УИД № № Дело № 2-606/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2023 года г. Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Максимовой С.А.
при секретаре Смовжовой И.Л.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Телешенко М.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о включении в сельскохозяйственный стаж периодов работы,
установил:
Телешенко М.И. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области о включении в сельскохозяйственный стаж периодов работы.
Сослался на то, что 14 февраля 2023 г. он обратился к ответчику с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях», однако решением Отделения от 28 февраля 2023 г. ему было отказано. Ответчиком не включены в сельский стаж периоды работы с 19 июля 2015 г. по 22 октября 2020 г. в ООО «Контроль-Белогорье» в должности контролёра. Считает, что указанные периоды работы должны быть включены в стаж работы в сельском хозяйстве. Им исполнялась работа без осуществления иной трудовой деятельности, общий стаж работы на сельскохозяйственном предприятии составляет не менее 30 лет (с учетом спорных периодов) и на весь период деятельности он проживал в сельской местности. Также за все периоды его деятельности в сфере сельского хозяйства страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования РФ были учтены. У ООО «Контроль-Белогорье» были зарегистрированы основные виды экономической деятельности – разведение свиней и прочих животных. Считает не включение указанных периодов в сельский стаж незаконным, нарушающим его право на получение социального обеспечения в виде пенсии. С учетом уточнений просил обязать ОСФР по Белгородской области включить в стаж работы в сельском хозяйстве периоды его работы: 19 июля 2015 г. по 1 августа 2015 г., с 3 августа 2015 г. по 16 августа 2015 г., с 21 августа 2015 г. по 15 октября 2015 г., с 17 октября 2015 г. по 1 января 2016 г., 18 января 2016 г. по 5 февраля 2016 г., 8 февраля 2016 г. по 21 февраля 2016 г., с 24 февраля 2016 г. по 12 марта 2016 г., с 18 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г., 3 апреля 2016 г. по 22 октября 2020 г. в должности контролёра в ООО «Контроль-Белогорье» и произвести перерасчет размера пенсии.
В судебное заседание истец Телешенко М.И. и его представитель Шумеева Н.М., извещенные надлежащим образом электронным заказным письмом, не явились, просили дело рассмотреть в их отсутствие. Иск с учетом уточнений поддержали и дали пояснения, соответствующие тексту поданного в суд заявления.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области Хмелевская Л.М., извещенная надлежащим образом, в суд не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. В представленном возражении на исковое заявление указала, что Телешенко М.И. состоит на учете в качестве получателя пенсии по старости с 21 ноября 2021 г.. В соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального «О страховых пенсиях» гражданам предоставлено право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости лицам, проработавшим в сельской местности. То есть с 1 января 2019 г. неработающие пенсионеры, имеющие в сельском хозяйстве стаж не менее 30 календарных лет и проживающие в селе, имеют право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности. Размер надбавки составляет 25 % к сумме фиксированной выплаты, установленной к пенсии. В стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы в должностях, специальностях и профессиях, предусмотренных Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. № 1440, и Правилами, утверждёнными постановлением № 1441 от 29 ноября 2018 г.. В стаж для сельской надбавки к пенсии включается работа в сельскохозяйственных организациях на территории РФ в профессиях и должностях, предусмотренных Списком и Правилами, при условии занятости в производствах «Растениеводство», «Животноводство» или «Рыболовство». Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2019 г. № 805 внесены изменения в список № 1440, увеличено количество должностей. Списком предусмотрено, что если работник трудится в КФХ, сельхозорганизации или сельхозподразделениях организаций, то при исчислении стажа работы в сельском хозяйстве учитываются не только профессии, должности и специальности, характерные для направлений сельского хозяйства (растениеводство, животноводство и рыболовство), но учитываются профессии должности и специальности, связанные с обслуживанием и охраной производственных объектов сельского хозяйства. Но при этом должно быть точно указано, что выполняемая работа осуществляется на объектах сельского хозяйства. Спорные периоды работы истца в ООО «Контроль-Белогорье» включены в общий страховой стаж, оснований включения в сельский стаж не имеется. Правовых оснований для включения спорных периодов работы в качестве контролёра в ООО «Контроль-Белогорье» в стаж работы в сельском хозяйстве не имеется. ООО «Контроль-Белогорье» не является сельскохозяйственной организацией; не имеется сведений о наличии у ООО «Контроль-Белогорье» структурного подразделения животноводческого направления; должность истца не поименована Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 г. № 1440; должностная инструкция по должности контролер не содержит информации о выполнении работ, направленных на охрану сельскохозяйственных производственных объектов.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Телешенко М.И. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Частью 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом.
