НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красногвардейского районного суда (Белгородская область) от 15.03.2022 № 2-121/2022

УИД № Дело № 2-121/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 марта 2022 года г. Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Максимовой С.А.

при секретаре Смовжовой И.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к управлению образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», департаменту образования Белгородской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки и об обязании их предоставления,

установил:

ФИО1, <данные изъяты> года рождения, проживающая с <данные изъяты> г. в г. Бирюч Красногвардейского района (до 2005 года - п. Красногвардейское). С 1991 г. она осуществляла педагогическую деятельность в МБОУ «Красногвардейская СОШ», расположенном в п. Красногвардейское, ныне г. Бирюч. Общий педагогический стаж работы истицы составляет 38 лет. 4 мая 2008 г. ей назначена досрочная пенсия по старости (25 лет стажа). На момент назначения пенсии ее стаж работы в школе посёлка составлял более 10 лет.

Проживая в частном доме, ФИО1 пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг, в том числе и после изменения статуса населенного пункта. С принятием Закона Белгородской области №215 от 21 июля 2008 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области» выплаты прекращены.

ФИО1 обратилась в суд с иском, и с учетом уточнений просила признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения (отопления и освещения) как педагогу-пенсионеру; обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» предоставлять ей меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Белгородской области от 21 июля 2008г. №215. Сослалась на то, что ее педагогический стаж работы составляет 38 лет, она проживала в п. Красногвардейское и работала в Красногвардейской средней школе, расположенной на территории поселка. Имея необходимый 10-летний стаж педагогической работы в школе, расположенной в поселке городского типа, и являясь получателем досрочной страховой пенсии по старости, до принятия Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг. После принятия данного закона ее вычеркнули из списков на получение мер социальной поддержки, поскольку п. Красногвардейское был переименован в г. Бирюч. Опираясь на ст.ст. 7,39,72,76 Конституции РФ считает такое решение незаконным, так как любой закон не должен ущемлять права граждан. Было нарушено ее право на льготы, поскольку она приобрела его по ранее действовавшему законодательству. Федеральный закон №122 от 22 августа 2004 г. обязывает субъекты РФ и муниципальные образования обеспечить сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан. При изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставляющих отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования составляющих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены, что и оказалось нарушением. Ст. 8 Федерального закона «О введение действие жилищного кодекса РФ» № 189 от 29 декабря 2004 г. предусматривает, что до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 ЖК РФ сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Закон Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 г. ограничил по сравнению с Федеральным законодательством круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, определив дополнительные условия к педагогам, вышедшим на пенсию. В п. 2 ст. 1 закона указано, что закон распространяется на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии, если они имели право на указанные меры социальной поддержки. В законе не указано, что они должны проживать в селе. Часть 8 ст. 47 Закона РФ «Об образовании» таких ограничений в отношении педагогических работников не предусматривает и не наделяет органы власти субъектов РФ правом устанавливать дополнительные условия предоставления мер социальной поддержки работникам образования, ограничивать круг педработников, в том числе и пенсионеров. Педагогические работники, проработавшие в сельской местности не менее 10 лет и перешедшие на пенсию, имеют право на коммунальные услуги. Льготы им должны предоставляться без каких-либо ограничений (Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273). Конституционный суд в своем определении от 4 декабря 2007 г. № 958 определил: «Субъект РФ не наделен полномочиями снижать объем коммунальных услуг, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе и пенсионеров, пользующихся правом на получение мер социальной поддержки по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами».

В судебное заседание истица ФИО1 не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддерживает. В письменных пояснениях указала, что проживает в частном доме в г. Бирюч (до 2005 года п. Красногвардейское). При наличии 10-летнего педагогического стажа работы в школе посёлка и являясь получателем пенсии с мая 2008 г. пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг, в том числе и на момент преобразования посёлка Красногвардейское в город Бирюч, и назначения пенсии, т.е. приобрела такое право. Выплаты производились на основании предъявления платёжных документов по месту работы, которые передавались в управление образования. После принятия Закона Белгородской области №215 от 21 июля 2008 г. выплаты прекратили. С 2016 г. не осуществляет трудовую деятельность, размер пенсии незначительный, в связи с чем обратилась в управление образования по вопросу предоставления мер социальной поддержки. В январе 2022 г. управлением образования ей даны разъяснения, что она не входит в перечень лиц, которые могут пользоваться льготами, поскольку проживает в <...>, а не в сельской местности или посёлке городского типа, с чем она не согласна, так как ранее приобрела право на получение мер социальной поддержки и пользовалась ими фактически.

