НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красногвардейского районного суда (Белгородская область) от 03.03.2020 № 2-11/20

Дело № 2-11/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 марта 2020 года г. Бирюч

Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:

Председательствующего судьи Максимовой С.А.

при секретаре Смовжовой И.Л.

с участием истицы Сериковой Н.Г., представителя управления образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» Власовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сериковой Н.Г. к управлению образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», департаменту образования Белгородской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки и об обязании их предоставления,

установил:

Серикова Н.Г., <данные изъяты> года рождения, проживающая с 1992 г. в г. Бирюч Красногвардейского района (до 2005 года - п. Красногвардейское), с 1982 г. по 2019 г. осуществляла педагогическую деятельность в сельской местности -МБОУ «Засосенская СОШ», расположенном в селе Засосна, примыкающем к г. Бирюч. По состоянию на 15 августа 2019 г. ее стаж работы в сельской школе составляет 41 год. С 2004 г. Сериковой Н.Г. была назначена досрочная страховая пенсия по старости. На момент назначения пенсии ее стаж работы в сельской школе составлял более 10 лет. Проживая в квартире, Серикова Н.Г. пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг, в том числе и после изменения статуса населенного пункта. С принятием Закона Белгородской области №215 от 21 июля 2008 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области» выплаты прекращены.

Дело инициировано иском Сериковой Н.Г., которая с учетом уточнений просила признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения (отопления и освещения как педагогу-пенсионеру; обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» предоставлять ей меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг в соответствии с Законом Белгородской области от 21 июля 2008г. №215. Сослалась на то, что имея необходимый 10-летний стаж педагогической работы в сельской школе, и являясь получателем досрочной страховой пенсии по старости, до принятия Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг (свет, отопление). После принятия данного закона ее вычеркнули из списков на получение мер социальной поддержки, так как она является жителем города «Бирюч» (ранее п. Красногвардейское). Считает, такое решение незаконным, так как любой закон не должен ущемлять права граждан. Было нарушено ее право на льготы, поскольку она приобрела его по ранее действовавшему законодательству. Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением был предусмотрен Постановлениями СМ СССР от 10 февраля 1948 г. №248, от 4 мая 1971 г. №255, которые в силу ст. 4 Закона РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» являются действующими. В соответствии со ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставляемых отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования не мог быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Аналогичные положения содержатся также в ст.8 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса РФ» от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ, Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. №958-О-О о том, что не допускается снижение субъектом РФ объема мер социальной поддержки, установленных федеральными нормативными актами, ограничение круга педагогических работников, в том числе пенсионеров, на их получение.

В судебном заседании истица Серикова Н.Г. поддержала исковые требования с учетом уточнений и дала объяснения, соответствующие тексту искового заявления. Пояснила, что проживает в двухквартирном доме в г. Бирюч (до 2005 года п. Красногвардейское), примыкающем к с. Засосна, где работала учителем. При наличии 10-летнего педагогического стажа работы в сельской школе и являясь получателем пенсии с 2004 г., до 1 июля 2008 г. пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг, в том числе и на момент преобразования поселка в город и назначения пенсии, т.е. приобрела такое право. Выплаты производились на основании предъявления платежных документов по месту работы, которые передавались в управление образования. После принятия Закона Белгородской области №215 от 21 июля 2008 г. выплаты прекратили. С 1 сентября 2019 г. не осуществляет трудовую деятельность, размер пенсии незначительный, в связи с чем обратилась в управление образования по вопросу предоставления мер социальной поддержки. В октябре и ноябре 2019 г. управлением образования ей даны разъяснения, что она не входит в перечень лиц, которые могут пользоваться льготами, поскольку проживает в г. Бирюч, а не в сельской местности или поселке городского типа, с чем она не согласна, так как ранее приобрела право на получение мер социальной поддержки и пользовалась ими фактически.

