Дело №2-10/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 марта 2020 года г. Бирюч
Красногвардейский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Никулиной Т.В.
при секретаре Винниковой Л.В.
с участием истицы Мурашко Р.В., представителя ответчика Власовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мурашко Р.В. к управлению образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» и Департаменту образования Белгородской области о признании права на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление и освещение и обязании предоставления мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л:
Мурашко Р.В., <данные изъяты> года рождения, проживающая с 1979 года в г. Бирюч Красногвардейского района (до 2005 года - п. Красногвардейское), с 1982 до 2016 года осуществляла педагогическую деятельность в сельской местности – МБОУ «Засосенская СОШ», расположенном в селе Засосна, примыкающем к г. Бирюч. По состоянию на 16.02.2016 ее стаж работы в сельской школе составляет 34 года. С 2007 года Мурашко Р.В. является получателем досрочной страховой пенсии по старости. На момент назначения пенсии ее стаж работы в сельской школе составлял более 10 лет. Проживая в квартире, Мурашко Р.В. пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг, в том числе и после изменения статуса населенного пункта. С принятием Закона Белгородской области №215 от 21.07.2008 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области" выплаты прекращены.
Дело инициировано иском Мурашко Р.В., в котором она с учетом уточнений исковых требований просила признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения как педагогу-пенсионеру, обязать управление образования администрации Красногвардейского района осуществлять ей компенсационные выплаты за жилое помещение, отопление и освещение, предусмотренные Законом Белгородской области от 21 июля 2008 года №215.
Сослалась на то, что имея необходимый 10-летний стаж педагогической работы в сельской школе, и являясь получателем досрочной страховой пенсии по старости, до принятия Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215 пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг (жилое помещение, свет, отопление). После принятия данного закона ее вычеркнули из списков на получение мер социальной поддержки, поскольку она является жителем города «Бирюч» (ранее поселка Красногвардейское). Считает, что было нарушено ее право на льготы, поскольку она его приобрела по ранее действовавшему законодательству. Порядок реализации права педагогических работников сельской местности на жилую площадь с отоплением и освещением был предусмотрен Постановлениями СМ СССР от 10.02.1948 №248, от 4.05.1971 №255, которые в силу ст. 4 Закона РСФСР «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» являются действующими. В соответствии со ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования не мог быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Аналогичные положения содержатся также в ст.8 Федерального закона «О введении в действие жилищного кодекса РФ» от 29.12.2004 №189-ФЗ, Определении Конституционного Суда РФ от 4.12.2007 №958-О-О разъясняющих, что не допускается снижение субъектом РФ объема мер социальной поддержки, установленных федеральными нормативными актами, ограничение круга педагогических работников на их получение.
В судебном заседании Мурашко Р.В. поддержала уточнённые исковые требования и дала объяснения, соответствующие тексту искового заявления. Пояснила, что проживает в многоквартирном доме в г. Бирюч (до 2005 года п.г.т. Красногвардейское), примыкающем к с. Засосна, где работала учителем. При наличии 10-летнего педагогического стажа работы в сельской школе и являясь получателем пенсии, до 1.07.2008 пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг, в том числе и на момент преобразования поселка в город и назначения пенсии, т.е. приобрела такое право. Выплаты производились на основании предъявления платежных документов по месту работы, которые передавались в управление образования. После принятия Закона Белгородской области №215 выплаты прекратили. С 16.02.2016 не осуществляет трудовую деятельность, размер пенсии незначительный, в связи с чем обратилась в управление образования по вопросу предоставления мер социальной поддержки. В октябре и ноябре 2019 года управлением образования ей даны разъяснения, что она не входит в перечень лиц, которые могут пользоваться льготами, поскольку проживает в городе Бирюч, а не в сельской местности или поселке городского типа, с чем она не согласна, так как ранее приобрела право на получение мер социальной поддержки и пользовалась ими фактически.