Представитель ответчика - управления образования администрации Красногвардейского района ФИО2 в суд не явилась, представила в суд отзыв на исковое заявление, в котором указала, что Закон Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права отдельных категорий работников муниципальных образовательных организаций, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Абзац 1 части 3 статьи 1 Закона указывает, что положения Закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии, если стаж их педагогической работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, поселках городского типа, составляет не менее 10 лет, и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки. Внесенные 25 июня 2021 г. изменения в Закон №215 касаются утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города педагогических работников, работавших в образовательных учреждениях, одновременно отвечавших на день присвоения населенному пункту статуса города, следующим условиям: прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки. Таким образом, Закон Белгородской области №215 определил круг лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, и установил, что для получения соответствующей меры социальной поддержки педагогический работник, в том числе вышедший на пенсию, должен проживать в сельском населенном пункте. Принимая во внимание изменения, внесенные в Закон № 215 (абз. 3 ч.3 ст. 1) от 25 июня 2021 г., истец не соответствует требованиям, установленным Законом № 215. Управление образования администрации Красногвардейского района – структурное подразделение администрации муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области, является органом местного самоуправления, не обладающим собственным бюджетом. Статьей 5 Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам. Но органы местного самоуправления не наделяются полномочиями по установлению категорий получателей, условий и порядка возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки педагогических работников. В соответствии со ст.5 Закона №215 финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета.

При этом в ходе подготовке дела признала, что, имея десятилетний стаж педагогической деятельности в школе посёлка, являясь пенсионером, истец пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг до принятия Закона №215, в том числе и после изменения статуса пос. Красногвардейское на <...>. ФИО1 на день присвоения населенному пункту статуса города обладала правом на получение мер социальной поддержки. Управление образования не может нарушать региональное законодательство и выплачивать меры социальной поддержки истице. С учетом изложенного, просила отказать в удовлетворении заявленных истцом требований.

Представитель Департамента образования Белгородской области в судебное заседание, извещённый надлежащим образом, не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В письменном отзыве на иск возражал против его удовлетворения. Статьей 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации. Учитывая финансовые возможности субъекта РФ и иные факторы, субъектов Российской Федерации вправе предусмотреть специальные условия (размер, условия и порядок) возмещения расходов. В Белгородской области данный вопрос урегулирован законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим. работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области» (далее Закон № 215). Законом №215 закреплено, что меры социальной поддержки предоставляются педагогам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах. Положение Закона №215 также распространяется на педагогов, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах. Статья 3 Закона №215 прямо предусматривает, что расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, возмещаются лицам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области. Необходимо отметить, что Белгородской областной Думой 17 июня 2021 года приняты изменения в части 3 статьи Закона №215 - внесен абзац:

«Положения настоящего закона распространяются также на утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города педагогических работников, работавших в государственных областных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях на территории Белгородской области, одновременно отвечавших на день присвоения населенному пункту статуса города следующим условиям прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки». Таким образом, Закон №215 устанавливает, что для получения соответствующей меры социальной поддержки педагогический работник, в том числе и вышедший на пенсию, должен проживать в сельском населенном пункте, рабочем поселке (поселке городского типа), либо в населенном пункте, которому присвоен статус города (с учетом изменений в часть 3 статьи 1 Закона №215, приняты Белгородской областной Думой от 17 июня 2021 года). Истец не соответствует установленным Законом № 215 требованиям. При этом Истец не лишен права обжаловать в установленном порядке положения Закона № 215. Сведений об обжаловании положений Закона №215 не имеется.

Представитель третьего лица - Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области, извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представитель третьего лица - администрации Красногвардейского района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном возражении на иск возражал против его удовлетворения. Сослался на то, что возмещение расходов на коммунальные услуги педагогическим работникам, в том числе вышедшим на пенсию, осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области».

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 и ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 7 и 39). В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). В соответствии с п. «б», «е» и «ж» ч. 1 ст.72 Конституции защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, вопросы образования, жилищное законодательство являются предметами совместного ведения Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации, которые призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции такие законы и подзаконные акты, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусматривалось федеральным законодательством, что закреплено в следующих нормативно-правовых актах.

