НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 04.07.2019 № 2-559/19

№ 2-559/2019 г. Изг 16 07 2019г

УИД: 76RS0023-01-2019-000277-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2019 года г. Ярославль

Красноперекопский районный суд г. Ярославля в составе:

судьи Донцовой Н.С.

при секретаре Зайцевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабарова Владимира Ивановича к Ярославскому государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны РФ о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л :

Хабаров В.И. обратился с исковым заявлением к ФГКВОУВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны», указывая, что в период с 14 января 2013 г. по 14 ноября 2018 г. он являлся работником ФЕКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» МО РФ, занимая должность преподавателя учебного центра (подготовки младших специалистов), на основании трудовых договоров от 14.01.2013 г., 10.09.2015. дополнительного соглашения к трудовому договору. 14 ноября 2018 г. был уволен по п. З ч.1 ст.77 ТК РФ (по инициативе работника). Полагает, что при увольнении ответчик выплатил причитающиеся ему денежные средства с нарушением положений Указа Президента РФ N 597 от 07.05.12 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», чем не обеспечил повышение его средней заработной платы как преподавателю образовательного учреждения. До апреля 2015 г. ответчик являлся филиалом Воеино-космической академии имени А.Ф. Можайского. «На основе директивы Генерального штаба МО РФ в декабре 2010 г. в училище впервые создано учебное подразделение младших специалистов. С июня 2011г. введено в штат и действует на постоянной основе подразделение вуза - учебный центр подготовки младших специалистов» В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2015 г. № 768-р федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Военно-космическая академия имени А.Ф. Можайского" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано в форме выделения из него федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования "Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны" Министерства обороны Российской Федерации. Соответственно филиал стал самостоятельным юридическим лицом. Согласно со ч.4 ст.58 ГК РФ при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Пункт 17 Устава ФГКВОУ ВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» МО РФ предусматривает, что основной целью деятельности Училища является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования и научной (научно-исследовательской) деятельности. Согласно п. 18 Устава задачами Училища являются в том числе: осуществление профессиональной переподготовки и повышение квалификации специалистов. В соответствии с п. 19 Устава для достижения цели, указанной в п. 17 Устава Училище осуществляет основные виды деятельности в интересах Министерства обороны Российской Федерации, в том числе:

- реализация образовательных программ среднего профессионального образования -программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и подготовки специалистов среднего звена:

- реализация дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Согласно п.20 Устава Училище осуществляет приносящую доход деятельность, в т.ч. переподготовку и повышение квалификации, в том числе по программам подготовки водителей различных категорий. В соответствии с Положением о структурном подразделении основной задачей учебного центра (ПМС) является подготовка к самостоятельным действиям младших специалистов по специальностям: в том числе, «Механик-водитель многоосного тягача МАЗ-543(М)». Обучение младших специалистов по указанной специальности выполняет истец. В соответствии с лицензией № 2137 от 17 мая 2016 года ответчик осуществляет следующую образовательную деятельность:

- профессиональной образование.

- профессиональное обучение,

- дополнительное образование.

Дополнительное образование подразделяется на подвиды:

- дополнительное профессиональное образование,

- дополнительное образование детей и взрослых. Деятельность учебного центра (подготовки младших специалистов) соответствует всем необходимым требованиям. предъявляемым к осуществлению деятельности по дополнительному профессиональному образованию. В частности учебный центр (МПС) осуществляет образование в соответсвии с программой подготовки специалистов Воздушно- космических сил разработанной Министерством обороны РФ. имеет учебный план; срок освоения программы - 336 часов; наличие в штате педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам; по итоговой аттестации слушателям курса истца выдается удостоверение - механик - водитель многоосного специального колесного шасси (тягача), предоставляющее военнослужащим, имеющим водительское удостоверение категории «Д», право

управления указанным автотранспортным средством. Удостоверение заверено печатью ответчика.

Пунктами 1, 3 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» предусмотрено повышение средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников к 2018 году до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, а на Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ возложена обязанность предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ бюджетные ассигнования на реализацию мер. предусмотренных настоящим Указом. В соответствие с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р и планом мероприятий ("дорожная карта") Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30.04.2014 г. № 722-р. Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляет выполнение мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях высшего профессионального образования и на обеспечение соответствия оплаты труда работников учреждений сто качеству.

Письмом заместителя Министра обороны РФ за № 182\5\5217 от 8 августа 2017 г. ответчик был уведомлен о выделении со второго квартала 2017 года дополнительных бюджетных ассигнований для выплаты преподавательскому составу из расчета достижения их средней заработной платы в соотношении к средней заработной плате по Ярославской области не менее 159,5%, Ответчиком 16 декабря 2017 г. утверждено Приложение № 4 к Коллективному договору Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны на 2018-2020 годы - Положение об осуществлении дополнительных стимулирующих выплат научно-педагогическим работникам из числа гражданского персонала Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны.