Представители управления образования администрации Красногвардейского района Власова Н.А. и Говоров С.В. (в судебном заседании от 29.01.2020) иск не признали. Мотивировали тем, что Закон Белгородской области от 21.07.2008 №215 предоставляет право на получение мер социальной поддержки для педагогов и педагогов-пенсионеров, проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа. Именно он определил круг лиц, имеющих право на льготы (ст. 1 Закона №215). Компенсационные выплаты производятся по трем видам платежей: освещение, отопление, за жилое помещение на основании квитанций, которые педагоги предоставляют по месту работы. Они передаются в управление образования, которое принимает решение о выплате и формирует сводную заявку в Департамент образования, являющийся ответственным органом за осуществление компенсационных выплат, а он в свою очередь - в Департамент финансов и бюджетной политики, через Управление федерального казначейства по Белгородской области денежные средства поступают на счета управления образования, а затем производятся перечисления на счета получателей. Истица проживает в городе, поэтому не входит в перечень лиц, указанных в Законе №215.
Федеральный закон «Об образовании» не предусматривает право на льготы для учителей-пенсионеров. Ст. 47 данного Закона носит отсылочный характер, определяя, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет их бюджетных ассигнований. Выплаты производились и производятся за счет средств субъекта, так как своих денежных средств муниципальный бюджет не имеет. После изменения статуса п. Красногвардейское на город выплаты осуществлялись на основании постановления главы района от 31.12.2004 №945 и Социального кодекса Белгородский области. Норм права, которые бы предусматривали предоставление компенсации расходов на освещение, отопление и содержание жилья педагогическим работникам, проживающим в городах, а также условия сохранения за ними права на компенсационную выплату при переходе на пенсию, ни Федеральный закон «Об образовании» №273-ФЗ, ни ранее действовавший закон «Об образовании» №3266-1 не содержат. Закон «Об образовании» имеет приоритет перед другими нормативными актами. Управление образования не имеет оснований производить выплаты истице, поскольку Закон Белгородской области от 21.07.2008 №215 такого права не предусматривал в связи с проживанием истицы в городе. При этом признали, что, имея десятилетний стаж педагогической деятельности в сельской школе, являясь пенсионером, истица пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг вплоть до принятия Закона №215, в том числе и после изменения статуса п. Красногвардейское на г. Бирюч, который примыкает к с. Засосна.
Представитель Департамента образования Белгородской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на иск возражал против его удовлетворения.
Сослался на то, что действующий Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ (ст. 47) предусматривает льготы на оплату жилых помещений педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и поселках городского типа в размере, условиях и порядке, предусмотренном законодательством субъекта и обеспечивается за счет субъекта, который вправе предусмотреть специальные условия (размер, порядок, условия), учитывая свои финансовые возможности и иные факторы.
В Белгородской области вопрос предоставления мер социальной поддержки педагогам урегулирован Законом от 21.07.2008 №215, согласно которому, чтобы пользоваться льготами необходимо иметь не менее 10 лет педагогического стажа в сельской местности и проживать в сельской местности или поселке городского типа. По смыслу ст. 47 Федерального закона №273-ФЗ, ст. 55 ранее действовавшего Закона «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1, меры социальной поддержки предоставляются только педагогам, работающим в сельской местности и поселках городского типа. Каких-либо норм, регламентирующих аналогичное право для педагогов, проживающих в городах, ни Закон «Об образовании», ни иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты органов исполнительной власти, в том числе Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", не содержат. Данное постановление в рамках исключительного случая указывает на сохранение права на льготы педагогам, проживавшим в малых городах, в связи с непредоставлением им бесплатного жилья в сельской местности. Определение Конституционного Суда от 4.12.2007 №958-О-О, на которое ссылается истица, не подтверждает ее доводы, поскольку содержит позицию Конституционного Суда применительно к п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1, как не противоречащего Конституции Российский Федерации. Поскольку Мурашко Р.В. в настоящее время проживает в городе, к ней не могут быть применены положения Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215.
