационного сбора на транспортные средства, а также подачи и рассмотрения соответствующих расчетов предусмотрен Постановлением Правительства РФ «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним» от 26.12.2013 №1291 (Постановление №1291), которое в 2023 г. претерпевало несколько редакций, имеющих существенное значение в контексте настоящего административного иска. Пунктом 1 Постановления № 1291 утвержден ряд самостоятельных источников правовых норм, регулирующих анализируемый вопрос: Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора; Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора; Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается; Перечень видов и категорий колесных транспортных средств и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается; Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации. Перечень документов, предоставляемых плательщиком утилизационного сбора в уполномоченный орган для подтверждения правильности исчисления его суммы, установлен п. 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (Правила), утвержденный Постановлением №1291.

Подпунктом «б» п.1 изменений в Правила, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.07.2023 № 1118 (Постановление №1118), указанный выше п.11 Правил дополнен пунктами «е»-«к», содержащими дополнительные документы, подлежащие предоставлению плательщиками утилизационного сбора. Также пп. «б» п.1 Постановления №1118 в Правила внесен п. 11(4), также регламентирующий предоставление определенной категорией плательщиков утилизационного сбора предусмотренных указанной нормой документов. При этом, п.2 Постановления №1118, устанавливающий порядок его применения, гласил, что Постановление №1118 вступает в законную силу с 01 августа 2023 года; Постановление №1118 применяется в отношении транспортных средств, ввезенных на территорию РФ после 01 августа 2023 года.

Далее Постановлением Правительства РФ от 22.09.2023 №1547 (Постановление №1547) были утверждены изменения в вышеуказанное Постановление №1118, а именно, изменен порядок его применения к транспортным средствам, ввезенным на территорию РФ до 01 августа 2023. Так, упомянутый п.2 Постановления №1118 был дополнен абзацем следующего содержания: «для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию до 1 августа 2023 г. включительно, применяется перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. №1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. №2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», при условии подачи в таможенный орган указанного расчета суммы утилизационного сбора не позднее 1 октября 2023 г.».

В соответствии с п. 12(2) Правил, по результатам проведенных проверок таможенный орган осуществляет: учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере и проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шаЪси транспортных средств) или прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора или направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт в соответствии с п. 10 Правил; либо возвращает плательщику комплект документов с указанием причины отказа.

Из содержания оспариваемого решения Таможенного органа (л.4) следует, что единственной причиной отказа в принятии Расчета, принятии (учете) внесенных мною денежных средств, направлении соответствующих сведений для внесения в электронный паспорт транспортного средства явилось отсутствие в поданном с Расчетом комплекте документов предусмотренных п. 11 (4) Правил: декларации на товары или ее заверенной копии, либо пассажирской таможенной декларации и таможенного ордера или их заверенных копий. На л. 1-4 ответа НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Таможенный орган приводит правовые нормы и их толкование, которые полагает основанием возложения обязанности по предоставлению с Расчетом документов, предусмотренных п. 11 (4) Правил. Данная позиция не основана на законе, противоречит ему.

Абз. 5 п. 11 (2) Правил содержит норму: «Документы, предусмотренные пунктами 11(4)-11(6) настоящих Правил, не представляются в случае наличия на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о таможенном декларировании ввозимого колесного транспортного средства на территории государств - членов Евразийского экономического союза». При обращении к данному общедоступному сайту (https://customs.gov.ru) по разделам «Электронная таможня» - «Сервисы и реестры» - «Сервисы» - «Информация о таможенном оформлении легковых автомобилей, ввезенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза» 30.10.2023 Антоновым Е.В. установлено, что соответствующая информация об Автомобиле на указанном сайте присутствует. Данное обстоятельство должно быть известно Таможенному органу.

Требование предоставления при подаче Расчета указанных документов и более того, основанный на этом отказ Таможенного органа являются незаконными и необоснованными.

Исчерпывающий перечень оснований для возврата плательщику утилизационного сбора комплекта документов со стороны уполномоченного органа включает в себя (п. 12(3) Правил): а) недостоверность или неполнота сведений, представленных плательщиком на основании пункта 11.Правил; б) отсутствие чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом (если уплата утилизационного сбора осуществляется отдельными расчетными (платежными) документами); в) отсутствие поступления суммы утилизационного сбора по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства; г) отсутствие денежных средств на лицевом счете плательщика, достаточных для уплаты утилизационного сбора (если его уплата осуществляется посредством авансовых платежей).

Данный перечень закрыт и расширительному толкованию не подлежит, т.к. подобное неизбежно повлекло бы не основанные на законе ограничения прав и охраняемых интересов граждан и организаций, зависящие всецело от усмотрения должностного лица, в т.ч., коррупционной природы.