Представители управления образования администрации Красногвардейского района Власова Н.А. и Говоров С.В. (в судебном заседании от 30 января 2020 г.) иск не признали. Пояснили, что Закон Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 предоставляет право на получение мер социальной поддержки для педагогов и педагогов-пенсионеров, проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа. Именно он определил круг лиц, имеющих право на льготы (ст. 1 и ст. 3 Закона №215). Компенсационные выплаты производятся по трем видам платежей: освещение, отопление, за жилое помещение на основании квитанций, которые педагоги предоставляют по месту работы. Они передаются в управление образования, которое принимает решение о выплате и формирует сводную заявку в Департамент образования, являющийся ответственным органом за осуществление компенсационных выплат, а он в свою очередь - в Департамент финансов и бюджетной политики, через Управление федерального казначейства по Белгородской области денежные средства поступают на счет управления образования, а затем производятся перечисления на счета получателей. Истица проживает в городе, поэтому не входит в указанный перечень лиц, указанных в Законе №215. Федеральный закон «Об образовании» не предусматривает право на льготы для учителей-пенсионеров. Ст. 47 данного Закона носит отсылочный характер, определяя, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет их бюджетных ассигнований. Выплаты производились и производятся за счет средств субъекта, так как своих денежных средств муниципальный бюджет не имеет. После изменения статуса п. Красногвардейское на город выплаты осуществлялись на основании постановления главы Красногвардейского района от 31 декабря 2004 г. №945 и Социального кодекса Белгородский области. Норм права, которые бы предусматривали предоставление компенсации расходов на освещение, отопление и содержание жилья педагогическим работникам, проживающим в городах, а также условия сохранения за ними права на компенсационную выплату при переходе на пенсию, ни Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, ни ранее действовавший закон «Об образовании» №3266-1 не содержат. Закон «Об образовании» имеет приоритет перед другими нормативными актами. Управление образования не имело оснований производить выплаты истице, поскольку Закон Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 такого права не предусматривал в связи с проживанием истицы в городе. При этом признали, что, имея десятилетний стаж педагогической деятельности в сельской школе, являясь пенсионером, истица пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг вплоть до принятия Закона №215, в том числе и после изменения статуса п. Красногвардейское на г. Бирюч, который находится в непосредственной близости от с. Засосна.

Представитель Департамента образования Белгородской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск возражал против его удовлетворения. Сослался на то, что ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ предусматривает право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности и поселках городского типа в размере, условиях и порядке, предусмотренном законодательством субъекта и обеспечивается за счет субъекта, который вправе предусмотреть специальные условия (размер, порядок, условия), учитывая свои финансовые возможности и иные факторы. В Белгородской области вопрос предоставления мер социальной поддержки педагогам урегулирован Законом от 21 июля 2008 г. №215, согласно которому, чтобы пользоваться льготами необходимо иметь не менее 10 лет педагогического стажа в сельской местности и проживать в сельской местности или поселке городского типа. По смыслу п.8 ст. 47 Федерального закона №273-ФЗ, ст. 55 ранее действовавшего Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, меры социальной поддержки предоставляются только педагогам, работающим в сельской местности и поселках городского типа. Каких-либо норм, регламентирующих аналогичное право для педагогов-пенсионеров, проживающих в городах, ни Закон «Об образовании», ни иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти, в том числе Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», не содержат. Данное постановление в рамках исключительного случая указывает на сохранение права на льготы педагогам, проживавшим в малых городах, в связи с непредставлением им бесплатного жилья в сельской местности. Определение Конституционного Суда от 4 декабря 2007 г. №958-О-О, на которое ссылается истица, не подтверждает ее доводы, поскольку содержат позицию Конституционного Суда применительно к п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» от 10 июля 1992 г. №3266-1, как не противоречащего Конституции Российский Федерации. Поскольку Серикова Н.Г. в настоящее время проживает в городе, к ней не могут быть применены положения Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215. Кроме того, Департамент образования не может являться соответчиком по делу, поскольку в силу ст. 5 Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки наделены органы местного самоуправления. В свою очередь администрация Красногвардейского района наделила соответствующими полномочиями управление образования.

