НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красногвардейского районного суда (Белгородская область) от 12.08.2022 № 2-433/2022

№ 2-433/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2022 года г. Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Выродовой Г.И.

при секретаре Сидельниковой Ю.С.

с участием истицы Останковой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Останковой О.Д. к управлению образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», Министерству образования Белгородской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки и об обязании их предоставления, взыскании компенсационных выплат,

установил:

Останкова О.Д. обратилась в суд с иском к управлению образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», Министерству образования Белгородской области, которым просила признать за нею право на предоставление мер социальной поддержки и обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» и департамент образования Белгородской области предоставлять ей меры социальной поддержки по оплате за освещение и отопление на территории Красногвардейского района Белгородской области, взыскать задолженность по оплате за период с октября 2019 г. по май 2022 г. в сумме 82942 руб. 07 коп., и судебные расходы. В обоснование заявленных требований сослалась на следующие обстоятельства.

Останкова О.Д., года рождения, проживает в , осуществляла педагогическую деятельность в ОГБОУ «», имеет стаж работы 47 лет. Город Бирюч Красногвардейского района до 2005 года имел статус поселка и именовался п. Красногвардейское, её стаж работы в поселковой школе приравнен по статусу к сельской школе. С 2000 года ей назначена досрочная страховая пенсия по старости, стаж работы в сельской школе составлял 25 лет. Проживая в квартире, истец пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг (за свет и отопление), в том числе и после изменения статуса населенного пункта в 2005 году. С принятием Закона Белгородской области №215 от 21.07.2008 г. "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области" выплаты прекращены, ее вычеркнули из списка лиц на получение мер социальной поддержки, поскольку она являлась жителем города (работающим пенсионером). 30.05.2022 г. она обратилась в управление образования администрации Красногвардейского района с письменным заявлением о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг на основании закона Белгородской области от 21.07.2008 г. №215, однако ей было отказано письменным уведомлением от 30.05.2022 г. Считает, что было нарушено ее право на получение мер социальной поддержки, поскольку она приобрела его по ранее действующему федеральному законодательству, в этой связи полагала необходимым подлежащими возмещению выплаты за коммунальные услуги в пределах трехлетнего срока исковой давности.

В судебном заседании Останкова О.Д. поддержала исковые требования и дала объяснения, соответствующие содержанию иска. Просила взыскать компенсацию по оплате коммунальных услуг в сумме 82942 руб. 07 коп. за период с октября 2019 г. по май 2022 г., предоставив расчет взыскиваемых сумм, с учетом выплаченных органом социальной защиты как ветерану труда.

Представитель ответчика- управления образования администрации Красногвардейского района Власова Н.А., извещенная своевременно, надлежащим образом посредством направления судебного извещения в электронном виде по адресу электронной почты priemnaya@kg.belregion.ru в соответствии с условиями Соглашения об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, от 21.02.2022 г., текст которого размещен на официальном сайте Белгородского областного суда (oblsud.blg.sudrf.ru) в подразделе «Информационные технологии» раздела «О суде», что подтверждается отчетом об отправке, в судебное заседание не явилась, представив суду отзыв, согласно которому иск не признала, ссылаясь на то, что на региональном уровне был принят Закон Белгородской области от 21.07.2015 г. №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области». Он определил круг лиц, на которых распространяется, в том числе на педагогов, работающих и проживающих в сельской местности. В закон вносили изменения, в том числе в апреле и июне 2021 года. В соответствии с абзацем 1 части 3 статьи 1 Закона №215 его положения распространяются также на педагогических работников, прекративших трудовую деятельность после назначения пенсии (независимо от вида), если их педагогический стаж работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные льготы. С учетом изменений в статью 1 Закона, внесенных от 30.04.2021 г., право на получение мер социальной поддержки имеют педагогические работники, работавшие в областных или муниципальных образовательных учреждениях области после назначения пенсии (независимо от вида), прекратившие педагогическую деятельность при наличии педагогического стажа в сельской местности не менее двадцати лет. 25.06.2021 г. внесены изменения в Закон №215, касающиеся педагогических работников, утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города, если они на день присвоения населенному пункту статуса города одновременно отвечают следующим условиям: прекращение педагогической деятельности; назначение пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки.

