НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красногвардейского районного суда (Белгородская область) от 05.07.2022 № 2-354/2022

31RS0012-01-2022-000472-84 Дело № 2-354/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

5 июля 2022 года г. Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Никулиной Т.В.

при секретаре Винниковой Л.В.

с участием истицы Кудриной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудриной О.В. к управлению образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», Министерству образования Белгородской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки и обязании их предоставления,

у с т а н о в и л:

Кудрина О.В., проживает в , с 1980 года осуществляет педагогическую деятельность, работала в сельских школах, в том числе с 1984 года в Красногвардейской средней школе, которая имела статус сельской школы. С 2006 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости. На момент назначения пенсии её стаж работы в сельской школе составлял более 10 лет. Проживая в доме, Кудрина О.В. пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг. С принятием Закона Белгородской области №215 от 21.07.2008 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области" выплаты прекращены.

Кудрина О.В. обратилась в суд с иском, в котором просила признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки и обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» и департамент образования Белгородской области предоставлять ей меры социальной поддержки по оплате за содержание жилья, освещение и отопление. Сослалась на то, что имея необходимый 10-летний стаж педагогической работы в сельской школе (общий 41 год), и являясь получателем досрочной страховой пенсии по старости, она пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг (за освещение и отопление). После принятия Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215 её вычеркнули из списков на получение мер социальной поддержки, поскольку изменился статус населённого пункта, где она работала, вместо п. Красногвардейское – город Бирюч. Считает, что было нарушено её право на получение мер социальной поддержки, поскольку она приобрела его по ранее действовавшему федеральному законодательству. Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением был предусмотрен Постановлениями СМ СССР от 10.02.1948 №248, от 4.05.1971 №255, которые в силу ст. 4 Закона РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» являются действующими. В соответствии со ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования не мог быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Аналогичные положения содержатся также в ст.8 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 №189-ФЗ, Определении Конституционного Суда РФ от 4.12.2007 №958-О-О разъясняющих, что не допускается снижение субъектом РФ объема мер социальной поддержки, установленных федеральными нормативными актами, ограничение круга педагогических работников на их получение. Её права на получение льгот были подтверждены также постановлением сороковой сессии Красногвардейского районного совета народных депутатов третьего созыва Белгородской области от 24 июля 2007 года №4 в связи с изменением статуса поселка Красногвардейское на город Бирюч в соответствии с Федеральным законом РФ от 30.01.2007-№7-ФЗ «О переименовании города Красногвардейское Красногвардейского района в город Бирюч» и постановлением Белгородской областной Думы от 24 марта 2005 года №40-14-111 «Об изменении статуса и переименовании поселка Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области».

В судебном заседании Кудрина О.В. поддержала исковые требования и дала объяснения, соответствующие содержанию иска. Считает, что по ранее действующему федеральному законодательству приобрела право на представление мер социальной поддержки и не могла быть их лишена.

Представитель ответчика - управления образования администрации Красногвардейского района Власова Н.А. в суд не явилась, представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что в соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании» был принят Закон Белгородской области от 21.07.2008 №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области», который определяет круг лиц среди педагогических работников государственных областных и муниципальных образовательных учреждений, имеющих право на меры социальной поддержки.

В соответствии с абз.1 ч.3 ст.1 Закона №215 его положения распространяются также на педагогических работников, прекративших трудовую деятельность после назначения пенсии (независимо от вида), если их педагогический стаж работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные льготы, поэтому нельзя считать, что он сузил круг лиц, имеющих такие права по федеральному закону.

25 июня 2021 г. внесены изменения в Закон №215, касающиеся педагогических работников, утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города, если они на день присвоения населенному пункту статуса города одновременно отвечают следующим условиям: прекращение педагогической деятельности; назначение пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки.

Сослалась также, что истица в своем заявлении ссылается на постановления Совмина СССР от 10.02.1948г №246, 04.05.1971 №255, которые является действующим. В то время, как текст Постановления СМ СССР от 10 февраля 1948г. №246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" официально опубликован не был. Постановлением Правительства России от 3 февраля 2020 г. №80 настоящий документ признан не действующим на территории РФ с 21 февраля 2020 г; текст Постановления СМ (ЗС’СР от 4 мая 1971 г. №255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" официально опубликован не был. Постановлением Правительства РФ от N 634 настоящее постановление признано не действующим на территории РФ.

Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 3 Закона возмещение расходов, связанных с предоставлением лицам, указанным в статье 1 настоящего закона (педагогическим работникам), мер социальной поддержки осуществляется образовательными организациями, в которых они работают (работали до назначения пенсии). Документы, необходимые для назначения мер социальной поддержки, педагогические работники представляют в образовательную организацию.

Истица является педагогическим работником ОГБОУ «Бирюченская СОШ», расположенной в г. Бирюч и меры социальной поддержки должны осуществляться образовательной организацией, согласно положениям Закона №215. Управление образования администрации Красногвардейского района - структурное подразделение администрации муниципального района «Красногвардейский район» Белгородской области, является органом местного самоуправления, не обладающим собственным бюджетом. Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, осуществляется за счёт средств областного бюджета, согласно статье 4 Закона №215. Распорядителем средств областного бюджета по этому вопросу является министерство образования Белгородской области. Принимая во внимание изменения, внесенные в Закон №21-5 (абзац 3 ч. 3 ст. 1) от 25 июня 2021 года, истица на день присвоения населённому пункту статуса города обладала правом на получение мер социальной поддержки. Поскольку выплаты мер социальной поддержки истца были прекращены после вступления в действие положений Закона Белгородской области от 21.07.2008г. №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области», в связи с тем, что Кудрина О.В. в настоящее время работает в государственной областной образовательной организации, расположенной в городской местности, управление образования администрации Красногвардейского района не может выплачивать меры социальной поддержки (оплату коммунальных услуг) Кудриной О.В.

Представитель Министерства образования Белгородской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве на иск возражал против его удовлетворения, сослался на то, что ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках {поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

Учитывая финансовые возможности субъекта РФ и иные факторы, субъект Российской Федерации вправе предусмотреть специальные условия (размер, условия и порядок) возмещения расходов. В Белгородской области данный вопрос урегулирован законом Белгородской области от 21 июля 2008 года № 215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области», которым закреплено, что меры социальной поддержки предоставляются педагогам, проживающим и работающим в сельских населенных. пунктах. Положение Закона № 215 также распространяется на педагогов, вышедших, на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах. Статья 3 Закона № 215 прямо предусматривает, что расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, возмещаются лицам, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области. Белгородской областной Думой 17 июня 2021 года приняты изменения в части 3 статьи 1 Закона № 215 - внесен абзац: «Положения настоящего закона распространяются также на утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города педагогических работников, работавших в государственных областных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях на территории Белгородской области, одновременно отвечавших на день присвоения населенному пункту статуса города следующим условиям: прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки».

Таким образом, Закон № 215 устанавливает, что для получения соответствующей меры социальной поддержки педагогический работник, в том числе и вышедший на пенсию, должен проживать в сельском населённом пункте, рабочем поселке (поселке -городского типа), либо в населенном пункте, которому присвоен статус города (с учетом изменений в часть 3 ст. 1 Закона №215, принятых Белгородской областной Думой от 17 июня 2021 года). Истец не соответствует установленным Законом № 215 требованиям. При этом Кудрина О.В. не лишена права обжаловать в установленном порядке положения Закона №215. Сведений об обжаловании положений Закона № 215 не имеется.

Представитель Министерства финансов и бюджетной политики Белгородской области, извещённый надлежащим образом, в суд не явился, возражений на иск не представил.

Представитель третьего лица - администрации Красногвардейского района в судебное заседание не явился, также просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на иск возражал против его удовлетворения. Сослался на то, что возмещение расходов на коммунальные услуги педагогическим работникам, в том числе вышедшим на пенсию, осуществляется в соответствии с Законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области».

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчиков и третьих лиц.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд полагает иск удовлетворить по следующим основаниям.

