НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург) от 17.01.2023 № 2А-1541/202317

Дело № 2а-1541/2023 17 января 2023 года

78RS0008-01-2022-009122-40 Санкт-Петербург

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Смирновой Н.А.,

при секретаре Шмыглиной П.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 21 по Санкт-Петербургу к Коновой Евгении Александровне о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 21 по Санкт-Петербургу (далее – МИФНС России №21 по Санкт-Петербургу) обратилась в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Коновой Е.А., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 23 221 рублей и пени в размере 210 рублей 54 копеек; задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1570 рублей и пени в размере 20 рублей 77 копеек; задолженность по налогу на имущество за 2018 год в размере 368 рублей и пени в размере 15 рублей 17 копеек.

В обоснование исковых требований указал, что Конова Е.А. не исполнила возложенную на нее обязанность по оплате НДФЛ за 2017-2018 годы и налога на имущество за 2018 год, в связи с чем были начислены пени, которые также не были уплачены административным ответчиком. Определением мирового судьи судебного участка №84 Санкт-Петербурга от 12.04.2022 судебный приказ был отмен в связи с поступившим от ответчика возражениями.

Стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не явка лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает, что требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению, руководствуясь следующим.

Как следует из материалов дела, налоговым агентом СПб ГЭУ в налоговую инспекцию предоставлены справка о доходах физического лица за 2017 год, согласно которой Коновой Е.А. в 2017 году получен доход в размере 156 000 руб. (код дохода 2520, налоговая ставка в размере13%), сумма налога, не удержанная налоговым агентом – 20 280 руб. и справка о доходах физического лица за 2018 год, согласно которой Коновой Е.А. в 2018 году получен доход в размере 12 077,42 руб. (код дохода 2520, налоговая ставка в размере13%), сумма налога, не удержанная налоговым агентом – 1 570 руб.

Налоговым агентом ООО МФК «Займер» в налоговую инспекцию предоставлена справка о доходах физического лица за 2017 год, согласно которой Коновой Е.А. в 2017 году получен доход в размере 22 624,84 руб. (код дохода 2611, налоговая ставка в размере13%), сумма налога, не удержанная налоговым агентом – 2 941 руб.

На основании предоставленных сведений налоговым органом по адресу регистрации Коновой Е.А. (<адрес>) направлены налоговое уведомление №68716760 от 23.08.2019 со сроком уплаты до 02.12.2019 налога на имущество за 2018 год (объект недвижимости – квартира) в размере 368 рублей и НДФЛ, не удержанного налоговым агентом (СПбГЭУ) за 2018 год в размере 1 570 рублей и налоговое уведомление № 72607130 от 01.09.2020 об уплате в установленный законом срок НДФЛ, не удержанного налоговым агентом (ООО МФК «Займер» и СПбГЭУ) за 2017 год в размере 23 221 рублей.

В связи с неуплатой в установленный срок указанных налогов, налоговой инспекцией произведен расчет пеней и в адрес Коновой Е.А направлены требование №61032 от 29.06.2020 со сроком уплаты до 25.11.2020 налога на имущество за 2018 год в размере 368 рублей и пени в размере 15,17 рублей, требование №7895 от 04.02.2021 со сроком уплаты до 30.03.2021 НДФЛ за 2017 год в размере 23 221 рублей и пени в размере 210,54 рублей, требование №36782 от 04.02.2020 со сроком уплаты до 17.03.2020 НДФЛ за 2018 год в размере 1570 рублей и пени в размере 20,77 рублей.

По причине неисполнения административным ответчиком требований налогового органа об уплате налога и пеней, начальник МИФНС России №21 по Санкт-Петербургу обратился к мировой судье судебного участка № 84 Санкт-Петербурга с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Коновой Е.А. указанных в требованиях сумм налога и пеней.

В связи с поступившими от Коновой Е.А. возражениями, определением мирового судьи судебного участка № 84 Санкт-Петербурга от 12.04.2022 отменен ранее выданный судебный приказ от 24.12.2021 о взыскании с Коновой Е.А. указанных в требовании сумм налога и пени. МИФНС России №21 по Санкт-Петербургу предложено обратиться в суд с требованиями о взыскании задолженности по налогам и пеням в порядке административного судопроизводства.