Статьей 5 Закона Белгородской области от 21.07.2008 г. №215 органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, но они не наделяются полномочиями по установлению категорий получателей, условий и порядка возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки педагогических работников. В соответствии со ст. 5 Закона №215 финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счет средств областного бюджета, поскольку управление образования не обладает собственным бюджетом. Поскольку выплаты мер социальной поддержки истцу были прекращены после вступления в законную силу Закона Белгородской области №215, и истец проживает в городе Бирюч, оснований для предоставления компенсации расходов по оплате коммунальных услуг – не имеется.

Представитель Министерства образования Белгородской области, извещённый надлежащим образом посредством направления судебного извещения в электронном виде по адресу электронной почты sud@belregion.ru в соответствии с условиями Соглашения об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, от 21.02.2022 г., текст которого размещен на официальном сайте Белгородского областного суда (oblsud.blg.sudrf.ru) в подразделе «Информационные технологии» раздела «О суде», что подтверждается отчетом об отправке, в судебное заседание не явился, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица – департамента финансов и бюджетной политики уведомлен посредством направления судебного извещения в электронном виде по адресу электронной почты sud@belregion.ru в соответствии с условиями Соглашения об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, от 21.02.2022 г., текст которого размещен на официальном сайте Белгородского областного суда (oblsud.blg.sudrf.ru) в подразделе «Информационные технологии» раздела «О суде», что подтверждается отчетом об отправке, в судебное заседание не явился, позиции по делу не представил.

Представитель третьего лица- администрации Красногвардейского района в судебное заседание не явился, извещен посредством направления судебного извещения в электронном виде по адресу электронной почты priemnaya@kg.belregion.ru в соответствии с условиями Соглашения об обмене документами в электронном виде между Белгородским областным судом, Правительством Белгородской области, а также иными судами, органами и организациями, присоединившимися к Соглашению, от 21.02.2022 г., текст которого размещен на официальном сайте Белгородского областного суда (oblsud.blg.sudrf.ru) в подразделе «Информационные технологии» раздела «О суде», что подтверждается отчетом об отправке, представил письменные возражения, в которых возражал против удовлетворения заявленных требований, указав, что возмещение расходов на коммунальные услуги педагогическим работникам, в том числе вышедшим на пенсию, осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области от 21.08.2008 г. №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области».

В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков и третьих лиц.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, выслушав истца, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 2 и части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39). В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В соответствии с пунктами «б», «е» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, вопросы образования, жилищное законодательство являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъекта.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации, которые призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции такие законы и подзаконные акты, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. №958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Право педагогических работников образовательных учреждений, работающих в сельских образовательных организациях, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусматривалось федеральным законодательством и было закреплено в следующих нормативно-правовых актах.

Первоначально оно было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. №246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от 3.02.2020 №80) с учетом распоряжения Совмина СССР от 24.07.1949 N 11433р.

Пункт 1 данного Постановления от 10.02.1948 г. обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

В соответствии с указанием Совета Министров РСФСР от 8.07.1952 г. № 215-1 при определенных условиях право на бесплатное получение квартиры, отопление и освещение было также предоставлено и учителям сельских школ, проживавшим в близлежащих городах.

Постановлением Совета Министров СССР от 4.05.1971 г. №255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 634), предусматривалось, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохранялось за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (п/п «б» п. 6 Постановления).

Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 г. №1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.

Право педагогов-пенсионеров на бесплатное жилое помещение, отопление и освещение было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.05.1982 г. №437, от 24.01.1985 г. №85 и иными нормативными правовыми актами.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. №154/12-22 были утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".