Кроме того, Департамент образования не может являться соответчиком по делу, поскольку в силу ст. 5 Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215 полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки наделены органы местного самоуправления. В свою очередь администрация Красногвардейского района наделила соответствующими полномочиями управление образования.
Представитель Департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области (3-е лицо) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении иска отказать. В отзыве на иск указал, что Закон Белгородской области от 21.07.2008 №215 принят в соответствии со ст. 47 Федерального Закона «Об образовании» №273-ФЗ и устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией прав педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа на оплату жилых помещений, отопления и освещения. В соответствии со ст. 5 Закона №215 органы местного самоуправления обладают полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки за счет средств областного бюджета, также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, последним местом работы которых была муниципальная образовательная организация. Кроме того, ст. 51 Социального кодекса Белгородской области предусмотрено, что правом на предоставление мер социальной защиты обладают педагогические работники муниципальных и областных учреждений, проживающих и (или) работающих в сельской местности и имеющих высшее или среднее специальное образование, или обучающиеся по заочной форме обучения по специальности. Истица вправе оспаривать защиту нарушенных прав путем предъявления административного иска в порядке КАС РФ.
Представитель администрации Красногвардейского района (3-е лицо) в судебное заседании не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве на иск возражал против его удовлетворения. Мотивировал тем, что круг субъектов, наделенных правом на получение мер социальной поддержки, определен Законом Белгородской области от 21.07.2008 №215. Это педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках, а также педагогические работники, прекратившие трудовую деятельность после назначения пенсии со стажем педагогической работы не менее 10 лет в сельских образовательных учреждениях. Финансирование расходов осуществляется за счет средств субъекта. Субъект вправе на своем уровне и за счет своих средств устанавливать меры социальной поддержки в отношении бывших педагогических работников. В соответствии со ст. 5 Закона №215 органы местного самоуправления наделяются полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогов-пенсионеров, последним местом работы которых была муниципальная образовательная организация. При этом администрация муниципального района «Красногвардейский район» не определяет категории получателей, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки педагогических работников. Норм права, которые бы предусматривали предоставление льгот педагогическим работникам сельских образовательных организаций, проживающим в городах, а также сохранение за ними права при переходе на пенсию, не содержит ни Федеральный закон №273-ФЗ (ст. 47), ни иные нормативные акты. Выплаты компенсационных расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим в городе Бирюч, в том числе Мурашко Р.В., были прекращены после вступления в силу положений Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215, а управление образования администрации Красногвардейского района не может нарушать региональное законодательство и выплачивать меры социальной поддержки.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 2 и ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (ст. ст. 7 и 39). В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55). В соответствии с п. «б», «е» и «ж» ч. 1 ст.72 Конституции защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, вопросы образования, жилищное законодательство являются предметами совместного ведения Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации, которые призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции такие законы и подзаконные акты, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Право педагогических работников образовательных учреждений, работающих в сельских образовательных организациях, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением предусматривалось федеральным законодательством и было закреплено в следующих нормативно-правовых актах.
Первоначально оно было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от 3.02.2020 №80) с учетом распоряжения Совмина СССР от 24.07.1949 N 11433р.
Пункт 1 данного Постановления от 10 февраля 1948 г. обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.
В соответствии с указанием Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 года N 215-1 при определенных условиях право на бесплатное получение квартиры, отопление и освещение было также предоставлено и учителям сельских школ, проживавшим в близлежащих городах.
Постановлением Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (утратило силу на основании Постановления Правительства РФ от 26.06.2015 № 634), предусматривалось, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохранялось за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (п/п «б» п. 6 Постановления).
Распоряжением Совета Министров СССР от 23.05.1984 г. N 1003р указанная мера социальной поддержки была распространена на перешедших на пенсию педагогических работников общеобразовательных школ всех типов, расположенных в поселках городского типа (рабочих поселках), и на проживающих с ними членов их семей.
