НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Красногорского городского суда (Московская область) от 29.05.2023 № 2-3639/2023

Дело № 2-3639/2023

(УИД 50RS0021-01-2022-012453-49)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2023 года г. Красногорск

Красногорский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Шабановой Т.И.,

при секретаре судебного заседания Иваницкой Е.Н.,

с участием представителя истца – адвоката Шестоперовой Г.В., представившей удостоверение № 12284, регистрационный номер в реестре адвокатов 50/10490, ордер № 027347 от 16 февраля 2023 года, доверенность 50 АБ 8834001 от 31 марта 2023 года, представителя ответчика – Соляновой С.А., представившей доверенность № 1.5.5/1316 от 21 марта 2023 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинской Натальи Константиновны к Администрации г.о. Красногорск Московской области об обязании произвести оценку недвижимого имущества в целях последующего договора мены,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с уточненным иском к Администрации г.о. <адрес> об обязании произвести оценку недвижимого имущества в целях последующего договора мены.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение – комната – расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 50:11:0020513:2784, площадью 13,7 кв.м., в четырёх комнатной коммунальной квартире общей площадью 78,5 кв.м., в том числе жилой 59,1 кв.м. и 23/100 долей в праве собственности на места общего пользования в указанной коммунальной квартире.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в муниципальную программу г.о. Красногорск «Переселение граждан из аварийного жилищного фона» на 2020-2024 года.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил истца о получении смотрового ордера, ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан смотровой ордер на осмотр квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Решением общественной комиссий по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного постановлением Администрации городского поселения Красногорск от ДД.ММ.ГГГГ, истцу в связи с реализацией мероприятий подпрограммы городского поселения Красногорск «Расселение граждан из ветхого жилья на территории городского поселения Красногорск» на 2020-2024 гг., с её согласия, по договору мены предоставлено жилое помещение в виде однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В связи с угрозой обрушения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ истец выселена из принадлежащей последней комнаты по вышеуказанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ стороны заключили дополнительное соглашение к договору найма жилого помещения маневренного фонда , согласно которому истцу во временное пользование предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, г.<адрес>.

При определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение ответчик определил стоимость жилого помещения – комнаты, площадью 13,7 кв.м., принадлежащей истцу на праве собственности, вместе с тем последний уклоняется от оценки принадлежащей истцу на праве собственности доли 23/100 в праве общей долевой собственности в местах общего пользования в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.

Просила обязать ответчика определить разницу между квадратными метрами предоставляемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, г.<адрес> квадратными метрами, находящимися в собственности истца в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, исходя из 18,2 кв.м. общей площади, состоящей из площади жилой комнаты с кадастровым номером 50:11:0020513:2784, площадью 13,7 кв.м. и 23/100 долей в праве общей площади мест общего пользования в коммунальный квартире, что соответствует 4,5 кв.м.

Истец в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направляла.

Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать, по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела в адрес суда не направлял.

Статья 167 ГПК РФ предусматривает, что лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если они не сообщили суду об уважительных причинах неявки и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Согласно положениям ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться принадлежащими им процессуальными правами и не злоупотреблять ими.

В соответствии со статьей 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

С учетом задач судопроизводства, принципа правовой определенности, общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, отложение судебного разбирательства в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих деле, при принятии судом предусмотренных законом мер для их извещения и при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика, учитывая, что он надлежащим образом извещен о дате и времени судебного разбирательства.

Суд, выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение – жилая комната, общей площадью 13,7 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 50:11:0020513:2784.

На основании вступившего в законную силу решения Красногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу на праве общей долевой собственности 23/100 в праве принадлежит 23/100 доли в праве места общего пользования коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Право общей долевой собственности истца зарегистрировано в предусмотренном законом порядке.

Постановлением администрации г.<адрес> муниципального района <адрес> от от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ стороны заключили договор найма жилого помещения маневренного фонда, согласно которой истцу во временное владение и пользование предоставлено жилое помещение – квартира, общей площадью 46,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, г.о. Красногорск, <адрес>.

Решением заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ организована работа по расселению жителей кварт №, 8,9,19,20,23,24 <адрес>, по плану расселения многоквартирного дома.

В соответствии с подпрограммой – «Расселение граждан из ветхого жилья на 2020-2024 года» муниципальной программы городского поселения Красногорск «Жилище», утвержденной Постановлением Администрации г.о. Красногорск «Жилище», утвержденной Постановлением администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ода «Об утверждении муниципальной программы городского округа Красногорск «Жилище» на 2020-2024 годы» жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ утвержденного Постановлением администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в маневренном фонде, на основании п. 10 ч. 5 Положения о «Порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда г.о. <адрес>, утвержденного решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. Этим же решением истец снята с учёта нуждающихся в предоставлении жилого помещения маневренного фонда на основании п. 4 ч. 1 ст. 5 Решения Совета депутатов г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с предоставлением истцу однокомнатной квартиры площадью 47 кв.м. по адресу: <адрес>, сроком до заключения договора мены, но не более чем на два года, без права дальнейшего продления.

