НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красногвардейского районного суда (Белгородская область) от 30.09.2022 № 2-538/2022

№ 2-538/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2022 года г. Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Выродовой Г.И.,

при секретаре Сидельниковой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к управлению образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», Министерству образования Белгородской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки и об обязании их предоставления,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском, которым просила признать за нею право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения (отопления и освещения) как педагогу-пенсионеру; обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», Министерство образования Белгородской области предоставлять ей меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Белгородской области от 21 июля 2008г. №215. В обоснование заявленных требований указала на то, что имея необходимый 10-летний стаж педагогической работы в сельской местности, и являясь получателем досрочной страховой пенсии по старости, до принятия Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг (свет, отопление). После принятия данного закона ее вычеркнули из списков на получение мер социальной поддержки, так как она является жителем города Бирюч (ранее п. Красногвардейское). Считает такое решение незаконным, поскольку право на льготы она приобрела по ранее действовавшему законодательству, а закон не должен ущемлять права граждан. Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением был предусмотрен Постановлениями СМ СССР от 10 февраля 1948 г. №248, от 4 мая 1971 г. №255, которые в силу ст. 4 Закона РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» являются действующими. В соответствии со ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования не мог быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Аналогичные положения содержатся также в ст.8 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ, Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. №958-О-О о том, что не допускается снижение субъектом РФ объема мер социальной поддержки, установленных федеральными нормативными актами, ограничение круга педагогических работников, в том числе пенсионеров, на их получение. Истец проживает с 1963 г. в г. Бирюч Красногвардейского района (до 2005 года - п. Красногвардейское), с 1984 г. осуществляет педагогическую деятельность. Общий стаж педагогической работы в детском саду составляет 38 лет. С 4 августа 2008 г. ей назначена досрочная страховая пенсия по старости (25 лет стажа). На момент назначения пенсии ее стаж педагогической работы в сельском детском саду составлял более 10 лет. Проживая в квартире, ФИО1 пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг, в том числе и после изменения статуса населенного пункта. С принятием Закона Белгородской области №215 от 21 июля 2008 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области» выплаты прекращены.

В судебное заседание истец ФИО1, извещённая путем электронного заказного письма с почтовым идентификатором , не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без её участия, исковые требования поддерживает.

Представитель управления образования администрации Красногвардейского района ФИО2, извещенная надлежащим образом (лично под расписку) в судебное заседание не явилась, представила в суд возражение, в котором пояснила, что Закон Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права отдельных категорий работников муниципальных образовательных организаций, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Абзац 1 части 3 статьи 1 Закона указывает, что положения Закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии, если стаж их педагогической работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа, составляет не менее 10 лет, и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки. Внесенные 25 июня 2021 г. изменения в Закон №215 касаются утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города педагогических работников, работавших в образовательных учреждениях, одновременно отвечавших на день присвоения населенному пункту статуса города, следующим условиям: прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки. Таким образом, Закон Белгородской области №215 определил круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки: педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа); педагогические работники, работавшие в муниципальных образовательных организациях, проживающие в сельских населенных пунктах, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки; утратившие право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города педагогические работники, работавшие в муниципальных образовательных организациях, одновременно отвечавшие на день присвоения населенному пункту статуса города следующим условиям: прекратившие педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки.

Компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предоставляется только работающим педагогическим работникам, а размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. По смыслу п.8 ст.47 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предоставлено только работающим педагогам в сельских населенных пунктах, поселках городского типа. Каких-либо норм, регламентирующих аналогичное право для педагогов-пенсионеров, проживающих в городах- федеральным законодательством не предусмотрено.

Статьей 5 Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам. Но администрация Красногвардейского района не наделяется полномочиями по установлению категорий получателей, условий и порядка возмещения расходов на меры социальной поддержки. Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств областного бюджета.

