Мотивированное решение составлено 3 марта 2022 года
Дело № 2а-56/2022 (ранее № 2а-1785/2021)
УИД 76RS0023-01-2021-002570-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года город Ярославль
Красноперекопский районный суд города Ярославля в составе судьи Красноперовой И.Г.,
при секретаре Петрутис В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области к Аронову Владимиру Ильичу о взыскании обязательных платежей и санкций по налогу на имущество физических лиц,
лица, участвующие в деле: административный истец Межрайонная ИФНС России № 5 по ЯО в лице представителя по доверенности Ухановой Ю.Н.; административный ответчик Аронов В.И. - участвовали в судебном заседании; заинтересованное лицо Межрайонная ИФНС России № 3 по ЯО в лице представителя не участвовал в судебном заседании, ранее представлял ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя,
У с т а н о в и л:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 5 по ЯО в июле 2021 года обратился в суд с административным иском к Аронову В.И. о взыскании обязательных платежей и санкций по налогу на имущество физических лиц, просит взыскать, с учетом уточнений, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 6 939,90 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 г. в сумме 11,72 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 в сумме 38,49 руб., а всего, на сумму 6 990,11 руб. (в уточненном исковом заявлении указана сумма «6 980,11 руб.», но арифметически сумма уточненных требований составляет по факту 6 990,11 руб.).
В обоснование административного иска указано на то, административный ответчик Аронов В.И. (налогоплательщик) состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции ФНС России № 5 по Ярославской области (инспекция).
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность каждого, уплачивать законно установленные налоги.
Налогоплательщик обязан в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст.45 НК РФ).
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В налоговом периоде в 2018 году Аронову В.И. на праве собственности принадлежало:
- иные строения, помещения и сооружения по адресу: АДРЕС
Налоговый период | Налоговая база (кадастровая стоимость) | Доля в праве | Налоговая ставка | Кол-во месяцев | Коэффициент к налоговому периоду | Сумма налоговых льгот руб. | Сумма налога |
2018 | 3546900 | 1 | 0,50 | 12/12 | 8584 |
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 №320-ФЗ).
Таким образом, срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год - 02.12.2019.
Согласно статье 45 Налогового кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ).
На основании ст.69 НК РФ должнику (административному ответчику0 направлено требование № 29044 от 24.12.2019 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 8 584 руб. (направлено через личный кабинет налогоплательщика).
В соответствии со ст.75 НК РФ в случае несвоевременной уплаты налога, налогоплательщику начисляются пени. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов или сборов (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Таким образом, сумма пени, включенная в требование № 29044 от 24.12.2019, составляет: - за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц налога в сумме 11,72 руб. по имуществу, также принадлежавшего Аронову В.И. : гараж в д.Игрищи Большесельского района (налог за который уплачен позднее налогоплательщиком, что учтено налоговым органом при разбирательстве дела):
Срок уплаты | Дата начала исчисления пени | Дата окончания исчисления пени | Недоимка для пени | Ставка ЦБ | Кол-во дней просрочки | Сумма пени |
02.12.2019 | 03.12.2019 | 15.12.2019 | 2614 | 6,50 | 13 | 7,36 |
16.12.2019 | 23.12.2019 | 2614 | 6,25 | 8 | 4,36 |
Расчет пени по налогу:
2614*6,50%/300* 13=7,36
2614*6,25%/300*8=4,36
- за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 38,49 руб. за строение по адресу: АДРЕС
Срок уплаты | Дата начала исчисления пени | Дата окончания исчисления пени | Недоимка для пени | Ставка ЦБ | Кол-во дней просрочки | Сумма пени |
02.12.2019 | 03.12.2019 | 15.12.2019 | 8584 | 6,50 | 13 | 24,18 |
16.12.2019 | 23.12.2019 | 8584 | 6,25 | 8 | 14,31 |
Расчет пени по налогу:
8584*6,50%/300* 13=24,18
8584*6,25%/300*8=14,31
В установленный в требовании срок налогоплательщиком не была исполнена обязанность по уплате налога.
Межрайонная ИФНС России № 4 по Ярославской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в судебный участок № 2 Красноперекопского судебного района г. Ярославля о взыскание задолженности.
