Дело № 2-360/2016.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
«24» мая 2016 года с. Красногвардейское
Ставропольского края.
Красногвардейский районный суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего – судьи Гетманской Л.В.,
при секретаре – Акуловой Л.В.,
с участием:
ответчика – ФИО1,
представителя ответчика ФИО1 – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Красногвардейского районного Ставропольского края гражданское дело по иску государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО1 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, процентов за пользование чужими денежными средствами,
установил:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее по тексту – ГКУ Служба весового контроля РБ или истец) обратилось в суд с иском к ФИО1 (далее по тексту ФИО1 или ответчик) о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, процентов за пользование чужими денежными средствами, указав, что 17 апреля 2014 года при осуществлении весового контроля на 67 км. Уфа-Инзер-Белорецк сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (далее ГИБДД) совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки «Даф» регистрационный номер №, с полуприцепом марки SAMRO, регистрационный номер №, принадлежащего ответчику, под управлением водителя ФИО2.
Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на седельный тягач №, на полуприцеп №.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-Д весы автомобильные для взвешивания в движении) фирмы НПФ «МЕТА», модификации (модель) ВА-40Д, заводской номер №. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГ, что удостоверено оттиском поверительного клейма на весовое оборудование в паспорте на весовое оборудование, а также подтверждается Свидетельством о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного ч. 1 ст. 31 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, <данные изъяты> копеек.
Указанная сумма в добровольном порядке в 10-дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.
ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензионное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ получен не был, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были.
При этом период просрочки уплаты суммы ущерба на дату составления искового заявления ДД.ММ.ГГГГ по акту № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ составляет 605 дней.
При таких обстоятельствах, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, рассчитанная с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее ВАС РФ) № от ДД.ММ.ГГГГ, по акту № от ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> копейки.
Общая сумма иска, таким образом, составляет <данные изъяты> копейки, из которой: <данные изъяты> копеек – сумма ущерба, <данные изъяты> копейки – проценты за пользование чужими денежными средствами по акту № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Истец, в силу действия Соглашения о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, согласованным Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от ДД.ММ.ГГГГ, выполняет функцию владельца автомобильных дорог, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан в соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».
В целях эффективного исполнения возложенных на ГКУ Службу весового контроля РБ обязанностей Министерством финансов Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ был открыт лицевой счет получателя бюджетных средств № к лицевому счету бюджета №, открытому Министерству финансов Республики Башкортостан в Управлении Федерального казначейства по Республики Башкортостан (Письмо Министерства финансов Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ).
Назначение платежа: возмещение вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Так как сумма ущерба не поступает в распоряжение ГКУ Службу весового контроля РБ, а зачисляется напрямую в Бюджет Республики Башкортостан, ГКУ Службу весового контроля РБ не имеет реальной возможности воспользоваться такими денежными средствами. Из чего следует, что ГКУ Службу весового контроля РБ, производит взыскание в бюджет Республики Башкортостан, а значит взыскании суммы ущерба причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, процентов за пользование чужими денежными средствами в пользу ГКУ Службу весового контроля РБ равносильно взысканию в бюджет Республики Башкортостан.
Следовательно, истец, наделенный функциями по контролю, взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов и расчету размера ущерба, причиненного при перевозке тяжеловесного груза, выступает не как хозяйствующий субъект, действующий в собственных интересах, а выступает участником публичных правоотношений, действующим в пределах предоставленных полномочий и в интересах Республики Башкортостан, а потому является лицом, освобожденным от уплаты госпошлины при обращении в арбитражные суды на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации.
По смыслу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации полномочия владения принадлежат собственнику имущества, поэтому, осуществляя полномочия владельца автомобильных дорог, при подаче настоящего заявления Истец действует от имени субъекта Российской Федерации – Республики Башкортостан.
В связи с вышеизложенным, с учетом положений пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов), Истец освобожден от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом», тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению № или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № к указанному постановлению.
Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
При этом, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № ФЗ), временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее – Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2 – 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Так, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по ДД.ММ.ГГГГ было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее – временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам. Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они, осуществив в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 31 Федеральный закон № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Федерального закона № 257-ФЗ).