Именно п. «а» п.12(3) Правил указан в оспариваемом ответе (решении) от 30.10.2023 в качестве правового основания отказа (возврата документов). Указанный пункт допускает возврат документов плательщику лишь в случаях не предоставления документов, предусмотренных п. 11 Правил, но не п. 11 (4). Данные пункты являются самостоятельными элементами нормативно-правового акта, содержат различные по наполнению правовые нормы, введены в действие разными нормативно-правовыми актами с интервалом в 10 лет. Перечень документов, приведенных в п. 11 Правил, также является закрытым, не содержит каких-либо отсылок к п. 11(4) Правил. Оснований расширительного толкования обязывающего перечня документов, предусмотренных п. 11 Правил, не имеется.

В приложенных к Расчету документах Антонов Е.В. пояснил и подтвердил Таможенному органу, что автомобиль был ввезен на территорию РФ задолго до 01 августа 2023 года - в январе 2021.

Пункт 1 действовавшего с 2013 года Постановления № 1291 были утверждены Правила, три Перечня и Изменения в действующие нормативно-правовые акты, т.е. пять самостоятельных нормативно-правовых конструкций. Пунктом 1 Постановления № 1118 утверждены изменения в Правила (п.1 изменений) и в один из Перечней (п.2 изменений). При этом в первоначальной редакции Постановления №1118 (от 07.07.2023) содержалась норма о том, что все Постановление № 1118, т.е. все вносимые им изменения - как в Правила, так и в Перечень - применяются лишь в отношении транспортных средств, ввезенных на территорию РФ после 1 августа 2023 года (п.2 Постановления №1118).

Автомобиль был ввезен Антоновым Е.В. на территорию РФ до 01 августа 2023 года, первоначальная редакция Постановления № 1118 от 07.07.2023 оставляла за Антоновым Е.В. право подать Расчет по ранее действовавшим Правилам и Перечню - в редакции до внесенных Постановлением №1118 07.07.2023 в них изменений (в частности, им дополнен перечень Правил, введен п. 11 (4) Правил). Далее, пунктом 2 изменений, утвержденных Постановлением от 22.09.2023 г. №1547, рассматриваемый п.2 Постановления №1118 был изменен - дополнен новым абзацем (дословный текст изменений приведен на л.3 настоящего заявления). Толкование указанного абзаца со стороны Таможенного органа является ошибочным и не основанным на законе. Так, данный абзац в действительности устанавливает, что начиная с 22.09.2023 г. «для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию до 1 августа 2023 г. включительно, применяется перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 №1291 при условии подачи в таможенный орган указанного расчета суммы утилизационного сбора не позднее 1 октября 2023 г.».

Учитывая, что Правила и все три Перечня, утвержденные Постановлением № 1291, являются самостоятельными нормативно-правовыми конструкциями, анализируемый абзац, называя конкретный перечень из этих трех, которому он единственно посвящен, имеет своим предметом именно этот перечень и ничто иное. А потому логично, что в части Правил Постановление №1118 действует в редакции от 07.07.2023 без изменений: если автомобиль ввезен на территорию РФ до 01 августа 2023, то изменения в Правила, внесенные Постановлением №1118, не применяются без каких-либо дополнительных условий и пресекательных сроков. Список документов, представляемых с Расчетом, установлен именно Правилами, а не одним из Перечней. Указанный список был расширен Постановлением № 1118; не предоставление Антоновым Е.В. именно документов, явившихся предметом внесенных Постановлением № 1118 изменений, явилось основанием вынесения оспариваемого решения Таможенного органа.

Таможенный орган на л.4 оспариваемого решения полагает, что с учетом подачи Антоновым Е.В. Расчета 04.10.2023, «исходя из применения норм права предусмотренных Правилами, в случае подачи заявителем Расчета.. .. в таможенный орган после 01 октября 2023, подлежат применению Правила в отношении всех автомобилей, ввезенных как до 01 августа 2023, так и после 01 августа 2023, и следовательно у плательщика возникает обязанность по предоставлению документов, указанных в п. 11.4 Правил».

Порядок подачи и рассмотрения расчета утилизационного сбора предусмотрен Правилами, подлежащими применению; исходя из того факта, что автомобиль был ввезен на территорию РФ до 01.08.2023, Расчет и приложенные к нему документы на Автомобиль поданы в соответствии с редакцией Правил, утвержденных Постановлением №1291, до внесения в них изменений Постановлением № 1118. При этом, исходя из того факта, что Расчет подан после 01.10.2023, к данным правоотношениям применяется Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, отредактированный Постановлением №1118 от 07.07.2023. Применению подлежит данный перечень и Постановление № 1118 от 07.07.2023 в редакции, действовавшей на дату подачи Расчета - 04.10.2023 (редакция с изменениями от 22.09.2023). Утилизационный сбор для автомобиля составил 5 200 руб., уплачен к моменту подачи Расчета с приложением подтверждающих документов в Таможенный орган. Автомобиль ввезен для личного пользования. Размер утилизационного сбора, подлежащий уплате за автомобиль как по Перечню Постановления №1291, так и по Перечню в редакции Постановления № 1118 составляет 5 200 руб..

На л.3 оспариваемого ответа Таможенный орган указал, что не находит оснований для принятия поданного мною комплекта документов для рассмотрения в качестве документов для взыскания утилизационного сбора в отношении автомобиля как ввезенного на территорию РФ до 01 августа 2023 г. «по причине отсутствия товаросопроводительных либо иных документов, имеющихся в распоряжении плательщика, которые содержат отметки о пересечении государственной границы РФ, однозначно подтверждающие ввоз автомобиля на территорию РФ до 01 августа 2023».