Решением общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного Постановлением Администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истцу предоставлена однокомнатная квартира, площадь. 47 кв.м. по адресу: <адрес>, г.о. Красногорск, <адрес>, путем заключения договора мены, принадлежащего ФИО1 на праве собственности жилого помещения – комнаты, общей площадью 18,19 кв.м., в том числе жилой 13,7 кв.м., в четырех комнатной квартире, по адресу: г.о. Красногорск, <адрес>.

Отделу распоряжения муниципальной собственностью поручено осуществить оценку жилого помещения – комнаты, общей площадью 18,19 кв.м., в том числе жилой 13,7 кв.м. в четырехкомнатной квартире, по адресу: г.о. Красногорск, <адрес> заключить с ФИО1 договор мены и заключить с ФИО1 договор мены.

ДД.ММ.ГГГГ произведено определение рыночной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес> кадастровым номером 50:11:0010104:16380. Согласно отчета об оценке от ДД.ММ.ГГГГ стоимость квартиры по указанному адресу составила 7 870 977 рублей 00 копеек.

Постановлением Администрации г.о. Красногорск от ДД.ММ.ГГГГ «О заключении договора мены жилого помещения по адресу: <адрес>, г.о. Красногорск, <адрес>, ком. 4, площадью 13,7 кв.м. на жилое помещение по адресу: <адрес>№, площадью 43,6 кв.м.

Доплата за 29,9 кв.м. составляет 2 698 879 рублей 00 копеек.

Согласно ответа ответчика на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что предыдущий отчет об оценке прекратил свое действие, информация о необходимости проведения оценки рыночной стоимости квартиры по адресу: <адрес>, будет передана в оценочную компанию.

ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил истца о получении смотрового ордера, ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан смотровой ордер на осмотр квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности и расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

В соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 20 п.п. «и» постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии счастью 8 статьи 32ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

По смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).

Как следует из определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ по делу -КГ 19-9, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность граждан оплачивать разницу в стоимости предоставленного и изъятого жилого помещения. Кроме того, региональная адресная программа переселения из аварийного жилья в новое жилое помещение в качестве источников финансирования предусматривает средства Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного и местного бюджетов, но не средства граждан.

Федеральный закон Российской Федерации № 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение, при этом федеральным законодательством не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.

Согласно Обзору судебной практики по делам, связанных с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции «Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Соответствии со ст. 16 ЖК РФ видами жилых помещений являются, в частности, квартира и комната как часть квартиры.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворению гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленное помещении.

Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру площади указанной комнаты.

В связи с вышеизложенным, в соответствии положениями ст.ст. 15, 16, 42 ЖК РФ, в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находится при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты, а также доля площади вспомогательных помещений всех коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Указанные правила исчисления общей площади комнаты как части коммунальной квартиры применимы в целях определения общей площади жилого помещения в виде комнаты в коммунальной квартире как отдельного объекта прав.

Вступившим в законную силу решением Красногорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 признано 23/100 доли в праве мест общего пользования коммунальной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Право общей долевой собственности истца зарегистрировано в предусмотренном законом порядке.

Из исследовательской части представленного ответчиком отчета об оценке следует, что при проведении оценки не учтены положения ч. 1 ст. 7, ст. 15, ст. ст. 16, 42 ЖК РФ в их взаимосвязи, согласно которым в общую площадь комнаты как части коммунальной квартиры подлежит включению жилая площадь самой комнаты, площадь вспомогательных помещений, которые могут находиться при такой комнате и использоваться исключительно для обслуживания данной комнаты (например, кладовая), а также доля площади вспомогательных помещений всей коммунальной квартиры в целом (кухни, туалета, ванной и т.д.), используемых для обслуживания более одной комнаты.

Согласно ответа ответчика на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что предыдущий отчет об оценке прекратил свое действие, информация о необходимости проведения оценки рыночной стоимости квартиры по адресу: <адрес>, будет передана в оценочную компанию.

На момент рассмотрения дела по существу, стороной ответчика не представлено, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих, что ответчиком проведена работа по оценке рыночной стоимости квартиры по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сорочинской Натальи Константиновны к Администрации г.о. Красногорск Московской области об обязании произвести оценку недвижимого имущества в целях последующего договора мены – удовлетворить частично.

Возложить на Администрацию г.о. Красногорск Московской области (ИНН 5024002077) определить разницу между площадью предоставляемого Сорочинской Наталье Константиновне (паспорт гражданина Российской Федерации , выдан ТП № 2 ОУФМС России по Московской области по Красногорскому муниципальному району, ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения 500-230) жилого помещения, расположенного по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. оранжерейная, д. 5, кв. 195, площадью 43,6 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010104:16380, и общей площади комнаты 4 как части коммунальной квартиры, расположенной по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Первомайская, д. 7, (с учетом жилой площади комнаты № 4, расположенной по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Первомайская, д. 7, кв. 23, с кадастровым номером 50:11:0020513:2784, площадью 13,7 кв.м.) и 23/100 доли в праве собственности на места общего пользования указанной коммунальной квартиры, расположенной по адресу: Московская область, г. Красногорск, ул. Первомайская, д. 7, кв. 23.

В удовлетворении исковых требований в большем размере – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течении месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2023 года.

Судья Т.И. Шабанова