Первоначально оно было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (утратило силу с изданием Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. №80) с учетом Распоряжения Совмина СССР от 24 июля 1949 № 11433р.

Пункт 1 данного Постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Кроме того, в соответствии с указанием Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 г. № 215-1 при определенных условиях право на бесплатное получение квартиры, отопление и освещение было также предоставлено и учителям сельских школ, проживавшим в близлежащих городах.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (п/п «б» п. 6 Постановления. Утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. №634).

Распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 г. № 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.

Данное право педагогов-пенсионеров было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, от 24 января 1985 года № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

В подпункте «а» пункта 1, в частности, указывалось, что право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности учителями, если общий стаж работы в сельских общеобразовательных школах, составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

В соответствии с ч. 3 п. 1 Постановления это право сохраняется также и за указанными работниками, если они, работая в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах или других населенных пунктах и на момент выхода на пенсию пользовались бесплатными квартирами с отоплением и освещением.

Согласно п. 2 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами их семей при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.

При этом в силу п. 4 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в пункте 1, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким - либо причинам не воспользовались этим правом.

В соответствии со ст. 59 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Основам жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

На основании ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 г. № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 13 января 1996 г.), было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ введено понятие - «меры социальной поддержки», норма была дополнена положением о том, что «размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации». Данным законом не предполагалась отмена льготы, гарантированной ст. 55 Закона «Об образовании» для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию и имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ норма абзаца третьего п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положениями действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В Белгородской области педагогические работники пользуются мерами социальной поддержки, установленными Законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области».

Из ст. 1 Закона № 215, следует, что в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» настоящий закон устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки). Положения указанного закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки (педагогические работники, вышедшие на пенсию).

Как установлено судом и следует из материалов дела (трудовой книжки) и ответчиком признается, что ФИО1 с 1 августа 1991 г. по 31 августа 1994 г. работала организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы и учителем математики в Красногвардейской средней школе, расположенной на территории поселка Красногвардейское, а с 1 сентября 1994 г. до 31 августа 2016 г. - учителем математики в этой школе.

В период осуществления педагогической деятельности ФИО1 была зарегистрирована и проживала по адресу: п. Красногвардейское (ныне г. Бирюч) , где и проживает по настоящее время.

Согласно пенсионному удостоверению № с 4 мая 2008 г. истице была назначена досрочная страховая пенсия по старости, однако она продолжила работу в школе посёлка.

На основании постановления Белгородской областной Думы от 24 марта 2005 г. № 40-14-111 с учетом решения одиннадцатой внеочередной сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 10 февраля 2015 г. №5 статус поселка Красногвардейское изменен на статус города местного значения – город Красногвардейское. В соответствии с Федеральным законом от 30 января 2007 г. №7-ФЗ город Красногвардейское переименован в город Бирюч Красногвардейского района Белгородской области.

Ответчиком не оспорено, что, проживая в частном доме в п. Красногвардейское, и имея 10-летний стаж педагогической работы в школе посёлка, ФИО1 приобрела право на получение мер социальной поддержки и фактически их получала, в том числе после изменения статуса населенного пункта, в котором она проживала, и проживает по настоящее время. При этом с мая 2008 г. истица являлась получателем досрочной пенсии по выслуге лет и продолжала работать учителем в школе до 31 августа 2016 г..

Предоставление льгот педагогическим работникам регулировались Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246, указаниями Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 г. № 215-1, Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255, утратившим силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 г., Постановлением Совета Министров СССР № 1003р от 23 мая 1984 г., Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22, ст. 55 ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, ст. 51 Социального Кодекса Белгородской области, а также принятым на его основе постановлением главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 г. «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района».

Согласно постановлению главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 г. «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района», принятому в целях упорядочения мер по обеспечению социальных гарантий работников бюджетной сферы, работающих в сельской местности и в соответствии с постановлением областной Думы «О социальном кодексе Белгородской области», а также с действующим законодательством о местном самоуправлении, правом на предоставление мер социальной защиты обладали работники муниципальных учреждений, имеющих высшее или среднее специальное образование, в том, числе педагогические работники образовательных учреждений, а также лица, которые после назначения пенсии (независимо от вида пенсии) прекратили трудовую деятельность, стаж которых в сельской местности по вышеуказанным специальностям составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались этими льготами. Меры социальной поддержки предоставлялись за жилое помещение, отопление и освещение. Данное постановление сохраняло свое действие и применялось до принятия Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. № 215, в том числе и отношении истицы, что подтвердили в судебном заседании и представители ответчика.