Данный вывод Таможенного органа является незаконным и необоснованным. Действующее законодательство РФ не ограничивает плательщика в круге документов, которыми он имеет право подтверждать при подаче Расчета факт ввоза транспортного средства на территорию РФ до 01.08.2023 или после этой даты. В 2021 году Антонов Е.В. пересекал на автомобиле государственную границу РФ открыто и добросовестно, через стационарный таможенный и пограничный пост. Автомобиль был поставлен на государственный учет в республике Армения, входящей в состав ЕАЭС вместе с РФ, каких-либо документов на автомобиль о пересечении им государственной границы РФ (его ввозе) Антоновым Е.В. не оформлялось. Требований о подаче таких документов (таможенных деклараций, товаросопроводительных документов и т.д.) Антонову Е.В. не было предъявлено сотрудниками пограничного контроля, Федеральной таможенной службы.

Согласно пп.5 п.1 ст.260 Таможенного кодекса ЕАЭС, автомобили для личного пользования, зарегистрированные в государствах-членах ЕАЭС, не подлежали в 2021 году и не подлежат сейчас таможенному декларированию при их перемещении между границами указанных государств. В силу изложенного поименованные Таможенным органом документы у Антонова Е.В. отсутствуют, никогда не составлялись и в распоряжении не находились. В ответе Таможенного органа не разъяснено, какие «товарносопроводительные документы» на принадлежащий Антонову Е.В. и зарегистрированный на его имя автомобиль для личного пользования, был обязан иметь при себе при этом, каким нормативным актом предусмотрена соответствующая обязанность, регламентировано внесение в них отметок о пересечении Автомобилем государственной границы РФ.

У Антонова Е.В. имеются и были представлены в Таможенный орган вместе с Расчетом множество документов, исходящих от государственных (правоохранительных) органов и организаций, подтверждающих нахождение автомобиля на территории РФ (г.Ярославль) в мае 2021, июне 2021, марте 2023, что безусловно свидетельствует о том, что на тот момент ввоз автомобиля в РФ через государственную границу уже состоялся. Эти события имели место до 01 августа 2023, что, очевидно обуславливает применение к Расчету Правил, утвержденных Постановлением №1291, и Перечня в редакции Постановления №1118 (ред. от 22.09.2023). В вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, не подавалась. Просит: Признать незаконным решение Ярославского таможенного поста Владимирской таможни ЦТУ ФТС РФ, оформленное ответом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; Обязать Ярославский таможенный пост Владимирской таможни ЦТУ ФТС РФ в течение пяти календарных дней с момента вступления в законную силу окончательного процессуального решения суда по настоящему иску устранить допущенные нарушения путем: учета внесенных Антоновым Е.В. 04.10.2023 денежных средств в сумме 5 200 рублей в качестве утилизационного сбора за автомобиль Mitsubishi Delica, 2006 года выпуска, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в таможенном приходном ордере; направления соответствующих сведений об уплате утилизационного сбора за автомобиль Mitsubishi Delica, 2006 г.в., VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН администратору систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники для внесения в электронный паспорт транспортного средства данного автомобиля.

В соответствии со ст. 41 КАС РФ в случае, если обязательное участие в административном деле другого лица в качестве административного ответчика предусмотрено настоящим Кодексом или если невозможно рассмотреть административное дело без участия такого лица, суд первой инстанции привлекает его к участию в деле в качестве административного соответчика.

Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Владимирская таможня (ИНН 3327102246, ОГРН 1023301287954) - л.д. 164.

Стороны о времени и месте рассмотрения административного дела извещены надлежаще. Суд рассмотрел дело при имеющейся явке.

В ходе рассмотрения дела административный истец Антонов Е.В. заявленные им требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске доводам и правовым основаниям. также поддержал возражения на отзыв административного ответчика.

Представитель административного ответчика по доверенностям Порфирьев С.В. в ходе рассмотрения дела возражал против удовлетворения требований административного истца, поддержал доводы представленного суду письменного отзыва (возражений), где указано, что Антоновым Е.В. 04.10.2023 на Ярославский таможенный пост Владимирской таможни подано заявление № б/н о принятии оплаты утилизационного сбора и расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» с приложенным комплектом документов: копия паспорта гражданина Российской Федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; копия свидетельства о регистрации транспортного средства от 21 июня 2019 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; выписка из электронного паспорта НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; чек по операции от 4 октября 2023 г. на сумму 5200 рублей; пояснения (вх. от 4 октября 2023 № 391); копия страхового полиса НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; копия страхового полиса НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; копия письма УМВД России по Ярославской области ОМВД России по Красноперекопскому городскому району от 27 марта 2023 № 52/1047 с приложение (Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела); копия искового заявления от 6 апреля 2023; копия экспертного заключения от 23 марта 2023 № 11/03/2023; заверенная копия постановления о возбуждении уголовного дела от 11 мая 2021 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

