НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 25.02.2021 № 2А-776/2021

УИД 34RS0005-01-2019-004731-68

Дело № 2а-776/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2021 года город Волгоград

Краснооктябрьский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Костюк И.И.,

при секретаре судебного заседания Беркетовой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гоцкина Д.Л. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, о признании незаконным решений налогового органа, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, о признании незаконным решений налогового органа, возложении обязанности.

В обосновании заявленных требований указывает, что обратился в МИФНС России № 9 по Волгоградской области за справкой о подтверждении права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в связи с приобретением им медикаментов для двух своих несовершеннолетних дочерей Гоцкина Е.Д. и Гоцкина Е.Д., приложив среди прочих подтверждающие документы: чеки из аптеки на сумму 576 рублей 65 копеек +573 рубля 81 копейка, 2 рецепта (каждый на имя одной из дочерей), договор об оказании платных медицинских услуг частной клиники ООО «Маргоша». 08 октября 2019 года в адрес Гоцкина Д.Л. поступило сообщение о результатах проверки его заявления № 49 от 04 октября 2019 и сообщение об отказе в выдаче подтверждения на получение такого права № 8 от 04 октября 2019 года. Основанием отказа по суммам 576 рублей 65 копеек + 573 рубля 81 копейка значилось отсутствие на рецептах штампа «Для налоговых органов Российской Федерации. ИНН налогоплательщика», который предусмотрен п. 3 Порядка, утвержденного совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 №289/БГ-3-04/256. Заявитель полагает, что решение об отказе является незаконным и необоснованным. Приказ Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 №289/БГГ-3-04/256 был издан для реализации Постановления Правительства № 201 от 19.03.2001 N 201 "Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета. Гоцкин Д.Л. обращаясь за справкой о подтверждении права налогоплательщика на получение социального налогового вычета в связи с приобретением им медикаментов для своих детей, не указал среди приобретенных им медикаментов те, которые входят в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 20. Рецепт для лечения Гоцкина Е.Д. был выдан частной клиникой 24 января 2019 года на медикамент, не включенный в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 20. По мнению истца ООО «Маргоша» не предоставлено право проставления специального штампа «для налоговых органов» на выданном на имя Гоцкина Е.Д. рецепте. Результаты проведенной налоговой проверки Гоцкин Д.Л. считает незаконными, поскольку закон не предоставляет права МИФНС России № 9 по Волгоградской области распространять требования Приказа от 25.07.2001 года. №289/БГ-3-04/256№289/БГ-3-04 256 на все рецепты, включая на лекарства, которые не входят в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года N 20. Заявитель полагает, что административный ответчик, превышая пределы своей компетенции, расширительно толковал требования закона для выдачи подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов -распространив действие Приказа от 25 июля 2001 года, не только на порядок выдачи рецептов на лекарства, которые входят в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 20, но и на все лекарственные препараты для медицинского применения, назначенных налогоплательщику лечащим врачом и приобретаемых им за счет собственных средств. Просит признать сообщение МИФНС России № 9 по Волгоградской области о результатах проверки заявления о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов от 04 октября 2019 года № 49 и сообщение того же органа об отказе в выдаче подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов от 04 октября 2019 года № 8 недействительными, незаконными и необоснованными. Обязать административного ответчика устранить нарушения прав административного истца путем выдачи соответствующего уведомления о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов. Взыскать с административного ответчика судебные издержки по делу.

Административный истец Гоцкин Д.Л., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, заявлений не представлено.

Представитель административного истца Гоцкина Д.Л., она же законный представитель несовершеннолетних - Гоцкина Е.Д., Гоцкина Е.Д. - Гоцкина О.К., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, заявлений не представлено.

Представитель административного ответчика МИФНС № 9 по Волгоградской области Подшибякина Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований, по основаниям изложенным в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица Комитета здравоохранения по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, заявлений не представлено.

Представитель административного ответчика УФНС России по Волгоградской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Представитель заинтересованного лица ООО «Маргоша», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительности неявки суду не сообщил.

Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что с целью получения налогового вычета, в соответствии с пп.3 п.1 ст. 219 НК РФ, 10 сентября 2019 года Гоцкиным Д.Л., представлено в Межрайонную ИФНС России №9 по Волгоградской области заявление на социальный налоговый вычет по пп.2, 3 и 4 (в части ДСЖ) п.1 ст.219 НК РФ в связи с понесенными расходами на лечение и приобретение лекарственных средств в 2019 году на общую сумму 4160 рублей (Т.1 л.д.26-27).

04 октября 2019 Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области было сформировано Уведомление № 55 о подтверждении социального налогового вычета на сумм 3010 рублей в части произведенных расходов на лечение (Т.1 л.д.96).

По расходам на приобретение лекарственных средств на сумму 1150 рублей было сформировано Сообщение № 49 от 04 октября 2019 года о результатах проверки заявления о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов (Т.1 л.д.118-119).

Основанием для отказа получения 1 150 рублей налогового вычета послужило то, что на рецептах отсутствует штамп «для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика».

04 октября 2019 года было сформировано Сообщение № 8 об отказе в выдаче подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов (Т.1 л.д.120). Основанием к отказу также указано на рецептах отсутствует штамп «для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика», который предусмотрен п. 3 порядка, утвержденного, совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25 июля 2001 года № 289/БГ-03-04/256.

Согласно статье 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Согласно пункта 3 части 1 статьи 219 НК РФ (в редакции, действовавшей до 17 июня 2019 года), при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов, в том числе в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

В соответствии с пунктами 3,4 Порядка выписывания лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета, на экземпляре рецепта, предназначенного для предоставления в налоговые органы Российской Федерации, лечащий врач в центре рецептурного бланка проставляет штамп «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика». Экземпляр рецепта со штампом «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика» остается на руках у налогоплательщика, оплатившего расходы на приобретение лекарственных средств, назначенных ему лечащим врачом для предоставления такого рецепта вместе с письменным заявлением, с товарным и кассовым чеками из аптечного учреждения, осуществившего отпуск лекарственных средств, в налоговый орган Российской Федерации по месту жительства.

Федеральным законом от 17.06.2019 N 147-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 147-ФЗ) внесены изменения в абзац первый подпункта 3 пункта 1 статьи 219 НК, в соответствии с которыми слова «в соответствии с перечнем лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации» из данной нормы исключены.

В соответствии со статьей 2 Закона № 147-ФЗ данный документ вступил в силу со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации htt://www.pravo.gov.ru 7 июня 2019 года), за исключением отдельных положений, вступивших в силу в иные сроки.

Из части 5 статьи 2 Закона № 147-ФЗ следует, что положения абзаца первого подпункта 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ (в редакции указанного Федерального закона) применяются в отношении доходов физических лиц, полученных ими, начиная с налогового периода 2019 года.

В этой связи налогоплательщику предоставляется возможность получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в размере стоимости любых лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных налогоплательщику и членам его семьи, лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.

В целях получения социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц при оформлении назначения лекарственных препаратов на рецептурном бланке налогоплательщик в качестве подтверждающих документов представляет рецептурный бланк, оформленный медицинским работником, а также платежные документы (в частности кассовый чек) из аптечной организации, осуществившей отпуск лекарственного препарата.

Таким образом, с 17 июня 2019 года для получения социального налогового органа, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ в отношении лекарственных средств, назначенных налогоплательщику лечащим врачом и приобретенных им в 2019 году, на рецептурном бланке не требуется наличие штампа «для налоговых органов Российской Федерации. ИНН налогоплательщика».

Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 2019 года №03-04-06/103356, согласно которой отсутствие на рецептурном бланке штампа «для налоговых органов Российской Федерации. ИНН налогоплательщика» не является основанием для отказа налогоплательщику в предоставлении социального налогового вычета по НДФЛ.

Учитывая, изложенное, суд считает необходимым сообщение МИФНС России № 9 по Волгоградской области о результатах проверки заявления о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов от 04 октября 2019 года № 49 и сообщение Межрайонной Инспекции Федеральной службы № 9 России по Волгоградской области № 8 от 04 октября 2019 года об отказе в выдаче подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2,3 и 4 (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) пункта 1 статьи 219 НК РФ - признать незаконными и отменить.