На основании п. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.
Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 16 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
В соответствии с ч. 16 ст.17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. №1440 утверждены Список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Общие правила исчисления сельского стажа заключаются в том, что в него включаются периоды работы, которые осуществлялись в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, выполнялись на территории Российской Федерации и производились начисления (уплачивались) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При одновременном соблюдении всех трех названных условий период работы засчитывается в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к пенсии по старости.
В соответствии с п. 6 Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: а) периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» п. 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; б) периоды работы (деятельности), указанные в п. 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно порядку исчисления повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленному Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и инвалидности, повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в отношении «рабочих всех наименований, указанных в разделах 1 и 2 Списка, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440, при условии осуществления указанными работниками деятельности в организациях, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство.
Для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
В разделе 2 Списка наименование работ, производств сельского хозяйства предусмотрено животноводство (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами.
В разделе 2 Списка наименований профессий, должностей, специальностей предусмотрена должность: рабочие всех наименований, занятые животноводством, в том числе на обслуживании и ремонте сельскохозяйственной техники и производственного оборудования, строительстве (обслуживании) и охране сельскохозяйственных производственных объектов (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и другой организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, также ветеринарный санитар.
Исходя из Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), к основным видам деятельности в сельском хозяйстве относится производство продукции растениеводства и животноводства. При этом растениеводство - это выращивание однолетних, многолетних культур и рассады, в животноводстве - выращивание и разведение всех видов сельскохозяйственных животных.
Согласно ОКВЭД 01.61 предоставление услуг в области растениеводства и животноводства (в том числе послеуборочная обработка сельскохозяйственной продукции, заготовка, хранение, мелиорация, а также содержание и уход за сельскохозяйственными животными) относится к деятельности, вспомогательной по отношению к сельскому хозяйству.
Рассматривая положения Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. № 1440, и ОКВЭД во взаимосвязи и взаимозаменяемости, а также исходя из концепции установления повышения фиксированной выплаты, к организациям, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство (структурным подразделением растениеводческого и животноводческого направления), относятся организации созданные для производства сельскохозяйственных культур и (или) животных.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным судам в п. 16 Постановления от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Телешенко М.И. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 21 ноября 1997 г. и с 21 ноября 2021 г. является получателем страховой пенсии по старости.
14 февраля 2023 г. Телешенко М.И. обратился к ответчику с заявлением об установлении повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии, в соответствии с п. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях»
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области от 28 февраля 2023 г. ему отказано ввиду отсутствия требуемого стажа работы в сельском хозяйстве в количестве 30 лет. По подсчетам пенсионного органа стаж работы Телешенко М.И. в сельском хозяйстве составил 27 лет 4 месяца 1 день.
В стаж работы в сельском хозяйстве пенсионным органом не засчитан период работы Телешенко М.И. с 19 июля 2015 г. по 22 октября 2020 г. в ООО «Контроль-Белогорье» в должности контролёра, а также период работы в качестве контролера с 23 октября 2020 г. по 31 декабря 2022 г. в ООО «Красногвардейский свинокомплекс», так как данная профессия не предусмотрена Списком работ, производств, профессий, должностей и специальностей, в соответствии с которым устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ.