В соответствии с п. 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (Правила), для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статье 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в которое осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенную орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»; б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия; д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика; е) копии транспортных (перевозочных) документов (включен с 1 августа 2023 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 №1118); ж) документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (при наличии таких оснований) (включен с 1 августа 2023 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 № 1118); з) документы (копии документов), подтверждающих право собственности на колесные транспортные средства (шасси) и (или) прицепы (включен с 1 августа 2023 согласно Постановлению Правительства. Российской Федерации от 7 июля 2023 №1118); и) документы (копии документов), удостоверяющие личность плательщика (включен с 1 августа 2023 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 №1118); к) письмо Министерства транспорта Российской Федерации, подтверждающее использование седельных тягачей экологического класса Евро-6 для международных перевозок (в случае ввоза на территорию Российской Федерации седельных тягачей экологического, класса Евро-6) (включен с 1 августа 2023 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 №1118).

В соответствии с пунктом 11.4 Правил в случае ввоза в Российскую Федерацию с территории государства - члена Евразийского экономического союза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Евразийского экономического союза или международными договорами о вступлении в Евразийский экономический союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) уплачены ввозные таможенные пошлины по ставкам, отличающимся от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, установленных в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, или таможенные пошлины, налоги по ставкам, отличающимся от единых ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением № 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, одновременно с документами, указанными в пункте 11 Правил, плательщик или его уполномоченный представитель представляют один из следующих документов (комплектов документов): а) декларация на товары или ее копия, заверенная таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза; б) пассажирская таможенная декларация и таможенный приходный ордер или их копии, заверенные таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза, производящим выпуск транспортного средства; в) оригинал сертификата о происхождении товаров формы СТ-1, выданного в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009, либо иной документ, подтверждающий происхождение товара в соответствии с решением Евразийского межправительственного совета, или оригинал сертификата о происхождении товаров, выданного в соответствии с национальным законодательством государства - члена Евразийского экономического союза, - при перемещении товаров, произведенных на территории государства - члена Евразийского экономического союза; г) копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, оформленного в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренным приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, - при перемещении товаров, ранее ввезенных в государство вывоза из других государств – членов Евразийского экономического союза.

В случае представления в таможенный орган документов, предусмотренных Правилами, и документов, подтверждающих фактический ввоз транспортного средства до 1 августа 2023, исчисление суммы утилизационного сбора осуществляется по ставкам, действующим до 1 августа 2023.

В соответствии с п. 2 Изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2023 № 1547 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», для расчета суммы утилизационного сбора в отношении транспортных средств, ввезенных в Российскую Федерацию до 1 августа 2023 включительно, применяется перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», при условии подачи в таможенный орган указанного расчета суммы утилизационного сбора не позднее 1 октября 2023. Расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» на вышеуказанное транспортное средство был подан на Ярославский таможенный пост Антоновым Е.В. 4 октября 2023.

Исходя из системного толкования норм права, предусмотренных Правилами, в случае подачи заявителем расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в таможенный орган после 1 октября 2023, подлежат применению Правила в отношении всех автомобилей, ввезенных как до 1 августа 2023 так и после 1 августа 2023, следовательно, у плательщика возникает обязанность по представлению документов, указанных в п. 11.4 Правил.

В соответствии с требованиями пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 №1118 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 № 1291» (Постановление №1118), регламентирующего порядок применения Постановления №1118, отсутствуют основания для принятия комплекта документов (представленных Антоновым Е.В.) для рассмотрения в качестве документов для взыскания утилизационного сбора в отношении автомобиля Mitsubishi Delica, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, как ввезенного на территорию Российской Федерации до 1 августа 2023 по причине отсутствия товаросопроводительных, либо иных документов, имеющихся в распоряжении плательщика утилизационного сбора, которые содержат отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации, однозначно подтверждающие ввоз автомобиля Mitsubishi Delica, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на территорию Российской Федерации до 1 августа 2023.

Отказ в оформлении утилизационного сбора и возврат Расчета суммы утилизационного сбора Антонову Е.В. обоснован и законен. На момент рассмотрения Расчета утилизационного сбора Ярославским таможенным постом было установлено, что автомобиль Mitsubishi Delica, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, 2006 года был выпущен в свободное обращение в Республике Армения 18 июня 2019 по документу о декларировании НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по пониженной ставке - 10% от таможенной стоимости, что не является единой ставкой, предусмотренной главой 37 ТК ЕАЭС; требование Ярославским таможенным постом документов, представление которых предусмотрено п.11.4.Правил является последовательным и правомерным в связи с установлением особенностей таможенного оформления автомобиля на территории Республики Армения и обращением Антонова Е.В. после 2 октября 2023; доводы Антонова Е.В. о дате ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации не могут быть приняты как исчерпывающие по причине эпизодических фактов подтверждения нахождения автомобиля на территории Российской Федерации и отсутствия документов о снятии с учета автомобиля в государственных органах регистрации на территории республики Армения и возможности беспрепятственного вывоза автомобиля в страны ЕАЭС.