Право педагогов-пенсионеров на бесплатное жилое помещение, отопление и освещение было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года N 437, от 24 января 1985 года N 85 и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 были утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
В подпункте «а» пункта 1, в частности, указывалось, что право на бесплатные квартиры (независимо от размера жилой площади) с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности учителями, если общий стаж работы в сельских общеобразовательных школах, составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.
Согласно ч. 3 п. 1 Постановления это право сохраняется также и за указанными работниками, если они, работая в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах или других населенных пунктах и на момент выхода на пенсию пользовались бесплатными квартирами с отоплением и освещением.
В соответствии с п. 2 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за пенсионерами и проживающими совместно с ними членами их семей при преобразовании сельского населенного пункта в поселок городского типа (рабочий поселок) и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город.
При этом в силу п. 4 Постановления право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за работниками, указанными в пункте 1, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким - либо причинам не воспользовались этим правом.
Согласно ст. 59 ЖК РСФСР от 24.06.1983, действовавшего до 1.03.2005, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик перечни категорий специалистов, обеспечиваемых таким помещением, и порядок предоставления им жилых помещений устанавливаются Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.
Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" акты органов СССР, изданные до принятия настоящего Закона, действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР.
Абзацем 3 п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в ред. от 13.01.1996), было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ введено понятие - «меры социальной поддержки», норма была дополнена положением о том, что «размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации». Данным законом не предполагалась отмена льготы, гарантированной ст. 55 Закона "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию и имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ норма абзаца третьего п.5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Изменение формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.
При этом согласно ст. 3 Федерального закона от 29.12.2010 г. N 439-ФЗ нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего п. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Положениями действующего Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
В Белгородской области педагогические работники пользуются мерами социальной поддержки, установленными Законом Белгородской области от 21.07.2008 №215 "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области".
В ст.1 Закона №215 указано, что в соответствии со ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" данный закон устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки).
Положения настоящего закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки (педагогические работники, вышедшие на пенсию).
Трудовой книжкой истицы подтверждается и ответчиком признается, что со 2.02.1982 Мурашко Р.В. работала воспитателем, а с 1.09.1992 - учителем в сельской школе – Засосенской 8-ней школе, в последующем - в Засосенской основной общеобразовательной школе, переименованной в МБОУ «Засосенская общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.Л. Яценко».
С 1979 года истица проживала <данные изъяты> в п. Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области.
На основании постановления Белгородской областной Думы от 24 марта 2005 года № 40-14-III с учетом решения одиннадцатой внеочередной сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 10.02.2015 №5 статус поселка Красногвардейское Красногвардейского района был изменен на статус города местного значения – город Красногвардейское.
В соответствии с Федеральным законом от 30 января 2007 года №7-ФЗ город Красногвардейское Красногвардейского района Белгородской области переименован в город Бирюч.
Согласно пенсионному удостоверению № истице Мурашко Р.В. была назначена досрочная страховая пенсия по старости с 26.10.2007, однако она продолжила работу в сельской школе. Ответчиком признается, что, проживая в квартире в п. Красногвардейское, примыкающем непосредственно к селу Засосна и имея 10-летний стаж педагогической работы в сельской школе, истица приобрела право на получение мер социальной поддержки и фактически их получала, в том числе после изменения статуса населенного пункта, в котором она проживала (с 2005 по 2008 год).
Льготы предоставлялись в бесспорном порядке на основании Постановления Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N 246, указания Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 года N 215-1 Постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 г. № 255, которое утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 года, Постановления Совета Министров СССР № 1003 от 23 мая 1984 г., Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, ст. 55 ФЗ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1, ст. 51 Социального Кодекса Белгородской области от 28.12.2004, а также принятого на его основе постановления главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 года «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района».