Согласно подпункту «а» пункта 1, в частности, право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности учителями, если общий стаж работы в сельских общеобразовательных школах составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

В соответствии с пунктом 2 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами их семей при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.

При этом в силу пункта 4 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в пункте 1, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким - либо причинам не воспользовались этим правом.

Согласно статье 59 ЖК РСФСР от 24.06.1983, действовавшего до 1.03.2005, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Согласно статье 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 №263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 "Об образовании" (в ред. от 13.01.1996), было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. №122-ФЗ введено понятие - «меры социальной поддержки», норма была дополнена положением о том, что «размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации». Данным законом не предполагалась отмена льготы, гарантированной статьей 55 Закона "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию и имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.

Федеральным законом от 29.12.2010 г. №439-ФЗ норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ "Об образовании" была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

При этом согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. №439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. №3266-1 "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положениями действующего Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В Белгородской области педагогические работники пользуются мерами социальной поддержки, установленными Законом Белгородской области от 21.07.2008 №215 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области".

Трудовой книжкой истицы подтверждается, что Останкова О.Д. осуществляла педагогическую деятельность в сельской местности с 15.08.1975 г. В период с 26.08.1981 г. истец работала в Красногвардейской средней школе, 01.09.1990 г. переведена учителем начальных классов в Красногвардейскую начальную школу №1, затем на должность директора. В последующем школа изменяла наименование и подчиненность на МОУ Красногвардейская начальная общеобразовательная школа №1. С 01.09.2007 г. принята в среднюю общеобразовательную школу г.Бирюч.

Согласно решения муниципального совета муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области от 20.11.2019 г. №5, распоряжению Правительства Белгородской области от 16.12.2019 г. №674-рп, приказу департамента образования Белгородской области от 26.12.2019 г. №74-л, с 1.01.2020 г. школа передана в собственность Белгородской области и переименована в областное государственное бюджетное образовательные учреждение (ОГБОУ) «Бирючанская средняя общеобразовательная школа».

Из пенсионного удостоверения истицы следует, что с 01.09.2000 г. ей была назначена досрочная страховая пенсия по старости, однако она продолжила работу в школе п Красногвардейское. На момент назначения пенсии истица, соответственно, имела 25 лет педагогического стажа работы в сельской местности, поскольку школа находилась в посёлке Красногвардейское и приравнивалась к сельской школе. Останкова О.Д. проживала в квартире в п. Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области.

На основании постановления Белгородской областной Думы от 24.03.2005 г. № 40-14-III с учетом решения одиннадцатой внеочередной сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 10.02.2005 г. №5 статус поселка Красногвардейское Красногвардейского района был изменен на город местного значения.

В соответствии с Федеральным законом от 30.01.2007 г. №7-ФЗ город Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области переименован в город Бирюч.

Ответчиком не оспорено, что, проживая в квартире в п. Красногвардейское и имея 10-летний стаж педагогической работы в сельской (поселковой) школе, по ранее действовавшему законодательству истица приобрела право на получение мер социальной поддержки и фактически их получала, в том числе после изменения статуса населенного пункта, в котором она проживала. При этом она являлась получателем пенсии.

Льготы предоставлялись в бесспорном порядке на основании Постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 г. №246, указания Совета Министров РСФСР от 08.07.1952 г. №215-1, Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 г. № 255, которое утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26.06.2015 г., Постановления Совета Министров СССР № 1003 от 23.05.1984 г., Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. №154/12-22, ст. 55 ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1, ст. 51 Социального Кодекса Белгородской области от 28.12.2004 г., а также принятого на его основе постановления главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31.12.2004 г. «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района».