В дополнительных возражениях административным ответчиком указано, что находящийся у Антонова Е.В. автомобиль не является ввезённым в Российскую Федерацию, т.к. не выполнены необходимые условия. В пп.1 ч.1 ст.5 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон) дано чёткое определение понятия «ввоз».

Согласно данному определению понятий, ввоз товаров в Российскую Федерацию - фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза (таможенная территория Союза), на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) настоящим Федеральным законом.

Исходя из документов, представленных Антоновым Е.В., автомобиль пересекал границу Российской Федерации ранее 01.01.2023. На момент пересечения границы Российской Федерации автомобилем, заявитель являлся резидентом Российской Федерации и имел постоянное место жительства в Российской Федерации без намерения переезжать на постоянное место жительства в иную страну. Согласно п.п. 30-37 Приложения 3 к Договору о присоединении Республики Армения (Приложение к Договору) к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 (подписан в Минске 10.10.2014), спорный автомобиль до 01.01.2023 не мог являться товаром Евразийского таможенного союза. Данный довод подтверждается самим текстом Приложения к Договору, а именно п.п. 30-37.

Автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего Приложения к Договору, по истечении 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, признаются товарами Евразийского экономического союза независимо от факта уплаты в бюджет государства - члена Евразийского экономического союза таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению.

Таким образом, Антонов Е.В. должен был либо оформлять временный ввоз автомобиля и декларировать его на границе России или по месту своего постоянного жительства в г. Ярославле с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей на депозит таможенного органа в соответствии со ст. 271 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза), либо доплачивать таможенные платежи при условии их таможенного декларирования в таможенных органах Российской Федерации с учетом пункта 31 Приложения с целью признания автомобиля товаром Союза.

Не совершив данных действий, Заявитель, фактически не подтвердил ввоз автомобиля. Ссылки Антонова Е.В. на Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, говорят о товарах Союза или иностранных товарах при пересечении ими таможенной границы Союза.

Законодательно в Российской Федерации за спорный автомобиль утилизационный сбор по пониженным ставкам мог быть уплачен при подтверждении ввоза автомобиля до 01.08.2023 и обращения в таможенные органы Российской Федерации до 01.10.2023, как регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2023 № 1547. Только в указанный временной отрезок не требовалось предоставление всех документов, дополненных изменениями в постановление Правительства № 1291.

Заслушав явившихся участников по делу, исследовав в полном объеме письменные материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца ввиду следующего.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).

Статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи Федерального закона виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.

Во исполнение пункта 2 статьи 24.1 Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 N 1291 утвержден Перечень видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее соответственно - постановление N 1291, перечень), в том числе предусматривающий коэффициенты расчета сумм утилизационного сбора (далее - коэффициенты) в отношении транспортных средств, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, категорий M2, M3, в том числе повышенной проходимости категории G, а также специализированных транспортных средств указанных категорий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 г. N 1118 (Постановление N 1118) утверждены изменения в постановление N 1291, предусматривающие в том числе индексацию коэффициентов. Пунктом 2 постановления N 1118 предусмотрены следующие сроки вступления изменений в силу: Постановление N 1118 вступает в силу с 1 августа 2023 г., за исключением абзаца третьего подпункта "а" пункта 2 изменений, который вступает в силу с 1 января 2025; Постановление N 1118 применяется в отношении транспортных средств, ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 августа 2023.

Судом установлено, в ходе рассмотрения административного дела не оспаривалось сторонами и документально подтверждено, что административный истец Антонов Е.В. обратился 04.10.2023 на Ярославский таможенный пост Владимирской таможни с заявлением о принятии оплаты утилизационного сбора и расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» с приложенным комплектом документов: копия паспорта гражданина Российской Федерации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; копия свидетельства о регистрации транспортного средства от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; выписка из электронного паспорта НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; чек по операции от 04.10.2023 на сумму 5200 руб.; пояснения (вх. № 391); копия страхового полиса НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; копия страхового полиса НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; копия письма УМВД России по Ярославской области ОМВД России по Красноперекопскому городскому району от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН с приложением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; копия искового заявления от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА; копия экспертного заключения от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН; заверенная копия постановления о возбуждении уголовного дела от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.

Обращение Антонова Е.В. было рассмотрено, 30.10.2023 Ярославским таможенным постом был подготовлен мотивированный ответ на обращение административного истца НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 14-17), которым со ссылкой на положения абз. 3 п. 12.2, п.п. а п. 12.3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" заявителю представленный пакет документов возвращен, разъяснено право на обжалование данного ответа.

Из представленных в суд документов следует, что Антоновым Е.В. выше указанное решение, оформленное ответом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в вышестоящий таможенный орган - Владимирскую таможню - не обжаловался.

Административное исковое заявление поступило в Красноперекопский районный суд г. Ярославля 08.11.2023 (л.д. 5), т.е. в установленный законом срок.

