НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красногорского районного суда (Алтайский край) от 13.10.2023 № 2-115/2023

Дело № 2-115/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Красногорское 13 октября 2023года

Красногорский районный суд Алтайского краяв составе:

председательствующего судьи Горбуновой Е.В.,

при секретаре Савиной Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании суммы недоплаты,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, в котором просит взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю сумму недоплаты страховой части пенсии в размере 260 067 руб. 63 коп.

В обоснование исковых требований указала, что истец является матерью четырех детей: Б. Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С. В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б. Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б. Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2017 году обращалась в ГУ Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Алтайском районе Алтайского края (межрайонное), с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии по старости, с учетом «нестраховых периодов» (периодов ухода за детьми до полутора лет). Период ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет истца составил 6 лет. В 2017 году к получаемой пенсии начислена компенсация за детей в размере (сумма) руб., по уходу за детьми за 6 лет (сумма) руб. Однако, фактически выплата составила (сумма) руб., остальная часть в сумме (сумма) руб. не выплачивалась. Ответчик неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о перерасчете получаемой пенсии, указывая на незаконность действий Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по неправильному начислению страховой части пенсии, до настоящего времени перерасчет ответчиком не произведен. Полагает, в связи с изложенным, размер недополученной пенсии, по расчету истца составляет (сумма)

Истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю в судебное заседание не явился, в возражениях на иск представитель по доверенности ФИО2 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, против иска возражала по доводам. Изложенным в письменном отзыве, указав, что не имеется правовых оснований для удовлетворения искового заявления истца, так как истцом неверно истолкованы нормы действующего законодательства о пенсионном обеспечении.

Суд, на основании ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

Выслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, оценив совокупность представленных суду доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст. 4, ч.1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии со ст.12 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ при исчислении страхового стажа наравне с периодами работы в страховой стаж засчитывается, в том числе период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. При этом предусмотрено, что в случае совпадения по времени периодов работы и периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору пенсионера. В соответствии с ч.1 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ при этом предусмотрено, что в случае совпадения по времени периодов работы и периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору пенсионера.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2002 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой части пенсии по старости определяется:

- величиной расчетного пенсионного капитала, полученного в результате оценки пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002г. (из стажа и заработка до 01.01.2002г.);

- суммой валоризации (повышения расчетного пенсионного капитала) на 10% или на 1% за каждый полный год стажа до 01.01.1991 года;

-суммой страховых взносов, начисленных работодателем за застрахованное лицо, начиная с 01.01.2022 и учтенных на индивидуальном лицевом счете (информация из индивидуального лицевого счета застрахованного лица);

-фиксированного базового размера, который устанавливается в твердой сумме.

К трудовой пенсии по старости устанавливался фиксированный базовый размер (до 01.01.2010 г. – базовая часть), который ежегодно корректируется и утверждается Постановлением Правительства (с 01.01.2017-4805 руб.11 коп.)

В соответствии с п.2 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размере трудовой пенсии при конвертации пенсионных прав застрахованного лица в расчетный пенсионный капитал может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п.3 ст. 30 Федерального закона №173- ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либо в порядке, установленном п.4 ст. 30 Федерального закона №173- ФЗ.

Частью 2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышенияфиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть вторая статьи 23 указанного Федерального закона).

Согласно приведенным положениям пенсионного законодательства, предоставляя гражданам право на обеспечение повышения уровня страховой пенсии в виде перерасчета ее размера, федеральный законодатель связывает возможность его реализации с субъективным правом пенсионера по собственному волеизъявлению обратиться с соответствующим заявлением. Таким образом, перерасчет размера пенсии в сторону увеличения носит заявительный характер.

Из материалов гражданского дела следует и подтверждается пенсионным делом, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости, которая назначена с 31.05.2011 года.

Истец является матерью четверых детей: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С. В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б. Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Б. Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

По заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГБ. Л.М. был произведен перерасчет страховой пенсии с 01.10.2017 с учетом « нестрахового» периода ухода за детьми.