Истец на день присвоения населенному пункту статуса города обладала правом на получение мер социальной поддержки, ей была назначена пенсия, но педагогическая деятельность на тот момент не была прекращена. Исходя из текста Закона №215, принимая во внимание внесенные в Закон изменения от 25 июня 2021 г., условия должны быть соблюдены одновременно. Управление образования не может нарушать региональное законодательство и выплачивать меры социальное поддержки истице. С учетом изложенного, просила отказать в удовлетворении заявленных истцом требований. При этом в ходе подготовке дела признала, что, имея десятилетний стаж педагогической деятельности в сельском детском саду, являясь пенсионером, истец пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг вплоть до принятия Закона №215, в том числе и после изменения статуса пос. Красногвардейское на г. Бирюч Красногвардейского района Белгородской области.

Представитель ответчика Министерства образования Белгородской области, извещённый надлежащим образом, в суд не явился, был уведомлен о времени и месте судебного разбирательства посредством направления судебного извещения в электронном виде по адресу электронной почты <данные изъяты> в соответствии с условиями Соглашения об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, от 21 февраля 2022 г., текст которого размещен на официальном сайте Белгородского областного суда (oblsud.blg.sudrf.ru) в подразделе «Информационные технологии» раздела «О суде», что подтверждается отчетом об отправке. Ответчик является участником указанного Соглашения с 11 апреля 2022 г.

Представитель третьего лица - Министерства финансов и бюджетной политики Белгородской области, извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился, своего представителя в суд не направил, был уведомлен о времени и месте судебного разбирательства посредством направления судебного извещения в электронном виде по адресу электронной почты <данные изъяты> в соответствии с условиями Соглашения об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, от 21 февраля 2022 г., текст которого размещен на официальном сайте Белгородского областного суда (oblsud.blg.sudrf.ru) в подразделе «Информационные технологии» раздела «О суде», что подтверждается отчетом об отправке. Ответчик является участником указанного Соглашения с

Представитель третьего лица - администрации Красногвардейского района Белгородской области в судебное заседание не явился, был уведомлен о времени и месте судебного разбирательства посредством направления судебного извещения в электронном виде по адресу электронной почты <данные изъяты> в соответствии с условиями Соглашения об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, от 21 февраля 2022 г., текст которого размещен на официальном сайте Белгородского областного суда (oblsud.blg.sudrf.ru) в подразделе «Информационные технологии» раздела «О суде», что подтверждается отчетом об отправке. Ответчик является участником указанного Соглашения с 20 июня 2022 г. Просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном возражении на иск возражал против его удовлетворения. Сослался на то, что возмещение расходов на коммунальные услуги педагогическим работникам, в том числе вышедшим на пенсию, осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области».

В силу положений ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд при ходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 и ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 7 и 39). В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). В соответствии с п. «б», «е» и «ж» ч. 1 ст.72 Конституции защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, вопросы образования, жилищное законодательство являются предметами совместного ведения Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации, которые призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции такие законы и подзаконные акты, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусматривалось федеральным законодательством, что закреплено в следующих нормативно-правовых актах.

Первоначально оно было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (утратило силу с изданием Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. №80) с учетом Распоряжения Совмина СССР от 24 июля 1949 г. № 11433р.

Пункт 1 данного Постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Кроме того, в соответствии с указанием Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 г. № 215-1 при определенных условиях право на бесплатное получение квартиры, отопление и освещение было также предоставлено и учителям сельских школ, проживавшим в близлежащих городах.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (п/п «б» п. 6 Постановления. Утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. №634).

Распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 г. № 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей. Данное право педагогов-пенсионеров было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, от 24 января 1985 года № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

В подпункте «а» пункта 1, в частности, указывалось, что право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности учителями, если общий стаж работы в сельских общеобразовательных школах, составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

В соответствии с ч. 3 п. 1 Постановления это право сохраняется также и за указанными работниками, если они, работая в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах или других населенных пунктах и на момент выхода на пенсию пользовались бесплатными квартирами с отоплением и освещением.

Согласно п. 2 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами их семей при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.

При этом в силу п. 4 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в пункте 1, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким - либо причинам не воспользовались этим правом.

