Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Краснокамск 14 мая 2021 года
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Азановой О.Н.,
при секретаре Зылевой Е.А.,
с участием представителя истца Попова Н.А.,
представителя ответчика Белинской Е.А.,
представителя третьего лица ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора г.Краснокамска к АО «Пермский свинокомплекс» о возложении обязанностей устранить нарушения требований законодательства,
установил :
Прокурор г.Краснокамска Пермского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к АО «Пермский свинокомплекс», просит обязать АО «Пермский свинокомплекс» в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны (убежище), расположенном по адресу: <адрес>, административный корпус СВК-2, путем выполнения мероприятий:
- обеспечить убежище фильтрами-поглотителями, пригодными к эксплуатации;
- стены и потолки защитного сооружения гражданской обороны привести в соответствие с п. 3.2.8. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;
- провести комплексную оценку технического состояния объекта в соответствии с п. 4.1.3. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583;
- перевести в исправное состояние прибор для измерения подпора воздуха на объекте (тягонапоромер);
- обеспечить объект запасами продовольственных, медицинских средств, средств индивидуальной защиты.
В обоснование заявленных требований указал, что 15 ОНПР по Краснокамскому городскому округу УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№,в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка АО «Пермский свинокомплекс» на предмет соблюдения требований законодательства в области гражданской обороны, проведенной во исполнение ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ№, на защитном сооружении гражданской обороны (убежище), расположенном по адресу: <адрес>, административный корпус СВК-2, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в области гражданской обороны, а именно, не обеспечены условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время. Проведенной проверкой установлено, что на основании договора № от 18.09. 2019, заключенного между Федеральным Агентством по управлению федеральным имуществом <адрес> о правах и обязанностях в отношении объектах и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в соответствии с условиями которого обществу «Пермский свинокомплекс» переданы на ответственное хранение и безвозмездное пользование средства защиты гражданской обороны:
– коллективные (защитные сооружения) – тип – ЗС ГО, убежище III, вместимостью 300 чел., общей площадью 327,6 кв. м, номер по 3 6667152_1133647 соответствующему реестру 00661-25, расположенные по адресу: <адрес>, ОАО «Пермский свинокомплекс», административный корпус СВК-2, подвальное помещение;
– индивидуальные – ГП-5 (противогаз) – 320 комплектов (1989 год выпуска).
В соответствии с актом приема-передачи государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ принято имущество в пригодном к использованию состоянии.
Проверкой установлено, что защитное сооружение к приему укрываемых не готово, находится в ненормативном состоянии.
По результатам выездной проверки и осмотра защитного сооружения установлено, что на защитном сооружении ГО установлены фильтры-поглотители с истекшим сроком хранения (2 из имеющихся фильтров изготовлены в 1981 году), стены и потолки помещений защитного сооружения гражданской обороны оштукатурены, не проводится комплексная оценка технического состояния ЗС ГО один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО (не представлены документы, подтверждающие их проведение), оценка технического состояния защитных дверей в установленные сроки не проводится (двери со следами коррозии), проверки на герметичность ЗС не проводится, приборы для измерения подпора воздуха в убежище (тягонапоромер) не поверяются, в неисправном состоянии, не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы продовольственных, медицинских и иных средств, в организации отсутствуют запасы средств индивидуальной защиты.
В целях устранения выявленных нарушений 15 ОНПР по Краснокамскому городскому округу УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю в адрес АО «Пермский свинокомплекс» вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени предписание № от ДД.ММ.ГГГГ До настоящего времени указанное предписание не исполнено. Выявленные нарушения ответчиком обязательств по надлежащему содержанию объекта гражданской обороны влекут угрозу невозможности его использования по прямому назначению, а равно создают угрозу необеспеченности граждан защитным сооружением в случае военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем, на АО «Пермский свинокомплекс» надлежит возложить обязанность по устранению выявленных нарушений.