По мнению истца, ответчик производит выплату положенной ей компенсации не в полном объеме, в связи с чем, истцом произведен расчет сумм, подлежащих выплате истцу за период с октября 2017 года по март 2023 года, сумма недоплаченный пенсии составляет (сумма) руб., исходя из того, что размер пенсии ФИО1 должен был составить в (периоды и суммы) долг за 2017 года за три месяца составляет по (сумма)

Из представленных в материалы дела возражений Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю следует, что период ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет у истца ФИО1 составил 6 лет. По заявлению ФИО1 от 28.09.2017 был произведен перерасчет страховой пенсии с 01.10.2017 с учетом «нестрахового» периода ухода за детьми. При перерасчете размера пенсии по заявлению от 28.09.2017 с учетом «нестрахового периода» ухода Управлением ПФР неверно был определен период ухода за ребенком 20.08.1985 года (с 20.08.1985 по 31.12.1986). Размер пенсии в феврале 2022 был пересчитан с учетом периода ухода с 20.08.1985 по 19.02.1987 до достижения ребенком возраста полутора лет, и с 01.10.2017 составил (сумма) руб., истцу в марте 2022 была произведена разовая доплата в сумме (сумма) руб. за период с 01.10.2017 по 28.02.2022. Исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) за периоды ухода за детьми до исполнения ими возраста полутора лет, размер пенсии истца при расчете в феврале 2022 увеличился с 01.10.2017 на (сумма)., общий ИПК увеличился с 35,435 до 49,528.

При этом, за 6 лет ухода за детьми, в том числе в общем размере пенсии начислена сумма (сумма) руб., (из которой 24.3 – коэффициент за 6 лет ухода за детьми (сумма) руб. – стоимость одного пенсионного коэффициента, установленного с 01.04.2017).

С 01.10.2017 ИПК истца не менялся и составляет (размер) ( в том числе, (размер) – за периоды ухода за детьми). Исходя из стоимости ИПК, установленного с 01.01.2022 в размере (размер), в общем размере пенсии за «нестраховые» периоды ухода за четырьмя детьми по состоянию на март 2022 года указанная часть составляет (сумма) руб.((размер) – коэффициент за 6 лет ухода за детьми *(сумма).) Пенсионный фонд полагает, что истец ошибочно истолковала нормы законодательства в представленном расчете пенсии прибавила к сумме пенсии 2017 года суммы за «нестраховые» периоды ухода за детьми за 2017 и 2022 года ((расчет сумм) так как указанные суммы входят в страховую часть пенсии.

При обращении ФИО1 к ответчику, Отделение ПФРФ истцу неоднократно даны разъяснения, из содержания которых, а также материалов пенсионного дела следует, что Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в редакции, действующей до 01.01.2019) предусмотрено установление социальных доплат неработающим пенсионерам, у которых общая сумма материального обеспечения меньше прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации. При изменении материального обеспечения пенсионера пересчитывался (приостанавливался) размер социальной доплаты, а именно: при увеличении материального обеспечения (в том числе в связи с индексацией пенсии) размер социальной доплаты уменьшался и наоборот, при уменьшении материального обеспечения социальная доплата увеличивался, а в итоге к выплате в течение года остается сумма прожиточного минимума, которая в 2015 году в Алтайском крае установлена в размере (размер) руб., в 2016 и 2017г.г. - (размер).

Материальное обеспечение истца состояло из пенсии, размер которой на январь 2015 г. составил (размер). ((сумма). - страховая пенсия по старости и (сумма),00 руб.- фиксированная выплата к страховой пенсии), то есть менее прожиточного минимума. Поэтому, в соответствии с Законом № 178-ФЗ производилась федеральная социальная доплата к пенсии, на январь 2015г. в размере (сумма) руб., и общая сумма материального обеспечения составила (расчет)

С 01.02.2015, с учетом индексации размер страховой пенсии по старости с фиксированной выплатой составил (сумма) руб. ((расчет) то есть превысил установленную величину прожиточного минимума, в связи чем выплата федеральной социальной доплаты приостановлена.

С 01.01.2016, в связи с установлением величины прожиточного минимума в размере (сумма) руб., истцу возобновлена выплата федеральной социальной доплаты и в январе 2016 г. материальное обеспечение составило (сумма) руб. ((сумма). пенсия + (сумма). федеральная социальная доплата). С 01.02.2016, размер пенсии истца проиндексирован, и составил (сумма). - фиксированная выплата и (сумма). - страховая пенсия). Соответственно, размер федеральной социальной доплаты уменьшен до (суммма) руб., а общая сумма материального обеспечения не изменилась и осталась на уровне прожиточного минимума (суммма)

С 01.02.2017 размер пенсии, с учетом индексации, составил (сумма)., размер федеральной социальной доплаты - (сумма) руб. С 01.04.2017 размер пенсии увеличен до (сумма) руб., размер федеральной социальной доплаты уменьшен до (сумма) руб.. а общая сумма материального обеспечения осталась на уровне прожиточного минимума (сумма)

По заявлению истца от 28.09.2017 пенсия по старости пересчитана в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за «нестраховые» периоды ухода за детьми и с учетом фиксированной выплаты с 01.10.2017 установлена в размере 8 672,82руб. Поскольку пенсия превысила величину установленного прожиточного минимума, выплата федеральной социальной доплаты прекращена.