Постановлением сороковой сессии Красногвардейского районного совета депутатов третьего созыва Белгородской области от 24 июля 2007 г. № 4 в целях социальной защиты работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г. Бирюча в связи с изменением статуса п. Красногвардейское на город Бирюч, в соответствии с ФЗ РФ от 30 января 2007 г. № 7-ФЗ «О переименовании города Красногвардейское Красногвардейского района в город Бирюч» и постановлением Белгородской областной Думы от 24 марта 2005 г. № 40-14-111 «Об изменении статуса и переименовании поселка Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области» за работниками муниципальных учреждений проживающих и (или) работающих в г. Бирюче, имеющих высшее или среднее специальное образование, было оставлено право на предоставление мер социальной защиты, в том числе и для педагогических работников образовательных учреждений и определено продолжить предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты за жилое помещение, отопление и освещение.

На основании п. 1 ст. 51 Социального кодекса Белгородской области правом на предоставление мер социальной поддержки обладают педагогические работники муниципальных и областных учреждений, проживающих и (или) работающих в сельской местности и имеющих высшее или среднее специальное образование, или обучающиеся по заочной форме обучения по специальности.

Право на предоставление мер социальной защиты имеют также педагогические работники, которые после назначения пенсии (независимо от вида пенсии) прекратили трудовую деятельность, стаж работы которых в сельской местности составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались мерами социальной защиты, предусмотренными настоящей главой (п. 2 ст. 51 Социального кодекса).

Исходя из содержания п. 1 ст. 51 Социального кодекса Белгородской области достаточным условием предоставления мер социальной поддержки педагогам является проживание или работа в сельской местности.

Разъяснениями «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22, которое было принято во исполнение Постановления СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255, предусматривалось сохранение за педагогическими работниками-пенсионерами, работавшими в сельской местности не менее 10 лет, права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если они пользовались этими льготами, а также, если проживали в близлежащих городах. При этом не имело значения, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу (подпункт «а» пункта 1, ч. 3 п. 1, п. 4 Постановления). Кроме того, в п. 2 Постановления прямо указано о сохранении такого права и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город, что имело место в отношении ФИО1.

С принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании 19 июля 1973 г., Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. «О народном образовании», закрепивших право работников народного образования пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 г., Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г., предусмотревших предоставление такой же льготы специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, вне населенных пунктов, в рабочих и иных поселках, нормативные правовые акты, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим в близлежащих городах, и условий сохранения за ними этих льгот при выходе на пенсию, не были отменены либо изменены.

Об этом свидетельствует содержание абзаца третьего пункта 1 разъяснений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. №5/12-22, вновь подтвердившего, что такое право сохраняется за педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельских общеобразовательных школах составляет не менее 10 лет, если они, работая в школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах или других населенных пунктах и на момент выхода на пенсию пользовались указанными льготами. Таким образом, педагоги сельских школ и педагоги этих школ, проживавшие в близлежащих городах, относились к одной категории лиц, за которыми при наличии 10-летнего стажа при переходе на пенсию сохранялись жилищно-коммунальные льготы.

В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 г. №263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» положения указанных нормативных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, они продолжали действовать на момент возникновения у истицы права на получение мер социальной поддержки и не противоречили Закону «Об образовании», что опровергает доводы ответчиков.

В частности, Постановление от 4 мая 1971 г. № 255 утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 года. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 принималось в его исполнение. Последующие изменения, которые вносились в Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г., принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ не могут лишить истицу ранее приобретённого права.

Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г. в первоначальной редакции непосредственно не закреплял право педагогических работников сельских образовательных учреждений на жилищно-коммунальные льготы. В п. 9 ст. 55 Закона предусматривалось лишь, что на педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления, распространяются льготы, установленные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.

Соответствующая норма (абз. 3 п. 5 ст. 55) была включена в названный Закон лишь в 1996 году. Она предусматривала, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Дополнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), не принесло каких-либо изменений в порядок реализации этой меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников.

Из п. 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. следует, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение уровня социальной поддержки педагогических работников, а также перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.