В судебном заседании истец на заявленных исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика АО «Пермский свинокомплекс» в судебном заседании возражал против заявленных требований, представила в адрес суда письменные отзывы, в которых указала, что АО «Пермский свинокомплекс» не может согласиться с требованиями Прокурора г. Краснокамска о возложении на АО «Пермский свинокомплекс» обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны (убежище), расположенном по адресу: <адрес>, административный корпус СВК-2, путем выполнения мероприятий, указанных в иске, поскольку для выполнения указанных мероприятий АО «Пермский свинокомплекс» должно иметь финансовую возможность. Ответчик является ответственным хранителем свинопоголовья ООО «Свинокомплекс Пермский». В соответствии с определением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (№) АО «Пермский свинокомплекс» хранит свинопоголовье ООО «Свинокомплекс Пермский» (банкрота). Согласно Определения Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ АО «Пермский свинокомплекс» как ответственному хранителю разрешено осуществлять частичную реализацию свинопоголовья ООО «Свинокомплекс Пермский» в соответствии с технологическими и санитарными нормами. Денежные средства от реализации указанного свинопоголовья, согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ, поступают ответственному хранителю на возмещение затрат по ответственному хранению на условиях, определенных указанным судебным актом. Таким образом, в силу судебных актов по делу № доход АО «Пермский свинокомплекс» составляет выручка от частичной реализации арестованного свинопоголовья АО «Пермский свинокомплекс», за счет данного дохода АО «Пермский свинокомплекс» осуществляет содержание и хранение свинопоголовья ООО «Свинокомплекс Пермский». Данный довод подтверждают судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций по делу № №, которые установили, что АО «Пермский свинокомплекс» имеет единственный работающий расчетный счет в АО «Россельхозбанк», денежные средства, поступающие на расчетный счет, являются собственностью ООО «Свинокомплекс Пермский» и должны быть распределены в соответствии с Законом о несостоятельности, в том числе как текущие платежи в виде возмещения расходов АО «Пермский свинокомплекс» на ответственное хранение свинопоголовья. В связи с отсутствие финансовой возможности привести убежище в нормативное состояние, АО «Пермский свинокомплекс» направило в адрес ТУ Росимущества в Пермском крае (исх. 01/3-738 от ДД.ММ.ГГГГ) и Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю (исх. 01/3-739 от ДД.ММ.ГГГГ) уведомления с просьбой принять участие в финансировании мероприятий, необходимых для устранения нарушений, выявленных в ходе проверки. Одновременно АО «Пермский свинокомплекс» уведомило о желании расторгнуть договор № от ДД.ММ.ГГГГ и предложило принять обратно средства коллективной и индивидуальной защиты в течении 30 календарных дней с момента направления уведомления. На данные уведомления ТУ Росимущества в <адрес> ответило о несогласовании вопроса расторжения договора и проведении полномасштабной работы по разграничению права собственности в отношении ЗС ГО в Российской Федерации (исх. 04- 19-8598 от ДД.ММ.ГГГГ), Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю ответило о том, что финансирование убежища не входит в функции ГУ МЧС России по Пермскому краю (исх. 6459-3-2-6 от ДД.ММ.ГГГГ). АО «Пермский свинокомплекс» вынуждено было обратиться в суд с требование о расторжении договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ (№). Решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования АО «Пермский свинокомплекс» были удовлетворены. Договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ расторгнут. ТУ Росимущества в Пермском крае обязано было принять объекты гражданской обороны в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, в удовлетворении иска отказано. Постановлением Арбитражного суда <адрес> от 09.03.2021г. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба АО «Пермский свинокомплекс» - без удовлетворения. В отличие от суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанции указали, что спорный договор заключен в соответствии с законодательством, которое не представляет АО «Пермский свинокомплекс» право одностороннего отказа от договора. В настоящее время подана кассационная жалоба в судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации с просьбой решение Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А50-3982/2020 оставить в силе без изменения, отменить полностью Постановление № Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление № № Арбитражного суда Уральского округа от 09.03.2021г. Жалоба по существу не