В соответствии со ст. 59 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Основам жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

На основании ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 г. № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 13 января 1996 г.), было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ введено понятие- «меры социальной поддержки», норма была дополнена положением о том, что «размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации». Данным законом не предполагалась отмена льготы, гарантированной ст. 55 Закона «Об образовании» для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию и имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ норма абзаца третьего п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положениями действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В Белгородской области педагогические работники пользуются мерами социальной поддержки, установленными Законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области». Из статьи 1 Закона № 215, следует, что в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» настоящий закон устанавливаетразмер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки). Положения указанного закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки (педагогические работники, вышедшие на пенсию).

Как установлено судом и следует из материалов дела (трудовой книжки), педагогическая деятельность ФИО1 началась в 1984 году в Красногвардейском детском ясли-саду №2, где она была назначена на должность воспитателем. С 28.09.1998 г. переведена на должность учителя– логопеда в этом же детском саду, который впоследствии был переименован в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» г.Бирюч Красногвардейского района Белгородской области, где ФИО1 работает по настоящее время. Ее стаж работы в детском саду составляет более 10 лет. С 2008 г. ФИО1 назначена досрочная страховая пенсия по старости. (25 лет стажа) согласно пенсионному удостоверению , однако она продолжила работу. С 1963 года истец проживала в квартире п. Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области.

На основании постановления Белгородской областной Думы от 24 марта 2005 г. № 40-14-III с учетом решения одиннадцатой внеочередной сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 10 февраля 2015 г. №5 статус поселка Красногвардейское Красногвардейского района был изменен на статус города местного значения – город Красногвардейское. В соответствии с Федеральным законом от 30 января 2007 г. №7-ФЗ город Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области переименован в город Бирюч.

Ответчиком не оспорено, что проживая в квартире п. Красногвардейское, примыкающем непосредственно к селу Засосна Красногвардейского района Белгородской области, и имея 10-летний стаж педагогической работы в детском саду пгт. Красногвардейское, истец приобрела право на получение мер социальной поддержки и фактически их получала, в том числе после изменения статуса населенного пункта, в котором она проживает до настоящего времени. Льготы предоставлялись в бесспорном порядке на основании Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. №246, указания Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 года №215-1 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255, которое утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 года, Постановления Совета Министров СССР № 1003 от 23 мая 1984 г.,Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. №154/12-22, ст. 55 ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, ст. 51 Социального Кодекса Белгородской области от 28.12.2004, атакже принятого на его основепостановления главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 года «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района».

Согласно п. 1 ст. 51 Социального кодекса Белгородской области правом на предоставление мер социальной поддержки обладают педагогические работники муниципальных и областных учреждений, проживающих и (или) работающих в сельской местности и имеющих высшее или среднее специальное образование, или обучающиеся по заочной форме обучения по специальности.

В соответствии с п. 2 ст. 51 Социального кодекса право на предоставление мер социальной защиты имеют также педагогические работники, которые после назначения пенсии (независимо от вида пенсии) прекратили трудовую деятельность, стаж работы которых в сельской местности составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались мерами социальной защиты, предусмотренными настоящей главой.

Исходя из формулировки п. 1 ст. 51 Социального кодекса Белгородской области достаточным условием предоставления мер социальной поддержки педагогам является проживание или работа в сельской местности.

В постановлении главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 года «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района», принятом в соответствии с постановлением областной Думы «О социальном кодексе Белгородской области», указано, что правом на предоставление мер социальной поддержки обладают, в частности, педагогические работники муниципальных учреждений, имеющие высшее или среднее специальное образование. Согласно пункту 3 Постановления право на предоставление мер социальной поддержки сохранялось также за педагогическими работниками, которые после назначения пенсии (независимо от вида) прекратили свою трудовую деятельность, если их стаж работы в сельской местности составляет не менее 10 лет при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались этими льготами. Меры социальной поддержки предоставлялись за жилое помещение, отопление и освещение. Данное постановление сохраняло свое действие и применялось до принятия Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215, в том числе в отношении истца.