Согласно п. 1,2. Положение определяет порядок осуществления дополнительных стимулирующих выплат научно-педагогическим работникам. Выполняющим обязанности по основной должности, с целью повышения эффективности образовательной и научной деятельности Училища. А также уровня оплаты груда в соответствии с фактически достигнутыми значениями показателей эффективности и качества их деятельности.

В соответствии с указанным, за период с 1 января по 31 марта 2017 года его среднемесячная заработная плата должна составлять не менее средней заработной платы по Ярославской области по данным Росстата за 2017 год. т.е. 27 900 рублей. Ответчик должен был выплатить: 27 900 х 3 + 83 700, фактически выплачено - 47 241 руб. Задолженность составила 36 459 руб. (83 700 - 47 241 руб.)

За период с апреля по декабрь 2017 г. ответчик должен был проиндексировать среднюю заработную плату с учетом повышающего коэффициента 159.5%. Его средняя заработная плата должна составлять 44 500 руб. 50 коп.(27 900 х 159,5%). За 9 мес. ответчик должен выплатить 400 504 руб.50 коп.(44 500,5 х 9), Фактически выплачено 228 408 руб.85 коп. Задолженность составила 172 095,64 руб.(400 504,50 -228 408,85).

С 01 января 2018 г. среднемесячная заработная плата по данным Росстата составила 33 882 руб. Соответственно среднемесячная зарплата должна составить 67 764 руб.(33 882 х 200%). За 10,5 месяцев ответчик должен был выплатить - 711 522 руб.(67 764 х 10,5). Фактически ему было выплачено 231 748 руб.52 кон. Задолженность составила 479 773, 48 руб, (711 522 - 23 1 748,52). Всего задолженность по заработной плате за период с 1 января 2017 г. по 14 ноября 2019 г. составила 688 328,12 руб.(36459 + 172095,64 + 479773,48).

Он является автором 5 учебных изданий общим объемом 563 страницы, изданных в 2017-2018 г.г. В соответствии с Положением об осуществлении дополнительных стимулирующих выплат научно-педагогическим работникам из числа гражданского персонала Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (п.п.2,5. 2.7, 3.1.-3.4) ответчик должен был произвести дополнительные стимулирующие выплаты.

Во втором квартале 2017 г. было опубликовано 2 учебных пособия в издании, включенном в РИНЦ - «Колесное шасси МАЗ-543 и его модификации» (учебное пособие, практикум). Расчет коэффициента эффективности работника производится по формуле в соответствии с П.2.5., п.2.7. и составил 16910 руб.19 коп. ежемесячно (апрель, май, июнь) за 2 пособия. За 3 отчетных месяца выплата составит 50 730,57 руб.(16910.19 х 3).

В третьем квартале 2018 г. было опубликовано учебное наглядное пособие «Особенности эксплуатации шасси МАЗ-543 и его модификаций». Коэффициент эффективности составил 11519 руб. 88 коп. за 3 месяца отчетного периода (июль, август, сентябрь) выплата составит 34 559,64 руб. (11 519,88 х 3).

В четвертом квартале 2018 года было опубликовано два учебных пособия «Колесное шасси МАЗ-543 и его модификации». «Особенности эксплуатации шасси МАЗ-543 и его модификаций» были открыто опубликованы на электронных ресурсах ЯВВУ ПВО и Министерства обороны РФ. Коэффициент эффективности составил 24 395 руб.04 коп. За 3 месяца отчетного периода (октябрь, ноябрь, декабрь) выплата составит 73 185.12 руб.

Всего недоплата составила 158 475.33 руб. Общая сумма задолженности составит 846 803,45 руб.

Размер процентов подлежащих уплате ответчиком, составляет 87 503 рубли исходя из следующего расчета: период задолженности с 15.1 1.2018 г. по 05.06.2019 г. составил 200 диен, денежная компенсация за неполную выплату зарплаты составит - 87 503руб.(846 803,45 х7,75%/1 50x200). Кроме того, действиями ответчика ему причинен моральный вред, который он оценивает в 500 000 рублей. В течение длительного периода времени он не дополучал положенную оплату труда в полном размере. После того, как узнал, что его права нарушаются, испытал стрессовую ситуацию, вследствие чего у него обострились заболевания: гипертоническая болезнь, опасная потеря остроты зрения, вследствие чего потребовалось хирургическое вмешательство и приобретение дорогостоящих лекарств. Из-за заниженного размера заработной платы и соответственно недоплаты страховых взносов в ПФ, не индексируется пенсия. Просит:

- взыскать с Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации в свою пользу:

- доплату к заработной плате в размере 688 328,12 руб..

- дополнительные стимулирующие выплаты в размере 158 475.33 руб.,

- денежную компенсацию за неполную выплату зарплаты 87 503 руб..

- моральный вред в размере 500 000 рублей.