Согласно ст.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК Российской федерации) одним из видов федеральных налогов является налог на доходы физических лиц.

Согласно ст.41, п.1 ст.210 НК Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 210 НК Российской Федерации налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Согласно п. 3 ст. 210 НК Российской Федерации для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Согласно приказу ФНС России от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2015 № 39705) код 2611 - это сумма списанного в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, код 2520 - доходы в натуральной форме, полученные в виде полной или частичной оплаты товаров, работ, услуг, выполненных в интересах налогоплательщика.

Согласно п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно п. 1 ст. 226 НК Российской Федерации российские организации от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Указанные лица именуются налоговыми агентами.

Согласно п. 2 ст. 226 НК Российской Федерации исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент.

В соответствии с п. 5 ст. 226 НК Российской Федерации при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Согласно п.6 ст. 228 НК РФ налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено п. 7 настоящей статьей.

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц предусмотрена главой 32 НК Российской Федерации.

Согласно ст. 400 НК Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 данного Кодекса.

В п. 1 ст. 401 НК Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно ст. 402 НК Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Согласно ст. 403 НК Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно ст. 406 НК Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи. В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.

Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (абзац 2 п.1 ст.45НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктами 1 и 2 статьи 69 НК РФ установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Согласно ст. 75 НК Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога; пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, в котором помимо прочего указывается об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога, с указанием размера пеней, начисленных на момент направления требования. Такое требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено ст. 70 НК Российской Федерации, и налогоплательщиком должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога и пеней не указан в самом требовании.

Законодатель установил также порядок взыскания недоимки, пеней в судебном порядке. В частности, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пеней, налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней с учетом особенностей, установленных ст. 48 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 2 этой же статьи НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно пункту 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Производство по административным делам о вынесении судебного приказа отнесено к компетенции мировых судей.

Согласно п. 3 ч. 3 ст. 123.4 КАС РФ мировой судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным ст. 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если: из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.

Следовательно, проверка процессуального срока обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации возложена на мировых судей и поэтому не подлежит проверке судами общей юрисдикции при рассмотрении административных исковых заявлений о взыскании обязательный платежей, поданных после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, из анализа положений ст. ст. 286, 123.3 - 123.4 КАС РФ и ст. 48 НК РФ следует, что при обращении в суд с административным иском о взыскании обязательных платежей суд общей юрисдикции проверяет соблюдение налоговым органом шестимесячного срока, исчисляемого со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, до даты подачи в суд административного искового заявления.

В данном случае процессуальный срок обращения в суд соблюден (в суд истец обратился 29.09.2022), то есть в пределах 6 месяцев с даты отмены судебного приказа – 12.04.2022).

Поскольку доказательств погашения задолженности, указанных в исковом заявлении НДФЛ за 2017-2018 года, налога на имущество за 2018 год, а также пеней, начисленных за несвоевременную уплату налогов, равно как не представлено и доказательств наличия задолженности перед налоговым органом в ином размере, срок обращения в суд не пропущен, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных административным истцом требований о взыскании с Коновой Е.А. образовавшейся задолженности.

Проверив расчет налога и пени суд находит его арифметически верным, в связи с чем, полагает подлежащей ко взысканию с административного ответчика задолженность: по НДФЛ за 2017 год в размере 23 221 рублей и пени в размере 210,54 рублей, по НДФЛ за 2018 год в размере 1570 рублей и пени в размере 20,77 рублей, по налогу на имущество за 2018 год в размере 368 рублей и пени в размере 15,17 рублей.

Согласно требованиям ст. 114 КАС Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Следовательно, с Коновой Е.А. подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 962 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление удовлетворить.

Взыскать с Коновой Евгении Александровны, <дата>р., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №21 по Санкт-Петербургу задолженность по налогу на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, за 2017 год в размере 23 221 рублей и пени в размере 210 рублей 54 копеек; задолженность по налогу на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, за 2018 год в размере 1570 рублей и пени в размере 20 рублей 77 копеек; задолженность по налогу на имущество за 2018 год в размере 368 рублей и пени в размере 15 рублей 17 копеек.

Взыскать с Коновой Евгении Александровны в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 962 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья /подпись/

Мотивированное решение изготовлено 31 января 2023 года.