Постановлением сороковой сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 24 июля 2007 г. №4 «О мерах социальной защиты отдельных работников муниципальных учреждений, проживающих и (или) работающих в г. Бирюч», принятом в связи с изменением статуса п. Красногвардейское на город Бирюч, в целях социальной защиты работников муниципальных учреждений бюджетной сферы, за ними, в том числе за педагогическими работниками, проживающими и (или) работающими в г. Бирюч, были оставлены меры социальной поддержки (за жилое помещение, отопление и освещение).

Исходя из положений Конституции Российской Федерации и разъяснений Конституционного Суда РФ, меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с законодательством субъекта, не должны были снижать объем приобретённых прав в соответствии с федеральным законодательством.

В разъяснениях "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. №154/12-22, принятым во исполнение Постановления СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255, предусматривалось сохранение за педагогическими работниками-пенсионерами, работавшими в сельской местности не менее 10 лет, права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если они пользовались этими льготами, а также, если проживали в близлежащих городах. При этом не имело значения, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу (подпункт «а» пункта 1, ч. 3 п. 1, п. 4 Постановления).

Кроме того, в п. 2 данного Постановления прямо указано о сохранении такого права и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город, что имело место в отношении ФИО1

С принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании 19 июля 1973 г., Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. "О народном образовании", закрепивших право работников народного образования пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 г., Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г., предусмотревших предоставление такой же льготы специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, вне населенных пунктов, в рабочих и иных поселках, нормативные правовые акты, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим в близлежащих городах, и условий сохранения за ними этих льгот при выходе на пенсию, не были отменены либо изменены.

Об этом свидетельствует содержание абзаца третьего пункта 1, пункта 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. №5/12-22, вновь подтвердившего, что такое право сохраняется за педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельских общеобразовательных школах составляет не менее 10 лет, если они, работая в школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах или других населенных пунктах и на момент выхода на пенсию пользовались указанными льготами. Таким образом, педагоги сельских школ и педагоги этих школ, проживавшие в близлежащих городах, относились к одной категории лиц, за которыми при наличии 10-летнего стажа при переходе на пенсию сохранялись жилищно-коммунальные льготы.

В силу ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 г. №263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" положения указанных нормативных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. №3266-1. Они не противоречили Закону «Об образовании», не были признаны утратившими силу и продолжали действовать на момент возникновения у истца права на получение мер социальной поддержки, что опровергает доводы ответчиков.

В частности, Постановление от 4 мая 1971 г. № 255 утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. №154/12-22 принималось в его исполнение и не отменялось. Последующие изменения, которые вносились в Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г., принятие нового Закона «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. не должны лишать истицу ранее приобретённого права.

Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1 в первоначальной редакции непосредственно не закреплял право педагогических работников сельских образовательных учреждений на жилищно-коммунальные льготы. В п. 9 ст. 55 Закона предусматривалось, что на педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления, распространяются льготы, установленные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.

Соответствующая норма (абз. 3 п. 5 ст. 55) была включена в названный Закон лишь в 1996 году. Она предусматривала, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Дополнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ), не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации этой меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников.

В пункте 2 ст. 153 Федерального закона №122-ФЗ от 22 августа 2004 г. указано, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение уровня социальной поддержки педагогических работников, а также перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.

Положениями ч. 8 ст. 47 действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

В Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. №958-О-О указывалось, что разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. №5/12-22, от 2 апреля 2009 г. №553-О-П не утратило своей юридической силы, а суду следует устанавливать, предоставлялась ли эта льгота фактически.

В Определении от 2 апреля 2009 г. №553-О-П Конституционный Суд РФ также сделал вывод о том, что Постановление СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255 и Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. №154/12-22, регулирующие предоставление льгот по оплате коммунальных услуг пенсионерам – бывшим педагогическим работникам, сохраняли свою силу и применялись после принятия Закона «Об образовании», в том числе с учетом изменений от 22 августа 2004 г..

Из положений нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности истца и возникновения права на пенсию (2008 год), следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось педагогическим работникам, имеющим стаж работы в образовательном учреждении в сельской местности не менее 10 лет. Это право сохранялось и после прекращения трудовых отношений при наличии необходимого стажа и пользования льготой на момент выхода на пенсию. При этом в силу п. 4 Постановления от 28 мая 1985 г. №154/12-22 независимо от того, воспользовались ли они этим правом.

