НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Краснокутского районного суда (Саратовская область) от 16.08.2022 № 2А-530/2022

Дело № 2а-530/2022

64RS0018-01-2022-000753-38

Решение

Именем Российской Федерации

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Евлампиевой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Харенко Т.В.,

с участием административного ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №2 по Саратовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налогов,

установил:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России по Саратовской области (далее - Межрайонная ИФНС России № 2 по Саратовской области) обратилась с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате налогов. Свои требования мотивирует тем, что на налоговом учете состоит ФИО1 в качестве налогоплательщика. ФИО1 в период с 07.07.2020 по 18.11.2020 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. ФИО2 представил в налоговый орган налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ с номером корректировки «1» за отчетный период 2020, суммой налога, подлежащей уплате в бюджет 52311 руб. В представленной налогоплательщиком декларации код вида дохода полученного от источника в Российской Федерации «05». Срок уплаты НДФЛ, исчисленный в декларации, 15 июля 2021 года. В установленный срок налог оплачен не был. Налогоплательщику начислены пени за 2020 год в размере 67,13 руб., за период с 16.07.2021 по 22.07.2021 г. Судебный приказ о взыскании задолженности был отменен. Просит взыскать с ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2020 года всего 52378,13 руб., из них налог в сумме 52311 руб. и пени 67,13 руб. Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 2 по Саратовской области в судебное заседание не явился, представил заявление, согласно которому просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 представил отзыв на административное исковое заявление, где просит в иске отказать. Свои возражения мотивирует тем, что ответчик действительно был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с 07.07.2020 г. по 18.11.2020 г. Однако ответчик находился на системе налогообложения предусматривающей единый налог на вменённый доход (ЕНВД). Согласно данной системе налогообложения ответчиком 22.09.2020 года были оплачены все предусмотренные налоговым законодательством обязательные платежи, что подтверждается налоговой декларацией и соответствующими платежными документами. При этом данный факт истцом не оспаривался, претензий к платежу не предъявлялось. После чего ответчиком 18.11.2020 г. была прекращена предпринимательская деятельность. При расчете подлежащего уплате налога истец исходит из статей 210 и 228 НК РФ. Однако данные нормы материального права применимы к физическим лицам, а также к индивидуальным предпринимателям, не находящимся на каком-либо прямо установленном налоговым кодексом РФ режиме налогообложения. Как было указано выше истец находился на системе налогообложения ЕНВД (единый налог на вмененный доход), предусмотренной главой 26.3 НК РФ. При этом данная глава налогового кодекса РФ признана не действующей с 01.01.2021 года, Федеральным законом № 97-ФЗ от 29.06.2012 г. Таким образом, применение налоговой ставки в размере 13% к периоду осуществления предпринимательской деятельности до 31.12.2020 года является необоснованно. В исковом заявлении истец ссылается на направленную ответчиком в налоговый орган декларацию в которой указан налог, подлежащий уплате по ставке13% от полученного дохода. Однако данная декларация была направлена ответчиком в налоговый орган в качестве уточняющей к декларации от 14.10.2020 года, ошибочно. Поскольку ответчик, не обладая специальными познаниями в налоговом законодательстве из общедоступных источников в 2021 году получил информацию об отмене ЕНВД и как добросовестный налогоплательщик направил уточняющую декларацию, в которой была указана сумма к оплате 52 311 р., при этом он ее даже сам не оформлял, поскольку не имеет ни познаний, ни технической возможности для подготовки декларации. Оформлением и направлением уточняющей декларации занималось третье лицо, оказывающее посреднические услуги при подготовке и направлении деклараций, консультирование по необходимости направления данной декларации не проводилось. В настоящее время истец направить уточняющую декларацию по отмене налога 3-НДФЛ не имеет возможности по техническим причинам. Довод истца изложенный в заявлении о том, что указанный в декларации ответчика код «05» - это доход от сдачи имущества в аренду (наём) не соответствует действительности. Так как в соответствии с Приложением № 5 к Приказу ФНС России от 26.06.2018 г. № ММВ-7-3/414 код «05» для плательщиков ЕНВД, соответствует автотранспортным услугам по перевозке грузов. В соответствии с выпиской из ЕГРИП у ответчика в 2020 году был указан единственный вид деятельности «Деятельность автомобильного грузового транспорта». Считает недействительной декларацию ответчика об исчислении налоговой ставки в размере 13% от доходов, полученных ответчиком в 2020 году.

Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании возражал против требований, поддерживает поданный отзыв.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Объектом налогообложения налога на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, в силу положений статей 208 и 209 НК РФ признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков:

физические лица - исходя из сумм вознаграждений, полученных от физических лиц и организаций, не являющихся налоговыми агентами, на основе заключенных трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера, включая доходы по договорам найма или договорам аренды любого имущества;

физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов;

Таким образом, согласно подпунктам 1 и 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков - физических лиц. При этом согласно пункту 1 статьи 229 и пункту 4 статьи 228 НК РФ такие физические лица обязаны представить в налоговой орган по месту жительства налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, а также уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 75 НК РФ пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В силу пункта 5 статьи 75 НК РФ, пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Возложение на налогоплательщика обязанности по уплате пени является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств, в связи с чем пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в сроки, что и задолженность по налогам, на которую они начислены.

Исходя из положений статьи 52 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 НК РФ.

На основании пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

В силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, ФИО1 10.03.2021 года в налоговый орган была представлена уточненная налоговая декларация на доходы физических лиц ( форма № 3-НДФ) № корр.1.

В представленной налоговой декларации ФИО1 отразил, что получил доход в сумме 4023936 руб., общая сумма налога, исчисленная к уплате, составляет 52311 руб. Также в Приложении № 1 к указанной декларации указано, что доход получен от следующих лиц: М.Н.А. – 27426 руб., Ш.В.П. – 34699 руб., О.В.В. -258500 руб., КФХ «Заря» -48671 руб., С.А.И. -33097 руб.

В судебном заседании административный ответчик ФИО1 подтвердил, что подавал уточненную декларацию, действительно получил доход в 2020 году от указанных граждан и организаций в указанных суммах.

На налогоплательщика возложена обязанность уплатить исчисленную сумму налога в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть за 2020 год в срок до 15.07.2021 года.

В срок до 15.07.2021 года ФИО1 налог в сумме 52311 руб. не оплатил.

Ввиду неуплаты в установленный срок налога, инспекцией были начислены пени в сумме 67,13 руб.

ФИО1 было направлено требование № 35112 о необходимости уплаты задолженности по налогу, в котором указано, что в случае если требование будет оставлено без исполнения в срок до 15.09.2021 года, налоговый орган примет меры по взысканию задолженности в судебном порядке. (л.д. 12). Требование не исполнено.

По заявлению Инспекции мировым судьей судебного участка № 2 Краснокутского района Саратовской области, вынесен судебный приказ от 10.12.2021 года о взыскании с ФИО1 налоговой задолженности, который 20.12.2021 года отменен в связи с возражениями должника относительно его исполнения. В районный суд с административным иском Инспекция обратилась 10.06.2022 года.

Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

С настоящим административным иском истец обратился 10.06.2022 года, то есть в предусмотренный законом шестимесячный срок со дня отмены судебного приказа.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Доводы административного ответчика о том, что он являлся индивидуальным предпринимателей с 07.07.2020 по 18.11.2020 года, оплатил единый налог на вмененный доход, уточненная налоговая декларация недействительна, им подана ошибочно, следовательно, не обязан платить налог на доходы физических лиц, являются необоснованными. Налоговая декларация формы 3-НДФЛД была подана административным ответчиком самостоятельно, уточненная декларация, обнуляющая доход в размере 52311 руб. не поступала, уплаченные ФИО1 страховые взносы на ОПС в сумме 8112 руб., страховые взносы на обязательное мед.страхование в сумме 2107 руб., не свидетельствуют об уплате налога на доходы физических лиц.

Истец освобожден от уплаты государственной пошлины по настоящему делу, в связи с чем, с учетом требований статей 333.19, 333.20 Налогового Кодекса РФ пропорционально размеру удовлетворенных требований с административного ответчика необходимо взыскать государственную пошлину.

На основании выводов судебного разбирательства и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

взыскать с ФИО1 ИНН <***> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области задолженность в сумме 52378 рублей 13 копеек, из них задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2020 в сумме 52311 рублей, пени- 67 рублей 13 копеек.

Взыскать с ФИО1 ИНН <***> в доход бюджета Краснокутского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в сумме 1771 рубль 34 копейки.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Краснокутский районный суд Саратовской области в течение 1 месяца.

Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2022 года.

Судья (подпись)

Копия верна.

Судья Л.В. Евлампиева