Одновременно, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона № 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Указанным федеральным органом исполнительной власти является Министерство транспорта Российской Федерации (на основании п. ДД.ММ.ГГГГ.30 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№).
Приказом Минтранса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств» утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее Порядок).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения. При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог.
Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее – ГКУ УДХ РБ) и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее ГКУ Служба весового контроля РБ), утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству ДД.ММ.ГГГГ, ГКУ Служба весового контроля РБ приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения».
Согласно подпункту «а» пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля РБ принимает предусмотренные пунктом 2.2.2.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных от ДД.ММ.ГГГГ№ полномочия по обеспечению взвешивания транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, осуществляется на пунктах весового контроля, оснащённых весовым оборудованием, производящим проверку весовых параметров в статическом режиме.
Результатом взвешивания является определение весовых параметров транспортного средства (полной массы и нагрузки на ось транспортного средства), на предмет их соответствия или расхождения с весовыми параметрами, установленными распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№-р или указанными в специальном разрешении.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
При этом согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причинённый автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.
Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения».
Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При этом в соответствии со статьёй 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Просят:
взыскать с ответчика, ФИО1 в пользу государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан денежные средства в размере <данные изъяты> копейки, в том числе:
сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в размере <данные изъяты> копеек, согласно акту № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ;
проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> копейки за несвоевременное исполнение обязательства по возмещению ущерба согласно акту № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ, за период 605 дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец просит рассмотреть дело без участия его представителя.
В судебном заседании ответчик ФИО1 и её представитель ФИО3 выразили своё несогласие с иском, каких-либо доказательств в обоснование своих возражений не предоставили.
Сторона ответчика в своих возражениях указала, что истец не предоставил доказательств: следования принадлежащим истцу транспортным средством по каким-либо конкретным автодорогам Республики Башкортостан, имеющим отношения к введённому Распоряжением №-р от ДД.ММ.ГГГГ временным ограничением движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси; установки временных знаков, ограничивающих нагрузку на оси транспортного средства, на автодорогах регионального и межмуниципального значений, и утверждает о том, что на всём пути следования транспортного средства не были установлены временные знаки, ограничивающие нагрузку на оси транспортного средства, что подтверждает свидетель ФИО2; расчёта процентов за пользование чужими денежными средствами.
Суд, выслушав ответчика и его представителя, допросив свидетеля, изучив материалы дела, пришёл к следующему убеждению.
Возражения ответчика и его представителя не обоснованы и не убедительны, они не опровергают заявленные исковые требования.
Истец свои исковые требования о возмещении ущерба обосновывает нарушением ответчиком ст. 31 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, согласно которым осуществление перевозок тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов допускается при наличии специального разрешения. Для получения соответствующего разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства (ч. 3 ст. 31 ФЗ № 257-ФЗ). В специальном разрешении указываются: сверхнормативные весовые параметры транспортного средства, ущерб, от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении разрешения. Соблюдение весовых параметров осуществляется в ходе весового контроля.
В ходе досудебной подготовки, на предварительном слушании и в ходе судебного разбирательства соответствующего разрешения ответчик и его представитель не представили. Суд делает вывод о том, что такого разрешения ответчик не имеет. Кроме того, сам акт № от ДД.ММ.ГГГГ о превышении транспортным средством установленных ограничений ответчиком в установленном законом порядке оспорен не был.
В пункте 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ указано, что под тяжеловесным грузом надлежит понимать груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению № или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению №.
В приложении № установлены предельно допустимые массы транспортных средств в зависимости от количества осей, в приложении № установлены предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств в зависимости от расстояний между сближенными осями (в метрах).
В соответствии с пунктом 2.1.1.1.3. Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ№, по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства составляется акт.
В акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Из содержания вышеуказанных документов не следует, что акт, составленный по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства, должен содержать какие-либо сведения о весовом оборудовании, режиме измерения и скорости движения транспортного средства.
Акт № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает допущенные нарушения по осевым нагрузкам автомобиля с прицепом, принадлежащего ответчику (т. 1 л.д. 31). В акте № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что специальное разрешение на перевозку тяжеловесного груза отсутствует. Отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза ответчиком не отрицается.