рассмотрена. На сегодня требуется не менее 5,1 млн. рублей на выполнение указанных мероприятий, не считая обеспечения запасами продовольственных, медицинских средств. Ремонтные работы составят сумму в пределах 1 млн. рублей, система контроля и управления доступом стоит в пределах 900 тыс. рублей, средняя цена противогаза в пределах 3 тыс. рублей и затраты на покупку противогазов для убежища составят 900 тыс. рублей (300*3000), если для всех работников 3 млн. рублей (1000*3000), покупка фильтров-поглотителей ФПУ-200 составит сумму 575 тыс. рублей (5*115000), покупка тягонапорометра составит 2000 рублей, стоимость комплексной оценки технического состояния объекта по предварительным данным может составлять в пределах 200 тыс. рублей. По мимо того, что АО «Пермский свинокомплекс» не имеет права нецелевого использования денежных средств, поступающих от реализации арестованного свинопоголовья, содержание свинопоголовья приносит ежемесячные убытки в пределах 40 млн. рублей, т.е. вырученные денежные средства от реализации части арестованного свинопоголовья не обеспечивают возмещение затрат на его хранение, кормление и содержание. Убытки за 1 квартал 2021 года составили 161 млн. рублей. Фактически АО «Пермский свинокомплекс» кредитуется за счет поставщиком сырья для изготовления комбикормов. Сумма кредиторской задолженности АО «Пермский свинокомплекс» со сроком не исполнения более трех месяцев составляет более 600 млн. рублей. В настоящее время в Арбитражные суды кредиторами АО «Пермский свинокомплекс» поданы исковые заявления о взыскании с предприятия задолженности на общую сумму более 100 млн. рублей. В УССП России по Пермскому краю в отношении АО «Пермский свинокомплекс» возбуждены исполнительные производства на общую сумму долга порядка 160 млн. рублей. Более того, наложены аресты и ограничения на объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности АО «Пермский свинокомплекс», на общую сумму 190 млн. рублей. Обязание АО «Пермский свинокомплекс» выполнить мероприятия по убежищу более усугубит финансовое положение ответчика, вплоть до банкротства. Тысяча работников окажутся без работы, без средств к существованию. Договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны предполагает безвозмездное пользование ЗС ГО. Приписано укрываемых в данном ЗС ГО работники СВК-2 в количестве 200 человек. На сегодня у истца отсутствует подразделение СВК-2, отсутствует штат СВК-2, помещения законсервированы и не эксплуатируются. Иные подразделения истца со штатом расположены на расстоянии от 2,5 км до 5,2 км. Согласно Свода правил «Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП Н-11-77*» СП 88.13330,2014, утвержденного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№/пр убежища следует располагать в местах наибольшего сосредоточения укрываемых. Радиус сбора укрываемых должен составлять не более 500 м. В отдельных случаях он может быть увеличен до 1000 м. по согласованию с территориальным органом МЧС России. В связи с тем, что радиус сбора укрываемого работающего персонала превышает радиус сбора укрываемых в ЗС ГО, необходимость использования ЗС ГО для истца утрачена. Суд первой инстанции в полном объеме оценил доводы истца в части невозможности (существенного затруднения) использования имущества по его прямому назначению (дело № А50-3982/2020). Это удаленность убежища от основных объектов истца, где находятся работники, радиус сбора укрываемых составляет более 2,5 км.; консервация объектов СВК- 2, т.е. отсутствие персонала, для укрытия которого предназначено спорное ЗС ГО, АО «Пермский свинокомплекс» не собирается возобновлять работу указанных объектов. Это не опровергли апелляционная и кассационная инстанции. Учитывая факт не возможности использования убежища по его прямому назначению, АО «Пермский свинокомплекс» полагает, что возложение на ответчика обязанности выполнить мероприятия по приведению такого убежища в нормативное состояние является неоправданным. В силу безысходности ситуации, АО «Пермский свинокомплекс» обратилось в адрес третьих лиц с просьбой провести мероприятия по переводу убежища с режима эксплуатации "Защитное сооружение" в режим эксплуатации "Укрытие" с учетом оптимизации норм инженерно-технического оснащения или уполномочить соответствующим документом на проведение данных мероприятий АО «Пермский свинокомплекс». ТУ Росимущества в Пермском крае сообщило о возможности самостоятельно решать ответчику данные вопросы, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю до настоящего времени о своем решении не сообщили в адрес АО «Пермский свинокомплекс». Учитывая изложенное, АО «Пермский свинокомплекс» просит отказать в удовлетворении исковых требований Прокурора г. Краснокамска в полном объеме.
Представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Пермском крае в судебном заседании не участвовал.
Представитель третьего лица – 15 ОНПР по Краснокамскому городскому округу УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю в судебном заседании исковые требования заявленные прокурором поддержал.
Суд, заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, изучив представленные письменные доказательства, материалы дел №, №, находит требования обоснованными, подлежащим удовлетворению в заявленном объеме.
В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 28-ФЗ "О гражданской обороне" гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны" к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
В силу требований ч. 1 ст. 9 вышеуказанного Закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время; осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
В целях сохранения имеющего фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны.
Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
При этом должна быть обеспечена сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Суд, заслушав доводы прокурора, представителя ответчика, изучив представленные письменные доказательства, находит требования обоснованными, подлежащим удовлетворению в заявленном объеме.
Судом установлено, из письменных материалов, что на основании договора № от 18.09. 2019, заключенного между Федеральным Агентством по управлению федеральным имуществом Пермского края о правах и обязанностях в отношении объектах и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны в соответствии с условиями которого обществу «Пермский свинокомплекс» переданы на ответственное хранение и безвозмездное пользование средства защиты гражданской обороны:
– коллективные (защитные сооружения) – тип – ЗС ГО, убежище III, вместимостью 300 чел., общей площадью 327,6 кв. м, номер по 3 6667152_1133647 соответствующему реестру 00661-25, расположенные по адресу: <адрес>, ОАО «Пермский свинокомплекс», административный корпус СВК-2, подвальное помещение;
– индивидуальные – ГП-5 (противогаз) – 320 комплектов (1989 год выпуска). ( л.д.21-22)
В соответствии с актом приема-передачи государственного имущества от ДД.ММ.ГГГГ принято имущество в пригодном к использованию состоянии. ( л.д.22 оборот,23)
Согласно разделу II вышеуказанного договора общество «Пермский свинокомплекс» обязуется сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по назначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений (пункт 1); накапливать, сохранять и по мере необходимости обновлять средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре (пункт 2); не допускать передачу объектов и имущества гражданской обороны, упомянутых в названном договоре, в аренду либо с баланса на баланс в управление другим юридическим лицам без согласия ГУ МЧС России Пермскому краю и ТУ Росимущества в Пермском крае (пункт 4).
Из ответа ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно договору «О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны» от ДД.ММ.ГГГГ№ АО «Пермский свинокомплекс» передано нежилое помещение (подвал) (объект гражданской обороны) общей площадью 327,6 кв.м, расположенное по адресу : <адрес>, СВК-2 АКБ (подвал), РНФИП 13260002398, в отношении которого предприятие несет полную ответственность, обеспечивает его сохранность и поддерживает постоянную готовность к использованию по назначению. ( л.д.25)
Здание, расположенное по адресу: <адрес>, СВК-2 АКБ (подвал), РНФИП 13260002398,, является убежищем, защитным сооружением (А-III класса), что следует из паспорта убежища № (л.д. 16-20).