22.04.2021 мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
Таким образом, данные обстоятельства свидетельствуют о наличии спора между сторонами. На момент направления искового заявления задолженность по налогу на имущество физических лиц не погашена.
Административный истец предъявил в районный суд в исковом производстве данный административный иск в июле 2021 года (т.е. с соблюдением установленного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ шестимесячного срока предъявления иска, срок в данном случае исчисляется со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа).
Стороны извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Уханова Ю.Н. требования по административному иску, с учетом уточнения по учету поступивших от ответчика платежей, на общую сумму 6 980,11 руб. (по факту сумма уточненных требований составляет 6 990,11 руб.) поддержала по основаниям административного искового заявления.
Представитель административного истца также поддержала представленные дополнительные письменные пояснения по делу, в которых указаны все поступившие от ответчика платежи, в том числе за ранние периоды, и указано, что Аронов В.И. ИНН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (налогоплательщик) состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области (п. 7 ст. 83 НК РФ). В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения. Налог на имущество исчисляется с момента возникновения права собственности на имущество. Возникновение права собственности связано с его государственной регистрацией. Аналогичный порядок предусмотрен и для прекращения начисления налога. Датой государственной регистрации права является день внесения записи о соответствующем праве в Единый государственный реестр недвижимости (ч. 2 ст. 16 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в ЕГРН и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Таким образом, обязанность по уплате налога наступает только после государственной регистрации права собственности на строение, а размер налога на имущество физических лиц зависит от налоговой базы и ставки.
В соответствии со ст. 401 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения признаются жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных статьей 408 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 406 НК РФ налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих определенных указанной статьей Кодекса.
Базовый размер налоговых ставок составляет (п. 2 ст. 406 НК РФ):
1)0,1% в отношении:- жилых домов и их частей, квартир и их частей, комнат; 2)2% в отношении имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн. руб.; 3)0,5% в отношении иного имущества.
Решением муниципального Совета Большесельского сельского поселения Большесельского муниципального района от 24.11.2014 № 183 «О налоге на имущество физических лиц» установлен порядок исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также ставки налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на 2016 год:
- 0,15% - объекты налогообложения: гаражи;
- 0,5% - объекты налогообложения: прочие объекты налогообложения.
Решением муниципального Совета Даниловского сельского поселения Даниловского муниципального района от 18.11.2014 № 19 «О налоге на имущество физических лиц» установлен порядок исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, а также ставки налога на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения на 2017 год:
- 0,5% - объекты налогообложения: прочие объекты налогообложения.
Пунктами 8 и 8.1 статьи 408 Налогового кодекса при исчислении налога на имущество физических лиц предусмотрено применение коэффициентов соответственно 0,2, 0,4, 0,6 и 1,1, величина и порядок применения которых зависят от даты начала определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения в соответствующем муниципальном образовании.
В связи с этим, налог на имущество физических лиц за 2016 год рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта с учетом понижающего коэффициента 0,4.
В налоговом периоде в 2016г Аронову В.И. на праве собственности принадлежало:
- гаражи по адресу: АДРЕС
- иные строения, помещения и сооружения по адресу: АДРЕС
- иные строения, помещения и сооружения по адресу: АДРЕС
Налоговая база
(кадастровая
стоимость)
Доля в праве | Налоговая ставка | Кол-во месяцев | Коэффициент к налоговому периоду | Сумма налоговых льгот руб. | Сумма налога | ||
2016 | 569100 | 1 | 0,15 | 12/12 | 0,4 | 341,00 | |
2016 | 909600 | 1 | 0,50 | 12/12 | 0,4 | 1819,00 | |
2016 | 3546900 | 1 | 0,50 | 12/12 | 0,4 | 7094,00 |
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 N320-03).
Таким образом, срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2016 год -01.12.2017.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п.1 ст.45 НК РФ).
На основании ст.69 НК РФ должнику направлено требование № 2448 от 12.02.2018 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 9254 руб. (направлено через личный кабинет налогоплательщика).
В связи с неисполнением требования в срок (24.04.2018) Межрайонная ИФНС России № 4 по Ярославской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в судебный участок № 2 Красноперекопского судебного района г. Ярославля о взыскание задолженности в общей сумме 9254 руб.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 Красноперекопского судебного района г. Ярославля от 01.10.2018 года № 2-2а-1852/2018 с Аронова В.И. взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в сумме 9254 руб.