Согласно пунктам 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ№ «О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации», из фактов превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства, следует обязанность владельца транспортного средства возместить вред, причиненный автомобильным дорогам проездом транспортного средства, осуществляющего перевозку тяжеловесных грузов.
В силу части 9 статьи 31 Федерального закона 257-ФЗ, размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№. Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения цельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Сам расчет ущерба и применение соответствующей методики оспорены ответчиком, но без предоставления каких-либо собственных расчётов и методик, а также доказательств, опровергающих правильность расчёта, произведённого истцом.
Довод представителя ответчика о том, что из иска и приложений к нему не следует, что автомобиль ехал именной по указанной дороге и именно 155км., исходя из второй таблицы, содержащейся в акте №, протяжённость второго участка следования составила 51км, в ней указанные иные нормативы нагрузки на оси, в связи с чем, – это не автодорога Уфа-Инзер-Белорецк, опровергается стороной истца.
Судом не может быть принят изложенный довод ответчика как достоверный.
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя доказывания отсутствия вины в причинении вреда возлагается на обязанное лицо. В соответствии со ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанное лицо, как ответчик обязано представить достаточные, допустимые и достоверные доказательства того, что следование по участку дороги Уфа-Инзер-Белорецк составило не 155км, а значительно меньше.
Из транспортной накладной № следования автомобиля, со слов водителя ФИО2 маршрут движения из г. Магнитогорска – г. Новочеркасск, расчета пройденного пути указанных обстоятельств и иного маршрута не следует. Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что водитель не возражал относительно маршрута движения транспортного средства, и в судебном заседании пояснил, что был не согласен только с весовыми нагрузками, в настоящее время маршрут он не помнит, поскольку прошло много времени со дня события, ехал по просёлочным дорогам, никаких дорожных знаков, ограничивающих весовую нагрузку, не встречал. Исходя из маршрута движения транспортного средства, были определены автомобильные дороги, которым был причинён вред транспортным средством ответчика. Показания свидетеля ФИО2 не могут с достоверностью свидетельствовать об ином маршруте следования, поскольку свидетель в судебном заседании не мог указать направление следования автомобиля. Тот факт, что водитель ФИО2 не видел ограничительные дорожные знаки, не означает, что их не было. Показания свидетеля об иной дороге следования опровергается самим фактом нахождения на дороге, где введены ограничения и также не могут с достоверностью свидетельствовать об отсутствии вины в причинении ущерба, т.к. указанный свидетель, кроме того, работал по найму у ответчика.
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ ущерб был причинён автодороге Уфа-Инзер-Белорецк, автодороге Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск. По автодороге Уфа-Инзер-Белорецк транспортное средство ответчика проследовало 155км., по автодороге Стерлитамак-Белорецк-Магнитогорск – 51км. Указанное расстояние определяется на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения» (т. 1 л.д. 98 – 100).
Не оспорено, что в перечень автомобильных дорог общего и муниципального значения, относящихся к государственной собственности Республики Башкорстан, относится именно указанные автомобильные дороги (т. 1 л.д. 86 – 95).
В отношении доводов ответчика о том, что масса его транспортного средства составила 24,12 тонн необходимо указать следующее. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ фактическая масса автомобиля составила 22.69 тонн – это сумма масс: массы автомобиля без нагрузки, массы груза по товарно-транспортной накладной и других возможных нагрузок автомобиля.
В полномочия ГКУ Служба весового контроля РБ не входит сличение груза по товарной накладной и фактически имеющейся в транспортном средстве, поэтому утверждение ответчика, что в акте о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось имеются противоречия, является необоснованным. Более того, истцом предъявляются претензии не по общей массе автомобиля, а установлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства. Доводы ответчика о том, что прошёл годичный срок со дня поверки весового оборудования, не подтверждены ничем и голословны, поскольку взвешивание производилось на весовом оборудовании фирмы (ВА-Д) весы автомобильные для взвешивания в движении) фирмы НПФ «МЕТА», модификации (модель) ВА-40Д, заводской номер №. Данные весы признаны пригодными к применению и поверены ДД.ММ.ГГГГ.