Согласно записям в трудовой книжке, с 19 июля 2015 г. по 1 августа 2015 г., с 3 августа 2015 г. по 16 августа 2015 г., с 21 августа 2015 г. по 15 октября 2015 г., с 17 октября 2015 г. по 1 января 2016 г., 18 января 2016 г. по 5 февраля 2016 г., 8 февраля 2016 г. по 21 февраля 2016 г., с 24 февраля 2016 г. по 12 марта 2016 г., с 18 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г., 3 апреля 2016 г. по 22 октября 2020 г. Телешенко М.И. работал в ООО «Контроль-Белогорье» в должности контролера.
Трудовыми договорами от 17 июля 2015 г., 3 августа 2015 г., 21 августа 2015 г., 17 сентября 2015 г., 16 октября 2015 г., 18 января 2016 г., 8 февраля 2016 г., 24 февраля 2016 г., 18 марта 2016 г., 1 апреля 2016 г., 22 июня 2020 г., 3 июля 2020 г., 24 августа 2020 г., дополнительными соглашениями к трудовым договорам от 17 сентября 2015 г., 9 ноября 2015 г., 30 ноября 2015 г., 18 декабря 2015 г., 30 декабря 2015 г., 26 февраля 2016 г., 29 декабря 2017 г. подтверждается факт работы Телешенко М.И. с 19 июля 2015 г. по 22 октября 2020 г. в ООО «Контроль-Белогорье» в должности контролёра.
Из должностной инструкции контролёра ООО «Контроль-Белогорье» следует, что контролер относится к категории рабочих (п. 2.3). В его должностные обязанности в том числе входило: непосредственно осуществлять контроль за объектом, передвижением и сохранностью материальных ценностей на его территории, не допускать ввоза на территорию контролируемого объекта/вывоза с территории контролируемого объекта товарно-материальных ценностей в нарушение установленного порядка перемещения ТМЦ, а также без необходимых товарно-сопроводительных документов, обеспечивать соблюдение внутриобъектового и пропускного режима Общества и контролируемого объекта, осуществлять контроль за полнотой и своевременностью дезобработки транспортных средств, принимать меры к своевременной и качественной дезобработке транспортных средств, в отсутствие (временном и постоянном) дезинфектора осуществлять дезобработку транспортных средств в соответствии с локальными нормативными актами, определяющими порядок дезобработки транспортных средств и охраны труда, не пропускать на территорию объекта транспортные средства, не прошедшие дезобработку в полном соответствии с установленными требованиями, осуществлять контроль за объектом с помощью технических средств видеонаблюдения и охранной сигнализации (при их наличии), действовать в соответствии с инструкцией контролёра для работы с системами видеонаблюдения и охранной сигнализации; принимать меры к недопущению без установленных разрешений проноса или провоза на объекты, контролируемые обществом, предметов и веществ, запрещённых к свободному гражданскому обороту, ядовитых, взрывоопасных, наркотических, легковоспламеняющихся веществ, алкогольных напитков, запрещённых пищевых продуктов; осуществлять пропуск технологических транспортных средств в соответствии с требованиями Положения о пропускном и внутри объектовом режиме, санитарно-эпидемиологическими и ветеринарно-эпидемиологическими правилами и нормами, нормами биобезопасности на объектах, контролируемых обществом, осмотра в установленном порядке и оформлении разового пропуска. Шлагбаум (ворота) разрешается открывать только после оформления надлежащих документов для выезда транспортных средств, в иное время держать их закрытыми.
Требования инструкции распространяются на контролеров Общества, работающих на объектах свинокомплексов, зерновых компаний и транспортных предприятий, обслуживаемых Обществом, дежурных частях.