Согласно ст. 2 и ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. ст. 7 и 39). В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В соответствии с п. «б», «е» и «ж» ч. 1 ст.72 Конституции защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, вопросы образования, жилищное законодательство являются предметами совместного ведения Российской Федерации и субъекта.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации, которые призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции такие законы и подзаконные акты, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Право педагогических работников образовательных учреждений, работающих в сельских образовательных организациях, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусматривалось федеральным законодательством и было закреплено в следующих нормативно-правовых актах.

Первоначально оно было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от 3.02.2020 №80) с учетом распоряжения Совмина СССР от 24.07.1949 N 11433р.

Пункт 1 данного Постановления от 10 февраля 1948 г. обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

В соответствии с указанием Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 года N 215-1 при определенных условиях право на бесплатное получение квартиры, отопление и освещение было также предоставлено и учителям сельских школ, проживавшим в близлежащих городах.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 634), предусматривалось, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохранялось за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (п/п «б» п. 6 Постановления).

Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 г. N 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.

Право педагогов-пенсионеров на бесплатное жилое помещение, отопление и освещение было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и иными нормативными правовыми актами.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 были утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".

Согласно п.п. «а» п. 1, в частности, право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности учителями, если общий стаж работы в сельских общеобразовательных школах составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

В соответствии с п. 2 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами их семей при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.

При этом в силу п. 4 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в пункте 1, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким - либо причинам не воспользовались этим правом.

Согласно ст. 59 ЖК РСФСР от 24.06.1983, действовавшего до 1.03.2005, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 13.01.1996), было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ введено понятие - «меры социальной поддержки», норма была дополнена положением о том, что «размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации». Данным законом не предполагалась отмена льготы, гарантированной ст. 55 Закона "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию и имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.

Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ норма абзаца третьего п.5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

При этом согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положениями действующего Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В Белгородской области педагогические работники пользуются мерами социальной поддержки, установленными Законом Белгородской области от 21.07.2008 №215 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области".

Трудовой книжкой истицы подтверждается и ответчиком не оспаривается, что с 1980 года Кудрина О.В. осуществляет педагогическую деятельность.

С года Кудрина О.В. проживает в жилом доме в .

Согласно пенсионному удостоверению с 26.02.2006 истице была назначена досрочная страховая пенсия по старости, однако она продолжила работу в Красногвардейской средней школе. На момент назначения пенсии стаж работы истицы в сельской школе составлял более десяти лет – 26 лет, поскольку школа приравнивалась к сельской.

На основании Постановления Белгородской областной Думы от 24 марта 2005 года № 40-14-III с учетом решения одиннадцатой внеочередной сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 10.02.2005 №5 статус поселка Красногвардейское Красногвардейского района был изменен на статус города местного значения – город Красногвардейское. В соответствии с Федеральным законом от 30 января 2007 года №7-ФЗ город Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области переименован в город Бирюч.

Ответчиком признается, что, проживая в п. Красногвардейское и имея необходимый 10-летний стаж педагогической работы в сельской (поселковой) школе, по ранее действовавшему законодательству, истица приобрела право на получение мер социальной поддержки и фактически их получала, в том числе после изменения статуса населенного пункта, в котором она проживала (с 2005 по 2008 год), являлась при этом получателем пенсии.

Льготы предоставлялись в бесспорном порядке на основании Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N 246, указания Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 года N 215-1, Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255, которое утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 года, Постановления Совета Министров СССР № 1003 от 23 мая 1984 г., Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, ст. 55 ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, ст. 51 Социального Кодекса Белгородской области от 28.12.2004, а также принятого на его основе постановления главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 года «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района».

В постановлении главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 года «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района», принятом в соответствии с постановлением областной Думы «О социальном кодексе Белгородской области», указано, что правом на предоставление мер социальной поддержки обладают, в частности, педагогические работники муниципальных учреждений, имеющие высшее или среднее специальное образование. Согласно пункту 3 Постановления право на предоставление мер социальной поддержки сохранялось также за педагогическими работниками, которые после назначения пенсии (независимо от вида) прекратили свою трудовую деятельность, если их стаж работы в сельской местности составляет не менее 10 лет при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались этими льготами. Меры социальной поддержки предоставлялись за жилое помещение, отопление и освещение. Данное постановление сохраняло свое действие и применялось до принятия Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215, в том числе в отношении истца.