В силу ч. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 года N 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами.
В соответствии с пунктом 8 приложения N 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" в платежных документах о переводе денежных средств указывается основания платежа или налоговый период.
В случае отсутствия в платежных документах о переводе денежных средств назначение платежа или налогового периода налоговые органы при невозможности идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.
Налогоплательщик 01.12.2018 произвел уплату налога на имущество в сумме 2160,00 руб. В связи с тем, что в данном платежном документе не содержатся сведения о том, за какой налоговый период произведена оплата, Инспекция, в рамках п. 7 ст. 45 НК РФ, внесенный платеж обоснованно зачла в счет погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды по хронологии, т.е. за 2016 год, поскольку начислений по налогу на имущество за 2017 год по сроку уплаты 04.12.2018, в карточке «Расчеты с бюджетом» местного уровня (далее - КРСБ), на дату внесения платежа (01.12.2018), не было.
Таким образом, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год составляет 7094,00 руб. (9254,00 руб. -2160,00 руб. = 7094,00 руб.)
В налоговом периоде в 2017г Аронову В.И. на праве собственности принадлежало:
- гаражи по адресу: АДРЕС
иные строения, помещения и сооружения по адресу: АДРЕС
иные строения, помещения и сооружения по адресу: АДРЕС
Налог на имущество физических лиц за 2017 год рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта с учетом понижающего коэффициента 0,6.
Налоговый период | Налоговая база (кадастровая стоимость) | Доля в праве | Налоговая ставка | Кол-во месяцев | Коэффициент к налоговому периоду | Сумма налоговых льгот руб. | Сумма налога |
2017 | 569100 | 1 | 0,15 | 12/12 | 0,6 | 375,00 | |
2017 | 909600 | 1 | 0,50 | 12/12 | 0,6 | 2001,00 | |
2017 | 3546900 | 1 | 0,50 | 12/12 | 0,6 | 7803,00 |
Срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2017 год - 03.12.2018 (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст.45 НК РФ).
На основании ст.69 НК РФ должнику направлено требование № 15062 от 18.12.2018 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 10214,71 руб. (направлено через личный кабинет налогоплательщика).
В связи с неисполнением требования в срок (до 10.01.2019), Межрайонная ИФНС России № 4 по Ярославской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в судебный участок № 2 Красноперекопского судебного района г. Ярославля о взыскание задолженности в общей сумме 10214,71 руб.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 Красноперекопского
судебного района г. Ярославля от 23.08.2019 года № 2а-1973/2019 с Аронова В.И.
взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год в сумме
10214,71руб.
28.08.2019 налогоплательщик произвел уплату налога на имущество физических лиц в сумме 2376,00 руб. В связи с тем, что в данном платежном документе не содержатся сведения о том, за какой налоговый период произведена оплата, Инспекция, в рамках п. 7 ст. 45 НК РФ, внесенный платеж обоснованно зачла в счет погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды по хронологии, т.е. за 2017 год, поскольку, начислений по налогу на имущество за 2018 год по сроку уплаты 02.12.2019, в карточке «Расчеты с бюджетом» местного уровня (далее - КРСБ) не было.
21.10.2019 мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
Решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля 13.05.2020 дело № 2а-
739/2020 требования Межрайонной ИФНС № 4 по Ярославской области в части взыскания с Аронова В.И. налога на имущества физических лиц за 2017 год в сумме 7803,00 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в сумме 27,38 руб. оставлены без удовлетворения.
Таким образом, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2017 год отсутствует.
В налоговом периоде в 2018 г. Аронову В.И. на праве собственности принадлежало:
- гаражи по адресу: АДРЕС
иные строения, помещения и сооружения по адресу: АДРЕС
иные строения, помещения и сооружения по адресу: АДРЕС
Налоговый период | Налоговая база (кадастровая стоимость) | Доля в праве | Налоговая ставка | Кол-во месяце | Коэффициент к налоговому периоду | Сумма налоговых льгот руб. | Сумма налога |
2018 | 569100 | 1 | 0,15 | 12/12 | 413,00 | ||
2018 | 909600 | 1 | 0,50 | 12/12 | 2201,00 | ||
2018 | 3546900 | 1 | 0,50 | 12/12 | 8584,00 |
Срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год - 02.12.2019 (п. 1 ст. 363 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст.45 НК РФ).