ФИО1 проработав в сельском детском саду более 10 лет, пользовалась жилищно-коммунальными льготами как до, так и после внесения изменений в Закон «Об образовании», что свидетельствует о применении положений нормативных актов Союза СССР, в том числе Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. №154/12-22 и сохранении его действия после внесения изменений в Закон «Об образовании», тем самым опровергает доводы ответчиков об отсутствии у истца права на меры социальной поддержки в связи с приоритетом Закона «Об образовании», как нормативного акта большей юридической силы.После изменения статуса населённого пункта – поселка Красногвардейское на город (в 2005 году) вплоть до июля 2008 года, т.е. достаточно длительное время истец также пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг. Несмотря на это, в нарушение приобретенного права, с июля 2008 года после принятия Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области» предоставление мер социальной поддержки было прекращено на том основании, что истец проживает в городе Бирюч.

Круг лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, был определен в ст. ст. 1 и 3 Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 г.

Согласно первоначальной редакции ст. 1 Закона № 215 в соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 "Об образовании" он устанавливал размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области (меры социальной поддержки).

Указано, что положения закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки (ч. 2 ст. 1).

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, возмещаются лицам, указанным в статье первой закона, проживающим на территории Белгородской области и работающим (работавшим) в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), т.е. обязательного условияо проживаниипедагогов в сельской местности статьи 1 и 3 Закона не содержали. Необходимые условия: проживание в Белгородской области и работа в образовательных учреждениях в сельской местности (поселках), что имело место и в отношении истицы.

В соответствии со ст. 14 Закона № 215 он вступал в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г. На этот момент истец уже приобрела право на получение мер социальной поддержки и получала их фактически.

Изменения в статьи 1 и 3 Закона №215, конкретизировавшие условия предоставления мер социальной поддержки (работа и проживание в сельской местности и в поселках) были внесены лишь Законом от 3 октября 2013 г. №227. Последние изменения внесены 25 июня 2021 г.

В свою очередь ст. 55 Закона «Об образовании» №3266-1 (в редакции Закона от 22 августа 2004 г.) предусматривала, что «педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации», т.е. норма права носила отсылочный характер.

В действующей редакции Закона №215 (ст.ст. 1 и 3) указано, что он устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки). Его положения распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии при наличии стажа педагогической работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и права на указанные меры социальной поддержки на момент выхода на пенсию, а также на утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города, одновременно отвечавших на день присвоения населенному пункту статуса города следующим условиям: прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки.

Виды и размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, изложены в ст. 2 Закона №215.

Согласно ст. 2 Закона, лица, указанные в статье первой, имеют право на возмещение расходов за: пользование жилым помещением (наем); содержание и ремонт жилого помещения; отопление в домах с центральным отоплением, в том числе за газ и твердое топливо, в размере годовой потребности в случае использования поквартирных водонагревателей и малометражных отопительных котлов на газовом и твердом топливе; приобретение твердого топлива в размере годовой потребности в домах, не имеющих центрального отопления; электроэнергию, расходуемую на освещение жилого помещения.

Истец проживает в квартире, ей производятся начисления, в частности, за отопление, освещение, однако указанные расходы не компенсируются.

С июля 2008 года ответчик не предоставляет ФИО1 меры социальной поддержки, что не оспаривается.

Из ответа Управления образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» от 23 августа 2022 г. следует, что что истец обращалась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, однако ей было отказано со ссылкой, что в настоящее время она проживает в городе Бирюч и согласно Закону №215 таким правом не обладает, после чего она обратилась с иском в суд.

Судом установлено, что на момент принятия Закона №215 истец уже приобрела право на получение мер социальной поддержки, фактически ими пользовалась и последующее лишение ее такого права противоречит положениям Конституции РФ.