Распоряжением 15 ОНПР по Краснокамскому городскому округу УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ была назначена плановая выездная проверка АО «Пермский свинокомплекс» в целях контроля за соблюдением требований гражданской обороны ( л.д.26-27)
Актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам выездной проверки и осмотра защитного сооружения на защитном сооружении гражданской обороны (убежище), расположенном по адресу: <адрес>, административный корпус СВК-2, выявлены нарушения требований законодательства в области гражданской обороны, а именно, не обеспечены условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время. ( л.д. 28-30)
В целях устранения выявленных нарушений 15 ОНПР по Краснокамскому городскому округу УНПР ГУ МЧС России по <адрес> в адрес АО «Пермский свинокомплекс» вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.31-33)
Постановлением мирового судьи судебного участка № Краснокамского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор АО «Пермский свинокомплекс» ФИО5 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, в связи с невыполнением установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, назначено наказание в виде предупреждения. ( л.д.34-36)
Постановлением мирового судьи судебного участка № Краснокамского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, генеральный директор АО «Пермский свинокомплекс» ФИО5 признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, в связи с невыполнением мероприятий по подготовке к защите и защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствии этих действий, назначено наказание в виде предупреждения. ( л.д.37-39)
Постановлением мирового судьи судебного участка № Краснокамского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, АО «Пермский свинокомплекс» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. ( л.д.40-41)
Постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что исполнительное производство в отношении АО «Пермский свинокомплекс» прекращено, в связи с уплатой административного штрафа по постановлению мирового судьи судебного участка № Краснокамского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.42)
Постановлением мирового судьи судебного участка № Краснокамского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Пермский свинокомплекс» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.7 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. ( л.д.43-44)
Постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что исполнительное производство в отношении АО «Пермский свинокомплекс» прекращено, в связи с уплатой административного штрафа по постановлению мирового судьи судебного участка № Краснокамского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.45)
Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования АО «Пермский свинокомплекс» о расторжении договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ были удовлетворены. Договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ расторгнут. ТУ Росимущества в Пермском крае обязано было принять объекты гражданской обороны в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, в удовлетворении иска отказано. ( л.д.46-48)
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 09.03.2021г. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба АО «Пермский свинокомплекс» - без удовлетворения. ( л.д.65-68)
В настоящее время АО «Пермский свинокомплекс» подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ об оставлении решения Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу №№ в силе без изменения, отмене полностью Постановление № Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, Постановление № № Арбитражного суда <адрес> от 09.03.2021г., принята к рассмотрению ДД.ММ.ГГГГ. ( л.д.118)
15 ОНПР по Краснокамскому городскому округу УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ№,в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка АО «Пермский свинокомплекс» на предмет соблюдения требований законодательства в области гражданской обороны, проведенной во исполнение ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ№, на защитном сооружении гражданской обороны (убежище), расположенном по адресу: <адрес>, административный корпус СВК-2, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства в области гражданской обороны, а именно:
1. Не обеспечены условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны в военное время – нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданской обороне»; п. 13 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны; п.п. 2 - 15 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ№;
2. В защитном сооружении ГО установлены фильтры-поглотители с истекшим сроком хранения (2 из имеющихся фильтров изготовлены в 1981 году) – нарушение п.п. ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ№);
3. Стены и потолки помещений защитного сооружения гражданской обороны оштукатурены – нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утв. постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 16.4 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№; п. 3.2.8 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№;
4. Не проводится комплексная оценка технического состояния ЗС ГО один раз в три года организацией, эксплуатирующей ЗС ГО (не представлены документы, подтверждающие их проведение) – нарушение п. 4.1.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Росси от ДД.ММ.ГГГГ№ (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ№;
5. Оценка технического состояния защитных дверей в установленные сроки не проводится (двери со следами коррозии) – нарушение п.п. 4.1.1., 4.1.4., 4.2.4., 5.1.1. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС Росси от ДД.ММ.ГГГГ№ (зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ№).