Относительно требования административного истца о возложении на МИ ФНС РФ № 9 по Волгоградской обязанности устранить нарушения прав административного истца путем выдачи соответствующего уведомления о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов, суд приходит к следующему.

Согласно пункта 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства", суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, принимаемых или совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

При этом суд не вправе подменять собой компетентный орган, который действует в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции.

На основании изложенного, в целях восстановления нарушенного права, суд полагает правомерным, обязать административного ответчика Межрайонную Инспекцию Федеральной службы № 9 России по Волгоградской области повторно рассмотреть заявление Гоцкина Д.Л. о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных п.п. 2,3 и (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) п. 1 ст.219 НК РФ от 10 сентября 2019 года, в сроки и порядке предусмотренном НК РФ.

Отказав в части требования о возложении на МИ ФНС РФ № 9 по Волгоградской обязанности устранить нарушения прав административного истца путем выдачи соответствующего уведомления о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов.

В соответствии с частью 3 статьи 178 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.

При подаче административного иска административным истцом была оплачена государственная пошлина в размере 600 рублей (300 рублей+300 рублей), что подтверждено платежными поручениями, имеющимися в материалах дела (т.1 л.д.10, 170)

Также при подаче апелляционной жалобы административным истцом была оплачена государственная пошлина в размере 150 рублей, что подтверждено платежным поручением, имеющимся в материалах дела (т.1 л.д.216).

При подаче кассационной жалобы административным истцом была оплачена государственная пошлина в размере 150 рублей, что подтверждено платежным поручением, имеющимся в материалах дела (т. 2. л.д.41)

Учитывая, что к оплате при подаче иска в суд подлежала оплате государственная пошлин в размере 300 рублей 00 копеек, при подаче апелляционной жалобы 150 рублей 00 копеек, при подаче кассационной жалобы 150 рублей 00 копеек, судебное решение состоялось в пользу административного истца, то понесенные им судебные расходы по оплате государственной пошлины в предусмотренном законом размере 600 рублей 00 копеек, в силу предписаний части 1 статьи 111 КАС РФ подлежат взысканию с административного ответчика МИФНС России № 9 по Волгоградской области в пользу Гоцкина Д.Л..

Одновременно суд разъясняет, что лицо, излишне оплатившее государственную пошлину, вправе обратиться в суд с заявлением о возврате ему излишне оплаченной в доход государства пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.175,177,218-219 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Гоцкина Д.Л. к Межрайонной ИФНС России № 9 по Волгоградской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, о признании незаконным решений налогового органа, возложении обязанности – удовлетворить частично.

Сообщение МИФНС России № 9 по Волгоградской области о результатах проверки заявления о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов от 04 октября 2019 года № 49 и сообщение Межрайонной Инспекции Федеральной службы № 9 России по Волгоградской области № 8 от 04 октября 2019 года об отказе в выдаче подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 2,3 и 4 (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) пункта 1 статьи 219 НК РФ признать незаконными и отменить.

Обязать административного ответчика Межрайонную Инспекцию Федеральной службы № 9 России по Волгоградской области повторно рассмотреть заявление Гоцкина Д.Л. о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных п.п. 2,3 и (в части социального налогового вычета в сумме страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни) п. 1 ст.219 НК РФ от 10 сентября 2019 года, в порядке и сроки предусмотренные НК РФ.

В части требования о возложении на МИ ФНС РФ № 9 по Волгоградской обязанности устранить нарушения прав административного истца путем выдачи соответствующего уведомления о подтверждении права на получение социальных налоговых вычетов - отказать.

Взыскать с административного ответчика Межрайонной Инспекции Федеральной службы № 9 России по Волгоградской области в пользу административного истца Гоцкина Д.Л. расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 600 (шестьсот) рублей 00 копеек.

Разъяснить, что лицо излишне оплатившее государственную пошлину, вправе обратиться в суд с заявлением о возврате ему излишне оплаченной в доход государства пошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда в течение месяца, со дня изготовления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Краснооктябрьский районный суд города Волгограда.

Судья: И.И. Костюк

Справка: Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате 25 февраля 2021 года. Мотивированный текст решения суда изготовлен 12 марта 2021 года.

Судья: И.И. Костюк