В соответствии с постановлением главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31.12.2004 г. «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района», принятом в соответствии с постановлением областной Думы «О социальном кодексе Белгородской области», указано, что правом на предоставление мер социальной поддержки обладают, в частности, педагогические работники муниципальных учреждений, имеющие высшее или среднее специальное образование. Согласно пункту 3 Постановления право на предоставление мер социальной поддержки сохранялось также за педагогическими работниками, которые после назначения пенсии (независимо от вида) прекратили свою трудовую деятельность, если их стаж работы в сельской местности составляет не менее 10 лет при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались этими льготами. Меры социальной поддержки предоставлялись за жилое помещение, отопление и освещение. Данное постановление сохраняло свое действие и применялось до принятия Закона Белгородской области от 21.07.2008 г. №215, в том числе в отношении истицы.

Постановлением сороковой сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 24.07.2007 г. №4 «О мерах социальной защиты отдельных работников муниципальных учреждений, проживающих и (или) работающих в г. Бирюч», принятом в связи с изменением статуса п. Красногвардейское на город Бирюч, в целях социальной защиты работников муниципальных учреждений бюджетной сферы, за ними, в том числе за педагогическими работниками, проживающими и (или) работающими в г. Бирюч, были оставлены меры социальной поддержки (за жилое помещение, отопление и освещение).

Согласно пункту 1 статьи 51 Социального кодекса Белгородской области от 28.12.2004 г. правом на предоставление мер социальной поддержки обладают педагогические работники муниципальных и областных учреждений, проживающих и (или) работающих в сельской местности и имеющих высшее или среднее специальное образование, или обучающиеся по заочной форме обучения по специальности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 51 Социального кодекса право на предоставление мер социальной защиты имеют также педагогические работники, которые после назначения пенсии (независимо от вида) прекратили трудовую деятельность, стаж работы которых в сельской местности составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались мерами социальной защиты, предусмотренными настоящей главой. Исходя из формулировки пункта 1 статьи 51 Социального кодекса, достаточным условием предоставления мер социальной поддержки педагогам является проживание или работа в сельской местности, а для пенсионеров (пункт 2) наличие стажа и фактическое пользование льготами.

С принятием Закона Белгородской области № 215 от 21.07.2008 г., вступившего в силу с указанной даты, в статьях 1 и 3 Закона был определён круг лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки. В силу статьи 14 Закона он распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2008 г.

Согласно первоначальной редакции статья 1 Закона № 215 на основании статьи 55 Закона от 10.07.1992 г. №3266-1 "Об образовании" он устанавливал размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области (меры социальной поддержки). Положения Закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, возмещаются лицам, указанным в статье первой закона, проживающим на территории Белгородской области и работающим (работавшим) в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), т.е. обязательного условия о проживании педагогов в сельской местности статьи 1 и 3 Закона не содержали. Необходимые условия: проживание в Белгородской области и работа в образовательных учреждениях в сельской местности (поселках), что имело место и в отношении истицы.

В соответствии со статьей 14 Закона № 215 он вступал в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.07.2008 г. На этот момент истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки и получала их фактически.

В свою очередь статья 55 Закона «Об образовании» №3266-1 (в редакции Закона от 22.08.2004 г.) предусматривала, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, т.е. норма права носила отсылочный характер.

Последующие изменения, внесенные в статьи 1 и 3 Закона №215, конкретизировавшие условия предоставления мер социальной поддержки (работа и проживание в сельской местности и в поселках) были внесены лишь Законом от 3.10.2013 г. №227.

В действующей редакции Закона №215 (статьи 1 и 3) указано, что он устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки) и его положения распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии при наличии стажа педагогической работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и права на указанные меры социальной поддержки на момент выхода на пенсию.

Кроме того, в соответствии с абзацем 2 статьи 1 Закона (в редакции от 30.04.2021 г.) его положения распространяется также на педагогических работников, работавших в государственных областных и муниципальных образовательных организациях на территории области после назначения пенсии (независимо от вида), прекративших педагогическую деятельность, если стаж их педагогической работы в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (поселках городско типа) составляет не менее 20 лет.

В силу абзаца 3 статьи 1 Закона (в редакции от 25.06.2021 г.) право на получение мер социальной поддержки распространяется на утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города педагогических работников, работавших в государственных областных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях на территории Белгородской области, одновременно отвечавших на день присвоения населенному пункту статуса города следующим условиям: прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки.