Постановлением сороковой сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 24.07.2007 №4 «О мерах социальной защиты отдельных работников муниципальных учреждений, проживающих и (или) работающих в г. Бирюч», принятом в связи с изменением статуса п. Красногвардейское на город Бирюч, в целях социальной защиты работников муниципальных учреждений бюджетной сферы, за ними, в том числе за педагогическими работниками, проживающими и (или) работающими в г. Бирюч, были оставлены меры социальной поддержки (за жилое помещение, отопление и освещение).

Согласно п. 1 ст. 51 Социального кодекса Белгородской области от 28.12.2004 правом на предоставление мер социальной поддержки обладают педагогические работники муниципальных и областных учреждений, проживающих и (или) работающих в сельской местности и имеющих высшее или среднее специальное образование, или обучающиеся по заочной форме обучения по специальности.

В соответствии с п. 2 ст. 51 Социального кодекса право на предоставление мер социальной защиты имеют также педагогические работники, которые после назначения пенсии (независимо от вида) прекратили трудовую деятельность, стаж работы которых в сельской местности составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались мерами социальной защиты, предусмотренными настоящей главой. Исходя из формулировки п. 1 ст. 51 Социального кодекса, достаточным условием предоставления мер социальной поддержки педагогам является проживание или работа в сельской местности, а для пенсионеров (п.2) наличие стажа и фактическое пользование льготами.

С принятием Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 года, вступившего в силу с указанной даты, в ст. ст. 1 и 3 Закона был определён круг лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки. В силу ст. 14 Закона он распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 года.

Согласно первоначальной редакции ст. 1 Закона № 215 на основании ст. 55 Закона от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" он устанавливал размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области (меры социальной поддержки). Положения Закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, возмещаются лицам, указанным в статье первой закона, проживающим на территории Белгородской области и работающим (работавшим) в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), т.е. обязательного условия о проживании педагогов в сельской местности статьи 1 и 3 Закона не содержали. Необходимые условия: проживание в Белгородской области и работа в образовательных учреждениях в сельской местности (поселках), что имело место и в отношении истицы.

Согласно ст. 14 Закона № 215 он вступал в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 года. На этот момент истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки и получала их фактически.

В свою очередь ст. 55 Закона «Об образовании» №3266-1 (в редакции Закона от 22.8.2004) предусматривала, что «педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации», т.е. норма права носила отсылочный характер.

Последующие изменения, внесенные в статьи 1 и 3 Закона №215, конкретизировавшие условия предоставления мер социальной поддержки (работа и проживание в сельской местности и в поселках) были внесены лишь Законом от 3.10.2013 №227.

В действующей редакции Закона №215 (ст.ст. 1 и 3) указано, что он устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки) и его положения распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии при наличии стажа педагогической работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и права на указанные меры социальной поддержки на момент выхода на пенсию.

Кроме того, в соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона (в ред. от 30.04.2021) его положения распространяется также на педагогических работников, работавших в государственных областных и муниципальных образовательных организациях на территории области после назначения пенсии (независимо от вида), прекративших педагогическую деятельность, если стаж их педагогической работы в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (поселках городско типа) составляет не менее 20 лет.

В соответствии с абз. 3 ст. 1 Закона (в ред. от 25.06.2021) право на получение мер социальной поддержки распространяется на утративших право на получение мер социальной поддержки в связи с присвоением населенному пункту статуса города педагогических работников, работавших в государственных областных образовательных организациях и муниципальных образовательных организациях на территории Белгородской области, одновременно отвечавших на день присвоения населенному пункту статуса города следующим условиям: прекративших педагогическую деятельность; назначение им пенсии (независимо от вида пенсии); наличие права на получение мер социальной поддержки.

Виды и размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, изложены в ст. 2 Закона №215. Согласно ст. 2 Закона, лица, указанные в статье первой, имеют право на возмещение расходов: 1) за пользование жилым помещением (наем); 2) содержание и ремонт жилого помещения; 3) отопление в домах с центральным отоплением, в том числе за газ и твердое топливо, в размере годовой потребности в случае использования поквартирных водонагревателей и малометражных отопительных котлов на газовом и твердом топливе; 4) приобретение твердого топлива в размере годовой потребности в домах, не имеющих центрального отопления; 5) электроэнергию, расходуемую на освещение жилого помещения.