Представитель третьего лица - Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать. В отзыве на иск указал, что Закон Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 принят в соответствии со ст. 47 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ и устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией прав педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа на оплату жилых помещений, отопления и освещения. В соответствии со ст. 5 Закона №215 органы местного самоуправления обладают полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета, также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, последним местом работы которых была муниципальная образовательная организация. Кроме того, ст. 51 Социального кодекса Белгородской области предусмотрено, что правом на предоставление мер социальной защиты обладают педагогические работники муниципальных и областных учреждений, проживающих и (или) работающих в сельской местности и имеющих высшее или среднее специальное образование, или обучающиеся по заочной форме обучения по специальности. Истица вправе оспаривать защиту нарушенных прав путем предъявления административного иска в порядке КАС РФ.

Представитель третьего лица - администрации Красногвардейского района в судебное заседании не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на иск возражал против его удовлетворения. Сослался на то, что круг субъектов, наделанных правом на получение мер социальной поддержки, определен Законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. № 215. Это педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках, а также педагогические работники, прекратившие трудовую деятельность после назначения пенсии со стажем педагогической работы не менее 10 лет в сельских образовательных учреждениях. Финансирование расходов осуществляется за счет средств субъекта. Субъект вправе на своем уровне и за счет своих средств устанавливать меры социальной поддержки в отношении бывших педагогических работников. В соответствии со ст. 5 Закона №215 органы местного самоуправления наделяются полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогов-пенсионеров, последним местом работы которых была муниципальная образовательная организация. При этом администрация муниципального района «Красногвардейский район» не определяет категории получателей, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки педагогических работников. Норм права, которые бы предусматривали предоставление льгот педагогическим работникам сельских образовательных организаций, проживающим в городах, а также сохранение за ними права при переходе на пенсию, не содержит ни Федеральный закон №273-ФЗ, ни иные нормативные акты. Выплаты компенсационных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в городе Бирюч, в том числе Сериковой Н.Г., были прекращены после вступления в силу положений Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215, а управление образования администрации Красногвардейского района не может нарушать региональное законодательство и выплачивать меры социальной поддержки.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства дела по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования Сериковой Н.Г. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 2 и ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 7 и 39). В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). В соответствии с п. «б», «е» и «ж» ч. 1 ст.72 Конституции защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, вопросы образования, жилищное законодательство являются предметами совместного ведения Российской Федерации.

По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации, которые призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции такие законы и подзаконные акты, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует Федеральный закон.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Право педагогических работников образовательных учреждений, проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусматривалось федеральным законодательством, что закреплено в следующих нормативно-правовых актах.

Первоначально оно было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» (утратило силу с изданием Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. №80) с учетом Распоряжения Совмина СССР от 24 июля 1949 № 11433р.

Пункт 1 данного Постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Кроме того, в соответствии с указанием Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 г. № 215-1 при определенных условиях право на бесплатное получение квартиры, отопление и освещение было также предоставлено и учителям сельских школ, проживавшим в близлежащих городах.

Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (п/п «б» п. 6 Постановления. Утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26 июня 2015 г. №634).

Распоряжением Совета Министров СССР от 23 мая 1984 г. № 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.

Данное право педагогов-пенсионеров было подтверждено Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437, от 24 января 1985 года № 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 были утверждены разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».

В подпункте «а» пункта 1, в частности, указывалось, что право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности учителями, если общий стаж работы в сельских общеобразовательных школах, составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

В соответствии с ч. 3 п. 1 Постановления это право сохраняется также и за указанными работниками, если они, работая в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах или других населенных пунктах и на момент выхода на пенсию пользовались бесплатными квартирами с отоплением и освещением.

Согласно п. 2 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами их семей при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.

При этом в силу п. 4 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в пункте 1, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким - либо причинам не воспользовались этим правом.

В соответствии со ст. 59 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно Основам жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

На основании ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 г. № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.

Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 13 января 1996 г.), было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ введено понятие - «меры социальной поддержки», норма была дополнена положением о том, что «размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации». Данным законом не предполагалась отмена льготы, гарантированной ст. 55 Закона «Об образовании» для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию и имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ норма абзаца третьего п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

Положениями действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В Белгородской области педагогические работники пользуются мерами социальной поддержки, установленными Законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215 «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области».