Виды и размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, изложены в статье 2 Закона №215., согласно которой лица, указанные в статье первой, имеют право на возмещение расходов: 1) за пользование жилым помещением (наем); 2) содержание и ремонт жилого помещения; 3) отопление в домах с центральным отоплением, в том числе за газ и твердое топливо, в размере годовой потребности в случае использования поквартирных водонагревателей и малометражных отопительных котлов на газовом и твердом топливе; 4) приобретение твердого топлива в размере годовой потребности в домах, не имеющих центрального отопления; 5) электроэнергию, расходуемую на освещение жилого помещения.

С принятием Закона Белгородской области от 21.07.2015 г. №215 предоставление мер социальной поддержки истице было прекращено, что противоречит Конституции Российской Федерации и разъяснениям Конституционного Суда РФ, предусматривающих, что меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с законодательством субъекта, не должны были снижать объем приобретённых прав в соответствии с федеральным законодательством.

В разъяснениях "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. №154/12-22, принятым во исполнение Постановления СМ СССР от 4.05.1971 г. №255, предусматривалось сохранение за педагогическими работниками-пенсионерами, работавшими в сельской местности не менее 10 лет, права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если они пользовались этими льготами, а также, если проживали в близлежащих городах. При этом не имело значения, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу (подпункт «а» пункта 1, ч. 3 п. 1, п. 4 Постановления).

Кроме того, в пункте 2 данного Постановления прямо указано о сохранении такого права и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город, что имело место в отношении Останковой О.Д..

С принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании 19.07.1973 г., Закона РСФСР от 2.08.1974 г. "О народном образовании", закрепивших право работников народного образования пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24.06.1981 г., Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 г., предусмотревших предоставление такой же льготы специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, вне населенных пунктов, в рабочих и иных поселках, нормативные правовые акты, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим в близлежащих городах, и условий сохранения за ними этих льгот при выходе на пенсию, не были отменены либо изменены.

Об этом свидетельствует содержание абзаца третьего пункта 1, пункта 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. №5/12-22, вновь подтвердившего, что такое право сохраняется за педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельских общеобразовательных школах составляет не менее 10 лет, если они, работая в школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах или других населенных пунктах и на момент выхода на пенсию пользовались указанными льготами. Таким образом, педагоги сельских школ и педагоги школ, проживавшие в близлежащих городах, относились к одной категории лиц, за которыми при наличии 10-летнего стажа при переходе на пенсию сохранялись жилищно-коммунальные льготы.

В силу статьи 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 г. №263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" положения указанных нормативных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. №3266-1. Они не противоречили Закону «Об образовании», не были признаны утратившими силу и продолжали действовать на момент возникновения у истицы права на получение мер социальной поддержки, что опровергает доводы ответчиков.

В частности, Постановление от 4.05.1971 г. № 255 утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26.06.2015 г. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. №154/12-22 принималось в его исполнение и не отменялось. Последующие изменения, которые вносились в Закон «Об образовании» от 10.07.1992 г., принятие нового Закона «Об образовании» от 29.12.2012 г. не должны лишать истицу ранее приобретённого права.

Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1 в первоначальной редакции непосредственно не закреплял право педагогических работников сельских образовательных учреждений на жилищно-коммунальные льготы. В пункте 9 статьи 55 Закона предусматривалось, что на педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления, распространяются льготы, установленные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.

Соответствующая норма (абзац 3 пункта 5 статьи 55) была включена в названный Закон лишь в 1996 году. Она предусматривала, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Дополнение абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ), не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации этой меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников.

В пункте 2 статьи 153 Федерального закона №122-ФЗ от 22.08.2004 г. указано, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение уровня социальной поддержки педагогических работников, а также перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.