6. Проверки на герметичность ЗС не проводится, приборы для измерения подпора воздуха в убежище (тягонапоромер) не поверяются, в неисправном состоянии – нарушение п. ДД.ММ.ГГГГ Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ (зарегистрирован в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ№);
7. Не созданы и не поддерживаются в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению запасы продовольственных, медицинских и иных средств – нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ; п.п. 3 - 5, пп. "в" п. 6, п. 6(1), пп. "а" п. 7, пп. "а" п. 8 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№; п.п. 10 - 21 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утв. постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№; п.п. 7, 16.3 - 16.14 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утв. приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№; п.п. 1.6, 3.4.4, 6.3.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ№; п.п. 4, 5, 9, 13 Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ№;
8. В организации отсутствуют запасы средств индивидуальной защиты – нарушение п. 1 ст. 9 Федерального закона N 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п.п. 6, 7, 9, 11, 12, 13, 20 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного приказом МЧС от ДД.ММ.ГГГГ№; п.п. 1.2 - 2.17 Приказа МЧС от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении и введении в действие Правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиационной, химической разведки и контроля». ( л.д.49-54,57-60,61-62)
Из заявления представителя АО «Пермский свинокомплекс» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес 15 ОНПР по Краснокамскому городскому округу УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю было направлено заявление о том, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ исполнено частично, не устранены п.п. 1,2,4,8,9,12,15,16 в связи с тем, что на их устранение требуются материальные затраты, которые не предусмотрены учредителем. В настоящее время ведется судебный приказ по списанию защитного учреждения. ( л.д. 56)
15 ОНПР по Краснокамскому городскому округу УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю в адрес АО «Пермский свинокомплекс» вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выявленными нарушениями с целью их устранения. ( л.д. 63-64)
ДД.ММ.ГГГГ в адрес АО «Пермский свинокомплекс» прокурором <адрес> направлено представление об устранении нарушений законодательства о гражданской обороне, в связи с проведением проверки совместно с МКУ «Управление гражданской защиты, экологии и природопользования <адрес> защитного сооружения гражданской обороны, расположенной на территории АО «Пермский свинокомплекс» ( л.д. 69-71)
ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры г.Краснокамска АО «Пермский свинокомплекс» уведомило, что представление прокуратуры г.Краснокамска от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, для устранения нарушений, указанных нарушений разработан план мероприятий, утвержденный приказом № от ДД.ММ.ГГГГ В связи с нарушением законодательства о гражданской обороне привлечены к дисциплинарной ответственности работники, виновные в допущении указанного нарушения, с приложением копии приказа от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.72-78)
ДД.ММ.ГГГГ прокурором г.Краснокамска было принято решение о проведении проверки в АО «Пермский свинокомплекс» в целях проверки исполнения законодательства о гражданской обороне на основании заявления 15 ОНПР по Краснокамскому городскому округу УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№, в части сохранения, учета и надлежащей эксплуатации имеющихся объектов гражданской обороны ( защитных сооружений), их содержания в готовности к приему укрываемых. ( л.д.79-80)
ДД.ММ.ГГГГ в рамках данной проверки АО «Пермский свинокомплекс» было направлена информация о невозможности устранения нарушений, указанных в акте проверки 15 ОНПР по Краснокамскому городскому округу УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что финансовое и правовое положение АО «Пермский свинокомплекс» не позволяют самостоятельно распоряжаться поступающими денежными средствами от реализации мясопродукции. Деятельность АО «Пермский свинокомлпекс» определена судебными актами, доход предприятия составляет выручка от частичной реализации арестованного свинопологовья, за счет данного дохода осуществляется содержание и хранение свинопоголовья принадлежащего ООО «Свинокомплекс Пермский». АО «Пермский свинокомплекс» пыталось найти источник финансирования для проведения мероприятий по приведению убежища в нормативное состояние, с этой целью обращалось к собственнику ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, но последний отказал в финансировании указанных мероприятий. В связи с невозможностью решения вопроса приведения состояния убежища в нормативное состояние, отвечающее всем требованиям гражданской обороны, АО «Пермский свинокомплекс» вынуждено было поставить вопрос о расторжении указанного договора. Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования АО «Пермский свинокомплекс» были удовлетворены. Договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ расторгнут. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, в удовлетворении иска отказано. АО «Пермский свинокомплекс» подано кассационная жалоба на постановление апелляционной инстанции от ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что необходимо получить судебный акт кассационной инстанции суда. ( л.д. 81-82)
Представителем ответчика в судебное заседание были представлены приказы АО «Пермский свинокомплекс» о консервации объектов основных средств от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и перечнем основных средств для продлением срока консервации, а также акт о наложении ареста ( описи имущества) от ДД.ММ.ГГГГ
Также в материалы дела представителем ответчика представлена переписка с ГУ Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, с ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу перевода убежища с режимом эксплуатации «защитное сооружение» в режим эксплуатации «укрытие».
Согласно справке начальника службы безопасности АО «Пермский свинокомлекс» и акту осмотра защитного сооружения от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что защитное сооружение в подвальном помещении в административном здании СВК-2, которое находится на удалении от основных объектов АО «Пермский свинокомплекс» : СГЦ -2,5 км, Котельный цех – 2,9 км., СВК – 3,0 км, цех кормопроизводства – 3,0 км, административное здание управления <адрес> -5,2 км, а также указаны выявлены нарушения в результате проверки сотрудниками АО «Пермский свинокомплекс» и ТУ Росимущества в Пермском крае.