Из ст. 1 Закона № 215, следует, что в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» настоящий закон устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населённых пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки). Положения указанного закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки (педагогические работники, вышедшие на пенсию).

Как установлено судом и следует из материалов дела (трудовой книжки) и ответчиком признается, что Серикова Н.Г. с 15 августа 1978 г. по 3 апреля 1980 г. работала воспитателем группы продленного дня в Шараповской восьмилетней школе Новооскольского района, с 3 сентября 1980 г. по 30 августа 1982 г. работала учителем химии и географии в Прилепской восьмилетней школе Красногвардейского района, с 30 августа 1982 г. работала в Засосенкой восьмилетней школе учителем начальных классов. 1 сентября 2006 г. назначена на должность учителя начальных классов в МОУ «Засосенская средняя общеобразовательная школа», которая с 1 октября 2007 г. переименована в МОУ «Засосенская общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко». 31 августа 2019 г. истица была уволена на основании п.3 ст. 77 Трудового кодекса РФ.

В период осуществления педагогической деятельности Серикова Н.Г. до 1992 г. проживала в с. Засосна, <данные изъяты> Красногвардейского района Белгородской области. С 1992 г. зарегистрирована и проживает по настоящее время по адресу: г. Бирюч (до 2005 г. п. Красногвардейское) ул. <данные изъяты> района Белгородской области.

Согласно пенсионному удостоверению № с 21 августа 2004 г. истице была назначена досрочная страховая пенсия по старости, однако она продолжила работу в сельской школе.

На основании постановления Белгородской областной Думы от 24 марта 2005 г. № 40-14-111 с учетом решения одиннадцатой внеочередной сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 10 февраля 2015 г. №5 статус поселка Красногвардейское изменен на статус города местного значения – город Красногвардейское. В соответствии с Федеральным законом от 30 января 2007 г. №7-ФЗ город Красногвардейское переименован в город Бирюч Красногвардейского района Белгородской области.

Ответчиком признается, что, проживая в квартире в п. Красногвардейское, примыкающем непосредственно к с. Засосна и имея 10-летний стаж педагогической работы в сельской школе, Серикова Н.Г. приобрела право на получение мер социальной поддержки и фактически их получала, в том числе после изменения статуса населенного пункта, в котором она проживала (с 2005 г. по 2008 г.). При этом с 2004 г. истица являлась получателем досрочной пенсии по выслуге лет и продолжала работать учителем в школе до 31 августа 2019 г..

Предоставление льгот педагогическим работникам регулировались Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. № 246, указаниями Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 г. № 215-1, Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255, утратившим силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 г., Постановлением Совета Министров СССР № 1003р от 23 мая 1984 г., Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22, ст. 55 ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, ст. 51 Социального Кодекса Белгородской области, а также принятым на его основе постановлением главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 г. «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района».

Согласно постановлению главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 г. «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района», принятому в целях упорядочения мер по обеспечению социальных гарантий работников бюджетной сферы, работающих в сельской местности и в соответствии с постановлением областной Думы «О социальном кодексе Белгородской области», а также с действующим законодательством о местном самоуправлении, правом на предоставление мер социальной защиты обладали работники муниципальных учреждений, имеющих высшее или среднее специальное образование, в том, числе педагогические работники образовательных учреждений, а также лица, которые после назначения пенсии (независимо от вида пенсии) прекратили трудовую деятельность, стаж которых в сельской местности по вышеуказанным специальностям составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались этими льготами. Меры социальной поддержки предоставлялись за жилое помещение, отопление и освещение. Данное постановление сохраняло свое действие и применялось до принятия Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. № 215, что подтвердили в судебном заседании и представители ответчика.

Постановлением сороковой сессии Красногвардейского районного совета депутатов третьего созыва Белгородской области от 24 июля 2007 г. № 4 в целях социальной защиты работников муниципальных учреждений бюджетной сферы г. Бирюча в связи с изменением статуса п. Красногвардейское на город Бирюч, в соответствии с ФЗ РФ от 30 января 2007 г. № 7-ФЗ «О переименовании города Красногвардейское Красногвардейского района в город Бирюч» и постановлением Белгородской областной Думы от 24 марта 2005 г. № 40-14-111 «Об изменении статуса и переименовании поселка Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области» за работниками муниципальных учреждений проживающих и (или) работающих в г. Бирюче, имеющих высшее или среднее специальное образование, было оставлено право на предоставление мер социальной защиты, в том числе и для педагогических работников образовательных учреждений и определено продолжить предоставление мер социальной поддержки в виде оплаты за жилое помещение, отопление и освещение.

