НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красногорского районного суда (Алтайский край) от 01.02.2016 № 2-10/2016

Дело № 2-10/2016

Мотивированное решение изготовлено 01.02.2016 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красногорское 27 января 2016 года

Красногорский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кытмановой Е.Н., при секретаре Савиной Е.Н., с участием заместителя прокурора Красногорского района Лоренц М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Красногорского района в интересах Тереховой А.И. к Администрации Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края о взыскании задолженности и встречное исковое заявление Администрации Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края к Тереховой А.И. о признании незаконным начисления невыплаченной доплаты к пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красногорского района Алтайского края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в Красногорский районный суд с настоящим иском в интересах Тереховой А.И. о взыскании задолженности по доплате к пенсии за период с августа 2014 года по август 2015 года, мотивируя тем, что распоряжением администрации Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края Тереховой А.И. с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия за выслугу лет в размере 45% среднемесячного денежного содержания за вычетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию не день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости и фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости. Однако в вышеуказанный период пенсия не выплачивалась. Задолженность составляет <данные изъяты> рублей.

Администрация Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края обратилась с встречным иском к Тереховой А.И., в котором просила признать незаконным начисление невыплаченной доплаты к пенсии Тереховой А.И., мотивируя тем, что доплата к пенсии, назначенная Тереховой А.И., была назначена незаконно, поскольку у ответчика отсутствует необходимый для этого трудовой стаж в должности муниципального служащего 15 лет. У Тереховой А.И. он составляет 13 лет 17 дней.

В судебном заседании заместитель прокурора района Лоренц М.М. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что поскольку пенсия за выслугу лет Тереховой А.И. назначена, но не выплачена, администрация обязана выполнить свои обязательства. Кроме того, Положение о порядке назначения, выплаты и индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Администрации Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края, и лицам, замещавшим должность главы Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края, утвержденное решением Совета депутатов Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ предусматривает условия, при которых прекращается выплата пенсии за выслугу лет. Обстоятельства, при которых Тереховой А.И. назначена пенсия за выслугу лет, под изложенные в данном нормативном акте не подпадают, в связи с чем необоснованно применены администрацией Новозыковского сельсовета.

Истец-ответчик Терехова А.И. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований, встречное исковое заявление просила оставить без удовлетворения, полагая назначение пенсии ей законным.

Представитель ответчика-истца администрации Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края – Сарычева О.Б. в судебном заседании настаивала на удовлетворении встречного искового заявления, ссылаясь на то, что поскольку выплата пенсии по выслуге лет и ее назначение является правом администрации, то у них имелись основания пересмотреть выплату пенсии по выслуге лет Тереховой А.И. В рамках своих полномочий на заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ право на выплату пенсии за выслугу лет Тереховой А.И. было прекращено. Распоряжение Администрации Новозыковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ отменено. Против удовлетворения иска прокурора возражала.

Представитель третьего лица Администрации Красногорского района Алтайского края – Токарев Р.Г. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, какого-либо мнения относительно иска прокурора и встречного иска суду не представил.

Выслушав мнение сторон, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав истца-ответчика Терехову А.И., заместителя прокурора района Лоренц М.М., представителя ответчика-истца Сарычеву О.Б., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.

Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 12 части 1 статьи 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пункт 5 части 1 статьи 23).

В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

Приведенные нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путем введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Пункт 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.

Аналогичные положения в области пенсионного обеспечения лиц, замещающих выборные муниципальные должности и муниципальных служащих были закреплены в ст. 30 Закона Алтайского края от 10.09.1997 года № 48-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае».

Статьей 9 Закона Алтайского края от 07.12.2007 № 134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском краев» установлено, что на муниципальных служащих в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственных гражданских служащих, установленные федеральными законами и законами Алтайского края. Условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В данном случае основания возникновения права на пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальных служащих Новозыковского сельсовета Красногорского района, а также порядок назначения пенсии за выслугу лет и определения ее размера урегулированы принятым Советом депутатов Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края решением от 20.05.2011 года № 14-РС «Об утверждении Положения о порядке назначения, выплаты и индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Администрации Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края, и лицам, замещавшим должность главы Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края».