Положениями ч. 8 ст. 47 действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

В Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О указывалось, что разъяснение Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 5/12-22, от 2 апреля 2009 г. №553-О-П не утратило своей юридической силы, а суду следует устанавливать, предоставлялась ли льгота фактически.

В Определении от 2 апреля 2009 г. №553-О-П Конституционный Суд РФ также сделал вывод о том, что Постановление СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255 и Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22, регулирующие предоставление льгот по оплате коммунальных услуг пенсионерам – бывшим педагогическим работникам сохраняли свою силу и применялись после принятия Закона «Об образовании», в том числе с учетом изменений от 22 августа 2004 г..

Из положений нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности ФИО1 и возникновения права на пенсию (2008 год), следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось педагогическим работникам, имеющим стаж работы в образовательном учреждении в сельской местности не менее 10 лет. Это право сохранялось и после прекращения трудовых отношений при наличии необходимого стажа и пользования льготой на момент выхода на пенсию. При этом в силу п. 4 Постановления от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 независимо от того, воспользовались ли они этим правом.

При этом ФИО1, проработав в школе посёлка более 10 лет (с 1991 г.), пользовалась жилищно-коммунальными льготами как до, так и после внесения изменений в Закон, что свидетельствует о применении положений нормативных актов Союза СССР, в том числе Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 и сохраняли ее действия после внесения изменений в Закон «Об образовании», что опровергает доводы ответчиков об отсутствии у истицы права на меры социальной поддержки в связи с приоритетом Закона «Об образовании», как нормативного акта большей юридической силы. После изменения статуса населённого пункта – поселка Красногвардейское на город (в 2005 г.) вплоть до июля 2008 г. истица пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг.

Несмотря на это, в нарушении приобретенного права, с июля 2008 г. после принятия Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 г., предоставление истице мер социальной поддержки было прекращено, на том основании, что она работает и проживает в городе Бирюч.

Круг лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, был определен в ст. ст. 1 и 3 Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области».

В первоначальной редакции ст. 1 Закона № 215 предусматривалось, что в соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» он устанавливал размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области (меры социальной поддержки).

Указано, что положения настоящего закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки (ч. 2 ст. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 215 расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, возмещаются лицам, указанным в статье первой настоящего закона, проживающим на территории Белгородской области и работающим (работавшим) в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), т.е. обязательного условия о проживании педагогов в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) статьи 1 и 3 Закона не содержали. Необходимые условия были: проживание в Белгородской области и работа в образовательных учреждениях в сельской местности (поселках), что имело место и в отношении истицы ФИО1.

Согласно ст. 14 Закона № 215 он вступал в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.. На этот момент истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки и получала их фактически.

Изменения в ст. ст. 1 и 3 Закона №215, конкретизировавшие условия предоставления мер социальной поддержки (работа и проживание в сельской местности и в поселках) были внесены лишь Законом от 3 октября 2013 г. №227.

В свою очередь ст. 55 Закона «Об образовании» №3266-1 в редакции Закона от 22 августа 2004 г. предусматривала, что «педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации», т.е. норма права носила отсылочный характер.

В действующей редакции Закона №215 (ст.ст. 1 и 3) указано, что он устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки).

Его положения распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа) составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки, а также на утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населённому пункту статуса города педагогических работников, одновременно отвечавших на день присвоения населенному пункту статуса города следующим условиям: прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки.

Виды и размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, изложены в ст. 2 Закона №215.

На основании ст. 2 Закона №215 лица, указанные в ст. 1 Закона, имеют право на возмещение расходов: 1) за пользование жилым помещением (наем); 2) содержание и ремонт жилого помещения; 3) отопление в домах с центральным отоплением, в том числе за газ и твердое топливо, в размере годовой потребности в случае использования поквартирных водонагревателей и малометражных отопительных котлов на газовом и твердом топливе; 4) приобретение твердого топлива в размере годовой потребности в домах, не имеющих центрального отопления; 5) электроэнергию, расходуемую на освещение жилого помещения.

ФИО1 проживает в частном доме, согласно представленным квитанциям ею производится оплата коммунальных услуг: отопление, освещение, однако указанные расходы не компенсируются.

С июля 2008 г. ответчик не предоставляет ФИО1 меры социальной поддержки.