Конституционной Суд Российской Федерации неоднократно и последовательно высказывал правовую позиции в своих решениях и постановлениях о том, что при изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта Российской Федерации полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации (постановления от 24 мая 2001 г. №8-П, от 29 января 2004 г. №2-П, от 2 апреля 2009 г. №553-О-П, от 20 апреля 2010 г. №9-П, от 27 марта 2012 г. №8 -П, от 1 июля 2015 г. №18-П, от 16 июля 2015 г. №1655-О, от 27 марта 2018 г. №13-П и др.).

При этом, предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, изложенных в Определениях от 4 декабря 2007 г. №958-О-О, N 959-О-О, от 2 апреля 2009 г. №553-О-П, были непосредственно нормативные акты субъектов РФ, касающихся прав педагогов-пенсионеров на получение мер социальной поддержки, их соотношение с положениями ст. 55 Закона «Об образовании». В них содержится вывод о том, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено нормативными правовыми актами на федеральном уровне.

Пункт 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей на момент возникновения у истицы права на пенсию, предусматривал право педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В Определении от 4 декабря 2007 г. №959-О-О Конституционный Суд РФ отметил, что дополнение абз. 3 п.5 ст. 55 Закона "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, не внесло каких-либо изменений в порядок реализации этой меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников. Из данного положения, как и иных норм Федерального закона № 122-ФЗ, а также других федеральных законов не следует, что законодатель передал субъектам Российской Федерации полномочия по определению условий приобретения педагогическими работниками образовательных учреждений права на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением и что субъект Российской Федерации при принятии соответствующих законодательных актов вправе сужать круг педагогических работников, пользующихся правом на данную меру социальной поддержки.

В соответствии со ст. 5 Закона №215 полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, последним местом работы которых была муниципальная образовательная организация, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов. В свою очередь функции по реализации данных мер социальной поддержки возложены на Управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», что ответчиками не оспаривается.

Финансирование расходов, связанных с исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета (ст. 8 Закона).

Согласно информации управления образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» от 15 октября 2021 г. о порядке компенсации расходов на оплату мер социальной поддержки, при получении документов, предоставляемых педагогическим работником в образовательную организацию, в 10-дневный срок управление образования принимает решение о возмещении расходов на оплату жилого помещения, отопление и освещение. Специалист управления образования производит расчет сумм, положенных к возмещению, по каждому получателю. В соответствии с произведенными расчетами формируется сводная заявка, которая направляется в Министерство образования Белгородской области, который в свою очередь формирует сводную заявку по отрасли и передает ее в Министерство финансов и бюджетной политики, осуществляющий финансирование расходов за счет средств областного бюджета.

Министерство образования Белгородской области является главным распорядителем бюджетных средств выделяемых на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, что подтверждается ст. 10 Закона №215, приложением к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств, в которой именно он указан главным распорядителем денежных средств.

В силу ст. ст. 6, 158 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ, ст. 58 Закона Белгородской области от 16 ноября 2007 г. №162 именно главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, выступать в суде от имени субъекта.

На момент преобразования посёлка Красногвардейское в город Бирюч ФИО1 уже являлась пенсионером, имела необходимый 10-летний стаж работы в сельской детском саду, получала меры социальной поддержки, в связи с чем она не может быть лишена данного права, исходя из законодательства субъекта, поскольку федеральные нормативные акты предоставляли ей такое право. Объем предоставляемых мер социальной поддержки согласуется с положениями Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215.

В соответствии со ст.12 ГК РФ, разъяснениями Конституционного Суда РФ, восстановление нарушенного права истца осуществляется в судебном порядке путем его признания и возложения обязанности по предоставлению мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, имеющему 10-летний стаж работы в сельском детском саду.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

решил:

Иск ФИО1 к управлению образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», Министерству образования Белгородской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки и об обязании их предоставления удовлетворить.

Признать за ФИО1, года рождения (паспорт <данные изъяты>) право на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, освещение и отопление.

Обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» предоставить ФИО1 меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Белгородской области от 21.07.2008 г. №215.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд Белгородской области.

Председательствующий судья Г.И. Выродова

Мотивированное решение изготовлено 30 сентября 2022 г.

Председательствующий судья Г.И. Выродова

Решение30.09.2022