В соответствии с п. 11 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (Правила), для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик, указанный в абзаце втором пункта 3 статье 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или его уполномоченный представитель представляют в таможенный орган, в которое осуществляется декларирование колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему в связи с его ввозом в Российскую Федерацию, либо таможенную орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование транспортного средства не осуществляется), следующие документы: а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»; б) копии одобрений типа транспортного средства (одобрений типа шасси), копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии, копии свидетельств о безопасности конструкции транспортного средства и (или) копии заключений технических экспертиз, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии); в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора; г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора, и его копия; д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика; е) копии транспортных (перевозочных) документов (включен с 1 августа 2023 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 №1118); ж) документы, подтверждающие наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (при наличии таких оснований) (включен с 1 августа 2023 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 № 1118); з) документы (копии документов), подтверждающих право собственности на колесные транспортные средства (шасси) и (или) прицепы (включен с 1 августа 2023 согласно Постановлению Правительства. Российской Федерации от 7 июля 2023 №1118); и) документы (копии документов), удостоверяющие личность плательщика (включен с 1 августа 2023 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 №1118); к) письмо Министерства транспорта Российской Федерации, подтверждающее использование седельных тягачей экологического класса Евро-6 для международных перевозок (в случае ввоза на территорию Российской Федерации седельных тягачей экологического, класса Евро-6) (включен с 1 августа 2023 согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 №1118).

В соответствии с пунктом 11.4 Правил в случае ввоза в Российскую Федерацию с территории государства - члена Евразийского экономического союза колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Евразийского экономического союза или международными договорами о вступлении в Евразийский экономический союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.) уплачены ввозные таможенные пошлины по ставкам, отличающимся от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, установленных в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, или таможенные пошлины, налоги по ставкам, отличающимся от единых ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением № 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, одновременно с документами, указанными в пункте 11 Правил, плательщик или его уполномоченный представитель представляют один из следующих документов (комплектов документов): а) декларация на товары или ее копия, заверенная таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза; б) пассажирская таможенная декларация и таможенный приходный ордер или их копии, заверенные таможенным органом государства - члена Евразийского экономического союза, производящим выпуск транспортного средства; в) оригинал сертификата о происхождении товаров формы СТ-1, выданного в соответствии с Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009, либо иной документ, подтверждающий происхождение товара в соответствии с решением Евразийского межправительственного совета, или оригинал сертификата о происхождении товаров, выданного в соответствии с национальным законодательством государства - члена Евразийского экономического союза, - при перемещении товаров, произведенных на территории государства - члена Евразийского экономического союза; г) копия заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, оформленного в соответствии с Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренным приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, - при перемещении товаров, ранее ввезенных в государство вывоза из других государств – членов Евразийского экономического союза.

В случае представления в таможенный орган документов, предусмотренных Правилами, и документов, подтверждающих фактический ввоз транспортного средства до 1 августа 2023, исчисление суммы утилизационного сбора осуществляется по ставкам, действующим до 1 августа 2023.

В пунктах 12 и 12.1 Правил N 1291 определено, что на основании представленных в соответствии с пунктом 11 Правил документов таможенный орган осуществляет проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора. Проверку поступления суммы утилизационного сбора по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства или наличия чека, сформированного электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом (если его уплата осуществляется отдельными расчетными (платежными) документами), либо наличия остатка денежных средств на лицевом счете плательщика, достаточных для уплаты утилизационного сбора (если его уплата осуществляется посредством авансовых платежей).

В ходе рассмотрения дела представитель административного ответчика указал, что произведенный и уплаченный Антоновым Е.В. утилизационный сбор в размере 5 200 руб. исчислен верно.

Исходя из системного толкования норм права, предусмотренных Правилами, в случае подачи заявителем расчета суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в таможенный орган после 1 октября 2023, подлежат применению Правила в отношении всех автомобилей, ввезенных как до 1 августа 2023 так и после 1 августа 2023, следовательно, у плательщика возникает обязанность по представлению документов, указанных в п. 11.4 Правил.

В соответствии с требованиями пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 № 1118 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 № 1291» (Постановление №1118), регламентирующего порядок применения Постановления №1118, отсутствуют основания для принятия комплекта документов (представленных Антоновым Е.В.) для рассмотрения в качестве документов для взыскания утилизационного сбора в отношении автомобиля Mitsubishi Delica, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, как ввезенного на территорию Российской Федерации до 1 августа 2023 по причине отсутствия товаросопроводительных, либо иных документов, имеющихся в распоряжении плательщика утилизационного сбора, которые содержат отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации, однозначно подтверждающие ввоз автомобиля Mitsubishi Delica, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на территорию Российской Федерации до 1 августа 2023.

Согласно пункту 12(2) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1291, по результатам проведенных проверок в соответствии с пунктами 12 и 12(1) настоящих Правил таможенный орган осуществляет: учет денежных средств плательщика в качестве утилизационного сбора в таможенном приходном ордере и проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении колесных транспортных средств (шасси транспортных средств) и прицепов к ним, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора или направляет соответствующие сведения администратору для внесения в электронный паспорт в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил; либо возвращает плательщику комплект документов с указанием причины отказа.