На основании п. 1 ст. 51 Социального кодекса Белгородской области правом на предоставление мер социальной поддержки обладают педагогические работники муниципальных и областных учреждений, проживающих и (или) работающих в сельской местности и имеющих высшее или среднее специальное образование, или обучающиеся по заочной форме обучения по специальности.

Право на предоставление мер социальной защиты имеют также педагогические работники, которые после назначения пенсии (независимо от вида пенсии) прекратили трудовую деятельность, стаж работы которых в сельской местности составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались мерами социальной защиты, предусмотренными настоящей главой (п. 2 ст. 51 Социального кодекса).

Исходя из содержания п. 1 ст. 51 Социального кодекса Белгородской области достаточным условием предоставления мер социальной поддержки педагогам является проживание или работа в сельской местности.

Разъяснениями «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)», утвержденными Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22, которое было принято во исполнение Постановления СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255, предусматривалось сохранение за педагогическими работниками-пенсионерами, работавшими в сельской местности не менее 10 лет, права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если они пользовались этими льготами, а также, если проживали в близлежащих городах. При этом не имело значения, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу (подпункт «а» пункта 1, ч. 3 п. 1, п. 4 Постановления). Кроме того, в п. 2 Постановления прямо указано о сохранении такого права и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город, что имело место в отношении Сериковой Н.Г..

С принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании 19 июля 1973 г., Закона РСФСР от 2 августа 1974 г. «О народном образовании», закрепивших право работников народного образования пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 г., Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г., предусмотревших предоставление такой же льготы специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, вне населенных пунктов, в рабочих и иных поселках, нормативные правовые акты, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим в близлежащих городах, и условий сохранения за ними этих льгот при выходе на пенсию, не были отменены либо изменены.

Об этом свидетельствует содержание абзаца третьего пункта 1 разъяснений Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. №5/12-22, вновь подтвердившего, что такое право сохраняется за педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельских общеобразовательных школах составляет не менее 10 лет, если они, работая в школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах или других населенных пунктах и на момент выхода на пенсию пользовались указанными льготами.

В соответствии со ст. 4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 г. №263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» положения указанных нормативных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, они продолжали действовать на момент возникновения у истицы права на получение мер социальной поддержки и не противоречили Закону «Об образовании», что опровергает доводы ответчиков.

В частности, Постановление от 4 мая 1971 г. № 255 утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 года. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 принималось в его исполнение. Последующие изменения, которые вносились в Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 г., принятие Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ не могут лишить истицу ранее приобретённого права.

Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 10 июля 1992 г. в первоначальной редакции непосредственно не закреплял право педагогических работников сельских образовательных учреждений на жилищно-коммунальные льготы. В п. 9 ст. 55 Закона предусматривалось лишь, что на педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления, распространяются льготы, установленные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.

Соответствующая норма (абз. 3 п. 5 ст. 55) была включена в названный Закон лишь в 1996 году. Она предусматривала, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Дополнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ), не принесло каких-либо изменений в порядок реализации этой меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников.

Из п. 2 ст. 153 Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. следует, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение уровня социальной поддержки педагогических работников, а также перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.

Положениями ч. 8 ст. 47 действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

В Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О указывалось, что разъяснение Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 5/12-22, от 2 апреля 2009 г. №553-О-П не утратило своей юридической силы, а суду следует устанавливать, предоставлялась ли льгота фактически.

В Определении от 2 апреля 2009 г. №553-О-П Конституционный Суд РФ также сделал вывод о том, что Постановление СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255 и Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22, регулирующие предоставление льгот по оплате коммунальных услуг пенсионерам – бывшим педагогическим работникам сохраняли свою силу и применялись после принятия Закона «Об образовании», в том числе с учетом изменений от 22 августа 2004 г..