Разъяснено, что в части перерасчета пенсии с учетом «нестрахового» периода ухода за детьми в силу ч. 1 с. 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы засчитываются иные (нестраховые) периоды, в том числе, период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет. но не более шести лет в общей сложности. В случае совпадения периодов работы с иными периодами, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, включает в страховой стаж застрахованного лица период, учет которого дает право на более высокую величину индивидуального пенсионного коэффициента. Если при назначении пенсии учтены периоды работы, совпадающие по времени с периодами ухода за детьми, то при перерасчете страховой пенсии производится исключение из стажа периодов работы, пересматривается размер пенсии, сумма валоризации. То есть, размер пенсии определяется заново, а за периоды ухода за детьми начисляются пенсионные коэффициенты, и.если происходит увеличение размера пенсии, производится перерасчет.

По заявлению от 28.09.2017 истцу произведен перерасчет страховой пенсии с учетом «нестрахового» периода ухода за детьми ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Период ухода за детьми до достижения ими возраста полутора лет у Вас составил 6 лет.

Коэффициент за полный календарный год периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет составляет:

5,4 - в отношении периода ухода одного из родителей за третьим ичетвертым ребенком до достижения ими возраста полутора лет.

За период ухода менее полного года, коэффициент определяется исходя из фактической продолжительности соответствующего периода. При этом один месяц ухода составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

Коэффициент за 1 год 6 месяцев ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до исполнения им возраста полутора лет составил 2,7(1 х 1,8 + 6 х 1,8/12), коэффициент за 1 год 6 месяцев ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до исполнения им возраста полутора лет составил 5,4(l х 3,6 + 6 х 3,6/12), коэффициент за 1 год 6 месяцев ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до исполнения им возраста полутора лет составил 8,1 (1 х 5,4 + 6 х 5,4/12), коэффициент за 1 год 6 месяцев ухода за ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения до исполнения им возраста полутора лет составил 8, 1(1 х 5,4 + 6 х 5,4/12), итого - 24,3.

Общий трудовой стаж на 01.01.2002, учтенный при определении размера пенсии до перерасчета, составлял 21 год 2 месяца 17 дней, «советский» стаж до 01.01.1991 15 лет 9 месяцев. При замене периодов работы совпадающими с ними периодами ухода за детьми до исполнения ими возраста полутора лет, общий трудовой стаж уменьшился до 15 лет 4 месяцев 12 дней, «советский» стаж до 1991 года - до 9 лет. Исходя из этого общего трудового стажа с учетом индивидуального пенсионного коэффициента 24,3 за 6 лет ухода за детьми размер пенсии истца с 01.10.2017 увеличен на (сумма) коп. и составил (сумма)., в том числе, за 6 лет ухода за детьми начислена сумма (сумма)

При перерасчете, с учетом «нестрахового» периода ухода Управлением ПФР неверно определен период ухода за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем размер пенсии пересчитан с учетом периода ухода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (до достижения ребенком возраста полутора лет), и с 01.10.2017 размер пенсии составил (сумма)

С учетом индексации, размер пенсии истца на март 2022 г. составляет (сумма)., в том числе (сумма) руб. фиксированная выплата и (сумма) руб. страховая пенсия, в составе которой (сумма). сумма страховой пенсии за «нестраховые» периоды ухода.

Доплата пенсии за период с 01.10.2017 по 28.02.2022 в сумме (сумма)., что установлено в ходе рассмотрения спора истцу произведена в феврале 2022 года.

Указано, что размер страховой пенсии истцу исчислен из заработка за 1987-1991г.г., фактический заработок за этот период составляет (сумма) руб. При среднемесячной заработной плате по стране (сумма) руб. отношение заработков составляет расчет., в связи с чем размер страховой пенсии является невысоким.

Исходя из характера заявленного спора определением Красногорского районного суда Алтайского края от 08.06.2023 года назначена судебная бухгалтерская экспертиза, производство которой было поручено экспертам ООО «Международное бюро судебных экспертиз оценки и медиации» МБЭКС».