Согласно пункту 12(3) п.п. (а) Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1291 одним из оснований для возврата плательщику комплекта документов является недостоверность или неполнота сведений, представленных плательщиком на основании пункта 11 настоящих Правил. Пункты 11 и 11(4) находятся в разделе II указанных Правил "Порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты", а потому их логическое толкование должно при применении трактоваться в совокупности, что в свою очередь не свидетельствует о самовольном применении должностными лицами действующих нормативных положений и не влечет за собой коррупционную составляющую.

В иске Антонов Е.В. указывает, что начал процедур оформления документов для постановки автомобиля Mitsubishi Delica, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на государственный регистрационный учёт в сентябре 2023, в свою очередь Антонов Е.В. обратился на Ярославский таможенный пост 04.10.2023. Довод Антонова Е.В. о неприменении постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2023 № 1118 в отношении автомобилей, ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 августа 2023, не может быть судом учтен, поскольку в данном случае Антонов Е.В. не представил доказательств намерения по ввозу автомобиля Mitsubishi Delica, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на территорию Российской Федерации и не вывозу в дальнейшем.

Антонов Е.В. описывает порядок и особенности перемещения транспортных средств через государственные границы стран, входящих в состав ЕАЭС, который можно оценить как беспрепятственный без применения декларирования и составления таможенных документов. Однако, суд считает, что недопустимо расценивать факты, перечисленные Антоновым Е.В. и фиксирующие нахождение автомобиля в Российской Федерации, как подтверждение ввоза в Российскую Федерацию автомобиля Mitsubishi Delica, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на протяжении всего времени. Суду представлены копии страховых полисов (период страхования с 2 июля 2021 по 1 июля 2022 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, период страхования с 4 июля 2022 по 3 июля 2023 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН). Из содержания данных страховых полисов следует, что лицами, допущенными к управлению транспортным средством, являются: Антонов Егор Валерьевич, Трапезин Артем Алексеевич и Антонов Валерий Александрович, которые в том числе могли беспрепятственно управлять указанным транспортным средством.

Ссылка Антонова Е.В. на размещение информации об оформленных транспортных средствах на официальном сайте https://customs.gov.ru и отсутствие необходимости представления документов, предусмотренных п. 11.4 Правил, неправомерна, так как Правила вступили в силу 29.10.2023 (постановление Правительства от 17 октября 2023 №1722), Антонов Е.В. обратился на Ярославский таможенный пост 04.10.2023.

Довод Антонова Е.В. о возникновении необходимости представления заявителем документов, перечисленных в п. 11(4), только в случае уплаты таможенных пошлин по ставкам, отличающимся от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, установленных в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, или таможенных пошлин, налогов по ставкам, отличающимся от единых ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением № 2 к решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107, не применим. поскольку на момент рассмотрения заявления и документов должностными лицами Ярославского таможенного поста было установлено, что согласно информации, полученной из центральной базы данных единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС ТО), транспортное средство Mitsubishi Delica, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, 2006 года выпуска до 1 января 2023 имело статус иностранного товара, так как было выпущено в свободное обращение в Республике Армения 18 июня 2019 г. по документу о декларировании НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН по пониженной ставке - 10% от таможенной стоимости, что не является единой ставкой, предусмотренной главой 37 ТК ЕАЭС.

Вопреки доводам административного истца находящийся у Антонова Е.В. автомобиль не является ввезённым в Российскую Федерацию, поскольку не выполнены необходимые условия. В пп.1 ч.1 ст.5 Закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дано определение понятия «ввоз», согласно которого ввоз товаров в Российскую Федерацию - фактическое перемещение товаров через Государственную границу Российской Федерации и (или) пределы искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Союза (таможенная территория Союза), на территорию Российской Федерации и (или) на территории искусственных островов, установок и сооружений, в отношении которых Российская Федерация имеет суверенные права и юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, а также все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, если такой выпуск предусмотрен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) настоящим Федеральным законом.

Исходя из документов, представленных Антоновым Е.В., автомобиль пересекал границу Российской Федерации ранее 01.01.2023. На момент пересечения границы Российской Федерации автомобилем, заявитель являлся резидентом Российской Федерации и имел постоянное место жительства в Российской Федерации без намерения переезжать на постоянное место жительства в иную страну. Согласно п.п. 30-37 Приложения 3 к Договору о присоединении Республики Армения (Приложение к Договору) к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, спорный автомобиль до 01.01.2023 не мог являться товаром Евразийского таможенного союза. Данный довод подтверждается самим текстом Приложения к Договору, а именно п.п. 30-37.

Согласно п.п. 30- 37 указанного выше Приложения к Договору ставки таможенных пошлин, налогов, установленные приложением 5 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года (далее -Соглашение), не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых физическими лицами для личного пользования (автомобили), до начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС. До начала применения Республикой Армения в отношении автомобилей ставок таможенных пошлин, налогов, установленных приложением 5 к Соглашению, таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей подлежат уплате в соответствии с законодательством Республики Армения.

Автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением 5 к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 настоящего приложения, в других государствах - членах Евразийского экономического союза признаются иностранными товарами: до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению; до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС. Действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС.