В судебном заседании истец Хабаров В.И., требования поддержал по основаниям изложенным в иске, а также пояснил, что исковые требования основаны на нормах Указа Президента РФ №537, постановления Правительства РФ №1531, трудовому коллективному договору о защите права на обеспечение заработной платой и прочими стимулирующими выплатами, ст. 2 (п. 19, 21) Федерального закона №273-ФЗ. Причина спора заключается в том, что работодатель (ответчик) безосновательно нарушает трудовой и коллективный договор в отношении него, а также Федеральный закон №273-ФЗ в части определения статуса работника, замещающего должность преподавателя. Кроме того, в течение всего периода работы ответчик скрывал обманным путем от него информацию о его статусе, в том числе за период с 01.01.2017 г. по 14.11.2018 г. В нарушение Федерального закона №273-ФЗ ответчик при осуществлении образовательной деятельности преобразовал его деятельность в какую-то военную подготовку, хотя в период с 2013 г. по 2018 г. он находится в отставке и не имеет права заниматься боевой подготовкой. Исходя из п. 1, 2, 3, ответчик неправомерно лишил истца права на получение заработной платы и стимулирующих выплат по Указу Президента РФ №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 07.05.2012 г. и постановлению Правительства РФ №1331 от 06.12.2014 г. Доказательной базой исковых требований является устав Ярославского высшего военного училища ПВО, утвержденный Министром обороны от 27.07.2015 г., лицензия, выданная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 17.05.2016 г., которая дана училищу на следующие виды образовательной деятельности: а) высшее образование, предусматривающую реализацию программ подготовки специалитета и научно-педагогических кадров; б) дополнительное образование, как и профессиональное обучение, которое не сопровождается повышением уровня образования и предусматривает реализацию программ дополнительного образования для детей и взрослых, а также программ повышения квалификации и профессиональной подготовки. П. 21 Устава запрещает иные виды образовательной деятельности. Истец был принят на работу в Ярославский филиал академии им. Можайского, 14.01.2015 г. дополнительным соглашением был переведен преподавателем в ЯВВУ ПВО. В соответствии с трудовым договором, принят на работу в качестве преподавателя с целью реализации программ по дополнительному профессиональному образованию в структурном подразделении «Учебный центр для подготовки младших специалистов», входящем в штат Ярославского высшего военного училища на постоянной основе. В трудовом договоре стоит подпись истца и подпись представителя работодателя (начальника училища). Исходя из вышесказанного, истец был полноправным членом профессорско-преподавательского состава, что подтверждается служебной инструкцией (п. 1.1, 1.3, 1.5, 3.5, 3.7). Его участие в реализации программ дополнительного профессионального образования подтверждается ст. 76 Федерального закона №273-ФЗ (п. 2, 3, 5, 7, 8, 10, 14, 15). Обучающиеся на цикле № 2 УЦ ПМС – это военнослужащие, которые при приеме в УЦ ПМС должны обязательно иметь квалификацию водителя транспортного средства категории «Д». Такую квалификацию они получают за счет Министерства обороны перед призывом в вооруженные силы в объединенных технических школах ДОСААФ в объеме не менее 294 часов по программе дополнительного профессионального образования. В результате каждый из них, помимо получения квалификации, получает ВУС (военно-учетную специальность) 837. На основании п. 5 ст. 68 Федерального закона «Об образовании», такое образование приравнивается к среднему профессиональному образованию, и такие слушатели имеют право получить среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена для Министерства обороны. На цикле № 2 все учащиеся переподготавливаются на должность младшего специалиста и получают квалификацию «механик-водитель многовозных колесных шасси», а также получают новую военно-учетную специальность 841, что соответствует требованиям п. 5 ст. 76 Федерального закона №273-ФЗ. Переподготовка водителя категории «Д» в течение 336 часов заключается в том, что выпускник, являясь водителем многовозных колесных шасси, допускается не только к вождению таких шасси, но и к техническому обслуживанию, текущему ремонту, право консервации и расконсервации данных технических средств. Приказы Министра обороны РФ являются нормативными документами, которые не могут противоречить федеральному законодательству, в частности, Федеральному закону №273-ФЗ. Указанный федеральный закон при определении содержания дополнительной профессиональной программы дает право как образовательной организации, так и лицу, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование, с учетом его потребностей. То есть Приказ №560, который представлен ответчиком, подтверждает позицию истца. Инициатором обучения для цикла №2 являются воздушно-космические силы. Они же, исходя из квалификационных требований к специалистам, которые предъявляются в воздушно-космических силах, составляют программу, по которой осуществляется обучение. В частности, они представляют программу по приказу № 491 от 01.12.2016 г. В программе указывается количество часов обучения – 336 часов. Учебный план представлен в материалах дела. Также представлен учебный график занятий (расписание) и образец удостоверения механика водителя. Все это закладывается в руководстве по подготовке младших специалистов. Учебный центр не выделяется в отдельную организацию, как утверждает ответчик. Приведенные ответчиком приказы лишь упорядочивают нормативную базу подготовки по дополнительному профессиональному образованию. Кроме того, инициатор воздушно-космических сил перечисляет денежные ассигнования на выплату мне заработной платы и иных стимулирующих выплат, а ответчик обманным путем не выплачивает их исполнителю по сегодняшний день. Попытка перевода меня под юрисдикцию воздушно-космических сил является фикцией, что подтверждается п. 1, 2, 3, 7, 8 ст. 81 Федерального закона №273-ФЗ. Ст. 27 (п. 4) Федерального закона указывает, что структурное подразделение образовательной организации не является самостоятельным юридическим лицом, действует на основании устава образовательной организации и Положения о структурном подразделении, утвержденного уставом образовательной организации. Такое положение есть, оно подтверждает, что все структурное подразделение, начиная с начальника учебного центра, подчиняется начальнику училища. Других данных ответчиком не представлено. Исходя из объема и характера выполняемых им трудовых функций, указанный выше статус педагогического работника, установленный Федеральным законом, нарушается самим же ответчиком по п. 1, 21 ст. 2, п. 2, 3, 5, 6 ст. 47, п. 1, 2 ст. 46, п. 1 ст. 50, а также по пунктам трудового договора 1.1, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.7, 4.2, 4.3, 4.4 – 6.7, 8.3. Эти права умышленно попираются ответчиком в расчете на безнаказанность перед существующим законодательством. Перед поступлением на работу между ним и работодателем был заключен трудовой договор от 14.01.2013 г., по которому истец был принят на работу на должность преподавателя, который на тех же условиях был пролонгирован в 2015 году, договор представлен в материалах дела. Требования параграфов 2.5, 3.2, 6.4, 5.3, ответчик без объяснения причин проигнорировал, за время осуществления трудовой деятельности их не выполнил. Не исполнены ответчиком также пункты коллективного договора, который он обязан был заключить с начала его трудовой деятельности (п. 2.2, 2.4, 2.5, 2.7, 2.8). Тем самым были нарушены трудовые права на получение выплат с фактическими значениями показателей эффективности и качества педагогической деятельности. Представитель ответчика в своем отзыве ссылается на весовой коэффициент, он никаких весовых коэффициентов не получал, в каких денежных единицах он выражается, не знает, возможно, его получал кто-то другой. За время своей работы он являлся создателем библиотечного фонда структурного подразделения – учебного центра подготовки младших специалистов. Он автор трех печатных и двух электронных открытых публикаций, разработанных и изданных в интересах Министерства обороны, в 2017-2018 гг. Общий тираж составляет 563 авторских листа. Однако в нарушение п. 2.5, 2.7, 3.1 – 3.4 положения 4 коллективного договора о дополнительных стимулирующих выплатах научно-педагогическим работникам из числа гражданского персонала ответчик никакие выплаты не производил, истец их не получал.