Информация о введении временного ограничения движения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была опубликована на официальном интернет – портале правовой информации Республики Башкортостан ДД.ММ.ГГГГ, номер официального сайта: пра.bashkortostan.ru.
Истцом предоставлены письма об установке и последующем снятии дорожных знаков ограничения движения (т. 1 л.д. 96 – 97), которыми подтверждено обеспечение ограничения движения транспортных средств на указанных участках автомобильных дорог Республики Башкортостан. Установка дорожных знаков, временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на ось на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения, обеспечивается ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан. В период весенней распутицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Правительства Республики Башкорстан от ДД.ММ.ГГГГ№-р и согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на 2014-2015 годы № от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Башкиравтодор» установлены дорожные знаки 3.12 «ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» в соответствии с согласованной Государственным заказчиком и УГИБДД схемой.
Статьёй 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи15).
Под убытками, согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправный характер действий ответчика, а также причинную связь между возникшими убытками и виновными действиями ответчика.
Таким образом, в совокупности доказательств следует признать, что истец доказал наличие ущерба, его размер, нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов, расчет ущерба и причинную связь между неправомерным поведением ответчика и ущербом. Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты.
В силу п. 2 «Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов» обязанность возместить вред возлагается на владельца транспортного средства. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ лицом, осуществляющим автоперевозку, указана ФИО1 (т. 1 л.д. 31 – 32). Указанное обстоятельство ею не оспорено. Она является индивидуальным предпринимателем, свидетель ФИО2 ранее у неё работал водителем. Договор аренды транспортного средства между ними не заключался.
Что касается требований истца о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, то в этой части иск не подлежит удовлетворению, т.к. действующим гражданским законодательством не предусмотрено начисление процентов в порядке ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации на убытки. В соответствии с позицией высших судебных инстанций начисление процентов за пользование чужими денежными средствами на сумму убытков не допускается, поскольку и проценты, и убытки являются видами ответственности за нарушение обязательства. По отношению к убыткам проценты, как и неустойка, носят зачетный характер. (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ по делу № № и другие акты высших судов). Начислять проценты за пользование чужими денежными средствами применительно к обязательным платежам в данном случае также нельзя, поскольку спорная сумма не является обязательным фискальным платежом, а рассчитана на основании норм гражданского законодательства.
Таким образом, иск подлежит удовлетворению лишь в части исковых требований, а именно: с ответчика в пользу истца подлежит взысканию лишь сумма ущерба.
В остальных требованиях истца следует отказать, а именно: в иске о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами с ФИО1
В иске ответчик указывал сумму требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средства в размере <данные изъяты> копейки, исходя из расчёта, приложенного к иску, по учётной ставке банковского процента существующей в месте нахождения должника, так как место нахождения кредитора в расчёте указано неверно – Северо – Кавказский федеральный округ, а на самом деле место нахождения кредитора – Уральский федеральный округ (т. 1 л.д. 34, 101). Впоследствии истец предоставил новый расчёт по учетной ставке банковского процента, существующей в месте нахождения кредитора: Уральский федеральный округ, указав общую сумму процентов за пользование чужими денежными средствами, подлежащую взысканию, – <данные изъяты> рубль. Но суд пришёл к выводу, поскольку истец не изменял своих исковых требований, не увеличивал их размер в соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то суд отказывает во взыскании суммы процентов за пользование чужими денежными средствами <данные изъяты> копейки, а не <данные изъяты> рубль по выше изложенным основаниям, при этом, не выходя за пределы заявленных требований.
С ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в сумме <данные изъяты> копейки.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 8 ст. 333.20. Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 15, 395, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ – ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО1 о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, процентов за пользование чужими денежными средствами, – удовлетворить в части.
Взыскать с ФИО1 в пользу государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан денежные средства – сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, в размере <данные изъяты> копеек, согласно акту № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ.
В части исковых требований государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО1 о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> копейки за несвоевременное исполнение обязательства по возмещению ущерба согласно акту № о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от ДД.ММ.ГГГГ, за период 605 дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, – отказать.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход федерального бюджета, согласно нормативных отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в сумме <данные изъяты> копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путём подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Ставропольского края в течение месяца, начиная с 30.05.2016.
Судья: Л.В. Гетманская.