В соответствии с п. 1 ст. 699 Гражданского кодекса РФ каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.
При этом положения гл. 36 ГК РФ о договоре безвозмездного пользования (ссуды) направлены на урегулирование правоотношений, в которых по общему правилу соглашение заключается в интересах ссудополучателя, которому предоставляется возможность пользоваться чужим имуществом. Напротив, договор в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны заключается в публичных интересах, на реализацию которых направлено большое число обязательств стороны договора, в том числе охранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений, накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре и др.
В связи с изложенным лицо, заключившее договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны при проведении приватизации, или его правопреемник не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанного договора на основании ст. 699 ГК РФ.
Поскольку защитное сооружение по вышеуказанному адресу, своего статуса, как защитного сооружения гражданской обороны, не утратило, и в настоящее время требуются ремонтные работы по приведению его в надлежащее состояние, вопреки доводам представителя ответчика, суд приходит к выводу о том, что неисполнение ответчиком требований законодательства о надлежащем содержании данного защитного сооружения нарушает права неопределенного круга лиц на возможность укрытия в нем граждан в военное время или в условиях чрезвычайной ситуации.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Учитывая установленные в ходе судебного разбирательства дела обстоятельства, собранные по делу доказательства, проанализировав их в совокупности с вышеизложенными нормами права, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объёме.
Указание представителя ответчика в ходе судебного заседания на то, что в настоящее время подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ на постановление №АП-12639/2020-ГК Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ, постановление № Ф09-725/21 Арбитражного суда Уральского округа от ДД.ММ.ГГГГ, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Как следует из представленных сведений, решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования АО «Пермский свинокомплекс» были удовлетворены, договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ№ расторгнут. ТУ Росимущества в Пермском крае обязано было принять объекты гражданской обороны в течение 1 месяца со дня вступления в законную силу решения суда. Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, в удовлетворении иска отказано. Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 09.03.2021г. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, кассационная жалоба АО «Пермский свинокомплекс» - без удовлетворения. В настоящее время судебные акты вступили в законную силу.
Суд также считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что у юридического лица отсутствуют правовые и финансовые возможности для устранения выявленных нарушений, имеющиеся судебные акты не позволяют самостоятельно распоряжаться поступающими денежными средствами от реализации мясопродукции АО «Пермский свинокомплекс», поскольку положениями договора от ДД.ММ.ГГГГ№ общество «Пермский свинокомплекс» обязуется сохранять защитное сооружение, принимать меры по поддержанию его в постоянной готовности к использованию по назначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений (пункт 1); накапливать, сохранять и по мере необходимости обновлять средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре (пункт 2), что предполагает выполнение обязанностей по приведению защитного сооружения в нормативное состояние, в соответствии с требованиями законодательства.
Требуемый прокурором срок, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей.
Каких-либо доводов, доказательств в опровержение сведений, содержащихся в исковом заявлении, ответчиком суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 268 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Прокурора г.Краснокамска удовлетворить.
Обязать акционерное общество «Пермский свинокомплекс» ИНН 5916022234 ОГРН 1095916000290) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований законодательства о гражданской обороне в защитном сооружении гражданской обороны (убежище), расположенном по адресу: <адрес>, административный корпус СВК-2, путем выполнения мероприятий:
- обеспечить убежище фильтрами-поглотителями, пригодными к эксплуатации;
- стены и потолки защитного сооружения гражданской обороны привести в соответствие с п. 3.2.8. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№;
- провести комплексную оценку технического состояния объекта в соответствии с п. 4.1.3. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№;
- перевести в исправное состояние прибор для измерения подпора воздуха на объекте (тягонапоромер);
- обеспечить объект запасами продовольственных, медицинских средств, средств индивидуальной защиты.
Решение в течение месяца с момента его вынесения может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Краснокамский городской суд Пермского края со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья О.Н.Азанова