Представитель истца Ступина Т.В., действующая на основании ордера, в судебном заседании требования поддержала по основаниям изложенным в иске, пояснила, что существует Указ Президента РФ, который предусматривает повышение заработной платы для всех педагогических работников различных уровней, в дошкольных образовательных учреждениях, для учителей, которые дают общее образование, преподавателей начального и среднего профессионального образования, а также для преподавателей учреждений высшего профессионального образования. Повышение должно быть постепенным, но оно должно быть. Указ должен исполняться независимо от того, где педагог исполняет свои обязанности, то есть в какой структуре он работает. В соответствии с этим указом для среднего образования предусмотрено повышение заработной платы до средней заработной платы в регионе, для высшего образования – до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе. То есть права истца нарушаются в том, что независимо от места работы его зарплата должна достигать определенного уровня. Вся деятельность ответчика регулируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также иным нормативным актам Министерства обороны РФ, изданным в соответствие с этим законом. Вся образовательная деятельность в России является лицензируемой. Поэтому у ответчика есть лицензия, где заложены все виды разрешенной деятельности для ответчика. Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона «Об образовании», устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование, которое делится на бакалавриат, специалитет и магистратуру, подготовку кадров высшей квалификации. Понятие начального профессионального образования отсутствует в законе с 2012 г. В Указе Президента РФ еще фигурируют работники начального образования, но Указ был издан в мае 2012 г., а Федеральный закон «Об образовании» вступил в силу только в 2013 г., в связи с чем есть разночтения. В настоящее время по закону есть только два вида образования: среднее и высшее. Истец обучает слушателей, необходимо выяснить их статус. К нему не могут прийти доучиваться школьники, лица, окончившие только какие-нибудь курсы. К истцу приходят только лица, которые имеют среднее профессиональное образование. Причем они направляются только из одной организации в городе, которая в настоящее время называется ОТШ ДОСААФ ЯО. Все виды образовательной деятельности лицензируются. Был приказ Министерства транспорта «О лицензировании образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств» от 10.05.1994 г. №26, а в приложении к нему временное Положение о лицензировании образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств. В соответствии с этим Положением, лицензирование образовательных учреждений, ведущих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств, производится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» в сфере государственного регулирования данного вида деятельности. Лицензированию подлежит деятельность образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств категорий А, В, С, Д, Е и мастеров производственного обучения вождению. Этот нормативный акт в настоящее время отменен. К Хабарову В. И. приходили лица, имеющие категорию «Д», то есть водители автобусов. Причем не из любой школы, а, в соответствии с приказом «О лицензировании образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку водителей автотранспортных средств», лицензия была дана единственному учреждению в г. Ярославле – Ярославскому областному учебно-курсовому комбинату, в настоящее время он называется ОТШ ДОСААФ ЯО. Согласно сведениям с их официального сайта, у них есть лицензия, в соответствии с этой лицензией они осуществляют дополнительное образование и подвиды – дополнительное профессиональное образование. Как следует из выписки из ЕГРЮЛ по этой школе, к видам ее деятельности относится: образование среднее. То есть это учебное заведение, имеющее лицензию, выпускает специалистов среднего образования. Это не солдаты, не школьники, а лица, получившие среднее образование и имеющие определенный статус. Данное учреждение бесплатно готовит специалистов для армии. Целенаправленно молодые люди приходят туда, получают права категории «Д» или «В», они уже знают, что пойдут служить в армию и будут использовать эту специальность. Таким образом выполняется заказ Министерства обороны. Затем эти лица приходят к ответчику, где работал истец. Если сравнить с ранее действовавшими нормативными актами, это образование называлось начальным. Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона «Об образовании», образовательные уровни, установленные в РФ до вступления в силу данного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным настоящим Федеральным законом в следующем порядке: начальное профессиональное образование приравнивается к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. То есть закон уравнял начальное профессиональное образование, которое было раньше, со средним профессиональным образованием. Были разъяснения, изложенные в письме Министерства образования и науки РФ от 25.08.2015 г. «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования», в них напрямую поставлен вопрос, имеет ли право образовательная организация зачислить на обучение по программе профессиональной переподготовки лицо, предоставившее при зачислении на обучение диплом о начальном профессиональном образовании, выданный ранее 1 сентября 2013 года. В разъяснениях указано, что организация имеет на это право, в настоящее время это лица, имеющие среднее профессиональное образование. В соответствии с Уставом (п. 19), ответчик осуществляет следующие виды деятельности: лицензионные – реализация программ высшего профессионального образования, реализация программ среднего профессионального образования (это основные программы), а также реализация дополнительных образовательных программ – программ профессиональной подготовки и повышения квалификации. То есть уже в уставе заложена возможность осуществлять дополнительное образование и то, в чем оно заключается. Дополнительное образование представляет собой как бы второй уровень образования. Есть основное образование – высшее и среднее, а есть дополнительное. Основное образование законодателем разделено по видам, а дополнительное образование, в соответствии с ч. 2 ст. 76 Федерального закона «Об образовании», не делится на подвиды, оно делится на подвиды по-другому: оно подходит как для высшего, так и для среднего образования. Так предусмотрено лицензированием. Исходя из закона, дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). То есть оно может быть как для лиц, получающих высшее образование, так и для лиц, получающих или получивших среднее образование. Ответчик ссылается на сведения о восьмом факультете. Однако восьмой факультет обучает офицеров, а структурное подразделение, в котором работал истец, обучает специалистов со средним образованием. Это предусмотрено уставом и лицензией. Согласно лицензии, ответчик осуществляет профессиональное образование (расшифровано 5 видов), дополнительное образование, которое делится на дополнительное профессиональное образование и дополнительное образование детей и взрослых. Туда включили все с расчетом на то, что в будущем в училище будет создано новое подразделение, в котором будут обучать даже детей. Даже само название училища говорит о том, что оно создано для нужд