Согласно п. 1 ст. 51 Социального кодекса Белгородской области правом на предоставление мер социальной поддержки обладают педагогические работники муниципальных и областных учреждений, проживающих и (или) работающих в сельской местности и имеющих высшее или среднее специальное образование, или обучающиеся по заочной форме обучения по специальности.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Социального кодекса право на предоставление мер социальной защиты имеют также педагогические работники, которые после назначения пенсии (независимо от вида пенсии) прекратили трудовую деятельность, стаж работы которых в сельской местности составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались мерами социальной защиты, предусмотренными настоящей главой.
Исходя из формулировки п. 1 ст. 51 Социального кодекса Белгородской области достаточным условием предоставления мер социальной поддержки педагогам является проживание или работа в сельской местности.
В постановлении главы Красногвардейского района Белгородской области № 945 от 31 декабря 2004 года «О социальных гарантиях работников бюджетной сферы Красногвардейского района», принятом в соответствии с постановлением областной Думы «О социальном кодексе Белгородской области», указано, что правом на предоставление мер социальной поддержки обладают, в частности, педагогические работники муниципальных учреждений, имеющие высшее или среднее специальное образование. Согласно пункту 3 Постановления право на предоставление мер социальной поддержки сохранялось также за педагогическими работниками, которые после назначения пенсии (независимо от вида) прекратили свою трудовую деятельность, если их стаж работы в сельской местности составляет не менее 10 лет при условии, что на момент прекращения трудовой деятельности они пользовались этими льготами. Меры социальной поддержки предоставлялись за жилое помещение, отопление и освещение. Данное постановление сохраняло свое действие и применялось до принятия Закона Белгородской области от 21.07.2008 №215, в том числе в отношении истицы, что подтвердили в судебном заседании представители ответчика.
Постановлением сороковой сессии Красногвардейского районного совета депутатов от 24.07.2007 №4 «О мерах социальной защиты отдельных работников муниципальных учреждений, проживающих и (или) работающих в г. Бирюч», принятом в связи с изменением статуса п. Красногвардейское на город Бирюч, в целях социальной защиты работников муниципальных учреждений бюджетной сферы, за ними, в том числе за педагогическими работниками, проживающими и (или) работающими в г. Бирюч, были оставлены меры социальной поддержки (за жилое помещение, отопление и освещение).
Исходя из положений Конституции Российской Федерации и разъяснений Конституционного Суда РФ, меры социальной поддержки, предоставляемые в соответствии с законодательством субъекта, не должны были снижать объем приобретённых прав в соответствии с федеральным законодательством.
В разъяснениях "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, принятым во исполнение Постановления СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255, предусматривалось сохранение за педагогическими работниками-пенсионерами, работавшими в сельской местности не менее 10 лет, права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если они пользовались этими льготами, а также, если проживали в близлежащих городах. При этом не имело значения, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу (подпункт «а» пункта 1, ч. 3 п. 1, п. 4 Постановления).
Кроме того, в п. 2 данного Постановления прямо указано о сохранении такого права и в случаях преобразования сельского населенного пункта и поселка городского типа (рабочего поселка) в город, что имело место в отношении Мурашко Р.В.
С принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании 19.07.1973, Закона РСФСР от 2.08.1974 "О народном образовании", закрепивших право работников народного образования пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24.06.1981, Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983, предусмотревших предоставление такой же льготы специалистам, работающим и проживающим в сельской местности, вне населенных пунктов, в рабочих и иных поселках, нормативные правовые акты, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим в близлежащих городах, и условий сохранения за ними этих льгот при выходе на пенсию, не были отменены либо изменены.
Об этом свидетельствует содержание абзаца третьего пункта 1, пункта 2 Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 5/12-22, вновь подтвердившего, что такое право сохраняется за педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельских общеобразовательных школах составляет не менее 10 лет, если они, работая в школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах или других населенных пунктах и на момент выхода на пенсию пользовались указанными льготами. Таким образом, педагоги сельских школ и педагоги этих школ, проживавшие в близлежащих городах, относились к одной категории лиц, за которыми при наличии 10-летнего стажа при переходе на пенсию сохранялись жилищно-коммунальные льготы.