Положениями части 8 статьи 47 действующего Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Конституционный Суд РФ в определениях от 04.12.2007 г. №958-О-О, от 02.04.2009 №553-О-П указал, что разъяснение Постановление СМ СССР от 04.05.1971 г. № 255 и Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. №154/12-22, регулирующие предоставление льгот по оплате коммунальных услуг пенсионерам – бывшим педагогическим работникам, сохраняли свою силу и применялись после принятия Закона «Об образовании», в том числе с учетом изменений от 22.08.2004. Разъяснение от 28.05.1985 г. №5/12-22 не утратило своей юридической силы, а суду следует устанавливать, предоставлялась ли эта льгота фактически.

Таким образом, из нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности Останковой О.Д. и возникновения у неё права на пенсию (2000 год), следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось педагогическим работникам, имеющим стаж работы в образовательном учреждении в сельской местности, к которой относился и поселок, не менее 10 лет. Это право сохранялось и после прекращения трудовых отношений при наличии необходимого стажа и пользования льготой на момент выхода на пенсию. При этом в силу пункта 4 Постановления от 28.05.1985 г. №154/12-22 независимо от того, воспользовались ли они этим правом.

Останкова О.Д., проработав в сельской школе более 10 лет, на момент назначения пенсии приобрела право и фактически пользовалась жилищно-коммунальными льготами как до, так и после внесения изменений в Закон «Об образовании», что свидетельствует о применении положений нормативных актов Союза СССР, в том числе Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 г. №154/12-22 и сохранении его действия после внесения изменений в Закон «Об образовании». После изменения статуса населённого пункта – поселка Красногвардейское на город (в 2005 году) вплоть до июля 2008 года, т.е. достаточно длительное время истица также пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг.

Несмотря на это, в нарушение приобретенного права, с июля 2008 года после принятия Закона Белгородской области № 215 от 21.07.2008 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области» предоставление мер социальной поддержки истице было прекращено, ссылаясь, что она не подпадает под действие положений Закона Белгородской области №215, проживает в городе Бирюч.

Однако судом установлено, что на момент принятия Закона №215 истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки, фактически ими пользовалась и последующее лишение ее такого права противоречит положениям Конституции РФ.

Конституционной Суд Российской Федерации неоднократно и последовательно высказывал правовую позиции в своих решениях и постановлениях о том, что при изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта Российской Федерации полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации (постановления от 24.05.2001 г. №8-П, от 29.01.2004 г. №2-П, от 02.04.2009 №553-О-П, от 20.04.2010 г. №9-П, от 27.03.2012 г. №8 -П, от 01.07.2015 г. №18-П, от 16.07.2015 г. №1655-О, от 27.03.2018 №13-П и др.).

При этом, предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, изложенного в Определениях от 04.12.2007 г. №958-О-О, №959-О-О, от 02.04.2009 г. №553-О-П, были нормативные акты субъектов РФ, непосредственно касающиеся прав педагогов-пенсионеров на получение мер социальной поддержки, их соотношение с положениями ст. 55 Закона «Об образовании». В них содержится вывод о том, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено нормативными правовыми актами на федеральном уровне.

Таким образом, на момент преобразования посёлка Красногвардейское в город, уже являлась пенсионером, имела необходимый 10-летний стаж работы в сельской школе, получала меры социальной поддержки, в связи с чем она не может быть лишена данного права, исходя из законодательства субъекта, поскольку федеральные нормативные акты предоставляли ей такое право. Объем предоставляемых мер социальной поддержки согласуется с положениями Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215.

Разрешая заявленные Останковой О.Д. требования о взыскании задолженности за период с октября 2019 г. по май 2022 г. в сумме 82942 руб., суд исходит из следующего

Как следует из представленных истицей доказательств, и ее пояснений в суде, до мая 2020 г. она не обращалась в установленном законом порядке за предоставлением мер социальной поддержки. Останкова О.Д. пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг в управлении социальной защиты, как ветеран труда, которая не компенсирует в полном объеме её расходы.