В отношении автомобилей, ввезенных на территорию Республики Армения после подписания Договора, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза разница между уплаченными суммами таможенных пошлин, налогов и суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащими уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению, может быть уплачена в бюджет Республики Армения до ввоза на территории таких других государств - членов Евразийского экономического союза.

В отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, при их ввозе на территории других государств - членов Евразийского экономического союза проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей - совершаются таможенные операции в порядке, установленном Таможенным кодексом таможенного союза, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право Евразийского экономического союза, с учетом пунктов 34 и 35 настоящего приложения.

Согласно п. 34 в случае если таможенные пошлины, налоги в отношении автомобилей, указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, не уплачены в бюджет Республики Армения в размере, указанном в абзаце втором пункта 31 настоящего приложения, до ввоза на территории других государств - членов Евразийского экономического союза, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании таких автомобилей в бюджет того государства -члена Евразийского экономического союза, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, в которое прибыли такие автомобили.

В соответствии с п. 35 автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств - членов Евразийского экономического союза только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств - членов Евразийского экономического союза таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств - членов Евразийского экономического союза допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 настоящего приложения.

Таможенные органы Республики Армения информируют таможенные органы других государств - членов Евразийского экономического союза об автомобилях, ввезенных и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Армения после подписания Договора, и размере уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в отношении таких автомобилей. Автомобили, за исключением указанных в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, ввезенные на территорию Республики Армения до подписания Договора, с даты вступления в силу Договора считаются товарами Евразийского экономического союза.

Автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 настоящего приложения, по истечении 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, признаются товарами Евразийского экономического союза независимо от факта уплаты в бюджет государства - члена Евразийского экономического союза таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 5 к Соглашению.

Из анализа выше отраженных положений Приложения к Договору следует, что Антонов Е.В. должен был либо оформлять временный ввоз автомобиля и декларировать его на границе России или по месту своего постоянного жительства в г. Ярославле с предоставлением обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей на депозит таможенного органа в соответствии со ст. 271 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза), либо доплачивать таможенные платежи при условии их таможенного декларирования в таможенных органах Российской Федерации с учетом пункта 31 Приложения с целью признания автомобиля товаром Союза. Не совершив данных действий, административный истец фактически не подтвердил ввоз автомобиля на территорию РФ, совокупность представленных Антоновым Е.В. документов при обращении с заявлением. в последующем в суд с административным иском факт ввоза транспортного средства не подтверждают, а свидетельствуют о нахождении в конкретные периоды времени спорного транспортного средства на территории РФ.

Ссылки административного истца о том, что в отношении него административный ответчик не объективен, поскольку к иным гражданам, в том числе знакомым Антонова Е.В., которые обратились в таможенный орган ранее, чем административный истец, Таможенный орган не предъявлял требования о необходимости подтверждения факта ввоза автомобиля на территорию РФ, юридического значения не имеют, поскольку данные обстоятельства не являются предметом настоящего административного спора. Иные доводы административного истца трактуются с субъективной точки зрения, не могут служить основаниями для их учета ввиду выше приведенных судом положений.

Требование Ярославским таможенным постом документов, представление которых предусмотрено п.11 (4) Правил по мнению суда вопреки доводам административного истца является правомерным в связи с установлением особенностей таможенного оформления автомобиля на территории Республики Армения и обращением Антонова Е.В. после 02.10.2023. Доводы Антонова Е.В. о дате ввоза автомобиля на территорию Российской Федерации не могут быть приняты как исчерпывающие по причине эпизодических фактов подтверждения нахождения автомобиля на территории Российской Федерации и отсутствия документов о снятии с учета автомобиля в государственных органах регистрации на территории республики Армения и возможности беспрепятственного вывоза автомобиля в страны ЕАЭС.

Учитывая, что обращение Антонова Е.В. с заявлением и приложенными к нему документами имело место 04.10.2023, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и выше изложенное, суд не усматривает оснований для признания незаконным, ущемляющим права административного истца, решения Ярославского таможенного поста Владимирской таможни ЦТУ ФТС РФ, оформленной ответом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, несогласие административного истца с содержащимися в ответе доводами ответчика не влекут за собой признание его незаконным. Поскольку оспариваемое Антоновым Е.В. решение законное, соответственно оснований для удовлетворения требований истца в оставшейся части - по устранению допущенных нарушений, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 291 - 294 КАС РФ суд

р е ш и л :

Требования Антонова Егора Валерьевича (паспорт гражданина РФ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) к Ярославскому таможенному посту Владимирской таможни ЦТУ ФТС РФ, Владимирской таможне (ИНН 3327102246, ОГРН 1023301287954) о признании незаконным решения, оформленного ответом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, возложении обязанности по устранению нарушений путем учета внесенных 04.10.2023 денежных средств в размере 5 200 руб. в качестве утилизационного сбора за автомобиль Mitsubishi Delica, VIN НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, 2006 года выпуска, направления соответствующих сведений администратору – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы в Красноперекопский районный суд г. Ярославля в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья С.В. Бачигина