НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красноперекопского районного суда (Республика Крым) от 09.04.2019 № 2А-358/18

Дело №2а-358/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 апреля 2019 года г. Красноперекопск

Красноперекопский районный суд

Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Староверовой А.И.,

при секретаре судебного заседания Перепелица С.В.,

с участием представителя административного истца Захара О.Н.,

представителя заинтересованного лица Бабичевой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым к Отделу судебных приставов по Первомайскому <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, судебному приставу-исполнителю ОСП по Первомайскому <адрес> УФССП России по Республики Крым Фоминой Н.К., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым об освобождении от уплаты исполнительского сбора, (заинтересованное лицо Отдел образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, МБОУ «Первомайская школа Первомайского <адрес> Республики Крым),

УСТАНОВИЛ:

Представитель Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым обратился в суд с административным исковым заявлением об освобождении от уплаты исполнительского сбора. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Первомайским районным судом Республики Крым по гражданскому делу вынесено решение, которым суд обязал: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выделить денежные средства Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым на выплату компенсации Ахмерову Али Рауфовичу за питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241102,00 рублей; Администрацию Первомайского <адрес> Республики Крым перечислить денежные средства Отделу образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым на выплату компенсации Ахмерову Али Рауфовичу за питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241102,00 рублей; отдел образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым перечислить денежные средства Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Первомайская школа Первомайского <адрес> Республики Крым» на выплату компенсации Ахмерову Али Рауфовичу за питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241 102 рублей; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская школа Первомайского <адрес> Республики Крым» произвести выплату Ахмерову Aли Рауфовичу компенсацию за питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241102,00 рублей.

Указанное решение суда с учетом его обжалования вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением судебного-пристава исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему гражданскому делу возбуждено исполнительное производство -ИП. В связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, постановлением судебного пристава- исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Административный истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора за отсутствием вины и объективной возможности исполнения требования исполнительного документа, так как действия Администрации по исполнению решения суда от ДД.ММ.ГГГГ ограничены и поставлены в прямую зависимость от выделения субвенции Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым, требует соблюдения установленных процедур и порядка; полагает, что все меры для надлежащего исполнения обязательства ими были предприняты.

Представитель административного истца Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым в судебном заседании административное исковое заявление поддержал и просил суд его удовлетворить по доводам, изложенным в заявлении. Кроме того, пояснил, что способ и порядок исполнения указанного решения суда неоднократно менялся, что само по себе свидетельствует о невозможности его исполнить. Последним определением от 31.01.2019г. был изменен способ и порядок исполнения решения от 25.07.2017г. по делу , и денежные средства в размере 241 102 рубля были взысканы с Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым в пользу Ахмерова А.Р., в настоящее время решение исполнено, исполнительное производство окончено, исполнительный лист возвращен в Первомайский районный суд РК в связи с полным исполнением требований исполнительного документа.

Представитель заинтересованного лица - Отдела образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым в судебном заседании просила суд административный иск удовлетворить.

Представитель ОСП по Первомайскому <адрес> УФССП России по Республике Крым, извещенный заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель УФССП России по Республике Крым, извещенный заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судебный пристав-исполнитель ОСП по Первомайскому <адрес> УФССП России по Республике Крым Фомина Н.К. извещенная заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, направила в адрес суда заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, извещенный заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель МБОУ «Первомайская школа Первомайского <адрес> Республики Крым, извещенный заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

Суд, изучив рассматриваемый административный иск, выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив доказательствам по правилам ст. 84 КАС РФ, приходит к выводу, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 названной статьи предусмотрено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации, оснований ответственности за нарушение обязательства.

В соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" и пунктом 1 статьи 401 ГК Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа. Иными словами, должник может быть освобожден судом от взыскания исполнительского сбора, если сроки, установленные для добровольного исполнения требований исполнительного документа, нарушены не по его вине. {Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 694-О {КонсультантПлюс}}

Судом установлено, что решением Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу суд обязал: Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выделить денежные средства Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым на выплату компенсации Ахмерову Али Рауфовичу за питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241102,00 рублей; Администрацию Первомайского <адрес> Республики Крым перечислить денежные средства Отделу образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым на выплату компенсации Ахмерову Али Рауфовичу за питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241102,00 рублей; отдел образования, молодежи и спорта Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым перечислить денежные средства Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Первомайская школа Первомайского <адрес> Республики Крым» на выплату компенсации Ахмерову Али Рауфовичу за питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241102,00 рублей; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская школа Первомайского <адрес> Республики Крым» произвести выплату Ахмерову Aли Рауфовичу компенсации за питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241102,00 рублей (т.1, л.д.200-203).

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от

года указанное решение оставлено без изменений (т.1, л.д.204-226). Определением ВС РК от ДД.ММ.ГГГГ в передаче кассационной жалобы Министерства образования, науки и молодежи РК на решение Первомайского районного суда РК от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам ВС РК от ДД.ММ.ГГГГ, для рассмотрения в судебном заседании в кассационной инстанции Верховного Суда Республики Крым отказано.

Во исполнение указанного, вступившего в законную силу решения суда, на основании выданного исполнительного листа ФС 004803757 постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство -ИП. Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ с должника Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей за неисполнение в срок, установленный для добровольного исполнения требования исполнительного листа; указанное постановление получено должником ДД.ММ.ГГГГ (л.д..

Администрацией Первомайского <адрес> Республики Крым в подтверждение отсутствия вины в неисполнении в установленный срок решения Первомайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ представила суду свое письмо от ДД.ММ.ГГГГ за исх., адресованное Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым с просьбой исполнить решение Первомайского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ; и письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за исх. , согласно которму в настоящее время в Республике Крым отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие механизм определения необходимого объема средств и порядок их использования, для лиц данной категории, обучающихся в муниципальных образовательных организациях; разработан проект закона Республики Крым «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по материальному и денежному обеспечению одеждой, обувью и мягким инвентарем лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных организациях», также подготовлен проект постановления Совета министров Республики Крым «Об утверждении порядка расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на выплату денежной компенсации стоимости одежды, обуви и мягкого инвентаря детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, обучающихся в муниципальных образовательных организациях» (л.д.11-14).

Определением Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу заявление Министерства об изменении порядка и способа решения суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено, изменен способ и порядок исполнения судебного акта: с Министерства в пользу Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым взысканы денежные средства на выплату компенсации Ахмерову А.Р. за питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241 102,00 рублей (т. 1, л.д.219-222).

Определением Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ дело 13-41/2018 изменен способ и порядок исполнения решения Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-193/2017: с МБОУ «Первомайская школа » Первомайского <адрес> Республики Крым в пользу Ахмерова А.Р. взысканы денежные средства компенсацию за питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241 102,00 рублей (т.1, л.д. 223-226).

Определением Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ дело 13-42/2018 изменен способ и порядок исполнения решения Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-193/2017: с отдела образования молодежи и спорта в пользу МБОУ «Первомайская школа » Первомайского <адрес> Республики Крым взысканы денежные средства компенсацию за питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241 102,00 рублей (т.1, л.д. 227-230).

Определением Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (дело 13-1/2019) изменен способ и порядок исполнения решения Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу 2-193/2017 – определено «взыскать с Министерства образования, науки молодежи Республики Крым в пользу Ахмерова А.Р. компенсацию за питание, одежду, обувь и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241 102,00 рублей» (т.1 л.д.235-238).

Согласно уведомлению Государственного казначейства Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исполнительный лист ФС 004803890 выданный 22.03.2019г., возвращен в связи с исполнением (т.2 л.д.18).

Таким образом, в настоящий момент решение суда исполнено.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.