Заявлениями истицы от 30.05.2022 г. на имя начальника управления образования администрации Красногвардейского района подтверждается и стороной ответчика не оспорено, что Останкова О.Д. обращалась за предоставлением мер социальной поддержки, представив необходимые документы, однако ей было отказано. Истец в мае 2022 г. также обращалась в департамент образования Белгородской области, министерство финансов и бюджетной политики, что подтверждается описями вложений в почтовое отправление.

Исходя из даты обращения истицы в мае 2022 г., её исковые требования подлежат удовлетворению частично, с учетом предусмотренного частью 11 статьи 3 Закона №215 шестимесячного срока, от первоначального обращения, и вычета сумм, выплаченных истице, как ветерану труда. Размер денежных сумм, уплаченных за пользование газом, за отопление подтверждается представленными сведениями, и подготовленным на их основе расчетом, не оспоренным ответчиком.

В период с декабря 2021 г. по май 2022 г. истица уплатила: за пользование газом: 16817 руб. 90 коп., за свет 12124 руб. Ей было компенсировано в УСЗН:11735 руб. 17 коп. Таким образом, взысканию подлежит сумма 17206 руб. 73 коп.

В соответствии со статьей 5 Закона №215 полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также лицам, указанным в части 3 статьи 1 настоящего Закона, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов. В свою очередь функции по реализации данных мер социальной поддержки возложены на управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», что ответчиком признается.

Статьей 4 Закона №215 предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки осуществляется за счёт средств областного бюджета. Органы местного самоуправления реализуют переданные им полномочия за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета (ст. 8 Закона).

Согласно информации начальника управления образования администрации Красногвардейского района и в соответствии с положениями статей 3, 5 Закона №215 при получении платежных документов, подтверждающих понесенные расходы по оплате коммунальных услуг, в 10-дневный срок управление образования принимает решение о возмещении расходов на оплату жилого помещения, отопление и освещение. Специалист управления образования производит расчет сумм, в соответствии с которым формируется сводная заявка, она направляется в департамент (Министерство) образования Белгородской области, который в свою очередь формирует сводную заявку и передает ее в Департамент финансов и бюджетной политики, который осуществляет финансирование расходов за счет средств областного бюджета. Таким образом, первоначальные списки формирует управление образования.

Департамент образования Белгородской области, переименованный распоряжением Правительства Белгородской области от 29.11.2021 №591-рп в Министерство образования, является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, что подтверждается ст. 10 Закона №215, приложением к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств, в которой он таковым указан.

В силу статей 6, 158 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 г. №145-ФЗ, статьи 58 Закона Белгородской области от 16.11.2007 г. №162 именно главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, выступать в суде от имени субъекта.

По правилам статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при удовлетворении иска с ответчика взыскиваются понесенные истцом судебные расходы пропорционально удовлетворенным исковым требованиям. С учетом понесенных истицей расходов по оплате государственной пошлины, и частичного удовлетворения исковых требований, с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в сумме 988 руб. 27 коп.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Останковой О.Д. к управлению образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», Министерству образования Белгородской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки и об обязании их предоставления, взыскании компенсационных выплат - удовлетворить частично.

Признать за Останковой О.Д. право на предоставление мер социальной поддержки по оплате за освещение и отопление.

Обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» предоставить Останковой О.Д. меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Белгородской области от 21.07.2008 г. №215, с 30 мая 2022 г..

Взыскать с управления образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» в пользу Останковой О.Д. за счет средств бюджета Белгородской области компенсацию по оплате коммунальных услуг (освещение и отопление) за период с декабря 2021 года по май 2021 года в сумме 17206 руб. 73 коп. и расходы по госпошлине в сумме 988 руб. 27коп., всего 18195 руб.

В удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации в большем размере- отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд.

Председательствующий судья Г.И. Выродова

Мотивированное решение суда изготовлено 15 августа 2022 года.

Председательствующий судья Г.И. Выродова

Решение18.08.2022