В силу ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 N 263-1 "О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР" положения указанных нормативных актов, касающиеся предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, вышедшим на пенсию, сохраняли свое действие и применялись после принятия Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10.07.1992 г. N 3266-1. Они не противоречили Закону «Об образовании», не были признаны утратившими силу и продолжали действовать на момент возникновения у истицы права на получение мер социальной поддержки, что опровергает доводы ответчиков.
В частности, Постановление от 4 мая 1971 г. № 255 утратило силу лишь с принятием постановления СМ РФ 26 июня 2015 года. Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 принималось в его исполнение и не отменялось. Последующие изменения, которые вносились в Закон «Об образовании» от 10.07.1992, принятие нового Закона «Об образовании» от 29.12.2012 не должны лишать истицу ранее приобретённого права.
Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 в первоначальной редакции непосредственно не закреплял право педагогических работников сельских образовательных учреждений на жилищно-коммунальные льготы. В п. 9 ст. 55 Закона предусматривалось, что на педагогических работников образовательных учреждений, удаленных от городских центров и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и управления, распространяются льготы, установленные в данной местности для специалистов сельского хозяйства.
Соответствующая норма (абз. 3 п. 5 ст. 55) была включена в названный Закон лишь в 1996 году. Она предусматривала, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Дополнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации (Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации этой меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников.
В пункте 2 ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года указано, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение уровня социальной поддержки педагогических работников, а также перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет.
Положениями ч. 8 ст. 47 действующего Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предоставлены аналогичные меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 958-О-О указывалось, что разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 года N 5/12-22, от 2.04.2009 №553-О-П не утратило своей юридической силы, а суду следует устанавливать, предоставлялась ли эта льгота фактически.
В Определении от 2.04.2009 №553-О-П Конституционный Суд РФ также сделал вывод о том, что Постановление СМ СССР от 4 мая 1971 г. № 255 и Постановление Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22, регулирующие предоставление льгот по оплате коммунальных услуг пенсионерам – бывшим педагогическим работникам, сохраняли свою силу и применялись после принятия Закона «Об образовании», в том числе с учетом изменений от 22.08.2004.
Из положений нормативных правовых актов, действовавших в период педагогической деятельности Мурашко Р.В. и возникновения права на пенсию (2007 год), следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением предоставлялось педагогическим работникам, имеющим стаж работы в образовательном учреждении в сельской местности не менее 10 лет. Это право сохранялось и после прекращения трудовых отношений при наличии необходимого стажа и пользования льготой на момент выхода на пенсию. При этом в силу п. 4 Постановления от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 независимо от того, воспользовались ли они этим правом.
Мурашко Р.В., проработав в сельской школе более 10 лет (с 1982 года), пользовалась жилищно-коммунальными льготами как до, так и после внесения изменений в Закон «Об образовании», что свидетельствует о применении положений нормативных актов Союза СССР, в том числе Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28 мая 1985 г. N 154/12-22 и сохранении его действия после внесения изменений в Закон «Об образовании», тем самым опровергает доводы ответчиков об отсутствии у истицы права на меры социальной поддержки в связи с приоритетом Закона «Об образовании», как нормативного акта большей юридической силы. После изменения статуса населённого пункта – поселка Красногвардейское на город (в 2005 году) вплоть до июля 2008 года, т.е. достаточно длительное время истица также пользовалась льготами по оплате коммунальных услуг.
Несмотря на это, в нарушение приобретенного права, с июля 2008 года после принятия Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 г. «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области» предоставление мер социальной поддержки было прекращено на том основании, что истица проживает в городе Бирюч.
Круг лиц, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, был определен в ст. ст. 1 и 3 Закона Белгородской области № 215 от 21 июля 2008 года.
Согласно первоначальной редакции ст. 1 Закона № 215 в соответствии со ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании" он устанавливал размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области (меры социальной поддержки).