После предъявления Администрацией Первомайского <адрес> Республики Крым исполнительного листа в Управление Федерального казначейства по Республике Крым (далее - УФК) Министерством в УФК было направлено письмо об исполнении решения суда, взыскание по которому будет произведено по коду бюджетной классификации (далее - КБК) 803. Однако по данному КБК денежные средства в бюджете Республики Крым на 2018 год не были предусмотрены, в связи с чем в соответствии с действующим бюджетным законодательством Министерством был направлен запрос-требование в Министерство финансов Республики Крым (далее — Минфин Крыма) от ДД.ММ.ГГГГ на внесение изменений в показатели сводной бюджетной росписи и кассовый план исполнения бюджета Республики Крым на 2018 год для выделения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующему КБК. При этом Минфин Крыма в устной форме сообщил, что в конце бюджетного года невозможно изыскание бюджетных средств на соответствующие цели, в т.ч. путём внесения изменений в закон Республики Крым о бюджете на 2018 год.

Кроме того, установлено, что Министерство хотя и располагает полномочиями по осуществлению соответствующих выплат, однако сами выплаты в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет образовательная организация, а в данном деле - муниципальное учреждение. Предоставление же денежных средств из бюджета одного уровня (в данном случае бюджета субъекта Российской Федерации) бюджету другого уровня (в данном случае - бюджету муниципального образования) даже на основании решения суда является межбюджетным трансфертом, который осуществляется исключительно на основании порядков, принятых под каждый вид трансфертов в зависимости от их целевого назначения.

При этом на данный момент Министерством разработан, но Советом министров Республики Крым не принят проект постановления (нормативный правовой акт), устанавливающий порядок предоставления соответствующих субвенций муниципальным образованиям (Первомайскому <адрес> Республики Крым в данном случае) - проект постановления Совета министров Республики Крым «Об утверждении порядка расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на выплату денежной компенсации стоимости одежды, обуви и мягкого инвентаря детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, обучающихся в муниципальных образовательных организациях» вместе с Методикой расчета размера субвенции бюджетам муниципальных образований Республики Крым. На данный момент проект этого нормативного правового акта находится на согласовании в Аппарате Совета министров Республики Крым.

Принятие соответствующего порядка не было возможно до принятия разработанного Министерством Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2019 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым отдельными государственными полномочиями по материальному и денежному обеспечению одеждой, обувью и мягким инвентарем лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных организациях».

Учитывая объективную невозможность выполнения решения суда, Министерством было инициировано проведение ДД.ММ.ГГГГ в Комитете по законодательству Государственного Совета Республики Крым рабочего совещания по проблемным вопросам исполнения решения Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу . Участники совещания (в т.ч. представители прокуратуры Республики Крым, Министерства, Администрации первомайского района Республики Крым, Минфина Крыма и УФК) пришли к единому мнению о том, что на данный момент исполнить вышеуказанное решение суда, как в предыдущей, так и в нынешней формулировке, без нарушения бюджетного законодательства (в части нецелевого расходования бюджетных средств) невозможно.

Указанным выше определением Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ очередной раз изменён порядок и способ исполнения вышеуказанного решения Первомайского районного суда Республики Крым: с Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым в пользу Ахмерова Али Рауфовича взыскана компенсация за питание, одежду, обувь, и мягкий инвентарь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 241 102,00 рублей.

Таким образом, в настоящий момент имеет место вступивший в законную силу судебный акт (определение Первомайского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ по делу ), которым изменен порядок исполнения решения суда, из которого следует, что истец муниципальное не является должником.

Удовлетворяя исковые требования об освобождении администрации от уплаты исполнительского сбора, суд руководствуется положениями ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой суд вправе при отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Анализируя представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Федерального закона «Об исполнительном производстве», которое является необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора, в связи с чем удовлетворяет иск.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Администрации Первомайского <адрес> Республики Крым к Отделу судебных приставов по Первомайскому <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым, судебному приставу-исполнителю ОСП по Первомайскому <адрес> УФССП России по Республики Крым Фоминой Н.К., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Республике Крым об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить Администрацию Первомайского <адрес> Республики Крым от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Первомайскому <адрес> УФССП России по Республики Крым Фоминой Н.К. от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым, через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение месяца после изготовления мотивированного решения.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