На основании ст.69 НК РФ должнику направлено требование № 29044 от 24.12.2019 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 8584 руб. (направлено через личный кабинет налогоплательщика).
В соответствии со ст. 75 НК РФ в случае несвоевременной уплаты налога, налогоплательщику начисляются пени. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов или сборов (п. 3 ст. 75 НК РФ).
Таким образом, сумма пени, включенная в требование № 29044 от 24.12.2019, составляет: - за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц налога в сумме 11,72 руб.
Срок уплаты | Дата начала исчисления пени | Дата окончания исчисления пени | Недоимка для пени | Ставка ЦБ | Кол-во дней просрочки | Сумма пени |
02.12.2019 | 03.12.2019 | 15.12.2019 | 2614,00 | 6,50 | 13 | 7,36 |
16.12.2019 | 23.12.2019 | 2614,00 | 6,25 | 8 | 4,36 |
Расчет пени по налогу:
- 2614*6,50%/300* 13=7,36
- 2614*6,25%/300*8=4,36
- за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 38,49 руб. | ||||||
Срок уплаты | Дата начала исчисления пени | Дата окончания исчисления пени | Недоимка для пени | Ставка ЦБ | Кол-во дней просрочки | Сумма пени |
02.12.2019 | 03.12.2019 | 15.12.2019 | 8584,00 | 6,50 | 13 | 24,18 |
16.12.2019 | 23.12.2019 | 8584,00 | 6,25 | 8 | 14,31 |
Расчет пени по налогу:
- 8584*6,50%/300* 13=24,18
- 8584*6,25%/300*8=14,31
В установленный в требовании срок налогоплательщиком не была исполнена обязанность по уплате налога.
Межрайонная ИФНС России № 4 по Ярославской области обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа в судебный участок № 2 Красноперекопского судебного района г. Ярославля о взыскание задолженности.
22.04.2021 мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа, в связи с поступившими возражениями относительно его исполнения.
Согласно сведениям, о состоянии расчетов с бюджетом Аронова В.И., с учетом произведенных платежей 26.04.2021 в сумме 4258,10 руб. (2614,00 руб.+ 1644,10 руб.), задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год составляет 6939,90 руб., пени в сумме 50,21 руб., всего: 6990,11 руб. (арифметически сумма итога указывается в решении).
В связи с приказом ФНС России от 18.01.2021 № ЕД-7-12/18@ «О вводе в промышленную эксплуатацию прикладного программного обеспечения АИС «Налог-3», реализующего автоматизацию технологического процесса 103.06.15.01.0020 «Ведение списка КРСБ налогоплательщика» в части обеспечения централизации ведения КРСБ по месту нахождения плательщика (месту жительства, месту учета как крупнейшего (основного) плательщика)» с 23.01.2021 производится централизовано по месту нахождения плательщика. Таким образом, централизация - это открытие и ведение всех карточек «Расчетов с бюджетом» (далее - КРСБ) плательщика в налоговом органе по месту нахождения плательщика (месту жительства, месту учета как крупнейшего (основного) плательщика (л.д.101-102).
Данное решение было принято законодателем для удобства налогоплательщика, так как все КРСБ открываются и ведутся только в одном налоговом органе.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
Главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов (ст. 6 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").
В то время как задачей налогоплательщика является уплата налогов, сборов и страховых взносов и соответствующих платежей, строго установленных законодательством о налогах и сборах.
На основании изложенного, Межрайонная ИФНС № 4 по Ярославской
области направила материалы дела о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц и пени за 2018 год с Аронова В.И. по адресу места жительства: г.Ярославль, ул. Стачек, д. 61, кв. 22 - в Межрайонную ИНФС России № 5 по Ярославской области.
В связи с этим, Межрайонная ИНФС России № 5 по Ярославской области является надлежащим взыскателем по данному административному делу.
В дополнительных пояснениях административным ответчиком также указано, что порядок и срок взыскания задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год с Аронова В.И., в соответствии со ст. 48 НК РФ, инспекцией не нарушен. Просит уточненные требования удовлетворить.