Из выписки ЕГРЮЛ от 27 марта 2023 г. следует, что основным видом деятельности ООО «Контроль-Белогорье» является консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (код 70.22). В качестве дополнительной деятельности предприятия предусмотрено разведение свиней (код 01.46), разведение прочих животных (код 01.49), разведение прочих животных, не включенных в другие группировки (код 01.49.9) и другие виды деятельности. 25 февраля 2021 г. ООО «Контроль-Белогорье» ликвидировано. Основным видом деятельности ООО «Красногвардейский свинокомплекс» является разведение свиней (код 01.46), дополнительным видом деятельности является – переработка и консервирование мяса (код 10.11), что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
На основании ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» стаж учитывается на основании сведений индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Как следует из положений Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», обязанность по предоставлению сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации лежит на работодателе.
В силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. № 9-П невыполнение страхователями требований Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» само по себе не может служить основанием для отказа гражданину в реализации его права на пенсионное обеспечение.
Согласно п. 4 Списка № 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве независимо от наименования профессии, специальности и занимаемой должности засчитывается работа (деятельность) в колхозах, на машинно-тракторных станциях, на межколхозных предприятиях (организациях), в совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которая выполнялась на территории Российской Федерации (бывшей Российской Советской Федеративной Социалистической Республики) до 1 января 1992 г.. Периоды работы, которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 г., подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. По правилам, основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка.
Периоды, которые выполнялись с 1 января 2019 г. подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного учёта.
Судом установлено, что согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Телешенко М.И. был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 21 ноября 1997 г., страховой номер индивидуального лицевого счета № В выписке содержатся сведения о специальном стаже Телешенко М.И. с 1977 г. и периодично по 1 сентября 2014 г.. При этом выписка и данные о стаже не содержат сведений о том, что в период работы ООО «Контроль –Белогорье» с 19 июля 2015 г. по 22 октября 2020 г. была работа в сельском хозяйстве. Имеются сведения только в части общего стажа, без кода «Сельхоз предприятие». С даты регистрации - 25 сентября 2009 г. по дату прекращения деятельности – 25 февраля 2021 г. уплачивались страховые взносы.
В спорные периоды Телешенко М.И. был зарегистрирован и проживал в сельской местности: <адрес>
Аргументируя обоснованность заявленных требований в части включения в стаж, дающий право на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, спорных периодов работы в ООО «Контроль-Белогорье» в качестве контролёра, Телешенко М.И. ссылается на то, что работа в эти периоды осуществлялась им в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, в должности, предусмотренной п. 1 Списка – рабочий, занятый животноводством, в том числе по охране сельскохозяйственных объектов организации с основным видом экономической деятельности – сельское хозяйство.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей С.И. и М.В. работавшие вместе с Телешенко М.И. в спорные периоды с 19 июля 2015 г. по 22 октября 2020 г., пояснили, что видом деятельности ООО «Контроль-Белогорье» являлось разведение свиней. На территории данного предприятия расположены свинарники, в которых производится выращивание свиней. После ликвидации ООО «Контроль-Белогорье» было образовано ООО «Красногвардейский свинокомплекс», которое продолжило деятельность по разведению свиней. Все работники выполняли те же обязанности, что и в ООО «Контроль-Белогорье» и продолжали работать на тех же объектах и в тех же свинарниках. Телешенко М.И. значился на предприятии контролёром, но работал и выполнял функции охранника: обеспечивал соблюдение пропускного режима на предприятии, осуществлял контроль на территории предприятия за передвижением лиц и техники, делал обход территории, обрабатывал въезжающие автомобили, производил пересчет свиней.
У суда нет оснований сомневаться в достоверности показаний свидетелей, поскольку им известны обстоятельства дела, их показания последовательны, подробны, согласуются с письменными доказательствами и поэтому могут быть положены в основу решения суда.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГК РФ, закрепляющими принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу статьи 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Разрешая спор по существу, суд учитывает, что Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О страховых пенсиях, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации№ 1440 от 29 ноября 2018 г., предусмотрены не все работы и производства, включаемые в понятие «сельское хозяйство», а только лишь три вида сельскохозяйственных работ: растениеводство, животноводство и рыбоводство.