Согласно статье 5 указанного Положения финансирование пенсии за выслугу лет поименованных выше лиц производится за счет средств бюджета сельсовета.

Статьей 8 Положения установлено, что размер пенсии за выслугу лет, устанавливаемой лицам, замещавшим должности муниципальной службы Администрации сельсовета, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет составляет 45 процентов среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости и фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

Согласно Решением Совета депутатов Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ года «О создании правовой базы по вопросам осуществления муниципальной службы в Администрации Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края» утвержден реестр муниципальных должностей в Администрации Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края, согласно которому к муниципальным должностям относятся: выборные муниципальные должности (глава муниципального образования), высшая должность (заместитель главы администрации), старшая должность (главный специалист администрации), младшая муниципальная должность (специалист первой категории администрации).

Аналогичные положения о должностях муниципальной службы были закреплены в ст. 7 Постановления Красногорского районного Совета депутатов Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о муниципальной службе в Красногорском районе», действовавшем на территории всех муниципальных образований Красногорского района.

В судебном заседании установлено, что Терехова А.И. ДД.ММ.ГГГГ принята в Новозыковскую администрацию в качестве кассира-налоговика. С ДД.ММ.ГГГГ назначена на младшую муниципальную должность специалистом 1 категории по налогам, ДД.ММ.ГГГГ переведена в централизованную бухгалтерию специалистом 1 категории по бухучету, ДД.ММ.ГГГГ переведена в аппарат управления специалистом 1 категории по налогам. Уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, стаж муниципальной службы у Тереховой А.И. начал исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно распоряжения Администрации Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края -р от ДД.ММ.ГГГГ Тереховой А.И. с ДД.ММ.ГГГГ установлена пенсия за выслугу лет в размере 45 % среднемесячного денежного содержания.

Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов об установлении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что при назначении Тереховой А.И. пенсии за выслугу лет было указано, что последняя работает с ДД.ММ.ГГГГ в должности кассира-налоговика в сельсовете и с указанной даты Терехова А.И. считалась муниципальным служащим.

Однако в силу вышеприведенных норм закона Терехова А.И. начала работу на муниципальной должности с ДД.ММ.ГГГГ, когда переведена на младшую муниципальную должность, включенную в реестр должностей муниципальной службы.

Таким образом, стаж муниципальной службы у Тереховой А.И. составляет 13 лет 17 дней.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования.

Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

В связи с изложенным довод истца о том, что пенсия уже назначена и должна быть выплачена судом не принимается.

Не принимаются и доводы прокурора о том, что отмена пенсии по выслуге лет произведена с нарушением ст. 36 Положения о порядке назначения, выплаты и индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Администрации Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края, и лицам, замещавшим должность главы Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края.

Как следует из указанной статьи выплата пенсии за выслугу лет прекращается:

- в случае смерти лица;

- в случае признания лица в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим;

- в случае получения лицом иной пенсии за выслугу лет, доплаты к пенсии или иного ежемесячного пожизненного денежного содержания, назначенных в соответствии с федеральным законом, законом Алтайского края или иного субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом;

- при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на пенсию за выслугу лет.

В данном случае администрацией Новозыковского сельсовета не применялись положения данной нормы, а применились нормы, регламентирующие право администрации вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.

В связи с изложенным исковые требований прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах Тереховой А.И. не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Встречное исковое заявление администрации Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из представленных в судебное заседание документов, на основании протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов об установлении пенсии за выслугу лет от ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией сельсовета вынесено распоряжение -р от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение Администрации Новозыковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ-р «Об установлении пенсии за выслугу лет Тереховой А.И.» отменено.

Таким образом, в рамках имеющихся полномочий администрация сельсовета признала незаконным начисление невыплаченной доплаты к пенсии в указанном в иске размере и признание незаконным начисления данной доплаты решением суда, дополнительно, не требуется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах Тереховой А.И. оставить без удовлетворения.

Встречные исковые требования Администрации Новозыковского сельсовета Красногорского района Алтайского края к ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме с подачей жалобы через Красногорский районный суд.

Судья Е.Н. Кытманова