В судебном заседании административный ответчик Аронов В.И. административные исковые требования не признал, поддержал доводы своих письменных возражений на административное исковое заявление, в которых указал, что к взысканию заявлена сумма имущественного налога за 2018 год. Имущество, на которое налог исчислен, находится на территории Даниловского района. Согласно ст. 15 НК РФ налог на имущество физических
лиц относится к местным налогам и сборам. Согласно п.2 ст. 409 НК РФ налог
уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании уведомления, направляемого налоговым органом. Административный ответчик такого налогового уведомления не получал ни от МИФНС №5, ни от МИФНС №4. Доказательства обратного суду не представлено. Данное обстоятельство является существенным и влияет на начисление пеней и штрафов за нарушение сроков уплаты налога. Объект налогообложения фактически был разрушен и прекратил свое существование в 2016 г., о чем Аронов В.И. сообщил в МИФНС №4. В 2019 году данный объект был снят с кадастрового учета. Согласно п.2.1 ст. 408 НК РФ в отношении объекта налогообложения, прекратившего свое существование в связи с его гибелью или уничтожением, исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца гибели или уничтожения такого объекта на основании заявления о его гибели или уничтожении, представленного налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. Тем не менее налоговый орган продолжает начислять налог на имущество физических лиц за весь 2018 год.
Далее в возражениях ответчика указано, что административное исковое заявление подано неуполномоченным лицом. Начисление и взыскание налога на имущество физических лиц, расположенного в Даниловском районе, относится к компетенции МИФНС №4. Именно этот налоговый орган обратился за вынесением судебного приказа, который был принят 25.05.2020 г. Мировым судьей судебного участка №2 за №2-2а-1806/2020. На каком основании с исковым заявлением выступил иной налоговый орган, который даже не осуществляет начисление сумм налога, т.к. это не его территориальная принадлежность, административному ответчику непонятно. Судебный приказ от 25.05.2020 был передан в ПАО Сбербанк России г. Ярославль, которые успели до отмены судебного приказа списать с его счета 4494,82 рублей (в том числе - налог на имущество - 4258,10 руб., пени - 11,72 руб., госпошлина - 225 руб.). Однако, в исковом
заявлении полностью повторяются требования налогового органа, как и в заявлении о выдаче судебного приказа, т.е. без учета произведенного погашения и налоговый орган предоставил суду недостоверные сведения о размере задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. Административный ответчик просит в удовлетворении иска полностью отказать.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена Межрайонная ИФНС России № 3 по Ярославской области - правопреемник Межрайонной ИФНС России № 4 по Ярославской области (л.д.76), которая надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела; в лице представителя не участвовала в судебном заседании, ранее представляла ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Суд в соответствии со статьей 150 КАС РФ рассмотрел административное дело при имеющейся явке участников.
Заслушав представителя административного истца, возражения административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, оценив все представленные по административному делу доказательства в их достаточной для разрешения дела совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу о том, что требования административного истца являются частично законными и обоснованными, подлежат частичному удовлетворению.
В силу ст.1 НК РФ порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ, ст.ст. 3, 23, 45 НК РФ, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Положениями ст.ст. 23, 44, 45 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению сумм налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа, налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органом не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления за взыскиваемый период.
Пунктом 4 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно положениям ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абз.1 п.2 ст. 48 НК РФ). Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (абз.2 п.2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с ч.ч.4, 6 ст.289 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В соответствии со ст. 48 НК РФ с требованием о взыскании с налогоплательщика - физического лица налогов, сборов, пеней, штрафов вправе обратиться налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, или налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Не считается нарушением подача заявления о взыскании налога на имущество физических лиц налоговым органом как по месту нахождения недвижимого имущества, так и налоговым органом по месту регистрации физического лица, поскольку налоговые органы в силу ст. 30 НК РФ составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов.
Административный ответчик имеет регистрацию по месту жительства с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по адресу: АДРЕС, что подтверждается сведения ОАСР УВМ УМВД России по ЯО (л.д.39), т.е. в Красноперекопском районе г.Ярославля, налоговым органом по данному району является Межрайонная ИФНС России № 5.
Судом установлено, что подаче настоящего административного иска предшествовало обращение Межрайонной ИФНС России № 4 по Ярославской области в судебный участок № 2 Красноперекопского судебного района г. Ярославля с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Аронова В.И. задолженности. Определением мирового судьи от 22.04.2021 судебный приказ № 2-2А-1806/2020 от 25.05.2020 отменен по ходатайству должника, разъяснено право на обращение в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 КАС РФ.