определенного подразделения Министерства обороны. Специалисты после этого училища в любом случае пойдут в военно-космические силы независимо от того, готовят офицеров или специалистов среднего звена. В подвиде «дополнительное профессиональное образование» заключается работа восьмого факультета и УЦ ПМС. Ответчик не хочет это признавать, он не включает в списочный состав сотрудников УЦ ПМС для увеличения заработной платы по дорожной карте, поэтому они ничего не знали о своем праве. Об этом они узнали совершенно случайно, так как, по слухам, некоторые преподаватели в училище получали в 3 раза больше, чем они, а истец получал только 14 000 руб., исходя из сведений, предоставленных истцом. Ответчик сведений о заработной плате истца так и не предоставил. Такой уровень заработной платы не может быть у преподавателя независимо от того, где преподаватель работает. Если бы истец работал в среднем учебном заведении, он бы зарабатывал не 14 000 руб. ежемесячно, а 33 000 руб. в месяц. Более того, Хабаров В. И. работает в высшем учебном заведении со статусом преподавателя. Дополнительном соглашении неправильно указано наименование должности истца: там указано «преподаватель второго цикла учебного центра ПМС», такой должности нет в тарификационном справочнике. По тарификационному справочнику есть должность преподавателя в высшем учебном заведении. У ответчика работают только преподаватели, потому что иными видами деятельности они не могут заниматься, только лицензионными видами деятельности. В обязанности преподавателя, согласно распечатке: организует и проводит учебную, учебно-методическую работу со всеми видами учебных занятий, за исключением чтения лекций; участвует в научно-исследовательской работе кафедры, иного подразделения образовательного учреждения, обеспечивает выполнение учебных планов и программ, под руководством профессора, доцента или старшего преподавателя разрабатывает или принимает участие в разработке методических пособий по видам проводимых занятий и учебной работы. Это те самые функции, которые и выполнял истец. Работы он тоже писал, хотя не все на этой кафедре писали, наверное. Если обратиться к должностным обязанностям других преподавателей ответчика, там будут указаны те же должностные обязанности. То есть должностные обязанности преподавателей единые для всех факультетов. Необходимо узнать у ответчика, чем в таком случае отличается преподаватель, осуществляющий высшее образование, от преподавателя, осуществляющего среднее образование. Данная структура набирает на обучение людей по определенной программе, выполняет определенный план мероприятий, дает обучение в определенном количестве по программе, утвержденной Министерством обороны РФ, а не ВКС, она разработана для ВКС, как и все остальные программы в училище, заведение ответчика может заниматься только лицензируемыми видами деятельности. В связи с этим возникает вопрос, какой это вид деятельности, если не лицензионный, а также на каком основании ответчик обучает каких-либо лиц, выдает им удостоверения со своей печатью, подписями комиссии – руководства училища, а не сторонних лиц. Обучающиеся затем идут в армию более квалифицированными, чем просто водителями автобусов, и там служат. Это не просто солдаты, у них и статус наверняка другой, потому что они имеют специальное образование, специальное обучение для армии. Ст. 81 Федерального закона «Об образовании» специально регулирует деятельность учебных заведений, которые готовят специалистов для армии. Согласно ч. 3 данной статьи, примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование. То есть для всего училища это одинаковый орган: либо Министерство обороны, либо ВКС. Согласно ч. 7 указанной статьи, слушателями являются офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава). К категории слушателей по решению федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация, могут быть отнесены военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава. То есть слушателями могут быть как офицеры, так и средний состав в вузах военной направленности, в которых осуществляется бучение для армии. В соответствии со ст. 81 Федерального закона «Об образовании» Министр обороны РФ издал приказ от 15.092014 г. №670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Как следует из п. 3 приложения 1данного приказа, высшие военно-учебные заведения реализуют основные профессиональные образовательные программы - образовательные программы высшего образования и образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки специалистов среднего звена, программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих). В Уставе закреплены аналогичные положения. Согласно п. 3 приложению 2, высшие военно-учебные заведения при наличии соответствующей лицензии вправе реализовывать образовательные программы высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительные профессиональные программы, программы профессионального обучения, основные и дополнительные общеобразовательные программы, то есть вообще все виды образовательных программ могут осуществляться в высших учебных заведениях. Так как этот вопрос является спорным, это дает возможность ответчику не выполнять свои обязанности, то есть не повышать Хабарову В. И. заработную плату. Если бы истец работал в учебном заведении среднего звена как преподаватель, а с его статусом он может работать как в среднем звене, так и в высшем звене, то его зарплата была на сегодняшний момент не 14 000 руб. Необходимо рассмотреть вопрос хотя бы с той стороны, как можно уравнять истца в правах с другими работниками-преподавателями. У нас отсутствует учебный план, количества часов, так как истец уже не работает, надеюсь, что в этой части свои пояснения даст ответчик. Однако по форме его обязанности входят в дополнительное профессиональное обучение, которое предусмотрено лицензией. Если ответчик утверждает, что это не лицензируемый вид деятельности, то в отношении него должна быть проведена проверка в связи с тем, что он занимается нелицензионными видами деятельности. Ответчик контррасчет не представил. На основании вышеизложенного полагаю, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Представители ответчика ФГКВОУВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» - Гришкина В.И., Сказкин А.М., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, пояснили, что истец 14.01.2013г. был принят на работу в училище на должность преподавателя учебного центра (подготовки младших специалистов). Система оплаты труда работников установлена Приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008г № 583 и коллективным договором в соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ. Хабаров В.И. был уволен 14 ноября 2018 г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового Кодекса РФ. При увольнении был выдан окончательный расчет за ноябрь 2018 г. со всеми полагающими выплатами согласно системы оплаты труда Училища Согласно п. 1.3 раздела 1 Положения об осуществлении дополнительных стимулирующих выплат научно-педагогическим работникам из числа гражданского персонала Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны к профессорско-преподавательскому составу относятся лица гражданского персонала училища, замещающие должности заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, реализующие образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы.

В соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности Училище имеет право реализовывать дополнительное профессиональное образование. Согласно п.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы; 2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. Для Училища дополнительные профессиональные программы определены приказами Министра обороны РФ от 2016 года № *48 и от 2018 года №52. Данные программы реализуются 8 факультетом (переподготовки и повышения квалификации) со слушателями. учебный центр (подготовки младших специалистов) является структурным подразделением Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, предназначенный для организации и проведения воспитательной работы с курсантами (военнослужащими по призыву из числа солдат, матросов, сержантов и старшин), проведение учебной и методической работы по отдельным общевойсковым дисциплинам, занятия по тактической (тактико-специальной), военно-технической (военно-специальной) и физической подготовке, совместно с циклами проводит подготовку специалистов в соответствии с учебным планом и программой подготовки специалистов Воздушно-космических сил в объёмах, определённых этой программой.

Целью учебной работы в УЦПМС является подготовка младших специалистов из военнослужащих, проходящих службу по призыву для частей и подразделений Воздушно-космических сил. В связи с вышеизложенным, с Хабаровым В.И. не заключалось дополнительное соглашение о необходимости достижения в очередном финансовом году и плановом периоде доведения показателей соотношения средней заработной платы работников соответствующих категорий к целевым значениям, установленным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее по тексту-Указ Президента РФ от 07.05.2012г. №597), так как он не реализовывал дополнительные профессиональные программы, основные образовательные программы высшего образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