Согласно экспертному заключению № от 30.08.2023 года, при проведении анализа расчета, применяемого при начислении страховой пенсии ФИО1 в соответствии с Законом №400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», Законом №173-ФЗ от 17.12.2001 « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» эксперт пришел к выводу о корректности начисления страховой пенсии по старости. Погрешность в выплатах составляет за 2020 год – 17,20 руб., за 2021 год – 18,24 руб., за 2022 год – 52,93 руб., за 2023 год – 61,02 руб., итого на общую сумму в размере 149, 39 руб. в пользу истца. Данное расхождение связано с производимыми округлениями в расчетах в исследовательской части. Суммы, приведенные ФИО1 о недоначисленной компенсации по уходу родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, за период с 01 октября 2017 года по 31 марта 2023 применены некорректно, что подтверждается расчетами, приведенными в экспертном заключении, позволяющим проверить корректность начисления, исходя из которого эксперт приходит к выводу о правильности начисления, произведенного Пенсионным Фондом РФ, что подтверждается включением периода по уходу за детьми в общую сумму выплаты страховой части пенсии и как итог расчет по баллам: 24,735+24,3= 49,035, где 24, 3 – за не страхованные периоды, 24, 735 – величина индивидуального пенсионного коэффициента на 01.01.2015 у ФИО1 в соответствии с Законом №400 ФЗ от 28.12.2013 « О страховых пенсиях», 49,035 – индивидуальный пенсионный коэффициент ФИО1 Расчет Пенсионного Фонда РФ сумм начисленной компенсации по уходу родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, за период с 01 октября 2017 года по 31 марта 2023 года является корректным и верным.

В экспертном заключении экспертом проанализированы расчеты ФИО1, приобщенные к материалам дела, выявлены ошибки в части произведения расчетов истцом: по нестраховым периодам, ФИО1 сложила суммы за 2017 и 2022 г., что является некорректным, исходя из методов формирования страховой части пенсии, сумма по которой за каждый год формируется ежегодно и может отличаться, в связи с индексацией стоимости страхового балла; за указанный период с 2017 по 2023 г. ФИО1 производит индексацию страховой части пенсии по старости полностью, а не той части, которая подлежит индексированию, то есть размер фиксированной выплаты устанавливается Правительством РФ, а страховая часть пенсии по старости индексируется в соответствии с коэффициентом индексации но основании Решения Правительства РФ об индексации. При рассмотрении ситуации по начислению страховой пенсии по старости ФИО1 индексация производилась на стоимость пенсионного коэффициента или балла.

В страховой стаж ФИО1 были включены период работы согласно записям в трудовой книжке истца, общий трудовой стаж на 01.01.2002 года составил – 19 лет 11 мес. 29 дней (стажевой коэффициент - 0.55, так как страховой стаж до 2002г. менее 20 лет, то стажевой коэффициент=0,55),

У ФИО1 сумма заработной платы за 2000-2001 годы (24 мес.) отсутствовала, для расчета учитывался заработок (на основании предоставленной справки) за период с 1987 – 1991гг. (60 месяцев) и составил (сумма), среднемесячный заработок за 1987 -1991гг. составил (сумма)

По состоянию на 01.01.2022г. пенсионный стаж ФИО1 составил 15 лет 08 мес. 23 дня или 185,9 месяцев, для расчета были исключены из стажа периоды, когда ФИО1 находилась в отпуске по уходу за каждым ребенком до достижения ими возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. Далее эти периоды были учтены ПФР в виде баллов и включены в сумму при начислении страховой части трудовой пенсии.

В соответствии с п.1 ст. 30 ФЗ « 173 – ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» пенсионный капитал по состоянию на 01.01.2002г. определяется по формуле: ПК1 (01.01.2002=(РП-450 руб.) *Т,

где ПК1- это величина расчетного пенсионного капитала,

РП – расчетный размер трудовой пенсии,

450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии со старости, который устанавливался з законодательством Российской Федерации на 01.01.2002г.,

Т – ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, который у ФИО4 составлял 204 месяца общий трудовой стаж.

Среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 01 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержден Правительством Российской Федерации и составляет 1671 руб., то при расчете размер трудовой пенсии ФИО4 (РП)=0,55 (стажевой коэффициент)*0,82 (соотношение среднемесячных заработков истца) 81671 руб(сумма).