Указано, что положения закона распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), если стаж их педагогической работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), составляет не менее 10 лет и на день назначения пенсии они имели право на указанные меры социальной поддержки (ч. 2 ст. 1).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, возмещаются лицам, указанным в статье первой закона, проживающим на территории Белгородской области и работающим (работавшим) в образовательных учреждениях в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), т.е. обязательного условия о проживании педагогов в сельской местности статьи 1 и 3 Закона не содержали. Необходимые условия: проживание в Белгородской области и работа в образовательных учреждениях в сельской местности (поселках), что имело место и в отношении истицы Мурашко Р.В.
В соответствии со ст. 14 Закона № 215 он вступал в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2008 года. На этот момент истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки и получала их фактически.
Изменения в статьи 1 и 3 Закона №215, конкретизировавшие условия предоставления мер социальной поддержки (работа и проживание в сельской местности и в поселках) были внесены лишь Законом от 3.10.2013 №227.
В свою очередь ст. 55 Закона «Об образовании» №3266-1 (в редакции Закона от 22.8.2004) предусматривала, что «педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации», т.е. норма права носила отсылочный характер.
В действующей редакции Закона №215 (ст.ст. 1 и 3) указано, что он устанавливает размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с реализацией права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Белгородской области, на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (меры социальной поддержки) и его положения распространяются также на педагогических работников, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии при наличии стажа педагогической работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и права на указанные меры социальной поддержки на момент выхода на пенсию.
Виды и размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, изложены в ст. 2 Закона №215.
Согласно ст. 2 Закона, лица, указанные в статье первой, имеют право на возмещение расходов: 1) за пользование жилым помещением (наем); 2) содержание и ремонт жилого помещения; 3) отопление в домах с центральным отоплением, в том числе за газ и твердое топливо, в размере годовой потребности в случае использования поквартирных водонагревателей и малометражных отопительных котлов на газовом и твердом топливе; 4) приобретение твердого топлива в размере годовой потребности в домах, не имеющих центрального отопления; 5) электроэнергию, расходуемую на освещение жилого помещения.
Истица проживает в многоквартирном доме, согласно представленным квитанциям ей производятся начисления, в частности, за содержание жилья, отопление, освещение, однако указанные расходы не компенсируются.
С июля 2008 года ответчик не предоставляет Мурашко Р.В. меры социальной поддержки, что не оспаривается.
Из ответов Управления образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» от 18.10. 2019 и от 5.11.2019 видно, что истица обращалась к нему с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, однако ей было отказано со ссылкой, что в настоящее время она проживает в городе Бирюч и согласно Закону №215 таким правом не обладает, после чего она обратилась с иском в суд.
Судом установлено, что на момент принятия Закона №215 истица уже приобрела право на получение мер социальной поддержки, фактически ими пользовалась и последующее лишение ее такого права противоречит положениям Конституции РФ.
Конституционной Суд Российской Федерации неоднократно и последовательно высказывал правовую позиции в своих решениях и постановлениях о том, что при изменении или отмене ранее установленных мер социальной поддержки законодатель обязан соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает его ответственность за качество принимаемых решений, сохранение присущей природе законодательных актов разумной стабильности правового регулирования, обеспечение надлежащей правовой определенности, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предсказуемость законодательной политики в социальной сфере. В силу указанного принципа, который распространяется не только на права, закрепленные непосредственно в Конституции Российской Федерации, но и на права, приобретаемые на основании закона, наделение законодателя субъекта Российской Федерации полномочием устанавливать и отменять дополнительные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан не означает, что он обладает неограниченной свободой усмотрения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55, 57 Конституции Российской Федерации (постановления от 24 мая 2001 года №8-П, от 29 января 2004 года №2-П, от 2.04.2009 №553-О-П, от 20 апреля 2010 года №9-П, от 27 марта 2012 года №8 -П, от 1 июля 2015 года №18-П, от 16 июля 2015 года №1655-О, от 27.03.2018 №13-П и др.).