Для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Судом установлено, что основным видом деятельности ООО «Контроль-Белогорье» было указано консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, в качестве дополнительной деятельности предприятия предусмотрено было: разведение свиней и прочих животных и другие виды деятельности. Однако фактически Общество занималось разведением свиней.
В настоящее время ООО «Контроль-Белогорье» ликвидировано, почему Общество не предоставляло сведений о деятельности с кодом «Сельхоз предприятие», выяснить не представляется возможным. Работа Телешенко М.И. осуществлялась в области животноводства, следовательно, права Телешенко М.И. не должны быть нарушены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отсутствие в Списке № 1440 должности контролёр, при наличии в данном Списке указания на рабочих всех наименований, занятых растениеводством, животноводством и рыболовством, в том числе по охране сельскохозяйственных объектов, не лишает истца права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Доводы пенсионного органа в части отсутствия оснований к включению в сельскохозяйственный стаж работы Телешенко М.И. спорного периода ввиду того, что он ненадлежаще подтвержден документально, суд считает необоснованными, так как ведение документов по личному составу, обязанность правильного оформления трудовых книжек работников, представление в Пенсионный фонд России сведений о деятельности, законодателем полностью возложена на работодателя, их ненадлежащие составление, равно как и распределение должностных обязанностей вопреки задачам и виду работодателя не является виной истца, в силу чего не может служить препятствием в реализации пенсионных прав работника.
По мнению суда, отсутствие у работодателя всех необходимых документов, подтверждающих период и характер работы работника, не может влиять на пенсионные права последнего и не опровергает установленные судом обстоятельства.
На основании приведенных доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истец в спорные периоды с 19 июля 2015 г. по 1 августа 2015 г., с 3 августа 2015 г. по 16 августа 2015 г., с 21 августа 2015 г. по 15 октября 2015 г., с 17 октября 2015 г. по 1 января 2016 г., 18 января 2016 г. по 5 февраля 2016 г., 8 февраля 2016 г. по 21 февраля 2016 г., с 24 февраля 2016 г. по 12 марта 2016 г., с 18 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г., 3 апреля 2016 г. по 22 октября 2020 г. проживал в сельской местности, фактически работал в отрасли сельского хозяйства и выполнял функции рабочего, занятого животноводством, в том числе на охране сельскохозяйственного производственного объекта ООО «Контроль-Белогорье», уплачивал страховые взносы. Следовательно, указанный период подлежит включению в сельскохозяйственный стаж истца.
Заявительный порядок истцом соблюдён. Статьей 22 Федерального закона РФ № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «О страховых пенсиях» предусмотрено, что пенсия назначается со дня соответствующего обращения в ПФ России за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Указанное положение подлежит применению в настоящем споре. На основании приведенных доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что доводы истца нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, следовательно, спорный период подлежит включению в сельскохозяйственный стаж для установления повышенной фиксированной выплаты с 14 февраля 2023 г..
При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Телешенко М.И. удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области (ИНН 3123004716) включить в сельскохозяйственный стаж Телешенко М.И. (№) периоды работы с 19 июля 2015 г. по 1 августа 2015 г., с 3 августа 2015 г. по 16 августа 2015 г., с 21 августа 2015 г. по 15 октября 2015 г., с 17 октября 2015 г. по 1 января 2016 г., 18 января 2016 г. по 5 февраля 2016 г., 8 февраля 2016 г. по 21 февраля 2016 г., с 24 февраля 2016 г. по 12 марта 2016 г., с 18 марта 2016 г. по 31 марта 2016 г., 3 апреля 2016 г. по 22 октября 2020 г. в ООО «Контроль-Белогорье» в должности контролёра.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Белгородской области произвести перерасчет пенсии Телешенко М.И. с учетом установленной ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 «О страховых пенсиях» повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона с 14 февраля 2023 г..
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд Белгородской области.
Председательствующий судья С.А. Максимова