Из положений нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности Сериковой Н.Г. и возникновения права на пенсию (2004 год), следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось педагогическим работникам, имеющим стаж работы в образовательном учреждении в сельской местности не менее 10 лет. Это право сохранялось и после прекращения трудовых отношений при наличии необходимого стажа и пользования льготой на момент выхода на пенсию. При этом в силу п. 4 Постановления от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 независимо от того, воспользовались ли они этим правом.

При этом Серикова Н.Г., проработав в сельской школе более 10 лет (с 1982 г.), пользовалась жилищно-коммунальными льготами как до, так и после внесения изменений в Закон, что свидетельствует о применении положений нормативных актов Союза СССР, в том числе Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. № 154/12-22 и сохраняли его действия после внесения изменений в Закон «Об образовании», что опровергает доводы ответчиков об отсутствии у истицы права на меры социальной поддержки в связи с приоритетом Закона «Об образовании», как нормативного акта большей юридической силы. После изменения статуса населённого пункта – поселка Красногвардейское на город (в 2005 г.) вплоть до июля 2008 г., т.е. достаточно длительное время истица пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг.

Несмотря на это, в нарушении приобретенного права, с июля 2008 г. после принятия Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 г., предоставление истице мер социальной поддержки было прекращено, на том основании, что она проживает в городе Бирюч.

Круг лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, был определен в ст. ст. 1 и 3 Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области».

В первоначальной редакции ст. 1 Закона № 215 предусматривалось, что в соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» он устанавливал размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области (меры социальной поддержки).

Положения настоящего закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки (ч. 2 ст. 1).

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 215 расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, возмещаются лицам, указанным в статье первой настоящего закона, проживающим на территории Белгородской области и работающим (работавшим) в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), т.е. обязательного условия о проживании педагогов в сельской местности статьи 1 и 3 Закона не содержали. Условия были: проживание в Белгородской области и работа в образовательных учреждениях в сельской местности (поселках), что имело место и в отношении истицы Сериковой Н.Г..

Согласно ст. 14 Закона № 215 он вступал в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 г.. На этот момент истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки и получала их фактически.

Изменения в ст. ст. 1 и 3 Закона №215, конкретизировавшие условия предоставления мер социальной поддержки (работа и проживание в сельской местности и в поселках) были внесены лишь Законом от 3 октября 2013 г. №227.

В свою очередь ст. 55 Закона «Об образовании» №3266-1 в редакции Закона от 22 августа 2004 г. предусматривала, что «педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации», т.е. норма права носила отсылочный характер.

В ст. 1 и ст. 3, действующей редакции Закона №215 указано, что в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» он устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки).

Положения настоящего закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки (педагогические работники, вышедшие на пенсию).

Виды и размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, изложены в ст. 2 Закона №215.

На основании ст. 2 Закона №215 лица, указанные в ст. 1 Закона, имеют право на возмещение расходов: 1) за пользование жилым помещением (наем); 2) содержание и ремонт жилого помещения; 3) отопление в домах с центральным отоплением, в том числе за газ и твердое топливо, в размере годовой потребности в случае использования поквартирных водонагревателей и малометражных отопительных котлов на газовом и твердом топливе; 4) приобретение твердого топлива в размере годовой потребности в домах, не имеющих центрального отопления; 5) электроэнергию, расходуемую на освещение жилого помещения.

Серикова Н.Г. проживает в двухквартирном доме, согласно представленным квитанциям ею производится оплата коммунальных услуг: отопление, освещение, однако указанные расходы не компенсируются.

С июля 2008 г. ответчик не предоставляет Сериковой Н.Г. меры социальной поддержки.

Из ответов Управления образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» от 18 октября 2019 г. и от 5 ноября 2019 г. видно, что истица обращалась к нему с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, однако ей было отказано со ссылкой, что в настоящее время она проживает в городе Бирюч и согласно Закону №215 таким правом не обладает, после чего обратилась с иском в суд.