Данное административное исковое заявление подписано исполняющим обязанности начальника МИФНС России № 5 по Ярославской области Никитиной О.В. на основании приказа от 19.05.2021 № 04-08/02/080 (л.д.19). Доводы административного ответчика о том, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области является по настоящему делу ненадлежащим истцом и не имеет полномочий по обращению с административным иском о взыскании задолженности по налогу, пени - являются несостоятельными.
По делу следует, что Аронов В.И. состоит на налоговом учете в Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ярославской области; на имя Аронова В.И. было зарегистрировано нежилое здание по адресу: АДРЕС (дата регистрации права 24.06.2010, дата регистрации прекращения права 15.11.2019), а также зарегистрировано иное строение по адресу: АДРЕС (дата регистрации права 28.04.2012) (л.д.34-38).
В связи с наличием объектов налогообложения у ответчика возникла обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в спорный налоговый период.
На основании ст. 69 НК РФ административному ответчику было направлено требование №29044 от 24.12.2019 об уплате налога на имущество физических лиц в сумме 8 584 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018г. в сумме 11,72 руб. по помещению в Большесельском районе, пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 в сумме 38,49 руб. по помещению в Даниловском районе.
Согласно устным и письменным пояснениям административного истца, задолженность по налогу на имущество физических лиц, с учетом произведенных платежей, составляет 6 939,90 руб. пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 г. в сумме 11,72 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за 2018 в сумме 38,49 руб.
Вместе с тем, согласно ответу на обращение административного ответчика Аронова В.И., МИФНС России №5 было сообщено, что согласно судебному приказу от 25.05.2020 – денежные суммы в размере 11 руб. поступили в инспекцию 16.03.2021. Данная сумма не учтена административным истцом в расчете задолженности, с чем нельзя согласиться, поэтому данную сумму 11 руб. следует учесть при разрешении настоящего дела.
Налоговое уведомление № 46188624 от 25.07.2019, в которое был включен, в том числе, налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 8584 рублей в отношении нежилого здания по адресу: АДРЕС, было направлено налогоплательщику в электронной форме через личный кабинет (л.д.10-11).
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. Порядок исчисления пени определен в ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1,2 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно п.п. 3,5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу.
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц в установленный законом срок Аронову В.И. направлено требование об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц и пени за 2018 год №29044 по состоянию на 24.12.2019 со сроком исполнения до 15.01.2020 (л.д.7).
Налог на имущество физических лиц за 2018 год необходимо было уплатить в срок не позднее – 02.12.2019.
В установленный срок налог на имущество физических лиц за 2018 года Ароновым В.И. не оплачен.
Согласно ст.45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, в соответствии с п. 1 ст.72 Налогового кодекса Российской Федерации, является пеня.
В соответствии с п.1 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня, согласно п. 3, 4 ст. Налогового кодекса Российской Федерации, начисляется за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Согласно карточке «Расчеты с бюджетом» административным ответчиком до настоящего времени задолженность по налогу и пени не оплачены.
Таким образом, суд считает обоснованным взыскание с Аронова В.И. в доход бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 6 939 руб. 90 коп., пени в сумме 39 руб. 21 коп., а не 50 руб. 21 коп., поскольку налоговым органом не учтена оплаченная административным ответчиком сумма в размере 11 руб. (л.д.41), как изложено выше.
Руководствуясь статьями 6-15, 100, 150, 152, 174, 175-180, 286, 289, 290, 114 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России № 5 по Ярославской области удовлетворить частично:
Взыскать с Аронова Владимира Ильича, зарегистрированного по месту жительства по адресу: АДРЕС - в доход бюджета задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 6 939 рублей 90 копеек, пени по налогу на имущество в размере 39 руб. 21 коп., а всего 6 979 рублей 11 копеек обязательных платежей и санкций.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
От уплаты государственной пошлины административного ответчика по данному административному делу освободить.
Решение суда по административному делу может быть обжаловано в порядке главы 34 Кодекса административного судопроизводства РФ в Ярославский областной суд через Красноперекопский районный суд города Ярославля в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.Г. Красноперова