С принятием Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215 предоставление мер социальной поддержки истице было прекращено, что противоречит Конституции Российской Федерации.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации и разъяснений Конституционного Суда РФ, меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с законодательством субъекта, не должны были снижать объем приобретённых прав в соответствии с федеральным законодательством.

В разъяснениях "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, принятым во исполнение Постановления СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255, предусматривалось сохранение за педагогическими работниками-пенсионерами, работавшими в сельской местности не менее 10 лет, права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если они пользовались этими льготами, а также, если проживали в близлежащих городах. При этом не имело значения, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу (подпункт «а» пункта 1, ч. 3 п. 1, п. 4 Постановления).

Кроме того, в п. 2 данного Постановления прямо указано о сохранении такого права и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город, что имело место в отношении Кудриной О.В.

С принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании 19.07.1973, Закона РСФСР от 2.08.1974 "О народном образовании", закрепивших право работников народного образования пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24.06.1981, Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983, предусмотревших предоставление такой же льготы специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, вне населенных пунктов, в рабочих и иных поселках, нормативные правовые акты, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим в близлежащих городах, и условий сохранения за ними этих льгот при выходе на пенсию, не были отменены либо изменены.

Об этом свидетельствует содержание абзаца третьего пункта 1, пункта 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 5/12-22, вновь подтвердившего, что такое право сохраняется за педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельских общеобразовательных школах составляет не менее 10 лет, если они, работая в школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах или других населенных пунктах и на момент выхода на пенсию пользовались указанными льготами. Таким образом, педагоги сельских школ и педагоги школ, проживавшие в близлежащих городах, относились к одной категории лиц, за которыми при наличии 10-летнего стажа при переходе на пенсию сохранялись жилищно-коммунальные льготы.

В силу ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" положения указанных нормативных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1. Они не противоречили Закону «Об образовании», не были признаны утратившими силу и продолжали действовать на момент возникновения у истицы права на получение мер социальной поддержки, что опровергает доводы ответчиков.

В частности, Постановление от 4 мая 1971 г. № 255 утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 года. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 принималось в его исполнение и не отменялось. Последующие изменения, которые вносились в Закон «Об образовании» от 10.07.1992, принятие нового Закона «Об образовании» от 29.12.2012 не должны лишать истца ранее приобретённого права.

Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 в первоначальной редакции непосредственно не закреплял право педагогических работников сельских образовательных учреждений на жилищно-коммунальные льготы. В п. 9 ст. 55 Закона предусматривалось, что на педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления, распространяются льготы, установленные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.

Соответствующая норма (абз. 3 п. 5 ст. 55) была включена в названный Закон лишь в 1996 году. Она предусматривала, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Дополнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации этой меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников.

В пункте 2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года указано, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение уровня социальной поддержки педагогических работников, а также перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.

Положениями ч. 8 ст. 47 действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

В Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 958-О-О указано, что разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 5/12-22 не утратило своей юридической силы, а суду следует устанавливать, предоставлялась ли эта льгота фактически.

В Определении от 2.04.2009 №553-О-О Конституционный Суд РФ также сделал вывод о том, что Постановление СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255 и Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, регулирующие предоставление льгот по оплате коммунальных услуг пенсионерам – бывшим педагогическим работникам, сохраняли свою силу и применялись после принятия Закона «Об образовании», в том числе с учетом изменений от 22.08.2004.

Таким образом, из нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности истицы и возникновения у неё права на пенсию (2006 год), следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось педагогическим работникам, имеющим стаж работы в образовательном учреждении в сельской местности, к которой относился и поселок, не менее 10 лет. Это право сохранялось и после прекращения трудовых отношений при наличии необходимого стажа и пользования льготой на момент выхода на пенсию. При этом в силу п. 4 Постановления от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 независимо от того, воспользовались ли они этим правом.