Таким образом, пенсионный капитал у ФИО1 составил ПК1 на 01.01.2002г.=(753,62 -450) *204=(сумма)

Так как пенсионный капитал определяется пропорционально отработанному стажу ( у ФИО1 составил 185,97 месяцев с учетом вычета отпуска по уходу за детьми полутора лет), то значит ПК1 ФИО1 по состоянию на 01.01.2002г=61938 руб. 48 коп. *185,97/240 мес.=(расчет)

Расчетный пенсионный капитал истца ФИО1 в размере (сумма).по состоянию на 01.01.2002г. подлежал ежегодной индексации, итоговый коэффициент составил 4,2556. С учетом индексации по состоянию на 2011 год расчетный пенсионный капитал ФИО1 составил (сумма)

Общий трудовой стаж работы в «советский» период до 1991 года ФИО1 составляет 10 лет 5 дней, сумма валоризации (денежной переоценки пенсионных прав всех граждан, имеющих трудовой стаж до 2002 г.) составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала и сверх того, 1% за каждый год страхового стажа до 1991г. Таким образом, сумма валоризации составляет (расчет)

Таким образом, размер страховой части трудовой пенсии с учетом индексации ФИО1 составил в (суммы)., итого, размер страховой части трудовой пенсии на 01.01.2015 года составил (сумма)

При переходе на расчет по нормам Федерального закона №400 – ФЗ от 28.12.2013 « О страховых пенсиях» пенсионные права граждан, у которых пенсии были назначены по состоянию на 31.12.2014, были преобразованы в индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы)

Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) зависит от суммы годовых пенсионных коэффициентов (баллов) за период до и после 01.01.2015, а также от повышающего коэффициента к страховой пенсии.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) за периоды до 01.01.2015 года определяется на основании документов выплатного дела исходя из размера установленной трудовой пенсии (без учета фиксированного базового размера и накопительной части пенсии), разделенного на стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 01.01.2015 (1балл=(сумма) руб.).

Таким образом, величина индивидуального пенсионного коэффициента на 01.01.2015 у ФИО1 составила= (сумма) коп.(размер страховой части пенсии по состоянию на 01.01.2015г.)*64 руб. 10 коп.=24, 735 баллов.

Баллы, начисленные за нестраховые периоды ФИО1 составили 24,3 пенсионных балла, в том числе.:

- по уходу за первым ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения – 2,7 пенсионных балла ( за 1.5 года);

- по уходу за вторым ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения – 5,4 пенсионных балла( за 1,5 года);

- по уходу за третьим ребенком ДД.ММ.ГГГГ года рождения - 8, 1 пенсионных баллов (за 1,5 года)

- по уходу за четвертым ребенком ДД.ММ.ГГГГ рождения – 8, 1 пенсионных баллов (за 1,5 года).

Таким образом, за нестраховые периоды размер баллов -24,3.

Общий размер индивидуальных пенсионных баллов ФИО1 составил 24,735+24,3=49,035 баллов.

Исходя из стоимости пенсионного балла, установленного Правительством Российской Федерации, величина выплат ФИО1 составила:

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

(персональнвые данные)

Из смысла ст. 67 ГПК РФ, заключение эксперта не имеет для судьи заранее установленной силы и подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами, в том числе объяснениями самого гражданина, - на основе внутреннего убеждения судьи в том, что отсутствуют основания для сомнений в достоверности, подлинности, профессиональном уровне и полноте заключения экспертов

У суда нет оснований сомневаться в выводе экспертов, которые согласуются с исследованными в судебном заседании доказательствами, материалами пенсионного дела. Эксперт имеет высшее профессиональное экономическое образование, стаж работы с 2004 года, предупрежден об уголовной ответственности. Стороной истца экспертное заключение не оспаривалось.

При таких данных, проанализировав представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что перерасчет и корректировка пенсии были произведены истцу, согласно действующему пенсионному законодательству, однако экспертом ООО « МБЭКС» ФИО5 при производстве экспертного исследования № была установлена погрешность в выплатах, производимых Пенсионным фондом в пользу ФИО1 за 2020 год в размере 17 руб. 20 коп., за 2022 год - 52 руб. 93 коп., за 2023 год – 61 руб. 02 коп, в пользу истца, всего на общую сумму 149 руб. 67 коп., что трактуется в пользу и интересах истца.

Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о взыскании указанной суммы недоплаченной страховой пенсии в размере 149 руб. 67 коп. в пользу истца ФИО1, в удовлетворении остальных требований истца, с учетом установленных судом обстоятельств надлежит отказать.

Согласно ч.1 ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Истец при подаче иска уплатил государственную пошлину в размере 5801 руб., принимая во внимание, что требования истца удовлетворены частично, судебные расходы, понесенные истцом на оплату государственной пошлины, подлежат возмещению истцу в сумме 149 руб. 67 коп.(5801*2,57%).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю /ИНН / в пользу ФИО1 /СНИЛС / сумму недоплаченной страховой пенсии в размере 149 руб. 39 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 149 руб. 67 коп.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Красногорский районный суд Алтайского края.

Судья Е.В. Горбунова