Однако, судом установлено, что на момент принятия Закона №215 истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки, фактически ими пользовалась и последующее лишение ее такого права противоречит положениям Конституции РФ.

Конституционной Суд Российской Федерации неоднократно и последовательно высказывал правовую позицию в своих решениях и постановлениях о том, что при изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта Российской Федерации. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации (постановления от 24 мая 2001 года №8-П, от 29 января 2004 г. №2-П, от 2 апреля 2009 г. №553-О-П, от 20 апреля 2010 г. №9-П, от 27 марта 2012 г. №8 -П, от 1 июля 2015 г. №18-П, от 16 июля 2015 г. №1655-О, от 27 марта 2018 г. №13-П и др.).

Согласно определениям от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О, № 959-О-О, от 2 апреля 2009 года №553-О-П, предметом рассмотрения Конституционного суда РФ были непосредственно нормативные акты субъектов РФ, касающихся прав педагогов-пенсионеров на получение мер социальной поддержки, соотношение с положениями ст. 55 Закона «Об образовании». В них содержится вывод о том, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.

Как следует из п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» в редакции, действующей на момент возникновения у истицы права на пенсию, предусматривалось право педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Определении от 4 декабря 2007 г. № 959-О-О дополнение абз. 3 п.5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, не внесло каких-либо изменений в порядок реализации этой меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников. Из данного положения, как и иных норм Федерального закона № 122-ФЗ, а также других федеральных законов не следует, что законодатель передал субъектам Российской Федерации полномочие по определению условий приобретения педагогическими работниками образовательных учреждений права на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением и что субъект Российской Федерации при принятии соответствующих законодательных актов вправе сужать круг педагогических работников, пользующихся правом на данную меру социальной поддержки.

В соответствии со ст. 5 Закона №215 полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, последним местом работы которых была муниципальная образовательная организация, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов. В свою очередь функции по реализации данных мер социальной поддержки возложены на Управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», что ответчиками не оспаривается.

На основании ст. 8 Закона№215 финансирование расходов, связанных с исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета.

Согласно информации начальника управления образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» от 28 декабря 2019 г. о порядке компенсации расходов на оплату мер социальной поддержки при получении документов, предоставляемых в образовательную организацию, в 10-дневный срок управление образования принимает решение о возмещение расходов на оплату жилого помещения, отопление и освещение. Специалист управления образования производит расчет сумм, в соответствии с которым формируется сводная заявка, которая направляется в Департамент образования Белгородской области, которая в свою очередь формирует сводную заявку и передает ее в Департамент финансов и бюджетной политики, который осуществляет финансирование расходов за счет средств областного бюджета.

Утверждения Департамента образования Белгородской области о том, что он ненадлежащий ответчик неубедительны, поскольку он является главным распорядителем бюджетных средств выделяемых на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, что подтверждается ст. 10 Закона №215, приложением к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств, в которой именно он указан главным распорядителем денежных средств.

В соответствии со ст. ст. 6, 158 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ, ст. 58 Закона Белгородской области от 16 ноября 2007 г. № 162 именно главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, выступать в суде от имени субъекта.

На момент преобразования посёлка Красногвардейское в город Серикова Н.Г. уже являлась пенсионером, имела необходимый 10-летний стаж работы в сельской школе, получала меры социальной поддержки, в связи с чем она не может быть лишена данного права, исходя из законодательства субъекта, поскольку федеральные нормативные акты предоставляли ей такое право. Объем предоставляемых мер социальной поддержки согласуется с положениями Закона Белгородской области от 21 июля 2008 г. №215.

В соответствии с положениями ст.12 ГК РФ, разъяснениями Конституционного Суда РФ восстановление нарушенного права истицы осуществляется в судебном порядке путем его признания и возложения обязанности по предоставлению мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, имеющему 10 летний стаж работы в сельской школе.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Сериковой Н.Г. удовлетворить.

Признать за Сериковой Н.Г. право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения (отопления и освещения.

Обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» осуществлять Сериковой Н.Г. меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Белгородской области от 21 июля 2008 г. № 215.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд Белгородской области.

Председательствующий судья Максимова С.А.

Решение