Кроме того, представленные Хабаровым В.И. в исковом заявлении расчеты об исчислении заработной платы в отношении каждого конкретного работника исходя из ставки заработной платы, а не в отношении всего списочного состава работников и не из фактически начисленной и полученной заработной платы, являются ошибочными. По своей сути средние показатели заработной платы отдельных категорий работников, принятые в конкретном регионе, не являются гарантированными каждому конкретному работнику минимальным размером оплаты труда, поскольку заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 и от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» для соответствующей категории работников.

При таких обстоятельствах, "дорожная карта" - это не оклад, не его часть, не дополнение к окладу заработной платы, не выплата компенсационного или стимулирующего характера, не часть ежемесячной заработной платы, а это план мероприятий, направленный на улучшение качества образования по запланированным законодательством направлениям и, как следствие, не может выплачиваться ежемесячно.

При этом согласно Методике расчета фактического уровня заработной платы отдельных категорий работников, определенной Указом Президента от 07.05.2012 N 597 по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте, являющейся Приложением N 5 к Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р, показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением. Денежные средства на выплату «дорожной карты» доводятся распорядителем бюджетных средств (УФО) на основании расходного расписания с указанием конкретной категории работников (профессорско - преподавательский состав и научные работники высшего учебного заведения) Выплат за издание или подготовку учебных пособий другим категориям работников отдельно не предусмотрено и согласно п. 26 Должностной инструкции преподавателям УЦПМС в должностные обязанности данного работника входит обязанность принимать личное участие в работе по созданию и совершенствованию учебно-материальной базы истца.

Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, оценив все в совокупности, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: в силу ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В судебном заседании установлено, и подтверждается записями в трудовой книжке 14.01.2013г. Хабаров В.И. принят на должность преподавателя 2 цикла (эксплуатации автомобильной техники) учебного центра (подготовки младших специалистов) Военно – космической академии им. А.Ф. Можайского.

14.11.2018г. трудовой договор расторгнут по инициативе работника по п. 5 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

На основании ст. ст. 136, 127 ТК РФ работник имеет право на выплату заработной платы в полном объеме и своевременно, включая все предусмотренные трудовым законодательством РФ выплаты при увольнении.

Согласно срочного трудового договора от 14.01.2013г. заключенного между ВКА имени А.Ф. Можайского Хабаров В.И. принят на работу в филиал академии (г. Ярославль) на должность преподавателя 2 цикла (эксплуатации автомобильной техники) учебного центра подготовки младших специалистов. Согласно п. 6.1 работодатель выплачивает преподавателю должностной оклад в размере 6 770 руб. в месяц.

Разделом 2 п. 17 Устава ФГКВОУВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны РФ предусмотрено, что основной целью деятельности училища является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования и научной (научно - исследовательской) деятельности.

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки 17.05.2016г. ФГКВОУВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» выдана лицензия на осуществление профессионального образования, присеваемые по профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации, высшего образования по программам специалитета – инженер, инженер специальных радиотехнических систем, исследователь, преподаватель – исследователь, а также профессионального обучения, дополнительного образования.

Подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству Российской Федерации постановлено обеспечить повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Во исполнение названного Указа Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято распоряжение от 26.11.2012г. № 2190-р, предусматривающее повышение уровня заработной платы преподавателей высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Обращаясь с исковым заявлением Хабаров В.И. указывает на то, что при увольнении ответчик выплатил причитающиеся ему денежные средства с нарушением Указа Президента РФ № 597 от 07.05.2012г. «О мероприятиях» по реализации государственной социальной политики, чем не обеспечил повышение его средней заработной платы как преподавателю образовательного учреждения.

В связи с чем полагал, что за период с 01.01.2017г. по 31.03.2017г. его среднемесячная заработная плата должна составлять не менее средней заработной платы по Ярославской области по данным Росстата за 2017 год то есть = 27 900 руб.. в связи с чем ответчик должен был выплатить 83 700 руб., фактически выплачено 47 241 руб., задолженность составляет 36 459 руб.