Кудрина О.В., проработав в сельской школе более 10 лет, на момент назначения пенсии приобрела право и фактически пользовался жилищно-коммунальными льготами как до, так и после внесения изменений в Закон «Об образовании», что свидетельствует о применении положений нормативных актов Союза СССР, в том числе Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 и сохранении его действия после внесения изменений в Закон «Об образовании». После изменения статуса населённого пункта – поселка Красногвардейское на город (в 2005 году) вплоть до июля 2008 года, т.е. достаточно длительное время истица также пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг.

Несмотря на это, в нарушение приобретенного права, с июля 2008 года после принятия Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области» предоставление мер социальной поддержки истице было прекращено, ссылаясь, что она не подпадает под действие положений Закона Белгородской области №215, проживает в городе Бирюч.

Однако судом установлено, что на момент принятия Закона №215 истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки, фактически ими пользовалась и последующее лишение её такого права противоречит положениям Конституции РФ.

Конституционной Суд Российской Федерации неоднократно и последовательно высказывал правовую позиции в своих решениях и постановлениях о том, что при изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта Российской Федерации полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации (постановления от 24.05.2001 №8-П, от 29.01.2004 №2-П, от 2.04.2009 №553-О-П, от 20.04.2010 №9-П, от 27.03.2012 №8 -П, от 1. 07.2015 №18-П, от 16. 07.2015 №1655-О, от 27.03.2018 №13-П и др.).

При этом, предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, изложенного в Определениях от 4 декабря 2007 года N 958-О-О, N 959-О-О, от 2 апреля 2009 года №553-О-О, были нормативные акты субъектов РФ, непосредственно касающиеся прав педагогов-пенсионеров на получение мер социальной поддержки, их соотношение с положениями ст. 55 Закона «Об образовании». В них содержится вывод о том, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено нормативными правовыми актами на федеральном уровне.

В соответствии со ст. 5 Закона №215 полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), а также лицам, указанным в части 3 статьи 1 настоящего Закона наделены органы местного самоуправления муниципальных районов. В свою очередь функции по реализации данных мер социальной поддержки возложены на управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», что ответчиком признается.

Финансирование расходов, связанных с исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета (ст. 8 Закона).

Согласно информации начальника управления образования администрации Красногвардейского района и в соответствии с положениями ст.ст. 3, 5 Закона №215 при получении платежных документов, подтверждающих понесенные расходы по оплате коммунальных услуг, в 10-дневный срок управление образования принимает решение о возмещении расходов на оплату жилого помещения, отопление и освещение. Специалист управления образования производит расчет сумм, в соответствии с которым формируется сводная заявка, она направляется в департамент (Министерство) образования Белгородской области, который в свою очередь формирует сводную заявку и передает ее в Департамент финансов и бюджетной политики, который осуществляет финансирование расходов за счет средств областного бюджета. Таким образом, первоначальные списки формирует управление образования.

Департамент образования Белгородской области, переименованный распоряжением Правительства Белгородской области от 29.11.2021 №591-рп в Министерство образования, является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, что подтверждается ст. 10 Закона №215, приложением к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств, в которой он таковым указан.

В силу ст. ст. 6, 158 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ, ст. 58 Закона Белгородской области от 16.11.2007 N 162 именно главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, выступать в суде от имени субъекта.

На момент преобразования посёлка Красногвардейское в город истица имела необходимый 10-летний стаж работы в сельской школе, получала меры социальной поддержки, в связи с чем она не может быть лишена данного права, исходя из законодательства субъекта, поскольку федеральные нормативные акты предоставляли ей такое право. Объем предоставляемых мер социальной поддержки согласуется с положениями Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215.

В соответствии с требованиями ст. 12 ГК РФ, разъяснениями Конституционного Суда РФ восстановление нарушенного права истца осуществляется в судебном порядке путем его признания и возложения обязанности по предоставлению мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, имеющему 10-летний стаж работы в сельской школе.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Кудриной О.В. удовлетворить.

Признать за Кудриной О.В., право на предоставление мер социальной поддержки по оплате за освещение и отопление.

Обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» предоставлять Кудриной О.В. меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. № 215.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляции в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд.

Судья

Мотивированное решение суда изготовлено 11 июля 2022 года.

Судья

Решение14.07.2022