Из ответа Управления образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» от 18 января 2022 г. видно, что истица обращалась с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, однако ей было отказано со ссылкой, что в настоящее время она проживает в городе Бирюч, на день присвоения статуса города у нее было наличие, права на получение мер социальной поддержки, но не была назначена пенсия, также на тот момент педагогическая деятельность не была прекращена, и согласно Закону №215 таким правом не обладает. После чего ФИО1 обратилась с иском в суд.

Однако, судом установлено, что на момент принятия Закона №215 истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки, фактически ими пользовалась и последующее лишение ее такого права противоречит положениям Конституции РФ.

Конституционной Суд Российской Федерации неоднократно и последовательно высказывал правовую позицию в своих решениях и постановлениях о том, что при изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта Российской Федерации. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации (постановления от 24 мая 2001 года №8-П, от 29 января 2004 г. №2-П, от 2 апреля 2009 г. №553-О-П, от 20 апреля 2010 г. №9-П, от 27 марта 2012 г. №8 -П, от 1 июля 2015 г. №18-П, от 16 июля 2015 г. №1655-О, от 27 марта 2018 г. №13-П и др.).

Согласно определениям от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О, № 959-О-О, от 2 апреля 2009 года №553-О-П, предметом рассмотрения Конституционного суда РФ были непосредственно нормативные акты субъектов РФ, касающихся прав педагогов-пенсионеров на получение мер социальной поддержки, соотношение с положениями ст. 55 Закона «Об образовании». В них содержится вывод о том, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Как следует из п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в редакции, действующей на момент возникновения у истицы права на пенсию, предусматривалось право педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 4 декабря 2007 г. № 959-О-О дополнение абз. 3 п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, не внесло каких-либо изменений в порядок реализации этой меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников. Из данного положения, как и иных норм Федерального закона № 122-ФЗ, а также других федеральных законов не следует, что законодатель передал субъектам Российской Федерации полномочие по определению условий приобретения педагогическими работниками образовательных учреждений права на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением и что субъект Российской Федерации при принятии соответствующих законодательных актов вправе сужать круг педагогических работников, пользующихся правом на данную меру социальной поддержки.

В соответствии со ст. 5 Закона №215 полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, последним местом работы которых была муниципальная образовательная организация, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов. В свою очередь функции по реализации данных мер социальной поддержки возложены на Управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», что ответчиками не оспаривается.

На основании ст. 8 Закона№215 финансирование расходов, связанных с исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

Согласно информации управления образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» от 15 октября 2021 г. о порядке компенсации расходов на оплату мер социальной поддержки, при получении документов, предоставляемых педагогическим работником в образовательную организацию, в 10-дневный срок управление образования принимает решение о возмещении расходов на оплату жилого помещения, отопление и освещение. Специалист управления образования производит расчет сумм, положенных к возмещению, по каждому получателю. В соответствии с произведенными расчетами формируется сводная заявка, которая направляется в Департамент образования Белгородской области, который в свою очередь формирует сводную заявку по отрасли и передает ее в Департамент финансов и бюджетной политики, осуществляющий финансирование расходов за счет средств областного бюджета.

Департамент образования Белгородской области является главным распорядителем бюджетных средств выделяемых на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, что подтверждается ст. 10 Закона №215, приложением к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств, в которой именно он указан главным распорядителем денежных средств.

В соответствии со ст.ст. 6, 158 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, ст. 58 Закона Белгородской области от 16 ноября 2007 г. № 162 именно главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, выступать в суде от имени субъекта.

На момент преобразования посёлка Красногвардейское в город ФИО1 имела необходимый 10-летний стаж работы в школе посёлка, получала меры социальной поддержки, в связи с чем она не может быть лишена данного права, исходя из законодательства субъекта, поскольку федеральные нормативные акты предоставляли ей такое право. Объем предоставляемых мер социальной поддержки согласуется с положениями Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215.

В соответствии с положениями ст.12 ГК РФ, разъяснениями Конституционного Суда РФ восстановление нарушенного права истицы осуществляется в судебном порядке путем его признания и возложения обязанности по предоставлению мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, имеющему 10-летний стаж работы в школе посёлка.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение (освещение и отопление).

Обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» осуществлять ФИО1 меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. № 215.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд Белгородской области.

Председательствующий судья Максимова С.А.

Решение26.03.2022