При этом, предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, изложенных в Определениях от 4 декабря 2007 года N 958-О-О, N 959-О-О, от 2 апреля 2009 года №553-О-П, были непосредственно нормативные акты субъектов РФ, касающихся прав педагогов-пенсионеров на получение мер социальной поддержки, их соотношение с положениями ст. 55 Закона «Об образовании». В них содержится вывод о том, что субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено нормативными правовыми актами а федеральном уровне.
Пункт 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей на момент возникновения у истицы права на пенсию, предусматривал право педагогических работников образовательных учреждений в сельской местности на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В Определении от 04.12.2007 N 959-О-О Конституционный Суд РФ отметил, что дополнение абз. 3 п.5 ст. 55 Закона "Об образовании" положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам образовательных учреждений права на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, не внесло каких-либо изменений в порядок реализации этой меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников. Из данного положения, как и иных норм Федерального закона N 122-ФЗ, а также других федеральных законов не следует, что законодатель передал субъектам Российской Федерации полномочия по определению условий приобретения педагогическими работниками образовательных учреждений права на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением и что субъект Российской Федерации при принятии соответствующих законодательных актов вправе сужать круг педагогических работников, пользующихся правом на данную меру социальной поддержки.
В соответствии со ст. 5 Закона №215 полномочиями по возмещению расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, последним местом работы которых была муниципальная образовательная организация, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов. В свою очередь функции по реализации данных мер социальной поддержки возложены на Управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район», что ответчиками не оспаривается.
Финансирование расходов, связанных с исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета (ст. 8 Закона).
Согласно информации начальника управления образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» от 28.12.2019 о порядке компенсации расходов на оплату мер социальной поддержки при получении документов, предоставляемых в образовательную организацию, в 10-дневный срок управление образования принимает решение о возмещении расходов на оплату жилого помещения, отопление и освещение. Специалист управления образования производит расчет сумм, в соответствии с которым формируется сводная заявка, она направляется в Департамент образования Белгородской области, который в свою очередь формирует сводную заявку и передает ее в Департамент финансов и бюджетной политики, который осуществляет финансирование расходов за счет средств областного бюджета.
Доводы Департамента образования Белгородской области о том, что он ненадлежащий ответчик неубедительны, поскольку он является главным распорядителем бюджетных средств выделяемых на предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, что подтверждается ст. 10 Закона №215, приложением к выписке из лицевого счета получателя бюджетных средств, в которой именно он указан главным распорядителем денежных средств.
В силу ст. ст. 6, 158 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ, ст. 58 Закона Белгородской области от 16.11.2007 N 162 именно главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, выступать в суде от имени субъекта.
На момент преобразования посёлка Красногвардейское в город Мурашко Р.В. уже являлась пенсионером, имела необходимый 10-летний стаж работы в сельской школе, получала меры социальной поддержки, в связи с чем она не может быть лишена данного права, исходя из законодательства субъекта, поскольку федеральные нормативные акты предоставляли ей такое право. Объем предоставляемых мер социальной поддержки согласуется с положениями Закона Белгородской области от 21.07.2008 №.
В соответствии с требованиями ст. 12 ГК РФ, разъяснениями Конституционного Суда РФ восстановление нарушенного права истицы осуществляется в судебном порядке путем его признания и возложения обязанности по предоставлению мер социальной поддержки как педагогу-пенсионеру, имеющему 10-летний стаж работы в сельской школе.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
р е ш и л:
Иск Мурашко Р.В. удовлетворить.
Признать за Мурашко Р.В. право на предоставление мер социальной поддержки по оплате за жилое помещение, освещение и отопление.
Обязать управление образования администрации муниципального района «Красногвардейский район» предоставить Мурашко Р.В. меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Белгородской области от 21.07.2008 №215.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Красногвардейский районный суд.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2020 года.
Судья
Решение