За период с апреля по декабрь 2017г. ответчик должен был проиндексировать среднюю заработную плату с учетом повышающего коэффициента 159,5 %. Его средняя заработная плата должна составлять 44 500 руб. 50 коп. За 9 месяцев должен был выплатить 400 504 руб. 50 коп., фактически выплачено 228 408 руб. 85 коп., задолженность составляет 172 095 руб. 64 коп.

С 01.01.2018г. среднемесячная заработная плата по данным Росстата составила 33 882 руб.. соответственно его среднемесячная заработная плата должна составлять 67 764 руб. За 10,5 месяцев ответчик должен был выплатить 711 522 руб., фактически было выплачено 231 748 руб. 52 коп. Задолженность составила 231 748 руб. 52 коп., задолженность составила 479 773 руб. 48 коп. Всего задолженность по заработной плате за период с 01.01.2017г. по 14.11.2018г. составила 688 328 руб. 12 коп.

В соответсвии со ст. 12 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.06.2019) «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы. К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

4. К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Положением об учебном центре (подготовки младших специалистов) ФГКВОУВО «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны Российской Федерации установлено, что учебный центр (подготовки младших специалистов) (далее учебный центр) является структурным подразделением Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны предназначенный для организации и проведения воспитательной работы с курсантами, проведение учебной и методической работы по отдельным общевойсковым дисциплинам, занятия по тактической (тактико-специальной), военно-технической (военно-специальной) и физической подготовке. Проводить подготовку специалистов в соответствии с учебным планом и программой подготовки специалистов Войск воздушно-космических сил в объёмах определённых этой программой. Основной задачей учебного центра является подготовка к самостоятельным действиям младших специалистов по специальностям: «Оператор радиолокационных станций низковысотного обнаружения», «Оператор вышки 40В6», «Оператор заряжающей машины 22Т6(5Т99)», «Механик-водитель многоосного тягача МАЗ - 543 (М)».

Согласно п. 1.3 раздела 1 Положения об осуществлении дополнительных стимулирующих выплат научно-педагогическим работникам из числа гражданского персонала Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны (Приложение №4 к Коллективному договору) к профессорско-преподавательскому составу относятся лица гражданского персонала училища, замещающие должности заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, реализующие образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы.

Начальником Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны 06.04.2016г. утверждена должностная инструкция – преподавателя учебного центра (подготовки младших специалистов) Ярославского высшего военного училища ПВО, согласно которой преподаватель подчиняется начальнику цикла учебного центра (подготовки младших специалистов).

Таким образом, установлено, что учебный центр подготовки младших специалистов является структурным подразделением Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, проведение предназначенный для организации и проведения воспитательной работы с курсантами, проведение учебной и методической работы по отдельным общевойсковым дисциплинам, занятия по тактической (тактико-специальной), военно-технической (военно-специальной) и физической подготовке. Проводить подготовку специалистов в соответствии с учебным планом и программой подготовки специалистов Войск воздушно-космических сил в объёмах определённых этой программой.

Учебным центром подготовки младших специалистов Ярославского высшего военного училища ПО программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы не реализуются, в связи с чем должность преподавателя Учебного центра подготовки младших специалистов не относится к должностям профессорско - преподавательскому состава.

При указанных обстоятельствах, должность в которой работал истец не относится к профессорско – преподавательскому составу, замещающие должности заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, реализующие образовательные программы высшего образования и дополнительные профессиональные программы, в связи с чем положения Указа Президента РФ от 07.05.2012г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» на расчет заработной платы Хабарова В.И. распространяться не могут.

Оснований для взыскания задолженности по заработной плате в размере 688 328 руб. 12 коп. у суда не имеется.

При этом суд учитывает, что размер заработной платы Хабарова В.И. в 2017,2018г.г. согласно справкам 2НДФЛ о доходах физического лица превышал размер заработной платы указанный истцом – 14 000 руб., в связи с чем к доводам Хабарова В.И., о том что его заработная плата не индексировалась суд относится критически.

Требования Хабарова В.И. к Ярославскому военному училищу ПВО о взыскании дополнительных стимулирующих выплат в размере 158 475.33 руб., денежной компенсации за неполную выплату зарплаты 87 503 руб.. морального вреда в размере 500 000 рублей удовлетворению не подлежат, поскольку являются производными от требований о взыскании задолженности по заработной плате в удовлетворении которых судом отказано.

Все остальные доводы истца и его представителя не влекут за собой таких юридических последствий, которые бы послужили основанием для удовлетворения исковых требоваий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Хабарова Владимира Ивановича к Ярославскому государственному казенному военному образовательному учреждению высшего образования «Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны» Министерства обороны РФ о взыскании в свою пользу:

- доплату к заработной плате в размере 688 328,12 руб..

- дополнительные стимулирующие выплаты в размере 158 475.33 руб.,

- денежную компенсацию за неполную выплату зарплаты 87 503 руб..

- моральный вред в размере 500 000 руб. – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца путем подачи жалобы через Красноперекопский районный суд.

Судья Н.С. Донцова